При написании работы мною была поставлена цель: обобщить информацию о редких профессиях, связанных с географией. Для достижения цели я проанализировал научную литературу, изучил различные профессии, в которых используются знания и законы географии, познакомился сам и ознакомил одноклассников с редкими географическим профессиями, такими как сейсмолог, гляциолог, космогеолог, ландшафтовед, океанолог. Выявил особенности каждой профессии, узнал, какими необходимыми качествами должен обладать специалист. Провел анкетирование одноклассников на предмет заинтересованности в редких географических профессиях, их значимости для ребят и возможного выбора как бедующей специальности. Считаю, что цель мой работы достигнута.
Профессия это не только род трудовой деятельности человека, его источник существования, это труд, от которого человек получает моральное удовлетворение, это дело которое направлено на развитие общества, его совершенствование. Профессия требует владения теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретаемыми в ходе специальной подготовки или получения специального образования, требует от человека ответственности за бедующее наше планеты.
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_redkih_geograficheskih_professiy.docx | 730.97 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №33»
Городская научно-практическая конференция
Обучающихся 5-8 классов
«Путь к успеху»
В мире редких географических профессий
География
Автор: Бекечин Дмитрий Евгеньевич ученик 8 «Б» класса МБОУ «Средняя школа №33» | ||
Наставник: Короткова Лариса Александровна учитель географии первой категории МБОУ «Средняя школа №33» |
г. Дзержинск
2023 г
Содержание
Введение………………………………………………………………………………. 3
Глава I. В мире профессий…………………………………………………………… 4
Глава II практическая часть ………………………………………………………… 10
Заключение …………………………………………………………………………... 12
Список использованных источников информации………………………………… 13
Приложение……………………………………………………………………………14
Введение
Актуальность: География - одна из наук, на которой держится познание окружающего мира. Профессии, связанные с географией, по моему мнению, очень интересны и важны, так как наша страна нуждается в высококвалифицированных кадрах. Свою профессию в дальнейшем я хотел бы связать с географией. Считаю, что осознанный выбор профессии возможен тогда, когда он осуществляется при наличии знаний о профессии. К сожалению, мы мало информированы об огромном разнообразии специальностей в этой сфере. На уроках географии мы слышим названия некоторых профессий: геолог, геодезист, метеоролог, топограф и др. Работа таких людей очень необходима. Но географических профессий существует немало. Работая над проектом, я хотел бы получить ответы на следующие вопросы: «Какие существуют редкие профессии в области географии? Насколько они престижны? В каких учебных заведениях их можно получить? Какими качествами должен обладать человек, выбравший ту или иную специальность?». Кроме того, я хотел бы познакомить с этими профессиями своих одноклассников.
Цель работы: Обобщить информацию о редких профессиях, связанных с географией.
Объект: Профессиональная сфера деятельности человека.
Предмет: Редкие профессии в области географии.
Задачи работы:
1. Проанализировать научную литературу по теме.
2. Изучить различные профессии в которых используются знания и законы географии.
3. Выявить профессиональные интересы одноклассников, связанные с географией.
4. Познакомить одноклассников с редкими географическими профессиями.
Гипотеза: Выбор профессии будет наиболее осознанным, если мы получим подробную информацию о различных специальностях, связанных с географией, необходимых качествах личности специалистов, престиже профессии,
об образовательных учреждениях.
Методы исследования:
Изучение литературы по теме работы
Обобщение и систематизация информации
Социологическое исследование (опрос, анкетирование)
Глава I В мире профессий
Профе́ссия - род трудовой деятельности человека, обычно его источник существования, это труд, за который человек получает доход. Профессия требует владения теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретаемыми в ходе специальной подготовки или получения специального образования.
Как таковых профессий в доисторические времена (до начала создания оседлых поселений) не было. Люди занимались то охотой, то собирательством, и кочевали с места на место. Материально-технические условия для развития разделения труда отсутствовали.
Первые профессии начали появляться ещё в доцивилизационную эпоху, когда человек начал создавать оседлые поселения, заниматься сельским хозяйством, овладел гончарным и кузнечным делом. Один и тот же человек ввиду ограниченности своих сил не мог одновременно лепить горшки, выковывать металлические инструменты и заниматься выращиванием пищи, поэтому начал развиваться товарный обмен.
Новый виток развития профессионального деления людей возник с появлением централизованного государства. Правителям требовались воины для охраны своих владений и управляющие для управления ими. Так начали формироваться военные и управленческие профессии. Человечество окончательно встало на путь профессионального разделения труда.
