В данной работе исследуется кукла-грелка (музейный экспонат) как предмет народного быта.
Вложение | Размер |
---|---|
baryshnya_na_chaynik_moy_muzey_oblast.docx | 755.86 КБ |
Оглавление
Введение стр. 3
Основная часть:
1. История возникновения куклы-грелки и ее разновидности стр. 4-5
2. Практическое исследование стр. 6
Заключение стр. 7
Список литературы стр. 8
Приложения стр. 9-10
Введение
Одной из замечательных традиций в нашей стране является чаепитие. Чай в России пили более 300 лет, и эта церемония собирала не только семью, но и друзей, соседей за одним домашним столом, чтобы пообщаться в уютной и спокойной обстановке. Главное в русском чаепитии – это атмосфера душевности, веселья, покоя и радости, возможность испить чаю в приятной компании. Сохранение традиции русского чаепития особенно важно в современном быстротечном мире.
Поскольку настоящее чаепитие проходит неспеша и с удовольствием, то очень важно, чтобы заварочный чайник оставался горячим долго. Необходимый предмет для сохранения тепла в чайнике – грелка. Но с появлением электрических чайников, утепленная грелка утратила свое основное значение и сохранилась только в коллекциях этнографических музеев.
Целью работы - исследовать куклу-грелку как предмет народного быта.
Реализация данной цели возможна на основе решения следующих задач:
- познакомиться с историей возникновения куклы-грелки в жизни человека;
- изучить историю развития чайной церемонии в России;
- определить разновидности чайных грелок, их назначение;
- проанализировать и структурировать собранный материал.
Предмет исследования – кукла-грелка.
Объект исследования – значение куклы-грелки.
В наше время постепенно уходят из быта людей предметы народного быта, созданные пятьдесят, сто и более лет назад. А ведь это разновидность памятников истории и культуры русского народа, обильный и надёжный источник познания духовного содержания, как отдельного человека, так и общества в целом. В нём отражается экономическая жизнь народа, история его развития, особенности быта. Исходя из всего этого, можно с уверенностью утверждать, что данная тема актуальна и необходима для изучения культуры русского человека.
Практическая значимость. Данный материал будет способствовать сохранению памяти об истории возникновения куклы-грелки на Руси и их значение, сохранению предмета народного быта и памяти о наших земляках. Полученные знания и умения помогают возродить интерес к богатому культурному наследию нашей Родины. Собранная мною информация пригодится для изучения краеведческого компонента на уроках истории, технологии и по краеведению.
История возникновения куклы-грелки и ее разновидности
Традиция русского чаепития сформировалось сравнительно недавно. Только в конце XIX века чай стал доступен людям всех социальных слоев. Культура чаепития очень полюбилась нашим предкам и быстро распространилась по всей Руси. Чаепитие стало своеобразным семейным ритуалом и обросло своими особенностями. Собираться всей семьей за столом, в центре которого стоял большой начищенный самовар, подавать ароматный чай с медом, вареньем, пышными пирогами, сладкими пряниками или простыми баранками стало настоящей традицией практически в каждой семье. Это было время отдыха и общения. Кроме самовара и различных вкусностей на столе стоял небольшой заварочный чайник.
В нем заваривали сухой чайный лист крутым кипятком, и не сразу, а только спустя некоторое время накрывали чайник специальной куклой-грелкой (чисто русское изобретение) для того, чтобы чай дольше сохранял свое тепло и терпкий аромат. [3, с.5]
Кукла - грелка на чайник – это декоративная тканевая кукла, которую одевают сверху на чайник. Таких кукол шьют из нескольких слоев плотной ткани, а внутрь вшивают прокладку из ваты. Такие куклы были очень популярны и всегда занимали почетное место на кухонном столе.
Родиной атрибута можно назвать всю Россию. Куклы-грелки не фабричные изделия, а рукотворные произведения искусных русских мастериц. Рождение куклы-грелки на чайник обязано неукротимому творческому потенциалу, свойственному русскому народу.
С начала XVIII века прошла в каждой русской избе грелка – дань верованиям и идолопоклонству древних славян, стала обязательным аксессуаром. Наследие древних славян, поклоняющихся идолам, наложило отпечаток на появившийся предмет чайной церемонии.
