Учебно-исследовательская работа по физической культуре в рамках общешкольного проекта " Мы живем на земле Ленинградской"
Вложение | Размер |
---|---|
igry_narodov_lo_rabota1.pptx | 1.9 МБ |
Слайд 1
Работу выполнила ученица 9а класса МБОУ “ СОШ ” №3 г.Пикалево Бойцова Лилия Работу проверил учитель физической культуры РомановаИ.Л Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Пикалево Учебно-исследовательский проект Народные игры кареловСлайд 2
Узнать больше о народных играх народов Ленинградской области. Развитие интереса у детей к физкультуре путем включения народных подвижных игр в образовательную и воспитательную работу в школе. Сохранение, возрождение и применение народных игр для воспитания подрастающего поколения в современном общеобразовательном учреждении. Цель проекта:
Слайд 3
1. Познакомить детей с народными подвижными играми народов Ленинградской области; учить использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей. 2. Развивать физические качества: ловкость, равновесие, быстроту движений посредством народных подвижных игр. 3. Закреплять основные движения: бег, прыжки, метание в ходе проведения народных подвижных игр. 4. Способствовать познавательному развитию ребенка путем знакомства с подвижными играми. 5. Воспитывать любовь к родному краю, самостоятельность в принятии решений , формировать дружеские взаимоотношения, приобщать детей к народной культуре, воспитывать любовь и интерес к народной игре, к родному краю Задачи проекта:
Слайд 4
Подготовительный: Сбор и анализ литературы Разработка плана работы на разучивание народных игр среди школьников 5-10 классов; Практический этап : Разучивание народных игр с обучающимися 5-10-х классов на подвижной перемене Проведение игр среди младших школьников на перемене и динамической паузе для 1-х классов Этапы работы над проектом:
Слайд 5
Карелы — малочисленная этническая группа, относящаяся к финно-угорским народам . Себя они называют карьялайзет . Карельский язык - я зык карелов, один из прибалтийско-финских языков. Число говорящих - около 40-50 тыс. человек, в том числе в России - 25,6 тыс. человек, в Финляндии - 10-20 тыс. человек.
Слайд 6
Этот народ имеет древние корни. В деревнях до сих пор сохранились старинные обычаи и магические обряды. К знахарям, умеющим лечить травами и заговорами, приезжают люди со всех концов страны.
Слайд 7
Подавляющее большинство карелов проживает в Республике Карелия, которая входит в состав Российской Федерации. Небольшая часть народа расселена в Тверской, Ленинградской, Мурманской области. Также карелы живут в Финляндии, где есть Северная и Южная карельские области . Столица — Петрозаводск.
Слайд 8
Происхождение названия карелы имеет несколько вариантов. Некоторые ученые переводят слово « карья » как стадо или скот. Из этого следует вывод, что после прибавления суффикса - la получается термин «скотовод» или «пастух». По версии других историков, наименование народа происходит от финского слова kari , что означает «подводный камень, риф». То есть это люди, живущие возле рифов (у Белого моря). Третьи считают, что этимология восходит к балтийскому garia , что в переводе значит «лес, гора». Отсюда название народа — «горные (лесные) люди».
Слайд 9
Первые упоминания о предках современных карелов найдены в русских летописях. Они относятся к 10-11 векам. Эти народы заселяли северо-запад реки Ладоги. В то время этот район входил в состав Новгородского княжества. До 17 века главным городом карелов считался Корела , который в настоящее время называется Приозерском. Историки упоминают о Карельском княжестве, которое являлось стратегическим объектом на северо-западе Руси. История народа карелы
Слайд 10
Многочисленные войны в этом регионе способствовали частой миграции населения и его территориальному разделению. В 16 веке часть Карелии отошла к шведам. При этом жителям захваченных земель пришлось сменить веру, и они обратились в католиков. Часть православного населения бежала в Тверскую область. После Северной войны (18 век), в которой Швеция потерпела поражение, Россия забрала свои территории. В 20 веке пертурбации продолжились. В соответствии с договором 1940 года, Карельский перешеек вошел в состав СССР. Финны и карелы, которые проживали там, эвакуировались в Финляндию. Спустя год финны опять захватили этот регион и часть жителей переехала обратно. В 1944 году советская армия вновь заняла многострадальный район, после чего население эвакуировалось еще раз. Карелы, живущие на территории Финляндии, ассимилировались с местным населением.
