Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_kotyashova_v._mbou_sshno14.doc | 909.5 КБ |
Паспорт проекта
«История церквей и монастырей г.Арзамаса в математических задачах»
Тема проекта | «Православный Арзамас в математических задачах» |
Автор проекта | Котяшова Вероника Владимировна, ученица 8Г класса МБОУ СШ № 14 |
Руководитель | Власова Татьяна Борисовна, учитель математики высшей категории |
Направление | Математика |
Тип проекта
| Практико-ориентированный (прикладной) Межпредметный Индивидуальный |
Актуальность | Изучение математики для многих школьников трудно и неинтересно. И порой учителям сложно вызвать интерес к решению сложных заданий по математике. Возможно, эту проблему можно было бы решить, если математические задачи были связаны с краеведением. Но учебники, по которым занимаются школьники всей страны, не могут учесть краеведческие особенности различных регионов всей нашей необъятной родины. Поэтому у меня возникла идея: составить задачи, которые позволили бы узнать больше про культурно-историческое наследие родного города, и пополнить свой математический опыт. |
Цели | Создать сборник «История церквей и монастырей г.Арзамаса в математических задачах» с использованием исторических сведений. |
Задачи |
|
Объект исследования | Культурно-историческое наследие г.Арзамаса |
Предмет исследования | Математические задачи, содержащие краеведческий материал |
Предполагаемый результат | Повышение интереса к решению математических задач |
Этапы работы над проектом | |
Организационно-информационный | Планирование работы Изучение литературы по данному вопросу, сбор информации |
Деятельностно-аналитический | Составление задание Изготовление сборника |
Обобщающий | Апробация сборника на уроках математики |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 14»
ВСЕРОСИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОЕКТНЫХ РАБОТ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ С КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
ЗАДАЧНИК
«ПРАВОСЛАВНЫЙ АРЗАМАС В МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ»
Автор: ученица 8Г класса МБОУ СШ №14
Котяшова Вероника Владимировна
Руководитель: учитель математики
Власова Татьяна Борисовна
г. Арзамас
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….3
Теоретические аспекты
Составление задач…………………………………………………………………….4
Церкви и монастыри города Арзамаса…………………………………………........4
Практическая часть. Задачник………………………………………………….…....8
Заключение……………………………………………………………………….…..14
Список литературы и интернет-ресурсов…………………………………….….....15
Введение
Изучение математики для многих школьников трудно и неинтересно. И порой учителям сложно вызвать интерес к решению заданий по математике. Возможно, эту проблему можно было бы решить, если бы математические задачи были связаны с краеведением.
В истории каждого города есть события и явления, люди и деятели культуры, памятники архитектуры и достопримечательности, которые оставляют след в памяти его жителей. Одним из таких ярким символом нашего города являются церкви и храмы. «Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженный ветхими заборами… Город был похож на монастырь: стояло в нем около тридцати церквей да четыре монашеские обители…» - писал А.Гайдар в своей произведении «Школа».
Учебники, по которым занимаются школьники всей страны, не могут учесть краеведческие особенности различных регионов всей нашей необъятной родины. Поэтому у меня возникла идея: составить задачи, которые позволили бы узнать больше про культурно-историческое наследие родного города, и пополнить свой математический опыт.
Цель проекта: создать сборник «Православный Арзамас в математических задачах» с использованием исторических сведений.
Задачи проекта:
Объект исследования: культурно-историческое наследие г.Арзамаса.
Предмет исследования: математические задачи, содержащие краеведческий материал.
Предполагаемый результат: повышение интереса к решению математических задач.
3
Теоретические аспекты
Составление задач
Авторские задачи позволяют обратиться ко многим вопросам: история родного города, а возможно и всей страны, памятники архитектуры и достопримечательности, известные люди. В ходе решения таких задач школьники знакомятся с дополнительными сведениями об истории города, о его развитии, могут больше узнать о культурно-историческом наследии родного края. Задачи с краеведческим содержанием хорошо уживаются с «серьезным» учением. Составление и решение таких задач делают процесс обучения интересным и занимательным, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
При составлении заданий необходимо учитывать следующие факты:
1)каждое задание необходимо сопроводить исторической справкой;
2)из исторической справки выписать все числовые данные и установить зависимости между числами;
3)задание должно быть интересным, понятным, звучать корректно как с точки зрения математики, так и с точки зрения краеведения.
Церкви и монастыри города Арзамаса
То ли провинциальный городок так мал, то ли храмов здесь так много – но Арзамас многие годы остаётся городом звенящих колоколов. Эта особенность придаёт здешней атмосфере некую духовность и возвышенность. Большинство церквей Арзамаса настолько древние, что за историю своего существования потерпели значительные трансформации.
