Представленный на рецензию итоговый индивидуальный проект представляет собой исследование по изучению традиции бального искусства в классических произведениях русских писателей и продолжение этих традиций при подготовке и проведении Пушкинских балов школы №10
Тема исследовательской работы актуальна, поскольку проведения балов вызывает интерес у молодого поколения. Бал является неотъемлемой частью эстетического воспитания молодых людей, развивает их общую культуру, вызывает интерес к русской истории и литературе, дает возможность окунуться в эпоху 18-19 веков.
В процессе выполнения работы обучающаяся показала свободное владение предметом проектной деятельности, способность самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения, инициативность, грамотность в изложении материала, мобильность в поиске и отборе необходимого материала, что свидетельствует о высоком уровне сформированности метапредметных УУД.
Содержание работы соответствует целям и задачам исследовательской работы. Работа включает в себя введение, теоретическую часть, состоящую из двух глав, практическую часть, заключение, список источников информации, приложение.
Во введении указывается актуальность исследования, ставятся цель и задачи, выдвигается гипотеза.
В теоретической части первой главы исследуется история бального искусства в мировой и русской культуре. Во второй главе теоретической части анализируются произведения русской классической литературы (А. Пушкин роман «Евгений Онегин», Л. Толстой рассказ «После бала» и роман «Война и мир»), в которых содержатся сцены изображения русского бала как художественного средства, характеризующего светское общество 19 века, его нравы, обычаи и традиции.
В практической части проекта описывается собранный материал, связанный с подготовкой и проведением Пушкинского бала в школе № 10. Анализируется роль этого мероприятия в эстетическом воспитании старшеклассников, формировании любви к русской истории и литературе.
Завершается работа выводами, в которых излагаются результаты исследования и подтверждение гипотезы.
Результатом работы является разработанный сценарий Пушкинского бала. Сценарий представлен в приложении к проекту. Работа имеет практическую направленность, сценарий проведения бала может быть использован при планировании воспитательной работы с учащимися.
Вложение | Размер |
---|---|
sosurkina_proekt.docx | 45.38 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10 ГОРОДА НОВОАЛТАЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ»
Отзыв
на итоговый индивидуальный проект
Сосуркиной Дарьи,
обучающейся 11 класса,
по теме: «Изображение традиций бала в произведениях русских классиков и в Пушкинских балах нашей школы»
Представленный на рецензию итоговый индивидуальный проект представляет собой исследование по изучению традиции бального искусства в классических произведениях русских писателей и продолжение этих традиций при подготовке и проведении Пушкинских балов школы №10
Тема исследовательской работы актуальна, поскольку проведения балов вызывает интерес у молодого поколения. Бал является неотъемлемой частью эстетического воспитания молодых людей, развивает их общую культуру, вызывает интерес к русской истории и литературе, дает возможность окунуться в эпоху 18-19 веков.
В процессе выполнения работы обучающаяся показала свободное владение предметом проектной деятельности, способность самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения, инициативность, грамотность в изложении материала, мобильность в поиске и отборе необходимого материала, что свидетельствует о высоком уровне сформированности метапредметных УУД.
Содержание работы соответствует целям и задачам исследовательской работы. Работа включает в себя введение, теоретическую часть, состоящую из двух глав, практическую часть, заключение, список источников информации, приложение.
Во введении указывается актуальность исследования, ставятся цель и задачи, выдвигается гипотеза.
В теоретической части первой главы исследуется история бального искусства в мировой и русской культуре. Во второй главе теоретической части анализируются произведения русской классической литературы (А. Пушкин роман «Евгений Онегин», Л. Толстой рассказ «После бала» и роман «Война и мир»), в которых содержатся сцены изображения русского бала как художественного средства, характеризующего светское общество 19 века, его нравы, обычаи и традиции.
В практической части проекта описывается собранный материал, связанный с подготовкой и проведением Пушкинского бала в школе № 10. Анализируется роль этого мероприятия в эстетическом воспитании старшеклассников, формировании любви к русской истории и литературе.
