Аннотация к проекту учащейся 3А класса МОУ СОШ №5 УКМО Тинты Анны
Актуальность темы исследования:
На уроке литературного чтения учитель задал прочитать главу «Рассказывает бывалый человек» из повести «Семен Дежнев» Льва Михайловича Демина. В ней говорится о землепроходцах Сибири, которые открывали новые земли. По рассказам землепроходцев: «Обитают в Сибири всякие народы. Оленей разводят, охотятся, рыбу ловят. Носят меховую одежду. Живут в юртах или чумах, крытых шкурами или древесной корой. Ежели не забижать их без нужды, не грабить, уживаются с нашим братом, русскими, мирно».
Мне стало интересно, а жили ли такие народы на Усть-Кутской земле?
К тому же 2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России, в целях сохранения культурных традиций и культурной самобытности всех народов Российской Федерации. Коренные малочисленные народы являются носителями традиционного образа жизни, основанного на единстве человека и природной среды.
Предмет исследования: коренное население Верхнего Приленья.
Цель исследования: узнать какой народ являлся коренным в Усть-Кутском районе и выявить самобытность этого коренного населения.
Задачи исследования:
Гипотеза:
Могу предположить, что определенная народность проживала на территории Усть-Кутского края. Ведь Усть-Кут входит в состав Сибири, значит в Усть-Кутский край также как и в другие сибирские уголки приходили землепроходцы, возможно, здесь они встречали коренное население.
Объект исследования: обычаи и традиции коренного населения Усть-Кутского края.
Методы исследования:
Практическая значимость научно-исследовательской работы заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты позволят использовать их в дальнейшей краеведческой работе.
Вложение | Размер |
---|---|
проект "Эвенки - жители Приленья" | 48.81 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области
Коренное население
Верхнего Приленья – эвенки
Автор: Тинта Анна, 3 класс
Руководитель: Судакова Татьяна Александровна
г. Усть-Кут, 2022 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Эвенки. Территория заселения. ………………………………...5
Глава II. Образ жизни эвенков Верхнего Приленья ……………………6
2.1. Охота……………………………………………………………...……7
2.2. Рыболовство………………………………………………………..….9
2.3. Традиционное жилище эвенков……………………………….……10
2.4. Одежда………………………………………………………………..11
2.5. Питание…………………………………………………………….…13
2.6. Религия………………………………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………...15
Список использованных источников информации………………………17
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы исследования:
На уроке литературного чтения учитель задал прочитать главу «Рассказывает бывалый человек» из повести «Семен Дежнев» Льва Михайловича Демина. В ней говорится о землепроходцах Сибири, которые открывали новые земли. По рассказам землепроходцев: «Обитают в Сибири всякие народы. Оленей разводят, охотятся, рыбу ловят. Носят меховую одежду. Живут в юртах или чумах, крытых шкурами или древесной корой. Ежели не забижать их без нужды, не грабить, уживаются с нашим братом, русскими, мирно».
Мне стало интересно, а жили ли такие народы на Усть-Кутской земле?
К тому же 2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России, в целях сохранения культурных традиций и культурной самобытности всех народов Российской Федерации. Коренные малочисленные народы являются носителями традиционного образа жизни, основанного на единстве человека и природной среды.
Предмет исследования: коренное население Верхнего Приленья.
Цель исследования: узнать какой народ являлся коренным в Усть-Кутском районе и выявить самобытность этого коренного населения.
Задачи исследования:
Гипотеза:
Могу предположить, что определенная народность проживала на территории Усть-Кутского края. Ведь Усть-Кут входит в состав Сибири, значит в Усть-Кутский край также как и в другие сибирские уголки приходили землепроходцы, возможно, здесь они встречали коренное население.
Объект исследования: обычаи и традиции коренного населения Усть-Кутского края.
Методы исследования:
Практическая значимость научно-исследовательской работы заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты позволят использовать их в дальнейшей краеведческой работе.
ЭВЕНКИ. ТЕРРИТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ.
Для решения поставленных задач первым делом я обратилась к источникам сети интернет. В интернете мне удалось найти информацию, о том, что коренным населением нашего края с незапятнанных времен были эвенки.