В изготовление куклы-грелки хозяйка дома вкладывала всю душу. Незатейливый атрибут становился показателем благополучия, подчеркивая достоинства рукодельницы. Кукла всегда занимала почетное место, располагаясь над дверью или на окне. Когда ей накрывали заварочный чайник, статус куклы был не ниже чем у самовара.
В церемонии русского чаепития присутствует традиционный элемент: чай доводят до полной готовности не на прямом огне, а благодаря грелке. Под такой грелкой чай сохраняет весь свой аромат, чаинки полностью раскрываются, и тепло сохраняется длительный период времени. Момент ожидания создает позитивное настроение.
Когда поставить грелку на чайничек – тоже интересный момент, который нужно знать. Оказывается, грелку ставить на чайник нужно лишь в конце чаепития. Если поставить в самом начале, то чай может потерять вкус, то есть задохнуться и будет пахнуть не ароматным настоем, а веником. Накрывать чайник с заваривающимся чаем салфеткой из натурального материала и только тогда, когда он начнет остывать – ставить грелку – насадку, чтобы сохранить тепло.
Виды грелок на чайник по способу изготовления делились на сшитые из ткани и вязанные крючком. Последние считались особым достижением рукоделья. Каждая хозяйка мастерила ее самостоятельно и вкладывала всю душу в свой семейный оберег, старалась сделать его как можно наряднее и красивее.
Также на праздники было принято дарить куклы близким, друзьям и родственникам, тем самым желая им благополучия, семейного счастья и достатка.
Внешний вид такой грелки зависел от фантазии того, кто ее делал. Она могла быть в виде куклы, курицы или медведя. Каждое животное наделяли своим сакральным смыслом. Одни олицетворяли плодородие, другие богатство, третьи отвечали за хорошее здоровье. [1, с.26]
В древности славяне придавали глубокий смысл куклам, она была Берегиня. Именно у славян чаще встречалась баба на чайник. Кроме функции грелки, она вобрала в себя значение оберега. Считалось, что кукла отпугивает злых духов, бережет семью, детей, благополучие. Часто куклу помещали на окне, верили, что она оберегает сон детей. [1, с.32]
В языческих верованиях древних славян оберег занимал важное место. В костюме куклы-берегине каждый узор и цвет несут определенный смысл, и влиял на ее защитную силу.
Особенность берегини- отсутствие лица и округлые формы лица и тела. Считалось, что через лицо кукла обретает душу. Душа может быть недоброй, а безликая кукла вреда в дом не принесет. Пышные формы считались признаком плодородия.
Традиционно для изготовления берегини выбирают цвета и орнамент с учетом старославянского значения.
Со временем наиболее популярной стала кукла Матрена. Она сочетала в себе лучшие традиции самобытной деревянной игрушки – авторскую ручную работу и национальный колорит – с оригинальностью и креативностью воплощения.
Грелки на чайник можно декорировать разными способами: вышивкой, аппликацией, кружевом, бусинами, пуговицами. Современные хозяйки придерживаются правила, что грелка, как и другие аксессуары, должна гармонировать с интерьером кухни.
Иногда нижнюю юбку бабы-оберега шили в форме мешка из плотной ткани, в который засыпали душистые травы. Тогда чайная баба становилась еще и травницей. Во время чаепития дом наполнялся приятным ароматом.
В советское время традиция использования бабы на чай сохранилась. Голова и ручки изготавливались из папье-маше или прессопилок (прессованных опилок / древесно-стружечной массы). Голова изделия выполняла роль ручки, а юбка служила грелкой.
Практическая часть
Дарителем куклы-грелки в школьный историко-краеведческий музей значится Щеглова Нина Никитична. От нее я узнала, что кукла изначально принадлежала местной жительнице Жуковой Анне Сергеевне. Она с мужем Жуковым Семеном Петровичем жили по соседству в однокомнатной квартире. Нина Никитична и Анна Сергеевна дружили семьями. Нина Никитична помнит, что в 1970-е годы в местном магазине на верхней полке в ряд продавались красивые куклы-грелки, и цена у них была достаточно высокая. Когда Анна Сергеевна умерла, родственники отдали куклу-грелку на память в семью Нины Никитичны. «В нашей семье использовалась по прямому назначению – вспоминает Нина Никитична,- на бесконечных званых чаях она гордо восседала на гостевом заварочном чайнике».
