Ленинградская область - это не просто большие города и маленькие селения. Это прекрасные просторы Ладоги и могучая ширь Финского залива. Это старинные церквушки и мощные заводы. Это бескрайние равнины, поля, необъятные леса и глубочайшие горизонты. Это древние крепости и родные деревни. Это 2 023 767 человек, для которых эти земли всегда были Родиной или стали новым домом [3].
Но чтобы понять истинное богатство нашего края, необходимо узнать и почувствовать во многом загадочную и уникальную культуру коренных народов, проживающих здесь тысячи лет. Вепсы, водь, ижоры, ингерман-ландские финны, тихвинские карелы, русские - каждый из этих народов обладает своей особой самобытностью, древней историей и ярким национальным характером. Каждый народ, издавна живущий на нашей земле, даёт прекрасный, но ещё до конца не понятый нами опыт - как жить, работать и радоваться в согласии с природой, со своими древними традициями и в дружбе друг с другом [1].
О многих из этих народов мы даже ни разу и не слышали - в силу удалённости и труднодоступности мест их компактного проживания или по каким-то другим причинам. Молодёжь растёт уже в другом информационном пространстве и постепенно теряет связи с традиционной культурой. Очень важно помнить о своих традициях, ведь именно на них держится общество. Ведь недаром говорят, что общество без традиций – это как дерево без корней.
Актуальность исследования продиктована сокращением численности малых народов, исчезновением их культуры и самобытности.
Основополагающий вопрос проекта: в каком положении находятся коренные народы Ленинградской области в современных реалиях?
Цель исследования: изучить причины сокращения численности коренных народов Ленинградской области и их современное положение в обществе.
Задачи исследования:
- изучить историю народов Ленинградской области, их быт, язык, фольклор, костюмы, кухню, занятия;
- изучить статистику;
- проанализировать информацию о положении коренных народов Ленинградской области в современных реалиях.
Объект исследования – коренные народы Ленинградской области. Предмет – коренные народы в современных реалиях.
Гипотеза исследования: историческое наследие народов Ленинградской области будет сохранено, если изучать и передавать подрастающему поколению национальные традиции, культуру, искусство и промыслы.
Перспективы дальнейшего развития проекта: данный материал может быть использован на классных часах, уроках, а также во внеурочной деятельности.
Методы исследования: анализ информации из разных источников, опрос (анкетирование), фотографирование, сравнение.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 210.58 КБ |
Региональная научно-исследовательская конференция
«Практика — критерий истины», посвященная 200-летию со дня рождения русского педагога, писателя, основоположника научной педагогики в России К.Д. Унинского, в рамках VII регионального этапа Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ
имени Д.И. Менделеева в Ленинградской области
Первые на берегах Невы: исчезающие народы Ленинградской области
секция: «История и современность»
Выполнил: Коробских Владислав Владимирович |
МОУ СОШ №5 г. Всеволожска |
Научный руководитель: |
Хабибуллин Рамиль Миннахметович Учитель истории и обществознания МОУ СОШ №5 г. Всеволожска |
Ленинградская область, г. Всеволожск
2023 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…...3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..................13
Список литературы……………………………………….……………………...14
Приложения………………………………………………………………………15
Введение
Ленинградская область - это не просто большие города и маленькие селения. Это прекрасные просторы Ладоги и могучая ширь Финского залива. Это старинные церквушки и мощные заводы. Это бескрайние равнины, поля, необъятные леса и глубочайшие горизонты. Это древние крепости и родные деревни. Это 2 023 767 человек, для которых эти земли всегда были Родиной или стали новым домом [3].
Но чтобы понять истинное богатство нашего края, необходимо узнать и почувствовать во многом загадочную и уникальную культуру коренных народов, проживающих здесь тысячи лет. Вепсы, водь, ижоры, ингерман-ландские финны, тихвинские карелы, русские - каждый из этих народов обладает своей особой самобытностью, древней историей и ярким национальным характером. Каждый народ, издавна живущий на нашей земле, даёт прекрасный, но ещё до конца не понятый нами опыт - как жить, работать и радоваться в согласии с природой, со своими древними традициями и в дружбе друг с другом [1].
