Исследовательская работа написана о летописце талантливом фотографе Якове Ивановиче Лейцингере (Иоган Якоб при рождении), который внес большой вклад в развитие города Архангельска. Фотографиями он останавливал мгновения, создавал летопись жизни людей. На старых фотоснимках осталась застывшая история вековой давности.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа по Я.И.Лейцингеру | 69.42 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Рочегодская средняя школа» Виноградовского муниципального округа Архангельской области
Открытый образовательный Web-квест «Загадки Поморского края»
(средняя возрастная категория)
«Архангельская губерния глазами художника Якова Ивановича Лейцингера»
Работу выполнила:
Деткова Евгения Дмитриевна,
ученица 6 класса
МБОУ «Рочегодская средняя школа»
Руководитель:
Мамонова Марина Дмитриевна,
учитель математики, классный руководитель 6 класса МБОУ «Рочегодская средняя школа»
г. Архангельск
2023 год
Содержание
2.1. Биография Я.И. Лейцингера
2.2. Архангельская губерния глазами художника Я.И. Лейцингера
3. Заключение
4. Библиографический список
«Фотография – это история, которую я не могу выразить словами»
(Дестин Спаркс)
Исследовательскую работу я решила написать о летописце талантливом фотографе Якове Ивановиче Лейцингере (Иоган Якоб при рождении), который внес большой вклад в развитие города Архангельска. Фотографиями он останавливал мгновения, создавал летопись жизни людей. На старых фотоснимках осталась застывшая история вековой давности.
Я прочитала о нем несколько статей и поняла, что этот человек нравится мне как личность. Я. И. - перфекционист, стремящийся к идеалу, совершенству во всём. Всё, к чему он прикасался, делал с любовью и творчески. В суете своих дел не забывал о своём хобби - фотографировать.
Я бы назвала его фотохудожником, у меня возникло ощущение, что он хотел запечатлеть все, что видел вокруг себя. Как сказала британская писательница Анна Смит: «Фотография фиксирует вечность, на деле являясь доказательством того, что всё есть лишь краткий миг в глазах вечности».
Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства — фотографию. Ее историю многие сравнивают с увлекательным романом, действие которого разворачивается в декорациях различных исторических эпох и национальных культур. В своем стремлении к созданию точных изображений всего того, что нас окружает, человечество прошло долгий путь от примитивных наскальных рисунков до современной цифровой фотографии. История русской фотографии насчитывает более 160 лет. Русские фотографы, ученые и изобретатели своими открытиями внесли неоценимый вклад в развитие как отечественной, так и мировой фотоиндустрии. Снимать стало проще, а обрабатывать комфортнее и удобнее. Фотография в современном мире стала массовым развлечением. А узнали бы мы, каким был наш Поморский край без работ Я.И.Лейцингера? Благодаря ему на старых фотоснимках осталась застывшая история вековой давности Архангельска и губернии.
Исходя из этого, я сформулировала цель работы: изучить вклад Я.И. Лейцингера в историю Архангельской губернии, с помощью фотографий увидеть прошлое Поморского края. И наметила следующие задачи:
2.1. Биография Я.И. Лейцингера
Родился будущий фотограф в 1855 году в селе Спасском Вологодской губернии. Его отец, сыродел Иоганн-Якоб Лейцингер, приехал из Швейцарии в Россию в 1832 году по приглашению одного из вологодских помещиков. Здесь иноземный мастер влюбился в крепостную девушку, и вскоре у них появился сын. Иоганн-Якоб назвал его, поменяв местами первое и второе имена. Якоб-Иоганн со временем превратился в более привычное Якова Ивановича.
Мальчик рано осиротел, и заботу о нём взяла на себя семья Гольских, из вологодских мещан. Увлечение фотографией ещё в гимназии привело его в фотосалон, где он какое-то время обучался. Фотография настолько увлекла Якова, что он решил связать с ней свою судьбу. С 1875 по 1877 годы Лейцингер служит в армии писарем. По возвращении в Вологду унтер-офицер Яков Лейцингер открывает собственное фотоателье.
В 1880 году Яков Иванович с молодой женой перебрался в Архангельск и вскоре открыл там фотостудию в деревянном доме на Псковском проспекте, ныне улица Чумбарова-Лучинского.
Энергичный Яков Иванович Лейцингер активно занимался и общественной деятельностью. В 1894 году он стал начальником вольного пожарного общества. Улучшилась работа пожарного обоза, была создана пожарная сигнализация. За большие заслуги на «огнеборческом поприще» Яков Иванович был награждён серебряной медалью на ленте ордена святой Анны и почётной пожарной каской.
