Сегодня все больше людей желает познать свою культуру, проникнуть в духовный мир своих предков. Одним из эффективных, увлекательных и доступных для нас, для детей школьного возраста средством приобщения к национальной культуре является народная игра.
Вложение | Размер |
---|---|
shagay_naadan.docx | 708.2 КБ |
prezentatsiya.pdf | 2.28 МБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 51»
Тема: «Воспитание на бурятских традициях через игру «Шагай наадан»
Выполнил(а): Ангаева Аяна,
ученица 7«а» класса МАОУ « СОШ №51»
Научный руководитель: Маланова А.Г,
учитель бурятского языка МАОУ «СОШ №51»
г.Улан-Удэ
Оглавление
Введение
Заключение
Литература
Приложение
Введение
На современном этапе развития нашего общества знание и уважение национальной культуры своего народа и других народов выступает как одно из условий успешной адаптации личности в современном поликультурном обществе. Сегодня все больше людей желает познать свою культуру, проникнуть в духовный мир своих предков. Одним из эффективных, увлекательных и доступных для нас, для детей школьного возраста средством приобщения к национальной культуре является народная игра.
В этом мы видим актуальность нашей работы. Есть у бурят уникальная игра, которая почти забывается в наши дни. Мы, дети 21-века, к нашему стыду, не знаем ни одного вида этой бурятской национальной игры. И, как достойные потомки своего народа, мы хотим и желаем научиться этой игре и возродить одно из старинных древних игр.
Цель работы: рассказать о значении народных игр, о бурятской игре «Шагай наадан», как части нашей культуры и истории и как реализуется проект в нашей школе.
Объект исследования: Народная игра
Предмет исследования:«Шагай наадан»
При выполнении работы были использованы следующие методы:
Практическая значимость работы: народные игры- это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Бурятский народ не только все время работал, но и отдыхать умел красиво и с толком.. Через игру передавался ценный жизненный опыт народа. Ведь в процессе игры развиваются такие качества личности, как умение мыслить быстро и логично, фантазия, воображение, лидерство и уступчивость. Ко всему прочему игра способствует физическому развитию. Способом игры мы познаем, что хорошо, что плохо, в коллективных играх – ценность взаимопомощи и важность держаться вместе.
Традиции и народные игры у бурят.
Все народы земного шара сопровождают свои праздники, увеселительные мероприятия песнями, играми, танцами. В них отражаются представления народа о прекрасном, они характеризуют лицо народа, национальный склад мышления. Бурятский народ богат своей культурой, национальными традициями. Он на протяжении многих столетий создавал свое самобытное искусство. Основы добра, справедливости, любви к народу, к его культуре закладываются в детстве. Чтобы не терять своей самобытности, надо постоянно обращаться к культуре и истории бурятского народа. Все это сохраняется и передается нам, детям, через устное народное творчество -фольклор, игры , в котором отражены национальные особенности. Это помогает вырастить юной смене умной, доброй, смелой, трудолюбивой, любящей свой народ, свои традиции. Поэтому нужно рассказать об одной самой интересной традиции – бурятские народные игры. Через них не забываются корни, и не разрывается связь времен и поколений.
Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают в нас ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, сопровождаются неожиданными веселыми моментами. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Все коллективные народные игры учат нас внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует у нас способность к пониманию, к сотрудничеству.
Игры, которые устраивались на второй – третий день Сагаалгана, были не ради развлечения. Они призывали благополучие, счастье, здоровье, плодородие и богатство. Среди игр Белого месяца были популярны настольные игры: шахматы (шатар), шашки (даам). В них четко подчеркнут мотив борьбы. Борьба – ведущая идея начала, смены календарного цикла. Многие легенды монголоязычного мира указывают на связь игры в шахматы с богатством, мудростью, поэтому эти народы очень ценят эту игру. Самой популярной игрой Сагаалгана была «Шагай наадан» - символ жизни и плодородия, скотоводства.