О многих из этих народов мы даже ни разу и не слышали - в силу удалённости и труднодоступности мест их компактного проживания или по каким-то другим причинам. Молодёжь растёт уже в другом информационном пространстве и постепенно теряет связи с традиционной культурой. Очень важно помнить о своих традициях, ведь именно на них держится общество. Ведь недаром говорят, что общество без традиций – это как дерево без корней.
Актуальность исследования продиктована сокращением численности малых народов, исчезновением их культуры и самобытности.
Основополагающий вопрос проекта: в каком положении находятся коренные народы Ленинградской области в современных реалиях?
Цель исследования: изучить причины сокращения численности коренных народов Ленинградской области и их современное положение в обществе.
Задачи исследования:
- изучить историю народов Ленинградской области, их быт, язык, фольклор, костюмы, кухню, занятия;
- изучить статистику;
- проанализировать информацию о положении коренных народов Ленинградской области в современных реалиях.
Объект исследования – коренные народы Ленинградской области. Предмет – коренные народы в современных реалиях.
Гипотеза исследования: историческое наследие народов Ленинградской области будет сохранено, если изучать и передавать подрастающему поколению национальные традиции, культуру, искусство и промыслы.
Перспективы дальнейшего развития проекта: данный материал может быть использован на классных часах, уроках, а также во внеурочной деятельности.
Методы исследования: анализ информации из разных источников, опрос (анкетирование), фотографирование, сравнение.
Ленинградская область, расположенная на западе Российской Федерации, является родиной многих коренных народов, которые веками оставляли свой след в истории и культуре региона. Прежде чем мы начнём рассказывать о коренных народах Ленинградской области в нашей исследовательской работе будет показана статистика эрудированности в вопросах национальной особенности нашего региона, посредством опросов и получении статистических данных. ( Приложение 1).
Среди них наиболее известны западные-финны, ливвонцы, саамы и эскимосы. Западные финны, или предки современных финской народности, населяли северную часть области и занимались преимущественно рыболовством и земледелием. Ливвонцы, главным образом, проживали на западе области и до XVIII века разговаривали на ливонском языке. Саамы, также известные как лопари, были первоначальными обитателями Кольского полуострова и долины реки Мурманки. Эскимосы, или инуиты, жили в северных районах области и вели кочевой образ жизни, полагаясь на охоту и рыболовство.
Также стоит упомянуть карелов, ингерманландцев, людей правдинской культуры и вепсов, которые тоже составляют значительную часть коренных народов Ленинградской области. Карелы в большинстве своем проживали в южных районах области и вели земледелие. Ингерманландцы, населявшие восточную часть области, говорили по-немецки и занимались сельскохозяйственными работами. Люди правдинской культуры, известные также как староверы, пришли в Ленинградскую область в XVIII веке, убегая от религиозных преследований. Вепсы, живущие в северо-западной части области, занимались рыболовством и ловлями лососей.
Большое влияние на численность всех малых коренных народов оказали репрессии 1937 года и Великая Отечественная война, именно эти причины стали резким снижением населения – ни один из народов за все это время так и не смог восполнить свою численность.
Вепсы – один из древнейших народов Севера Европы. На берегах вепсских рек до сих пор находят стоянки древних людей. Первое упоминание о вéси и чýди (предках современных вепсов) встречено во всемирно известном сочинении европейского историка Иордана, написанного в VI веке. Прославились вепсы и в XV–XVI веках, когда простой вепс стал известен по всей Руси. Ведь один из самых почитаемых святых Русской православной церкви преподобный Александр Свирский был духовным отцом и воспитателем многих северно-русских святых и основателем новых монастырей на Севере. Но потом о вепсах почти забыли, и только в 1824 году финский учёный А. И. Шёгрен вновь «открыл» вепсов.
В 1920-х годах началось возрождение вепсского народа. Открылись вепсские школы. С 1990-х годов начался подъем вепсской культуры. В школах и на курсах стали учить вепсский язык. Издаются вепсские учебники, книги, журналы и газета, создаются фильмы.
