В данной работе рассмотрена связь моей будущей профессии с дисциплинами естественнонаучного цикла.
Над данной профессиональной компетентностью я задумался и решил исследовать условия, влияющие на физическое и психофизическое здоровье человека, а именно водителей автомобильного транспорта.
Так как условий, влияющих на здоровье множество, а данный доклад имеет регламент, я предлагаю Вашему вниманию часть исследовательской работы, которая касается влияния шума и звуков на здоровье водителей.
На безопасность движения автомобилей оказывает влияние психофизиологическое состояние водителей, что является актуальным. На рабочее место водителя оказывает воздействие шум, вибрация и другие вредные производственные факторы: работа двигателя и трансмиссии, взаимодействие шин с дорогой, аэродинамический шум, внешний фоновый шум от автотранспортных потоков и т.п. Шум на рабочем месте оказывает раздражающее влияние на работника, повышает его утомляемость, а при выполнении задач, требующих внимания и сосредоточенности, способен привести к росту ошибок и увеличению продолжительности выполнения задания. Длительное воздействие шума влечет тугоухость работника вплоть до его полной глухоты, рассматриваемой как профессиональное заболевание
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_korzhov.docx | 157.87 КБ |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР №5»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
РОЛЬ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН В СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Коржов Илья Сергеевич
обучающийся заочного отделения группы 1831 по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном).
Руководитель: Пожарицкая Наталья Викторовна
преподаватель дисциплин естественнонаучного цикла
ГБПОУ СПЦ № 5
Email:pnv-dist@yandex.ru
Телефон +7(924)197-72-05
«Когда-нибудь человеку придется ради своего существования столь
же упорно бороться с шумом, как он борется сейчас с холерой и чумой».
Роберт Кох (1843-1910)
АННОТАЦИЯ
В данной работе рассмотрена связь моей будущей профессии с дисциплинами естественнонаучного цикла.
Над данной профессиональной компетентностью я задумался и решил исследовать условия, влияющие на физическое и психофизическое здоровье человека, а именно водителей автомобильного транспорта.
Так как условий, влияющих на здоровье множество, а данный доклад имеет регламент, я предлагаю Вашему вниманию часть исследовательской работы, которая касается влияния шума и звуков на здоровье водителей.
На безопасность движения автомобилей оказывает влияние психофизиологическое состояние водителей, что является актуальным. На рабочее место водителя оказывает воздействие шум, вибрация и другие вредные производственные факторы: работа двигателя и трансмиссии, взаимодействие шин с дорогой, аэродинамический шум, внешний фоновый шум от автотранспортных потоков и т.п. Шум на рабочем месте оказывает раздражающее влияние на работника, повышает его утомляемость, а при выполнении задач, требующих внимания и сосредоточенности, способен привести к росту ошибок и увеличению продолжительности выполнения задания. Длительное воздействие шума влечет тугоухость работника вплоть до его полной глухоты, рассматриваемой как профессиональное заболевание [2].
Цель исследования: проведение и анализ результатов измерений шума.
Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить вредное влияние шума на человека, выявить опасности, которые преследуют человека и влияние автомобильного шума на здоровье.
2. Провести практическое исследование по измерению уровня шума в различных видах транспорта на улицах г.Невельска и на рабочем месте водителя.
3. Дать рекомендации для оценки условий труда водителей.
Объект исследования: влияние шума и звука на здоровье человека.
Предмет исследования: физическая и гигиеническая характеристика шума и звука.
Гипотеза: если снизить «шумовое загрязнение», можно обезопасить человечество от различного рода заболеваний, зависящих от шума.
Методы исследования: анализ, наблюдение, сбор информации из разных источников.
Обзор изученной литературы
Вредное влияние шума на человека
В лаборатории Орфилд штате Миннесота в США существует «безэховая» комната, в которой человек не может находиться более 45 минут. Ночью в тишине мы слышим треск горящих дров, шорох усыхающих обоев, биение собственного сердца, урчание кишечника. Наше ухо так адаптировалось к звукам и шуму, что организм сам становится звуком. На фоне чего человек испытывает галлюцинации, в тяжелых случаях выключение органов ощущения может привести к истощению.
В наш инновационный век технологий великое множество источников шума: различные виды транспорта, технологическое оборудование, оборудование жилых зданий, звуковоспроизводящая аппаратура и т.д. – все это является источниками нежелательных звуков, которые и составляют шум.
Основными источниками шума является транспорт и промышленные предприятия.
Звуковые волны характеризуются определённой частотой, выражаемой в герцах (Гц), и звуковым давлением, измеряемым в децибелах (дБ).
Понятие «шум» относится только к диапазону слышимых частот от 25 до 10000 Гц. Диапазон слышимых отологически здоровым человеком звуковых колебаний находится в интервале частот от 16 до 20000 Гц. Наиболее чувствителен слуховой анализатор к восприятию звуков частотой 1000-3000 Гц. Колебания с частотой ниже 16 Гц (инфразвук) и выше 20000 Гц (ультразвук), хотя и не воспринимаются органами слуха, также могут оказывать вредное воздействие.
