Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
artem_rabota.doc | 895.5 КБ |
Районная научно-практическая конференция школьников
«Чтобы помнили…»
Секция: «Война в истории моего края»
Мой прадедушка – участник Великой Отечественной войны
Автор: Скворцов Артем Алексеевич,
обучающийся 6 класса
МОУ «Кокшамарская СОШ »
Научный руководитель:
Майорова Любовь Николаевна,
учитель истории и обществознания
Звенигово, 2022
Введение.
Основная часть.
1.1. Довоенная биография деда
1.2. В Суслонгерском военном лагере и фронтовой путь
2.1. Суслонгер-лагерь смерти?
Заключение.
Список литературы.
Приложение
Введение
Война – это горе и слезы. Почти 77 лет прошло с той поры, как отгремели последние выстрелы Великой Отечественной войны. Тысячи людей прошли через все испытания и мучения самой тяжелой войны 1941-1945 годов. Тяжелые годы испытаний выпали на судьбы советского народа: погибали отцы, братья, сыновья, мужья. Боль и утраты войны не обошли стороной ни одну семью. Поэтому тема великой Отечественной войны навсегда останется актуальной, а День Победы – 9 мая – самым трогательным, самым душевным праздником страны.
Когда шла Великая Отечественная война, на свете не было ни меня, ни моих родителей. Но я много слышал о войне, ведь горе и беда не обошли стороной и моих близких, война вошла в каждый дом. Я всегда слышал в семье, что у меня был замечательный прадед, который участвовал в Великой Отечественной войне. Мне захотелось побольше узнать о моём прадедушке и рассказать о нём всем.
И тут я столкнулся с проблемой: От прадеда ничего не осталось. Даже то, что было, а это медали, сгорело в огне пожара двадцать лет назад. Цель моей работы: изучение биографии моего прадедушки – ветерана Великой Отечественной войны Скворцова Андрея Ефимовича;
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
·изучить семейный архив (фотографии) времён Великой Отечественной войны;
·разыскать информацию об участии моего прадеда в боевых действиях на сайте Министерства обороны – «Память народа» ;
·узнать правду о Суслонгерском и Сурокском военном лагере
Гипотеза исследования: мой прадед был защитником Родины, принимал участие в Великой Отечественной войне и внес посильный вклад в Великую Победу.
Объект исследования: Великая Отечественная война
Предмет исследования: Вклад прадеда в победу над фашисткой Германией.
1.1.Довоенная биография деда
9 ноября 1899 года родился мой прадед, Скворцов Андрей Ефимыч.
После окончания школы, начал работать на сплаве леса, и обучился плотницкому делу.
В 1919 году его забрали в армию, где его отправили на строительство Каширской ГРЭС, там он выучил русский язык. Прослужив все три года на этой стройке, набравшись навыков, в 1921 году увольняется со срочной службы.
Вернувшись домой в 1922 году женился на моей прабабушке Киртаевой Анне Егоровне. У него была лошадь, земля, на которой сеяли зерновые. Родились дети. Но наступили 30-е годы, началось раскулачивание. Дом начал строить, но пришлось сруб срочно продать в Чувашию. Его чуть не арестовали. Семья вступила в колхоз, передали они туда весь сельскохозяйственный инвентарь и лошадь.
В созданном «Колхозе имени Революции 1905 года» мой прадедушка работал плотником, бригадиром, затем был заведующим складом вплоть до 1942 года.
.
1.2. В Суслонгерском военном лагере
Поиски материалов об участии моего деда в ВОВ, вывели меня на Военно-пересыльный пункт который располагался на станции Суслогер Марийской АССР.(См. приложение)
Из-за возраста, только в конце 1942 года его решили мобилизовать. Конечно, отправили не сразу на фронт, а для начала в подготовительный лагерь в Суслонгер.
Их переодели в поношенную, дырявую от пуль и осколков форму, некоторая была в пятнах засохшей крови. Либо бери, что дают, либо голый ходи. Кормили через раз, да и то хлеб, размоченный водой или «пустой» суп. Оправдывали всё это хорошо известными в те времена лозунгами: «Всё для войны - всё для победы!!!»
Прадед знал своё дело в рубке леса, чем и занимались в основном в этом лагере и в мороз, и в дождь. Из-за скудной пищи, не хватало сил, скрипели зубами, но не сдавались, постоянно придумывали как, где и чем поживиться.
Родом прадед и его друзья были с того же района, где и находился лагерь. Ввиду этого к каждому из них частенько, порой и по два раза в неделю приезжали родственники. Видеться особо не давали, а если и разрешали, то часто отбирали потом гостинцы. Научившись на ошибках, марийские друзья хитрили как могли, подставляя плечи друг другу. Гостинцы в виде полу-гнилой картошки и лепёшек из лебеды прятались в тайники, где в нужный момент всплывали и отправлялись в рот. Не смотря на такие сомнительные гостинцы, в те времена, это были сокровища, из-за которых могли и жизни лишить.
Всех не прокормить, а голод был лютый. Курсанты либо умирали от голода, либо сами вешались, лишь бы прекратить эти мучения. Вешались даже на собственных штанах.
Сегодня про этот печально известный лагерь больше обнародовано, курсанты голодали, но не офицеры и курсанты знающие русский. Вот у этих людей и водилась хорошая еда, которую они периодически продавали жителям из ближайших деревень. Порой исхитрившись, или имея навык в чём либо, курсант мог обменять обучение навыку или предмет, интересующий владельца еды.