Водь (води, вожане, чудь) – являются древнейшими представителями северо-западной территории Ленинградской области. Археологические раскопки доказали, что самые ранние из обнаруженных водских погребений, обнаруженные на западе Ленинградской области, датируются I–IV веками нашей эры. В 1848 году водь числом 5148 человек проживала в 38 деревнях Петербургской губернии. Численность водского народа все время сокращалась. Сейчас водь насчитывает всего 64 человека по всей России, в Ленинградской области - 33. Но только 11 человек в водских деревнях считают себя водью, а водский язык знают не более 10 человек в деревнях Краколье и Лужицы в низовьях реки Луги. В наши дни в дер. Лужицы потомки води порой называют себя ижорами [2].
Ижоры - древнейшее население территории Ленинградской области. Исследования показали, что предками ижор были самые первые люди, пришедшие на берега Финского залива после отступления ледника. Во второй половине ХII века ижоры («язычники ингры») впервые упоминаются в булле папы Александра III [5].
На Западе часто все северо-западные новгородские земли по имени ижор называли Ингардией или Ингерманландией [1]. Когда в 1617 году после длительных войн с Россией Швеция овладела этой территорией, то за ней окончательно закрепилось название «Ингерманландия». Санкт-Петербург был построен на древних ижорских землях, и многие ижорские деревни вошли в его состав. В XVIII веке «ижорян» насчитывалось около 14 500, в конце XIX века - более 20 000 человек [3]. В настоящее время в Ленобласти проживает всего 177 человек.
Ингерманландские финны появились на земле между реками Нарова и Лава после русско-шведских войн и Столбовского мира 1617 года, когда эти земли отошли почти на 100 лет шведам. В новую шведскую провинцию Ингерманландию переселялись финские крестьяне с Карельского перешейка и из восточной Финляндии. После возвращения этих земель в состав России финские крестьяне в Финляндию не ушли, а остались жить в ставших уже родными деревнях.
Численность финнов-ингерманландцев по официальным данным переписи 1926 года была около 115 тысяч человек [4]. По сведениям 2010 года, в Ленинградской области, в основном в Волосовском, Всеволожском, Гатчинском, Кингисеппском и Ломоносовском районах, проживает 4366 ингерманландских финнов, они называют себя суомалайсия или инкерин суомалайсэт и используют ингерманландские диалекты финского языка.
Тихвинские карелы сейчас населяют верхнее течение реки Чагоды в современном Бокситогорском районе Ленинградской области, хотя их древней родиной был Карельский перешеек. Появление карел на новых землях связано с трагическими событиями XVII века – войнами между Россией и Швецией. После заключения в 1617 году Столбовского мира северо-западные земли Московского государства, в том числе и Карельский перешеек, отошли Швеции. Все тяготы войн и непомерные налоги легли на карел. Кроме того, карелы уже к XV веку стали православными и сопротивлялись обращению в лютеранскую веру, которую принесли шведы. Началось массовое переселение карел.
Часть карел поселилась в окрестностях знаменитого Тихвинского монастыря, давшего бежавшим «корелянам» приют, откуда они и получили своё название. 1656 год считается официальной датой поселения карел в Тихвинском крае.
Сейчас тихвинские карелы живут в 15 деревнях современного Климовского сельского поселения Бокситогорского района Ленинградской области. Их численность составляет около 400 человек. Пожилые люди ещё используют особый тихвинский диалект карельского языка.
Когда в 1703 году начал строиться Санкт-Петербург, в губернии к русским старожилам прибавились десятки тысяч русских переселенцев со всей России. Уже в XVIII веке русские становятся самым многочисленным народом Петербургской губернии.