Завершается работа выводами, в которых излагаются результаты исследования и подтверждение гипотезы.
Результатом работы является разработанный сценарий Пушкинского бала. Сценарий представлен в приложении к проекту. Работа имеет практическую направленность, сценарий проведения бала может быть использован при планировании воспитательной работы с учащимися.
Рекомендации: итоговый индивидуальный проект Сосуркиной Дарьи по теме: «Изображение традиций бала в произведениях русских классиков и в Пушкинских балах нашей школы» отвечает требованиям, предъявляемым к исследовательским работам, и рекомендуется к защите.
Работа заслуживает отметки «5».
Дата
Подпись руководителя
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Новоалтайска Алтайского края»
«Изображение традиций бала в произведениях русских классиков и в Пушкинских балах нашей школы»
Автор:
Сосуркина Дарья,
ученица 11 класса
МБОУ СОШ № 10 г.Новоалтайска Алтайского края
Руководитель:
Колпакова О.Г.
Учитель русского языка и
литературы
Почтовый адрес школы:
658080, г. Новоалтайск,
Ул. Коммунистическая, д. 4
Новоалтайск, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………..… 3
1. Теоретическая часть……………………………………………4
1.1 История бала…………………………………………………..4
1.2 Бал в произведениях русских писателей…………………….6
2. Практическая часть………………………………………….….9
2.1 Пушкинский бал…………………………………………….....9
Заключение……………………………………………..………....11
Список литературы……………………………………………….12
Приложение……………………………………………………….13
Введение.
Причина выбора темы:
Пушкинский бал одно из самых ярких событий в жизни нашей школы. Очевидно, только в 10 школе существует традиция проведения бала. Мне захотелось больше узнать о бальном искусстве и истории проведения бала.
Актуальность:
В наше время балы — это редкость, но сейчас проведения балов вызывает интерес у молодого поколения. Бал является неотъемлемой частью эстетического воспитания молодых людей, развивает их общую культуру, вызывает интерес к русской истории и литературе, дает возможность окунуться в эпоху 18-19 веков.
Гипотеза:
Я предполагаю, что традиции бального искусства, о которых мы узнаем на страницах русских классиков, не ушли в прошлое, а продолжают существовать и развиваться, они интересны современной молодежи.
Цель:
Изучить традиции бального искусства в классических произведениях русских писателей и проследить, как они продолжаются в проведении Пушкинских балов нашей школы.
Задачи:
Объект: бальное искусство 19 века
Предмет: Пушкинский бал нашей школы
Методы:
Теоретическая часть
Глава 1. История бала.
История бала.
Бал — это торжественное мероприятие, на котором присутствовали лица обоих полов для танцев, общения и приятного времяпрепровождения.
Принято считать, что самый первый бал в истории был дан в 1385 году в городе Амьене по случаю бракосочетания Карла VI c Изабеллой Баварской. Что касается России, то первое подобие бального мероприятия состоялось в мае 1606 года на свадьбе Лжедмитрия I и Марины Мнишек. Позже в 1717-1718 годах начинали проводить празднования, максимально похожие на бал. Назывались такие увеселительные вечера ассамблеями. Петр Первый позаимствовал эту идею для того, чтобы внести в Россию европейские обычаи, а также для проведения общего досуга. Со временем ассамблеи были заменены на классические балы и балы-маскарады. Свой расцвет балы получают в XIX веке. Каждый год в Москве и Санкт-Петербурге проводится свыше 1000 балов. Даже в маленьких городах, хоть и не в таком большом количестве, проводилось данное мероприятие. Обычно сезон балов начинался с поздней осени и продолжался весь зимний период. Связано это было с тем, что весной и летом большинство людей уезжало в провинции (где чаще всего проводились общественные балы), а к осени все возвращались в города. Принято считать, что существовало 2 категории балов: общественные и придворные.
Общественные балы не являлись официальными, поэтому их мог организовать любой желающий. На придворных балах присутствовал император, его свита и представители знатных семей. Такие балы чаще всего проводились в Санкт-Петербурге и Москве.
Архитектура зала.
