Бездомные животные – проблема не сегодняшнего дня. Собаки и кошки, свободно обитающие на улицах городов, всегда были привычной частью городской экосистемы. Большинство из них – брошенные или потерявшиеся – некогда любимые домашние питомцы и их потомки. За всеми этими причинами скрывается то главное, о чем все мы стыдливо умалчиваем - безответственное отношение к домашним животным. На сегодняшний день по данным управления ветеринарии количество безнадзорных животных в Ленинградской области – чуть больше 20 тысяч. Существующая и не доработанная программа ОСВВ (отлов-стерилизация-вакцинация-выпуск) не даёт должного результата. Выпущенные на волю животные по этой программы так и остаются в жестоких условиях окружающей среды. Они так же являются угрозой для людей , виновниками ДТП, распространения болезней и т.д. Существующие приюты не могут вместить всех безнадзорных животных.
В целом тенденция такова: несмотря на то, что принимаются законы, выделяются денежные средства, пока никаких существенных изменений в районах Ленинградской области не произошло. Во многом этому мешает то, что еще не во все районные администрации поступили субвенции на проведение мероприятий по отлову и стерилизации животных, отсутствуют приюты, жители безответственно относятся к животным.
В нашей исследовательской работе мы рассмотрели вопрос о программе ОСВВ и её не эффективности и определили , как можно её доработать и решить проблему безнадзорных животных. В общем случае в каждом муниципальном образовании должен быть приют (в крайнем случае, один на два-три района). Приют для животных должен быть обязательным элементом инфраструктуры каждого городского округа. При этом муниципальные приюты не должны быть дорогостоящими мегаприютами пожизненного содержания или, наоборот, временными пунктами передержки, предназначенными только для программ ОСВВ.
Мы предлагаем вариант , где муниципальные приюты станут звеном в помощи программы ОСВВ и поможет многим бездомным животным , либо обрести жильё, либо новых хозяев, но не оставаться на улице. Но при этом возникает много проблем по созданию таких муниципальных приютов, как в плане финансирования , так и в плане законодательства.
Исходя из богатого практического опыта и консультаций в России, анализа мирового опыта, многочисленных встреч с представителями общественности и власти в регионах, мы убеждены, что в Ленинградской области, необходимо законодательно обеспечить возможность реализации более соответствующего объективным условиям и потребностям комплексного похода к решению проблемы, который бы включал в себя создание сети муниципальных приютов в каждом крупном населённом пункте Ленинградской области.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 87.26 КБ |
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС МОЛОДЁЖИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ЛУЧШУЮ РАБОТУ «МОЯ ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА»
____________________________________________________
Всероссийский заочный конкурс
Секция: «Региональное законодательство»
Тема:
«Муниципальные приюты для животных без владельцев, как средство поддержки программ ОСВВ»
Автор: Коробских Владислав Владимирович
Учащиеся 9 «Б» класс,
МОУ СОШ №5 г. Всеволожска, Ленинградской области
Научный руководитель: Хабибуллин Рамиль Миннахметович,
учитель истории и обществознания МОУ СОШ №5 г. Всеволожска
Ленинградской области
Место выполнения работы: МОУ СОШ №5 г. Всеволожска
Ленинградской области
2023г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...….3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………................19
Список литературы……………………………………….……………………….20
Приложение... ….………………………………………………….........................21
Введение
Бездомные животные - проблема не сегодняшнего дня. Собаки и кошки, свободно обитающие на улицах городов, всегда были привычной частью городской экосистемы. Большинство из них - брошенные или потерявшиеся - некогда любимые домашние питомцы и их потомки. Но за всеми этими причинами скрывается то главное, о чем все мы стыдливо умалчиваем - безответственное отношение к домашним животным.
За последние 25-30 лет ситуация с бездомными животными в России еще более обострилась. В крупных городах их количество удвоилось и, по разным оценкам, составляет от нескольких до десятков тысяч особей. Проблема бездомных животных в России стала предметом пристального внимания, как общественности, так и органов власти всех уровней. Единственным решением этой проблемы представляется сокращение численности «бродяжек». К сожалению, в нашей стране до сих пор нет закона о защите животных, у них нет никаких прав, они плохо защищены от жестокости человека. Наряду с цивилизованными способами регулирования популяции, такими как стерилизация, создание приютов и питомников, содействие в поиске новых хозяев на большей части России по-прежнему практикуются методы отстрела или другие формы жестокого умерщвления собак и кошек.
По словам начальника Управления ветеринарии Ленинградской области, в регионе насчитывается более 20 тысяч бездомных кошек и собак. А в 15 приютах для животных – еще около 2000 собак и 500 кошек. Согласно исследованию Центра управления регионом Ленинградской области, 70% респондентов считают основной причиной появления бездомных животных безответственное отношение людей, выбрасывающих их на улицу. Для решения этой проблемы в регионе отлавливают и стерилизуют животных. Жителей обучают ответственному обращению с питомцами в рамках проекта «Мы в ответе за тех, кого приручили». Животным в приютах помогают найти новых хозяев. В государственных клиниках проводят бесплатную вакцинацию от бешенства. А в каждом районе проводятся дни льготной стерилизации. Только всего этого мало. Бездомных животных не становится меньше. Существующая и не доработанная программа ОСВВ (отлов-стерилизация-вакцинация-выпуск) не даёт должного результата. Выпущенные на волю животные по этой программы так и остаются в жестоких условиях окружающей среды. Они так же являются угрозой для людей , виновниками ДТП, распространения болезней и т.д. Существующие приюты не могут вместить всех безнадзорных животных.
Исходя из актуальности и степени изученности материала, цель исследовательской работы заключается в изучении вопроса о формировании правовой базы для создания муниципальных приютов для животных без владельцев, как средство поддержки программы ОСВВ.
Объект исследования: нормативно-правовая база в региональном законодательстве
Предмет исследования: правовая база для создания муниципальных приютов для животных без владельцев. Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить имеющиеся документы об обращении с животными без владельцев на территории Ленинградской области;
- выделить основные проблемы в законодательстве по изучаемому вопросу;
- подготовить вопросы и провести социологическое исследование;
- проанализировать результаты исследования и сделать соответствующие выводы;
- внести предложения к формированию правовой базы для создания муниципальных приютов для животных без владельцев, как средство поддержки программы ОСВВ.