Предельно-допустимые уровни шума на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки установлены Санитарными нормами № 2.2.4/2.1.8.562-96 и обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчинённости и форм собственности, должностными лицами и гражданами [3].
Шум на рабочем месте оказывает раздражающее влияние на работника, повышает его утомляемость, а при выполнении задач, требующих внимания и сосредоточенности, способен привести к росту ошибок и увеличению продолжительности выполнения задания. Длительное воздействие шума влечет тугоухость работника вплоть до его полной глухоты. Внезапные шумы высокой интенсивности, даже кратковременные (взрывы, удары и т.п.), могут вызвать как острые нейросенсорные эффекты (головокружение, звон в ушах, снижение слуха), так и физические повреждения (разрыв барабанной перепонки с кровотечением, поражения среднего уха и улитки). [3].
Практическое исследование по измерению уровня шума
Я решил провести исследование шумового загрязнения города Невельска и рабочего места водителей различных видов автотранспортных средств, узнать и проанализировать, где наибольший уровень шума и насколько он превышает допустимую норму.
Для эксперимента №1 мне понадобился специальный прибор – шумомер и таблица, в которой указаны значения интенсивности шума от транспортных средств. (Таблица 1. Интенсивность шума от транспортных средств - Приложение 1)
Были выбраны места города, которые имеют различные характеристики транспортного состава, пропускной способности и улично-дорожной территории. Определение уровня шума проводилось в будние дни в часы пиковой загруженности транспортных магистралей. (Таблица 2. Уровень шума в г. Невельск - Приложение 1)
При сравнении местоположений в различных районах города можно отметить следующее: основной поток сформирован из легковых автомобилей, большегрузные автомобили наблюдаются при въезде в город до морского порта и ООО «Горняк – 1», рельсовые пути железнодорожного транспорта, среди общественного транспорта преобладают маршрутки и автобусы.
Результаты исследования представим в виде диаграммы – Приложение 1
Вывод: шум находится в пределах нормы, когда он как по эквивалентному, так и по максимальному уровню не превышает установленные нормативные значения. Поскольку жилые дома расположены в непосредственной близости от дороги, то в качестве нормы допустимого уровня шума взят установленный в СНиПе 23-03-2003 «Защита от шума» эквивалентный уровень шума для территории, непосредственно прилегающей к жилой застройке, равный 55 дБ, и максимальный уровень шума, равный 70 дБ. Данные нормы взяты для промежутка времени с 7.00 до 23.00 часов.
Эксперимент № 2 с помощью щумометра проведем замеры уровня шума в автомобилях: Hyundai SOLARIS (М-1), ПАЗ 4234 (М-2), КАМАЗ 53605 (N2). Для сравнения возьмем требования к транспортным средствам в отношении их внутреннего шума (Таблица 3. Допустимые уровни внутреннего шума транспортных средств, измеренные при движении - Приложение 2 [4]). Параметры шума на рабочих местах нормируются и определяются ГОСТом 12.1.003- 83 с дополнениями 1989г. и санитарными нормами (СН) 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».
Полученные данные эксперимента внесём в таблицу 4. Уровни внутреннего шума транспортных средств, измеренные при движении, а результаты исследования представим в виде диаграммы – Приложение 3.
Вывод: уровень шума в кабинах водителя превышает установленный нормативами допустимый уровень в автомобилях ПАЗ 4234 и КАМАЗ 53605, но является не критичным. Работы в условиях эквивалентного уровня шума выше 85 дбА не допускаются.
Из выше сказанного я решил разработать рекомендации негативных последствий воздействия шума – Приложение 4.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод о том, что вклад дисциплин естественнонаучного цикла в моей будущей профессии и прикладное их использование – огромен. В статье я рассмотрел небольшую часть применения дисциплин: физики, химии, биологии, экологии для моей профессиональной деятельности.
Спасибо за внимание!
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
2. Шишелова, Т.И. Влияние шума на организм человека / Т.И. Шишелова, Ю.С. Малыгина. –Иркутскс: ИГТУ, 2009.– 15 с.
3. http://65.rospotrebnadzor.ru/directions/nadzor/147211/
4.http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_125114/3937d59955b851baa7732acb0ebada939f1a1290/
Приложение 1
Таблица 1. Интенсивность шума от транспортных средств
Вид транспортного средства | Интенсивность шума (дБ) |
Легковой автомобиль | 70-80 |
Автобус | 80-85 |
Грузовой автомобиль | 80-90 |
Мотоцикл | 90-95 |
Моторная лодка | 90-95 |
Поезд метро | 90-95 |
Поезд | 95-100 |
Самолет на взлете | 110-130 |
Таблица 2. Уровень шума в г. Невельск
Наименование улицы | Уровень шума (дБ) |
Казакевича | 80,1 |
Береговая | 75,0 |
Морская | 73,8 |
Советская | 65,5 |
Ленина | 65,5 |
Школьная | 63,9 |
Рыбацкая | 60,1 |
Результаты исследования
Из приведенных данных видно, что уровень шума в Невельске как по эквивалентному, так и по максимальному значению в трёх местах превышает установленный нормативами допустимый уровень (улица Береговая, Морская, Казакевича), в остальных районах не превышает норму.