На балах всегда присутствовало большое количество людей. В Московских залах их численность порой достигала до 5 тысяч человек. Это лишний раз доказывает популярность балов XIX в веке. Именно поэтому архитекторы усердно работали над планом проектировки залов. Они должны были быть просторными или хотя бы создавать такой эффект. Для этого архитекторы использовали золотые и белые цвета. Также серебряная поверхность зеркал, размещавшихся в большом количестве на стенах зала, иллюзорно увеличивала пространство. Существенным элементом интерьера был паркет с определённым рисунком в виде двойных кругов. Ещё довольно широко использовались колонны. Они позволяли открыть проемы и создавать больше пространства между парадными комнатами. Иногда для освещения залов люстр и канделябров было недостаточно. Поэтому дополнительно сооружались специальные пирамиды, на которые могло быть установлено до трех тысяч свечей. Очень важно было установить свечи строго вертикально, чтобы расплавленный воск не капал на гостей.
Бальная мода 19 века.
Бальный внешний вид строго регламентировался. На кавалерах должны были быть смокинг, костюм или фрак. Чаще всего мужчины выбирали черный цвет для одежды, хотя другие цвета также приветствовались. Военные надевали парадные мундиры, которые соответствовали их полкам. Офицеры никогда не танцевали с оружием и шпорами, их оставляли в передней. Основными украшениями служили запонки и пуговицы из золота, серебра или драгоценных камней. Часы носили либо на короткой цепочке с брелоками, висящей из жилетного кармана, либо на длинной цепочке, которую надевали через голову. На ногах у мужчин были ботинки, военные могли позволить себе сапоги. Также обязательным атрибутом кавалеров были белые перчатки. Категорически запрещалось танцевать без перчаток! Мужчинам без перчаток дамы имели полное право отказать в танце. Хотя во время ужина и игр в карты перчатки снимали и кавалеры, и дамы.
У девушек с гардеробом всё было ещё сложнее. Во-первых, дамы надевали платье только на один вечер, в крайних случаях на два. Во-вторых, фасоны платьев зависели от моды, тематики бала, а также от предпочтений девушки. В XIX веке стили платьев были абсолютно разными: начиная с греческого и заканчивая рококо. Тем не менее, классикой оставались длинные платья пастельных цветов (наиболее популярным был цвет слоновой кости). Стоит отметить, что плечи и шея дам должны быть оголены. На ноги надевали мягкую обувь без каблуков. Как правило, косметику не использовали, разрешалось пользоваться только пудрой в умеренном количестве. Причёски были скромные и простые, но практичные: убранные волосы, иногда с лёгкими кудрями. Нередко на голове присутствовали украшения в виде цветов и драгоценностей. Цвет драгоценных камней должен был соответствовать цвету платья. Например, жемчуга и бриллианты выбирали к розовым тканям, а сапфиры и бриллианты- к голубым тканям. Единственное, кольца и браслеты были нежелательны, так как у девушек были длинные перчатки, доходившие до локтя. Что касается атрибутов, то у дамы обязательно имелись при себе веер и карне. Веер был не просто аксессуаром, позволяющим навевать на себя прохладу, этот атрибут также являлся средством общения дам с кавалерами. Существовал даже тайный язык жестов, который назывался «язык веера». Бальная книжка (карне) была очень важным женским аксессуаром. В саму книгу девушки записывали имена кавалеров и танцы, обещанные им.
Танцы на балу.
Танцы являлись неотъемлемой частью бального вечера. Уметь танцевать должен был каждый, поэтому с ранних лет детей обучали танцам наравне с другими предметами. Как правило, бал открывался торжественным полонезом, в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь занимались другими делами. Правда во второй половине XIX века полонез иногда исполняли в конце бала, тогда начинались танцы с вальса. Остальные же танцы чередовались по определённым бальным программам. Например, бальная танцевальная программа 1874 года включала в себя: полонез, вальс, польку, лансье, галоп, франсез, котильон.
Глава 2. Бал в произведениях русских писателей.
Александр Сергеевич Пушкин роман в стихах “Евгений Онегин”.