Эвенки – коренные обитатели Восточного Прибайкалья. В Иркутской области эвенкийские племена расселялись по берегам Байкала, Лены и Ангары (Верхней Тунгуски). В начале 17 века слухи о неведомой реке великой Лене достигли Енисейского острога. По переводам толмачей от пленных эвенков узнали, что река та богата: соболя и другого зверя множество, а река та зовется Элюэнэ. Русские переиначили это название в более простое и созвучное имя Елена. Позднее сократив до Лена. По свидетельству современников, эвенки, которых местные называли «тунгусами», «тáнгусами», были простодушными, доверчивыми, честными, уступчивыми людьми. Русские использовали эвенков как проводников по тайге, охотников и рыбаков.
Как выглядели эвенки? Сухи и тощи, жилисто-мускулисты, рост средний при довольно длинных ногах. Обладают маленькими кистями рук и ступнями ног. Волосы черные, не особенно густые. Глаза карие или совсем темные, лоб низкий, умеренно широкий. Нос небольшой приплюснутый, подбородок широкий, губы несколько толсты, верхняя чуть приподнята. Сдержанные и неприхотливые, довольствуются малым, делятся «последним куском» бескорыстно и весело, в голоде не унывает, в делах осторожны, старательны и способны.
На характер и многие стороны жизни эвенков оказала влияние их легкость передвижения и расселения. Эвенки отличались выносливостью, они очень наблюдательны, могут ориентироваться на необжитой территории. Это народ храбрый, веселый, добрый. Эвенки – большие хлебосолы, но и сами любили подолгу находиться в гостях.
С установлением советской власти жизнь эвенков очень изменилась. Научились строить русские избы, но при этом почти в каждом дворе стоял чум. После Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. многие семьи эвенков кочевали по тайге, в том числе и по территории Усть-Кутского района, но стойбище они устраивали уже на старых, ранее обжитых местах. Появились и оседлые поселения, например, деревня Максимова на речке Купа Усть-Кутского района.
По официальным данным Всеросийской переписи населения 2010 года численность коренных малочисленных народов в Иркутской области составляет 1950 человек, из них 1272 эвенка. По сравнению с данными Всеросийской переписи 2002 года произошло уменьшение численности коренных малочисленных народов Иркутской области, эвенков – 1431 чел. В настоящее время в Усть-Кутском районе эвенки проживают в д. Бобровка, Максимово, Боярск, Омолой.
ОБРАЗ ЖИЗНИ ЭВЕНКОВ.
Эвенки жили родами по несколько семей, затем с течением времени стали объединяться в племена для совместного выпаса скота. Высшим органом управления у эвенков считалось родовое собрание. Один раз в год проводилось собрание всех эвенков-мужчин, где решались все государственные и общественные дела. Здесь же проходили ярмарки, на них съезжались русские купцы, якуты, казахи. На пушнину у якутов выменивали скот, у бурят – металлические изделия, у русских купцов – муку.
Домашние занятия у эвенков делились на мужские и женские. Мужчины занимались охотой, осматривали свои засеки, ямы, капканы, ловушки, самострелы, изготавливали изделия из дерева, кости и металла, делали нарты, лодки - долбленки, лодки - берестянки. Бересту для таких лодок сшивали женщины, отличавшиеся особым трудолюбием. Они выделывали шкуры, шили из них одежду, обувь, из бересты делали посуду, сумки. На женщинах лежали обязанности ухода за детьми, приготовления пищи, поддерживания порядка в чуме и вокруг него. Если у женщины не было детей, она наравне с мужчиной ходила на охоту, могла быть и шаманом.
Жили эвенки в чумах, сделанных из жердей, которые обтягивали оленьими шкурами и берестой. Наверху чума оставляли отверстие для дыма и света. Посреди чума раскладывали очаг. Чум устанавливали очень быстро, причем делали это почти, всегда женщины. Места за очагом напротив входа предназначались для гостей, справа и слева от входа - для хозяйки, дальше – для остальных членов семьи. Был также известен корьевой чум, летом, крытый дерном, зимой – еще и снегом.
ОХОТА.
