Влияние средств и методов физической культуры в рамках общего образование на гармоничное развитие личности обучающихся
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_fk_na_razvitie_lichnosti_lagutko_k.a.docx | 31.04 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 42 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
140011, Московская обл., тел. 8-495-559-26-45
__________________________________________________________________
Научно-практическая конференция «Этот многоликий мир»
Доклад
На тему:
«ВАЖНОСТЬ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»
Исполнители:
Ученицы МОУ лицея № 42
Лагутко К.А., Суворова А.С.
Руководитель:
Фисенко М.А.
2020 г.
ВВЕДЕНИЕ
Никогда ещё проблема низкой двигательной активности дeтeй и пoдpocткoв нe cтoялa тaк ocтpo, кaк ceгoдня. Этo oбycлoвлeнo мнoгими фaктopaми, нe пocлeднee мecтo cpeди кoтopыx зaнимaeт вceoбщaя yвлeчeннocть шкoльникoв кoмпьютepными игpaми и oбщeниeм в coциaльныx ceтяx. Bpeмя, кoтopoe poдитeли coвpeмeнныx дeтeй пpoвoдили в пoдвижныx игpax, нынeшнee пoдpacтaющee пoкoлeниe пpocиживaeт зa кoмпьютepoм. Дeфицит двигaтeльнoй aктивнocти пpи этoм тaк вeлик, чтo 2-3 ypoкa физкyльтypы в нeдeлю мoгyт пoкaзaтьcя кaплeй в мope, нe cпocoбнoй пoвлиять нa физичecкoe paзвитиe шкoльникoв. A ecли eщe вcпoмнить yчacтившиecя тpaгичecкиe cлyчaи пpи cдaчe нopмaтивoв, тo вoзникaeт вoпpoc: для чeгo нyжнa физкyльтypa в шкoлe? Moжeт, этoт пpeдмeт лyчшe вooбщe иcключить из шкoльнoй пpoгpaммы?
Актуальность темы обусловлена тем, что в современном мире физическая культура и спорт занимает одно из основных сфер жизни человека. Следовательно, необходимо проанализировать формирование спортивного характера, который включает в себя морально-волевые качества человека и предопределяет гармоничное развитие личности. В педагогике ключевая роль отведена воспитанию. Воспитание рассматривается в общем формировании личности. В той области, в которой человек поддается воспитанию, называется управляемой, здесь и проявляется воспитание. Воспитание – это процесс, который целенаправленно формирует личность. Гармоничное, социально активное и равномерное развитие личности не может произойти без физической культуры и спорта. Только с учетом всех аспектов жизни человека, возможно воспитать личность с такими качествами, как: коммуникативность, воля, выдержка, настойчивость, трудолюбие и тд.
Спорт и физическая культура способствует формированию целого ряда необходимых качеств человеческой личности: смелости и решительности, настойчивости и упорства в достижении цели, доброжелательности, уважение к соперникам, эстетических чувств красоты и гармонии и др. У человека, занимающегося спортом, формируется чувство собственного достоинства, создаются условия для самоутверждения.
Спорт (в широком понимании) представляет собой собственно соревновательную деятельность, процесс специальной подготовки к достижениям в ней, а также специфические межчеловеческие отношения, поведенческие нормы и достижения в сфере этой деятельности.
По мнению Л.П. Матвеева, в таком широком понимании спорт представляется весьма сложным многофункциональным и многообразным явлением социальной реальности, занимающим незаурядное место в физической и духовной культуре общества.
Физическая культура и спорт, как и другие научные области, имеют свои определения, которые позволяют понять данные термины. Понятия и определения необходимы для обучения и усвоения информации.
