Актуальность выбранной темы связана с всевозрастающим интересом учеников старших классов к обучению и возможностью получения опыта за рубежом. В этой связи существует необходимость изучения информации, связанной с проживанием в другой стране, а именно: о языке, культуре, менталитете, а также возможных трудностях и способах их преодоления
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_1.docx | 211.01 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Индивидуальный проект
«Обучение за рубежом. Как справиться с возможными трудностями».
Выполнила ученица 9В класса
ФИО Новикова Мария Евгеньевна
руководитель Калугина Ольга Владимировна
Челябинск, 2024 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.3. Самые перспективные иностранные языки 3
2.3. Как справиться с возможными трудностями 3
1. Направления студентов из России для обучения за рубежом 3
2. Статистика по количеству граждан России, обучающихся за рубежом 3
3. Результаты полученных данных. 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 3
Актуальность выбранной темы связана с всевозрастающим интересом учеников старших классов к обучению и возможностью получения опыта за рубежом. В этой связи существует необходимость изучения информации, связанной с проживанием в другой стране, а именно: о языке, культуре, менталитете, а также возможных трудностях и способах их преодоления.
Объект исследования представляет собой изучение опыта студентов, проходивших языковые курсы или получившие высшее образование за рубежом, а предмет исследования – трудности, с которыми они столкнулись.
Основная проблема настоящего исследования заключается в существовании трудностей обучения в зарубежном учебном заведении и возможности их преодоления ввиду того, что в школах не проводятся семинары по обучению за рубежом; родители школьников не владеют достаточной и достоверной информацией об обучении в заграничных университетах; адаптация к самостоятельной жизни заграницей является сложным или непреодолимым этапом; у школьников отсутствуют навыки критического мышления; абитуриентам предстоит пройти языковой барьер. При условии владения вышеуказанной информацией, школьники могут быть заранее осведомлены о том, с какими проблемами они могут столкнуться при обучении заграницей, подготовиться к ним и успешно закончить Высшие Учебные Заведения или языковые курсы.
Цель нашего исследования состоит в изучении опыта обучения за рубежом студентов из разных городов России и выявление трудностей, с которыми они столкнулись.
Задачи нашего проекта:
1) найти студентов, имеющих опыт обучения за рубежом;
2) составить список вопросов для проведения анкетирования;
3) разработать опрос;
4) выявить типичные трудности обучения за рубежом;
5) сравнить и проанализировать полученные данные.
Новизна проекта представляет собой выявление возникших трудностей в обучении за рубежом на основе данных проведенного опроса и составление рекомендаций.
Методы исследования включают в себя эмпирические уровни исследования (опрос и сравнение), а также методы теоретического уровня (изучение, обобщение, анализ и синтез).
Теоретическая значимость проекта состоит в помощи ученикам старших классов получить необходимую информацию об опыте обучения студентов и выпускников зарубежных учебных заведений; узнать о возможных трудностях и психологически и финансово (с помощью родителей или родственников) к ним подготовиться; определиться с навыками, которые необходимо развить для учебы за рубежом (иностранный язык, навыки критического мышления, умение работать с информацией, тайм-менеджмент и другие).
Практическая значимость проекта заключается в изучении полученных результатов учениками старших классов и содействию им в преодолении возможных трудностей обучения в зарубежных учебных заведениях.
В теоретической части нашего проекта мы обратимся к статистическим данным по количеству студентов, имеющих опыт обучения за рубежом, выявим самые популярные и перспективные для изучения языки и определимся, среди студентов и выпускников каких стран будет проведен опрос.
В настоящее время наблюдается рост спроса на образование за рубежом. Ученики старших классов стремятся получить качественное образование для построения успешной карьеры в будущем и повышения уровня жизни. В связи с этим будущие абитуриенты изучают всевозможные направления для получения высшего образования за границей.
Высшие учебные заведения по всему миру борются за талантливых, умных, выдающихся студентов, поэтому отслеживается растущая конкуренция среди студентов из развивающихся стран, в которых предлагаются более доступные и качественные программы обучения.
Согласно последним данным ЮНЕСКО (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization» , «Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры») за 2012 и 2016 годы, (см. приложение 1, 2), будущие студенты выбирали для получения высшего образования страны Европы; лидерами в этом рейтинге являлись такие страны как Германия, Чехия, Англия, Франция и Финляндия.