Охота у эвенков была любимым делом. Русские торговцы ценили пушнину выше всего. Охотились эвенки в одиночку и коллективно. До появления русских эвенки охотились на диких животных – лось, олень, (лось или сохатый— парнокопытное млекопитающее, самый крупный вид семейства оленевых), которые давали мясо и шкуры, необходимые для изготовления одежды и покрытия для чумов. Убив лося или дикого оленя, охотник, освежевав тушу и досыта наевшись мяса, «залабаживал» ее, т.е. укладывал на помост, поднятый над землей на столбах, чтобы зверь не достал добычу. Доставить ее к месту стоянки было делом женщин.
Охота велась по графику, который эвенкам предписывала природа.
Со временем эвенки приручили оленей с помощью соли. Для этого соль помещалась в мешочек с привязанным к нему колокольчиком. Когда соль рассыпали, делая солонцы, звенел колокольчик. Соль постепенно подсыпали все ближе и ближе к чуму. Слыша звон колокольчика, олени уже знали, что им приготовлено лакомство. Так олени стали домашними животными. Олень был главным помощником в быту этих людей. Так как народ этот вел кочевой образ жизни, олень служил средством передвижения. Шкуры его использовались для пошива одежды, а мясо употребляли в пищу.
На мелких пушных зверей охота была развита слабо. В начале 17 века русских поразило то, что лыжи эвенков подклеены шкурой оленя. Для передвижения в зимний период служили лыжи, они были двух видов: подклеенные камусом (шкура с ног оленя от колена и до стопы) и голицы. Лыжи короткие, но широкие. На камусных передвигались по пушистому снегу, при подъеме в гору благодаря шкурам, лыжи не скользили. Голицы использовались уже в весенний период. Привычных нам лыжных палок у эвенков не было. Иногда они брали с собой одну палку с крючком на конце. Она служила не столько для отталкивания, сколько для торможения при спуске с горы. А при подъеме с ее помощью легко цепляться за стволы деревьев и тем самым экономить силы. Для устранения шума при движении некоторые охотники надевали на лыжи чехол из шкуры волка или росомахи.
Для охоты использовались следующие приспособления. Поняга – эвенкийское изобретение, аналог современного рюкзака. Березовая доска с двумя заплечными лямками и с 8-10 ремешками для подвязывания вещей. Кулёма - ловушка для мелкого зверя. Самая простая кулёма – два бревна, одно побольше, другое – поменьше, между ними раскладывалась приманка, соболь, съедая приманку, задевал плаху, верхнее бревно падало и придавливало зверька. Мелкий зверь, попадая в эту ловушку, проходил через нее, тем самым обеспечивалось сохранение молодняка. Слопец – ловушка для птиц.
Оружием на охоте служила пика – каменный или железный наконечник острый с двух сторон. Охотничий нож использовался одновременно как пика и топор, им расчищали дорогу в непроходимой тайге.По-русски, рогатина, по-тунгуски – гида. Существовала пословица: «Чем плохая ружья, лучше гида'». Гида заменяла нож, копьё, топор. Охотились с ней на медведя. Использовали на охоте такое оружие, как пальма – это оружие встречалось только у эвенков. Закаленный нож, длиной 40 см, ширина лезвия была на три пальца. Пальма использовалась в тот момент, когда раненый зверь пытался броситься на охотника. Острие вонзали в горло, а древко длиною до 1,5 метром, на котором держался наконечник, упирали в землю.
Также эвенки применяли лук, колчан и стрелы. Белку стреляли деревянной стрелой с тупым концом, только чтобы оглушить, с целью сохранения шкурки.
Верным помощником охотника являлась собака, которая и след зверя отыщет, и лаем даст знать о местонахождении зверя. Опытная промысловая собака ценилась не дешевле лошади.
С приходом русских у эвенков появилось огнестрельное оружие, которое эвенки выменивали на пушнину. Использовали мерку для пороха, изготовленную из бересты и кожи.
РЫБОЛОВСТВО.
Занимались эвенки и рыболовством. Главным орудием лова были «острога» – металлические вилы, насаженные на длинное древко. На носу лодки устанавливали горящий берестяной факел, этот свет называли лучом, поэтому рыбу «лучили».