Но они по-прежнему хранят память о былых событиях, в том числе и о революции 1917 года. Именно тогда многие храмы были осквернены и уничтожены. Сегодня же Арзамас снова сияет ослепительными куполами, возродив со временем своё главное православное богатство.
Воскресенский кафедральный собор
Воскресенский кафедральный собор — главное украшение города — стоит на высоком холме, занимая доминирующее положение в ансамбле Соборной площади. В панорамах с дальних точек белый куб и пятиглавие собора господствуют над застройкой, подчиняя себе все храмы города.
Построенный целиком на народные деньги, Воскресенский собор воздвигнут в благодарение Господу Богу за победу в Отечественной войне 1812 года как памятник героизму русских воинов.
Постройка храма началась в 1814 году по проекту архитектора, уроженца Арзамаса Михаила Коринфского — мастера позднего классицизма, ученика архитектора Андрея Воронихина. Строительство продолжалось 28 лет. На здание ушло 5,5 млн штук кирпича, 1000 кубических метров бутового камня для фундамента и 164 тонны железа.
«По общему облику и прекрасным пропорциям Арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году архитектор-реставратор Николай Померанцев.
Церковь иконы Божьей Матери Живоносный источник
Церковь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» расположена на Соборной площади рядом с Воскресенским Собором. Здание имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Длина и ширина храма равны и имеют по 30 сажен (63 м 90 см), а высота до среднего креста — 22 сажени (46 м 86 см). Собор имеет пять куполов сферической формы, высокие фронтоны, украшенные живописью, четыре портика, опирающиеся в совокупности на 48 колонн. На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты: «Воскресение Христа» (восточный фронтон), «Явление Святой Троицы Аврааму» (южный), «Собор всех святых» (западный), «Покров Пресвятой Богородицы» (северный).
Храм Казанской иконы Божьей Матери
В 1792 году в Крестовоздвиженском приходе Арзамаса была выстроена теплая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, поскольку здесь находился чудотворный образ, обретенный горожанами в 1643 году. По свидетельству историка-краеведа Н. М. Щеголькова, «1643 год ознаменовался
5
перенесением в Арзамас и прославлением чудотворной иконы — Казанского образа Божией Матери, который находится в Крестовоздвиженской церкви… Летом этого года стояла продолжительная засуха, по этому поводу назначен был крестный ход вокруг города. Утром в этот день прихожане Крестовоздвиженской церкви во время совершения Божественной литургии увидели проходившего мимо их церкви некоего инока Даниила, несшего большую икону Казанской Божьей Матери. Они вышли из храма и спросили его, куда несет он святую икону. Даниил отвечал: «В монастырь Живоначальныя Троицы» (монастырь этот был там, где ныне церковь Святого Духа). Но крестовоздвиженские прихожане стали просить его, чтобы он отдал икону в их церковь, на что Даниил и согласился. Весть об этом разнеслась по городу, и тогдашний игумен Спасского монастыря (схимонах Феодосий), совершавший литургию в соборе, повелел крестному ходу идти сначала к Крестовоздвиженской церкви, где пред новопринесенною иконою совершено было молебное пение, после которого икона была взята в крестный ход. Когда дошли до погоста церкви Илии Пророка, Господь прославил святую икону благодатным знамением: от нее увидели свет и истекло миро, потом Бог даровал и дождь…»
Весной 1929 года Крестовоздвиженская церковь по решению городского совета была разломана на кирпичи. В Казанской церкви с июня того же года стал располагаться дом Санпросвета. В ноябре 1945 года туда был переведен Дом пионеров, позже разместилась служба бытового обслуживания населения.
4 ноября 2003 года Казанский храм вернули Нижегородской епархии. Первое богослужение совершилось накануне праздника Рождества Христова – 6 января 2004 года.
Благовещенская церковь
Благовещенская церковь – одна из старейших приходских церквей города Арзамаса – существовала с XVII в. и была построена неподалеку от Спасо-Преображенского монастыря, на левой стороне оврага, разделявшего город с посадом.
6
Новую Благовещенскую церковь начали возводить в 1775 г. и завершили в 1788 г. Постройка производилась на средства прихожан, которые не скупились, но старались сделать все качественно и прочно. Прихожане усердно трудились при строительстве Дома Божия. Даже молодые девицы, не имея возможности что-либо пожертвовать, выражали свое старание тем, что по вечерам, когда каменщики уходили с работы, приходили и натаскивали им кирпичей на целый следующий день, ускоряя тем постройку.
Храм восхищал сердца прихожан и жителей города своим величественным наружным видом, великолепием своего позолоченного иконостаса и прекрасными иконами. Колокольня церкви была самой высокой в городе (12 сажен).