В 1897 году его избирают гласным (депутатом) Архангельской городской думы, и он участвует во многих комиссиях по улучшению городского хозяйства. В 1898 году Лейцингер становится членом попечительского совета Архангельского городского публичного музея, а с 1902 года занимает место старосты в кафедральном Михайло-Архангельском соборе. В 1903 году думцы избирают Якова Ивановича на пост городского головы (мэра) Архангельска. Он оказался первым градоначальником, выбранным из мещанского сословия.
За свою 11-летнюю службу градоначальником Яков Лейцингер смог в два раза увеличить городские доходы. При Лейцингере в Архангельске были проведены работы по городскому благоустройству: проложен водопровод, построено несколько школ, два приёмных покоя и амбулатория. Именно он инициировал начало строительства городской электростанции и проведение трамвайной линии.
В мае 1914 года архангельский градоначальник подал в отставку по состоянию здоровья. А в ночь на 2 сентября Яков Иванович Лейцингер скончался.
2.2.Архангельская губерния глазами фотографа Я.И. Лейцингера
К началу ХХ столетия фотография стала столь популярна в России, что практически в каждом городе существовало несколько фотоателье. Яков Лейцингер был самым известным фотографом Архангельска и подлинным летописцем северного края, оставившим после себя огромную коллекцию уникальных снимков Архангельска, архитектурных и исторических памятников, северных монастырей, жителей Севера конца XIX-начала XX веков.
В 1884 году Лейцингер получил право на съемку Архангельска и губернии и с этого времени интенсивно занялся видовой, жанровой и репортерской фотографией, на которых запечатлел повседневную самобытную жизнь города и его обитателей.
В Архангельске функционировало фотографическое общество. Его учредителями выступили видные архангельские фотографы-профессионалы и любители. Яков Иванович был в их числе, играл в этом обществе заметную роль, несколько лет возглавлял его. Общество организовывало фотовыставки -первую АФО провело в октябре 1910 г. в фойе городского театра, а вторая АФО состоялась в апреле-мае 1913 г. Выставка эта размещалась в помещении Технического училища Императора Петра I, посетили ее несколько сот человек.
Несмотря на конкуренцию в Архангельске, дела шли в гору, поскольку он имел не только талант фотохудожника, но и прекрасные организаторские способности. Фотографии его выделялись не только мастерством, но и разнообразием сюжетов, невероятной географией охвата и новаторским взглядом подлинного художника-документалиста, запечатлевшего повседневную жизнь архангелогородцев: занятия рыболовством, строительство судов, заготовка леса, все то, чем богаты северные моря Белое и Баренцево, да и дальние моря – Северного Ледовитого океана. На его фотографиях - скопления сотен промысловых поморских и зарубежных судов на рейде Архангельска.
Писатель Борис Шергин в своей сказке «Ваня Датский» так описывает те времена: «У Архангельского города, у корабельного пристанища, у Лодейного прибежища… в летнюю пору судов у пристани – воды не видно, народу по берегам – что ягоды-морошки, торговок – пирожниц, бражниц, квасниц – будто звёзд на небе». Многие снимки Лейцингера – документальные иллюстрации к этому образному описанию: рыбные пристани, ярмарки, торговля свежей рыбой, всевозможные празднества и городские гуляния, жанровые сцены и, конечно, события – радостные, необычные и даже драматические.
Особую популярность получили снимки Лейцингера после того, как были опубликованы в виде почтовых открыток, изготовленных в московской фототипии Шерера и Набгольца, с памятниками архитектуры и местными достопримечательностями. Высокое мастерство, которое Яков Иванович демонстрировал с видами Архангельска и сценками из жизни горожан, и позволило ему в 1890 году стать официальным фотографом архангельских губернаторов. Он стал сопровождать губернаторов в инспекционных поездах по вверенной территории. Это дало богатейший фотоматериал для последующего производства открытых писем, иллюстрирования различных изданий.
В 1895 году губернатор Александр Платонович Энгельгардт пригласил Лейцингера в поездку по отдалённым уездам Архангельской губернии. Её территория простиралась тогда от границы с Финляндией – автономной части России – до Уральских гор. Участники экспедиции побывали на Кольском полуострове, прошли побережьем Белого моря, поднялись в верховья Мезени, Пинеги, а затем совершили нелёгкое путешествие на Новую Землю. Лейцингер снимал быт поморов, крестьян, оленеводов. На его снимках бескрайние просторы Карелии, Мурмана, Печорского края, Новая Земля и, конечно же, люди, обитающие в этих краях, – ненцы, лопари, русские, издавна населявшие эти отдаленные места, – охотники, рыбаки, земледельцы, они изображены с оленьими и собачьими упряжками на охоте и рыбалке, возле чумов в тундре и на островах Новоземельского архипелага.