Русские заимствовали этот способ рыбной ловли, но немного его усовершенствовали. Для луча использовали металлический предмет с зубьями, напоминающие грабли, но назвали его «КОЗА».
Знали эвенки и удочку, но она была с коротким удилищем - хиндá (рыбачить - хиндачить). Сети плели из волокон крапивы. По реке передвигались на лодках – берестянках и долблёнках. Долблёнку делали из тополя и осины, она была тяжелее и надежнее. Так же были лодки обтянутые кожей. У местных жителей эвенков русские заимствовали умение изготавливать лодки долбленки.
ТРАДИЦИОННОЕ ЖИЛИЩЕ ЭВЕНКОВ.
Традиционное жилище эвенков - переносной чум. Чум изготавливали в двух вариантах: летний и зимний. Его основу составляют 3 и более жердей, соединенных вверху. На эту связку опираются еще 30-50 шестов, покрытых выделанными лосинными шкурами. Летние чумы покрывались специально вываренной берестой. Этим делом занимались женщины. Они осторожно снимали с березы бересту, длина доходила до 5-8 метров, очищали ее, свертывали в трубку и, обложив мхом, долго выпаривали в котле. Атем сушили и ивовым корнем сшивали вместе по три полосы. Места проколов замазывали варом из смолы, края заделывали кантом, также из бересты. Получались тиски, которыми покрывали чум. Их использовали еще для изготовления легких лодок – берестянок.
При перекочевке сами жерди т.е. основа чума не переносили и не разбирали, так как люди возвращались на прежние стоянки. Перевозили только покрытие. Его клали на вьюк, а бересту сворачивали в трубки и подсовывали под вьюк.
Коническая форма чума придает ему исключительную устойчивость во время сильных порывов ветра и метелей. С крутой поверхности легко скатывался снег и капли дождя. Вход в чум всегда располагался с восточной стороны, первые лучи солнца выгоняли из него злых духов.
Интерьеры всех чумов почти одинаковы. Для них характерны суровая простота, свойственная быту охотника. В центре чума находился очаг, располагался он в самом центре, для того чтобы дым от него мог выходить через верхнее отверстие. Пламя в нем поддерживали всегда. К очагу относились с большим уважением, при нем не ругались, не поворачивались спиной. Очаг олицетворяли со старой женщиной. Перед началом семейной трапезы хозяйка бросала в очаг самые лакомые кусочки еды и приговаривала: «На ешь, сыта будь, зверя дай, чтобы сыто было». Над очагом на горизонтальной жерди подвешен чайник.
У входа заготовлено топливо. В чуме лежит берестяная вьючная сумка, седла, берестяные сосуды для воды и теста. Многие вещи сделаны своими руками из дерева, бересты, кожи, кости. В тщательно вымытых и просушенных кишках, желудках животных хранили жир и масло.Рубцом обтягивали музыкальные инструменты, из тонких кишок овец и конского хвоста изготавливали струны для них. Но в обиходе эвенков были и покупные предметы: медный таз, котел, топоры, ножи, чашки.
Летом в чуме эвенки спали на оленьих шкурах, укрываясь сшитыми заячьими шкурами, а зимой делали из оленьих шкур спальные мешки.
ОДЕЖДА.
Еще в глубокой древности эвенки научились выделывать как оленьи шкуры, так и пушнину с помощью подручных средств, успешно заменяя ими современные химикаты. Работа было медленной и трудоемкой. Зато выделанные домашним способом шкуры и меха отличались великолепным качеством. Ворс меха переливался, блестел. Пушнина редко оседала в хозяйстве охотников, так как служила средством торговли и обмена, ею платили ясак (налог). Оленьи шкуры не считались ценным сырьем. В суровых условиях Сибири это был наиболее доступный материал, спасавший от жестоких морозов.
Основной традиционной одеждой эвенков служила парка – короткая куртка без застежки. Верхняя зимняя одежда из оленьих шкур мехом наружу. Носили ее и мужчины и женщины.
Женскую верхнюю одежду шили из ровдуги (тонко выделанная оленья шкура в виде замши), хлопчатобумажных и шелковых тканей. Парки украшались вышивкой, аппликацией. Под парку надевали нагрудник, завязывая на шее и на талии. Со временем весь комплект одежды вышел из употребления, но нагрудники сохранялись еще долгое время.