С 2012 по 2016 год количество студентов, обучающихся за рубежом, выросло на 12% до 56800 человек (что составляло менее 1% всех студентов в России), но это на 32% больше количества студентов в 2007 году (43000) и на 127% — и в 2000 году (25000 студентов).
В Германии с 2017 - 2018 годах обучались 13000 российских студентов, в Чехии — 5200, во Франции — 3500, в Великобритании — 2600.
В США в 2017-2018 годах обучались 5500 российских граждан — на 12,7% больше учебного года 2012-2013 годов (согласно данным Института международного образования США).
В Канаде с 2010-2011 по 2015-2016 учебные годы на 71% выросло число студентов из России (до 1100 человек) (согласно данным Немецкой службы академических обменов).
Стоит отметить, что на 2021 -2022 год нет точных и актуальных данных по количеству студентов, обучающихся за рубежом. В связи с этим мы решили обратиться и к списку самых изучаемых и перспективных языков в мире, поскольку эти данные регулярно обновляются. Мы сделали вывод, что чем более популярным, перспективным и изучаемым является язык, тем, возможно, больше студентов отправляются на обучение именно в эту страну. Для того, чтобы проводить опрос среди студентов и выпускников именно тех стран, которые являются наиболее популярными для обучения и выполнить задачи нашего проекта, обратимся к рейтингу самых изучаемых иностранных языков в мире.
Самыми популярными для изучения языками у россиян являются английский, китайский и немецкий (согласно данным «РИА Новости» на 7.09.2021г.).
По данным наиболее известного справочника по языкам мира «Этнолог» (Ethnologue) на 2021 год, китайский язык находится на первом месте, английский – на втором, испанский– на третьем.
Согласно англоязычному сайту онлайн- университета «UO people» («University of the people»), в 2021 году самыми перспективными языками для изучения являются английский, китайский, испанский и немецкий.
В связи с полученными данными, мы решили провести опрос среди студентов, имеющих опыт обучения в Китае, Испании, Германии, Англии и англоговорящих странах.
В практической части нашего проекта мы выполним поставленные задачи (найдем студентов, имеющих опыт обучения за рубежом; составим список вопросов для проведения анкетирования; выявим типичные трудности обучения за рубежом; сравним и проанализируем полученные данные;) и достигнем цели нашего проекта – выявим трудности, с которыми столкнулись и как их преодолели российские студенты в период обучения за рубежом, а также составим рекомендации для будущих абитуриентов.
Для выполнения задач нашего проекта мы составили следующий список вопросов для проведения интервью:
Полученные данные указаны в приложении 3.1-3.10.
Мы опросили 10 студентов и выпускников, имеющих опыт обучения за рубежом (Китай, Великобритания, Германия, Испания). Во-первых, для учебы за рубежом необходима сильная мотивация и внутреннее желание погрузиться в историю, культуру, язык выбранной страны.
Во-вторых, необходимо изучать язык и владеть им на достаточно высоком разговорном и письменном уровне для того, чтобы сдать необходимые экзамены для поступления в учебные заведения.
В-третьих, задача каждого абитуриента состоит в том, чтобы изучить информацию о системе образования в выбранной стране. Для этого можно использовать видео из интернета.
Почти все студенты отметили финансовые трудности во время обучения за рубежом. Поэтому если вы планируете обучаться в зарубежном ВУЗе, то необходимо заранее подготовиться.
Важным аспектом так же является психологические трудности, так как студенты проходят обучение вдали от дома, друзей и семьи. Поэтому логично, что родители и родственники должны быть готовы психологически поддерживать своего ребенка.
Стоит упомянуть о необходимых навыках для учебы за границей, а именно: навыки работы с информацией, развитую слуховую, зрительную, смысловую, долговременную память; умение расставлять приоритеты и владеть основами тайм – менеджмента; уметь распределять финансы.
Но, с другой стороны, обучение за рубежом имеет достаточное количество плюсов, таких как: расширение кругозора, изучение языка, получение ценного опыта самостоятельной жизни за границей, возможность путешествовать и познавать мир, общение со студентами из других стран. Кроме того, опыт жизни и учебы за рубежом и знание иностранных языков позволяет достичь больших успехов в карьере.