С началом индустриализации появилось множество новых профессий, связанных с разработкой и обслуживанием машин: инженеры, рабочие на заводах, машинисты и тому подобное. Из-за возросших потребностей цивилизации в новых видах и больших количествах ресурсов также расширились списки добывающих профессий: появились шахтёры, нефтяники и другие.
С развитием автоматизации потребность в тяжёлом ручном труде начала падать. Если раньше рабочие работали по 14—16 часов в сутки лишь для того, чтобы прокормить семью, то теперь они могут работать по 8 часов. У людей появилось больше свободного времени, которое они начали тратить на потребление информации, поэтому в ответ на спрос появилось предложение — начали развиваться средства массовой информации: телевидение, радио, а в конце XX века — и интернет. Также, несмотря на автоматизацию, по-прежнему осталась необходимость в людях, которые будут создавать новые средства автоматизированного производства: учёных и инженерах. А массовая компьютеризация потребовала больших количеств людей, способных обслуживать компьютеры и создавать и поддерживать их программное обеспечение. Так возник целый пласт профессий информационных работников, то есть работников, чья деятельность связана с переработкой и производством информации: программистов, учёных, инженеров и тому подобное; благодаря СМИ и издательскому делу получили сильное развитие творческие профессии: актёры, музыканты, художники, писатели и др. Таким образом, большое значение в профессиональном развитии теперь имеют не механические навыки, как в предыдущую, индустриальную, эпоху, а знания и творческое мышление (8).
В мире множество профессий, в основе которых лежит география. Вот некоторые из них: агроном, археолог, военный, геолог, геоморфолог, геодезист, гидролог, горный инженер, демограф, дипломат, журналист, инженер – градостроитель, капитан корабля, картограф, климатолог, ландшафтный архитектор, лесник, логистик, медицинский географ, маркетолог, менеджер в туризме, метеоролог, океанограф, пилот, социолог, таможенник, торговый аналитик, туристический агент, фермер, эколог, экономист в сельском хозяйстве и др.
Несмотря на обилие современных географических специальностей, всех их можно сгруппировать по нескольким признакам.
Есть «старые», возникшие еще в конце XIX — начале XX века, традиционные географические специальности (например, геоморфология, землеведение, климатология), и есть «новые», сравнительно недавно появившиеся (например, биоклиматология, география туризма или географическая планетология).
Есть наиболее и наименее популярные географические специальности. Например, самый высокий конкурс при выборе специализации на географическом факультете МГУ отмечается на таких кафедрах: географии мирового хозяйства, экономической и социальной географии зарубежных стран мира, геоинформатики, рационального природопользования. Динамично развивается новая специальность - туристическая география.
Можно выделить группу географических специальностей, где широко применяются методы точных и естественных наук, особенно математические вычисления: метеорология и климатология, океанология и гидрология, картография и топография с геодезией, гляциология и криолитология (мерзлотоведение). Химические методы и формулы должны знать геохимики-ландшафтоведы, геоморфологи, географы-почвоведы, геоэкологи, географы-вулканологи. Физические и геофизические методы используются метеорологами, океанологами, гидрологами, гляциологами, ландшафтоведами. С биологией тесно знакомы биогеографы, медико-географы, лимнологи (озероведы), ландшафтоведы.
В группе экономико-географических специальностей широкое применение нашли статистические методы, компьютерно-математическое моделирование. Экономико-географ также должен разбираться в основах промышленного и сельскохозяйственного производства.
Представители всех без исключения специальностей должны на высоком уровне знать компьютерно-информационные технологии (особенно картографы, метеорологи и синоптики) и уметь применять в своей работе картографический метод и методы аэрокосмического зондирования Земли. Выпускники-мужчины большинства географических факультетов, помимо своей основной гражданской специальности, приобретают еще и военную специальность, параллельно обучаясь на военной кафедре. Как правило, это «военный синоптик, метеоролог», «военный картограф-топограф» и «фотограмметрист - дешифровщик материалов аэрокосмической разведки». Сугубо военной географии учат в Академии Генерального штаба.
Есть географические специальности, которые в наибольшей степени приближены к природе.. Как правило, работа физико-географа состоит из двух этапов: 1) выезда на природу, где проводятся натурные исследования объектов (экспедиции, учебные практики) и 2) детальной обработки результатов таких исследований в лаборатории на кафедрах географических факультетов и в других естественно-научных исследовательских институтах).
Есть «мужские» и «женские» географические специальности. Например, почти абсолютно мужскими являются гляциология, криолитология и военная география. Повышенный удельный вес мужчин наблюдается в океанологии, геоморфологии, геодезии, топографии. А вот среди выпускников географических факультетов педвузов, в среде метеорологов-синоптиков и картографов преобладают представительницы слабого пола. Несомненно, что, чем более полевой является географическая специальность, тем более она «мужская», и наоборот (1).