Манин А.А., министр республики Карелия по вопросам национальной политики, в своем выступлении на международном семинаре 2008 года [4] , анализирует Российское национальное законодательство. «Права коренных народов и национальных меньшинств закреплены в Конституции РФ, а так же в ряде нормативных правовых актов. Несмотря на это, в нормативной правовой базе Российской Федерации существует ряд проблем по обеспечению государственных гарантий в области жизнедеятельности языков, традиционной культуры, а так же территорий традиционного природопользования и хозяйствования коренных народов.» Плохо то, что о коренных народах в конституции говориться, лишь в связи с определением уровня власти, ответственной за соблюдение их прав. В процессе семинара назывались следующие проблемы. Отсутствие в России юридически разработанного и закрепленного понятия «коренной народ». Юридическое закрепление понятия «коренные народы» позволило бы значительно продвинуться к международным нормам и требованиям, закрепленным в Декларации ООН о правах коренных народов, и позволило бы решить проблему определения территорий природопользования, а регионам продвинуться в направлении решения социальных проблем. По мнению Манина А.А., а также кандидата исторических наук Строгальщиковой З. И., необходима разработка и правовое закрепление понятия «родные языки». Основа язык этноса - его язык. Он требует сохранения, изучения, развития и создания среды общения на языке. ( Приложение 2)
Росстат обнародовал новые данные Всероссийской переписи населения 2021 года (ВПН-2021), касающиеся национального состава населения. За период с прошлого анкетирования россиян в 2010 году ситуация в этом плане изменилась. Например, в отличие от предыдущей переписи больше опрошенных не указали свою этническую принадлежность, изменилось и соотношение народов. У коренных народов России наиболее сильно сокращение численности наблюдалось у двух относительно малочисленных этносов Северного Кавказа (на фоне роста более крупных наций этого макрорегиона): горских евреев и татов (это ираноязычные группы населения Дагестана) и шапсугов (народ, родственный адыгейцам). Следом идут почти одни финно-угорские народы: карелы, коми-пермяки, коми, мордва, удмурты, нагайбаки (это небольшой тюркский народ Южного Урала), а также живущие на северо-западе России вепсы и марийцы. Помимо финно-угров падало и число таких субьектообразующих наций, как хакасы, адыгейцы и осетины.
Теперь подробнее о статистики некоторых коренных народов Ленинградской области. Как показывает наше исследование, можно сделать неутешительные выводы.
Динамика численности вепсов в СССР и Российской Федерации
Республики и области | 1926 | 1937 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 2002 | 2010 |
32 785 | 29 842 | 31 679 | 16 374 | 8281 | 8094 | 12 501 | ... | ... | |
32 784 | 29 585 | 31 449 | 16 170 | 8057 | 7550 | 12 142 | 8240 | 5936 | |
8587 | 9007 | 9388 | 7179 | 6323 | 5864 | 5954 | 4870 | 3423 | |
12857 | 15 146 | 15 571 | 8026 | 650 | 774 | 4273 | 2019 | 1380 | |
0 | 5432 | 4976 | 117 | 282 | 65 | 728 | 426 | 412 | |
11328 | - | - | - | - | - | - | - | - | |
5 | 0 | 198 | 0 | 154 | 208 | 368 | 318 | 271 | |
прочие регионы | 7 | 0 | 1316 | 848 | 648 | 639 | 819 | 607 | 450 |
остальные союзные республики | 1 | 257 | 237 | 204 | 224 | 544 | 359 | … |
Динамика численности води Динамика численности ижоры
Несмотря на то, что количество вожан, вепсов и ижор с каждым годом уменьшается, представители этих народов не унывают и сохраняют память предков. В нашей исследовательской работе мы нашим сверстникам не могли не задать вопрос, а как же сделать так , чтоб культура этих народов не исчезала? ( Приложение 3)
3. Коренные народы Ленинградской области в современных реалиях
Один из крупнейших центров культуры малых народов в Ленобласти – Ижорский музей в поселке Вистино, который открылся в 1993 году. Здесь собраны уникальные предметы культуры и быта сойкинских ижор ХХ века. При клубе поселка Вистино действует ижорская песенная группа «Рыбачка», а в клубе деревни Горки – ансамбль «Шойкулан лаулут» (Сойкинские напевы). С 2003 года каждое лето на Сойкинском полуострове проходят праздники ижорской культуры. В 2006 году открылся мобильный «Музей коренных народов Петербургской земли», рассказывающий об истории и культуре ижор. Музей был представлен в Кунсткамере и показывает экспозицию во многих деревнях и городах Ленинградской области. Более 10 лет работает фольклорная группа «Корпи», в которой поют ижорцы. Она выпустила несколько профессиональных дисков («Inkerin kaiku», «День в Краколье») и десятки раз выступала на фестивалях.
С историей вепсов познакомиться можно в Центре вепсского фольклора (поселок Винницы), в Подпорожском краеведческом музее. Там же каждое лето с 1989 года проводится праздник «Древо жизни», куда съезжаются вепсы, русские, карелы, ижора, жители окрестных районов других национальностей. В этом году он состоялся в середине июля. На фестивале проходят конкурсы национального танца, костюма, конкурс «Вепсская краса». Кроме того, на базе Института народов севера при Педагогическом Университете им. Герцена организовано обучение вепсскому языку. Водский и ижорский праздники («Лужицкая складчина» и «Возрождая сохраняем») проводятся там, где проживают эти народы, - в деревне Лужицы и поселке Вистино. В программе «Лужицкой складчины» - рассказы о древней и современной истории водского народа, о жизни водской деревни и о судьбе ее жителей, выступления фольклорных коллективов и застолье вскладчину. В 2003 году на празднике впервые были представлены водский герб, гимн и флаг. С 2011 года каждое лето в деревне Краколье проходят краткосрочные летние школы водского языка, организованные тартуским Университетом. А в 2013 году в Лужицах открылся Водский музей, при котором создаются книжки о культуре народа. А в Карелии сейчас проходят съемки фильма на вепсском языке «Рыба мала да уха сладка» («Kala - pen’, a keitmine - maged»), который посвящен традиционному для вепсов рыболовству. О древнем промысле расскажут герои фильма – вепсы из Подпорожского района Ленобласти, Бабаевского района Вологодской области и сел Карелии. Также в фильме покажут вепсских мастеров из деревни Ладва в Ленобласти, которые плетут мережи, вяжут сети, изготавливают дощатые лодки и знают все поверья, связанные с рыбалкой.
Одним из относительно новых, но уже широко известных проектов является «Мобильная школа коренных малочисленных народов Ленинградской области». В 2018-2019 годах он был поддержан Фондом Президентских грантов, а какова его судьба на будущий год?
Действительно, комитетом долгое время поддерживался этот проект, ежегодно на реализацию в областном бюджете на него закладывались определенные средства. Сейчас он получает поддержку из других бюджетных источников в виде грантов. В связи с этим в 2020 году было принято решение поддержать проекты, которые пока не настолько крупные, но не менее важные и интересные для региона, которым нужна помощь от государства.
В частности, на территории Лодейнопольского района будет реализован проект школа ремесел «Глиняная сказка». Он будет включать в себя серию мастер-классов по традиционной оятской керамике, изготовлению и росписи традиционной народной оятской игрушки для учащихся художественных школ, школ искусств. В Кингисеппском районе, где издревле проживают представители народа ижора, при поддержке области будет реализован проект «Возрождение традиционных народных ремесел Ленинградской области». Мероприятие, как вы уже поняли, будет посвящено ижорским ремеслам.
С историей вепсов можно познакомиться в Центре вепсского фольклора (поселок Винницы), в Подпорожском краеведческом музее. Там же каждое лето с 1989 года проводится праздник «Древо жизни», куда съезжаются вепсы, русские, карелы, ижоры, жители окрестных районов других национальностей. Большую целенаправленную работу ведет Вепсский центр фольклора. Популярностью пользуются народные фольклорные ансамбли, получают известность народные мастера. Например, вепсские керамические промыслы в Алеховщине, гончарное дело в Вистино, работают кружки по ткачеству и народному костюму в Гатчинском, Кингисеппском, Ломоносовском, Подпорожском районах.
В настоящее время активную работу по сохранению культуры проводят Общество ингерманландских финнов Inkerin Liitto и гатчинское общество «Инкерин Сэура». Организуются курсы финского языка, действуют хоры, издается газета Inkeri, поддерживаются национальные виды спорта, проводится финская масленица Ласки-айнен, летний праздник Юханнус, День традиционной культуры народов Ингерманландии « Инкеринпяйвя».
Об истории и культуре тихвинских карел можно узнать в краеведческом школьном музее в деревне Климово Бокситогорского района, на сайте «Коренные малочисленные народы Ленинградской области» , в группах в социальных сетях. Каждый год в конце июля в Климово проходит праздник «Родники земли Климовской», собирающий карельские творческие коллективы и сотни гостей; устраиваются конференции и круглые столы по вопросам карельской истории и культуры.
С 2014 года на территории Ленобласти проводятся курсы вепсского, водского и ижорского языков для жителей региона. Ежегодно обучение на курсах проходят около 160 человек. Это касается взрослых. Для детей занятия по изучение языков коренных народов проводятся в детских садах и школах. Каждый год в области проводятся фестивали для детей - совсем недавно в Вепсском центре фольклора села в Винницах прошел конкурс «Вепсские дети». Участников становится всё больше и больше, и это говорит о том, что все старания жителей области по сохранению языков не напрасны. Проблема ослабления интереса молодежи к традициям, к своим корням, конечно, ощущается, причем во многих регионах. Но мы убеждаемся с каждым годом, что чем раньше удается познакомить детей с традициями и культурой народа, тем проще потом сохранить интерес к этому в будущем.
Однако проблем пока что больше, чем достижений. Остается недостаточно изученным национальный состав Санкт-Петербурга и Ленинградской области – как в силу усилившихся в последнее десятилетие миграций населения, так и в связи с не вполне адекватным фиксированием национальной принадлежности в ходе переписи 1989 г. Эти задачи, вероятно, решит готовящаяся перепись населения Российской Федерации. Но есть еще экономические, экологические, политические проблемы, связанные с реабилитацией репрессированных народов и их права на утраченное имущество, с сохранением природной среды обитания и традиционного хозяйства для вепсов, ижор и карел, с обострением межнациональных трений в условиях нестабильности государства и т.п.
Но у всех нас – одна страна, одна земля, одна малая родина – Санкт-Петербург и Ленинградская область. При наличии доброй воли и совместными усилиями можно добиться цивилизованного решения наших общих проблем. Учащиеся нашей школы были очень заинтересованы в изучении данного вопроса. Многие, до работы над исследовательской работой и не знали подробностей о коренных народов Ленинградской области и с какими проблемами они сталкиваются.
Заключение
Проделав эту исследовательскую работу, мы, к сожалению, пришли к неутешительным выводам.
1.Близость к русским привела к неизбежной ассимиляции и так немногочисленного народа. Ничьей вины в этом нет, вепсы пришли сюда в начале нашей эры и вряд ли могли предположить возникновение термина «ассимиляция» и увидеть потенциальную опасность для себя.
2.Материальной культуры, от почти исчезающих народов, практически мало чего осталось. Все оставшиеся вещи можно увидеть в формирующихся немногочисленных музеях вепсской культуры, финансируемых из частных фондов.
3.Правительство Ленинградской области не считает проблему грозящего исчезновения маленького соседа мало-мальски приоритетной и не проявляет никакой экономической, политической, социальной активности, кроме преподавания в некоторых школах вепсского языка. Но при складывающейся ситуации в скором времени вепсский язык будет некому преподавать.
4.Исчезновение народа напрямую связано с отсутствием работы, а значит процесс урбанизации вепсской молодёжи идёт с ошеломляющей скоростью и необратим.
5.На заселенных ранее вепсских территориях, происходит вырубка лесов в огромных количествах. Леса лишились своих единственных защитников, вепсы лишаются дома.
Это и есть реальность. Что же ждет народ при таком раскладе? Очевидно, только неизбежная ассимиляция, по другому, исчезновение. Это не раз было в истории нашей маленькой планеты. Самое обидное, что это становится нормой. Исчезновение народа – это трагедия лишь для них самих. Человечество не заметит этого, хотя уйдет целый пласт культуры со своими особенностями, традициями, обычаями и языком. Что же нужно делать, чтобы продлить существование вепсов? На этот вопрос мы и постарались ответить в итоге нашего исследования. Мало шансов на внедрение нижеописанных шагов, но мы не можем о них не сказать. Во-первых, повысить экономическую активность государства, методом подключения предпринимателей. Создание новых рабочих мест повысит благосостояние и предотвратит вымирание народа от пьянства и безделья. Во- вторых ускорить разработку и принятие нормативных актов, законов, концепций по правам малых коренных народов на федеральном уровне, а также разработать региональные и муниципальные программы. В третьих, создать автономию из территории проживания. В четвертых — сохранение традиций, путем проведения вепсских народных праздников, открытия музеев и введение в школах вепсского языка.
Список литературы
Интернет-источники
Приложение 1
Приложение 2
.
Приложение 3
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Рисуем кактусы акварелью
Смекалка против Змея-Горыныча
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)