Народный костюм отражение народной художественной культуры
Вложение | Размер |
---|---|
narodnyy_kostyum_otrazhenie_narodnoy_hudozhestvennoy_kultury.docx | 49.52 КБ |
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Малая академия наук Крыма "Искатель"
Отделение: фольклористика и искусствоведение
Секция: фольклористика
Народный костюм отражение
народной художественной культуры
Работу выполнила:
Денисенко Камилла Олеговна, ученица 10-А класса, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №4" городского округа Судак
Научный руководитель:
Касперович Анжелика Ивановна, учитель искусства, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №4" городского округа Судак
г. Судак – 2020
Малая Академия Наук Крыма «Искатель»
Отделение: фольклористика и искусствоведение
Секция: фольклористика
Народный костюм отражение
народной художественной культуры
г. Судак – 2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................7
РАЗДЕЛ 1 Национальный костюм – история, любого народа ....................9
Народный костюм – предмет гордости для любой нации ...... ...........9
Русский национальный костюм – как история жизни русских людей ..9
Виды костюмов, которые и сейчас активно используют в наше время 10
История происхождения русского костюма..................................... .......10
Когда и какое одеяние в то время носили люди............................. .......11
РАЗДЕЛ 2 Значение русского народного костюма у женщин.................. 12
Что означает русский народный костюм у женщин. Каким костюм был для девушек? Из чего состоял и как носился?...................... .........12
Какие разновидности наряда существовали?.......................... . .............12
Передники – важная составляющая наряда................................ ............13
Юбка – важный атрибут костюма................................................. ..........13
Головные уборы – славянские обряды.......................................... ..........14
Верхняя одежда у женщин.............................................................. .........14
Украшения – русских красавиц ...............................................................15
РАЗДЕЛ 3 Значение русского народного костюма у мужчин ....................12
3.1.Что означает русский народный костюм у мужчин. Каким костюм был для мужчин? Из чего состоял и как носился? ............................ ...16
3.2. Состав мужского одеяния .................................. ...............................16
3.3. Порты – традиционные русские штаны ............... ..............................16
3.4. Разнообразие в верхней одежде............................................. ..............17
3.5. Мужская традиционная обувь......................... ...... ..............................17
3.6. Головные уборы у мужчин. Какими они были и как выглядели.......17
РАЗДЕЛ 4 Каким костюм был у детей ..........................................................18
4.1. Детский русский народный костюм. ..................................................18
РАЗДЕЛ 5 Значение в деталях................................ .......................................19
5.1. Особенности и значение деталей русского народного костюма.......19
РАЗДЕЛ 6 Обереги в костюме и что они значили................. ......................20
6.1. Обережная одежда русского крестьянина......................................20
6.2. Магический орнамент............................................................................20
6.3. Защитные бусы и ожерелья...................................................................21
6.4. Красный пояс от всех бед – так считали на древней Руси.................21
РАЗДЕЛ 7. Русский народный колорит в мировой моде.......... ..................23
7.1. Русский народный колорит в современной мировой моде, в наше время 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................24
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ....................................................... .......................25
ВВЕДЕНИЕ
Тема моей исследовательской работы стала мне интересна на уроках истории и искусства. Мне стало интересно из чего состоит русский народный костюм. Имеют ли какие-то элементы костюма, важное значение?
Данная тема будет довольно актуальна, для учителей и учеников, которые хотят расширить свой кругозор в плане истории, быта и культуры русского народа.
Актуальность: данная работа, актуальна для тех, кто только начинает изучать историю русского быта.
Объектом моей исследовательской работы будет: история русской культуры, русского быта и русского народного костюма. Изучим такие вопросы как: какие виды костюмов бывают? Из чего их шьют? Какие традиции и обряды совершались, когда костюмы носили?
Цель работы: в данной исследовательской работе я буду разбирать – Русский народный костюм. Как самый многогранный и костюм, который несёт очень важный исторический смысл, жизни русский людей на протяжении многих столетий.
Задачи, поставленные для исследования:
Как национальный костюм стал историей русского народа.
Виды костюмов, которые используют и использовали когда-то.