В связи с вышеупомянутым можно сделать вывод, что можно справиться с трудностями, если быть к ним готовым: информационно, психологически и финансово.
Существует несколько трудностей обучения в зарубежном учебном заведении. Обобщив все вышенаписанное, можно разделить трудности на три категории: информационная, психологическая и финансовая.
В теоретической части нашего проекта мы обратились к статистическим данным по количеству студентов, имеющих опыт обучения за рубежом, и выяснили, что самые популярные и перспективные для изучения языки - это китайский, английский, испанский и немецкий. В связи с этим мы определились, среди студентов и выпускников каких стран будет проведен опрос.
В практической части нашего проекта мы нашли студентов, имеющих опыт обучения за рубежом; составили список вопросов для проведения анкетирования; выявили типичные трудности обучения за рубежом; сравнили и проанализировали полученные данные. Также мы достигли цели нашего проекта – выявили основные трудности, с которыми столкнулись респонденты и составили рекомендации для учеников старших классов.
В связи с вышеупомянутым можно сделать вывод, что поставленные задачи выполнены, цель достигнута, работа является актуальной и имеет практическую значимость (брошюра с рекомендациями для будущих студентов, желающих получить образование за рубежом).
В дальнейшем мы планируем рассмотреть информацию, которой необходимо владеть перед поступлением в зарубежное Высшее Учебное Заведение (необходимые экзамены, возможные программы обучения, необходимый пакет документов).
согласно последним данным ЮНЕСКО (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization» , «Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры»)
2012 | 2016 | |
Всего | 50,642 | 56,348 |
Германия | 9, 480 | 9,953 |
Чехия | 3,455 | 5,305 |
США | 4,688 | 5,203 |
Великобритания | 3,604 | 3,933 |
Франция | 3,643 | 3,599 |
Финляндия | 2,799 | 2,206 |
Белоруссия | 1,953 | 2,061 |
Италия | 2,178 | 1,737 |
Турция | 1,158 | - |
Кыргызстан | 1,377 | 927 |
Армения | 1,140 | 903 |
Канада | 1,240 | 483 |
Австралия | 880 | 968 |
Корея | 349 | 330 |
Япония | 336 | 366 |
Новая Зеландия | 320 | 325 |
Имя | Елизавета |
Возраст | 25 |
Страна | Китай, г. Тяньцзинь |
Название учебного заведения, программа обучения | Nankai University, магистратура. |
Специальность | Базовая психология. |
Срок обучения | 2 года. |
Причины выбора учебного заведения и языка обучения | Язык обучения – китайский; причина выбора учебного заведения: изучение китайского языка на программе бакалавриата в Челябинском государственном университете; желание получения опыта жизни и учебы за рубежом. |
Трудности, с которыми вы столкнулись при обучении за рубежом | Различия в менталитете, недостаточный уровень владения китайским языком для обучения в магистратуре (в связи с чем большое количество времени потребовалось для работы с литературой на китайском языке), финансовые трудности, психологические трудности из-за проживания за границей, неоправданные ожидания в отношении уровня образования. |
Как студент/выпускник преодолел трудности | Друзья помогали справиться с психологическими трудностями (а именно с желанием уехать домой), а так же периодически оказывали финансовую поддержку. |
Рекомендации будущим студентам | Владеть китайским языком на достаточном уровне до начала обучающей программы, подготовиться финансово и психологически, быть готовым самостоятельно решать задачи, учиться выходить из «зоны комфорта». |
Имя | Екатерина |
Возраст | 27 |
Страна | Китай, г. Тяньцзинь |
Название учебного заведения, программа обучения | Nankai University, языковые курсы |
Специальность | Китайский язык. |
Срок обучения | 5 месяцев. |
Причины выбора учебного заведения и языка обучения | Язык обучения – китайский; причина выбора учебного заведения: повышение уровня владения китайским языком, желание получения опыта жизни и учебы за рубежом. |
Трудности, с которыми вы столкнулись при обучении за рубежом | Отсутствие знакомых и друзей в Китае, которые могли бы помочь; недостаточный уровень владения китайским языком для решения бытовых вопросов (заселение в общежитие, коммуникация с преподавателями). |
Как студент/выпускник преодолел трудности | Новые знакомства с иностранными и русскоговорящими студентами, повышение уровня владения разговорным китайским языком. |