Слайд 11
Основные занятия Основными занятиями карелов в мирное время были рыбная ловля и охота. Также они разводили лошадей, овец, коров, оленей. Благодаря этому население получало мясо, шерсть, молоко. Было развито как морское, так и речное рыболовство. Этому способствовало большое количество пресноводных озер и рек на территории Карелии, близость к морю. Рыбу ловили с помощью сетей и ловушек. В горных и лесных районах охотники добывали диких зверей и птиц. Для охоты использовали лук со стрелами, ружья. Из шкур животных шили одежду. У карелов имелись лыжи, сани для передвижения. Для рыбалки применялись плоты, лодки.
Слайд 12
Карелы занимались и возделыванием земли. Они выращивали корнеплоды (морковь, свеклу, картофель), зерновые культуры. Были распространены рожь, ячмень, овес, также сажали горох. Для изготовления материала жители сеяли лен, коноплю. Сельчане пользовались дарами природы: ягодами, грибами, съедобными растениями. В лесу собирали смолу, заготавливали бревна для строительства домов. Добыча дикого меда позднее превратилась в домашнее пчеловодство. Карелы добывали железную и медную руду, знали ковку, литье. Они работали с бронзой, медью, серебром. Из металла делали оружие, предметы быта. Из ремесел были развиты: Кузнечное дело. Изготовление драгоценных украшений. Резьба по дереву. Скорняжное производство. Плетение из бересты. Пошив одежды. Изготовление посуды.
Слайд 13
игры Старинные детские игры Карелии ( Олонецкой губернии) не были предметом специального изучения. Большая их часть либо печаталась в трудно доступных периодических изданиях XIX – начала ХХ века, либо находится в архивах и коллекциях, и потому не введена в научный оборот. Между тем эти виды и формы традиционной народной культуры в целом и ее культуры детства, в частности, содержат фольклорно–этнографический, культурологический и лингвистический материал большой ценности.
Слайд 14
Игру организуют обычно мальчики 12—15 лет, иногда в ней участвуют и девочки. Играют весной и летом (обычно 12—20 человек) на тихой деревенской улице, на беговой дорожке стадиона или просто на лужайке. Описание. Отмеряют площадку для игры длиной 80—100 м и шириной 8—10 м. В середине площадки становятся в 3—4 м друг против друга шеренгами две равные по численности команды. Договариваются или решают по жребию, какая команда первой будет водить — догонять убегающих. Игроки убегающей команды хлопают (все вместе) в ладоши, поворачиваются и бегут к своему краю площадки. Водящая команда гонится за ними, стараясь осалить хотя бы одного из убегающих прежде, чем все они пересекут черту на своем конце площадки. Осаленный должен крикнуть: «Я есть!» (« Оленпа !») После этого и он, и вся его команда поворачиваются и гонятся за игроками водящей команды, которые теперь стремятся убежать за линию на своем конце площадки. Чаще всего направление погони меняется несколько раз подряд, пока одной из команд удастся в полном составе неосаленными убежать за черту. Если это им удается, их считают победителями. Тогда игра начинается снова и ведется до условленного заранее числа побед. «Я есть» (« Оленпа »)
Слайд 15
Описание. Выбрав ровную площадку шириной 10—15 м и длиной 30—40 м, проводят на одном ее конце линию кона. В 10—15 м от нее кладут доску, дальний конец которой опирается на чурбачок или камень, приподнимаясь над землей на 15—20 см. На приподнятый конец доски ставят « кюкки » — деревянную конусообразную чурку высотой 10—15 см. У каждого игрока бита — палка длиной около 1 м. Перед началом игры все метают биты на дальность, чтобы определить очередность в игре. Победители начинают игру, а тот чья палка упала ближе всех, становится водящим. Начинающий игру бросает биту с линии кона, стараясь сбить чурочку с доски, и так, чтобы она отлетела как можно дальше. При удачном броске он бежит за своей битой, а водящий бежит с линии кона за чурочкой. Подняв их, каждый старается первым добежать до доски и ударить по ней. Ударивший первым идет на кон и становится в очередь бьющих, а опоздавший водит. Теперь бьет следующий по очереди. Если, его бита пролетела мимо чурочки, то он ждет, когда попадет в нее один из очередных бьющих. Тогда бегут за битами все, кто перед этим не попал в чурочку. Случается, что промахнутся все. Тогда водящий идет к доске и от нее кидает чурочку в лежащие биты. В чью первую попадет, тот становится водящим в следующий раз. Правило. Бежать с кона за брошенной битой и за чурочкой можно только после того, как они перестанут катиться по земле. Иначе результат не засчитывается. «Чурочка» (« Кюкки »)