История происхождения русского костюма.
Из каких материалов его изготавливали и как создавали.
Какие важные значения имел сам костюм.
Изучить литературу по данным вопросам.
Обобщить полученные сведения исследовательской работы.
Распространить информацию среди членов школьного общества: среди учеников и учителей истории и искусства.
Собранный материал презентовать учителям для возможного использования его, как для изучения, либо на основных уроках, либо на внешкольных занятиях.
Гипотеза: я предполагаю, что во многом история русского народа связана именно с традиционным русским костюмом, также выяснить, как народный костюм может стать отражением в народной художественной культуре русского общества. это и буду исследовать.
РАЗДЕЛ 1.
Национальный костюм – история, любого народа.
Народный костюм – предмет гордости для любой нации. Национальный костюм любого народа – это удивительное явление, отражающее особенности культуры народа, его историю. Он своим языком цвета, формы и орнамента рассказывает о культурных особенностях своего народа.
У каждого человека в мире есть свои национальные «корни», каждый из нас индивидуален и неповторим. Так же, как и наши семьи и их истории. Одной из самых важных черт самовыражения национальных черт – это национальный костюм.
. Русский национальный костюм – как история жизни русских людей.
Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими людьми в повседневном и праздничном обиходе.
Костюм — отличительный стиль в одежде, отражающий социальную, национальную, региональную принадлежность человека. Костюм может также означать художественное сочетание аксессуаров, соответствующее времени или месту.
Одним из самых интересных и необычных национальных костюмов является русский народный костюм.
Русский народный костюм – это наряд, в котором отразились обычаи и быт русского народа, его история и деятельность. Комплекты вещей для будних дней, работы и праздничных выходов.
Со времени появления Русский народный костюм, сохранил одно самое главное правило – многослойность наряда. Это требование действовало как для женского, так и мужского одеяния. Чем зажиточнее и богатее, был русский человек, тем больше слоёв одежды он надевал на себя. Праздничный наряд богатой женщины мог состоять из двадцати вещей, в то время как для повседневного комплекта хватало и семи элементов.
. Виды костюмов, которые и сейчас активно используют в наше время.
На данный момент, существует 3 типа костюмов, которые и сейчас активно носят, такие как:
Театральный костюм
Театральный костюм - это составная сценического образа актера, средство художественного воздействия на зрителя, в сочетании с другими деталями костюм помогает актёру создать образ персонажа.
Национальный (народный) костюм
Национальный костюм - отражает индивидуальность группы людей и характеризует особенности её культуры. Таков и русский национальный костюм. Также национальный костюм является предметом национальной гордости.
Праздничные костюмы
Праздничные костюмы – сопровождение многих праздников, переодеваниями в сказочных персонажей. Например, костюм Деда Мороза на Новый год.
. История происхождения русского костюма.
Русский костюм – очень сложное, многогранное явление. В нем выразилась красота, история и быт, русского народа.
При создании русского костюма были задействованы, самые разные прикладные искусства и ремесла, развивавшиеся в то время на Руси. Такие как:
Ткацкое ремесло - производство ткани на ткацких станках, одно из древнейших ремёсел на Руси;
Искусство вышивки - рукодельное искусство, украшения самыми различными узорами ткани и материалы;
Вязальное ремесло или искусство изготовления кружев - процесс изготовления изделий из одной или нескольких нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов;
Ювелирное искусство - это разновидность декоративно-прикладного искусства, изготовление украшений. Многие элементы костюмов украшались резными пуговицами из серебра и золота, кокошники – драгоценными камнями и т. д.
Немаловажным был также правильный подбор тканей. Украшения, отделка и покрой носили скрытый символический смысл.
Традиционно русский костюм имел несколько отличительных черт:
1)Вся одежда делилась на: распашную - застегивающуюся на пуговицы или специальные крючки и накидную - она надевалась, как нынешние футболки, через голову;
2)Большое количество верхней одежды – различных накидок, епанчи, шуб и так далее.
Формирование русского национального костюма закончилось примерно в 17 веке. После указа Петра I в 1699 году, русское традиционное платье уступило место европейскому. Как известно, Пётр I стремился «прорубить окно в Европу», в связи с этим провёл реформирование и на национальный русский костюм.