ОСВВ в России - способ обращения с бездомными собаками, известный как «Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Возврат», узаконивающий их свободное нахождение в городской среде. Является экспериментальным методом, предложенным российской зоозащитной общественностью, ведущей борьбу за освобождение животных. Предусматривает замену собой практикуемого в большинстве стран мира безвозвратного отлова. ОСВВ также предполагает запрет на усыпление невостребованных особей в приютах. Вместо этого происходит возвращение самок стерилизованных собак в места поимки и их последующее свободное безнадзорное обитание на улицах. Реализуется по образцу аналогичных программ 1990-ых годов, проводившихся зоозащитными активистами из стран Западной Европы, оказывающими помощь животным в ряде городов Индии. Финансируется на средства областных и городских бюджетов. Исполнителями выступают частные фирмы — ООО, ИП, АНО приюты для животных и аффилированные с ними ветеринарные клиники. Идеологи ОСВВ, продвигая методику, ссылаются на рекомендации ВОЗ, однако это организация в начале 2000-ых предлагала возвратную стерилизацию в качестве способа борьбы с бешенством лишь для ряда слаборазвитых стран Азии, где собаки в силу тропического климата и местных традиций живут на улицах, а покушение на их жизнь противоречит религиозным верованиям населения. В 2004 году ВОЗ признала, что данные рекомендации были мнением отдельных экспертов, и никакие научные исследования об эффективности ОСВВ ей не осуществлялись. В отношении кошек на территории России подобные программы на бюджетные средства никогда не проводились.
Стратегия ОСВВ допускает совместное обитание популяции бездомных собак, кошек и диких животных. При этом бродячие собаки в условиях свободного обитания формируют стайную иерархию и становятся доминирующими хищниками в масштабе городской экосистемы, в результате чего массово истребляют бездомных и гуляющих домашних кошек и диких животных, в том числе редких и исчезающих видов.
В Москве программа проводилась с 1998 по 2009 год, пока не была прекращена из-за неэффективности, угрозы санитарному благополучию населения (вспышек бешенства), уничтожения дикой краснокнижной фауны городских парков стерилизованными безнадзорными собаками и ряда скандалов, связанных с хищением средств. В ряде других регионов была запущена с середины первой декады 2000-х годов. Находит поддержку среди ряда борцов за права животных, политиков и журналистов СМИ, которые требуют закрепить ОСВВ в качестве основного метода обращения с бездомными собакам в федеральном законодательстве. Критикуется профильными специалистами - санитарными и ветеринарными врачами, кинологами, а также защитниками бездомных кошек. В числе одной из основных претензий к программе - вакцинацию от бешенства нужно проводить не реже 1 раза в год, повторный отлов всех стерилизованных животных для этого в условиях крупных городов невозможен. При этом в рамках программ ОСВВ прививки от энтерита, чумы, лептоспироза и других болезней, чреватых эпидемиями, не проводятся. В качестве негативных последствий ОСВВ называется рост самовольных отравлений стай бродячих собак местными жителями в целях превентивной самозащиты, и недовольными тем, что эти животные больше не отлавливаются, а также появление движения догхантеров.
Как отмечала в 2012 году правительственная «Российская газета», у программы ОСВВ, которая продвигается зоозащитной общественностью, деятелями театра и мастерами искусств, нет научного фундамента: она базируется лишь на эмоциях, эксплуатируя гуманные чувства граждан.
В нескольких регионах страны метод ОСВВ был запрещен решениями судов и прокуратуры, в двух из них - решением Верховного суда РФ, однако согласно принятому Госдумой ФЗ-498, с 2020 года ОСВВ стал одним из двух возможных легальных методов обращения с бродячими собаками в России (второй - пожизненное содержание в приютах за счет бюджета). В Конституционный суд РФ в апреле 2019 года был подан иск об исключении метода ОСВВ из ФЗ-498.
В апреле 2023 года в Госдуму поступил законопроект 16 депутатов, в результате принятия которого, регионы смогут отказаться от ОСВВ и вводить свои региональные порядки обращения с бродячими собаками, включая усыпление. Первое чтение назначено на 16 мая 2023 года. 12 июня того же года закон был принят в 3 чтении, 19 июля его одобрил Совет Федерации, а 24 июля подписал президент Владимир Путин.
По данным депутата Госдумы РФ, бизнесмена Владимира Панова на 2017 год, экспериментальная методика ОСВВ проводилась в 4 регионах страны, согласно разработанному им законопроекту, планируется расширить её применение на всю страну.
Москва
Программа была разработана в 1990-е годы общественностью - участниками столичного зоозащитного движения и проводилась на средства городского бюджета частными фондами и аффилированными с ними ветеринарными клиниками в отношении бездомных собак. Действовала с 1998 по 2009 год. Пользовалась поддержкой со стороны защитников прав животных, вызвала спорную оценку и подвергалась критике как специалистами, так и СМИ. Программа себя не оправдала - количество бездомных собак на улицах Москвы за время работы программы не изменилось.
Московская область
В 2014 году по предложению депутатов Мособлдумы от КПРФ, был запрещён гуманный безвозвратный отлов собак, вместо него в законе по благоустройству единственным способом регулирования численности стала ОСВВ, а губернатором Московской области Андреем Воробьёвым была утверждена губернаторская программа ОСВ (отлов, стерилизация, выпуск на прежнее место обитания бездомных собак), реализация этой программы рассчитана на период 2014-2018 гг. В 2015 году на стерилизацию бродячих собак, их лечение и выпуск обратно на улицы из областного бюджета было затрачено 35,6 миллионов рублей.
Калининград
Закон Калининградской области от 2 декабря 2015 года № 488 «Об организации проведения на территории Калининградской области мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных» определил, что основным направлением по уменьшению численности безнадзорных животных является «гуманный, научно обоснованный и экономически целесообразный метод ОСВ: отлов, стерилизация и возврат в прежнее место обитания» До этого в регионе использовался метод безвозвратного отлов - отловленные собаки содержались от 10 до 30 дней в приюте, а затем усыплялись. С 2015 года ОСВВ проводится на бюджетные средства, выделенные общественной организации КРОО «Право на жизнь», которая занимается отловом и последующим выпуском собак, помеченными жёлтыми бирками в ушах, на улицы. Организация была создана зоозащитницей и бухгалтером-юристом по профессии Натальей Галяс в 2014 году с заявленной целью - помощь бездомным животным; выступает противником усыпления невостребованных собак, предпочитая отпускать их на улицу. Местные СМИ отмечают, что стерилизованные собаки, вместе с нестерилизованными и самовыгульными образуют стаи и бегают по городу.
Нижний Новгород
В 2001 году администрацией города были приняты «Правила содержания домашних животных», в основу которых легли положения, разработанные специалистами Общественного экологического центра «Дронт» и Общественной организации «Экополис». В основу «программы гуманного регулирования численности безнадзорных собак и кошек» на территории Нижнего Новгорода был положен метод отлова, стерилизации и выпуска (ОСВ) животного в места своего прежнего обитания. Выбраковка и эвтаназия животных полностью отвергались. Данная программа просуществовала более 2 лет и дала следующие результаты:
• возросла численность безнадзорных животных, причём процент стерилизованных животных в популяции практически стал нулевым в основном из-за естественной смерти стерилизованных животных и роста популяции в целом.
