Актуальность работы. Советский период истории – мой любимый исторический период. Одним из интереснейших явлений советской поры является изменение положения женщин в обществе. Советского общества давно уже не существует, а идеи советского феминизма до сих пор не получили однозначной оценки общества и остаются обсуждаемыми, дискутируемыми.
Вторая причина актуальности – в 2022 году исполняется 100 лет образования СССР. Образ советской женщины, особенно раннего периода Советской власти – это уникальный результат феминизма.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_soyko_femin.zip | 2.22 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Далайская СОШ №11»
Феминизм
в ранний период Советской власти
Исследовательская работа
Выполнила: Сойко Анастасия Владимировна
ученица 10 класса
Руководитель: Динисова Валентина Николаевна
учитель истории и обществознания
Далай
2022 год
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………. . . стр. 3
4.1. Образ советской женщины.……………….…. ………...............................11
4.2. Декреты советской власти, изменившие положение женщин в обществе…………………………………………………………………………12
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Советский период истории – мой любимый исторический период. Одним из интереснейших явлений советской поры является изменение положения женщин в обществе. Советского общества давно уже не существует, а идеи советского феминизма до сих пор не получили однозначной оценки общества и остаются обсуждаемыми, дискутируемыми.
Вторая причина актуальности – в 2022 году исполняется 100 лет образования СССР. Образ советской женщины, особенно раннего периода Советской власти – это уникальный результат феминизма.
Цель работы: исследование роли феминизма в ранний Советский период.
Задачи работы:
Гипотеза: феминизм в ранний Советский период сыграл большую роль в становлении первого в мире социалистического государства.
Предмет работы: феминизм в ранний Советский период.
Объект работы: женщины в ранний Советский период.
В работе использованы методы теоретического уровня: изучение и обобщение, анализ и синтез научно-популярной литературы и материалов сети Internet.
1. ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ЗНАЧЕНИЯ ТЕРМИНОВ
«ФЕМИНИЗМ» И «ЭМАНСИПАЦИЯ»
Как же трактуется термин «феминизм» в различных словарях? На сайте [https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/256846]1. Мною было проанализировано 9 словарей. Что я заметила?[1]
В них приводятся похожие объяснения. Разница только в детализации и идеологизации.
Часто наряду со словом «феминизм»» употребляют термин– «эмансипация». Есть ли разница между этими словами? Разница есть. И это я заметила, анализируя 8 объяснений этого термина на том же сайте.
И так, эмансипация и феминизм - в чём разница?
Эмансипация и феминизм тесно связанные понятия. Эмансипация - это более широкий термин, которые обозначает отказ от каких-либо ограничений и зависимостей, применяется не только к женщинам/мужчинам, но и к различным социальным классам, а также к определенным людям.
Феминизм - это уже более узкое явление, занимающиеся борьбой только за права женщин, может иметь разные направления и особенности.
2. ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ ФЕМИНИЗМА
Чтобы понять суть феминизма, нужно изучить историю его появления и формирования. Определённые идеи данного движения появлялись задолго до его формирования. В XIV-XV веках появились женщины-писательницы Кристина Пизанская и Изотта Нагаролла. Следующий этап – эпоха Просвещения и распада феодального общества, XVIII-XIX век, когда женщины начали устраиваться на работу, писать книги и активно участвовать в жизни общества. Именно тогда они остро ощутили неравенство с мужчинами. Женщины практически не имели прав, их интересы должны были ограничиваться рождением детей и ведением хозяйства.[2] Но в зарождение феминизма делали вклад не только женщины, но и мужчины, одним из которых является Пулен де ля Бар с эссе «О равенстве полов», в котором говорилось о том, что неравноправное положение женщин в обществе является результатом применения грубой мужской силы, а не замыслом природы. Также многие мыслители, к примеру Вольтер, Монтескье и Гельвеций, писали о необходимости уравнивания полов[3].
Распространение подобных идей послужило формированию данного движения. История каждого направления феминизма в разных странах отличается, но принято считать, что феминизм как движение зародился в Англии лишь в XIX веке. Именно с того момента принято разделять феминизм на четыре исторические волны: 1-я волна - XIX и первая половина XX века; 2-я волна - 60-90-е годы XX века; 3-я волна - начало 90-х годов XX века до начала 10-х годов XXI века; 4-я волна - с 2013 года.