Отрывок из пушкинского произведения раскрывает нам подробности проведения балов. Самыми блестящими были балы в городе Санкт-Петербург, на них присутствовала вся петербургская знать. Пушкин пишет: “…Полна народу зала…”. Традиционным танцем была мазурка, которую исполнял полковой оркестр, ведущими инструментами были фагот и флейта:
”…Музыка уж греметь устала; Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум и теснота…
…Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума…
«…Ах, новость, да какая!
Музыка будет полковая!
Полковник сам её прислал.
Какая радость: будет бал!..
…Вдруг из-за двери в зале длинной
Фагот и флейта раздались.”
Кроме того, описывая бал, Пушкин характеризует светское общество, используя иронию и говорящие фамилии героев. Здесь и Харликова-невеста переспелых лет, танцор Буянов и дама Пустякова:
“Подходит к Ольге Петушков,
К Татьяне Ленский; Харликову,
Невесту переспелых лет,
Берёт тамбовский мой поэт,
Умчал Буянов Пустякову,
И в залу высыпали все,
И бал блестит во всей красе…»
Все они вызывают у Онегина раздражение и негодование, и он решает отомстить Ленскому за то, что он пригласил его на бал. Этот бал полностью изменил ход событий романа. Именно здесь Онегин танцевал с Ольгой Лариной, что впоследствии привело к дуэли между ним и Ленским.
Лев Николаевич Толстой роман “Война и мир”
В своих произведениях Лев Никоваевич Толстой уделял балам особое внимание, знакомя читателей со всеми деталями проведения бала. В эпизодах с балами Толстой раскрывал истинную красоту человека, идущую из сердца.
В романе «Война и мир» Лев Николаевич придавал особое значение первому балу Наташи Ростовой. Он превосходно передал все её чувства и переживания во время бала: восторг, ощущение радости, счастья, восхищения, ожидание чуда.
“Он предложил ей тур вальса. То замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой. «Давно я ждала тебя», – как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из‑за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея.”
На балах исполняли вальс, который являлись неотъемлемой частью вечера. Уметь танцевать должен был каждый, поэтому с ранних лет детей обучали танцам.
“Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от нее делали свое дело, а лицо ее сияло восторгом счастия…. После князя Андрея к Наташе подошел Борис, приглашая ее на танцы, подошел и тот танцор‑адъютант, начавший бал, и еще молодые люди, и Наташа, передавая своих излишних кавалеров Соне, счастливая и раскрасневшаяся, не переставала танцевать целый вечер.”
Толстой описывает детали бального костюма: белые дымковые платья, шелковые ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками.
“На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых шелковых чехлах, с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны a la grecque. Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно старательно, по‑бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены.”
По её приготовлениям к балу можно понять, что бал для неё был очень важен, ведь она стала частью светского общества. Здесь она встречает свою первую любовь князя Балконского, к которому испытывает необыкновенные чувства, перевернувшие ее жизнь.
Лев Николаевич Толстой рассказ “После бала”
В рассказе Льва Николаевича Толстого «После бала» описание бала играет ключевую роль.
“Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского. Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду — танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было, всё с Варенькой. …Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми à la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах…Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них…”
Главный герой, от лица которого ведется повествование, счастлив на балу, он “пьян любовью” к молодой обворожительной девушке Вареньке, он танцует с ней до упаду кадрили, вальсы, польки. С восторженным умилением наблюдает за отцом Вареньки, военным полковником.
Описание бала и его участников в этом рассказе дополняют наши знания о бальном искусстве. Однако после бала происходит разочарование главного героя, так как милый военный, любящий отец оказался жестоким, беспощадным распорядителем наказания провинившегося солдата.
“Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад — и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падая наперед — и тогда унтер-офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад. И не отставая от него, шел твердой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был ее отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.”
В этом были одновременно красота и уродство балов. С одной стороны, на них люди показывали себя порой с новой, никому неизвестной стороны, которая помогала людям раскрыть их внутренний мир. Но с другой, никто не знал, что скрывалось в душе, прикрытой симпатичным образом.
