Конкурсные материалы на региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских проектов "Без срока давности"
Национальная гимназия искусств
колледжа культуры и искусств имени И.С. Палантая
Паспорт исследовательского проекта
Тема: Узники концлагерей
Великой Отечественной войны
1941-1945 гг.
Выполнил Аписаров Юрий,
ученик 8б класса.
Руководитель проекта Орлова Тамара Михайловна,
воспитатель
Национальной гимназии искусств
колледжа культуры и искусств
имени И.С. Палантая.
Актуальность
Со дня окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. прошло уже 78 лет. Чествуя оставшихся в живых ветеранов этой ужасной войны, вспоминая с благодарностью их ратные и трудовые подвиги, мы обязательно вспоминаем и тех, кто был насильственно угнан на принудительные работы в Германию, тех, кто, оказавшись на оккупированной территории или в плену, все ужасы и тяготы войны познали в концентрационных лагерях нацистов.
…Летят годы. Из памяти стираются события тех, уже далёких 40-х годов XX столетия, которые выпали на судьбы людей, переживших полное бесправие, каждодневное унижение и страх за свою жизнь.
Тема концлагерей до конца не изучена. Многие считают, что концлагеря возникли во времена фашистской Германии, но они появились задолго до прихода Гитлера к власти. Фашистская Германия ужесточила содержание пленных и расширила границы концлагерей. Концлагеря делились на мужские, женские, детские.
Изучая данную тему, я отдаю дань памяти всем тем, кто погиб в застенках концентрационных лагерей.
Актуальность темы обусловлена тем, что с каждым годом становится всё меньше участников Великой Отечественной войны, свидетелей политики геноцида фашистов. Люди начинают забывать тех, кто спас нашу страну от фашистской Германии. Нам мало известно о тех, кто побывал в фашистских концлагерях. Огромное количество наших бабушек и дедушек было зверски убито за пределами нашей Родины, в германских концлагерях. Действительно, сами цифры уничтоженных мужчин, женщин и детей поражают многих до сих пор. Ведь счёт шёл не на сотни, не на тысячи, а на миллионы людских жизней. Мало, кто смог выжить в нечеловеческих условиях.
Знания молодого поколения о трагедии бывших узников очень краткие и поверхностные, поэтому я решил исследовать эту тему. Мы должны оставить в назидание потомкам уроки мужества и стойкости тех, кто побывал в застенках нацистских лагерей.
Цель проекта – изучение истории концентрационных лагерей нацистской Германии и условий содержания в них узников, воспитание у подрастающего поколения активной гражданской позиции и ненависти к фашизму, который в настоящее время распространяется в странах Запада и на территории Украины.
Задачи:
Гипотеза – если уроки нацистской политики усвоить сегодня, то в будущем это поможет избежать применения методов человекоубийства для решения различных проблем.
Объект исследования – немецкие концентрационные лагеря и их узники.
Предмет исследования – условия содержания узников концлагерей, тюрем и других мест принудительного содержания.
Глава 1.
Концентрационный лагерь – специально оборудованный центр массового принудительного заключения и содержания военнопленных различных войн и конфликтов; политических заключённых при некоторых диктаторских и тоталитарных режимах правления. [1]
С приходом в Германии к власти нацистов были созданы первые концентрационные лагеря для изоляции лиц, подозреваемых в оппозиции фашистскому режиму. Но с началом военных действий они превратились в гигантскую машину подавления и уничтожения миллионов людей разных национальностей, представителей так называемых «низших», по их словам, и как они думали о всех славянских группах населения, в частности, в европейских странах, захваченных нацистами и находившихся в оккупации.
Концлагеря, гетто, другие места принудительного содержания, созданные фашистами и их союзниками, находились на территориях разных стран.