Сама кукла-грелка довольна большая, высота 55 см (см. Приложение 1) Голова сделана из папье-маше и обклеена накрахмаленной тканью. Под юбкой куклы сшит стеганый колпак, а этикетка, к сожалению, не сохранилась.
Мне захотелось узнать, где и когда производились такие куклы в нашей стране. Мое дальнейшее исследование продолжилось на просторах Интернета.
Я стала искать информацию о производстве советских кукол-грелок. Оказывается, до сих пор есть коллекционеры и любители таких кукол. Например, на форуме http://forum-dollplanet.ru/viewtopic.php?t=31542&start=270 (Коллекционные куклы, кукольная фотография, международные выставки и многое другое о кукольном мире для взрослых), https://meshok.net/?search=Кукла%20грелка&ut%5B%5D=СССР («Кукла грелка». СССР. Мешок - интернет-аукцион) по схожим фотографиям и описаниям можно установить производителя. Вначале я подумала, что наша барышня была произведена на Московском заводе игрушек «Кругозор». Но на интернет-сервисе для размещения объявлений Авито, я нашла в продаже несколько кукол идентично похожих по внешности на наш школьный экспонат (отличие только в одежде). На этикетках кукол указана Московская фабрика сувенирных и подарочных игрушек с адресом: г. Москва, ул. Щипок, д.9. Одна кукла называется Агафья (цена 17 руб.), а другая Авдотья за 21 руб. (см. Приложение 2-3).
Отсюда, в зависимости от цвета платья и косынки, куклы назывались по разному.
Русская красавица,
Как же хороша!
Счастьем улыбается
У тебя душа.
Заключение
В ходе исследования и анализа полученного материала мною сделаны следующие выводы.
С возрождением культуры чаепития в современной России, наблюдается
и повышение интереса к исконно русским чайным традициям. И это не удивительно, ведь именно современный ритм жизни диктует свои скоростные правила, когда нужно везде успеть. Отсюда возникает большое желание после напряженного рабочего дня окунуться в спокойную и расслабленную домашнюю атмосферу.
В современную жизнь постепенно возвращается символ русский чайных традиций — его величество самовар, а параллельно с ним и чайные куклы-грелки.
И пусть современный человек уже не наделяет их таким большим сакральным смыслом, как это было в дореволюционное время (хотя почему бы и нет?), но всё ещё способен по достоинству оценить практическое применение грелок и ту особую атмосферу душевного тепла, которую они создают за столом.
Список литературы
Интернет – ресурсы:
http://www.auradoma.ru/articles/a_1680/ - История грелки на чайник
https://www.samovarnie-tradicii.ru/page/znachenii-kukly-grelki-v-kulture-russkogo-chaepitiya - Значение самоварной куклы-грелки в культуре русского чаепития
https://posuda-gid.ru/chajniki/68-baba - Назначение бабы на чайник, популярные варианты и история возникновения традиции
Приложение 1.
Карточка музейного предмета
Карточка описания музейного предмета
Историко-краеведческий музей
МБОУ «Крутовская СОШ» г.о.Серебряные Пруды
Номер по КП: КСШ №36 | Название, назначение: Барышня на чайник |
Место и время изготовления: | 60-70-е гг. XX в. |
Количество: | 1 |
Материал: | Ткань х/б |
Техника: | Фабричное производство |
Размер: | Высота- 55 см, ширина – 40 см |
Сохранность: | Общее загрязнение, пятна под колпаком |
Описание: | Барышня на чайник – кукла-грелка высотой 55 см., шириной 40 см. Голова сделана из папье-маше и обклеена накрахмаленной тканью. Под юбкой куклы сшит стеганый колпак. |
Источник поступления: | Дар от Кузнецовой Г.Н., 1964 г.р., житель с.Крутое |
Составитель: | Сидненкова Л.М. Дата составления: 11.09.2010г. |
Приложение 2.
Кукла сувенирная Авдотья
Приложение 3.
Кукла сувенирная Агафья
Выбери путь
Медведь и солнце
Стеклянный Человечек
Сторож
Нарисуем попугая цветными карандашами