Мужская и женская одежда различалась лишь по форме нагрудника: нижний конец мужского нагрудника был в виде острого мыса, у женского – прямой. Женская одежда была отрезная по талии и по поясу собиралась в сборки, представляя собой как бы кофту с юбкой. Причем спинка одежды замужней женщины имела покрой в талию, обусловленный закругленной формой пройм, в то время как в девичьей одежде эта же часть одежды была покроя кимоно.
Эвенкийский мужской нагрудник – самая сложная по исполнению и декорированию часть в костюме. Особенностью декора является бисерная вышивка.
Биссер завозился купцами, которые приезжали за пушниной. Но не всякий бисер подходил к местным холодным зимам: стеклянный лопался. Выдерживал морозы лишь китайский бисер, фарфоровый или индийский из морских раковин. Применялся непрозрачный многоцветный бисер. Каждую бисеринку прикрепляли ниткой в отдельности.
На ноги надевали камасы (унты), кульмеи, бокари. Вся обувь украшалась меховым орнаментом или расшивалась бисером. Эвенкийские камасы всегда покупали якуты и русские.
Прежде чем шить камасы, нужно было подобрать шкурки по цвету, по высоте ворса, шерсти по тонкости самой шкурки. Были у эвенков разнообразные сумки из меха, сумки-мешки не требующие замков и застежек. Сумки украшали бахромой, аппликацией из кожи, ткани.
В старину изготавливали также меховой кафтан ворсом внутрь и украшали всевозможными кистями, аппликацией. Основным материалом для верхней эвенкийской одежды служила шкура оленя серо-коричневого цвета, реже – белого цвета. Применяли также шкуру лося, для отделки использовали белую шкуру оленя.
Делали одежду из одной целой шкуры таким образом, что центральная часть шкуры покрывала спину, а боковые части представляли собою узкие полки. В верхней части шкуры делали вертикальные надрезы-проймы для вшивания рукавов, на плечах располагали швы.
Под верхней носили одежду из молодых олений - пыжиков, украшали вышитой полосой.
Косы женщины украшали бисером и бляшками из меди.
Маленькие шапочки для детей, делали из кожи с голов птиц. С приходом русских, многие тунгусы стали носить русскую одежду.
ПИТАНИЕ.
Питались эвенки мясом, рыбой, молоком. Любимым лакомством была кровь животных в свежем и варенном виде, а также свежий костный мозг, сердце и печень животных. Оленье мясо заготавливали впрок, вялили и сушили. Рыбу ели в свежем виде или замороженной, иногда сушили или вялили на солнце.
Во время перекочевок мясо складывали в особые сумки, где оно при трении превращалось в муку. Её заваривали кипятком, и получался хороший бульон. Соли и хлеба почти не употребляли.
Каждая хозяйка готовила лепешки из брусники, смешанные с икрой, лепешки из черемухи, замешанные на жире, на молоке варили черемуховую кашу. По торжественным случаям готовили саламат, т.е. кашу из муки и жира. Иногда по случаю торжества готовили мясную кашу, т.е. мелко раскрошенное мясо смешивали с мозгами убитого животного, заливали жиром и тушили. Ели эту кашу только в горячем виде.
Летом пили оленье молоко, добавляли его в чай, ягоды, мучную кашу, сбивали из него масло. Мука была известна задолго до прихода русских, но хлеб научились делать только у русских.
Для приготовления пищи пользовались и изготавливали: нефритовые ножи, топоры, применяли глиняную посуду. Процесс изготовления: из прутьев плели форму сосуда, обмазывали ее глиной и бросали в огонь, прутья сгорали, а сосуд оставался. В этих горшках варили мясо, рыбу, коренья. Чашки из дерева, черпак для питья, ковш из бересты, ложки из оленьих рогов, шумовка из дерева с длинной рукояткой и вырезанным крестом в середине, сосуд для воды из бересты четырехугольной формы.
Посуда была для всех членов семьи и для гостей. Эвенки считают за большую обиду, если кто не примет участие в их еде, и держат для гостей специальную посуду.
