Тамга родового сообщества Донгактар называется «шындамал», что означает «шын танма». Родовая тамга Донгактаров относится к третьему типу. Тип III — «кружок и его усложнение». Подтипы «соединение трех и четырех кружочков» — «щын[1]дамал/чиндамал» и «чечек» (цветок); «кружок, перечеркнутый одной вертикальной линией» — «ар[1]бай» (ячмень); «соединение кружочка и прямой черты с прямоугольником без одной из сторон» — «алага» (молоток) и другие.
Кружочки тамги «шындамал» означает трех драгоценностей буддизма. Это своеобразная пирамида, в вершине которой находится высшее просветленное существо — Будда, под ним второй ярус образует закон, или Дхарма, а базой всему служит Сангха, или монашеская община.
Следует отметить, что знак кружочка встречается в разных вариантах среди родовых тамг Малой и Средней Орды ( Махамбетов А. Казахские тамги — знаки племени, или Печати времени // Деловая неделя. — 2005)].
Родовое сообщество Донгактар тамгой клеймили скот, отмечали территории пастбищ, тамга заменяла подпись владельца и т.д. Тамга в жизни скотоводов в бесписьменный период играли важную роль. Анализ тамговых знаков при изучении обычного права проводится с целью рассмотрения отношений собственности на движимое имущество в современное время. В этом отношении справедливо утверждение, что «любая меченная тамгой вещь считалось принадлежащей хозянину этого знака». Каждый род имел свою тамгу, которую ставили на посуде, потниках и т.д. Но главным образом тамгой помечаются кони. Тамга выжигается раскалённым железом на левом боку лошади. Она ставится, что скот не терялся. Почти каждый род помнил о своей тамге, и передавались от отца к младшему сыну, а старшие сыновья усложняют отцовскую тамгу или берет новую тамгу.
Тамга постепенно из знака коллективной собственности переходит в знак частной собственности. Члены одного рода старались в одном месте и пользовались землей сообща. Семейной и индивидуальной собственности являлась родовая собственность. Например: Донгак К.А, выжигал на двери свою родовую тамгу Донгактаров. Он объясняет, что родовая тамга оберегает, защищает детей, а также в знак того, чтобы у них были много детей и чтобы они были счастливыми и мудрыми. Эту дверь он подарил младшей дочери, которой живет в Бай-Тайгинском кожууне.
Донгак К.А-он мастер на все-руки, столяр, плотник и художник. Является главным информатором этой работы. Он помогает, советует и учит детей. Также его руками сделан и оформлен входной адрес в
сумон Чааты. Тамга Донгактаров украшает этот входной адрес в поселок.
Вложение | Размер |
---|---|
tamga_u_rodovogo_soobshchestva_dongaktar.doc | 217 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Чаатинский им.К.О Шактаржыка
Тамга у родового сообщества Донгактар
Улуг-Хемского кожууна
Выполнил:
Дажи-Даваа Долаан-ученик 7 класса.
Научный руководитель:
Дажы-Даваа Адыг Александрович,
Учитель физической культуры
Чодураа, 2023
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Выводы……………………………………………………………………….12
Список использованной литературы…………………………………….....13
Приложение…………………………………………………………………..14
Введение.
Изучая историю на уроках, мы уделяем внимание, как правило, крупным историческим событиям, великим деятелям. Но история любой страны – это, прежде всего, история развития общества, обычных людей, простого народа. Ни одно великое свершение, событие не смогло бы произойти без их участия. Семья – это частичка общества, и изучение своей родословной, истории каждого из живущих ныне людей, может раскрыть что-то общезначимое и важное для понимания исторического развития малой Родины и России.
ТУВИНЦЫ как этнос представляют совокупность родоплеменных групп. Каждая родоплеменная группа имеет свои родовые земли. Родовые земли некоторая географически изолированная территория, которая имела свои привилегии и обычаи [1. с. 37-38]. И один из них сохранился у тувинцев, в обычае нанесения на скот родовых тамг и меток [2, с. 78].
Ведь для каждого из нас важно и интересно знать, какие именно родовые знаки (тамги) были характерны для его аймака, которые многие из них в настоящее время потеряли свой подлинный первоначальный смысл.
Актуальностью исследовательской работы является то, что данная тема на территории Тувы исследована мало еще не развернута и имеет важное научное и практическое значение Считаю, что коренной житель республики Тыва должен знать историю тамги своего рода.
Цель исследования: изучить историю тамги родового сообщества Донгактар.
Задачи
1. Изучить историю происхождения тамги.
2. Провести анкетирование.
3. Проанализировать отношения населения к истории рода.
Объект исследования: Тамга родового сообщества Донгактар.