Газовые камеры, душегубки и крематории были главными элементами этих лагерей. В фашистском концлагере узник идентифицировался по отличительному знаку на одежде – цветному треугольнику на левой стороне груди (или спине) и правом колене – так определялась группа, к которой относился заключенный (политические, «неблагонадежные», уголовники и т.д.) и порядковому номеру. Евреи носили помимо обычного треугольника еще и жёлтый, кроме этого – шестиконечную «звезду Давида». В некоторых концентрационных лагерях практиковалась татуировка номера узника на его руке. [2]
В лагере широко практиковались медицинские эксперименты и опыты. Изучались действия химических веществ на человеческий организм. Испытывались новейшие фармацевтические препараты. Заключённых искусственно заражали малярией, гепатитом и другими опасными заболеваниями в качестве эксперимента. Нацистские врачи тренировались в проведении хирургических операций на здоровых людях. Условия содержания в концлагерях хотя и имели свои особенности, в целом, отличались жестокостью и бесчеловечностью содержания.
В концлагерях фашисты «…морили людей голодом. Убивали туберкулезом. Душили в серных бетонных камерах. Душили циклоном. Отравляли хлором. Через стеклянный глазок смотрели, как корчатся умирающие. Жгли на кострах. Жгли в старом крематории. Пропускали поодиночке через узкие двери. Оглушали ударами железной палки. Тащили в печь. Живых и мертвых. Смотрели через синий глазок, как съёживаются и обугливаются люди. Убивали поодиночке. Убивали партиями. Уничтожали целыми транспортами. Сразу восемнадцать тысяч человек. Разом тридцать тысяч человек…» [3]
В фашистских концлагерях содержалось более 20 миллионов человек из 30 стран мира. Среди них около 2 миллионов детей.
Глава 2.
Большинство заключённых концентрационных лагерей должны были стать основой процветания новой европейской «расы господ»: вся теория, идеология и экономика Третьего рейха строились на использовании бесплатной рабочей силы во благо немцев. Однако, мириться с новой реальностью готовы были не все: начиная с 1941 года охрана лагерей с разной степенью успешности пыталась пресекать одиночные и групповые попытки побега заключённых.
На территории Польши были построены три объекта особого назначения: Белжец, Собибор и Треблинка. На объектах этого типа уничтожение заключённых проводилось по «ускоренной» схеме – 24 часа в сутки сразу после прибытия заключённых.
Восстание в лагере смерти Собибор – это уникальный случай в истории: единственный удавшийся массовый побег именно во время войны.
Осенью 1943 года в Собибор в составе группы советских военнопленных прибыл Александр Печерский – офицер-красноармеец, действия которого нанесут непоправимый ущерб всей системе немецких фабрик смерти. В Собиборе Печёрский познакомился с другим заключёнными, которых волею судеб уберегло от неминуемой смерти. Через несколько дней узники лагеря Собибор приступили к разработке плана побега.
Первая часть плана включала в себя установление личных контактов с лагерной охраной. Каждый охранник изучался в отдельности – повадки, привычки, размер обуви и количество сигарет, выкуренных за день, – всё тщательно запоминалось и обсуждалось среди заговорщиков. Результатом «разработки» охранников лагеря стало разрешение на относительно свободное передвижение части заключённых, занятых на хозяйственных работах.
14 октября 1943 года вошедшие в доверие к нацистам заключённые начали приводить план в исполнение. В мастерских, производственных помещениях, на складах с помощью отвёрток, гвоздей, молотков и металлических штырей с интервалом в несколько минут были уничтожены 11 охранников.
План побега, разработанный Александром Печерским и другими заключёнными всего за три недели, был практически реализован. Однако в решающий момент все пошло не так: в суматохе не удалось вскрыть оружейную комнату, где хранились винтовки, пулемёты и большое количество боеприпасов, с помощью которых приговорённые к смерти пленные должны были вырваться на свободу.
Нескольких единиц захваченного оружия на серьёзный прорыв уже не хватало – охранники с других участков лагеря быстро поняли, что заключённые пошли на прорыв и начали стрелять на поражение.
Почти все бежавшие из Собибора красноармейцы примкнули к партизанским отрядам, уничтожавшим противника на территории Белоруссии. Лидер восстания Александр Печерский вместе с несколькими бойцами вошел в состав партизанского отряда имени Щорса, в котором до освобождения Белоруссии и соединения партизанских отрядов с Красной армией воевал подрывником. В 2016 году он был награжден Орденом Мужества указом президента Владимира Путина.[4]
Глава 3.