Слайд 16
Играют чаще всего 5—10 мальчиков и девочек 12—15 лет на ровной земляной площадке, ширина и длина которой 40—60 м. Описание. В центре чертят круг диаметром 5 м, а в середине его в произвольном порядке выкапывают лунки по числу участников. Ширина лунки — чуть больше диаметра мяча (любого, какой найдется), а глубина — вполмяча . Играющие становятся снаружи круга у его границы. Любой игрок (по желанию) отходит от круга на 3—4 м и катит оттуда мяч к лункам. В чьей лунке мяч остановится, тот бежит к нему и, взяв его в руки, старается попасть им, не выходя из круга, в любого из разбегающихся игроков . При попадании кладет в свою лунку камешек или другую метку и идет на 3—4 м от круга, откуда снова катит мяч. Если он не остановится ни в одной из лунок, то его катит следующий игрок. В конце игры определяют победителя, т. е. того, у кого больше меток в лунке. Правила. 1. Спасаясь от мяча водящего, игроки могут убегать или увертываться от мяча. 2. Салить можно мячом только прямым попаданием, а не после отскока от земли. «Лунки» (« Хиппа »)
Слайд 17
Умело используя местные природные условия — обилие озер и рек, покрытых зимой льдом, — мальчики 10—13 лет часто затевают на них игры на коньках и с санками. Перед игрой расчищают от снега лед на катке, озере, речке. Играющие разделяются на пары (по желанию). В каждой паре один игрок на коньках везет второго, сидящего на санках. Описание. Выбранная по желанию или по считалке пара водящих старается догнать любую другую пару и осалить одного из ее игроков. При этом салит сидящий на санках, и только рукой. Пара, в которой осален игрок, становится водящей, и игра продолжается. Правила. 1. Заехавшие за пределы условленной площадки становятся водящими. 2. Не разрешается салить тех, кто только что водил «Пятнашки» (« Реги гиппазил »)
Слайд 18
Участники игры делятся на две команды. Жребий определяет, кому быть «рыбой», а кому «сетью». Первым делом «сплетают сеть» - берутся за руки, поднимают их вверх и образуют круг. Движется ребячья «сеть» - круг колышется то вправо, то влево. « Рыбы», как им и положено, заходят в «сеть» - внутрь круга. Побыв там немного, возвращаются обратно. В тот момент, когда «рыбы» в «сети» больше всего, кто-нибудь из команды «ловцов» громко кричит: « Веркко !» («Сеть!»). Поднятые вверх руки сразу же опускаются, и «ловцы» стремительно сужают круг, стремясь удержать внутри него всех заплывших «рыб». Но те не хотят стать легкой добычей, изо всех сил пытаются вырваться, разъединить звенья «сети» и выскользнуть из нее. Кому-то это удается. Пойманные рыбы из игры выбывают. «Сеть» снова приходит в движение. Команды меняются местами, когда «сеть» переловит всех «рыб». « Веркко да калат »
Слайд 19
Петухи – известные драчуны. Двое мальчиков сходятся, прыгая на одной ноге. Сблизившись, пытаются оттолкнуть один другого. Проигравшим считается тот, кто не выдержал натиска соперника, потерял равновесие и встал на обе ноги. Незамедлительно следует наказание: проигравший должен кукарекать во все горло. К выигравшему подходит следующий «петух» - и игра продолжается. « Пе t ухи (« Кукот »)»
Слайд 20
Сценарии спортивных праздника «Игры народов Ленинградской области ,реализован в марте 2023 года с обучающимися с 5-10 класс Картотека народных подвижных игр; Создание условий для двигательной активности школьников Продукт проекта:
Ласточка
Четыре художника. Осень
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Зимний лес в вашем доме