• по данным органов санитарно-эпидемиологического и ветеринарного контроля, резко ухудшилась эпидемиологическая и эпизоотическая ситуации. В городе появились случаи заболевания бешенством людей, домашних животных и крыс. Как вынужденная мера в городе 2 раза вводился карантин на вывоз животных и проводился план противоэпизоотических мероприятий. Такого не наблюдалось более 10 лет;
• в травмпункты ежемесячно обращались сотни покусанных людей, в том числе и дети. За 2002 г. с покусами в органы здравоохранения обратились более 4000 человек.
Повторно программа ОСВВ на бюджетные средства была запущена в городе в 2013 году. Государственный подряд на её осуществление выиграла частная фирма ООО «Зоозащита НН», принадлежащая директору книжного издательства «Деком» и руководителю фонда «Сострадание» Владимира Гройсмана, занимающегося, по его словам «благотворительностью для собак».
В 2015 году депутаты законодательного собрания Нижегородской области приняли во втором окончательном чтении закон «О безнадзорных животных», инициатором которого выступил заместитель председателя регионального парламента, член «Единой России» и строитель по образованию Александр Табачников. Разработку закона Табачников поручил ещё в 2013 году местному депутату заксобрания, бизнесмену Владимиру Панову. Местный закон предусматривает, что после проведения всех стерилизации собак, их отпускают. Отлов безнадзорных животных с целью умерщвления запрещён.
В апреле 2016 года Гройсман заявил о «существенных успехах», сообщив, что за два года его фирмой было отловлено, стерилизовано, привито и выпущено обратно на городские улицы более 10 000 собак, из них 7000 особей - за счёт бюджета, 3000 - за его личные средства. Бизнесмен подчеркнул, что только ОСВВ, по его мнению, может служить надёжным барьером для защиты города от бешенства.
В 2016 году в местные СМИ неоднократно жаловались местные жители, пострадавшие от нападения стай бродячих собак и наблюдавшие скопление этих зверей близ детских садов Нижнего Новгорода, а городской портал «ПроГород» отмечал, что участились случае укусов бродячими собаками как людей, так и домашних собак.
В ноябре 2016 года городская администрация сообщила, что программа ОСВВ показала свою эффективность и будет продолжена, в 2017 году на бюджетные средства частная фирма Гройсмана планирует отловить, а затем выпустить обратно на волю 3500 собак, также уточняется, что за три года было стерилизовано более 12 тысяч собак. При этом руководитель фирмы попросил увеличить финансирование и при подготовке проекта бюджета Нижнего Новгорода на 2017 год заложить 5 млн рублей на стерилизацию безнадзорных животных.
Ростовская область
В июле 2016 года после личного обращения депутата Госдумы РФ от КПРФ Олега Лебедева и сбора нескольких тысяч подписей зоозащитной общественности с просьбой запретить отлов с последующим усыплением бродячих собак, губернатор региона Василий Голубев подписал постановление, согласно которому бездомных собак и кошек, отловленных в городах области будут стерилизовать и обратно выпускать на волю. При этом больные или агрессивные безнадзорные животные подлежат медикаментозной эвтаназии. Ранее в Ростове действовал безвозвратный отлов. Осенью 2016 года в местных СМИ появились сообщения, что в регионе снова появились догхантеры, которые разбрасывают отравленные «угощения» на улицах города. В ноябре 2016 года местные СМИ сообщили, что за год от жителей Ростова поступило 47 жалоб на соседство со стаями бродячих собак, которые проживают на детских площадках и возле мусорных контейнеров, однако мэрия предложила гражданам по всем подобным вопросам обращаться в организацию, занимающуюся программой стерилизации.
Идеолог ростовской ОСВВ - местный бизнесмен Сергей Меньшиков, ранее он владел сетью аптек, занимался девелоперской деятельностью в сфере элитной недвижимости, а также развивал проект полнометражного художественного фильма. В феврале 2017 года он заявил что для эффективности ОСВВ необходимо увеличить финансирование до 17 миллионов рублей в год, при текущем годовом бюджете ЦБЖ (Центра бездомных животных) 10 миллионов рублей. Помимо муниципального учреждения, где с 2016 года стерилизуются собаки для последующего выпуска обратно на улицы, Меньшиков создал АНО «Собачий патруль» для работы по методике ОСВВ, пообещав вложить в него 500 000 рублей личных средств.
Санкт-Петербург
Осенью 2005 года правительство города разработало постановление «О концепции отношения к безнадзорным животным». Концепция провозглашала «гуманное отношение к бродячим животным» и запретила их истреблять. На деньги из городского бюджета была запущена программа ОСВВ, в 2006 году на неё было выделено 845 тыс. рублей, 820 собакам под кожу был вшит микрочип, с помощью которого ветеринарные службы могли отличать стерилизованную особь от нестерилизованной. В ноябре 2008 года стая из 15 собак атаковала прохожих возле продовольственного ларька в Адмиралтейском районе. Спасаясь от атаки собачьей стаи, людям приходилось выбегать на проезжую часть с интенсивным движением. В 2007 и 2008 годах на программу стерилизации было выделено по 3,5 млн рублей, стерилизация одной бездомной собаки, у счётом стоимости медикаментов обходится бюджету в 10 тыс. рублей, но исполнители городского заказа не выполнили условия договора и не проводили стерилизацию должным образом[93]. В марте 2009 года по данным управления ветеринарии на улицах города постоянно обитало около 7 тыс. безнадзорных собак.
За 10 лет действия программы стерилизации, численность бездомных собак не уменьшилась: по состоянию на 2015 год, по данным городского комитета ветеринарии, она по-прежнему составляла около 7000 особей.
В ноябре 2016 года управление ветеринарии Санкт-Петербурга объявило тендер на электронное чипирование, вакцинацию против бешенства и кастрацию бездомных собак. Стоимость всего комплекса услуг объявлена в 5,4 млн рублей. На эти деньги планируют стерилизовать 2046 животных - на каждое из них выделено 2640 рублей. За первое полугодие 2017 года в городе специалисты поймали 603 бродячих животных для кастрирования и чипирования. Для сокращения применения наркоза, животных стараются подвергнуть операции сразу после отлова. Перед выпуском обратно на улицы на собак заводят карточки с описанием, её примерным адресом обитания и фотографией. В среднем все процедуры совершают за три дня.
Сейчас идут бурные споры вокруг федерального закона о животных. Кипят эмоции, общество расколото на «противников» и «сторонников» бездомных собак. Обсуждаются поправки в этот закон, которые должны наделить регионы правом решать, как регулировать численность таких собак, которые стали серьезно проблемой во многих городах. При этом точные полномочия регионов в этой сфере в поправках не обозначены, что вызвало опасения о том, что снова начнутся отстрелы бездомных собак. Что же происходит на самом деле?
В 2018 году был принят Федеральный закон об ответственном обращении с животными, который ввел метод ОСВВ как основной метод регулирования численности бездомных собак. При этом методе бездомную собаку отлавливают (О), стерилизуют (С), один раз вакцинируют от бешенства (В) и возвращают обратно на «место обитания» (В). Закон был разработан и принят с учетом мнения только зоозащитников-сторонников ОСВВ, а ученые и специалисты к его разработке не привлекались. Основным мотивом авторов закона было то, что при методе ОСВВ можно сразу запретить любое усыпление собак, то есть его видимая гуманность. Также они утверждали, что метод очень дешев – ведь собак не нужно долго держать в приютах, а можно выпускать через несколько дней после стерилизации.