Предмет исследования: История тамги родового сообщества Донгактар
Гипотеза: Существовал ли символ рода Донгактар, на самом деле.
Метод исследования:
1. Сбор информации: интернет, газетные публикации, музейные, библиотечные архивные материал сумона Чааты..
2. Проведение анкетирования по теме в МБОУ СОШ с.Чаатинский им.К.О Шактаржыка..
3. Поиск документальных источников.
4. Анализ научной литературы по данной проблеме.
Слово «Тамга» тюркского происхождения и имело несколько значений: тавро», «клеймо», «печать». В период Золотой Орды данный термин получил распространение в странах Средней Азии, Восточной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Кавказа и Закавказья, где, помимо прежних, приобрел новые значения — «документ с ханской печатью», «денежный налог». Слово таможня также происходит от слова тамга. Очевидная популярность данного термина в тюркских языках, откуда он и был заимствован в другие языки (в том числе и в русский), все же не может считаться доказательством именно тюрко-монгольского происхождения тамг как принципиально новой знаковой системы, отличной, например, от письменности. Между тем тамги, вследствие специфики своего основного использования (как знаки родовой или племенной принадлежности), несомненно, относятся к разряду важнейших исторических источников. Научное изучение тамг и тамгообразных знаков ведется уже более двух веков, и хотя достигнутые успехи несомненны, данная тема и многие связанные с ней проблемы все ещё далеки от разрешения.
Тамга — родовой знак многих народов и является одним из наиболее ранних элементов текстуры исторических памятников. Она в условиях родоплеменной организации кочевников являлась самым значительным (в функциональном отношении), популярным компонентом для внешней информации.
2.Традиции тамгапользования у тувинцев
Тамга представляет собой символ, нанесенный на животных путем прижигания. При помощи металлического прута, один конец которого имел определенную форму в 3-2 ½, выжигали тамги на лошадях, которые служили указанием принадлежности животного семьям, входящим в тот или иной род. Перед прижиганием обычно раскаляли металлический прут. Выжигание тамг на левой задней ляжке, а иногда на правой и на лопатках имело величиною 2*2=4 вершка. «В том случае, когда тавро имелось на левом крупе, говорили, что животное имеет тамгу «на стороне, откуда садятся верхом» – «аъттангы чарыында танмалыг, если на правом – «с тамгой на правой стороне» – «он талазында танмалыг». Слово «тамга» имеет древнетюркское происхождение и происходит от слова «тамзажигать, выжигать и соответствует русскому слову «печать». В эпоху господства Золотой Орды тамгами начали обозначать таможенную пошлину, взимание которой сопровождалось наложением специального клейма на товар. Тамга – единственный документальный источник бесписьменных народов, в том числе Сибири в период начала русской колонизации.
Самыми древними тамгами были родовые. Они выполняли функцию защиты скота со стороны рода и племени. Существование родовой тамги в известном месте, на могиле или другом памятнике может указать какой род кочевал на данной территории. Тамгами отмечали не только лошадей, но и различные предметы быта, хозяйства. Они служили также в качестве украшений. Во время путешествия в Туву известный тюрколог Н.Ф. Катанов заметил у одного из урянхайца изображение «кас» (гусь) на лбу шапки. Кроме того, тамги ставили и на исторических памятниках, употреблялись в виде печатей и надписей на различных документах. У тувинцев-скотоводов преобладало строгое нанесение тамг в соответствии с установленными правилами. В их числе входит запрет их нанесения после захода солнца. Несомненная важность при нанесении тамг имело то, что люди ставили их, учитывая благоприятные дни буддийского календар. Вместе с тем следует подчеркнуть, что тамги утверждались властями, без их разрешения невозможно было присвоить. Традиция тамгапользования у тувинцев непосредственно связана с символизмом. Каждая тамга имела определенный смысл. В качестве изначального примера можно привести тамгу «кошкар» (овен). Использование тамги «кошкар» (овен) у чабанов привело все больше увеличение численности скота и к богатству. Тамги наиболее крупно использовали районы Эрзинского, Тес - Хем, Овюр. К этому послужили следующие причины: во - первых, граничащая территория с Монголией; во - вторых, из-за нелегальных «кайгалов» (похитители скота). Тем не менее, «кайгалы» боялись лошадей с тамгами, считали, что такие лошади священные [3].
3. Типология родовых тамг у тувинцев.