С того времени традиционное русское платье стало «крестьянским» и сохранилось только у представителей соответствующих слоев населения, таких как: 1) крестьяне; 4) монашество; 3) духовенство.
Это было закреплено законодательно: за производство и продажу русского национального костюма предусматривались штрафные санкции.
. Когда и какое одеяние в то время носили люди.
Традиционное русское платье существовало в двух вариантах, праздничном и повседневном. Для обоих характерна так называемая «многослойность» (наличие нескольких слоев одежды). Силуэт прямой или расширенный книзу (клеш). Подчеркивать талию было не принято. При выборе тканей предпочитали яркие расцветки.
Так как в то время были либо зажиточные, либо малоимущие люди, у которых не было особо большого количества средств, на покупку разных платьев(сарафанов), обуви и верхней одежды. Поэтому у каждого крестьянина было по одной вещи для праздничного и повседневного выхода.
Как правило «праздничным», считался выход в так называемый «свет». Это могли быть праздники, балы, приёмы и так далее. Повседневным же был, обычный наряд для комфортной работы.
РАЗДЕЛ 2.
Значение русского народного костюма у женщин.
2.1. Что означает русский народный костюм у женщин. Каким костюм был для девушек? Из чего состоял и как носился?
Повседневная и праздничная русская одежда.
В русском национальном костюме существовало четкое разделение нарядов на праздничные и будничные.
Одежда для ежедневного ношения была очень простой и состояла всего лишь из нескольких элементов. Шили ее из недорогих материалов. Для работы существовали отдельные варианты костюма — прочно пошитые, из плотной ткани, удобные и не стесняющие движений.
Праздничный русский костюм мог включать до 20 разнообразных элементов. Для пошива использовали дорогие ткани: шерсть, парчу, бархат и тому подобное. Разновидностью праздничного костюма был обрядовый — для походов в церковь, участия в похоронах, крестинах и тому подобное.
2.2. Какие разновидности наряда существовали?
Русский национальный костюм для женщин мог быть сарафанным и понёвным. Основой наряда была просторная рубаха. Рубахи шили из натуральных тканей — льна или хлопка. В каждой области существовали свои разновидности узоров и орнаментов, которыми была украшена русская одежда. Русская женская рубаха только у бедных крестьянок шилась из небеленого полотна, причём почти у каждой имелась праздничная вещь белого цвета с различными вышивками и орнаментами. Особым, считалась одежда для повседневной жизни, украшенная орнаментом с птицами и животными. Женский костюм изобиловал узорами. В орнамент вплетали изображение людей, животных, птиц, растения и геометрические фигуры. Преобладали солнечные знаки, круги, кресты, птицы. Рисунки могли иметь ширину до 30 см, каждая часть вышивки изделия, украшалась своим орнаментом. Подол рубахи, а также рукава и область ворота украшали вышивкой, расшивали тесьмой, блестками и пуговицами. Также при шитье применяли узорчатые вставки. Для праздничного костюма готовили рубаху, полностью расшитую спереди плотным орнаментом.
Распашные сарафаны - имели вид трапеции. Шов, соединяющий два куска ткани, располагался впереди. Место скрепления полотен украшали пуговицами или тесьмой.
Глухой сарафан - изготавливали из одного тканевого полотнища. Прямые, «круглые» сарафаны были очень удобны в носке благодаря своему свободному покрою и наличию наплечных лямочек.
Расцветка сарафанов зависела от предназначения одежды: праздничная или на каждый день. Самой востребованной была красная, синяя, голубая, бордовая ткань. На обычные сарафаны использовали грубое сукно или ситцевый материал. Праздничные и свадебные одеяния шили в основном из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца.
Красный - тот цвет, который предпочитали в одежде и крестьяне, и бояре. Цвет огня и солнца, символ власти. До тридцати трёх оттенков красного можно увидеть в традиционных костюмах Руси. Каждый оттенок имел свое название.