Рекомендации будущим студентам | Владеть китайским языком на достаточном уровне до начала обучающей программы, заблаговременный поиск однокурсников или одногруппников. Чем больше знакомств за границей – тем лучше. Записывать номера всех, с кем знакомитесь. |
Имя | Анастасия |
Возраст | 27 |
Страна | Китай, г. Тяньцзинь |
Название учебного заведения, программа обучения | Nankai University, языковые курсы, магистратура. |
Специальность | Китайский язык. |
Срок обучения | 4 года. |
Причины выбора учебного заведения и языка обучения | Язык обучения – китайский; причина выбора учебного заведения: повышение уровня владения китайским языком, желание получения опыта жизни и учебы за рубежом. |
Трудности, с которыми вы столкнулись при обучении за рубежом | Различия в менталитете, изучение предметов на китайском языке. |
Как студент/выпускник преодолел трудности | Анастасия старалась принять тот факт, что жители Китая имеют отличный от российского гражданина менталитет. |
Рекомендации будущим студентам | Учить китайский язык, сдавать международные экзамены, тщательно продумать возможные варианты обучения в других странах. |
Имя | Лилия |
Возраст | 23 |
Страна | Великобритания, г. Лондон. |
Название учебного заведения, программа обучения | INTO City University London (подготовительный год), Queen Mary University of London (бакалавриат), Cass Business School (магистратура). |
Специальность | Бизнес, экономика, бухгалтерия. |
Срок обучения | 5 лет. |
Причины выбора учебного заведения и языка обучения | Язык обучения – английский; причина выбора учебного заведения: повышение уровня владения английским языком, желание получения опыта жизни и учебы за рубежом. |
Трудности, с которыми вы столкнулись при обучении за рубежом | Необходимость сдачи международного экзамена по английскому языку IELTS для поступления в университет, финансовые трудности. Обучение в университете велось на академическом английском, в связи с чем была необходимость изучения большого количества новых слов, работа с большим количеством информации, физическая и психологическая усталость. |
Как студент/выпускник преодолел трудности | Лилия записывала новые слова, старалась повысить уровень владения английским языком. Психологическая поддержка друзей и родителей. |
Рекомендации будущим студентам | Владеть английским языком на достаточном уровне до начала обучающей программы, развивать навыки работы с информацией, учиться работать в команде. |
Имя | Эвелина |
Возраст | 24 |
Страна | Великобритания, Кэмбридж. |
Название учебного заведения, программа обучения | Сambridge University, бакалавриат. |
Специальность | Физика. |
Срок обучения | 4 года. |
Причины выбора учебного заведения и языка обучения | Язык обучения – английский; причина выбора учебного заведения: повышение уровня владения английским языком, желание получения опыта жизни и учебы за рубежом, желание достичь невозможного. |
Трудности, с которыми вы столкнулись при обучении за рубежом | Психологическая усталость, необходимость готовиться к сложным экзаменам, изучение большого количества информации на английском языке. |
Как студент/выпускник преодолел трудности | Внутренняя мотивация, желание достичь своих целей, сдать экзамены на высокие баллы. |
Рекомендации будущим студентам | Закончить школу по программе экстерната, использовать все возможности для самообразования, составлять расписание согласно тайм-менеджменту, предусматривать время для отдыха, ставить цели и достигать их. |
Имя | Ирина |
Возраст | 24 |
Страна | Великобритания, г. Лидс. |
Название учебного заведения, программа обучения | Leeds University Colledge. |
Специальность | Математика |
Срок обучения | 2 года. |
Причины выбора учебного заведения и языка обучения | Желание обучиться бесплатно в Англии, повысить уровень знания языка, расширить кругозор, коммуницировать с носителями английского языка, познакомиться со студентами из других стран. |
Трудности, с которыми вы столкнулись при обучении за рубежом | Жизнь вдали от дома, недостаточно высокое знание математики. |
Как студент/выпускник преодолел трудности | Психологическая поддержка семьи и друзей, дополнительные занятия по математике. |
Рекомендации будущим студентам | Владение английским языком на достаточном уровне, изучение информации об учебе за границей, использование переведенного и заверенного российского документа об образовании (аттестата, диплома) для учебы за рубежом. |