Мир до сих пор содрогается, вспоминая об ужасах войны с фашистами. Тяжкие испытания, выпавшие на долю взрослых, прошедших застенки концлагерей, не обошли стороной и детей. Самые страшные их детские воспоминания связаны с 1941-1943 годами, когда фашисты бесчинствовали на оккупированных территориях: расстреливали мирное население, сжигали в собственных домах и сараях, сгоняли на принудительные работы. Детей увозили вместе с родителями – кого в концентрационные лагеря, кого на принудительные работы в Прибалтику, Польшу, Германию или Австрию.
Фашисты пригоняли в концлагеря тысячи детей. Оторванные от родителей, испытывая все ужасы концлагерей, большинство из них погибло в газовых камерах. Это были еврейские дети, дети расстрелянных партизан, дети убитых советских партийных и государственных работников.
Но, например, антифашистам концлагеря Бухенвальд удалось поместить многих детей в отдельном бараке. Солидарность взрослых защищала детей от самых ужасных издевательств, чинившихся бандитами-эсэсовцами, и от отправки на ликвидацию. Благодаря этому 904 ребенка смогли выжить в концлагере Бухенвальд.
Дети оказались самыми незащищенными среди тех, кому пришлось жить на оккупированной территории. Много было жертв в ходе военных действий, во время бомбежек и артиллерийских обстрелов. Сотни тысяч детей с матерями или без них оказались в концентрационных лагерях и в гетто.
Детский труд нещадно эксплуатировали на военных объектах третьего рейха, на секретных заводах и полигонах, их использовали для проведения бесчеловечных медицинских экспериментов, брали кровь на нужды Восточного фронта.
Особенно страдали дети более старшего возраста, которые еще помнили прежнюю жизнь на родине. Уже с двенадцати лет девочек посылали работать на производство. От непосильного труда большинство из них заболевали туберкулезом и многие умирали. Товарищи пытались устроить этих девочек на более легкую работу, но это не всегда удавалось. Если видели, что девочка слишком слаба для работы на производстве, взрослые узники уменьшали её возраст.
Мальчиков еще до исполнения им двенадцати лет безжалостно отрывали от матерей и посылали на работу в мужской лагерь. [5]
Концлагерь «Саласпилс» являлся местом заключения детей, которых здесь использовали для того, чтобы обеспечивать их кровью раненых немецких солдат. После проведения процедуры изъятия крови, большинство малолетних заключённых очень быстро умирали. Их содержали в отдельных бараках и лишали даже минимального ухода. Но не холод и ужасные условия были главной причиной гибели детей, а проведение экспериментов, для которых их использовали в роли подопытных.
Заключение.
Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало примерно 1650 концлагерей. За годы Второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них 5 миллионов - граждане Советского Союза. Эта система работала в двадцатом веке, после всех тех произведений, где говорилось о гуманизме, просвещении, новой эре. Но кто мог знать, куда мы скатимся в 21 веке?! Сегодня во время проведения специальной военной операции Вооружённых сил Российской Федерации на Украине, основной целью которой является денацификация, мы понимаем, что ростки неонацизма нужно подавлять в зародыше, чтобы они не расцвели, чтобы никогда не повторилось то, что пережили люди во время Второй мировой войны и Великой Отечественной войны.
Судьбы узников концлагерей очень поучительны для нас и сегодня. Они учат нас целеустремлённости, настойчивости, трудолюбию. Это поколение восхищает своей стойкостью духа. А эти страницы истории взывают нас делать всё возможное, чтобы люди никогда больше не испытывали всех ужасов фашизма.
[1] http://ru.wikipedia.org/wiki/Концентрационный_лагерь
[2] https://lib.uni-dubna.ru/biblweb/vov/pdf/%D1%8D%D1%85%D0%BE%20%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%8B.pdf
[3] https://studbooks.net/608664/istoriya/ponyatie_kontsentratsionnyy_lager_funktsii
[4] https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/nepokorennye-sobibora-vosstanie-v-lagere-smerti/
[5] https://hist.bobrodobro.ru/7111
Растрёпанный воробей
Какая бывает зима
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Про пингвинов
Барсучья кладовая. Александр Барков