По одежде можно было определить возраст ее владельца. Наиболее ярко одевались молодые девушки до рождения ребенка. Скромной палитрой отличались костюмы детей и людей в возрасте.
2.3. Передники – важная составляющая наряда.
Передники были самыми красивыми и почитаемыми элементами одежды, надеваемой женщинами. Эта часть костюма делалась из толстого холста, украшалась вышивками с орнаментами и лентами из шёлка. Края передника оформлялись бахромой из ниток, разноцветными оборками, кружевами красного или белого цвета. Передник не только защищал одежду от загрязнения, но и украшал праздничный наряд, придавал ему законченный, торжественный вид. Передник носили поверх рубахи, сарафана и поневы. Его украшали узорами, шелковыми лентами и отделочными вставками, край оформляли кружевом и оборками. Существовала традиция вышивать передник определенными символами. По которым можно было, как по книге, прочесть историю женской жизни: создание семьи, число и пол детей, почивших родственников.
2.4. Юбка – важный атрибут костюма.
Юбку надевали на рубаху и оборачивали вокруг бедер, верхний край юбки подгибался и скреплялся, оставляя внутри место для вдевания пояска - гашника, так его называли в то время. Сверху обычно носили передник. На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд надевания поневы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.
Понева — мешковатая юбка, надеваемая вокруг талии — была обязательным элементом гардероба замужней женщины. Понева состояла из трёх-пяти кусков ткани, сшитых между собой по кромке, могла быть глухой или распашной. Её длина зависела от длины женской рубахи. Подол украшали узорами и вышивкой. Чаще всего поневу шили из полушерстяной ткани в клетку.
Элементы вышивки также имели большое значение. Они сообщали окружающим важную информацию о владельце одежды. рубахах у просватанных девушек можно было увидеть круги, ромбы и крестики. Некоторые варианты орнаментов имели древнеславянское происхождение и языческий смысл.
2.5. Головные уборы – славянские обряды.
Головные уборы русского национального костюма имеют много общего с древними славянскими традициями, благодаря этим традициям, пошёл обычай прятать волосы замужним женщинам и ходить с непокрытой головой девушкам.
Головной убор зависел от возраста и семейного положения. Он заканчивал и дополнял, рассказывая историю всего костюма-наряда. Женские головные уборы оставляли часть волос открытыми и были достаточно простыми: ленты, повязки, обручи, венцы, сложенные жгутом платки.
Замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы головным убором. После венчания и обряда «расплетения косы» девушка носила «кичку молодухи». По древнерусскому обычаю поверх кички надевали платок — убрус. После рождения первенца надевали рогатую кичку или высокий лопатообразный головной убор, символ плодородия и способности деторождения.
Кокошник был парадным головным убором замужней женщины, был очень тяжёлым и дорогим; кичку и кокошник замужние женщины надевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, чепец и платок, самые простые и удобные головные уборы для ношения дома.
2.6. Верхняя одежда у женщин.
Запона – предмет женского гардероба из цветного холста грубой выделки, по бокам не сшивалась, носилась вместе с поясом. Она была короче рубахи, а внизу всегда скалывалась;
Душегрея – короткая вещь на лямках, надевалась поверх сарафана. Считалась праздничным нарядом, изготавливалась из дорогих узорчатых тканей;
Летник – накладная одежда, которую могли позволить себе только состоятельные русские женщины. Главной особенность летника - широкие рукава. Сам летник, богато украшался кусками бархата или атласа, расшитыми жемчугом, золотом или серебром. Летник имел бобровый воротник, часто подкрашенный в чёрный цвет;
Шубка – зимняя верхняя одежда, вариация летника. Отличалась узкими и длинными рукавами;
Телогрея – так же разновидность шубы, только распашная, застёгивалась на пуговицы или завязки.
2.7. Украшения – русских красавиц.
Женщины русских селений, любого возраста издавна любили разнообразные украшения и аксессуары. Русскую одежду дополняли бусами, роскошными ожерельями, серьгами, подвесками. В зажиточных семьях пуговицы также декорировали вставками из драгоценных камней и изящной гравировкой.
РАЗДЕЛ 3.
Значение русского народного костюма у мужчин.
