9 Мая 2015 года наша страна отметила 70-летие Великой Победы. Великая Отечественная война – это незаживающая душевная рана в сердце русского народа. Это самая страшная война в истории человечества. Она навсегда останется в памяти нашего народа. Нет ни одной семьи, которой бы не коснулась война. Выбранная мною тема актуальна и очень важна.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pamyat_o_voyne_hranitsya_v_nashey_seme.docx | 35.81 КБ |
Муниципальная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. В. С. Попова»
«Юный исследователь»
Проект
«ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ
ХРАНИТСЯ В НАШЕЙ СЕМЬЕ»
Выполнил: Лебедев Глеб 3 класс
Руководитель:
Яковлева Наталья Александровна
МОУ СОШ № 2 им. В. С. Попова
учитель начальных классов
г. Бежецк, Тверская область
2016 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ---------------------------------------------------------------------------------- 3
Основная часть
1. Организационно-подготовительный этап ---------------------------------------- 5
2. Поисково-исследовательский этап
2.1 Жизнь прадеда до войны ------------------------------------------------------------ 7
2.2 Военный путь прадеда --------------------------------------------------------------- 8
2.3 Послевоенные годы прадеда ------------------------------------------------------ 11
3. Заключительный этап ---------------------------------------------------------------- 11
Заключение ---------------------------------------------------------------------------------12
Библиографический список ------------------------------------------------------------ 14
Приложение
Введение
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет…
Александр Твардовский
9 Мая 2015 года наша страна отметила 70-летие Великой Победы. Великая Отечественная война – это незаживающая душевная рана в сердце русского народа. Это самая страшная война в истории человечества. Она навсегда останется в памяти нашего народа. Нет ни одной семьи, которой бы не коснулась война. Выбранная мною тема актуальна и очень важна. Мы, дети нового поколения, мало интересуемся своими корнями. Грустно становится, когда оказывается, что внуки и правнуки не знают ничего о том, что их родные принимали участие в боях, помогали в тылу, имеют боевые награды. Если мы не будем забывать о том, что боролись и отдали свои жизни наши прадедушки и прабабушки, что пережили они в той страшной и жестокой войне, то мы, юное поколение, не допустим такой беды и будем делать всё возможное, чтобы она не повторилась.
Проблемный вопрос
Мне захотелось узнать, есть ли в моей семье родственники, которые участвовали в Великой Отечественной войне?
Цель
Выяснить, есть ли в моей семье родственники - участники Великой Отечественной войны; узнать, какое участие они в ней принимали; проследить их жизненный путь.
Задачи
- провести беседы с родственниками;
- изучить семейный архив ( фотографии, документы);
- изучить и проанализировать материалы интернет – ресурсов;
- систематизировать и обобщить собранный материал
Методы исследования
-изучение семейного архива;
-встречи и беседы с родственниками;
-изучение материалов интернет – ресурсов
Гипотеза
Раз Великая Отечественная война продолжалась так долго, то, возможно, и мои предки были её участниками.
Основная часть
Война ещё исчезнуть не готова.
Те годы – миллионы личных драм.
А потому, давайте вспомним снова
Всех тех, кто подарил Победу нам.
Пётр Давыдов
Организационно-подготовительный этап
(составление замысла проекта, определение цели, задач, обсуждение плана действий, выбор доступных и наиболее приемлемых методов исследования)
В прошлом году наша страна отметила праздник « 70 лет Великой Победы». Этому празднику были посвящены различные мероприятия, акции, конкурсы. В нашем классе был проведён классный час « 70 лет Великой Победы», в ходе которого мы узнали, что во многих семьях есть семейные архивы, хранятся семейные реликвии. После этого классный руководитель предложила нам принять участие в районном конкурсе «Летопись родного края», где нужно было написать письмо своему прадедушке. Меня это заинтересовало. Мне захотелось выяснить, есть ли в моей семье родственники, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Для решения возникшей проблемы, совместно с классным руководителем я обсудил план действий, провёл анализ проблемы: что я уже знаю, а что ещё необходимо узнать. В ходе разбора и обсуждений был разработан план:
1.Провести беседы с родственниками и записать результаты бесед.
2.Изучить семейный архив (фотографии, документы).
3.Изучить и проанализировать материалы интернет – ресурсов.
4.Систематизировать и обобщить весь собранный материал.
Поисково-исследовательский этап
(беседы с родственниками, поиск фотографий, документов, изучение литературы, поиск информации в интернете)
Мною была проделана работа по сбору информации для решения возникшей проблемы.
Война не обошла стороной и нашу семью. Когда шла Великая Отечественная война, на свете не было ни меня, ни моих родителей. Из беседы с мамой я узнал, что у меня был замечательный прадед, который участвовал в Великой Отечественной войне. К сожалению, его уже нет в живых. Но, к счастью, остались документы в семейном архиве, старые фотографии, награды. И мне захотелось побольше узнать о моём прадедушке, который прошёл трудный и долгий путь, чтобы люди на Земле жили в мире и счастье, и рассказать о нём всем. Очень жаль, что мне с ним не довелось свидеться, уж он – то рассказал бы мне о войне. Я родился спустя 36 лет после того, как не стало моего прадедушки. Но мне кажется, что я его хорошо знаю, потому что в нашей семье бережно хранится память о нём. Живы воспоминания его старшей дочери Валентины, моей бабушки, сохранился семейный архив с документами, фотографии, награды. Всё это помогло мне восстановить историю жизни моего прадеда Полякова Николая Семёновича.