Приложение 2
Таблица 3. Допустимые уровни внутреннего шума транспортных средств, измеренные при движении
№ п/п | Транспортное средство | Допустимый уровень звука, дБ А |
1 | Транспортные средства категории M1 с компоновкой кузова вагонной или полукапотной | 79 |
2 | Транспортные средства категории M1 с компоновкой кузова, за исключением указанной в пункте 1 | 77 |
3 | Транспортные средства категорий M2 и M3 с расположением корпуса двигателя или большей его части в передней половине транспортного средства относительно вертикальной плоскости, перпендикулярной оси движения и проходящей через его геометрический центр, - на рабочем месте водителя и в пассажирском помещении | 79 |
4 | Транспортные средства категорий M2 и M3, за исключением указанных в пункте 3 - на рабочем месте водителя | 77 |
5 | Транспортные средства категорий M2 и M3, за исключением указанных в пункте 3, относящиеся к классам II, III и B - в пассажирском помещении | 79 |
6 | Транспортные средства категорий M2 и M3, за исключением указанных в пункте 3, относящиеся к классам I и A - в пассажирском помещении | 81 |
7 | Полуприцепы (категория O), предназначенные для перевозки пассажиров | 79 |
8 | Транспортные средства категории N1 технически допустимой максимальной массой не более 2 т | 79 |
9 | Транспортные средства категории N1, за исключением указанных в пункте 8 | 81 |
10 | Транспортные средства категорий N2 и N3 при наличии спального места в кабине | 78 |
11 | Транспортные средства категорий N2 и N3, за исключением указанных в пункте 10 | 81 |
12 | Квадрициклы (категории L6, L7) с закрытым кузовом | 86 |
Примечания:
1. Для полноприводных транспортных средств повышенной проходимости категории M1G допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 2 дБ А.
2. Для полноприводных транспортных средств повышенной проходимости категорий M2G, M3G, N1G, N2G, N3G допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 1 дБ А.
3. Для транспортных средств категории M1 с технически допустимой максимальной массой до 2 т с удельной мощностью на единицу массы более 75 кВт/т в режиме разгона допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 4 дБ А. Для транспортных средств категории M1 с удельной мощностью на единицу массы более 110 кВт/т допустимые уровни звука устанавливаются только для испытательного режима движения на постоянной скорости.
Уровни звука, измеренные при разгоне, в случае превышения допустимых значений, приведенных в таблице 2.1, указываются в сопроводительной документации на транспортное средство, предоставляемой покупателю (например, в "Руководстве по эксплуатации").
Транспортные средства, в отношении которых применен настоящий пункт, не могут применяться для общественного пользования (например, в качестве такси), что также указывается в сопроводительной документации на транспортное средство, предоставляемой покупателю.
4. Для транспортных средств специального назначения (автомобиль-дом, бронированное транспортное средство, автомобиль для ритуальных услуг, транспортное средство медицинской помощи и др.), изготовленных на базе транспортных средств категории M, уровень звука не должен превышать допустимых уровней, установленных для базового транспортного средства. Для таких же транспортных средств, изготовленных на базе транспортных средств категории N, уровень звука не должен превышать 79 дБ А.
5. Для специализированных пассажирских транспортных средств в случае, когда кабина (рабочее место водителя) и пассажирское помещение конструктивно разделены, для рабочего места водителя применяются нормы пунктов 10 или 11, для пассажирского помещения - нормы пункта 3 таблицы 2.1.
Приложение 3
Таблица 4. Уровни внутреннего шума транспортных средств
№ п/п | Транспортное средство | Уровень звука, дБ А |
1 | Hyundai SOLARIS (Транспортные средства категории M1 с компоновкой кузова). | 79 |
2 | ПАЗ 4234 (Транспортные средства категорий M2) | 83 |
3 | КАМАЗ 53605 (Транспортные средства категорий N2 ) | 84 |
Результаты исследования
Из приведенных данных видно, что уровень шума в кабинах водителя превышает установленный нормативами допустимый уровень в автомобилях ПАЗ 4234 и КАМАЗ 53605.
Приложение 4
Рекомендации негативных последствий воздействия шума
Работодателю необходимо минимизировать возможные негативные последствия путем выполнения следующих мероприятий:
1) использование необходимых технических средств (защитные экраны, кожухи, звукопоглощающие покрытия, изоляция, амортизация) и подбор рабочего оборудования, обладающего меньшими шумовыми характеристиками;
2) обязательное предоставление работающим средств индивидуальной защиты органов слуха;
3) информирование и обучение работающего таким режимам работы с оборудованием, которое обеспечивает минимальные уровни генерирующего шума;
4) ограничение продолжительности и интенсивности воздействия до уровней приемлемого риска и проведение производственного контроля виброакустических факторов;
5) ежегодное проведение медицинских осмотров для лиц, подвергающихся шуму выше 80 дБА.
Ёжикина Радость
Большое - маленькое
Сказка об осеннем ветре
Можно от Солнца уйти...
Прекрасная арфа