Изучив историю феминизма, можно понять, что у него множество направлений, разделяющихся на основании многих признаков: географическим, этническим, по методам и направленности действий, по идеологии, по принадлежности к направлениям философии и психологии, по сексуальной ориентации и идентичности приверженцев[4]. Каждое из направлений поддерживает свои собственные идеи. Они формировались в разное время и под влиянием разных обществ, поэтому я буду рассматривать основные из них, затрагивая самые популярные, относящиеся к идеологическому признаку. Каждое из них я опишу по отдельности, затронув основные аспекты.
Слово «суфражизм» образовано от французского suffrage – избирательное право. Именно из движения суфражисток зародилась первая волна феминизма и либеральное направление, феминизм в целом. Суфражизм, как правило, не относят к направлениям феминизма, но он фактически является его прародителем. Целью данного движения было избирательное право для женщин, политическое и юридическое равенство. Раньше всего оно зародилось в Англии, где основательницей данного движения считается Мэри Уолстонкрафт, которая поставила вопрос о месте женщины в обществе [5]. Идеи и действия суфражизма привели к всеобщему избирательному праву и продвижению феминистских идей.
Это направление развилось из суфражизма. Либеральный феминизм основан на понятии того, что женщины имеют такие же интеллектуальные и физические способности, как и мужчины[6]. Именно поэтому представители данного движения считают, что женщины не должны дискредитироваться в области политики, науки и других общественных сфер. Целями движения является предоставление равных возможностей мужчинам и женщинам в получении образования, в вопросах недвижимости, политики и повседневной практики. Основным средством достижения поставленных целей являются реформы законодательства, социальные программы и лоббирование интересов женщин.
Данное направление сформировалось примерно в 80-ых годах XX века. Это более жёсткое движение, которое поддерживает идеи того, что причиной угнетения и неравенства является исключительно патриархальная система, что только при полном свержении данной системы могут произойти какие-либо реформы в данной сфере. Также последователи данного движения считают, что все мужчины в той или иной степени стремятся к угнетению женщин и доминированию над ними.
Годы формирования данного движения достаточно спорны, ведь где-то представлены данные о том, что оно появилось раньше марксистского, а где-то – что лишь в 60-ых годах XX века. Представители этого направления видят проблему в классовом и социальном угнетении женщин. То есть, идеология данного движения подразумевает преодоление неравенства через принятие мер против социального и экономического капиталистического строя. Социалистический феминизм борется с неравным положением как на рабочем месте, так и в быту. Сторонники данного движения считают, что преодолеть угнетение в капиталистическом строе можно лишь общими усилиями всех групп, включающих и мужчин, и женщин. [Муслумова Т.В. Феминизм: истоки, этапы развития и основные направления[7]. При этом его представители предпочитают достижение своих целей мирным путём через глобальные изменения всей системы общества, стараясь затронуть различные слои и группы населения.
Марксистский феминизм зачастую сравнивают с социалистическим, ведь оба направления поддерживают идеи того, что причина неравенства в капитализме. Но данное движение отличается тем, что носит более радикальный характер. Его представители считают, что единственный способ избавления от угнетения заключается в полном уничтожении капитализма революционным путём, а не борьбе ещё и с социальными факторами. В их понимании устранение капитализма, то есть частной собственности, лежавшей в основе неравенства, послужит исчезновению притеснений. Теоретические основы этого направления изложены в трудах Карла Маркса и Фридриха Энгельса, которые считали, что капиталистический строй служит причиной дискриминации на основе пола, ориентации, расы и т.д. Одними из главных работ являлись Коммунистический Манифест (1848) Маркса и Энгельса, «Женщина социализма» Августа Бебеля и «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Энгельса. Очень известными и яркими представителями данного направления являются Александра Коллонтай, Клара Цеткин и Лили Браун.
Данное движение возникло во время третьей волны феминизма в результате борьбы за равноправие различных меньшинств и образовано от слова intersection – пересечение угнетений. Идеи интерсекционального феминизма состоят в том, что борьба за права женщин неотделима от борьбы за права представителей ЛГБТ-сообщества и борьбы с расизмом и эйблизмом. Помимо данных движений, к идеологическим направлениям зачастую причисляют движения по принадлежности к направлениям философии и психологии, по идентичности приверженцев, а также этническим признакам. Поэтому, чтобы были заметны различия, я также рассмотрю и их.
