Артикуляционные упражнения для подвижности язычка
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_artikulyatsionnoy_gimnastiki_dlya_detey_6-7_let.docx | 492.95 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Кобыльской детский сад «Гёздышко2»
КАРТОТЕКА
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Для детей 6-7 лет.
Подготовила:
Учитель-логопед:
Алтухова Оксана Алексеевна
2024г
Цель: коррекция речи, развитие артикуляционного аппарата, развитие певческих навыков, звукообразования.
Рекомендации
1.«Улыбка»
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность. | |
Широка Нева-река, И улыбка широка. Зубки все мои видны – От краев и до десны. | |
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 5 до 10сек. |
2.«Хоботок»
Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность. | |
Я слегка прикрою рот, Губы – «хоботом» вперед. Далеко я их тяну, Как при долгом звуке: у-у-у. | |
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10. |
3.«Домик открывается»
Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении. | |
Ротик широко открыт, Язычок спокойно спит. | |
Описание: Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. |
4. Чередование «Хоботок» - «Улыбка» -
«Домик открывается».
Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание. | |
Улыбается ребенок, Хобот вытянул слоненок. Вот зевает бегемот, Широко открыв свой рот. | |
Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет. |
5. «Любопытный язычок»
Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность. | |
Вот и вышел на порог Любопытный язычок. «Что он скачет взад-вперед?» - Удивляется народ. | |
Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз. |
6.«Лягушка»
Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. | |
Ниже нижнюю губу Опущу я, как смогу. | |
Описание: Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз. |
7. «Зайчик»
Цель: отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ. | |
Губку верхнюю подняв, Замер зайчик, зубки сжав. | |
Описание: Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз. |
8. «Окошко»
Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ. | |
Рот прикрою я немножко, Губы сделаю «окошком». Зубки рядышком стоят И в окошечко глядят. | |
Описание: Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд. |
9. «Язык здоровается с подбородком»
Цель: отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки (при ее укорочении). | |
Просыпается язык – Долго спать он не привык. И спросил у подбородка: - Эй, какая там погодка? | |
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз. |
10. «Язык здоровается с верхней губой»
Цель: отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связке (уздечки), если она укорочена. | |
Улыбнись, не будь груба, Здравствуй, верхняя губа! | |
Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот. |
11. «Обезьянка»
Цель: отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. | |
За нижнюю губку заложен язык – Из зеркала смотрит мартышкин двойник. | |
Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд. |
12. «Бульдог»
Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. | |
За верхнюю губку заложен язык – Бульдог уступать никому не привык. | |
Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд. |
13 «Прятки» (чередование «Обезьянка» - «Бульдог»)
Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ – верх). | |
Обезьянка и бульдог – Всем покажет язычок. |
|
Описание: Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог». |
14. «Хомячок»
Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек. | |
Языком давить стараюсь, В щеку сильно упираюсь. Раздалась моя щека, Как мешок у хомяка. | |
Описание: Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд. |
15. «Кружок»
Цель: развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек. | |
Мой язык совсем не глуп – Ходит кругом возле губ. | |
Описание: Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6 кругов в одну и другую сторону. |
16. Чередование «Толстячки - худышки»
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений. | |
Вот толстяк – надуты щеки И, наверно, руки в боки. Вот худышка – щеки впали: Видно, есть ему не дали. | |
Описание: Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд. |
17. «Шарики» (поочерёдное надувание щёк)
Цель: укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться. | |
Шарик слева, шарик справа, Есть у нас одна забава: В щеки дуем – чередуем, То в одну, а то в другую. | |
Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую. |
18. «Самовар»
Цель: укреплять мускулатуру губ и щек. | |
Щеки надую и выпущу пар, И запыхчу, как большой самовар. | |
Описание: Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося «Пых!». |
19. «Шлёпаем губами по языку»
Цель: расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким. | |
А теперь уж не зубами – Я пошлепаю губами: «У быка губа тупа, Па-па-па, па-па-па». | |
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения:
|
20. «Чашечка»
Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка. | |
Улыбаюсь, рот открыт: Там язык уже стоит. К зубкам подняты края – Вот и «чашечка» моя. | |
Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. |
21. «Вкусное варенье»
Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка. | |
Как будто варенье лежит на губе – Слижу его «чашечкой» в ротик себе. | |
Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку». |
22. «Покусаем язычок»
Цель: добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости). | |
Выдвигай свой язык, Чтоб лениться не привык. И от кончика до корня Я кусаю все проворней. | |
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык. Варианты: 1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку выполнять задания. |
23.«Кусаем боковые края языка»
Цель: преодолевать спастичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка), способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам. | |
«Горкой» выгну язычок, Пожую ему бочок: Левый, правый, оба сразу Я жую как по заказу. | |
Описание: Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя положения языка, покусать его края боковыми зубами 10 – 15 раз. |
24.«Чистим зубы снаружи»
Цель: отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка. | |
Зубки верхние снаружи Нам почистить очень нужно. Зубки нижние – не хуже, Тоже чистки просят дружно. | |
Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов. |
25.«Загоним мяч в ворота»
Цель: научиться выпускать длительную направленную воздушную струю. | |
Щек своих не надуваю, Мяч в ворота загоняю. | |
Описание: Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям. |
26.«Лопаточка»
Цель: вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе. | |
Поперек улыбки лег – Отдыхает язычок. | |
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10. |
27.«Дуем на лопаточку»
Цель: вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе. | |
Дую, дую на «лопатку», Чтоб была широкой, гладкой. | |
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка. |
Любили тебя без особых причин...
Юрий Алексеевич Гагарин
Зимний лес в вашем доме
Как Снегурочке раскатать тесто?
Цветение вишни в лунную ночь