Итак, изучив произведения русских классиков, мы познакомились с традициями бального искусства.
Практическая часть.
Глава 1. Пушкинский бал
Пушкинский бал - традиционное осеннее мероприятие, которое проводится в нашей школе с 2001 года. Бал изначально проходил 19 октября, в день открытия Царскосельского лицея, где, как известно, учился Александр Сергеевич Пушкин. И все мероприятия, предшествовавшие балу, связаны с именем поэта. Это и капустники, и различные викторины, инсценировки, классные часы, посвященные А. С. Пушкину и его эпохе.
Поскольку это бал, он включает, в первую очередь, исполнение бальных танцев. В течение месяца обучающиеся школы, начиная с учеников 8 класса и до одиннадцатого, разучивают движения и рисунок традиционных бальных танцев 19 века: мазурка, вальс, полонез, менуэт, полька, полька–галоп, падеграс. Конечно, у кого-то это получается лучше, особенно у тех, кто не первый год участвует в Пушкинском бале. Те же, кто выступает впервые, имеют более скромные результаты. Поэтому обычно готовится два или три состава участников: в зависимости от возраста и уровня подготовки самих участников.
Так же репетируем исполнение романсов на стихи поэтов 19 века:
“Я вас любил” А. С. Пушкин;
“А напоследок я скажу” Б. А. Ахмадулина;
“Гори, гори, моя звезда” В. П. Чуевский;
“ На заре ты ее не буди” А. А. Фет;
“Дорогой длинною” К. Н. Подревский
И множество других. Именно эти романсы исполняли на балах времен Толстого, Лермонтова и Пушкина.
Каждый класс выбирает театральные миниатюры по произведениям классиков русской и всемирной литературы:
“Горе от ума” А. С. Грибоедов;
“Ревизор” Н. В. Гоголь;
“Недоросль” Д. И. Фонвизин;
“Притворная неверность” А. С. Грибоедов;
“Лошадиная фамилия” А. П. Чехов.
А также сцены из произведений И. В. Тургенева, А. Н. Островского, У. Шекспира, Мольера
При подготовке участники учат стихотворения Пушкина разных периодов его творчества.
Так же в подготовку входит оформление сцены, чтобы создать атмосферу эпохи 19 века. На сцене стоит старинный рояль с портретом Александра Сергеевича Пушкина, импровизированная под старину мебель, колонны, как необходимый атрибут архитектуры дворянских домов, дворцов где проходили балы.
На генеральной репетиции прогоняют полностью весь бал, начиная с выхода-полонеза, заканчивая театральными постановками.
В конце октября проходит сам бал. На него приглашаю родителей, съемочную группу и фотографа.
Сами участники одеваются в традиционные бальные наряды. Девушки в длинных платьях, украшенных бисером, цветами, пайетками. На ногах обязательно должны быть балетки. При себе нужно иметь веер, необходимый атрибут бального танца, позволяющий навевать на себя прохладу, а также общаться с кавалерами. Также каждая девушка старается сделать прическу по моде того времени.
Юноши должны быть в классических брюках и белых рубашках.
Бал начинается с торжественного полонеза, дальше чередуются танцы и составы, между танцами проводятся игры, котильоны (3 вида: карточные, ленточный и со сменой партнёра), чтение стихов и театральные постановки, гадание на произведении «Евгений Онегин», менуэты (2 вида: обычный и с веерами)
Кроме танцев в программу бала входят поэтическая дуэль стихов Пушкина и о Пушкине, исполнение романсов и других музыкальных произведений, театральные миниатюры по произведениям классиков российской и всемирной литературы, различные игры.
По традиции выбирается король и королева бала, предыдущие победители передают корону.
Мероприятие всегда привлекает много родителей обучающихся, главной задачей мероприятия является формирование любви к Родине, ее культуре и истории.
Заключение.