Представители данного движения считают, что неравенство женщин и мужчин находится в слоях человеческой психики, не только на законодательном, общественном уровне, но и в глубине сознания, укрепляя бессознательное отношение, стереотипы, которые намного сложнее преодолевать. Также психоаналитический феминизм подразумевает то, что все мужчины в той или иной степени поддерживают и сохраняют патриархальную систему. В то же время женщины лишь изредка оказывают сопротивление, подчиняясь данной системе. Сторонники направления зачастую опираются на работы и выводы Фрейда.
Движение рассматривает и интересуется проблемами гендерной идентичности, критикует бинарную систему. Представители направления стремятся к размытию границ гендерной системы, чтобы достичь более сложной. Они изучают формирование маскулинности и женственности в обществе. На данное движение большое влияние оказали труды Джудит Батлер, ведь именно она утверждает, что общество гетеронормативно и не принимает тех, кто не соответствует его нормам. В своих работах она анализирует, как биологический пол влияет на поведение, формирование личности.
Феминистское движение часто обвиняют в игнорировании других проблем, поэтому это движение поддерживает идеи того, что феминизм должен включать в себя также борьбу против угнетения по расовому признаку. Антирасистский феминизм иногда называют womanism, заменяющий феминизм и подразумевающий борьбу с дискриминацией как по половому, так и по расовому и классовому признакам. Данный термин впервые употребила писательница Элис Уокер.
Многие люди выделяют данное направление, которое состоит из мужчин, поддерживающих феминистские идеи. Профеминизм по идее включает лишь мужчин, которые не поддерживают патриархат и выступают за равноправие мужчин и женщин. Но данное движение оспаривается многими направлениями феминизма, которые не считают необходимым выделять мужчин в отдельную группу, поддерживая идеи совместного преодоления неравенства.
Основы образа советской женщины были заложены ещё до революции 1917 года. Революционерка и первая женщина-министр в истории Александра Коллонтай считала, что для гендерного равноправия недостаточно изменить законы. Она стремилась уничтожить гендерные стереотипы и частную сферу, то есть традиционную семью, которая порабощала женщину, делала её заложницей домашнего хозяйства. В статье 1913 года она описала концепцию «новой женщины» — идеологический эталон женственности того времени. Он включал в себя в себя следующие элементы.
1. Внутреннюю дисциплину и борьбу с эмоциями. Женщина должна провести над собой воспитательную работу, чтобы отстаивать свои права, которых раньше не было.
2. Уважение своей и чужой свободы. Уже тогда Александра Коллонтай предлагала соблюдать личные границы.
3. Требовательность к мужчине. От «нового мужчины» не требовалось быть добытчиком, потому что женщина теперь может обеспечить себя. Однако он должен бережно и уважительно относиться к женщине.
4. Самостоятельность. Женщина больше не связана с семьёй, поэтому у неё должны быть собственные увлечения и интересы.
5. Отношение к любви как к одной из сфер жизни. До этого в мире женщины не было ничего, кроме любви. Она играла для неё первостепенную роль. «Новая женщина» должна относиться к любви как к одной из сфер своей жизни, а не как к целому миру.
Уже в первые месяцы правления Советы приняли декреты, которые изменили положение женщин.
—Большевики вслед за Временным правительством объявили о равенстве женщин в общественно-политической и социально-экономической жизни.
— Декретный отпуск. Впервые в мире отпуск по беременности и родам был введён в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике — Декретом ВЦИК от 22.12.1917 «О страховании на случай болезни».
— Декрет «Об образовании рабочего и крестьянского правительства». Узаконил равноправие мужчин и женщин.
— Декрет «О восьмичасовом рабочем дне». Запрещал женский труд в ночное время.
— Декрет «О правилах приёма в высшие учебные заведения». Открывал доступ женщинам к высшему образованию.
— Декрет «О заработной плате». Устанавливал равную оплату труда мужчин и женщин.
— Декрет «О гражданском браке, о детях и введении актов состояния». Упразднял религиозную регистрацию браков и уравнивал права женщин в семье. Первым гражданским браком стал союз Александры Коллонтай и революционера Павла Дыбенко.
