Результатом работы стала "Книжка - малышка" по теме проекта
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_starinnye_mery_dliny.docx | 451.81 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№5»
Проект
Старинные меры измерения
Номинация: индивидуальный проект
Работу выполнили:
учащаяся 4А класса
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»
Плотникова Ярослава Игоревна
Научный руководитель:
Попова Елена Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»
г.Черногорск, 2021г
Содержание
1. Введение………………………………………………………………3
2. Основная часть……………………………………………………… 5
2.1.Паспорт проекта…………………………………………………… 5
2.2.Этапы работы над проектом……………………………………… .5
3. Заключение……………………………………………………………9
4. Библиографический список………………………………………… 10
5. Приложение……………………………………………………………11
Невозможно представить себе жизнь человека, который не проводит измерений. Мы школьники часто выполняем различные измерения. Люди таких профессий как: строители, архитекторы, портные постоянно выполняют различные измерения. На уроке математики, мы изучали тему «Величины измерения». Наша учительница Елена Николаевна задала вопрос: «На сколько точны измерения сейчас? А в старину?». Мы не торопились с ответом, а подумав, ответили, что скорее всего в старину были другие единицы измерения. И оказались правы.
Вскоре на уроке литературного чтения нашли тому подтверждение. Читая «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкина, меня заинтересовал отрывок:
Между тем, как он далеко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин…..
Я задумалась, а что это за единица измерения «аршин»? Почему мы не используем старинные единицы измерения в наше время? Перед нами встал вопрос: «Насколько точны были меры измерения в старину?» Ведь сейчас мы (школьники) не задумываясь производим различные измерения. С современными единицами измерения длины мы знакомы. Они удобны и понятны. Учитель рассказала нам о старинных мерах измерения, но мне захотелось узнать про них более подробно.
Актуальность проекта
Нельзя представить себе жизнь человека, который не производил бы какие-нибудь, хотя бы самые простые, измерения. «Без меры и лаптя не сплетешь» - говорит русская пословица.
Даже для первобытного человека, строившего себе жилище, изготовлявшего простейшие орудия и посуду, применение мер длины, веса и объемов было необходимо. Первым счетным прибором человека были пальцы рук и ног. Те же пальцы, руки, ноги и другие части тела послужили образцами для создания первых мер длины.
Старинные русские меры, такие как длина, площадь, объем, меры денежного обращения встречаются в учебных пособиях, литературных и исторических произведениях, пословицах, поговорках, математических задачах. И чтобы правильно трактовать текст, мы должны иметь представление о том, какие мерные единицы были на Руси и в каком отношении они находились друг с другом.
Елена Николаевна предложила нам совместно с ней собрать интересные сведения о старинных мерах измерения, создать свою книжку с заданиями и справочным материалом по выбранной теме. Так возникла идея создать проект.
Цель нашего проекта: создание книжки – малышки по теме «Старинные меры измерения».
Задачи:
1.Углубить знания о старинных единицах измерения.
2 .Собрать интересные сведения о старинных единицах измерения.
3. Изучить взаимосвязь старинных единиц измерения с современными.
4. Проследить отражение старых мер в русском фольклоре, с целью выяснения и уточнения величин, используемых в данном произведении.
5. Подобрать задачи по теме «Старинные меры измерения».
Для реализации поставленных задач мы выбрали следующие методы и средства:
- Сбор информации. Теоретический и практический анализ информации различных источников.
- Изучение и обобщение полученного материала.
- Наблюдение за разнообразными способами определения меры измерения.
- Индивидуальная работа по созданию книжки- малышки «Старинные меры измерения»
- Анализ.
2.1. Паспорт проекта:
2.2 Этапы работы над проектом
1 этап | Подготовительный |
2 этап | Организация проектной работы (основной) |
3 этап | Представление готового продукта (книжки) |
4 этап | Оценка процессов и результатов работы |
- работа по сбору информации;
- работа с различными ресурсами;
- сбор и систематизация материалов;
- оформление материалов.