Я рассмотрела произведения русской классической литературы, традиции бального искусства, костюмы, бальные танцы. Собрала материал по проведению Пушкинского бала в нашей школе и пришла к выводу, что бальное искусство не утрачено, оно продолжает развиваться и быть интересным для молодых людей. Подтверждением этого является проведение балов в нашей школе. Таким образом моя гипотеза о том, что что традиции бального искусства, о которых мы узнаем на страницах русских классиков, не ушли в прошлое, а продолжают существовать и развиваться, они интересны современной молодежи, подтвердилась. И в качестве продукта моего исследования я предлагаю сценарий проведения Пушкинского бала.
Источники информации:
Приложение.
Сценарий Пушкинского бала
Бал является неотъемлемой частью эстетического воспитания молодых людей, развивает их общую культуру, вызывает интерес к русской истории и литературе, дает возможность окунуться в эпоху 18-19 веков.
Цель: пробудить интерес к культуре прошлого, русской классической литературе, возродить лучшие формы общественной жизни, способствующие повышению общей культуры личности.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, мебель под старину (старинный рояль, венские стулья, стол с ажурными ножками и т.д), декоративные цветы, элементы интерьера 19 века (колонны, свечи и т.д.), проекция бала 19 века.
Внешний вид участников бала:
Юноши должны быть в классических брюках и белых рубашках.
Девушки в длинных платьях, украшенных бисером, цветами, пайетками. На ногах обязательно должны быть балетки. При себе нужно иметь веер, необходимый атрибут бального танца, позволяющий навевать на себя прохладу, а также общаться с кавалерами. Волосы должны быть прибраны.
Кульминация:
Кульминацией бала является появление Пушкина, он читает стихотворение «Здравствуй, племя младое, незнакомое!». Появление сопровождается песнями и плясками цыган.
Гадание:
Приглашается несколько человек, им выдается роман Александра Сергеевича Пушкина “Евгений Онегин”. Люди из зала называют страницу и номер строчки. Это читается вслух, как предсказание.
Танцы, исполняющиеся на балу:
Выбор короля и королевы бала:
Выбор делает администрация школы, библиотекарь, король и королева бала прошлого года по определенным критериям:
Ход мероприятия
1. «Полонез». Музыка: П. И. Чайковский. Полонез из оперы "Евгений Онегин"
2. «Падеграс» 2 состав. Музыка: Л. Моцарт - Менуэт
3. «Вальс» 1 состав. Музыка: Brno Philharmonic Orchestra & Jiří Bělohlávek - Suite from Masquerade: I. Waltz
4. «Мазурка» 2 состав. Музыка: London Festival Orchestra - Swan Lake Suite, Op. 20: Mazurka.
5. Театральная миниатюра
6. Чтение стихотворения Пушкина
7. «Карточный котильон»
8. «Менуэт с веерами». Музыка: Dagmar Joshi - Who Laughing Now
9. «Полька-галоп» 1 состав. Музыка: Tik-Tak-Polka op. 365 - Johann Strauss II
10. Театральная миниатюра
11. Угощение мороженным
12. «Вальс» 2 состав. Музыка: Patrick Fiori & Julie Zenatti - Ces diamants-là
13. Чтение стихотворения Пушкина
14. Чтение стихотворения Пушкина
15. «Мазурка» 1 состав. Музыка: London Festival Orchestra - Swan Lake Suite, Op. 20: Mazurka.
16. «Полька» 2 состав. Музыка: Robert Stolz & Berlin Symphony Orchestra - Musen-Polka, Op. 147.
17. Гадание на романе Александра Сергеевича Пушкина “Евгений Онегин”.
18. «Менуэт»
19. «Ленточный котильон»
20. «Падеграс» 1 состав. Музыка: Л. Моцарт – Менуэт
21. Театральная миниатюра
22. «Полька-галоп» 2 состав. Музыка: Tik-Tak-Polka op. 365 - Johann Strauss II
23. «Полька» 1 состав. Музыка: Robert Stolz & Berlin Symphony Orchestra - Musen-Polka, Op. 147.
24. «Кадриль»
25. «Игра ручеек»
26. «Вальс короля и королевы бала»
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Где спят снеговики?
Рисуем тыкву
Сказка про Серого Зайку
Золотой циркуль