И именно эти же активисты сейчас развили бурную активность против поправок и продолжают настаивать на сохранении метода ОСВВ, отрицая любые изменения в закон, игнорируя то, что он уже вызвал раскол в обществе. Для этого они утверждают что ОСВВ хорошо работает там, где его «правильно применяют», и все проблемы отдельных регионов только от того, что «разворовывают деньги на ОСВВ». Но эта позиция строиться на умолчании, манипуляциях и обмане.
Что нужно знать про теорию и практику ОСВВ на самом деле? Этот метод хорошо исследован как в теории, так и на практике. Хорошо известно, что при ОСВВ для начала снижение числа бездомных собак, нужны три обязательных условия, которые практически недостижимы в реальности.
Нужно, чтобы в определенном городе было одновременно стерилизовано 80% бездомных сук. Если этого уровня не достичь, то потомство нестерилизованных сук легко восполнит «естественную» убыль уличных собак. Учитывая, как много укрытий у одичавших бездомных собак в различных промзонах, пустырях, парках и т.д. и как их там сложно ловить, понятно, что эта задача крайне сложна.
Нужно, чтобы в данную популяцию бездомных собак не поступали собаки извне, например, из пригородов, и не поступали бывшие домашние собаки, становящиеся бездомными. Важно отметить, что ОСВВ никак не влияет на выбрасывание домашних собак, более того, ОСВВ фактически поощряет такое выбрасывание и самовыгул владельческих собак, потому что фактически является узакониванием бездомности и безнадзорности. Например, безответственные хозяева «самовыгула» могут заявить, что это не их собака, а бездомная, они лишь ее кормят. Нужно контролировать исполнителя программы ОСВВ. Но это тоже практически невозможно, так как для того, чтобы понять, стерилизована или нет выпущенная собака, нужно ее снова поймать и проверить, что очень сложно, а закон прямо не дает это делать (собак с бирками запрещено ловить повторно, если они не проявляют явной агрессии).
Поэтому попытки применить ОСВВ вызывают не снижение, а рост численности собак и коррупционные скандалы. От нападений собак гибнут кошки и дикие животные в лесопарках, сами собаки массово становятся жертвами ДТП. Стаи собак нападают на людей, в том числе и со смертельным исходом. В ответ происходят нелегальные расправы над собаками, потравы и отстрелы, появляются догхантеры. Спохватившиеся власти начинают распихивать в приюты расплодившихся собак, но мест в них остро не хватает, в приютах распространяются болезни и процветает скрытое уничтожение животных. Но сторонники ОСВВ ничего этого не хотят замечать. Сейчас они выдумали новые аргументы, чтобы оставить закон без изменений. Они говорят об якобы «успешном опыте» ОСВВ в мире и в России. Но это не так. Разберемся по порядку.
ОСВВ в мире. Этот метод является единственным только в некоторых странах Азии, прежде всего в Турции и Индии. Он используется там более 20 лет, но не привел ни к какому сокращению численности бездомных собак. В Индии насчитывается 15 миллионов бездомных собак, и ежегодно 15-20 000 человек умирает от бешенства, которое разносят собаки. В Турции тоже бывают случаи бешенства и нападений собак на людей. Президент Турции Эрдоган даже высказывался, что собак пора помещать в приюты, а не выпускать обратно.
А вот во всех без исключения странах, которые решили проблему бездомных собак, метод ОСВВ никогда не использовался. Там бездомных собак ловят и без возврата помещают в приюты. В некоторых странах ОСВВ используется только как дополнение к безвозвратному отлову. Например, сторонники ОСВВ пишут, что этот метод был в Канаде. На самом деле, там был не ОСВВ, там стерилизовали самовыгульных собак в нескольких крохотных поселках эскимосов на крайнем севере страны.
ОСВВ в России. Защитники ОСВВ используют два аргумента. Первый – есть города, в которых ОСВВ отлично сработало и собак стало намного меньше. Второй – в целом по России с 2018 года число укусов немного снизилось, значит, ОСВВ работает и в масштабах страны.
Теперь рассмотрим ситуацию в целом по России. Сторонники ОСВВ приводят статистику Роспотребнадзора по количеству случаев укусов, ослюнений и оцарапываний людей животными за последние годы. Вот как она выглядит:
2017 - 379446 случаев
2018 - 385171
2019 - 397248
2020 - 338322
2021 - 333428
2022 - 331616
Как видим, если сравнить данные за 2017 и 2022 годы, то получим снижение на 13%. Особенно упирают на то, что основной спад произошел в 2020 году, когда ОСВВ по закону был введен во всей России.
Это выдается за успех ОСВВ во всей стране.
Но на самом деле это слишком смелое предположение, которое опровергается при внимательном анализе.
Во-первых, это данные по укусам и царапинам, которые нанесли все животные – и дикие, и кошки, и домашние собаки. Какое количество в составе эти данных занимают укусы бездомных собак, которых и касается ОСВВ – неизвестно. Роспотребнадзор уже много лет не выделяет в своей статистике долю бездомных собак.
Во-вторых, это данные только по самостоятельно обратившимся в больницы и травмопункты по поводу укусов. Эта статистика находиться в разделе «борьба с инфекционными заболеваниями», которые могут разносить собаки. А вот тяжелые травмы и гибель людей от нападений стай собак эта статистика не учитывает и не выделяет. Только по данным СМИ и правоохранительных органов мы получаем информацию о постоянных трагических случаях в городах страны – десятки травмирований и смертей в год. Кстати, вспомним, что при ОСВВ стирается грань между самовыгульными и бездомными собаками, потому что безнадзорность узаконена. Поэтому, когда сторонники ОСВВ говорят, что часть трагических случаев обусловлена хозяйскими собаками, нужно помнить, что эти собаки были лишь формально домашними и проживали по соседству с массами практически неотличимых от них бездомных. Их «хозяева» не чувствовали никакой озабоченности, что вольное содержание их собак хоть как-то не соответствует общей государственной политике (так было в поселке Домна и в Сочи, где погибли дети за последние два года).