3.1. Что означает русский народный костюм у мужчин. Каким костюм был для мужчин? Из чего состоял и как носился?
Мужской национальный костюм на Руси был куда менее впечатляющий и состоял из меньшего числа предметов, чем женский. Его основой была рубаха, которую крестьяне носили как верхнюю одежду, а вот знать – как нижнее белье. В мужском костюме было принято подчеркивать фигуру, и состоял наряд из следующих элементов.
3.2. Состав мужского одеяния.
Шили рубахи с воротом или косоворотки, если без него из разных тканей. Самыми популярными были:
лен;
хлопок;
шелк.
Рубаха, выкраивалась из нескольких кусков холста. Рабочая одежда имела серый цвет, а праздничные рубахи шились из яркой ткани, часто использовался красный цвет. Рубахи могли быть простыми без украшений, большинство швов украшалось красными нитками, присутствовали элементы аккуратной вышивки.
Горловина, рукава и низ украшали вышитыми орнаментами. Вышивку на рубахе, в которой женились, должна была сделать невеста. В этом обычае есть важный смысл, вышивка - сделанная руками любящей женщины, служила оберегом.
Простую рубаху мог себе позволить каждый крестьянин, знаменитые или дорогие — только богатые, зажиточные люди. Рубаха носилась навыпуск, поверх завязывался узкий пояс или шнурок. Поверх рубахи одевался кафтан. Мужчины могли носить длинный или короткий полукафтан. Застёгивался кафтан на пуговицы или завязывался на тесёмки.
3.3. Порты – традиционные русские штаны.
Порты – традиционные русские штаны, которые шили неширокими и сужеными в районе щиколоток. Имели специальный пояс - гашник, который подпоясывал рубаху. Ширинка тоже завязывалась специальной лентой.
Порты были самым популярным видом штанов в то время, поэтому большого разнообразия в пошиве и виде покроя штанов не было.
3.4. Разнообразие в верхней одежде.
Большим разнообразием отличалась верхняя одежда.
Зипун впервые появился в северной части России, широко использовался весной и осенью. Это была верхняя одежду полуприлегающая и расширенная книзу силуэта, длина доходила до колена и ниже.
Кафтаны – одежда для богатых, носилась поверх зипуна длиной ниже колен с длинными рукавами и высоким воротником. Отличались друг от друга: отделкой и внешним видом. Разделялись на домашние, обычные, выходные. Для отделки брали петлицы, пуговицы из драгоценных металлов и жемчуга.
Верхней зимней одеждой была распашная шуба, длинная, с широкими рукавами и большим воротником на подкладке из соболя, лисицы, песца. Сверху шубу чаще всего, покрывали тканью, у крестьян использовали для этого сукно, а бояре – дорогие привозные ткани, дорогие камни и украшения.
Ферязь – кафтан особого покроя длиной до пола с длинными рукавами, сшитый из шелковой или бархатной ткани. Ферязь было принято надевать только на одну руку, сильно присборивая при этом длинный рукав, второй же свободно висел позади почти до самого пола.
3.5. Мужская традиционная обувь.
Традиционной обувью крестьян, как мужчин, так и женщин, были лапти, вместо носков в те времена были онучи - полоски ткани, которыми обвязывали ступни и щиколотки. На голове мужчины носили войлочные колпаки.
Другим популярным типом древней обуви были поршни – кожаные ботинки, распространённые по всей средневековой Европе. Встречались поршни из нескольких кусков кожи, а также обувь из одного куска шкуры.
3.6. Головные уборы у мужчин. Какими они были и как выглядели.
Мужчины всегда дополняли костюм головным убором. Вначале это был шерстяной колпак – грешевик, позже появился картуз, особый вид кепки, украшался лентами, цветами, бисером.
Зимой защищали голову шапкой-ушанкой. Были и другие зимние головные уборы, пришедшие с Древней Руси. Под зимнюю шапку носили маленькую шапочку тафью. Защищали голову в стужу, расширенные к верху мурмолки. Шапки украшались мехом, который хорошо грел голову.
Некоторые из головных уборов, не снимали даже в церкви.
