Творческая работа посвящена к 350-ти летию Петра I
Вложение | Размер |
---|---|
Творческая работа - эссе | 26.93 КБ |
сертификат участника | 1.09 МБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с. Рыткучи»
«Религия и молодежь в современной России»
Секция: «История. Общество. Право»
Автор:
Зайнитдинова Айгузель Тимуровна,
ученица 8 класса
Научный руководитель:
Зайнитдинов Тимур Галиевич,
учитель истории и обществознания
с. Рыткучи
2021 г.
Введение
В следующем году наша страна будет отмечать 350-летие со дня рождения Петра I – великого русского императора, запустившего в России значимые реформы, благодаря чему изменилась сама идея государственности.
Церковная реформа привела к централизации власти в руках монарха и становлению церкви на службу царю и государству. Эти события привели к ослаблению церкви, ослаблению влияния религии на умы людей, понижению авторитета церкви, что существенно повлияло на последующее положение вещей, особенно в деле воспитания молодого поколения.Поэтому основной темой моей работы является секулярный мир и религиозность, связь светской жизни и веры, религия и молодежь, их взаимосвязь. Целью является попытка осмысления последствий реформ Петра I,их влияние на жизнь россиян спустя три века, вопросы сохранения духовности в современном мире, духовное воспитание молодежи, роль религии в этом процессе.
Церковная реформа Петра I, создание Святейшего Синода
Со второй половины XVII века общее направление развития государственного строя в России заключалось в переходе от самодержавия с боярской думой, от сословно-представительной монархии к абсолютизму, при котором верховная власть в государстве над всеми сферами общества принадлежит монарху. В этих условиях встал вопрос о подчинении государству церкви, как идеологической силы, и секуляризации церковных земель в пользу государства. После смерти патриарха Иоакима Петр I поставил патриархом Адриана (1690 – 1700). Когда спустя 10 лет и его не стало, Петр не дал выбирать патриарха, введя вместо этого должность местоблюстителя патриаршего стола. Эту должность с 1700 по 1721 годы занимал Стефан Яворский.В 1721 году был издан Духовный регламент – закон в форме манифеста, определявший правовое положение РПЦ[1]. Этот документ, обосновавший необходимость отказа от патриаршества и введения синодальной модели управления церковью, закрепил основные положения церковной реформы Петра и основы Церкви вплоть до революции. По этому регламенту государственным органом управления церковью стала Духовная коллегия, впоследствии преобразованная в Святейший Правительствующий Синод. СПС заменил собой патриарха, а также соборы всех епископов поместной церкви. Синодом управлял Обер-прокурор – светское лицо, представитель императора, который контролировал все процессы[3]. Таким образом, Церковь была поставлена под контроль и на службу государству.Если Петр I к православной церкви относился благосклонно, то к другим верованиям и религиям у него отношение было похуже. Именно Петру I принадлежат первые инициативы по научному изучению ислама, переводу и изданию Корана в России. В контексте своей восточной политики Петр I предпринял целую серию мероприятий, положивших начало систематическому изучению мусульманского Востока.По его приказу в 1716 г. в Петербурге был напечатан первый перевод Корана на русский язык, выполненный неизвестным переводчиком[2]. Но, к сожалению, все эти мероприятия были проведены им скорее с целью дискредитации ислама в глазах русскоговорящего населения, показать, что только православная вера является единственно правильной и государственной религией для России. После Петра I, во времена дворцовых переворотов правители России пошли в наступление против ислама, лишь мудрая политика императрицы Екатерины II в отношении подданных своей империи поменяло отношение к мусульманам. Но ею тоже была продолжена политика секуляризации по отношению к исламу, мусульманское духовенство было поставлено на службу государству и взято под контроль, подвергалась регламентированию вера.Особенно жестокие гонения на веру, религию начались и проводились после революции 1917 года, во времена советской истории, но это совсем другая история.
Религия и молодежь в современной России
Как же повлияли на вопросы религии, религиозности населения России все эти реформы, потрясения? Особенно это актуально в вопросах веры среди подрастающего поколения и молодежи. Почему именно мы рассматриваем их? Потому чтоболее трети населения нашего государства – это молодежь. Именно современная молодежь будет носителем культуры, в том числе и религиозной в ближайшее время. Более старшее поколение от них все же немного отличается. Сегодня молодёжь России - это почти 30 % от общей численности населения страны. Молодость – период социальной активности личности. Молодежь старшего школьного возраста и студенческая молодежь - духовный и интеллектуальный потенциал страны. Все наше общество и его часть - молодежь развиваются в условиях господства и официального приоритета секулярного мировоззрения. По одному из определений, в социологии секуляризация - это процесс принижения роли религии в жизни общества. И как итог - молодежь становится объектом пропаганды потребительского общества, вседозволенности, культа распущенности, насилия, жертвой распространения алкоголя, табакокурения и наркотиков.