Сейсмолог – специалист, изучающий причины появления землетрясений. В его обязанности входит прогнозирование данного явления и изучение процессов, происходящих внутри земли и приводящих в движение земную кору. С помощью специального чувствительного аппарата – сейсмографа сейсмолог выявляет возможную мощность землетрясения, чтобы успеть принять меры по защите населения и важных материальных объектов.
Профессия требует повышенного внимания, умения качественно анализировать полученную информацию и на ее основе составлять прогнозы. Помимо этого специалист должен иметь такие качества, как: наблюдательность, внимательность, стрессоустойчивость, любовь к точным наукам, умение быстро анализировать информацию.
В обязанности сейсмолога входит: изучение и нахождение причин движения земной коры, прогнозирование землетрясений, исследование строения планеты, подробное изучение её недр, выявление влияния, оказываемого землетрясениями на атмосферу и гидросферу Земли, регистрация подземных испытаний ядерного оружия.
Для сейсмолога возможность продвижения по карьерной лестнице невелика. Данная профессия является узкопрофильной, что сокращает количество потенциальных мест для работы. Сейсмолог имеет возможность трудоустроиться в научные институты вулканологии, научно-исследовательские организации, научные лаборатории, а также стать работником геомагнитных и сейсмических станций.
Гляциолог – это специалист по изучению массивов ледяного покрова земной поверхности. Профессия носит научный и научно-практический характер. Ледяные поля севера и высокогорий оказывают огромное влияние на климат Земли, на экологическое состояние биосферы в целом, а также на состояние различных локаций и экосистем. Гляциолог изучает ледники и ледяные поля, занимается изучением сезонных оледенений в широтах с умеренным климатом. Он собирает научные данные, анализирует и систематизирует их, производит расчеты и строит прогнозы о климатических изменениях регионов, подверженных сезонному оледенению или регионов, покрытых вечной мерзлотой. Такие специалисты разрабатывают мероприятия по сохранению естественных ледяных ландшафтов, занимаются изучением горных ледников, участвуют в работе по прогнозированию и борьбе с лавинами в горах, ведут геологические изыскания, обеспечивают техническое обоснование промышленного освоения регионов с вечной мерзлотой.
Гляциолог – это достаточно редкий, но весьма востребованный вид деятельности. В современных условиях, когда климат подвержен сильному давлению и быстро меняется, их знания и компетенции позволяют снизить негативные последствия антропологического воздействие и спрогнозировать изменение ледового покрытия Земли. Такие специалисты необходимо для полноценной научной работы в различных географических и экологических структурах, в национальных и международных организациях, занимающихся проблематикой климатического изменения Земли.
В процессе своей работы гляциолог много времени проводит в командировках и экспедициях. Он должен уметь вести научную работу и обладать аналитическими способностями. Профессия подходит тем, кто: имеет склонность к изучению естественных наук (география, физика, биология), умеет работать в команде, формулировать научные задачи и эффективно их решать, готов к разъездному характеру работ, командировкам, в том числе в регионы с тяжелым климатом, способен систематизировать и анализировать большие объемы данных.
Профессиональные обязанности гляциолога включают в себя: изучение ледового покрова Земли в различных регионах, отбор проб снега и льда, прогнозирование ледовой обстановки в регионах северного судоходства, составление климатических карт, отслеживание многолетней или оперативной ледовой обстановки, сбор и систематизация полученных научных данных, составление прогнозов изменения экологической ситуации и климатических сдвигов, написание научных работ, статей.
Успешный гляциолог может добиться признания в научной сфере, стать известным ученым. Профессия дает возможность возглавить какой-либо научный центр или академическое подразделение, занимающееся изучением Земли, стать авторитетным специалистом в области климатологии и физики Земли. В целом профессия имеет хороший карьерный потенциал и дает возможность развиваться в качестве ученого или инженера, специалиста по освоению Арктики.
Космогеолог – это научный работник, специалист по разведке и добыче полезных ископаемых на твердых телах Солнечной системы. В основном сферой его интересов является Луна и ближайшие к Земле астероиды. Это новая профессия, которая основана на стабильном, уверенном развитии пилотируемой и роботизированной космонавтики.
Космогеолог анализирует информацию о структуре и химическом составе космических объектов, оценивает наличие полезных ископаемых, участвует в разработке технологий добычи и транспортировки на Землю полезных веществ.