В течение более чем сотни лет благодаря усердию прихожан и старост были изготовлены серебряные ризы для икон и золотые подсвечники, собрана богатая ризница, расписаны стены и возведена ограда с двумя воротами. Попечениями прихожан – арзамасских купцов были отлиты и установлены большие колокола. Благодаря усердию старосты Сергея Ивановича Мунина и пожертвованиям прихожанина купца 1-й гильдии Дмитрия Ивановича Попова были позолочены церковные главы. Для этого потребовалось 18 лет и 25 000 рублей серебром. Работу без прибыли для себя выполнили братья Лысковцевы, золотившие Саровские главы.
Церковь Владимирской иконы Божией Матери
Давным – давно в начале XVII столетия в городе Арзамасе была построена деревянная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери (Зосимовская). Возведена она была в 1802 г. (освящена 23 марта) взамен старой каменной, существовавшей с 1681 года и выстроенной на месте сгоревшей деревянной, год основания которой неизвестен. Церковь именовали Зосимовской по пределу в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Располагалась она в нижней части города, на посаде, за крепостными стенами, имела богатых прихожан – владельцев арзамасских кожевенных заводов.
Одноглавая Владимирская холодная церковь была покрыта белым железом и увенчана «большим, вызолоченным чрез огонь крестом с таким же яблоком». В
7
интерьере храма особо выделялся резной деревянный иконостас, выполненный на
высочайшем художественном уровне. Это был «выдающийся» памятник «первостепеннейшей исторической важности». Здесь также находилась одна из известных работ мастериц Алексеевского монастыря – плащаница, выполненная для церкви по заказу В. Потехина.
Привлекало внимание оригинальное решение верхних ярусов колокольни, на которой самый большой по весу колокол в 345 пудов был первым в Арзамасе, отлитым местным мастером В. Язычковым.
Практическая часть
Задачник
Воскресенский кафедральный собор Воскресенский кафедральный собор — главное украшение города — стоит на высоком холме, занимая доминирующее положение в ансамбле Соборной площади. В панорамах с дальних точек белый куб и пятиглавие собора господствуют над застройкой, подчиняя себе все храмы города. Построенный целиком на народные деньги, Воскресенский собор воздвигнут в благодарение Господу Богу за победу в Отечественной войне 1812 года как памятник героизму русских воинов. | |
Постройка храма началась в 1814 году по проекту архитектора, уроженца Арзамаса Михаила Коринфского — мастера позднего классицизма, ученика архитектора Андрея Воронихина. На строительство здания ушло 5,5 млн штук кирпича, 1000 кубических метров бутового камня для фундамента и 164 тонны 8 железа. «По общему облику и прекрасным пропорциям Арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году архитектор-реставратор Николай Померанцев. |
Задача. Началом строительства Воскресенского собора является 1814 год. Найдите наибольший общий делитель чисел 4004 и 654 и вы узнаете, сколько лет шло строительство собора. В ответе укажите год окончания стройки.
Задача. Найдите в тексте количество строительного материала, ушедшего на постройку собора. Определите, сколько бы рублей ушло на закупку материалов в наше время, если цена одного кирпича 21,6 рублей, 1м³ бутового камня – 520 рублей, а 1 тонна железа – 14500 рублей.
Церковь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» расположена на Соборной площади рядом с Воскресенским Собором. Здание имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Длина и ширина храма равны и имеют по 30 сажен, а высота до среднего креста — 22 сажени. | |
Собор имеет пять куполов сферической формы, высокие фронтоны, украшенные живописью, четыре портика, опирающиеся в совокупности на 48 колонн. На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты: «Воскресение Христа» (восточный фронтон), «Явление Святой Троицы Аврааму» (южный), «Собор всех святых» (западный), «Покров Пресвятой Богородицы» (северный). |
Задача. Найдите в тексте размеры храма и определите объем помещения. Ответ дайте в кубических метрах. (1сажень - 2,13 м)
9
Храм Казанской иконы Божьей Матери В 1792 году в Крестовоздвиженском приходе Арзамаса была выстроена теплая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, поскольку здесь находился чудотворный образ, обретенный горожанами в 1643 году. По свидетельству историка-краеведа Н. М. Щеголькова, «1643 год ознаменовался перенесением в Арзамас и прославлением чудотворной иконы — Казанского образа Божией Матери, который находится в Крестовоздвиженской церкви… Летом этого года стояла продолжительная засуха, по этому поводу назначен был крестный ход вокруг города. | |
Утром в этот день прихожане Крестовоздвиженской церкви во время совершения Божественной литургии увидели проходившего мимо их церкви некоего инока Даниила, несшего большую икону Казанской Божьей Матери. Они вышли из храма и спросили его, куда несет он святую икону. Даниил отвечал: «В монастырь Живоначальныя Троицы» (монастырь этот был там, где ныне церковь Святого Духа). Но крестовоздвиженские прихожане стали просить его, чтобы он отдал икону в их церковь, на что Даниил и согласился. Весть об этом разнеслась по городу, и тогдашний игумен Спасского монастыря (схимонах Феодосий), совершавший литургию в соборе, повелел крестному ходу идти сначала к Крестовоздвиженской церкви, где пред новопринесенною иконою совершено было молебное пение, после которого икона была взята в крестный ход. Когда дошли до погоста церкви Илии Пророка, Господь прославил святую икону 10 благодатным знамением: от нее увидели свет и истекло миро, потом Бог даровал и дождь…» Весной 1929 года Крестовоздвиженская церковь по решению городского совета была разломана на кирпичи. В Казанской церкви с июня того же года стал располагаться дом Санпросвета. В ноябре 1945 года туда был переведен Дом пионеров, позже разместилась служба бытового обслуживания населения. 4 ноября 2003 года Казанский храм вернули Нижегородской епархии. Первое богослужение совершилось накануне праздника Рождества Христова – 6 января … года. |
Задача. Упростите выражение и найдите его значение при . В ответе запишите год совершения первого богослужения после разорения храма.