В условиях секулярного общества средством спасения, и эффективной поддержки молодежи является ее духовное образование, приобщение к богатству мировых религий и их культурной традиции.
У основной массы российской молодежи не сформированарелигиозность, т.к. и у их родителей она отсутствует. Особенно это заметно, когда в школе родителям обучающихся предлагают выбирать курсы ОРКСЭ, большинство старается выбрать модуль светской этики, как будто знания о мировых религиях будет заразна, вредна для их детей.По мне – так надо ввести обязательный курс изучения в школе истории, ценностей мировых религий, или отдельных, в зависимости от регионов и пожелания родителей. Выбор не должен состоять между светским и религиозным, а между религией и религией. Но это моё сугубо личное мнение.Религиозное мировоззрение у значительной части молодых верующих – особенно тех, кто склонен, следуя своеобразной «моде», к внешней, показной религиозности - отличается размытостью, неопределенностью, отсутствием ясного содержания.Давайте сами задумаемся о сложившейся ситуации. У многих есть бабушки и дедушки,да и родители которые ходят в церкви, мечети, соблюдающие религиозные обряды. Кто слышал от них «Не делай так, а то боженька накажет». Они учат своих детей, что не надо делать, а что желательно, поэтому молодежь все еще есть в храмах. Но редко кого туда тащили волоком, сами шли. Да и Библию, Коран никому на ночь не читали, как то само получается, что молодежь интересуется религией сама по себе. Кое-что они переняли у старшего поколения без особого давления с их стороны. Значит нам это надо. Народ сохранил веру через многие испытания, выдержал проверку советской атеистической эры.Но та ли эта религиозность, которую нам проповедуют религии? Религии предписывают человеку определенные нормы поведения и ограничения. Чтобы следовать какому-то из вероисповеданий, требуются усилия длиной в жизнь. Потому что, по-моему, вера - это образ жизни. Как правило, каждое из религий считает свои нормы лучшими, единственно спасительными и верными. Сейчас же в молодежной среде происходит любопытная трансформация. Во время сессии некоторые студенты бегут в церковь, мечеть, чтобы поставить свечку, дать милостыню, для успешной сдачи экзаменов. Затем они возвращаются к своей беспечной жизни, где нетместа Богу, где все так удобно, привычно и обыденно.Отношение к религии перестало быть чем-то высоким, таинственным, высокодуховным. Так было во времена языческих богов, их пытались задобрить на удачу, счастье, любовь, избавление от болезней. Молодежь начинает себя вести благочестиво лишь в критические моментыжизни и считают себя верующими, при этом при повседневной жизни не соблюдая духовныхканонов, запретов, предписаний, норм приличия и морали.Молодое поколение отмечает в религии прежде всего «красоту». Для молодежи венчание, никак – красивый обряд, и сегодня они становятся все более и более популярным. Для этого расходуются большие средства, лишь чтобы красиво выглядеть во время венчания, никаха, фотосессии. Другой момент – венчание якобы «делает брак крепче», это обряд «на всякий случай», «на удачу». Впрочем, как показывает статистика, браки по религиозным правилам столь же легко распадаются,как и браки без венчания.
Для молодежи религия становится частью некой новой культуры. Причем часто многое заимствуется у западных традиций. К примеру, стремительно сделались «своими» на российских просторах День Святого Валентина, Хэллоуин, и день Святого Патрика. Об этих праздниках спорят, духовенство называет их «кощунственными», а для молодежи они – лишь повод для очередной вечеринки. Получается, религия стала прагматичной, хотя на мой личный взгляд она такой и была, только изменилась цель. Сейчас это для того, что это «хорошо» само по себе. Не результатом ли реформ, начатых Петром I, и религиозных гонений советской эпохи является положение «неверующего Фомы» современной молодежи? Возможно, многие из нынешнего молодого поколения придут к вере, со временем, через трудности, но время будет упущено, так как им самим надо будет воспитывать таких же неверующих, не боящихся ни Бога, ни черта новое поколение…
Список использованных источников:
Рисуем ананас акварелью
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Девочка-Снегурочка
Золотая хохлома
Валентин Берестов. Аист и соловей