В начале XX века в Туву входили 5 хошунов: Тоджинский, Салчакский, Оюннарский, Даа и Бээзи хошун. В сумонах Кол, Ак, Баран, Койук Тоджинского хошуна тамгообразные знаки в основном носили начальную букву рода. А гербом Оюннарского хошуна явилось тамга «кас». Это родовая тамга, которая довольно часто встречается у народов Алтая – Саянского района, в самых различных местах распространена во многих сумонах (Ховалыг, Тонгак, Маады и другие) [Катанов Н.Ф.,2011,с.126]. Кроме того, у тувинцев часто берется тамга «серээ» - вилка (Кыргыз, Тонгак, Маады, Тулюш и др), «эхе-маа», «шындавал», «напчи» (Ондар, Тонгак, Маады и другие). Следует отметить, что были и другие традиционные тамги у тувинцев, это – кошкар (овен), алага (закрытый алага), буру (лист), серээ (вилка), чадагай и другие [Монгуш А.,1997, 28 марта]. «Серээ» (вилка), «ай» (луна), «кошкар» (овен) служили тамгой Даа хошуна. Один из традиционных тувинских тамг «кошкар» (овен) отличается тем, что она похожа на сказочный образ архара, с невероятно длинными и узорчатыми рогами. Данный знак означает плодородие, богатство, щедрость.
Тамговой знак «бараний рог» (кошкар) очень распространен у рода Ондар, где кочевали по рекам Алдыы ишкин, Устуу – Ишкин, в местности Улан-Быра современного Сут-Хольского кожууна и в районе горы Хайыракан современного Улуг-Хемского кожууна. Из слов информатора Саая Б.О. «ай» (луна) была тамгой рода Саая, кочевавшихся в западной части Тувы, в районе рек Барлык Барун-Хемчикского, Саглы, Каргы Овюрского кожуунов. Молодая луна обозначает новое качество предмета, обновление, потенциал и т.д., а также сакральную чистоту, белизну. В то же время повторяющиеся циклы обновления луны обозначают преемственность, стабильность, непрерывность. А тамга «лук», например, преимущественно является тамгой иркитов. Тамговой знак «крест» (сараакай) также относится к числу распространенных. Этот знак, изображенный внутри круга, часто встречается на шаманских бубнах и расшифровывается как солнце. По словам информатора Базыр-Сады Б.Д, наиболее распространенными тамгами, отмечавших лошадей тувинского этноса были такие, как «алага», «кыскаш», «ааткыыш», «хаалга», «сараакай» и «ай». Обычно на них ставили монгольские метки. А на мелком рогатом скоте делали надрезы на ушах – «им» (метка) в правой и левой части. Он также отметил, что с вхождением ТНР в состав СССР появились числовые тамги [Базыр-Сады Б.Д., уроженец с.Ак-Дуруг Чаа-Хольского кожууна]. Далее еще одну интересную версию излагает информатор Монгуш Т.Т. По ее словам, родоплеменные группы тамг передавались по наследству, из поколение в поколение. Тамги имели оберегающую и защитную функцию. До становления ТНР тамги ставились с разрешением местных властей. Становлением колхозов и совхозов тамги имели наименование того или иного колхоза и совхоза или клеймились определенными числами. Кроме того, по ее воспоминаниям, с 1950-х гг. начинают исчезать нанесение тамг у скота.
Слово «тамга»-тюрского происхождения и имеет несколько значений: «тавро», «клеймо», «печать». От древнотюрского корня «там» -означает зажигать, выжигать.
Наш поселок является местом жительства народа «Донгактар». Жители поселка гордо называют себя донгактарами. В истории это были сильные физически и духовно люди, способные на самопожертвование и сопереживание, трудолюбивые и выносливые, самозабвенно любящие свою Родину и готовые в любую минуту встать на ее защиту
Согласно одной легенде племя донгак произошло от женщины, имевшей 9 сыновей. Когда сыновья повзрослели, мать отправила их на девять сторон Тувы и строго наказала охранять как зеницу ока ее границы и отдельные священные места.
Чааты донгак (чааты донгактары) – это одно из ответвлений племени донгак, исторически занимались земледелием, скотоводством и собирательством. Современные чааты донгак компактно проживают на своей исторической родине – южной стороне Улуг-Хемского кожууна (поселок Чодураа). От вышеизложенной легенды идет истина или нет, по моим исследованиям, донгаки очень привязаны к месту своего проживания. Например, в конце 60-годов ХХ века всем жителям чааты донгак было приказано переехать в новый поселок Ак-Тал (ныне территория Чеди-Хольского кожууна). Однако туда поехали только узкие специалисты и несколько семей. Тогда чаатинских донгаков пришлось «прикрепить» к совхозу «Свобода труда». Были закрыты пекарня, мельница, отобраны некоторые земли. Хлеб приходилось покупать в поселке Торгалыг (8 км). В таких условиях чааты донгак сумели быстро самоорганизоваться: в течение 1-2 лет вырыли оросительный канал, расширили свои огороды, укрепили личное подсобное хозяйство. Каждая семья имела припасы мяса, зерновых культур, молочных продуктов, картофеля, варенья и солений. Еще одним достоинством чааты донгак является то, что в годы репрессий они сумели всецело сохранить себя, ососбенно благодаря председателю сумона Лопсана и через глав родовых сообществ.