Из беседы с бабушкой я узнал, что с прошлым поколением нашей семьи нас соединяет семейная реликвия – альбом, сделанный моей бабушкой. В нём много воспоминаний о войне: интересные фотографии и документы, пожелтевшие от времени. Встретившись с бабушкой, слушая её рассказы, я проследил жизненный путь своего прадедушки.
Жизнь прадеда до войны
Поляков Николай Семёнович родился 23 февраля 1918 года в деревне Рожанцово Бежецкого района Калининской области (фото см. приложение 1) Родители были простые крестьяне. В семье воспитывалось четверо детей, одним из которых был мой прадед. С ранних лет мой прадедушка помогал своему отцу по хозяйству: пахал землю, косил траву, сушил сено, смотрел за скотиной, ухаживал за младшими детьми. После окончания школы ( 10 классов ) в 17 лет началась его трудовая деятельность:
15.03.1935 г. – 24.11.1936 г. – работал секретарём Глинеевского сельсовета с. Глинеево Бежецкого района;
28.11.1936 г. – 04.04.1938 г. – бухгалтер детского дома г. Бежецк;
11.04.1938 г. – 15.10.1938 г. – вновь принят на работу секретарём Глинеевского сельсовета, где работал до призыва в ряды Советской Армии.
20 октября 1938 года прадед Николай надел солдатскую шинель. С этого времени началась военная служба (20.10.1938 г.-21.08.1946 г.). Тогда прадедушке было 20 лет. Об этом свидетельствует выписка из личного дела. ( см. приложение 1)
Военный путь прадеда
Беседуя с бабушкой, перелистывая страницы альбома, разглядывая пожелтевшие фотографии, изучая документы семейного архива, я смог проследить военный путь моего прадеда.
1939 – 1940гг. – участие в боевых действиях в войне с белофиннами (фото см. приложение 2)
Я смотрю на эту фотографию 1940 года, где прадедушка запечатлён со своими товарищами из 13 армии в районе реки Вуокси после ожесточённых боёв с белофиннами, и думаю, как хорошо, что с этой войны он вернулся живым и невредимым.
А потом началась Великая Отечественная война, которая перевернула всё. Тысячи юных мальчишек, оставив своих родных и близких, отправились на фронт защищать свою Родину. Среди них был и мой прадед, тогда ему было 23 года.
Бабушка мне говорила, что прадедушка мало рассказывал о тех временах, так как было тяжело и горько вспоминать о тех, кого он потерял в боях, с кем бок о бок пришлось сражаться, отвоёвывать у фашистов каждый кусочек своей родной земли. Поэтому военный путь прадеда пришлось восстанавливать по фотографиям и документам из семейного архива, а также изучая материалы интернет -ресурсов.
1941 г. -присвоено звание младшего сержанта;
1942 г. - присвоено звание политрука;
1943 г. - окончил 6-месячный курс обучения (артиллерийское отделение) в Военно-Политехническом училище им. М. В. Фрунзе (с 5.02 по 17.08 1943г.) с общей оценкой – хорошо; присвоено звание лейтенанта (документ см. приложение 2);
ноябрь 1943 г. - отправление на фронт г. Люберцы Московская область (фото см. приложение 2)
декабрь 1943 г. - участие в Великолукской операции, в ходе которой 17 января 1943 г. город Великие Луки был освобождён (фото см. приложение 2)
Изучив сайты в интернете, я узнал, что впервые гитлеровские войска попали, практически одновременно, в два окружения – и под Сталинградом, и под Великими Луками. Окружённые гитлеровские войска были уничтожены или сдались в плен, и под Сталинградом, и в Великих Луках. Уличные бои за освобождение Великих Лук были настолько ожесточёнными, что город прозвали «Малым Сталинградом».
В октябре 2008 года Великим Лукам присвоено звание «Город воинской славы».
февраль 1944 г. - участие в боях под Нарвой (фото см. приложение 2)
Я узнал, что борьба Красной Армии за освобождение Прибалтики была составной частью общих стратегических усилий, которые прилагали Советские Вооружённые Силы в 1943 – 1945 годах, освобождая временно оккупированную территорию нашей Родины от германских захватчиков.
Февраль – март 1944 г. - началась первая битва под Нарвой. В ходе зимнего наступления против группы армий «Север» Красная Армия добилась решающего успеха.
июль 1944 г. - участие в боях под Выборгом (посёлок Таммисуо) (фото см. приложение 2)
С 10 июня по 9 августа проходила Выборгско - Петрозаводская операция - наступление советских войск в Карелии в 1944году, в ходе Великой Отечественной войны с целью ликвидации угрозы Ленинграду, а также выведение Финляндии из войны. Проводилась силами Ленинградского и Карельского фронтов при поддержке Балтийского флота и Ладожской военной флотилии. В результате этой операции удалось прорвать оборону противника.