И следующий архангельский губернатор, Иван Васильевич Сосновский, неоднократно приглашал Лейцингера в поездки. В результате появились фотографии бескрайних просторов Карелии, саамских погостов Печорского края, Ухты с её залежами нефти и многое другое.
Большинство снимков, сделанных Я. Лейцингером на Соловках в 1895 и 1911 годах, дошли до наших дней, они неоднократно публиковались в многочисленных книгах, издавались в форме открыток в фотоальбомах, чудом сохранившихся на островах и являющихся ценнейшими экспонатами местного музея. Благодаря ему мы можем увидеть, как выглядел монастырь в ту пору, быт монахов и трудников.
Здесь и крестный ход вокруг Михайло-Архангельского монастыря, и народные гулянья с балаганами и каруселями на городской площади, и репетиция пожарной дружины, и торжественные построения войск местного гарнизона по случаю приезда в город великих князей, и торжества по случаю открытия памятника Петру Великому. Одна только буря на Северной Двине, заставившая его расчехлить фотоаппарат, была запечатлена на полудюжине снимков, дошедших до нас в открытках.
Сохранилась книга «Северный Край». Это иллюстрированный альбом (Санкт-Петербург, 1914 год) Архангельской губернии, посвящённый бывшему губернатору И.В. Сосновскому (1907-1911г). Это издание было своеобразной благодарностью города деятельному губернатору, много сделавшему для Архангельска и всего Северного Края, он предназначался в качестве подарочного издания с целью сохранения памяти о его трудах.
Много пришлось работать Я.И.Лейцингеру, чтобы по праву быть названным сегодня фотолетописцем Севера, насчитывается около 170 опубликованных его фотографий.
3.Заключение
Рассматривая фотографии, сделанные Яковом Ивановичем, я задалась вопросом, а почему нет ни одной цветной? Ведь цветные изображения, намного интереснее рассматривать, нежели черно-белые. Фотографы, работающие в цвете, часто дают более полное и глубокое описание сцены. Цвета в фотографии могут указать на время дня и время года. Синий тон может подсказать, что день стремится к закату, а изобилие красной и оранжевой листвы показать, что это осень. Например, фотограф С.М. Прокудин-Горский снимал цветные фотографии, что на тот момент (в начале ХХ века) было революционной технологией. Сергей Михайлович свои первые фотографии в цвете сделал в 1902 году. Технологию извлечения цвета фотограф не придумал с нуля, а заимствовал у немецкого доктора Адольфа Мите, у которого учился несколько месяцев в Шарлоттенбурге. Согласитесь, глядя на снимки в цвете, давно ушедшие времена не кажутся такими далекими, а наше прошлое становится более осязаемым и от этого еще более ценным. К сожалению, я не нашла ни одной исторической справки, указывающей на их знакомство. А как было бы замечательно, если бы они обменялись своим опытом, тогда и мы увидели бы наш прекрасный Северный край в цвете! В любом случае, мне понравилось работать над этим проектом, увидеть старые фотографии, которые рассказывают о прошлом нашего Поморского края, познакомиться с такой легендарной личностью как Я.И. Лейценгер.
За добросовестное исполнение обязанностей городского головы Лейцингер в 1908 году «Высочайше награжден званием личного почетного гражданина», а в 1912 ему «Высочайше пожалован за усердие серебряной медалью для ношения на шее на Владимирской ленте». За активное участие в праздновании 200-летнего юбилея Полтавской победы в 1909 пожалован светло-бронзовой медалью на Андреевской ленте для ношения на груди. Награждён знаком в память 300-летия царствования Дома Романовых и золочёным знаком Ведомства учреждений императрицы Марии.
У Якова Ивановича было пятеро сыновей и восемь дочерей. Три дочери унаследовали дело отца и до последних дней работали портретными ретушёрами.
В 1984г. фотографии Лейцингера были награждены на выставке в Москве Большой медалью Дагера, медалью Российского общества изучения Севера. Сведения о Якове Ивановиче помещены в памятную книгу, посвященную 300-летию Дома Романовых.
Снимки фотографа и сейчас вызывают большой интерес, стали предметом коллекционирования, в прошлом расходились тысячами в виде открыток, паспарту и подарочных альбомов. Благодаря фотографиям Якова Лейцингера мы можем представить сегодня русский Север конца XIX-начала XX века.
Совсем недавно на набережной Северной Двины в районе Гостиных дворов появилась деревянная скульптура Якова Лейцингера. Она раскрывает одну из творческих граней прославленного главы Архангельска – его тягу к фотоискусству. Ежедневно днем и вечером можно увидеть счастливые лица архангелогородцев, которые позируют у нового арт-объекта.
Хитрость Дидоны
Привередница
Ласточка. Корейская народная сказка
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Астрономический календарь. Декабрь, 2018