В-третьих, очень странно, что мы видим резкое падение только в 2020 году. Ведь при введении ОСВВ численность бездомных собак должна сокращаться плавно, за счет «естественного вымирания», следовательно, мы должны видеть столь же плавное снижение укусов (если за них ответственны именно бездомные собаки). Интересно, что в этом же году Роспотребнадзор зафиксировал такое же скачкообразное снижения ряда других заболеваний – например, заражений людей паразитами. А ответ на эту «странность» 2020 года простой – ковид! Во время пандемии люди прежде всего обращали внимание на эту болезнь и меньше обращались в органы здравоохранения по другим поводам. А сами врачи тоже были заняты прежде всего борьбой с коронавирусом. Таким образом, ни о каком свидетельстве успешности ОСВВ данные не говорят из-за отсутствия многих факторов, которые бы улучшали данную программу. Зато они говорят о другом. Самое главное, что произошло за годы работы закона об ОСВВ – многократное возрастание расходов регионов на регулирование числа собак. Если, по словам депутата Бурматова, в 2018 году по всей стране на «отстрел собак» тратилось 2 млрд. рублей, то в 2023 году «на ОСВВ» тратится 11.5 млрд. Рост более чем в 5 раз! Вот вам и «дешевый метод»! И при этом, как мы видим, никакого улучшения ситуации с покусами, сопоставимого с этим ростом расходов! Деньги буквально падают в черную дыру неэффективного метода.
Что делали с бездомными собаками в 2018 году на 2 млрд. рублей? Да, где-то был «отстрел», где-то уже вовсю шел ОСВВ (Нижний Новгород), где-то зарождалась приютская система с безвозвратным отловом (Екатеринбург). Можно было проанализировать реальный опыт регионов, ресурсы и перспективы и принять нормальный закон. Но вместо этого тупо прогнули всю страну под желания одной группы зоозащитников-поклонников ОСВВ (кстати, проживающих в Москве, где ОСВВ уже к тому времени был отменен!). Теперь регионы тратят в 5 раз больше средств и планируют тратить еще больше на бесполезный ОСВВ и неизбежно сопровождающие его полулегальные и нелегальные схемы (те же отстрелы), позволяющие хоть как-то компенсировать недостатки ОСВВ. И результата все равно нет. И регулярно гибнут люди. Но защитники ОСВВ продолжают с фанатичной настойчивостью выдавать черное за белое и манипулируя данными твердить, что закон менять нельзя. Однозначно необходимо менять систему. Иначе хаос и жестокость, на которые тратятся миллиарды рублей, будут продолжаться вечно. Зоозащитники-реалисты предлагают нормальный комплексный подход, учитывающий интересы и людей, и животных (но не с точки зрения сохранения навечно стай собак, как того хотят зоорадикалы). Средства нужно тратить не на бесполезный ОСВВ и не на пожизненные мегаприюты-концлагеря, а на действенную борьбу с безнадзорностью собак, начиная с профилактики (запрет самовыгула, стерилизацию собак у населения из «групп риска», введение обязательной регистрации и чипирования и т.д.). Бездомность должна быть не легализована, как сейчас, а официально объявлена негативным явлением. Но не надо возвращаться к отстрелам, этот этап мы уже прошли и никаких долгосрочных результатов они не дадут, а раскол в обществе сохранится. Нужно создавать гибкую сеть приютов, любых форм собственности. Основой работы должен быть безвозвратный отлов в приюты с последующим индивидуальным решением судьбы каждого животного. Что касается «страшной эвтаназии» – то пора открыть глаза. Она никуда не делась и процветает везде – только нужно уточнение, это не гуманная эвтаназия, а подпольное уничтожение всеми возможными, вплоть до самых извращенных, способами. От отстрелов до массовых потрав. От вывоза кое-как заштопанных после операции собак в глухие овраги и на пустыри за город, до взаимного поедания собаками друг друга в приютах- концлагерях и массовых болезней в них же. И ничего при нынешнем законе с этим не поделать. Хотите победить эвтаназию - сделайте так, чтобы в ней не было необходимости, а для этого нужно упорно работать в рамках адекватного закона, разработанного специалистами, а не фанатиками одного-единственного «гуманного и волшебного» метода.
Несмотря на недавно принятые изменения в закон «О безнадзорных животных в Ленинградской области», проблема бесприютных собак в нашем регионе по-прежнему стоит очень остро. Об этом свидетельствуют и многочисленные обращения местных жителей в районные и муниципальные администрации, в блоги руководителей МО на «Леноблинформе», и сообщения в СМИ о регулярных нападениях бродячих собак на людей, в том числе на маленьких детей. Но все же потихоньку и пока что не заметно для граждан проблемой начинают заниматься районные власти.
Проблема не появилась из ниоткуда. Вне всякого сомнения, существенная часть вины за то, что она возникла, принадлежит безответственным дачникам, которые заводят домашних питомцев только «на сезон», а потом, покидая садоводство осенью, хладнокровно вышвыривают их на улицы. В итоге несчастные создания вынуждены скитаться по улицам в поисках пропитания и ночлега. Сердобольные граждане вместо того, чтобы отвести животное в ближайший приют, начинают прикармливать бедолаг. «Мне их так жалко!» - говорят они, приучая собак к каждодневному паю. При этом люди убеждены, что делают благое дело, но, как показывает практика, это не совсем так. Своими якобы гуманными действиями человек, сам того не желая, постепенно способствует тому, что бродячих собак становится все больше, они собираются в стаи и становятся опасны. В результате гуманность уступает место жестокой борьбе, зачастую граничащей с варварством.
Судя по последним комментариям жителей Ленинградской области в блогах на «Леноблинформе», наиболее остро проблема стоит в Лужском, Сланцевском, Кировском и Волховском районах. За последнее время там появилось множество бездомных собак, которые в прямом смысле «терроризируют» местное население.
Одна из свидетельниц неадекватного поведения беспризорных животных, жительница Кировского района Анна, рассказала в блоге районного руководителя: «Бродячие собаки представляют опасность для жильцов домов, детей и просто прохожих, так как бывают крайне агрессивны. До сих пор нападений с серьезными последствиями не было, однако постоянное нахождение в опасности значительно ухудшает качество жизни. Страшно выходить на улицу и взрослым и детям. На собаках отсутствуют ошейники, поводки, регистрационные знаки и жетоны. По внешнему виду они полностью подходят под бездомных. В стае 6-8 взрослых собаки и до 5 щенков. Собаки бросаются на людей, главным образом на мам с маленькими детьми и колясками, на автомобили и на жителей, выгуливающих своих домашних животных. Стая приходит на детскую площадку, собаки постоянно лают по ночам, мешают спать, держат в страхе родителей и детей. Просим Вас устранить опасность для людей т.к. собаки в стае очень опасны и скорее всего они не проходили процедуру вакцинации против бешенства и лептоспироза. Также просим Вас рассмотреть вопрос изъятия собак в приют в связи с реальной опасностью для здоровья и жизни граждан».
Похожую ситуацию описала в блоге главы администрации Лужского района жительница поселка Дзержинского Мария:
«В нашем поселке очень много бездомных собак. Некоторые из них слишком агрессивны и бросаются на жителей (в том числе на детей). Уже есть несколько случаев нападения собак на людей! Просим принять меры по разрешению данного вопроса! Заранее спасибо!»