— Избирательное право. Первая Конституция РСФСР, принятая в 1918 году, закрепила право женщин избирать и быть избранными в Советы.
— В середине 1919 года при ЦК РКП(б) были созданы женотделы, чьей задачей стало просвещать женщин в вопросах политики. На собраниях женотделов обсуждались вопросы жизни и труда работниц и крестьянок. Представительницы защищали их права, контролировали выполнение законов в отношении работающих женщин. Также женотделы участвовали в законотворчестве и следили, чтобы женские интересы были учтены.
Реальное воплощение идей феминизма в ранний период советского государства было крайне противоречивым. Далее в своей работе я попытаюсь привести примеры того, как идеи феминизма отразились в судьбах реальных женщин той поры.
Женщины и революция
1. Надежда Константиновна Крупская - «Первая леди» русской революции. До революции занималась обучением рабочих в вечерней школе, участвовала в марксистских сходках. На одной из подобных встреч в 1894 году она и познакомилась с будущим вождем русской революции В.И. Ульяновым (Лениным). В 1895 году Ульянова, Крупскую и других членов новообразовавшегося «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» арестовали и после многомесячного тюремного заключения выслали подальше из столицы. Ленина командировали в село Шушенское, в Сибири.
Надежде, которая по предписанию суда должна была отправиться в Уфу, разрешили поехать вслед за возлюбленным при условии: либо венчаются, как положено по закону – в церкви, либо Крупская едет в Уфу. Так и поженились.
С тех пор Крупская сопровождала Ильича во всех его ссылках и эмиграции, работала секретарем ЦК партии и личным секретарем вождя международного пролетариата, занималась переводами, преподаванием, участвовала в работе партийной прессы. После Октябрьской революции Крупская взяла на себя вопросы коммунистического воспитания детей, была главой Главполитпросвета и разрабатывала методики работы пионерской организации, комсомола и союза рабочей молодежи. После кончины вождя Надежда Константиновна занималась культурно-просветительской работой: инициировала открытие музеев, писала книги об истории партии и Ленине, а также труды по педагогике.
В 30-е годы, оставаясь членом Центрального исполнительного комитета СССР, Крупская критиковала руководство партии, пыталась противостоять сталинским методам коллективизации, ходатайствовала за репрессированных и детей «врагов народа», однако всё безрезультатно – реальной власти вдова Ленина не имела. В 1939 году Надежды Константиновны не стало.
2. Мария Спиридонова примкнула к рабочему движению в начале 1900-х годов, сразу после окончания учебы в гимназии. Девушка была настроена очень радикально: она не просто решила заняться агитпропагандой, а сразу вступила в боевую организацию партии эсеров. В 1906 году Спиридонова вызвалась осуществить убийство советника тамбовского губернатора Луженовского, создавшего в губернии отделение национально-монархической организации «Союз русских людей» и прославившегося особой жестокостью в усмирении крестьянских волнений. Убийство произошло на вокзале Борисоглебска. На допросах жестко избивали её. Суд приговорил террористку к смертной казни через повешение, 16 дней она провела в ожидании экзекуции. Однако в последний момент Спиридонову помиловали: казнь была заменена бессрочной каторгой. После Февральской революции Мария, как и другие политзаключенные, попала под амнистию и опять вернулась к политической борьбе. Спиридонова стала членом оргбюро левой фракции ПСР, вела пропаганду среди военных и рабочих, призывая к прекращению войны, передачи власти Советам, а земли – крестьянам. Долгое время её взгляды во многом совпадали с программой большевиков. Однако весной-летом 1918 года Спиридонова резко изменила свою позицию. Она подвергла жесткой критике внешнюю политику Совета народных комиссаров (заключение Брестского мира), а также большевистские методы социализации земли. Начиная с осени 1918 года, большую часть времени революционерка провела в тюрьмах. А в 1941 году, когда немцы наступали на Москву, Спиридонову расстреляли.