Прадед не курил, как и его друзья, мелочь, а очень помогло им это, ведь в такой период за валюту шёл чаще табак, его и проще спрятать, чем полкило подгнившей картошки или сухарей.
В Суслонгере, где был лагерь, собирали народ с большей части Марий Эл, с меньшей из Татарии и Чувашии. В те времена не знать русский язык было обыденным делом, даже татарский знали лучше. Поэтому, чем лучше ты знал русский, тем лучше к тебе относились, и наоборот. Друзья прадеда плохо знали этот язык, поэтому они решили больше молчать при русских, а брать делом. Умея работать с лесом чуть ли не с детства, его бригада чётко и в срок выполняла норматив, от чего к ним особо не придирались.
Об это отрезке жизни моего прадеда я нашел доказательство на сайте Министерства обороны. (См. приложение)
В конце осени 1943 года, прадеда отправили на фронт, в Прибалтику, в стрелковый полк.
В первой же атаке, его сильно ранило в голову. Пролежав в госпитале с месяц, его по инвалидности и старости отправляют в гужевую роту.
Там ему выдают лошадь с тележкой, и он возит снаряды на передовую вплоть до 1945 года, дойдя до Кёнигсберга.
И только в августе 1945 года, живой и победивший, в первую очередь в борьбе за жизнь, продолжает свой род, воспитывая самого младшего сына -моего деда.
2.1. Суслонгер- лагерь смерти ?
Мой дедушка много рассказывал про своего отца, про Великую Отечественную войну. Я понимаю, что на войне погибают люди, там стреляют, взрываются гранаты – страшно. Наши прадеды сделали все, чтобы остановить немецкие войска. Война не затронула нашу марийскую республику. Но я не понимаю, почему же в наших марийских лесах пропадали люди без вести, умирали солдаты…
Документы, способные в полной мере раскрыть причины и масштабы данного вопроса, до сих пор засекречены. Большая часть информации стала доступна из воспоминаний очевидцев событий. Как правило, они схожи в описании картин массовой гибели новобранцев от голода, болезней.
В августе 1941 года на станции Суслонгер, Казанской железной дороги, Марийской АССР Областным военкоматом Татарской АССР была сформирована запасная стрелковая бригада. Военный полигон находился в лесном массиве, где на десятки километров вокруг не было ничего, кроме болот и леса. От станции к нему была проложена узкоколейная железная дорога, остатки которой сохранились до нашего времени. Была проложена телеграфная связь, активно строилась инфраструктура – бараки и землянки, пищеблоки и склады, лазареты, бани и т.д. Кроме того, нужны были конюшни, помещения для автопарка, различные мастерские. Были оборудованы полигоны и стрельбища, размещены средства ПВО и охранные посты. Люди жили в землянках, не хватало дров, поэтому все были заняты на заготовке древесины. Из-за нехватки телег, лошадей часто заготовленный лес солдаты таскали с делянок на себе.
Питание в бригадах во все времена также оставляло желать лучшего. Женщины военной поры вспоминали, как ходили к мужьям, которые учились там военному делу. Носили еду, одежду. Шли много десятков километров пешком в любую погоду. Я считаю, что мой прадед выжил там только благодаря моей прабабушке, которая вот так же носила еду, шла пешком эти немалые километры от Кокшамар до Суслонгера (по прямой - 35 км, по дороге - 56 км).
Известно множество воспоминаний ветеранов о тяжелой жизни в этих запасных полках. Условия там были невыносимы - голод, холод, жизнь в огромных землянках, непосильный труд и истощение. Многие солдаты не выдерживали, были побеги и самоубийства. Известно, что как минимум один раз в Суслонгер приезжал с инспекцией Клим Ворошилов. Маршал Советского Союза, в годы войны он был ответственным за формирование запасных частей и подготовку пополнений для фронта. Итогом его приезда стал расстрел части командиров 31 ЗСБр, некоторые из них были отправлены в Казань для дальнейшего трибунала. Так же закончился визит Клима Ворошилова и в учебный лагерь на станции Сурок.
К концу 1945 года воинские части, размещавшиеся в Сурке и Суслонгере, были расформированы.
Заключение
Выбранная мной тема исследовательской работы не только актуальна, но и интересна и имеет практическую значимость. Все дальше и дальше от нас годы войны. Мое поколение родилось под мирным небом, но в наших сердцах живет память о тех, кто отдал свою жизнь для того, чтобы у нас была счастливая жизнь.
Благодаря этому проекту мне удалось проследить боевой путь моего прадеда Скворцова Андрея Ефимовича и глубже изучить историю своей семьи. Данная работа доказала, что в нашей семье есть предок, которым мы гордимся. Память о нем служит нам примером силы, отваги, мужества и любви к своей Родине.
С каждым годом остается все меньше живых свидетелей кровавой схватки, и на торжественный парад почти не приходят ветераны войны. В нашей деревне не осталось уже ветеранов той страшной войны, но память о них живет в наших сердцах.
Нам, подрастающему поколению необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался жив, трепетно относиться к их воспоминаниям. Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение.
Я считаю, что в этой работе я обобщил материал о судьбе и военном подвиге Скворцова А.Е., участнике Великой Отечественной войны. С этой работой я выступил перед своими одноклассниками.
Гипотеза, поставленная в начале работы, нашла подтверждение: мой прадед был защитником Отечества и своими подвигами приблизил Победу в этой страшной войне.
.
Список литературы.
Приложение
Имя деда под №19.
Памятник перед въездом в лагерь
Астрономический календарь. Апрель, 2019
Рождественский венок
Большое - маленькое
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Как нарисовать небо акварелью