Областные законодатели приняли закон «О безнадзорных животных в Ленинградской области», с помощью которого надеялись обезопасить граждан, защитить их от заболеваний и сформировать гуманное и ответственное отношение к безнадзорным животным. Изначально законом было определено, что полномочия по решению проблем, связанных с бродячими животными, должны принадлежать региональной, а не местной власти. Несмотря на то, что в городских и сельских поселениях лучше владеют ситуацией, у муниципальных руководителей были «связаны руки»: по закону они не имели прав что-либо предпринять. Осознав это, парламентарии решили внести в закон коррективы.
В сентябре 2013 года комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту подготовил соответствующий законопроект, однако депутаты отправили его на доработку. После долгих обсуждений в июне 2014 года Законодательное собрание приняло закон «О безнадзорных животных в Ленинградской области», который передал госполномочия в сфере обращения с безнадзорными животными не на уровень городских и сельских поселений (так называемый первый уровень), как было задумано сначала, а на второй уровень – районный. Депутаты решили сперва опробовать новую схему организации работы и финансирования именно на районах, обобщить и проанализировать полученный опыт и лишь затем рассмотреть вопрос, стоит ли спускать полномочия по отлову и уходу за бездомными животными на уровень городских и сельских поселений.
Принятый в июне закон ввел ряд новшеств: у приютов появилась возможность возврата стерилизованных безнадзорных животных в среду обитания (программа ОСВВ), а агрессивных животных, не подлежащих социализации, стало запрещено убивать. По мнению парламентариев, эти изменения должны способствовать сокращению популяции безнадзорных животных в регионе и прекращению их убийств на глазах жителей.
Проблему надо рассматривать комплексно. На сегодняшний день по данным управления ветеринарии количество безнадзорных животных в области – чуть больше 20 тысяч (Приложение 1).
По сравнению с 2020-м, в прошлом году количество безнадзорных животных сократилось на тысячу. Это и естественные причины, и результат работы. Отлову, стерилизации, вакцинации и идентификации подлежит чуть меньше 3000 собак. По законодательству, полномочия в области обращения с безнадзорными животными переданы органам местного самоуправления. Управление ветеринарии – главный распорядитель бюджетными средствами, которые непосредственно доводит до муниципальных образований. В 2021 году эта сумма составила 44 млн рублей, на 2022 год выделено 52 млн, и еще будут запрашивать около 17 млн рублей.
Всеволожский, Бокситогорский, Ломоносовский район чаще всего фигурируют в сводках и новостях, оттуда часто приходят жалобы. На сегодня в Ленинградской области действует 15 приютов. В приютах, в среднем, содержится 2,5 тысячи животных и, прежде всего, собак. Происходит ротация. Животные пристраивают в семьи. Государственных и муниципальных приютов в Ленинградской области нет. Этот вопрос отложен правительством до 2024 года. Ведётся работа с имеющимися в наличии приютами для устройства туда отловленных животных. Следующий этап – это строительство муниципальных или государственных приютов. 20 тысяч животных поместить единовременно в приюты не так-то просто. В среднем, на строительство одного приюта на 100 животных надо 200 млн рублей. Правительство Ленинградской области выделяет гранты. Но отбор достаточно жесткий, это бюджетные средства. В прошлом году при поддержке депутатов областного парламента удалось получить дополнительные средства на поддержку некоммерческих приютов – 1 млн 800 тысяч рублей, на коммунальные расходы. Из 15 приютов только два согласились участвовать – собрать пакет документов, чтобы эти средства получить.
В целом тенденция такова: несмотря на то, что принимаются законы, выделяются денежные средства, пока никаких существенных изменений в районах Ленинградской области не произошло. Во многом этому мешает то, что еще не во все районные администрации поступили субвенции на проведение мероприятий по отлову и стерилизации животных, отсутствуют приюты, жители безответственно относятся к животным. Можно сказать, что работа в этой сфере только начинается. Можно надеяться, что в 2024 году проблема сдвинется с мертвой точки. Возможно, и жители Ленобласти изменят свое отношение к животным и перед тем, как завести очередного питомца, будут взвешивать все «за» и «против». Не брать в дом животное лишь затем, чтобы потом просто выкинуть его, и почаще вспоминать ставшую крылатой фразу из сказки «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Обратите внимание, что в данных предложениях наиболее рационально и на перспективу используются бюджетные ресурсы: они идут на предотвращение бездомности (льготная стерилизация у хозяев из групп риска), на эффективный плановый безвозвратный отлов и на первичное содержание в приютах. Эти меры в краткий срок (2 – 3 года) позволят решить основную проблему со стаями, и привести к не только к уменьшению популяции бездомных собак, но и к изменению ее структуры (на улицах будут появляться только бывшие домашние, потерянные – что дополнительно позволит решительно снизить потребность в усыплениях, так как не только бездомных собак станет меньше, что снизит нагрузку на приюты, но и сами собаки в основном будут представлены уже не одичавшими особями, а пригодными для пристраивания социализированными животными. Зоозащитники же получают возможность для использования благотворительных ресурсов на долгосрочное содержание животных и их пристраивание, что вполне соответствует их идеологии и умениям. Причем по мере уменьшения количества бездомных собак снижается нагрузка и на зоозащитников и работа по пристраиванию становиться более эффективной.
Сейчас же огромные средства бюджетов сначала тратятся на принципиально недоработанное ОСВВ, что только вызывает рост численности собак, причем одичавших. Затем, после очевидного провала ОСВВ, начинается еще более дорогостоящие попытки размещения огромных масс собак в «неусыпительных» приютах пожизненного содержания, которых очень мало в регионе, что рано или поздно все равно приводит к их переполнению, параличу деятельности и продолжающемуся накоплению собак на улицах. Огромные средства оказываются потраченными зря. Зоозащитники же мечутся в попытках объять необъятное – то нужно бороться против неизбежных расправ и самосудов над собаками на улицах, то поддерживать собственные приюты и передержки, которые затапливают все новые волны бездомных собак с улиц. Получается замкнутый круг, из которого десятилетиями нет выхода.
Основной принцип предложений: против двух крайностей, которые всегда сходятся: узаконенной бездомности при методе ОСВВ и жестоким отстрелам с потравами. За путь, который достоверно привел к успеху десятки стран.
Исходя из богатого практического опыта и консультаций в России, анализа мирового опыта, многочисленных встреч с представителями общественности и власти в регионах, мы убеждены, что в Ленинградской области, а затем ив России необходимо законодательно обеспечить возможность реализации более соответствующего объективным условиям и потребностям комплексного похода к решению проблемы, который бы включал в себя следующие элементы:
1) Профилактика бездомности и безнадзорности – работа с основной массой животных в нашей стране, принадлежащих владельцам:
1.1. Ведение обязательной регистрации собак с их идентификацией-маркированием (чипированием) и обязательным ведением баз данных на местном или региональном уровне для оперативного отслеживания и выявления выброшенных и потерянных животных, животных на самовыгуле. Предоставить возможность бесплатного предоставления услуги чипирования и введения данных о владельце в базу данных (учитывая небольшую себестоимость чипа). Введение административной ответственности за отсутствие регистрации собаки (по аналогии с ответственностью за отсутствие вакцинации против бешенства). Вменить в обязанность государственной ветеринарной службы и полиции проверку наличия регистрации и идентификации у собак, принадлежащих гражданам. Пропаганда необходимости регистрации животных.