Женщины и Гражданская война
Марию Бочкареву называют русской Жанной д’Арк. И это не случайно. Она родилась в крестьянской семье. Добровольно пошла защищать Родину в период Первой мировой войны. По её инициативе были созданы женские батальоны с целью устыдить мужиков, разлагающихся под влиянием солдатских комитетов и братаний с врагами, своим примером воодушевить мужчин. В мае 1917 года Мария Бочкарева при поддержке Родзянко, Керенского и высшего генералитета приступает к созданию 1-го Петроградского женского батальона смерти. Таким образом, 19 июня 1917 года Временным правительством был образован первый женский батальон смерти. Подобного женского воинского формирования не знала ни одна армия мира. После победы большевиков она оказалась в эмиграции. Затем вернулась в Россию, чтобы воевать с большевиками. Примкнула к Колчаку. После его отступления Мария Бочкарёва решила перейти на сторону большевиков, но была арестована и затем отправлена в Красноярск. На все вопросы следователя Бочкарева давала откровенные и бесхитростные ответы, чем поставила чекистов в сложное положение. Никаких явных доказательств ее "контрреволюционной деятельности" обнаружить не удалось, в боевых действиях против красных Бочкарева также не участвовала, и разбирательство затянулось на четыре месяца. 16 мая 1920 она была расстреляна в Красноярске. Бочкарева Мария Леонтьевна полностью реабилитирована в 1992 году в соответствии с Законом РСФСР от 18 октября 1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий».
Мария Скрыдлова - кумир суфражисток всего мира. Девушка-аристократка, обрившая свою голову, надевшая солдатскую форму, мечтающая умереть за родину. Была адъютантом Марии Бочкаревой в Женском батальоне смерти. Ей было двадцать пять, она разговаривала на пяти языках, была хорошенькой, воспитанной и известной. Была контужена. Оправившись от контузии, прихрамывая, вернулась в батальон уже в чине офицера с орденом Св.Георгия. Вероятно, Марию любили в батальоне, раз трепетно о ней заботились, но покровительственная любовь и уважение – разные вещи. О дальнейшей судьбе Марии почти ничего не известно. На одном из форумов я прочитала информацию о том, что Мария проживала в Советской России и была даже театральной танцовщицей, так как когда-то брала уроки у Айседоры Дункан. Какое-то время во время голода в Поволжье Мария работала секретарем в американской организации ARA, занимавшейся поставками продовольствия. В 1926-м году она вышла замуж за баварского промышленника Рихарда и уехала из России. Дальнейшая ее судьба пока неизвестна.
Женщины-труженицы
Паша Ангелина. Спроси у современной молодежи, кто такая– наверное, никто и не ответит. А ведь в сталинскую эпоху ее имя было весьма популярным. Паша Ангелина была трактористкой. Ее имя произносилось наравне с именами Стаханова, Чкалова и Папанина. И называли «мужик в юбке». Она была передовиком производства, стахановкой. Несмотря на успех в рабочей деятельности, была несчастной и имела проблемы со здоровьем. С её привлекали не куклы, а техника. Отец называл её «мальчик в юбке». Со свержением царской власти мода на томных мечтательных девушек пропала. Теперь на передовой были широкобедрые полные крестьянки-комсомолки, которые не зачитывались Тургеневым, а поднимали хозяйство. В 1929 году Паша в возрасте 16-ти лет оканчивает курсы трактористов и отправляется на работу в поля Донецкой области. В 1933 году Ангелина стала у руля первой тракторной бригады, состоящей из одних женщин. Ее лицо не сходило с газетных полос. Ее примеру последовало огромное количество жительниц Советского Союза. Современники вспоминали, что Паша всегда была отзывчивым человеком, готовым помочь в любой ситуации. Ей предложили получить высшее образование - заочно, награждали премиями, наградами, получила должность депутата Верховного Совета. А она, посетив очередное заседание со Сталиным, мчалась домой, чтобы выйти на работу в очередную смену. Энергия била из нее фонтаном. Ангелина успевала не только работать, но и читать. Она хотела быть высокообразованным тружеником села. Но в личной жизни она была несчастна. Муж завидовал её славе. Супруги развелись. Детей воспитывала одна.