Хорошо раскрывает определение физической культуры Федеральный закон «О физической культуре и спорте». Данный закон включает в себя такие понятия, как:
Спорт – это часть физической культуры, а также область социально-культурной деятельности;
Спортивная дисциплина – это составная часть спорта, которая имеет свои индивидуальные черты. И включает в себя от одного до нескольких программ спортивных соревнований;
Спортивное соревнование – состязание целых команд или отдельных спортсменов разных видов спортивной деятельности. Целью соревнований является выявление лучшего (победителя) участника;
Спортсмен – это лицо, которое занимается, выбранным им видом спорта и участвует в соревнованиях;
Физическое воспитание – это деятельность, направленная на формирование личности человека, его характера, его знаний в области спорта, а также для общего развития и поддержания физического здоровья человека;
Физическая культура – это составляющая часть общей культуры, которая включает в себя набор различных норм, ценностей, а также знаний, которые создаются для развития физических и интеллектуальных способностей человека.
Физическая подготовка - это деятельность, нацеленная на улучшение физических качеств и способностей спортсмена с учетом вида спорта, которым он занимается и его навыков.[8]
В современном мире физическая культура и спорт – это больше, чем просто физическая активность, спортивные игры и спортивные соревнования. В годы холодной войны спорт являлся политическим оружием. Победы в различных соревнованиях, чемпионатах мира, Олимпийских играх, и даже простых товарищеских матчах приравнивались к победе не над противником, то есть не над командой или отдельным спортсменом, а над целой страной. А поражения расценивались, как проигрыш на войне.
Следовательно, физическая культура и спорт не только поддерживает работоспособность и конкурентоспособность человека на рынке труда, но и рассматривается, как политический инструмент. Крупные спортивные мероприятия такие, как: Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы развивают производственную и социальную отрасль (развитие логистики; строительство парков, гостиниц, спортивных объектов; создание дополнительных рабочих мест).
Физическая культура служит одним из эффективнейших средств всестороннего гармонического развития личности, действенным социальным фактором продвижения человека по пути физического совершенствования. В последнее десятилетие роль и значение физической культуры в обществе значительно возросли. Значительно усилилось внимание государства и власти к физической культуре и спорту. Какие аргументы можно привести, говоря об усилении внимания государства и власти к физической культуре и спорту?
Создан Совет при Президенте РФ по физической культуре и спорту с многочисленными комиссиями, который займется разработкой государственной стратегии и ее последующей реализацией. Увеличено бюджетное финансирование физической культуры и спорта. Налаживаются деловые отношения между представителями бизнеса и спортивных организаций при непосредственном активном участии государства. Задача государства – создание благоприятного климата для привлечения в спорт частных инвестиций.
Продолжается формирование полноценной инфраструктуры (строительство и реконструкция спортивных сооружений, центров подготовки, олимпийских баз), необходимой для массовых занятий и развития спорта высших достижений.
Большую активность проявляют региональные руководители (губернаторы и мэры городов) по развитию физической культуры и спорта в своих регионах. Многие вопросы регулирования и финансирования массового спорта переходят в зону ответственности именно региональных властей.
Серьезное внимание начинает уделяться детскому спорту, при правильном развитии которого закладываются основы и для формирования здорового образа жизни, и для подготовки спортсменов высокого класса.
Физическую культуру как систему рассматривают с трех сторон – это деятельностная, предметно-ценностная и результативная стороны.
Деятельностная сторона включает целесообразную двигательную активность человека в виде различных форм физических действий, направленную на формирование нужных в жизни двигательных умений и навыков, развитие жизненно важных физических способностей, оптимизацию здоровья и работоспособности.
Предметно-ценностная сторона представлена духовными и материальными ценностями, созданными в процессе развития общества для обеспечения необходимой эффективности физкультурной деятельности. К духовным ценностям относятся многочисленные знания (педагогические, социологические, естественно-научные) и достижения. К материальным ценностям относятся созданные для обеспечения занятий физической культурой различные сооружения, оборудование и инвентарь, спортивная одежда и др.
Результативная сторона характеризуется совокупностью достигнутых полезных результатов, которые выражаются в освоении человеком ценностей физической культуры, в приобретенной на ее основе физической подготовленности, повышенной дееспособности и улучшении здоровья. Результаты этой деятельности воплощаются в самом человеке в форме его знаний, навыков и привычек, социальных качеств и потребностей.
Различают специфические и общие функции физической культуры. Специфические функции физической культуры отражают особенности, характерные свойства, которые отсутствуют у других явлений культуры. Общие функции свойственны как культуре общества в целом, так и физической культуре, так как последняя является частью культуры общества, тесно связана с другими ее сторонами.
Специфические функции отражают сущность физической культуры, основой которой является двигательная деятельность. Специфические функции выражают социальное бытие физической культуры как общественного явления, ее способность удовлетворять запросы общества в области физического воспитания в широком смысле слова. Выделяют четыре группы функций (по признакам общности их проявления):
1. Общее развитие и укрепление организма.
2. Подготовка к трудовой деятельности и защите Родины.
3. Удовлетворение потребностей в активном отдыхе и рациональном использовании внерабочего времени.
4. Раскрытие волевых, физических качеств и двигательных возможностей человека на предельных уровнях.
Специфические образовательные функции. В системе образования и воспитания эта функция выражена наиболее ярко. Так в вузах она является одной из основных. Студенты на занятиях овладевают знаниями, умениями и навыками, приобщаются к регулярным занятиям физическими упражнениями, осваивают методическую подготовку. Образовательная функция реализуется в квалификационных характеристиках выпускников высших учебных заведений. Немаловажную роль эта функция имеет в спорте и особенно в детско-юношеском возрасте, в том числе и в спортивной работе. Формирование жизненно-важных двигательных умений и навыков (образование, физическая культура), освоение и совершенствование технических действий (спорт), формирование прикладных умений и навыков (профессионально-прикладная физическая культура) и т.п. составляют содержание физического образования.
Использование физической культуры в системе подготовки человека к конкретной деятельности является делом государственной важности. Существует профессионально-прикладная физическая подготовка. Она включает в себя не только знания, умения и навыки, составляющие предмет будущей профессиональной деятельности, но и умения и навыки, способствующие освоению профессий, формирование которых необходимо для развития профессионально важных способностей.
Спортивные функции. Наиболее ярко эти функции выражены в сфере спорта высших достижений, где они проявляются в том, что физическая культура служит фактором достижения максимальных результатов в реализации физических и связанных с ними возможностей человека.
Рекреативные функции. В основном они ярко выражены в сфере физической культуры, представленной в режиме расширенного отдыха (различные виды туризма, рыболовство, охота, физкультурные и спортивные развлечения). Необходимость физической рекреации обусловлена потребностями производства в средствах восстановления. В обществе эти функции реализуются в спортивной работе, активном отдыхе, туризме и т.д. Двигательная активность в режиме расширенного отдыха позволяет оптимизировать физическое состояние, нивелировать негативное воздействие окружающей среды (шум, вибрация и т.п.), характер самой профессиональной деятельности.
Оздоровительно-реабилитационные функции. Эти функции преимущественно проявляются в системе специальных восстановительных мероприятий при использовании физической культуры в целях лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных вследствие болезней, травм, длительных гиподинамии и гипокинезии. Кроме того, физкультурные оздоровительно-реабилитационные мероприятия имеют большое значение и в системе научной организации труда. Проведение профилактических мероприятий в физкультурно-оздоровительных центрах позволяет устранить стрессовые факторы и негативные последствия, возникающие вследствие физического и психического напряжения на производстве и современных условий жизни.
Общие функции физической культуры. Физическая культура является органической частью общей культуры общества, поэтому ей свойственны социальные функции, которые проявляются в экономической, социально-политической, духовной сферах жизни человека, и, в то же время обнаруживаются в области физической культуры.
Выделяют следующие социальные (общекультурные) функции: эстетические, нормативные, информационные, общевоспитательные функции, а также функции социализации личности и социальной интеграции.
Эстетические функции физической культуры. Физическая культура является одной из сфер деятельности человека, которая в значительной степени оказывает эстетическое воздействие на человека. Используя в своей деятельности физические упражнения, человек познает окружающий мир, прежде всего в сфере движений, совершенствует телосложение, дееспособность по законам красоты, укрепляет физическое и психическое здоровье.
Нормативные функции физической культуры. Физическая культура представляет одну из тех областей деятельности человека, которая формирует у людей представления о возможности человека, о его физическом совершенстве, физической подготовленности и спортивном мастерстве. В процессе использования ценностей физической культуры вырабатываются и закрепляются определенные нормы, имеющие регламентированное оценочное значения. В физическом воспитании это проявляется в нормативных требованиях к физической подготовленности студентов и в Единой Всероссийской спортивной классификации.
Информационные функции физической культуры. В процессе исторического развития физической культуры накапливается и передается из поколения в поколение информация о духовных и материальных ценностях, созданных в области физической культуры. Все эти сведения формируются в систему знаний, на основе которых вырабатываются новые знания, использование которых в практике физической культуры дает рациональные основы для совершенствования природных качеств человека.
Воспитательные функции физической культуры. Физическая культура представляет большие возможности не только для физического воспитания, но и для нравственного, эстетического, патриотического, трудового и других видов воспитания. Притягательная сила физических упражнений, высокие требования к проявлению физических и духовных сил представляет широкие возможности для целенаправленного формирования духовных черт и качеств человека. Существенно, однако, что конечный эффект в достижении воспитательных целей зависит не только от специфических свойств физической культуры, сколько от социальной направленности всей системы воспитания. В то же время воспитательные возможности физической культуры реализуются не сами по себе, а благодаря деятельности воспитателей.
Функции социализации личности. Социализация человека происходит в процессе реализации его потребностей в физическом и духовном развитии. Физическая культура является одной из сфер деятельности, представляющей широкие возможности для вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. Физическая культура дает простор для саморазвития личности, способствует формированию активной жизненной позиции. Особенно это ярко проявляется в физкультурно-оздоровительных праздниках, спортивных соревнованиях. Неоценима ее роль в удовлетворении потребности людей в общении. На этом основана ее важная роль в процессе социализации личности.
Функции социальной интеграции. Физическая культура способствует сближению людей в определенные организации (спортивные команды, клубы, общества и т. п.). Пример: создана общественная организация «Спортивная Россия». Это объединение происходит на основе общности интересов и совместной деятельности. Особенно ярко это проявляется в спорте.
Физическая культура и спорт представляют не только способ улучшения здоровья человека, его физического развития, но и является одним из типов проведения свободного времени. Также физическая активность значительно воздействует на иные формы человеческой жизни: на рабочую деятельность, духовные и умственные качества; на процесс самоанализа и саморазвития, на формирования характера.
Постоянные тренировки и занятия физической культурой предполагают развитие различных умений или навыков, и что не менее важно формируют личностные и психические качества человека. Физические упражнения, спортивные и игровые моменты, а также жизненный опыт, все это факторы формирования нравственных и психических качеств человека.
Человек, занимаясь спортом, укрепляет свой организм, совершенствует свое тело, развивает координацию и начинает лучше владеть своим телом и движениями.
Спорт, безусловно, является одним из главных средств развития двигательных навыков и координаций человека. Но также благодаря спорту человек прогрессирует в ментальном плане, закаляет характер, проявляет волю к победе, даже в самых незначительных делах. В процессе занятий спортом человек учится контролировать себя и свои эмоции, принимать наиболее верные решения в сложных ситуациях и разумно рисковать или не рисковать вовсе. Тренируясь рядом с товарищами, или участвуя в соревнованиях, или турнирах спортсмен помимо спортивной практики, получает опыт человеческого общения и учится понимать коллег.
Так, вследствие чего у людей появляются все те лучшие качества, без которых сложно представить спортсмена: отвага, сила, скорость и способность не опускать руки в сложных ситуациях. Безусловно, благодаря себе самому и тем, кто поддерживает спортсмена. Борьба с постоянным давлением и усталостью из-за частых и тяжелых тренировок, воспитывает в человеке силу воли и характер, а также возможность комфортно чувствовать себя в коллективе.
В каждом виде спорта состязания проходят по определенным правилам. Они влияют не только на ход борьбы в соревнованиях, но и на подготовку спортсмена к ним. Спортсмену приходится работать, как над физическими навыками и их улучшением (например: быстрота, сила, ловкость, выносливость), так и над психологическими качествами. От него требуется проявление характера и воли к победе, конкретные свойства мышления и умения контролировать свои эмоций и не проявлять их в ненужный момент. В ходе подготовки спортсмен должен уметь преодолеть себя, работать в полную силу, даже если он испытывает усталость, именно в этом и проявляется сила характера, которую формируют занятия физической культурой и спортом. Спортсмен ищет вдохновение, чтобы контролировать настрой и справляться со стрессом. Все это он делает сознательно, для того, чтобы одержать победу. Таким образом, человек развивается не только в спорте, но и всесторонне. А это помимо спорта, может пригодиться и в других сферах человеческой жизни.
Специалисты в области спортивной психологии выявили волевые качества, которые необходимы не только для преодоления трудностей в спорте, но и в жизни. Это целеустремленность, решительность, настойчивость, смелость, инициативность, самостоятельность и т.д.
Целеустремленность – это воля к победе, проявляющаяся в достижении конкретных целей и задач. Такого человека определяет умение идти к своей цели, несмотря на то, какие трудности и жизненные ситуации стоят у него на пути. В спорте человек развивает это качество в ходе своих тренировок, когда необходимо сосредоточиться на занятиях. Определенно, для получения хорошего спортивного образования, требуется целеустремленность.
Решительность и смелость – это качество, проявляющееся своевременным и обдуманным действием. Такого человека определяет умение принимать решение в условиях риска и опасности, а также способность брать ответственность за это.
Инициативность и самостоятельность – это черта характера, проявляющиеся в способности принимать решения самостоятельно и отвечать за них. А также, умение абстрагироваться от советов и действий других людей.
Эти психологические качества, улучшающиеся в школьные и студенческие годы во время занятии физической культурой и спортом, могут пригодиться человеку в будущем. Действие спорта намного обширней, чем кажется, ведь во время занятия спортом, происходит развитие необходимых в жизни психических свойств и качеств личности.
Спортивная деятельность, это не только хороший способ, улучшения здоровья, сферой общения и проявления социальной активности, но также благодаря этому человек становится разносторонним и целеустремленным.
Система физической культуры личности содержит в себе три важных составляющих:
- мотивационно ценностные ориентации личности положительная связь к физической культуре во всех этапах жизни и деятельности; структура знаний и убеждений; заложившиеся жизненная необходимость;
- физическая безупречность личности, обозначающая ее физические и психические возможности, как корень динамично преобразующего процесса;
- навыки и умения, достаточные и необходимые для этого;
- физкультурно спортивный процесс, характеризующиеся в большом масштабе физкультурно спортивной деятельности, самообразовании, самосовершенствовании.
Результатами физического идеала и развития человека, доступно определяющего требования жизни являются:
Нравственное воспитание в процессе физического воспитания. Нравственное воспитание представляет собой целенаправленное формирование моральных убеждений, развитие нравственных чувств и выработку навыков и привычек поведения человека в обществе. В общей системе воспитания нравственное воспитание имеет ведущее значение. Задачами нравственного воспитания являются:
1) формирование нравственного сознания (т.е. нравственных понятий, взглядов, суждений, оценок), идейной убежденности и мотивов деятельности (в частности, физкультурной), согласующихся с нормами высокой морали;
2) формирование нравственных чувств (любви к Родине, гуманизма, чувства коллективизма, дружбы, чувства непримиримости к нарушениям нравственных норм и др.);
3) формирование нравственных качеств, привычек соблюдения этических норм, навыков общественно оправданного поведения (уважения к результатам труда и предметам духовной и материальной культуры, уважения к родителям и старшим, честности, скромности, добросовестности и др.);
4) воспитание волевых черт и качеств личности (смелости, решительности, мужества, воли к победе, самообладания и др.).
К средствам нравственного воспитания относят: содержание и организацию учебно-тренировочных занятий, спортивный режим, соревнования (строгое выполнение их правил), деятельность преподавателя (тренера) и др.Методы нравственного воспитания включают в себя:
1) убеждение в форме разъяснения установленных норм поведения, сложившихся традиций;
2) беседы при совершении занимающимися какого-либо проступка;
3) диспуты на этические темы;
4) наглядный пример (прежде всего достойный пример самого педагога, тренера);
5) практические приучения (суть: постоянно, настойчиво упражнять занимающихся в дисциплинированном, культурном поведении, в точном соблюдении спортивных правил, спортивного режима, традиций, пока эти нормы не станут привычными; в перенесении значительных и длительных усилий, каких требуют зачастую тренировочные нагрузки и соревнования);
6) поощрение: одобрение, похвала, объявление благодарности, награждение грамотой и др.;
7) оказание доверия в выполнении обязанностей помощника преподавателя, начисление команде поощрительного очка при подведении итогов соревнований и др.;
8) наказание за совершенный проступок: замечание, выговор, обсуждение на собрании коллектива (спортивной команды), временное исключение из состава команды и др.
Умственное воспитание в процессе физического воспитания. В физическом воспитании представлены широкие возможности для решения задач умственного воспитания. Это обусловлено спецификой физического воспитания, его содержательными и процессуальными основами. Существует двусторонняя связь умственного и физического воспитания.
С одной стороны, физическое воспитание создает лучшие условия для умственной работоспособности и содействует развитию интеллекта; с другой стороны, умственное воспитание повышает эффективность физического воспитания, создавая условия более вдумчивого отношения к нему занимающихся для осознания или сущности решаемых задач и творческих поисков их решения. В содержании умственного воспитания в процессе физического воспитания можно различить две стороны: образовательную и воспитательную. Образовательная сторона заключается в передаче специальных физкультурных знаний. При этом мышление развивается в двух направлениях: как воспроизводящее (репродуктивное) и как продуктивное (творческое). Воспроизводящее мышление заключается в осмысливании занимающимися своих действий после инструктивных указаний преподавателя (например, при обучении сложному движению). Примерами творческого мышления является анализ «эталонной» спортивной техники с целью рационального применения ее к своим индивидуальным особенностям (найти свою индивидуальную технику). Воспитательная сторона умственного воспитания в процессе физического воспитания заключается в развитии таких интеллектуальных качеств, как сообразительность, сосредоточенность, пытливость, быстрота мышления и др.
ВЫВОДЫ
Теория физической культуры исходит из основных положений теории культуры и опирается на ее понятия. В то же время она имеет специфические термины и понятия, которые отражают ее сущность, цели, задачи, содержание, а также средства, методы и руководящие принципы. Главным и наиболее общим является понятие «физическая культура». Как вид культуры она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни (укрепление здоровья, развитие физических способностей и двигательных навыков). В личностном плане физическая культура -- мера и способ всестороннего физического развития человека. Гуманитарная значимость физической культуры предполагает достижение целостности знаний о человеке, понимание значения человеческих ценностей в современном мире, осознание своего места в культуре, развитие культурного самосознания, способностей и возможностей к преобразовательной культурной деятельности. Она проявляется через гармонизацию духовных и физических сил личности, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, телесная культура, повышенная работоспособность, физическое совершенство, хорошее самочувствие и др. Физическая культура направлена на развитие целостной личности, ее способности и готовности полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в построении необходимой социокультурной комфортной среды.
Ценности физической культуры в образовательном процессе необходимо рассматривать как совокупность ценностей объективных форм и субъективных форм физической культуры. Ценностное отношение личности к физической культуре является интеграцией более частных отношений: отношений личности к различным формам и средствам физической культуры и включает аксиологический, интеллектуальный, эмоциональный и деятельностный компоненты.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Н. Гумилёв. Жираф
Проказы старухи-зимы
Загадка Бабы-Яги
А теперь — мультфильм
Что такое музыка?