1.2. Доступные способы поиска потерянных животных (используя социальные сети и привлекая общественность).
1.3. Пропаганда стерилизации владельческих неплеменных собак и кошек на государственном и муниципальном уровнях, борьба с предрассудками в этой области (возможно в рамках региональных целевых программ или проектов, поддержанных региональными грантами). Рассмотреть возможность введения ответственности за неоднократное нарушение требования к владельцам животным предотвращать появление невостребованного потомства.
1.4. Программы интенсивной и доступной льготной стерилизации для владельцев животных, особенно из «групп риска» («частный сектор», малообеспеченные граждане), подготовка ветеринаров и ветеринарных клиник к стерилизации, возможность использовать выездные бригады ветеринаров в сельской местности ( в рамках региональных целевых программ или проектов для НКО, поддержанных региональными грантами либо спонсорами). Необходимо совместно с зоозащитниками выявлять случаи избыточного накопительства собак и кошек и предлагать владельцам бесплатную стерилизацию их животных.
1.5. Обеспечение государственных контролирующих функций в данной сфере (то есть назначение уполномоченных органов, действительно заинтересованных в решении вопроса) и сотрудничество с зоозащитными организациями на основе взаимного просвещения и компромиссов.
2) Работа с уже имеющимися безнадзорными животными:
2.1. Профессиональный регулярный гуманный безвозвратный отлов как основная и узаконенная стратегия работы с безнадзорными собаками. Все отловленные животные должны направляться в приюты для последующего индивидуального решения судьбы. Необходим не только отлов по заявкам жителей, но и плановый отлов по результатам мониторинга бездомных собак, в том числе повторные проверки мест, где могут вновь зарождаться стаи (у рынков и иных кормовых точек). Это даст возможность действовать на опережение и не допускать одичания и начала размножения недавно появившихся на улицах новых собак, например, выброшенных или самовыгульных.
Сейчас большой проблемой является недостаток у приютов и служб отлова навыков и оборудования для отлова всех собак. Часть одичавших собак избегает отлова и продолжает размножаться. Для решения этого вопроса уполномоченным региональным органом нужно создавать обучающие курсы и информационные материалы для подрядчиков, чтобы они могли закупать самые эффективные образцы, или самостоятельно изготавливать орудия отлова, а также эффективно их использовать.
2.2. Создание полноценной системы, обеспечивающий полный цикл работы с отловленными животными, как вариант - при разделении функций между муниципальными службами и зоозащитниками. Например, для больших городов - муниципальные отлов и первичная передержка в муниципальном приюте неограниченного приема; как минимум часть животных затем распределяется в общественные и частные приюты. При относительно небольшом количестве бездомных животных и возможности частных и общественных приютов решить проблему - можно заключать контракты непосредственно с ними.
Цикл включает: отлов, транспортировку, первичное содержание (карантин), вакцинацию, стерилизацию (при необходимости), передачу прежним владельцам (при самовыгуле или потере), передачу новым владельцам, передачу в другой приют или на временное содержание зоозащитникам, возврат на место обитания или эвтаназию. В любом случае к каждому животному нужен индивидуальный подход. Весь цикл может осуществлять одна организация, либо он может быть разбит на два или три исполнителя (например, отлов, краткосрочное содержание и стерилизация , и долгосрочное содержание).
2.3. Исчерпывающие, гуманные, реалистичные и выполнимые регламенты работы с животными, в частности – регламент по усыплению. Вместо немедленного (но нереализуемого) запрета усыпления, как в ныне действующем законе, ввести: 1) четкие показания к усыплению непристроенных животных (например, наличие опасной или неизлечимой болезни, некорректируемые дефекты поведения, неадаптируемые-одичавшие, новорожденные пометы, которые трудно выкормить или которые наверняка станут невостребованными), 2) допустимые методы проведения эвтаназии и меры контроля за их исполнением. Наряду с работой по другим направлениям комплексного подхода это даст реальное значительное снижение числа усыплений со временем и возможность долгосрочного содержания животных во всех приютах. При этом с самого начала зоозащитные общественные и частные приюты ограниченного приема будут не обязаны усыплять животных. Животные могут перемещаться из муниципальных приютов (или приютов, выполняющих муниципальные контракты) в другие приюты, если у тех есть желание и возможности их содержать.
2.4. Метод ОСВВ (то есть возврат в среду после стерилизации) в отношении бездомных собак можно применять по выбору региона и в зависимости от ситуации, при этом регламентировать условия возврата таких собак (например, закрытые территории организаций и предприятий, исключение их миграции, регистрация собак за представителями организации, на которой проживают собаки; обеспечение ревакцинации и дегельминтизации; в случае выхода собак в жилые зоны - безвозвратный отлов на общих основаниях и т.п.). Работа по промышленным зонам (безвозвратный отлов, сочетание с ОСВВ) должна быть особенно интенсивной, учитывая, что промзоны в условиях России являются обычно наиболее заселенными бездомными собаками типами городской среды. Применении ОСВВ в отношении бездомных кошек, как показывает мировая практика, может быть более распространенным, однако также при условии безопасности людей и животных.
2.5. Регулярный мониторинг эффективности применяемых мер, основной критерий - снижение численности безнадзорных собак, по нему и должен отчитываться уполномоченный государственный орган. В случае необходимости - корректировка мер регулирования при выявленной неэффективности.
Итак, основные меры:
1) Система муниципалитетных приютов
2) Безвозвратный отлов как основной метод, ОСВВ – по выбору как дополнительный
3) Работа с источниками бездомных собак (предприятия, частный сектор)
4) Индивидуальный подход к животным
5) Учет и идентификация
6) Работа с населением и хозяевами животных
7) Борьба с перепроизводством животных (стерилизация хозяйских животных, особенно в группах риска - малоимущие, частный сектор и т.д.)
Сегодня по закону отловом бродячих собак могут заниматься только федеральные власти, при этом отлов подразумевает стерилизацию и дальнейшую передачу животного в питомники или приют, убивать животных запрещено. У муниципальных же властей на решение проблемы с беспризорными животными нет ни денег, ни полномочий. Областные парламентарии готовят законопроект, который наделит этими полномочиями муниципалов и предусмотрит финансовую поддержку на отлов бездомных собак.
Мы предлагаем вариант , где муниципальные приюты станут звеном в помощи программы ОСВВ и поможет многим бездомным животным , либо обрести жильё, либо новых хозяев, но не оставаться на улице. Но при этом возникает много проблем по созданию таких муниципальных приютов, как в плане финансирования , так и в плане законодательства.