Имя | Злата |
Возраст | 25 |
Страна | Великобритания, г.Лондон |
Название учебного заведения, программа обучения | Cass Business School (бакалавриат), Parsons School of Design (магистратура). |
Специальность | Экономика. |
Срок обучения | 6 лет. |
Причины выбора учебного заведения и языка обучения | Язык обучения – английский. Желание разговаривать на английском языке на уровне носителя, получение опыта жизни и обучения за рубежом. |
Трудности, с которыми вы столкнулись при обучении за рубежом | Необходимость прохождения дополнительного года обучения перед поступлением в университет. |
Как студент/выпускник преодолел трудности | Злата выбрала себе подходящую программу для прохождения обучения по дополнительной программе. |
Рекомендации будущим студентам | Изучать английский язык и сдать экзамен IELTS на высокий балл, расширять кругозор, изучать информацию о стране, обучающих программах, университетах. Использовать информацию из обучающих видео для повышения уровня знания языка. |
Имя | Екатерина |
Возраст | 23 |
Страна | Великобритания, г.Лондон |
Название учебного заведения, программа обучения | Goldsmith University of London. |
Специальность | Менеджер креативных проектов. |
Срок обучения | 5 лет. |
Причины выбора учебного заведения и языка обучения | Язык обучения – английский. Желание получения опыта жизни и обучения за рубежом. |
Трудности, с которыми вы столкнулись при обучении за рубежом | Самостоятельный поиск информации об учебных заведениях, необходимость сбора пакета документов. |
Как студент/выпускник преодолел трудности | Екатерина искала всю необходимую информацию в интернете и обратилась к специалистам для помощи в переводе документов на английский язык. |
Рекомендации будущим студентам | Изучать английский язык, расширять кругозор, изучать информацию о стране, обучающих программах, университетах. Учиться работать с инормацией. Использовать информацию из обучающих видео для повышения уровня знания языка. Поступать в колледж в Англии после окончания 9 классов в российской школе для того, чтобы лучше понять систему британского образования и адаптироваться к учебе в университете. |
Имя | Дарья |
Возраст | 23 |
Страна | Германия, г.Берлин |
Название учебного заведения, программа обучения | Studienkolleg Universitat Mainz, колледж. |
Специальность | Немецкий язык. |
Срок обучения | 2 года. |
Причины выбора учебного заведения и языка обучения | Желание получения опыта жизни и учебы за границей. Язык обучения – немецкий, |
Трудности, с которыми вы столкнулись при обучении за рубежом | Необходимость оплачивать семестровые сборы даже при обучении на бесплатной программе, финансовые трудности, необходимость повышения уровня знания немецкого языка. |
Как студент/выпускник преодолел трудности | Финансовая поддержка родителей, дополнительные занятия по немецкому языку. |
Рекомендации будущим студентам | Подробно изучить информацию о стране, университетах и системе образования. Российский аттестат о полном среднем образовании не подходит для поступления в университеты и высшие школы Германии, в связи с чем сначала необходимо закончить два курса в российском университете, а затем поступать в Высшие Учебные Заведения Германии или пройти специальные подготовительные программы. Наличие сертификата о знании немецкого языка. |
Имя | Татьяна |
Возраст | 25 |
Страна | Испания, г. Мадрид. |
Название учебного заведения, программа обучения | Universidad Carlos III de Madrid (Университет Карла Третьего), языковые курсы |
Специальность | Испанский язык. |
Срок обучения | 1 год. |
Причины выбора учебного заведения и языка обучения | язык обучения – испанский; |
Трудности, с которыми вы столкнулись при обучении за рубежом | Необходимость самостоятельного поиска информации, касающейся поступления в университет и обучения. Необходимость сбора необходимого пакета документов. |
Как студент/выпускник преодолел трудности | Татьяна обратилась к специалистам для получения помощи в подготовке документов и получения визы. |
Рекомендации будущим студентам | Использовать мобильные приложения, учебники, обучающие видео для изучения языка. Обратиться к специалистам для помощи в сборе необходимых документов и написании мотивационного письма. |
Электронные ресурсы:
(Дата обращения: 13.02.2022).
Горячо - холодно
Мороз и заяц
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Фокус-покус! Раз, два,три!