Исследовательская работа представлена на школьной научно-практической конференции, целью которой является доказательство, что конфетные фантики могут быть отличным материалом в изучении орфограмм русского языка. Проблема грамотного письма в последнее время является очень острой. Необходимо развивать орфографическую зоркость. Все дети очень любят конфеты, так почему бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую зоркость, находя орфограммы русского языка на фантиках от конфет?
Вложение | Размер |
---|---|
orfografia_v_fantikakh_avtosokhranenny.docx | 923.24 КБ |
Школьная научно-практическая конференция школьников
«Первые шаги»
Секция: начальные классы
ТЕМА РАБОТЫ
«Сладкий русский язык: фантики и правописание»
Номинация: исследование
Автор: Вдовина Карина Андреевна, 3а класс,
МБОУ СОШ № 15
Руководитель: Коробейникова Светлана Васильевна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ № 15
СОДЕРЖАНИЕ
2. 1. История возникновения фантиков. 5
2. 2. Значение слова фантик в разных источниках. 5
Исследование 1. Изучение материалов учебников и составление перечня орфограмм 6
Исследование 2. Анализ собранных фантиков по видам орфограмм. 7
Исследование 3. Опрос одноклассников 7
Исследование 4. Пути повышения уровня орфографической зоркости учащихся. 8
Разные ношу одежды,
Но внутри я, как и прежде:
Карамельна, шоколадна,
И сгущённа, мармеладна.
И с изюмом, и с орешком,
Вместе с кремом, вперемешку…
Во всём мире знают дети,
Нет вкусней меня на свете!
Разверните, посмотрите,
И сразу в рот меня кладите.
Тут уж точно нет секрета.
Как зовут меня… Конфета!!!
Не секрет, что все без исключения, обожают конфеты. Они дарят нам удовольствие с самого раннего детства. У конфет есть своя визитная карточка- фантик. Часто сладость мы съедаем, а фантик оказывается в урне. Конечно, фантики применяют в декоративно-прикладном творчестве, коллекционируют. Я тоже раньше собирала разные красивые фантики, не обращая особого внимания на того, что на них написано. На уроках русского языка мы часто пишем словарные диктанты. И вот на одном из таких диктантов я услышала сразу несколько слов, которые есть в названиях конфет. Тогда у меня и родилась идея связать фантики с русским языком и доказать, что эти красивые цветные бумажки можно использовать при изучении орфограмм.
Актуальность моей работы заключается в следующем: каждый человек хочет быть успешным, а для этого нужно быть грамотным. Проблема грамотного письма в последнее время является очень острой. Необходимо развивать орфографическую зоркость. Все дети очень любят конфеты, так почему бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую зоркость, находя орфограммы русского языка на фантиках от конфет?
Цель моей исследовательской работы: доказать, что конфетные фантики являются отличным материалом в изучении орфограмм русского языка.
Задачи:
1. Узнать историю происхождения обёрток от конфет.
2. Составить перечень орфограмм, изучаемых в начальной школе.
3. Найти орфограммы русского языка на обёртках от конфет.
4. Классифицировать названия конфет по орфограммам.
5. Выяснить, можно ли повысить уровень орфографической зоркости, используя фантики от конфет.
6. Разработать интересные задания на развитие орфографической зоркости.
Объект исследования: фантики от конфет.
Предмет исследования: орфограммы русского языка.
Гипотеза: фантики можно использовать как орфографический материал на уроках русского языка.
Методы исследования:
Изучение научной литературы и учебников.
Анализ данных и классификация.
Арифметическая и математическая обработка информации.
Анкетирование.
Фотографирование.
Заворачивать конфеты в фантики начали не сразу как появились первые конфеты, но достаточно давно. Первые обертки для конфет появились во второй половине 19 века. Первые конфетные обертки были двуслойные, их изготавливали из фольги и бумаги. Изобретателем фантиков был американский ученый Томас Эдисон. В 1872 году он придумал парафинированную бумагу, которая и стала первой оберткой для сладостей. Российские кондитеры очень быстро подхватили моду заворачивать свои изделия в бумажные обертки. Над дизайном первых российских фантиков работали известные русские художники: Васнецов, Врубель и многие другие. Так фантики стали самым настоящим произведением искусства. На фантиках можно было рассмотреть портреты знаменитых писателей и поэтов, великих людей России того времени. По фантикам уже тогда можно было изучать азбуку и цифры, узнать о разных странах, об исторических событиях, писателях, художниках, народах СССР, разгадывать загадки и ребусы, учить стишки и частушки. (Приложение 1)
Почему фантик так назвали? Это слово является уменьшительно- ласкательным к слову «фант». Пришло это слово из немецкого языка, где «pfand» означает «залог». В толковом словаре Ожегова дается такое понятие слова «фантик»: 1. конфетная обертка, как предмет игры. «Современный толковый словарь русского языка Ефремовой: «фантик»- 1. Конфетная обертка. 2.Особым образом свёрнутая конфетная обертка, как элемент игры. Интересно то, что происхождение этого слова изначально подразумевает какие- либо действия с этим предметом, игру.
Орфограмма (от греч orthos – «правильный» и gramma – «письмо») – это написание в слове, которое определяется правилами орфографии.
Если давать более упрощенный термин, то орфограмма – это то место в слове, в котором при написании можно допустить ошибку. В том случае, если правильное написание слова невозможно проверить, необходимо обратиться к орфографическому словарю.
Многие ученые по-разному дают определение слову «орфограмма». Например, М.Р. Львов: «Орфограмма – это та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки, это написание, требующее проверки». Д.Э. Розенталь: «Орфограмма – это написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил».
В нашем учебнике русского языка В.П. Канакиной понятие «орфограмма» вводится и говорится, что «орфограммы» – это буквы, которые пишутся в словах по правилам.
Многие школьники знают такое определение орфограммы - это опасное место в слове, которое прежде, чем написать, необходимо проверить.
Практическую часть своей исследовательской работы я начала с исследования учебников русского языка 1-4 классов под редакцией Канакиной В.П., Горецкого В.Г.
Целью этого исследования являлось изучение материалов учебников и составление перечня орфограмм, изучаемых в начальной школе.
Вывод: изучив учебники русского языка 1-4 классов у меня получился вот такой перечень орфограмм:
Перечень орфографических правил и орфограмм:
После составления перечня орфограмм мне необходимо было выяснить, в названиях каких конфет «спрятались» орфограммы.
Целью второго исследования стал анализ собранных фантиков по видам орфограмм.
Вывод: мною было исследовано около ста фантиков от конфет. Проанализировав названия конфет на обертках, я обнаружила в них орфограммы и отразила это в диаграмме, которая указывает вид орфограммы и количество фантиков на каждую из них. Наибольшее количество названий конфет относится к орфограмме «Безударные гласные, проверяемые ударением» (Приложение 2)
Во время второго исследования мне встретились в названиях конфет не совсем понятные для меня слова, я обратилась к толковому словарю, чтобы найти их значение.
Грильяж- восточная сладость из застывшего сахара с добавлением ореха.
Lusso- в переводе с итальянского языка означает «роскошь».
Джаззи- от слова джаз (направление в музыке).
Мокко – один из лучших сортов кофе.
Таким образом, проводя своё исследование, я узнала значение некоторых слов.
Продолжая свою исследовательскую работу, я решила провести опрос среди своих одноклассников. Ребятам нужно было ответить на несколько вопросов.
Цель опроса: выявить, обращают ли внимание мои одноклассники на названия конфет. По результатам опроса я составила таблицу, по которой видно, какое количество ребят интересуются названием, когда едят конфеты, замечали или нет когда-нибудь на фантиках орфограммы.
1 Любите ли Вы конфеты? (20- да, 2- нет)
2 Перечислите названия конфет, которые Вы помните. (17-да, 5- нет)
3 Обращаете ли Вы внимание на правописание слов в названии конфет? (да-6, 16- нет)
Вывод: конфеты любят все, большинство не обращают внимание на название и оформление конфетной обертки, несколько человек встречали орфограммы на фантиках. (Приложение 3)
Цель проведения исследования: выяснить, можно ли повысить уровень орфографической зоркости учащихся, используя фантики.