5 июля 1945 г. - демобилизация бойцов роты Колеватова (Латвийская ССР) (фото см. приложение 2)
Победу прадедушка встретил в военном госпитале, после чего был комиссован по болезни. Путь к Победе был долгим и трудным. Пройдя дорогами испытаний от начала и до конца, мой прадедушка был дважды ранен.
В августе 1941 года получил первое осколочное ранение в области правой ключицы и бедра (документ см. приложение 2).
18 июня 1942 года – второе проникающее ранение грудной клетки осколком мины (документ см. приложение 2).
Но ничто не могло сломить прадеда и его боевых товарищей. Каждый из них понимал, что защищает свою землю, своих родных и близких.
За военные действия в Великой Отечественной войне мой прадед был награждён Орденом Красной Звезды, медалью «За Победу над Германией» и другими наградами. Бабушка рассказала, что у прадедушки было очень много наград. Когда его провожали в последний путь, несли эти награды, приколотые к подушечкам.
У бабушки остались только две награды Орден Красной Звезды и медаль «За Победу над Германией» (см. приложение 2). Остальные награды переданы в музей по просьбе военкомата.
Послевоенные годы прадеда
Ещё во время войны, 19 декабря 1944 года, прадедушка женился на Крыловой Алевтине Владимировне, моей прабабушке. Познакомил их друг прадедушки, с которым вместе воевали. Когда прадед был в отпуске, они расписались с прабабушкой, и он вновь отправился на фронт. После войны мой прадедушка вернулся на родину. Устроился на работу на Бежецкую швейную фабрику главным бухгалтером, где проработал до конца своей жизни. Послевоенное время было очень тяжёлым для всей страны, была полная разруха и голод, поэтому приходилось много трудиться. За ударный труд, достижения высоких показателей в работе прадедушка был награждён медалью «За трудовое отличие». (см. приложение 3)
Вместе с прабабушкой они вырастили двух дочерей, а вот рождению внуков прадедушке порадоваться не удалось. Прадедушка тяжело болел, по 3 – 4 месяца находился на лечении в госпиталях, дома почти не был. Сказались тяжёлые ранения во время войны.
Прадедушка ушёл из жизни 18 сентября 1970 года, в возрасте 52 лет.
Заключительный этап
(создание продукта проектной деятельности)
Обобщив весь собранный материал, я вместе с классным руководителем создал презентацию «Память о войне хранится в нашей семье». Это продукт моей проектной деятельности, который в дальнейшем может быть использован для проведения классных часов.
Заключение
Цель моего исследования достигнута, поставленные задачи решены. Моя гипотеза подтвердилась. В ходе исследовательской работы я выяснил, что в моей семье был прадед Поляков Николай Семёнович, который участвовал в Великой Отечественной войне.
Много лет прошло после тех страшных для нашей страны событий. Сейчас я могу жить спокойно, ходить в школу, играть на улице со своими друзьями, заниматься спортом, музыкой. А если подумать, то всего этого могло и не быть!
Давно нет в живых моего прадеда, но память о нем жива в моем сердце, сердцах его родных. Мы не видели той жестокой войны, мы не можем о ней вспомнить так, как это делают свидетели тех страшных дней. Но мы можем помнить о войне и вспоминать тех, кто воевал, кто погиб, защищая наше будущее. Эта память живет в наших сердцах.
Данное исследование сблизило меня с родственниками. Оно оказалось полезным не только для меня, но и для всех, кто оказывал мне помощь. То, что я узнал о своём прадедушке, о его награде, будет способствовать тому, что я буду стремиться быть не хуже, чем он.
Эта работа была для меня интересной не только с точки зрения изучения прошлого моей семьи, но и для расширения кругозора. Я прочитал литературу, изучил сайты в интернете, беседовал с родственниками. Всё это я делал не только для себя, но и для последующих поколений.
Я думаю, что моя работа сможет пробудить у моих сверстников интерес к изучению прошлого своих семей. То, чего я коснулся в своей работе, позволило мне испытать чувство гордости за своих предков.
Я буду всегда помнить и гордиться своим прадедушкой и сохраню семейный архив, чтобы потом рассказывать своим детям. Прадедушка для меня – настоящий герой!
Материал своего исследования я предложу своим родственникам для ознакомления и возможного продолжения работы по изучению прошлого нашей семьи. Также этот материал можно использовать для проведения классных часов в школе.
Библиографический список
1. Военная энциклопедия – историко-архивный военно-патриотический портал (интернет-ресурс)
2. Боевые действия Красной армии в Вов (интернет-ресурс)
3. Исаев А.В. Статья «Когда внезапности уже не было»
4. Кривошеев Е., Костин Н. «Битва за Нарву». Изд.: Таллин, 1984 (электронная версия)
5. «Лицом к Победе» сборник стихотворений, «Современник» Москва, 1985
6. Семейный архив
Усатый нянь
Рисуем ананас акварелью
Два морехода
Четыре художника. Осень
Как напиться обезьяне?