Бурятская народная игра «Шагай наадан»
При изучении материала о народной игре, встречаясь со старожилами, мы выяснили, что эта игра в старину была очень популярной самобытной игрой бурятских скотоводов. «Шагай наадан» - комнатный вариант игр с костями - лодыжками (специально обработанные кости надкопытных суставов овечьих ног). Одна из древнейших бурятских игр «Шагай наадан» была популярна во всех бурятских селениях. Также узнали, что собирателями лодыжек обычно являлись дети, но играли все – от малого до старого. Широкое распространение этой игры у бурят, разумеется, следует объяснить ведением скотоводческого хозяйства. Ведь игры обычно отражают образ жизни народа, его повседневный быт. В начале 20 века буряты знали несколько десятков игр в лодыжки. В этих играх усматривается взаимосвязь с магией плодородия в скотоводческом хозяйстве. Держание в одних руках большого количества костей-лодыжек должно было магически содействовать увеличению приплода скота их обладателя. Буряты разводили в старину пять видов скота -табан хушуу мал – лошадей, коров, овец, коз, верблюдов. Все стороны «шагай» названы именами этих животных. «Шагай наадан», как мы узнали из «Тематического словаря традиционного быта бурят» Бабуева С.Д., Ц.-М Б.Аюшеевой « Шагай наадан» (2019г) и Бальжинимаевой Ц. Ц., имеет много разновидностей: «шагай шγγрээн», «хонгоордолго», «шагай няһалалга», «таалсалга», «хумпараа хаялга», «мори урилдаан», «алаг мэлхэй», «хонхо бγхэ тγγлгэн», «дγрбэн бэрхэ», «хоёр лама хорин шγдхэр», «табаршаалга», «шагай шγγрэлгэ», «шагай харбалга», «ёрхо», «хорёо барилга», «алтан сэргэ». В данное время нам посчастливилось научиться и научить игре в лодыжки таких разновидностей: «Шагай няһалалга», «Таалсалга», «Мори урилдаан». Мне хочется рассказать самой понравившейся нам игре «Шагай няһалалга». Участвовать в ней могут мальчики и девочки: 2 человека и более. Для начала участники игры поровну разделяют шагай, и при помощи считалки ( Ээрэ, мээрэ, лγγргэ, шγγргэ, пяата, шоото, ииб, шииб, дγγм, хром, ооно, биишэ, пошоол.) выясняют того, кто первым начинает игру. Первый, собрав все шагай на ладони, трясет ими и катает их на стол. Смотрит внимательно, как они стали. Затем при помощи щелчка среднего пальца пытается попасть одним шагай в другой, лежащего в одинаковом положении с ним. При удачном попадании он забирает себе сбитый «шагай» и повторяет игру до тех пор, пока не промахнётся или не заденет. Следующий игрок, находящийся по направлению солнца, собирает со стола все шагай, и повторяет все сначала. Для каждого следующего игрока остаётся всё меньше и меньше шагай. Игра продолжается до тех пор, пока все шагай не окажутся в руках у играющих. Побеждает игрок, набравший в конце игры большее количество шагай. В этой игре от игрока требуется такие качества как, собранность, внимательность, ловкость, меткость. Также «Шагай наадан» учит математическим навыкам, аккуратности, развитию мышления, острого ума, развивает моторику рук. В общем, игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи.
Реализация проекта «Шагай наадан» в школе
В этой главе я хочу рассказать о проекте, реализованном в нашей школе по разучиванию традиционной народной игры «Шагай наадан». Каждое лето, на каникулах, я еду в деревню к бабушке в гости и там первый раз увидела мешочек с «шагай». Моя бабушка , всю жизнь проработавшая в совхозе, рассказала, что каждый бурят раньше умел играть в «Шагай наадан». А в пятом классе, наша учительница рассказала об игре в лодыжки и предложила научиться этой игре. Мы, конечно, согласились, и все вместе составили проект. Проект мы назвали «Я учусь играть в «Шагай наадан»».По школе мы провели анкетирование на знание этой игры. Участвовали 64 ученика. Итоги были таковы:
Вопросы анкетирования | Ответы | |
Да | Нет | |
Знаете что-нибудь о народной игре «Шагай наадан»? | 3 | 61 |
Умеете ли играть в игру? | 3 | 61 |
Сколько разновидностей игр знаете? | 1 (няһалалга) -1, 2 (мори урилдаан) -2 | 62 |
Знаете ли название положении лодыжек? | 3 | 61 |
Мы, дети 21-го века, к нашему стыду, почти не знали ни одного вида этой бурятской национальной игры. И, как достойные потомки своих предков, мы хотели, желали научиться этой игре и возродить на селе одно из старинных древних игр нашего народа. В этом мы видели актуальность нашего проекта.