Продолжительность эксперимента: 7 дней.
Для участия в эксперименте мы привлекли 22 ученика нашего класса. Учитель помог нам организовать эксперимент и подобрать слова (названия конфет) для словарного диктанта с учётом изученных нами орфограмм. (Приложение 4) Участникам эксперимента было предложено написать словарный диктант. Проверив все работы, мы получили такие результаты: (Приложение 5)
5 учеников из 22 не справились со словарным диктантом (получили «2»), 8 учеников написали диктант на «3», 7 человек получили отметку «4», и лишь 2 ученика не допустили ни одной ошибки. Выходит, конфету многие дети съедают, а на название конфеты не обращают внимания.
О результатах словарного диктанта участники эксперимента не знали. И о допущенных ошибках им тоже не сообщалось.
На следующий день мы попросили участников эксперимента проклассифицировать часть названий конфет, среди которых были слова из словарного диктанта, по предложенным орфограммам, как это делали мы. После этого участникам было предложено дома составить орфографические задачники с использованием названий конфет, которые они классифицировали по орфограммам.
Через 2 дня ребята продемонстрировали орфографические задачники перед классом. Теперь эти задачники могут использовать ученики начальной школы для усовершенствования умения решать орфографические задачи. (Приложение 6)
Далее нам предстояло провести последнюю часть эксперимента –повторный словарный диктант. В диктанте были использованы те же слова, что и в первый раз. Результат нас порадовал: 6 учеников из 22 не допустили ни одной ошибки, 9 получили отметку «4», 5 человек написали диктант на «3», а на «2» написали 2. Мы занесли результаты обеих словарных работ в таблицу и сравнили их: результаты повторного словарного диктанта значительно улучшились.
Мы пришли к выводу, что, работая над составлением задачников, участники эксперимента стали обращать внимание на названия конфет и выделять в них изученные орфограммы, что привело к повышению уровня орфографической зоркости.
Все выводы, сделанные в ходе моих исследований, говорят о том, что каждый ученик должен владеть грамотным письмом и видеть орфограмму в слове. Для это мы решили составить игру «Фантики собирай, правила по русскому языку повторяй» для учащихся начальной школы и разработать несколько интересных заданий на развитие орфографической зоркости у ребят. (Приложение 7)
А также мы предлагаем узнать 10 интересных фактов о конфетах. (Приложение 8)
Проведя все запланированные исследования, изучив различную литературу я узнала много интересного из истории фантиков. Выяснила, что фантики с начала своего существования были средством обучения, воспитания, привития чувства вкуса и красоты. В ходе своей работы я пришла к следующим выводам:
1.Названия на фантиках конфет являются источником информации.
2.В них можно найти различные орфограммы русского языка.
3.С фантиками можно играть в игры, чтобы привлечь внимание к правописанию.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Данная работа дала мне возможность углубить знания по русскому языку, проявить свои творческие способности и привлечь своих одноклассников к изучению орфограмм русского языка.
1.Учебник «Русского язык» 1-4 класс под редакцией Канакиной В.П., Горецкого В.Г.
2. Учебник «Русского язык» 2 класс, часть 1 под редакцией Канакиной В.П., Горецкого В.Г.
3. Д. Э. Розенталь. Русский язык. Орфография и пунктуация
4. В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. Малый толковый словарь русского языка.
5.П.А.Грушников. Орфографический словарик.
6. М.Р. Львов. Правописание в начальных классах. Методика обучения русскому языку в начальных классах.
Интернет ресурсы:
https://www.ababilova.com/istoriya-konfetnogo-fantika
http://museum-lesnoy.ru/tajna-konfetnogo-fantika-2
https://stranamasterov.ru/node/335444
Приложение 1. История фантиков
Приложение 2. Анализ фантиков по видам орфограмм.
Приложение 3. Результаты опроса учащихся 3а класса МБОУ СОШ №15
1 Любите ли Вы конфеты?