РАЗДЕЛ 4
Каким костюм был у детей.
4.1. Детский русский народный костюм.
Для детей народный костюм был таким же как и взрослых. Основой детского русского народного костюма также служила рубаха. Традиция гласила, что первой рубахой у мальчика должна быть ношеная рубаха отца, у девочки – матери.
Визуально детская одежда ничем не отличалась: это были косоворотки с вышивкой.
РАЗДЕЛ 5.
Значение в деталях
5.1. Особенности и значение деталей русского народного костюма.
Русский национальный или традиционный костюм – это колоритный наряд, где каждая деталь имела свое значение.
Костюм никогда не надевался просто так, он был символичен.
Основные значения его основных деталей:
- Вышивка служила - оберегом от злых сил, поэтому даже повседневная и траурная одежда обязательно красиво вышивалась. Только рубахи и сарафаны вдов, никогда не вышивались.
- Праздничный наряд у женщин, мог включать до двадцати элементов одежды, в то время как повседневный – до семи.
5.2. Особенности русской одежды по регионам.
Так как в разных регионах был разный климат, географическое положение, то русский костюм имел очень разные и визуальные, и смысловые черты.
Существовало две основные традиции русского костюма:
1)Северный. Это традиционные русские сарафаны, кокошники, косоворотки, роскошные шубы и телогрейки. Это самые известные компоненты русского национального костюма.
2)Южный. Это, пожалуй, традиционная казачья культура. Например, женщины здесь носили не сарафаны, а поневы, которые девица могла надеть только тогда, когда достигла возраста невесты и проходила специальный обряд «вскакивания в поневу».
Интересно, что мужской костюм на севере и юге России был довольно похож, в то время как женский почти полностью отличался.
РАЗДЕЛ 6. Обереги в костюме и что они значили.
. Обережная одежда русского крестьянина.
Как нам известно из истории нашего народа, крестьяне были суеверными людьми и верили в существование нечисти и других злых сил. Они совершали обряды и использовали обереги — одежду и украшения.
- Подолы сарафанов подшивали холстом и втыкали в них иголки — такой оберег, как считали, защищал женщину от нежелательного внимания мужчин. В повседневной жизни крестьяне носили амулеты: считалось, что они охраняют от укусов животных и сглаза.
Обрядовая одежда хранилась в сундуках для особых случаев. Такой костюм отличался цветом, богатым орнаментом и украшениями: женщины вышивали на рубахах обережные знаки и узоры. Эту одежду надевали к началу важного дела — севу, жатве, строительству дома.
. Магический орнамент
Крестьяне верили в магическую силу вышивки на рубахах и юбках, поясах и головных уборах и многих других элементах одежды. Рукоделие не требовало сложных приспособлений и дорогих материалов — холст, нитки и иглы. Мастерицы вышивали праздничные и повседневные рубахи, юбки, платки, полотенца и скатерти. Вещи берегли и передавали по наследству. В вышивке часто использовали геометрические орнаменты.
Простыми фигурами украшали одежду на протяжении многих веков. Прямые линии в орнаментах – земля, волнистые - вода, крест - огонь, а ромб, круг или квадрат — солнце.
В орнамент вплетали изображения животных, растений и людей. Одним из главных символов-оберегов считалось пышное дерево с птицами. Его считали древом жизни, от которого зависело процветание или гибель земледельцев. Силы природы имели свои изображения: мать-землю — в виде женской фигуры с птицами-стихиями в руках.
Знаки-обереги вышивали в строго определенных местах: орнамент на рубахах и юбках. Ими украшали кайму на подоле юбки, пояс, ворот, грудь и рукава рубахи — изначально целиком, а потом только оплечье и запястье. Крестьяне верили, что символы на руке придают ловкость и силу, значит работа будет легкой и успешной.
Орнаментом-оберегом украшали все швы на свадебных рубахах. Одеяния шили с длинными рукавами — невеста брала жениха за руку через ткань. Еще рукава называли «плакательными», во время свадебного ритуала девушка вытирала ими слезы, оплакивая утраченную свободу и прощание с отчим домом.
Вышивкой украшали и повседневные вещи. Украшенные рубахи входили в приданое каждой женщины, на Севере их полагалось иметь не меньше десяти, а в зажиточных крестьянских семьях число доходило до пятидесяти. Самые нарядные из них готовили на сенокос и свадьбу.
. Защитные бусы и ожерелья.
Славяне верили в магическую силу украшений из-за их особой формы, цвета и материала. Например, бусы из раковин и янтаря считали оберегами из-за их «потустороннего», подводного происхождения. Украшения использовали в ритуальных обрядах и в повседневной жизни. Их носили на шее, как ожерелье или подвешивали на шнурах к поясу. Их изготавливали из меди, бронзы, серебра.
Украшения стоили дорого, а поэтому и их часто жертвовали в храмы. Драгоценные кольца и кресты отдавали в церковь, там их подвешивали на цепочках к почитаемому образу.
. Красный пояс от всех бед – так считали на древней Руси.
Мужчины и женщины носили традиционную одежду с поясами. Крестьяне ткали, плели и вязали пояса из шерсти и других материалов. Считалось, что пояс создает магический круг и бережет человека от темных сил, в которые верили крестьяне. Его не снимали даже в бане. В монастырях по этому случаю, как церковный оберег изготавливали особые пояса с вытканными на них молитвами.
Цвет пояса, соответствовал возрасту хозяина: детские были светлыми, для молодежи плели яркими, люди пожилого возраста носили темные пояса. Пояса украшали бисером, серебряными и золотыми нитями и вышивкой с обережными и выразительными узорами.
Мужской пояс из красных шерстяных нитей - защищал от злых духов.
РАЗДЕЛ 7. Русский народный колорит в мировой моде.
7.1. Русский народный колорит в современной мировой моде, в наше время.
Сейчас русские народные тенденции в моде популярны во всем мире среди ценителей моды и среди известных модельеров. Колорит традиционного русского костюма, вдохновляет многих модельеров мира на изобретение своих коллекций. Если мужская одежда ограничивается рубахами с вышивкой и поясами, то женская мода представлена широко и многогранно.
Шубы из натурального или искусственного меха пользуются небольшим, но стабильным спросом. Они имеют длинные рукава с манжетами и пояс на талии;
Длинные платья и юбки контрастных оттенков часто носятся вместе с зимней меховой одеждой в русском стиле.
В качестве обуви женщины выбирают красные сапоги до колена. Самым популярным вариантом станет обувь с острыми и загнутыми немного вверх носами.
Всевозможные накидки, жилетки, душегрейки обшитые мехом помогут создать русский образ.
Сегодня «Русский след» в мировой моде очень значителен. Русское наследие – это национальный костюм, который и сейчас вдохновляет западных кутюрье.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая весь изученный материал и делаем вывод, что народный костюм любого народа, моём случае русского народа, действительно является отражением народной художественной культуры.
Я, значительно расширила свои знания о национальном костюме Русского общества, путём изучения истории создания и его появления, в русской народной жизни.
С помощью поставленных задач и использованных мною методов исследования, полностью убедилась в своей гипотезе. Собранный материал с полной уверенностью, можно презентовать учителям истории и искусства для возможного использования его во внеурочных занятиях.
Русский народный костюм, действительно самый многогранный и костюм, который несёт очень важный исторический смысл, жизни русский людей на протяжении многих столетий.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
https://www.culture.ru/materials/254355/oberegi-v-tradicionnom-russkom-kostyume
https://tkaner.com/odezhda/kostyum/russkij-natsionalnyj-kostyum-foto/
Горожанина С.В., Зайцева Л.М. Русский народный свадебный костюм.-М., 2003.
Русский народный костюм: Государственный исторический музей. - М.: Сов. Россия", 1989. - 310 с.
Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия / Авт. - сост.: Н. Сосина, И. Шагина. - СПб.: Искусство - СПб ”, 1998. - 400 с., ил.
Астрономический календарь. Март, 2019
Попробуем на вкус солёность моря?
Лиса и волк
Л. Нечаев. Яма
Агния Барто. Сережа учит уроки