В течении первой недели мы с учителем разработали план:
время | Практическая работа | Результат |
1 неделя 04.10.21- 10.10.21 | На этой недели работали с разными источниками: словарями, энциклопедиями, литературными произведениями; была составлена подборка лучших поговорок, пословиц, крылатых выражений, афоризмов о времени (Приложение «Книжка-малышка») | Глава 1-7 для книжки-малышки |
2 неделя С 11. 10.21 – 17.10.21 | В течении этой недели мы отвечали на вопросы: как всё начиналось? для чего люди придумали меры измерения?как люди раньше проводили измерения? Нужно обратиться к истории.Собрали интересные сведения о способах измерения. Представили историческую справку в виде презентации «Старинные меры измерения» | Презентация «Старинные меры измерения» |
3 неделя С 18.10.21- 24.10.21 | На этой неделе мы с родителями исследовали различные виды старинных мер измерения. Сравнивали на себе. Пришли к выводу, что у каждого человека получилась своя мерка. Подготовила выступления на тему «Русские старинны меры измерения» для курса внеурочной деятельности «Почемучка» (Приложение Книжка- малышка) | Выступление на тему «Русские старинные меры измерения» для курса внеурочной деятельности «Почемучка» |
4 неделя С 19.10.21-25 | Мы работали с разными источниками: научной литературой, справочниками, учебниками «Математика», ресурсами Интернет; составили подборку заданий по теме проекта. | книжка - малышка «Старинные меры измерения» |
5 неделя С 25.10.21-31.10.21 | На этой неделе мы оформляли книгу, распечатывали, брошюровали. (Приложение) | книжка - малышка «Старинные меры измерения» |
Выбор материалов и инструментов для книжки – малышки «Старинные меры измерения»
Для изготовления нам понадобились:
Составление технологической карты
Задача работы: изготовить книжку – малышку «Старинные меры измерения», использовать как справочный материал для урока математики.
№ п/п | Последовательность выполнения операции | Инструменты и приспособления |
1. | Подготовить материал к работе, сделать эскиз | всё выше перечисленное |
2. | Вырезаем из картона основу для книги | ножницы, плотная бумага |
3. | Украшаем обложку книги | Работа в программе Word |
4. | Оформляем книжку - малышка. | Папка, мультифоры |
№ | Материал | Стоимость |
1. | Картон | 1 пачка 35 рублей |
2. | Писчая бумага | 250 рублей - пачка |
3. | Папка,файлы | 30 рублей |
Итого общие затраты составили: | 315 рубль |
Результат: при использовании различных материалов мы создалиизготовить книжку–малышку «Старинные меры измерения», которую можно использовать как справочный материал для урока математики при изучении темы: Старинные меры измерения.
3. Представление готового продукта
-Подборка лучших поговорок, пословиц, крылатых выражений, афоризмов о времени;
- Создание презентации «Старинные меры измерения» и выступление с ней на занятии курса внеурочной деятельности «Почемучка» .
4. Оценка процессов и результатов работы
- доработка проекта с учётом замечаний и предложений
- сделать выводы.
Подводя итоги работы, можно сказать, что: мы добились поставленной цели, узнали много нового, создали книжку-малышку, которую можно использовать как справочный материал для урока математики при изучении темы: Старинные меры измерения и другие.
Единицы измерений сегодня удобны, лаконичны и понятны. Мир меняется, меняемся и мы, но знания дают нам нужную структуру для понимания духовного мира нашего народа в далёком прошлом.
Выход проекта(конечный продукт):
Книжка-малышка.
Данный проект – это деятельность, которая позволила мне проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично свой достигнутый результат.
Вывод: на наш взгляд, каждый человек должен знать и современные меры измерения и старинные. Не зная прошлого нельзя понять настоящее.
Использованные источники и литература
1.Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 4-ого класс В 3-х частях. - М.: Баласс, 2013.
2.Депман И.Я. Мир чисел: Рассказы о математике .- Л.: Дет. лит., 1982.
3.Романовский Б.В. С метром по векам -Л.: Дет.лит., 1995.
4.Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В.П. Аникина. М.: Художественная литература, 1988.
5. Соловьев В. История России для детей и взрослых – М., «Белый город», 2007
Сайты в Интернете:
2. http://www.aggregateria.com/L/levorukost.html
3. http:// festival.1september.ru/articles/566371/
Воздух - музыкант
Разноцветное дерево
Что общего у травы и собаки?
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Учимся ткать миленький коврик