Дуся и Маруся Виноградовы- знаменитые советские ткачихи фабрики имени Ногина в городе Вичуга Ивановской области. Были однофамильцами. В 1935 году на фабрике создали два экспериментальных комплекта в 40 и 52 станка. Шуструю и смекалистую выпускницу ФЗУ Дусю Виноградову поставили обслуживать участок, на котором стояло 40 станков. Но бойкая девушка настойчиво просила поручить ей отделение, где одновременно работали именно 52 машины. Управилась и с ними! Такими были первые шаги молодой ткачихи на пути к рабочему Олимпу, всесоюзной славе. Когда сменщица Дуси Виноградовой ушла в отпуск, на ее место поставили молодую и энергичную Марусю Виноградову. Так появился легендарный тандем. Девушки понимали друг друга с полуслова и работали настолько слажено и грамотно, обслуживая уже 70 станков на двоих, что о них заговорили как о достойных последователях Стаханова. 1 октября 1935 года ткачихи Виноградовы установили мировой рекорд производительности труда, перейдя сразу на 100 станков. Они уже набрались опыта и готовы были штурмовать новые вершины. К тому моменту у Дуси и Маруси появились последователи и конкуренты не только в родной Вичуге, но и в Иванове, Москве, Ленинграде, Костроме. Это был передовой отряд виноградовского движения.
Вскоре обе Виноградовы поступили в Промышленную академию в Москве. А летом 1938-го установили новый мировой рекорд — в обслуживании 284 станков!
Маруся вступила в партию, а Дуся стала депутатом Верховного Совета СССР. В те годы зарубежная пресса назвала Евдокию Виноградову «символом нового человека» и Miss USSR.
Как видно, феминизм не прошёл бесследно в истории нашей страны в ранний Советский период. Женщина перестала быть хранительницей домашнего очага. Круг её интересов перестал ограничиваться семьёй, она начинает играть новые несвойственные для предыдущей эпохи роли.
В результате проведённого исследования мною были сформулированы следующие выводы.
Основы советского феминизма были заложены ещё до Октябрьской революции 1917 года.
Феминизм периода ранней Советской власти придерживался марксистского направления, т.к. марксизм не ставил знак равенства между женщинами из разных классов. Он не демонизировал мужчин и рассматривал в первую очередь капитализм, а не патриархат, как источник угнетения и эксплуатации женщин.
«Государственный феминизм» в СССР был не так однозначен, каким он провозглашался Александрой Коллонтай. С одной стороны, советское государство действительно сделало большой вклад в развитие гендерного равенства: при большевиках женщины получили законные права. Но, с другой стороны, нововведения советского руководства не решали ряд старых проблем, а реформы привели к возникновению новых вызовов. Дискриминация женщин перешла из институционального поля в неформальное. Появился конфликт между новыми правовыми нормами и старыми социальными нормами.
Большинство реформ, которые были воплощены в жизнь при советском правительстве, были направлены не на благополучие женщин, а на выгоду нового государства.
Мощная индустриализация требовала новых рабочих рук. Эта тенденция была в то время во всём мире, не только в России. Новой рабочей силой стали женщины. Чтобы их вовлечь, нужно было создать условия и новую общественную структуру. Как раз поэтому были проекты про новый быт, лёгкие разводы, государственную поддержку материнства. Без этих реформ не было бы вовлечения женщин в производство.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, нашла своё подтверждение. Феминизм в ранний Советский период сыграл большую роль в становлении первого в мире социалистического государства.
[1] Словари и энциклопедии на Академике https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/256846
[2]История феминизма // Феминизм Россия http://feminism-russia.ru/istoriya-feminizma/
[3] Феминизм в современном российском обществе // РФО «ОНА», 28 июля 2020. URL: https://ona.org.ru/post/624913026931392512/feminism-in-russian-society
[4] Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/feminizm-istoki-etapy-razvitiya-i-osnovnye-napravleniya/viewer
[5] Шнырова, О. В. Суфражизм в истории и культуре Великобритании / О. В. Шнырова. – Санкт-Петербург : ИД Ивана Лимбаха, 2019. – 424 с. https://www.litmir.me/br/?b=671279&p=1
[6] Феминизм - определение, виды и их характеристики и особенности // Nauka.Club - Образовательный портал, 28 апреля 2019. URL: https://nauka.club/sotsiologiya/feminizm-eto.html
[7] Муслумова Т.В. Феминизм: истоки, этапы развития и основные направления [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/feminizm-istoki-etapy-razvitiya-i-osnovnye-napravleniya/viewer
Прекрасное далёко
Весенняя гроза
Есть в осени первоначальной...
Цветение вишни в лунную ночь
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым