Проектная работа по теме "Вирусы - беда ХХ века". Выполнена учеником 11 класса Шестопаловым Денисом.
Вложение | Размер |
---|---|
shestopalov_denis._virusy_-_beda_hh_veka.pptx | 1.22 МБ |
shestopalov_denis.docx | 192.97 КБ |
Слайд 1
Выполнил ученик 11 класса Шестопалов ДенисСлайд 2
Цель исследования: Выявить, что же такое инфекции XXI века (в частности птичий грипп). Самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил личной гигиены, углубить знания в сфере вирусов. Продукт проекта: памятка о профилактике Задачи исследования: Углубить знания. Создать памятку Раздать её всем желающим Методы исследования: - поиск информации; - отбор информации; - обработка результатов. Практическая значимость заключается в том, что проведение исследования позволит учащимся школы избегать заражения.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1
города Юрги
имени Героя Советского Союза А.П. Максименко»
Проектная работа
«Вирусы - беда 21 века»
Работу выполнил:
Ученик 11 класса
Шестопалов Денис
Руководитель:
Учитель биологии
Зайцев Игорь Николаевич
2023
Содержание
Введение 3 стр.
Глава 1. Теоретическая часть 5стр.
2.1. Выбор продукта 13стр. Заключение 14 стр.
Приложение А 15 стр.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: на сегодняшний день проблема вирусной нагрузки стоит очень остро, резкие вспышки пандемии поражают как человека, так и животных с растениями.
Гипотеза: мы считаем, что в наше время Вирусы представляют наибольшую угрозу для общества, ведь некоторые представители группы “вирусов” могут истребить целые цивилизации.
Цель исследования: Выявить, что же такое инфекции XXI века (в частности птичий грипп). Самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил личной гигиены, углубить знания в сфере вирусов.
Продукт проекта: памятка о профилактике
Методические задачи:
1. Формирование средствами получения информации представления об опасности.
2. Выявить влияние современных вирусов на жизнь в 21-ом веке.
3. Обосновать влияние вирусов и рассказать ученикам о рекомендациях избежания заражения самыми распространёнными из них.
Задачи исследования:
Методы исследования:
- поиск информации;
- отбор информации;
- обработка результатов.
Этапы проекта:
Практическая значимость заключается в том, что проведение исследования позволит учащимся школы избегать заражения.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1 О вирусах.
Вирусы - это микроскопические инициаторы инфекционных заболеваний. На латинском «virus» означает "яд, ядовитое начало". Их невозможно разглядеть в оптическом микроскопе, потому что они имеют очень малые габариты. Их размеры находятся в границах от 20 до 300 мм. Бактерии в 50 раз больше вирусов. Из-за таких маленьких размеров вирусы проникают сквозь фильтры, которые не пропускают бактерии. Заметить их можно только из электронного микроскопа.
Вирусы способны размножаться только внутри живых клеток, до проникновения в них вирусы не имеют признаков жизни: пассивно перемещаются во внешней среде, ожидая встречи с клеткой-мишенью.
Учёные думают, что вирусы как структуры расположены между живыми и неживыми организмами. Вирусы имеют способность самовоспроизводиться. Это доказывает то, что они живые. У них есть генетическое вещество в виде ДНК или РНК. Вирусы обладают преемственность и изменяемостью. Для них свойственна возможность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. Однако вирусы в своем составе не имеют клеточного строения и не имеют возможности репродуцироваться вне клетки - хозяина. Они не способны производить энергию, не потребляют пищу, отсутствует обмен веществ, не разрастаются. Вирусы являются внутриклеточными паразитами. Они попадают вовнутрь клетки владельца, обезвреживают ДНК владельца, помогают синтезированию новых копий вируса при помощи своей ДНК или РНК.
Существуют вирусы только в двух формах: внеклеточной и внутриклеточной («вирус - клетка хозяина»).
Из жизни вируса можно выделить 6 этапов, которые могут преграждаться во времени:
1.Прикрепление - создание связей между белками вирусного капсида и рецепторами на поверхности клетки-хозяина. Эта связь выявляет хозяев вируса, то есть заражение клеток, способных провести его репликацию. Изменения белковой оболочки являются сигналом к прохождению вируса в клетку.
2.Проникновение в клетку. Вирус дает клетке свое генетическое вещество (изредка собственные белки). Разные вирусы пользуются разными стратегиями.
3.Лишение оболочек. Процесс утраты капсида в результате действий вирусных ферментов или клетки-хозяина, либо вследствие обычной диссоциации.
4.Репликация. Репликация вируса - содержит синтез мРНК ранних генов вируса, синтез инфекционных белков и репликацию вирусного генома.
5. Сборка вирусных частиц, затем модификация белков.
6.Выход из клетки. Вирусы имеют возможность уйти из клетки после лизиса, процесса, в результате которого клетка умирает из-за раскола мембраны и клеточной стенки.
Энергично плодящийся вирус не всегда уничтожает клетку-хозяина.
Найдя клетку, на поверхности которой есть подходящий рецептор, вирус взаимодействует с ним и прикрепляется к мембране клетки. Путем эндоцитоза (образование вакуоли) вирус проникает внутрь клетки, выходит из вакуоли в цитоплазму. Наследственный материал (ДНК/РНК) вируса реализуется по схеме: ДНК ↔ РНК → белок.Проникнув внутрь клетки (инфицировав ее), вирус реализует собственный генетический материал (ДНК/РНК) путем синтеза вирусного белка на рибосомах клетки хозяина. Клетка даже и не подозревает, что вирус встроил в ее РНК/ДНК свой генетический код - она принимает его как свой собственный, а в результате синтезирует вирусные белки.Образовавшиеся белки объединяются в вирусные частицы, которые могут выходить из клетки разными путями. Вирионы вирусов гепатита C выходят из клетки путем почкования (экзоцитозом), при таком варианте клетка долгое время остается живой и служит для продукции новых вирионов.
Новинкой в микробиологии оказались вирусы, но информация о них собиралась со временем. Ученый-химик и микробиолог Луи Пастер так и не нашел агент, вызывавший бешенство. Вследствие чего он допустил, что тот настолько мал, что разглядеть его под микроскопом не представляется возможным. Известный французский микробиолог- Шарль Бамберлан в 1884 году создал фильтр, у которого поры намного меньше бактерий. Благодаря этому фильтру возможно удалить абсолютно все бактерии из жидкого вещества.
В 1892 году русский микробиолог Дмитрий Ивановский применил данный аппарат для исследования вида, который позднее получил наименование вируса табачной мозаики. Опыты показали, что даже после прохождения через фильтр остаются инфекционные характеристики. Он выдвинул гипотезу, что инфекция вызвана токсином, который вырабатывают бактерии. Благодаря оптическому микроскопу Дмитрий Ивановский следил за инфицированными клетками растений. Он увидел тела, схожие кристаллам, называющиеся скоплениями вирусов. Этот феномен получил название «кристаллы Ивановского».
Голландский микробиолог Мартин Бейеринк, в 1898 повторил исследование Ивановского. Он предположил, что заразное вещество, проходящая сквозь фильтр, представляет собой новую форму агентов. Так же Бейерик подтвердил, что они имеют возможность плодиться только в делящихся клетках, однако на опытах не было определено того, что они являются частицами. Тогда ученый назвал данные частицы "растворимыми живыми микробами", иначе говоря, стал употреблять термин "вирус". Микробиолог придерживался того, вирусы являются жидкими, но это оспорил Уэнделл Стэнли, обосновавший, что вирусы - это частицы.
В 1892 году Ивановский Д.И. в ходе изучения мозаичной болезни табака обнаружил, что болезнь вызывается мельчайшими субстанциями, которые проходят через бактериальный фильтр, то есть были меньше бактерий. Вирусы впервые увидели в электронный микроскоп в 1939 году (спустя 19 лет со смерти Ивановского), однако считается, что именно Ивановский положил начало вирусологии как науке.
Влияние вирусов на организм хозяина. Проникновение вируса в клетку вызывает в ней инфекционные процессы
Вирусы могут вызывать у человека многие серьезные болезни, такие как: геморрагическая лихорадка Эбола, СПИД, птичий грипп и тяжелый острый респираторный синдром, герпес и так далее. Вирусы, проникшие в организм хозяина, распространяются по кровеносной, лимфатической или по нервной системе.
В ответ на проникновение вируса в клетку могут вырабатываться защитные белки - интерфероны, подавляющие размножение вирусов. В отличие от антител, интерфероны не имеют специфичности в отношении определенных видов вирусов. Их применяют в лечении и профилактике многих вирусных заболеваний.
Кроме гуморального иммунитета, есть и клеточный, основанный на способности некоторых видов лейкоцитов распознавать инфицированные вирусами клетки и уничтожать их. В гемолимфе членистоногих найдено особые ферменты, которые разлагают вирусные частицы.
В одних случаях организм, который перенес вирусную инфекцию, в дальнейшем сохраняет невосприимчивость к ее возбудителю. В других случаях возможны и повторные заболевания.
Почему же вирус-это беда?
Вирусы вызывают различные, часто массовые (эпидемические) и очень опасные заболевания человека, животных и растений, чем наносят им значительный ущерб. У человека, например, вирусы поражают органы дыхания (грипп), пищеварительную (гастроэнтериты, гепатиты) или нервную (полиомиелит) системы, кожу и слизистые оболочки (корь, герпес), подавляют иммунные реакции организма (СПИД), приводят к раковым заболеваниям. Некоторые вирусы могут вызывать пожизненные или хронические инфекции, при которых вирус продолжает размножаться в теле человека, несмотря на действие защитных механизмов. Это происходит при инфекциях, вызванных вирусами гепатита B и C.
Вирус постоянно мутирует.
Способы передачи инфекционных заболеваний:
1.Воздушно-капельная инфекция- это самый обычный способ распространения респираторных заболеваний. Заражение происходит при вдыхании воздуха, кашле, чихании, разговоре в местах большого скопления людей.
2. Контактная инфекция-при непосредственном физическом контакте с больными животными или людьми , а также через раны на коже.
Всем известные вирусы :
1.Хантавирусы- передаются человеку при контакте с грызунами или продуктами их жизнедеятельности. Хантавирусы вызывают различные болезни, относящиеся к таким группам заболеваний, как «геморрагическая лихорадка с почечным синдромом».
2.Вирус гриппа- вызывает у человека острое инфекционное заболевание дыхательных путей. В настоящее время существует более 2 тыс. вариантов
3.Ротавирус-является наиболее распространённой причиной острой диареи у младенцев и детей.
4.Вирус Эбола- вызывает геморрагическую лихорадку Эбола. Передаётся при прямом контакте с кровью, выделениями, другими жидкостями и органами инфицированного человека.
5.Вирус оспы-возбудитель высокозаразного одноимённого заболевания, поражающего только человека.
6.Вирус бешенства-опасный вирус, вызывает бешенство у человека и млекопитающих, при котором происходит поражение центральной нервной системы.
7.Вирус иммунодефицита человека- самый опасный вирус человека, возбудитель ВИЧ-инфекции/СПИД, который передаётся через прямой контакт слизистых оболочек или крови с жидкостью телесного происхождения больного
1.4. Методы профилактики вирусных заболеваний:
1.Прививки:вакцинация показывает хорошие результаты: даже если человек заболевает, то болезнь протекает в более легкой форме.
2.Карантин. В период эпидемии вирусных заболеваний рекомендуется избежать нахождения в местах с большим скоплением людей. И если поездки на работу в метро или школу не избежать, то поход в кино или торговый центр можно перенести. Лучше заменить такие развлечения прогулкой на свежем воздухе.
3.Свежий воздух. Регулярное проветривание помещение позволяет снизить концентрацию бактерий и вирусов в воздухе. Отличным решением станет использование очистителей воздуха, которые не только удаляют вирусы, но и не дают проникать в помещение частичек пыли и других аллергенов с улицы.
4.Правильное питания. Белки разрушают вирусы и бактерии, и, если их поступает в организм в недостаточном количестве, иммунная система не может с ними справиться.
5. Закаливаниерастирание влажным полотенцем, приняте воздушные ванны. Закаливание – процесс долгий и требует постоянства.
2.1. Начало работы
Перед началом работы над памяткой автор выписал все самые интересные знания, полученные мной в результате изучения литературы
Немного обдумав то, как должна выглядеть памятка, чтобы её было интересно читать, начал заниматься её созданием.
В конечном результате у меня получилась памятка, которая содержит в себе:
Всю кратко-изъяснённую информацию,
Фото составляющую,
Изъяснения на понятном даже ребёнку языке.
Проведенные исследования позволяют выяснить, что вирусы и правда могут быть крайне опасными.
Изучив всю информацию я узнал для себя много нового и подготовив памятку я поделился полученными знаниями. При выполнении этой проектной работы было выполнено следующее:
Приложение
Приложение А
Усатый нянь
Щелкунчик
Цветок или сорняк?
И тут появился изобретатель
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды