Проект «Профессии будущего» знакомит нас с историей появления первых профессий, а так же рассказывает о перспективах развития будущих профессий.
Тип проекта: информационно-познавательный.
Направление функциональной грамотности: креативное мышление
Продукт проекта: буклет «Профессии будущего».
Работа носит познавательный характер, и будет интересна как родителям, так и учащимся для определения в будущем перспективных направлений и интересных профессий.
Данная работа учит искать и использовать информацию из разных источников (в том числе из сети Интернет), осмысливать её и применять в своей деятельности. Выполнение проекта способствует развитию познавательных и регулятивных универсальных действий, развивает творческие и коммуникативные способности детей.
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Профессии будущего» | 71.84 КБ |
Проект «Профессии будущего» | 1.07 МБ |
Буклет «Профессии будущего» | 1.37 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 55 г. Челябинска»
Индивидуальный проект
Тема проекта: Профессии будущего
Тип проекта: Информационно-познавательный
Направление функциональной грамотности: креативное мышление
Выполнил: Чернышев Сергей
Класса: 7 «а»
Наставник проекта: Бондарева Лариса Анатольевна, учитель информатики
Челябинск, 2022
Содержание
1.2. Перспективные профессии 6
1.2.1. Профессии будущего в медицине 7
1.2.2. Направление строительство 8
1.2.4. Направление образование 9
2.1.Результаты исследования и создание буклета 11
2.2.Составление буклета «Профессии будущего» 12
Проект «Профессии будущего» знакомит нас с историей появления первых профессий, а так же рассказывает о перспективах развития будущих профессий.
Тип проекта: информационно-познавательный.
Направление функциональной грамотности: креативное мышление
Продукт проекта: буклет «Профессии будущего».
Работа носит познавательный характер, и будет интересна как родителям, так и учащимся для определения в будущем перспективных направлений и интересных профессий.
Данная работа учит искать и использовать информацию из разных источников (в том числе из сети Интернет), осмысливать её и применять в своей деятельности. Выполнение проекта способствует развитию познавательных и регулятивных универсальных действий, развивает творческие и коммуникативные способности детей.
Введение
Что мы знаем о профессиях будущего? Какие профессии будут востребованы в ближайшие годы? Этот вопрос очень актуальный для меня и моих одноклассников. Как помочь выбрать профессию, которая будет не только востребована, но и приносить удовольствие? Для того чтобы выбрать востребованную профессию нужно понять и учесть множество факторов. Первоочередное, что нужно сделать конечно, выяснить к чему у ребенка есть склонность, возможно, это литература или биология. Но помимо этого важно понять, что происходит на рынке труда. Какие профессии будут востребованы, а какие медленно отходят на второй план? Какую сферу обучения выбрать, чтобы оставаться востребованным?
Просматривая материал о профессиях, можно заметить, что в разное время люди мечтали о различных профессиях: учитель, космонавт, врач, пожарник, актер и т.п. Выбирая профессию, главное – не ошибиться в своём выборе и посвятить этой профессии всю свою жизнь.
Выбор профессии — сложный вопрос даже для взрослого человека, а тем более для ребенка. Родители хотят, чтобы у детей была престижная работа с хорошей зарплатой. Но как угадать, какие профессии окажутся востребованными через 10-20 лет?
Актуальность проекта: Все профессии очень важны, одни требуют математических способностей, другие – творческих способностей, а третьи - физической развитости. Люди одних профессий спасают жизни, другие – создают произведения искусства, и то и другое очень важно для современного общества. Нет плохих или хороших профессий, есть профессии, которые нравятся тебе или нет, при выборе профессии нужно мотивироваться своими знаниями, способностями и интересами, тогда ты найдешь подходящую себе профессию. Новому миру — новые профессии! Робототехники, космические дизайнеры и борцы со старением... Возможно, в недалеком будущем рынок труда изменится до неузнаваемости. Предчувствуя это, мы решили выяснить, какие специалисты сейчас начинают пользоваться спросом. Наша работа поможет ученикам узнать о профессиях будущего и сделать свой выбор.
Цель проекта: расширить представление о профессиях будущего и перспективах их развития.
Задачи:
Методы исследования: опрос, анализ, сбор информации из книг, интернет-сайтов.
Практическая значимость: работа будет интересна как родителям, так и учащимся для определения в будущем перспективных направлений и интересных профессий.
Термин «профессия» происходит от латинского корня, означающего: говорить публично, объявлять, заявлять.
Первые профессии начали появляться ещё в доцивилизационную эпоху, когда человек начал создавать оседлые поселения, заниматься сельским хозяйством, овладел гончарным и кузнечным делом. Один и тот же человек ввиду ограниченности своих сил не мог одновременно лепить горшки, выковывать металлические инструменты и заниматься выращиванием пищи, поэтому начал развиваться товарный обмен.
Новый виток развития профессионального деления людей возник с появлением централизованного государства. Правителям требовались воины для охраны своих владений и управляющие для управления ими. Так начали формироваться военные и управленческие профессии. Человечество окончательно встало на путь профессионального разделения труда.
С началом индустриализации появилось множество новых профессий, связанных с разработкой и обслуживанием машин: инженеры, рабочие на заводах, машинисты и тому подобное. Из-за возросших потребностей цивилизации в новых видах и больших количествах ресурсов также расширились списки добывающих профессий: появились шахтёры, нефтяники и другие.
С развитием автоматизации потребность в тяжёлом ручном труде начала падать. Если раньше рабочие работали по 14 — 16 часов в сутки лишь для того, чтобы прокормить семью, то теперь они могут работать по 9 часов, а в самых развитых странах люди могут работать 3 — 4 дня в неделю или вообще жить на пособие. У людей появилось больше свободного времени, которое они начали тратить на потребление информации, поэтому в ответ на спрос появилось предложение — начали развиваться средства массовой информации: телевидение, радио, а в конце XX века — и интернет.[5]
Несмотря на автоматизацию, по-прежнему осталась необходимость в людях, которые будут создавать новые средства автоматизированного производства: учёных и инженерах. А массовая компьютеризация потребовала больших количеств людей, способных обслуживать компьютеры и создавать и поддерживать их программное обеспечение. Так возник целый пласт профессий информационных работников, то есть работников, чья деятельность связана с переработкой и производством информации: программистов, учёных, инженеров и тому подобное; благодаря СМИ и издательскому делу получили сильное развитие творческие профессии: актеры, музыканты, художники, писатели и др.
Таким образом, большое значение в профессиональном развитии теперь имеют не механические навыки, как в предыдущую, индустриальную, эпоху, а знания и творческое мышление.
Ит-медик. Специалист с хорошим знанием ИТ, создает базы физиологических данных и управляет ими, создает программное обеспечение для лечебного и диагностического оборудования. Сейчас в медицине происходит «революция больших данных» – у исследователей появилась бесценная возможность быстро собирать и анализировать огромное количество информации. А значит, человек, способный управлять медицинскими базами данных, точно не останется без работы.
Разработчик киберпротезов и имплантантов. Профессия появилась после 2020г. Занимается разработкой функциональных искусственных устройств (киберпротезов) и органов, совместимых с живыми тканями. Эта сфера развивается очень быстро – разрабатываются имплантаты-электростимуляторы для парализованных пациентов, относительно недавно появился биоимплантат, работающий как искусственный глаз, а протезы конечностей выполняют все более сложные функции. При этом если разработкой протезов и имплантатов, скорее всего, будут заниматься отдельные специалисты, то для операций по вживлению будут перепрофилировать хирургов, лоров и офтальмологов.
Биоэтик. Профессия появится после 2022г. Специалист, обеспечивающий нормативно-правовые и этические рамки деятельности медицинских, диагностических и биоинженерных центров, в которых осуществляется трансплантология и генетическое моделирование. Без консультаций с биоэтиком не обойдется ни одна передовая лаборатория – особенно когда дело дойдет до клонирования органов и серьезного вмешательства в гены эмбрионов. Неслучайно один из ведущих американских вузов – Йельский университет – уже запустил программу по биоэтике на медицинском факультете.
Оператор медицинских роботов. Профессия появилась после 2020 г. Специалист по программированию диагностических, лечебных и хирургических роботов. Роботизированная хирургия начала развиваться еще в 1980-х годах. Самый известный робот-хирург – Da Vinchi – уже используется по всему миру и позволяет проводить разнообразные операции: от восстановления митрального клапана до операций на позвоночнике. По данным 2013 года, в мире используется уже около 2000 таких хирургических систем.
Молекулярный диетолог. Профессия появилась до 2020 г. Специалист по разработке индивидуальных схем питания, основанных на данных о молекулярном составе пищи, с учетом результатов генетического анализа человека и особенностей его физиологических процессов.
Нанодиетолог. Больше «фановая» профессия, появится на волне популяризации нанотехнологий. Будет разрабатывать новые виды продовольствия.[4]
Проектировщик инфраструктуры «умного дома». Специалист, занимающийся проектированием, установкой и настройкой интеллектуальной системы управления домашним хозяйством (например, бытовая техника, системы безопасности, энергоснабжения, водоснабжения и др.) «Умные дома» появились уже сейчас, и все больше входят в нашу жизнь.
Специалист по усилению строительных конструкций. Оценивает степень обветшания конструкций /зданий/ сооружений, подбирает новые технологические решения (в том числе с применением новых материалов) по их перестройке и усилению. Профессия становится особенно востребованной при перестройке и реконструкции исторических центров городов
Проектировщик доступной среды. Специалист, который занимается разработкой инфраструктурных решений для детей, пенсионеров и людей с ограниченными физическими возможностями вокруг объекта недвижимости (например, детские площадки, лифты для инвалидов, указатели для слабовидящих людей, пандусы, места для отдыха и т.д.).
Проектировщик инфраструктуры воздухоплавания. Специалист, который проектирует аэродромы, ангары, станции технического обслуживания и элементы навигационной инфраструктуры для дирижаблей. Дирижабли могут оказаться привлекательными, поскольку позволят осуществлять доставку грузов и людей в места, труднодоступные из-за плохой транспортной инфраструктуры. Например, российская Amur Minerals Corporation рассматривает вариант доставки дирижаблями тяжелого оборудования вместо строительства дороги, стоимость которой составит свыше 150 млн. долларов.
Проектировщик дирижаблей. Профессия появится после 2022 г. Специалист, который занимается разработкой моделей дирижаблей с учетом задач их использования (грузовые/пассажирские) и условий воздухоплавания.
Инженер производства малой авиации. Этот специалист занимается проектированием и моделированием дешевых летательных аппаратов малой гражданской авиации различной сложности. Такие инженеры уже есть, однако понятно, что с развитием малой авиации (например, на Дальнем Востоке) потребуется больше таких специалистов.
Тренер по майнд-фитнесу. Специалист, который разрабатывает программы развития индивидуальных когнитивных навыков (например, память, концентрация внимания, скорость чтения, устный счет и др.) с помощью специальных программ и устройств с учетом особенностей психотипа и задач пользователя. Такие программы существуют уже сейчас – например, Mind Fitness Training Institute в Вирджинии предлагает всем желающим 7-дневный интенсив по развитию когнитивных навыков, а компания Lumosity разработала более 40 онлайн-игр для развития когнитивных навыков.
Координатор образовательной онлайн-платформы. Специалист внутри образовательного учреждения или независимом образовательном проекте, который имеет компетенции в онлайн-педагогике и сопровождает подготовку онлайн-курсов по конкретным предметам / дисциплинам, организует и продвигает конкретные курсы или типовые образовательные траектории, модерирует общение преподавателей и студентов в рамках курсов или платформ, задает требования к доработке функционала платформы. В некоторых российских вузах появились целые подразделения, отвечающие за эти функции – например, в МФТИ существует Лаборатория инновационных образовательных технологий, а в Высшей школе экономики — Центр развития образовательной среды. Это, в частности, позволило вузам разработать собственные онлайн-курсы для платформы Coursera. Развиваются и российские онлайн-платформы, например, «Универсариум» и «Eduson».
Игровой бета-тестер. Пользователь программы, взявший на себя обязательства по тестированию игры: тестирование игровых уровней, заполнение форм отчетности, воспроизведение ошибок, проверка правильности системы и соответствия исходным требованиям, составление планов тестирования модулей и подсистем.
Специалист по геймификации. Создание игровых и социально-развлекательных онлайн-проектов. Специалист по созданию виртуальной реальности. Обязанности: знание методов и алгоритмов компьютерной графики, технологий виртуальной реальности (методы стереовизуализации, системы трекинга), знание принципов реконструкции положения и ориентации объектов в пространстве с использованием одной или двух видеокамер.
Программист мобильных игр. Развитие мобильных приложений влечет за собой появление специалистов, создающих для них различные девайсы.
Специалист по развитию бренда работодателя. Обязанности: продвижение бренда компании, работа с карьерными сайтами и социальными сетями (продвижение имиджа, составление контент-планов, развитие официальных групп), составление аналитики после проведения рекламных кампаний, организация студенческих мероприятий, работа с вузами, стажерами.
Специалист по психологии труда. Психологический анализ рабочих мест в целях рационализации, проектирование более совершенных рабочих мест; анализ факторов удовлетворенности трудом, отношения к труду, трудовому коллективу, предприятию; анализ психологических причин повышенной текучести кадров на определенном предприятии, поиск психологических условий, регуляторов стабилизации соответствующих процессов.
Специалист по изучению данных (data scientist). Эта должность требует знаний в области компьютерной техники, бизнеса и аналитики. Подобные специалисты особенно востребованы в сферах энергетики, электронной коммерции, здравоохранения и финансов. Специалисты по изучению данных собирают информацию, строят модели на ее основании и активно применяют количественный анализ. [2]
По мнению опрошенных россиян, в ТОП востребованных направлений рынка труда в будущем (в перспективе 7-10 лет) войдут: высокотехнологичное производство (33%), IT - технологии (26%), здравоохранение и социальные услуги (24%).
Нами был проведен социологический опрос учащихся по вопросу о выборе будущей профессии. (Приложение 1).
Было опрошено 50 учеников в возрасте 13-15 лет, чтобы проверить, насколько осведомлены подростки в вопросе выбора профессии.
Оказалось, что 94% опрошенных занимаются с интересом определенным делом, а у 6% такого дела нет, и никто не сомневается в выборе дела по интересу (Приложение2).
На второй вопрос читают ли подростки книги о профессиях, положительно ответили 14%, не читают книг 86% (Приложение 3).
На третий вопрос «Беседовал ли с кем-нибудь о профессиях?» были получены следующие ответы: да-84%, нет-16%, не помнят 10% (Приложение 4).
Говорят в семье о выборе будущей профессии у 64% учащихся, не обсуждается эта тема у 36% (Приложение 5).
Вопрос, какими путями можно получить профессию обсуждался в 58% семьях учащихся, 38% не говорили об этом, а 4% не ответили на этот вопрос (Приложение 6).
На вопрос «Знаешь ли ты, какие профессии пользуются большим спросом на рынке труда?» да - 50%, нет -30%, не знают 20% (Приложение 7).
На восьмой вопрос «Знаешь ли ты, чего будешь добиваться в своей будущей профессиональной деятельности?» да - 56%, нет -38%, не знают 6% (Приложение 8).
На следующий вопрос умеешь ли ты искать информацию о профессиях положительно ответили 36%, нет 56%, 8% не знают (Приложение 9).
На последний вопрос зависит ли материальное благополучие от опыта работы: нет ответили 14%, да считают 62%, возникло сомнение у 24%учащихся (Приложение 10).
Вспомнили о встречах с представителями каких-либо профессий 32%, нет-62%, возникло сомнение у 6% опрошенных (Приложение11).
Для создания буклета «Профессии будущего» мы использовали программу Microsoft Office Publisher. Программа Microsoft Office Publisher входит в состав пакета Microsoft Office, предназначена для создания печатных публикаций таких как: буклеты, бюллетени, визитные карточки, календари, каталоги, конверты, наклейки, меню, объявления, открытки, плакаты и др.
Работа в программе шла в следующем порядке:
Действуя в такой последовательности, мы создали буклет «Профессии будущего» (приложение 1).
Заключение
Основная часть новых и перспективных профессий на российском рынке труда сейчас появляется в информационной сфере. И это не только общероссийский тренд, но и общемировой. Достаточно большое количество таких профессий зарождается в медицине, а также в психологии.
Развитие новых технологий, рынка электронных устройств, растущая потребность в знаниях в области компьютерной техники, бизнеса и аналитики, появление новых объектов для исследования (например, виртуальные миры, big data, облачные технологии), появление новых языков программирования, растущая значимость пользователя как главного потребителя сайтов компаний приводит к появлению новых профессий в информационной отрасли.
Мы понимаем, что в будущем нашей стране, нашему городу нужны будут хорошие специалисты, профессионалы своего дела. Все профессии очень важны, одни требуют математических способностей, другие – творческих способностей, а третьи - физической развитости. Люди одних профессий спасают жизни, другие – создают произведения искусства, и то и другое очень важно для современного общества.
Проведя свое исследование, мы сделали для себя следующие выводы:
В ходе работы над проектом мы познакомились с понятием «профессия», изучили, какие профессии в будущем появятся и где уже сегодня готовят специалистов новых профессий. На основании полученной информации разработали буклет «Профессии будущего». Таким образом, цели и задачи проекта выполнены.
Приложение 1
Анкета (для учащихся)
Чтобы не ошибиться при выборе профессии
Отвечать на анкету легко: надо только подчеркнуть «да», «нет» или знак вопроса, если возникло сомнение:
Да, Нет ?
Да, Нет ?
Да, Нет ?
Да, Нет ?
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Приложение 11
Слайд 1
«Профессии будущего» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 55 г. Челябинска» Автор проекта: Чернышев Сергей , обучающийся 7А класса МБОУ «СОШ №55 г.Челябинска» Наставник проекта: Бондарева Л.А. учитель информатикиСлайд 2
Актуальность проекта : Все профессии очень важны, одни требуют математических способностей, другие – творческих способностей, а третьи - физической развитости. Новому миру — новые профессии! Возможно, в недалеком будущем рынок труда изменится до неузнаваемости. Предчувствуя это, мы решили выяснить, какие специалисты сейчас начинают пользоваться спросом. Цель проекта: расширить представление о профессиях будущего и перспективах их развития. Задачи: изучить различные источники данных о перспективных профессиях; изучить историю появления профессий; изучить самые востребованные профессии на ближайшее будущее время; обобщить полученные знания, провести опрос и составить буклет.
Слайд 3
История профессий Первые профессии начали появляться ещё в до цивилизационную эпоху, когда человек начал создавать оседлые поселения, заниматься сельским хозяйством, овладел гончарным и кузнечным делом. Новый виток развития профессионального деления людей возник с появлением централизованного государства. Человечество окончательно встало на путь профессионального разделения труда. С началом индустриализации появилось множество новых профессий, связанных с разработкой и обслуживанием машин: инженеры, рабочие на заводах, машинисты и тому подобное.
Слайд 4
Профессии будущего в медицине Нанодиетолог Разработчик киберпротезов и имплантантов Ит -медик Биоэтик Молекулярный диетолог Оператор медицинских роботов
Слайд 5
Направление строительство Проектировщик доступной среды Специалист по усилению строительных конструкций Проектировщик инфраструктуры «умного дома»
Слайд 6
Направление авиация Инженер производства малой авиации Проектировщик инфраструктуры воздухоплавания Проектировщик дирижаблей
Слайд 7
Направление образование Координатор образовательной онлайн-платформы . Тренер по майнд -фитнесу
Слайд 8
Направление программирование Игровой бета-тестер Программист мобильных игр Специалист по геймификации
Слайд 9
Другие направления Специалист по развитию бренда работодателя Специалист по изучению данных Специалист по психологии труда
Слайд 10
Результаты исследования
Слайд 11
Заключение Проведя свое исследование, мы сделали для себя следующие выводы: Профессия – это трудовая деятельность человека, которой он посвящает свою взрослую жизнь. Чтобы стать профессионалом, человек учился с давних времен. Учится сейчас и будет учиться в будущем. Анализ результатов диагностики позволил сделать вывод о том, что вопрос о важности профессий будущего, интересует почти всех школьников. Нужно хорошо учиться в школе по всем предметам, потому что все они формируют нас как культурного и образованного человека. Все профессии важны и почетны, но нужно выбирать профессию, востребованную на рынке труда, избегая выбирать профессии – пенсионеры.
Слайд 12
«Профессии будущего» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 55 г. Челябинска» Автор проекта: Чернышев Сергей , обучающийся 7А класса МБОУ «СОШ №55 г.Челябинска» Наставник проекта: Бондарева Л.А. учитель информатики
Ветер и Солнце
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Сверчок
Почему люди кричат, когда ссорятся?