Благовещенская церковь Благовещенская церковь – одна из старейших приходских церквей города Арзамаса – существовала с XVII в. и была построена неподалеку от Спасо-Преображенского монастыря, на левой стороне оврага, разделявшего город с посадом. Новую Благовещенскую церковь начали возводить в 1775 г. и завершили в 1788 г. Постройка производилась на средства прихожан, которые не скупились, но старались сделать все качественно и прочно. Прихожане усердно трудились при строительстве Дома Божия. Даже молодые девицы, не имея возможности что-либо пожертвовать, выражали свое старание тем, что по вечерам, когда каменщики уходили с работы, приходили и натаскивали им кирпичей на целый следующий день, ускоряя тем постройку. | |
Храм восхищал сердца прихожан и жителей города своим величественным наружным видом, великолепием своего позолоченного иконостаса и прекрасными иконами. Колокольня церкви была самой высокой в городе (12 сажен). В течение более чем сотни лет благодаря усердию прихожан и старост были изготовлены серебряные ризы для икон и золотые подсвечники, собрана богатая ризница, расписаны стены и возведена ограда с двумя воротами. Попечениями прихожан – арзамасских купцов были отлиты и установлены большие колокола. Благодаря усердию старосты Сергея Ивановича Мунина и пожертвованиям прихожанина купца 1-й гильдии Дмитрия Ивановича Попова были позолочены церковные главы. Для этого потребовалось 18 лет и 25 000 рублей серебром. Работу без прибыли для себя выполнили братья Лысковцевы, золотившие Саровские главы. | |
Церковь Владимирской иконы Божией Матери Давным – давно в начале XVII столетия в городе Арзамасе была построена деревянная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери (Зосимовская). Возведена она была в 1802 г. (освящена 23 марта) взамен старой каменной, существовавшей с 1681 года и выстроенной на месте сгоревшей деревянной, год основания которой неизвестен. 12 | |
Церковь именовали Зосимовской по пределу в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Располагалась она в нижней части города, на посаде, за крепостными стенами, имела богатых прихожан – владельцев арзамасских кожевенных заводов.Одноглавая Владимирская холодная церковь была покрыта белым железом и увенчана «большим, вызолоченным чрез огонь крестом с таким же яблоком». В интерьере храма особо выделялся резной деревянный иконостас, выполненный на высочайшем художественном уровне. Это был «выдающийся» памятник «первостепеннейшей исторической важности». Здесь также находилась одна из известных работ мастериц Алексеевского монастыря – плащаница, выполненная для церкви по заказу В. Потехина. Привлекало внимание оригинальное решение верхних ярусов колокольни, на которой самый большой по весу колокол в 345 пудов был первым в Арзамасе, отлитым местным мастером В. Язычковым. |
Задача. Определите, сколько в современных рублях будет 25 000 рублей серебром, если 20 рублей – это 20805 рублей в наше время?
Задача. Определите, во сколько раз масса колокола колокольни церкви Владимирской иконы Божией Матери меньше Царь-колокола, масса которого 202 тонны. Ответ дайте с точностью до десятых. (1 пуд – 16,38 кг).
13
Заключение
Выполняя работу, я получила следующие результаты:
Я думаю, что при решении данных задач, у учащихся появиться интерес к изучению истории родного края. Было бы не плохо, если бы подобные задачи были внесены в учебник математики. Таким образом, прослеживается межпредметная связь. Поэтому разработку задач такого типа необходимо продолжить, и может быть обратить внимание и на другие вопросы нашей истории родного края и страны в целом.
14
Список литературы и интернет-ресурсов
15
Новый снимок Юпитера
Карандаши в пакете
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Рисуем тыкву
Вода может клеить?