Составили вот такой план-график выполнения проекта:
Сроки | Что будет сделано | Кем будет реализовано |
с 1-10 декабря | Сбор материалов об игре, сбор лодыжек | Учащиеся 6 класса |
с 11-20 декабря | Изучение и обработка материалов | Учащиеся 6 класса |
с 21-26 декабря | Разучивание игр. Распределение заданий по группам | Консультант - учитель |
В зимние каникулы | Выпуск буклета. Составление презентации. Разучивание игр. Чтение книги « Шагай наадан» | Учащиеся 6 класса по группам |
с 13– 30 января | Научить игре учащихся 6-го класса | Определённая группа учащихся 6-го класса |
с 1 – 10 февраля | Научить игре учащихся 5го класса | Определённая группа учащихся 5-го класса |
С 10 – 20 февраля | Подготовка к турниру на лучшего игрока | Учащиеся 5-6 классов |
В дни Сагаалгана | Провести турнир между учащимися 5-7 классов на лучшего игрока. | Ответственные (Министры культуры 5-го класса) |
Работали по плану, всех заинтересовали и на сегодня при проведении анкетирования среди учащихся (54) на знание игры мы выявили совсем другие результаты:
Вопросы анкетирования | Ответы | |
Да | Нет | |
Знаете что-нибудь о народной игре «Шагай наадан»? | 52 | 2 |
Умеете ли играть в игру? | 52 | 2 |
Сколько разновидностей игр знаете? | 1-2 – 52 3-4 – 52 5-6 - 12 | 2 |
Знаете ли название положении лодыжек? | 52 | 2 |
Мы начали, учимся, и учим этой игре своих друзей, подруг, родителей, всех желающих.
Бурятская народная игра «Шагай наадан» сегодня.
В ноябре в день Матери мы пригласили своих мам в свой класс для поздравления и совместных мероприятий. На этом мероприятий мы своих мам учили играть в лодыжки. Им очень понравилась игра «Шагай няhалалга». Летом, когда я езжу в село, тоже со своими друзьями начали играть в «Шагай наадан». Мы очень рады, что приобщаемся к своей культуре и возрождаем одну из древнейших игр нашего народа. Осенью у нас традиционно проводится неделя бурятского языка.Мы организовали турнир по игре среди учащихся 5-х классов, где выявили лучших игроков. Все учащиеся заинтересованы игрой, играют. В дни национального праздника Сагаалган также будем организовывать турнир по «Шагай наадан». Проект, реализованный нами, воспитывает уважение к культуре, традициям и обычаям бурятского народа. Мы думаем, что проект важен для будущего, так как он способствует возрождению и популяризации древней бурятской игры, также формирует активную жизненную позицию, опыт социального взаимодействия и навыка позитивного досуга в свободное время. В Интернете мы прочитали о том, что игра в лодыжки представляет одну из разновидностей игр с костями и по некоторой степени напоминают своебразные игры в кости греков и римлян. Также узнали о том, что игры в кости отмечены этнографами у многих народов: монголов, пермяков, киргизов, калмыков, грузин, армян, бурят, русских. А это тема другой работы по дальнейшему изучению истории этой интересной, народной игры.
Заключение
Трудно представить себе людей на земле, не имеющих своих народных игр. Ведь игра, являясь составной частью народной культуры, питает душу и ум человека. Мы всегда должны помнить слова А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отделяющая образованность от дикости». Итак, в добрый путь через многие десятилетия, а может и века – назад, в страну детства наших прабабушек и прадедушек. Изучение жизни прошлого, знакомство с богатым опытом свих предков, издавна уважающего себя и культуру других народов, поможет сформировать добрые межнациональные отношения, поможет преодолеть в людях недоверие. Благодаря таким играм мы сможем создать в нашем обществе, семье, школе обстановку мира и согласия. Мы начали, учимся, и учим этой игре своих друзей подруг, родителей, всех желающих. Сегодня мы смело можем сказать, что возрождая древнюю игру «Шагай наадан», организовывая массовые турниры, праздники народных игр для учащихся нашей школы, для родителей, для сверстников творим доброе дело и делаем мир счастливей. Мы будем участвовать во время праздника Сагаалган в различных городских конкурсах по Шагай наадан.
Эту игру можно использовать на классных часах, на уроках бурятского языка, придти в кабинет бурятского языка после уроков и научиться играть, научить своих одноклассников, учеников нашей школы. Всех приглашаем.
Литература
Приложение №1
Пояснения к рисунку:
Хонин - «бүхэ»- (горбатая) кость, упавшая выпуклой стороной вверх –это овечка
Ямаан-«хонхо» (с выемкой) кость, упавшая вогнутой стороной вверх – это козлик
Морин – «конь» упавшая на бок – на ребро ровной стороной – это лошадь
Үхэр - «корова» упавшая на бок резкой стороной – это бычок
– Тэмээн это кость, упавшая в сидячем положении или вставшая на дыбы или берцом – это верблюд. Положение «верблюда» не учитывается, так как при броске косточки обычно не принимают такое положение.
Кто грамотней?
Галка в чужих перьях
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Юрий Алексеевич Гагарин
Золотая хохлома