Космогеолог, помимо научных знаний и таланта исследователя, должен обладать хорошим здоровьем и определенной смелостью. Профессию можно рекомендовать тем, кто: интересуется космической тематикой, увлекается наукой и новыми технологиями; готов к рискованной деятельности в качестве космического исследователя.
С началом практического освоения Луны и других объектов будет формироваться профессиональная среда для космогеологов. Контуры такой работы уже намечены и будут включать в себя: сбор и анализ данных о строении и составе космических тел, разработку практических проектов по добыче полезных ископаемых и доставке их на Землю, личное участие в космических полетах и проведение геологических изысканий, например на Луне.
На сегодняшний день геологические исследования Луны, Марса и других ближайших космических объектов ведутся дистанционным способом с использованием автоматизированных аппаратов. При этом уже достаточно давно ведётся системная работа по исследованию и анализу космических тел. Как показывают такие работы, у практического освоения объектов Солнечной системы большое будущее. Уже обнаружены перспективные залежи селена, лития, редкоземельных металлов. В будущем профессия космогеолога приобретет большое значение и появится перспективный рынок труда для таких специалистов.
Карьерные возможности космогеолога достаточно широки и перспективны. Такой специалист может стать известным ученым или руководителем, курирующим работы по освоению космических объектов. Профессия нацелена на перспективу и дает огромные возможности для профессионального и научного развития.
Ландшафтовед (специалист по ландшафтоведению) — это специалист, который изучает природный ландшафт и его особенности, определяет взаимодействие и взаимозависимость всех составляющих элементов. Специалист занимается не только теорией, но и исследовательской деятельностью, проводит эксперименты и внедряет полученные результаты в жизнь.
Эта профессия подойдет тем, кому интересно изучать экологию и географию. Если вы любите природу и готовы посвятить исследованиям большую часть времени, тогда эта профессия идеально вам подойдет.
Должностными обязанностями специалиста являются: производить картографическое описание местности, уметь пользоваться различными приборами, проводить исследования, уметь анализировать полученные результаты, заниматься ведением экспериментальной деятельности и написанием научных отчетов.
Профессия ландшафтоведа достаточно востребована на сегодняшний день. Квалифицированные специалисты могут рассчитывать на трудоустройство в крупных строительных компаниях и предприятиях по облагораживанию мест общественного пользования. Профессия ландшафтоведа допускает определенный карьерный рост, но он весьма ограничен. Необходимо постоянно заниматься саморазвитием, изучать специальную литературу, овладевать новыми навыками. Как правило, специалисты работают в научно–исследовательских институтах, комитетах по охране природы, частных и государственных компаниях. Эта профессия предусматривает частые командировки, которые позволяют специалисту повышать уровень своей квалификации.
Океанолог (океанограф) – учёный, специализирующийся на изучении океана. Океанолог занимается изучением физических, химических и биологических процессов, протекающих в морях и океанах, закономерностей круговорота веществ и энергии, взаимодействия океана с атмосферой, водами суши, литосферой и биосферой. В круг исследований окенолога может входить изучение погоды, движения и циркуляции океанских вод, видов морских обитателей и их экосистем, древней истории океана, его современного состояния и его будущего в эпоху изменения климата(7).
Направленность работы океанолога зависит от того, какую из четырех областей океанографии он выбирает в качестве своей специализации.
Биологи-океанологи изучают морских животных и растения. Они анализируют численность морских организмов и то, как эти организмы развиваются, взаимодействуют друг с другом, приспосабливаются к окружающей среде и взаимодействуют с ней.
Химики-океанологи следят за химическим составом океанской воды, ее биохимическим циклом и химическим взаимодействием морской воды с морским дном и атмосферой. Благодаря своим исследованиям они выявляют ресурсы океана, которые можно использовать в медицинских целях, и находят способы уменьшить количество загрязняющих веществ и поддерживать чистоту водоемов.
Геологи-океанологи озабочены дном океана. Используя различные технологии для картирования морского дна и других подводных объектов, они узнают о структуре и эволюции морского дна и стремятся понять процессы, которые формируют его каньоны, горы и долины. Их исследования жизненно важны для прогнозирования сейсмической активности и, таким образом, смягчения последствий землетрясений и цунами.
Физические океанологи изучают физические условия и физические процессы в океане, такие как волны, течения, водовороты, круговороты и приливы; перенос песка на пляжи и за их пределы; береговая эрозия; и взаимодействие атмосферы и океана.
Все разделы океанологии взаимосвязаны, и все океанологи применяют свое глубокое понимание биологии, химии, геологии и физики, чтобы разгадать тайны Мирового океана и понять происходящие в нем процессы (6).