Кроме того использовали в пищу лесной орех, щавель, дикий лук и чеснок.
Изобразительное искусство было представлено также орнаментом на бересте и дереве. Вся посуда и вьючные сумы изготавливались из бересты, реже из дерева. Берестяная посуда была очень удобна при кочевом образе жизни, так как она легкая и ее всегда можно заменить. На бересту наносили орнамент острием оленьего копытца или на раскрашенную основу прикрепляли полоски бересты. Таким орнаментом украшались табакерки из бересты (доскан), туеса для хранения оленьего молока, воды и т. д.
РЕЛИГИЯ.
Эвенки были шаманистами, они верили в то, что мир окружен и наполнен злыми и добрыми духами, контакт с которыми поддерживает шаман. ХЭВЭКИ – это добрый дух, АВАЙ – злой дух.
Шаманов эвенки почитали особо. ШАМАН – слово эвенкийское, происходило от названия первого рода тунгусов ШАМАГИР. Сильный шаман наделен острым умом и даром оказывать на окружающих мощное гипнотическое воздействие. Шаманы помогали лечить больных, давали согласие на брак молодых, предсказывали будущее, сохраняли в памяти народные сказания и предания. Шаманами могли быть и мужчины, и женщины.
Счет года у эвенков начинался с марта месяца.
Эвенкийские шаманы не могли лечить свою семью, поэтому распространенной была практика приглашать шаманов из других территориально-соседних групп. Шаманы были уважаемыми людьми.
В повседневной жизни шаманы ничем не выделялись от остальных, но при совершении обряда его выделяла одежда: халат, на котором было множество ремней, колокольчиков, бубенчиков, бус, подвесок; обязательно была шапка, иногда их было две; лицо всегда было закрыто. Все облачение весило около 2-х. пудов (32 кг). Обязательно у шамана в руках был бубен. Каждый элемент костюма у шамана имеет свое значение. Однако, выбирал и создавал себе костюм не сам шаман, а по велению духа. Каждая новая подвеска указывала на определенный круг возможностей, которые даровал дух.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
По итогам проведенной работы я сделала следующие выводы: эвенки были первоклассными охотниками, всё делали для себя сами: изготавливали лодки, работали с берестой, обрабатывали кожу, умели делать изделия из дерева, знали навыки декоративно-прикладного творчества, умели сохранять продукты на длительное время.
Эвенки, осваивая просторы тайги, менее других народов нанесли ущерб природе. Гармония отношений человека и природы была на первом месте. «Законы предков», регулирующие поведение человека в природе, в решающей степени базируются на тысячелетнем опыте освоения практически неизменных экологических ниш.
Проблемы природоохранного характера сегодня очень актуальны. Проделанная научно-исследовательская работа заставляет задуматься об эвенкийском опыте взаимодействия человека и природы. Жизненный опыт коренного населения нашего края полезен для формирования современной экологической культуры.
Культура эвенков представляет собой богатейший потенциал с многотысячелетней историей, который необходимо сохранять и тщательно изучать.
Для наглядной демонстрации жизни эвенков мной была подготовлена сцена из жизни эвенкийской семьи, отражающая быт и культуру этого народа.
В композиции представлены отец, мать и дети эвенкийской семьи. Традиционное жилище – чум, его убранство, предметы быта. Окружают стойбище эвенков природные богатства, которые бережно сохраняли эвенки всю свою историю: река, лес, животные.
На людях изображена традиционная одежда, которая отражает мастерство художественного оформления. Орнамент у эвенков несложный: прямая полоса, уголки, крестики, зигзаг. Чаще всего использовали крестообразные фигуры. Все народы Севера, в том числе и эвенки, владели искусством меховой мозаики, т. е. сшивали изделия из тщательно подобранных небольших шкурок.
Поставленные, цели и задачи исследовательской работы достигнуты в полном объеме.
Полученные сведения в ходе исследования, позволяют расширить круг знаний о коренном населении нашего края, которые можно использовать в краеведческой работе.
Список использованных источников информации.
Позвольте, я вам помогу
Есть в осени первоначальной...
"Портрет". Н.В. Гоголь
Фильм "Золушка"
Любимое яичко