В общем случае в каждом муниципальном образовании должен быть приют (в крайнем случае, один на два-три района). Приют для животных должен быть обязательным элементом инфраструктуры каждого городского округа. При этом муниципальные приюты не должны быть дорогостоящими мегаприютами пожизненного содержания или, наоборот, временными пунктами передержки, предназначенными только для программ ОСВВ. Приюты должны иметь размеры, позволяющие обеспечивать должные стандарты содержания при обеспечении ротации животных, которая прежде всего должна достигаться за счет передачи животных владельцам (минимизируя по возможности эвтаназию и ОСВВ).
Практика использования крупных межрайонных приютов менее эффективна, так как жители районов испытывают затруднения в поездке в отдаленный приют и выборе нового питомца оттуда, а службы отлова таких приютов плохо знают обстановку в других городах, где им приходиться ловить собак и в результате ловят не тех, кого нужно в первую очередь (например, размножающихся сук), а тех, кого попросту легче поймать. Например, нередко ловят, кастрируют и возвращают кобелей, но такая деятельность никак не сказывается на численности животных (ведь кобели не приносят потомство).
Необходимо, чтобы региональное законодательство предусматривало использование средств субвенции муниципалитетам по работе с безнадзорными животными не только на сам процесс отлова и содержания собак, но и на создание и оборудование, а также модернизацию приютов для животных (так как средств местных бюджетов может не хватать). Целесообразно обобщить и рекомендовать успешную практику создания и функционирования приютов в ряде городов региона для применения в других городах, а также разработать типовые проекты приютов исходя из размеров города. Нужно также максимально обеспечить возможность приема приютами отказных животных у населения, животных, чьи владельцы умерли или по объективным обстоятельствам не могу их далее содержать.
Таким образом , для достижении цели по формированию правовой базы муниципальных приютов для животных без хозяев предлагаем внести в региональное законодательство следующее:
Тем не менее, должно быть предусмотрено добровольное пожертвование и услуги волонтёрских организаций. Уполномоченный орган осуществляет контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственного полномочия, а также за целевым использованием предоставленных на эти цели финансовых средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области.
Заключение
Проблема бездомных животных становится все более актуальной в современном обществе. Миллионы бездомных собак и кошек бродят по улицам, страдая от голода, болезней и жестокости. Появление бездомных животных вызывает обеспокоенность и требует понимания причин этого явления.
Одной из главных причин появления бездомных животных является безответственное владение и нежелание заботиться о животных. Многие люди приобретают питомцев без должной подготовки и осознания ответственности, связанной с их уходом. Когда эти люди осознают, что содержание и уход за животным требуют времени, финансовых затрат и усилий, они могут просто избавиться от него, отпустив на улицу.
Родившиеся на улице щенки часто остаются со своей матерью и образуют стаю. В отличие от «собачьей свадьбы», стая – это постоянная социальная группа, члены которой живут в ней месяцами и годами, иногда всю жизнь. Помимо самки и ее щенков, в стаю может войти самец, который выполняет роль вожака. Если в городе много бездомных собак, большинство из них живет именно в стаях.
Иногда стаи бывают очень большими – могут насчитывать более 20 особей. Место подходящее – рядом находятся жилые дома, возле которых можно кормиться на помойках, и здесь же заборы и кусты, за которыми есть возможность укрыться от того же отлова.
Если говорить о бездомных кошках, они в наших краях выживают только в подвалах зданий, где прячутся от холодов и собачьих стай. Порой в одном помещении может находиться от 10 до 20 кошек одновременно. Кошачьи сообщества называются колониями. Кошки, хотя и живут вместе, остаются индивидуалистами, «гуляют сами по себе».
Для того, чтобы лечить такую «болезнь», как бездомность, нужны специальные «больницы» – приюты. Они являются главным элементом в решении проблемы бездомных животных. И как раз этого элемента в нашей стране сильно не хватает. В прошлом году федеральные власти посчитали количество приютов в России – их оказалось около 400. Но, даже если приюты есть, сами животные туда не придут, их надо ловить. Представление об отлове в России часто тоже очень негативное, поскольку долгое время в нашей стране был не отлов, а отстрел.
Важно, чтобы к отловленным собакам в приюте был индивидуальный подход. Например, если у собаки есть ошейник или чип, можно сделать вывод, что у нее есть владелец и попытаться его найти. Если же хозяин не объявился, животное остается в приюте, стерилизуется, вакцинируется и ждет нового владельца.
Кроме того, есть метод ОСВВ – отлов, стерилизация, вакцинация, возврат. Это означает, что после всех перечисленных процедур животное возвращают на прежнее место. В условиях России мы рекомендуем этот метод только как дополнительный, так как он, по большому счету, не решает проблему бездомности.
Чтобы решить эту проблему, необходимо повысить осведомленность о правильном содержании и уходе за животными. Образовательные программы и курсы для потенциальных владельцев животных помогут им понять ответственность и обязательства, которые они берут на себя при приобретении питомца.
Список литературы
Интернет ресурсы:
https://lenoblinform.ru/news/bezdomnie-zhivotnie-131114.html
https://pets.mail.ru/stories/sistema-osvv-chto-znachat-eti-bukvyi-dlya-bezdomny/
Приложение
Информация о количестве животных без владельцев на территории Ленинградской области, в разрезе каждого муниципального района и городского округа за 2 квартал 2023 г | ||||||
№ | Наименование муниципального образования | Результаты мониторига на 01.07.2023 | ||||
общее кол-во | собаки | кошки | ||||
1 | Бокситогорский муниципальный район | 1219 | 364 | 855 | ||
2 | Волосовский муниципальный район | 1204 | 531 | 673 | ||
3 | Волховский муниципальный район | 789 | 251 | 538 | ||
4 | Всеволожский муниципальный район | 1070 | 670 | 400 | ||
5 | Выборгский муниципальный район | 1634 | 1306 | 328 | ||
6 | Гатчинский муниципальный район | 2237 | 808 | 1429 | ||
7 | Кингисеппский муниципальный район | 4800 | 800 | 4000 | ||
8 | Киришский муниципальный район | 868 | 649 | 219 | ||
9 | Кировский муниципальный район | 1096 | 344 | 752 | ||
10 | Лодейнопольский муниципальный район | 747 | 747 | 0 | ||
11 | Ломоносовский муниципальный район | 1211 | 631 | 580 | ||
12 | Лужский муниципальный район | 1000 | 550 | 450 | ||
13 | Подпорожский муниципальный район | 308 | 141 | 167 | ||
14 | Приозерский муниципальный район | 721 | 162 | 559 | ||
15 | Сланцевский муниципальный район | 420 | 170 | 250 | ||
16 | Тихвинский муниципальный район | 2064 | 722 | 1342 | ||
17 | Тосненский муниципальный район | 951 | 598 | 353 | ||
18 | Сосновоборский городской округ | 109 | 77 | 32 | ||
Итого: | 22448 | 9521 | 12927 |
Свинья под дубом
10 осенних мастер-классов для детей
Груз обид
Кто грамотней?
Денис-изобретатель (отрывок)