Глава II. Практическая часть
При написании работы, я заинтересовался, интересны ли эти географические специальности моим одноклассникам. На уроке географии в 8 классе я провел анкетирование. Создал таблицу (Приложение 1), в которую занес: редкие географические профессии, заинтересованность в них по возрастанию, значимость данной профессии (по возрастанию), выбор профессии (по возрастанию)
Проанализировав данные анкет, я получил следующие результаты (в %), которые отобразил в диаграмме:
1.Заинтересованность в редких географических профессиях (в %):
Сейсмолог 10
Гляциолог 9
Космогеолог 48
Ландшафтовед 20
Океанолог 13
Интерес у моих одноклассников, в основном, вызвали профессии, которые совсем недавно появились, а именно - комогеолог, ландшафтовед.
2.Значимость данных профессии (в %):
Сейсмолог 38
Гляциолог 9
Космогеолог 10
Ландшафтовед 32
Океанолог 11
Основную значимость мои одноклассники отдали таким профессиям, как сейсмолог и ландшафтовед. Это скорее всего объясняется тем, что ребята хотят видеть наш мир безопасным и красивым. И я с ними соглашусь.
3. Выбор профессии (в %) :
Сейсмолог 12
Гляциолог 9
Космогеолог 14
Ландшафтовед 55
Океанолог 10
Самая востребованная оказалась профессия - ландшафтовед, в основном ее выбрали девочки моего класса. У мальчиков же вызвали интерес, такие профессии как космогеолог, сейсмолог, океанолог и гляциолог. Я думаю это связано с тем, что эти специальности требуют такие качества, как выносливость, логическое мышление, физическую подготовку.
Самыми интересными профессиями оказались: геолог, геофизик, океанолог - эти профессии в основном выбрали мальчики, потому что эти специальности требуют такие качества, как выносливость, логическое мышление, физическую подготовку.
Из всего этого следует, что эти редкие географические профессии интересны моим одноклассникам.
Заключение
При написании работы мною была поставлена цель: обобщить информацию о редких профессиях, связанных с географией. Для достижения цели я проанализировал научную литературу, изучил различные профессии, в которых используются знания и законы географии, познакомился сам и ознакомил одноклассников с редкими географическим профессиями, такими как сейсмолог, гляциолог, космогеолог, ландшафтовед, океанолог. Выявил особенности каждой профессии, узнал, какими необходимыми качествами должен обладать специалист. Провел анкетирование одноклассников на предмет заинтересованности в редких географических профессиях, их значимости для ребят и возможного выбора как бедующей специальности. Считаю, что цель мой работы достигнута.
Профессия это не только род трудовой деятельности человека, его источник существования, это труд, от которого человек получает моральное удовлетворение, это дело которое направлено на развитие общества, его совершенствование. Профессия требует владения теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретаемыми в ходе специальной подготовки или получения специального образования, требует от человека ответственности за бедующее наше планеты.
Список использованных источников информации:
1. В мире географических профессий : https://infourok.ru/v-mire-geograficheskih-professij- 4022966.html [Электронный ресурс]
2. Геология: https://ru.wikipedia.org/wiki [Электронный ресурс]
3. География: https://ru.wikipedia.org/wiki[Электронный ресурс]
4. Геофизик: http://www.profguide.ru/professions/geofizik.html [Электронный ресурс]
5. Левиева С.Н. Мир профессий. – М.: Просвещение, 2005. –316 с.
6. Океанолог: https://www.profguide.io/professions/Okeanolog.html [Электронный ресурс]
7. Профессии в МГУ: https://vuzopedia.ru/vuz/1/professii?cat=4&page=1 [Электронный ресурс]
8. Профессия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Профессия [Электронный ресурс]
Приложение 1
Профессия | Заинтересованность (по возрастанию 1-5) | Значимость (по возрастанию 1-5) | Выбор профессии (по возрастанию 1-5) |
Сейсмолог – специалист, изучающий причины появления землетрясений | |||
Гляциолог – это специалист по изучению массивов ледяного покрова земной поверхности. | |||
Космогеолог – это научный работник, специалист по разведке и добыче полезных ископаемых на твердых телах Солнечной системы. | |||
Ландшафтовед - это специалист, который изучает природный ландшафт и его особенности, определяет взаимодействие и взаимозависимость всех составляющих элементов | |||
Океанолог - это учёный, специализирующийся на изучении океана. |
За еду птицы готовы собирать мусор
"Разделите так, как делили работу..."
Притча о гвоздях
Акварель + трафарет = ?
Как я избавился от обидчивости