В настоящее время в сумоне Чааты функционируют 19 родовых сообществ.
Тамга родового сообщества Донгактар называется «шындамал», что означает «шын танма». Родовая тамга Донгактаров относится к третьему типу. Тип III — «кружок и его усложнение». Подтипы «соединение трех и четырех кружочков» — «щындамал/чиндамал» и «чечек» (цветок); «кружок, перечеркнутый одной вертикальной линией» — «арбай» (ячмень); «соединение кружочка и прямой черты с прямоугольником без одной из сторон» — «алага» (молоток) и другие.
Кружочки тамги «шындамал» означает трех драгоценностей буддизма. Это своеобразная пирамида, в вершине которой находится высшее просветленное существо — Будда, под ним второй ярус образует закон, или Дхарма, а базой всему служит Сангха, или монашеская община.
Следует отметить, что знак кружочка встречается в разных вариантах среди родовых тамг Малой и Средней Орды ( Махамбетов А. Казахские тамги — знаки племени, или Печати времени // Деловая неделя. — 2005)].
Родовое сообщество Донгактар тамгой клеймили скот, отмечали территории пастбищ, тамга заменяла подпись владельца и т.д. Тамга в жизни скотоводов в бесписьменный период играли важную роль. Анализ тамговых знаков при изучении обычного права проводится с целью рассмотрения отношений собственности на движимое имущество в современное время. В этом отношении справедливо утверждение, что «любая меченная тамгой вещь считалось принадлежащей хозянину этого знака». Каждый род имел свою тамгу, которую ставили на посуде, потниках и т.д. Но главным образом тамгой помечаются кони. Тамга выжигается раскалённым железом на левом боку лошади. Она ставится, что скот не терялся. Почти каждый род помнил о своей тамге, и передавались от отца к младшему сыну, а старшие сыновья усложняют отцовскую тамгу или берет новую тамгу.
Тамга постепенно из знака коллективной собственности переходит в знак частной собственности. Члены одного рода старались в одном месте и пользовались землей сообща. Семейной и индивидуальной собственности являлась родовая собственность. Например: Донгак К.А, выжигал на двери свою родовую тамгу Донгактаров. Он объясняет, что родовая тамга оберегает, защищает детей, а также в знак того, чтобы у них были много детей и чтобы они были счастливыми и мудрыми. Эту дверь он подарил младшей дочери, которой живет в Бай-Тайгинском кожууне.
Донгак К.А-он мастер на все-руки, столяр, плотник и художник. Является главным информатором этой работы. Он помогает, советует и учит детей. Также его руками сделан и оформлен входной адрес в
сумон Чааты. Тамга Донгактаров украшает этот входной адрес в поселок.
Заключение.
В ходе, изученного и собранного материала можно сделать вывод, что «Тамга» тюркского происхождения, а существование тамги рода Донгактаров было еще с 18 века, и сохранилась по наши дни. Был проведен социологический опрос педагогов и учащихся МБОУ СОШ с.Чаатинский им.К.О Шактаржыка.
Приложение № 1
Социологический опрос тема «Истории рода».
1. Знаете историю рода?
Да -45%
Нет – 55%
2. Что такое «Тамга»?
Да – 10%
Нет – 90%
3. Знаете, ли вы родовое место встречи рода?
Да – 80%
Нет 20%
4. Кто является старейшиной рода?
Да – 25%
Нет – 75%
5. Существует ли родовой камень?
Да – 2%
Нет – 8%
Не знаю – 90%
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аракчаа Л.К, Дадаа Г.И Экология и этноэкологические традиции народов Центральной Азии. Изучение территории родовых земель кочевников Центральной Азии-Кызыл-2009;
2.Вайнштейн С.И Историческая этнография тувинцев «О некоторых формах и отношениях собственности в тувинском кочевом скотоводстве»-Москва-1972;
3.Айыжы Е.В, Тюлюш А.Ч К вопросу об изучении родовых тамг у тувинцев- Кызыл.ТГУ-2012;
4.Тюлюш А.Ч Типология родовых тамг у тувинцев.-Абакан, ХГУ им.Н.Ф Катанова;
ИНФОРМАТОР:
Донгак Кызыл-оол Амбар-оолович-уроженецц с.Чодураа Улуг-Хемского кожууна Республики Тыва.
Три коробки с орехами
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Рисуем крокусы акварелью
Алые паруса
Астрономический календарь. Февраль, 2019