2 Перечислите названия конфет, которые Вы помните.
3 Обращаете ли Вы внимание на правописание слов в названии конфет?
Приложение 4. Словарный диктант. З_рнушка, л_сной олен_, м_рской узелоч_к, к_ро_ка, п_тушок, скр_пыши, белая ч_ремуха, халве_ _а, сл_стёна, буревес_ник, _рех, м_л_ко, к_стёр, м_дунок, оз_ро, м_рсианка, в_сна, ябл_к_, укр_шение, ласточ_ка.
Приложение 5. Результаты словарного диктанта.
Приложение 6. Сладкий орфографический словарь (на каждый вид орфограммы отдельные страницы)
Приложение 7. Игра «Фантики собирай, правила по русскому языку повторяй»
Задания на развитие орфографической зоркости.
Карточка 1. Запишите существительные в три столбика: 1) женского рода, 2) среднего рода, 3) мужского рода.
Яблоко, барбарис, живинка, Халветта, коровка, медунок, весна, дворянка, вишня, невидимка, марсианка, ласточка, орех, черёмуха, озеро, черноморочка.
Карточка 2. Образуй с помощью суффиксов новые слова:
Яблоко, весна, ночка, ромашка, груша, барбарис, детям, желе, слива, коровка, вишня.
Карточка 3. Составь предложения из словосочетаний. Подчеркни основу предложения.
Морская звезда, вишня Владимировна, героическая былина, ореховая роща, парящая чайка, мама Женя, дивные края, белая черёмуха.
Приложение 8. 10 интересных фактов о конфетах.
1. Одной из самых советских конфет считается набор Птичье молоко
10 интересных фактов о конфетах
2. К самым необычным в мире сладостям можно причислить финские конфеты. Они бывают разными по вкусу: кислые, соленые (например, к пиву) и даже со вкусом нефти!
3. Чупа-Чупс – это конфета-космонавт! В 1995 году российские космонавты на станции Мир получили с Земли конфеты, и не какие-нибудь, а Чупа-Чупс. На тот момент Центр по управлению полетами решил, что сладость на палочке – это единственные безопасные в невесомости конфеты.
4. Звание самой большой конфеты принадлежит мишке по прозвищу Хаги-Бой. Его высота составляет 1,68 метра и вес – 633 килограмма. Создателями мишки являются кондитеры фирмы Gummi Bear Factory.
5. Длина самой большой коробки для конфет составляет 2,5 метра, а ширина 1,5 метра. В такую коробку уместилось 800 кг шоколадных конфет. Коробка для сладостей была изготовлена компанией Мастер Фуд для всемирного кулинарного шоу.
6. Самые известные конфеты были созданы в 1663 году специально для французского посла в Германии. Они называются пралине.
7. В начале XIX приглашенные на званые приемы богатые барышни незаметно прятали в ридикюль конфеты. И это была не клептомания. Объяснялось это тем, что в России в те года не было конфетных фабрик и для каждого званого ужина кондитеры готовили конфеты по собственному рецепту, который хранился в тайне.
8. По мнению немецких психологов, самыми романтичными конфетами считаются конфеты с клубничной начинкой. Кстати, решительные люди предпочитают вишневую начинку, застенчивые - ореховую, а творческие - кокосовую.
9. Самыми неоправдавшими надежны конфетами считаются шоколадные. В XVI веке в Европе шоколаду приписывали магические и лечебные свойства. Но чудо не произошло, и тогда шоколад стали считать источником всех бед. Из письма одной молодой особы: "Советую тебе больше не есть шоколада. Моя знакомая ела его во время беременности и родила на свет совершенно черного ребенка".
10. Самые первые конфеты появились в Египте и состояли они из фиников и меда. На Востоке из-за отсутствия сахара конфеты делали из миндаля и фиги, а в древнем Риме были вареные орехи с медом, маком и кунжутом.
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
За еду птицы готовы собирать мусор
Снег своими руками
Л. Нечаев. Яма
Девятая загадочная планета Солнечной системы