Рано или поздно человек задумывается над тем, где начинаются его корни, вспоминает о своей малой Родине. Нельзя считать себя культурным человеком не зная истории родного края. Каждый народ имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Всякое прошлое подготавливает собой настоящее, является неизбежной ступенью к нему. И хочется узнать эту старую жизнь, хочется узнать, что было сто – двести лет назад. Какими были наши предки, чем жили и к чему стремились?
Вложение | Размер |
---|---|
история малой Родины. | 34.85 КБ |
СЛАЙД 1. ИСТОРИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ – ХУТОРА БОЛЬШОЙ ЛЫЧАК
Выполнили: Григорьева Арина и Левченко Вероника
Руководитель: Водолазова Галина Юрьевна
Слайд 2. Рано или поздно человек задумывается над тем, где начинаются его корни, вспоминает о своей малой Родине. Нельзя считать себя культурным человеком не зная истории родного края. Каждый народ имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Всякое прошлое подготавливает собой настоящее, является неизбежной ступенью к нему. И хочется узнать эту старую жизнь, хочется узнать, что было сто – двести лет назад. Какими были наши предки, чем жили и к чему стремились?
Слайд 3. Об образовании хутора Большой Лычак сохранилось очень мало сведений. Изначально хутор назывался Больше-Лычацкий и относился к станице Сергиевской Усть-Медведицкого округа. Возник он на берегу реки Лычак, левом притоке Медведицы в 1793 году.
Слайд 4. Большой интерес вызывает название хутора. Вероятнее всего, оно связано со словом «лыко». У В.И.Даля в словаре находим объяснение: «лычка» - перепутанный тростник, куга, поросли, носящиеся островом по воде.
Слайд 5. Вполне вероятно, что в основе названия речки лежало производное от слова лука – извилина, изгиб, дуга, длинная излучина реки. И действительно, речка сверху видна как большая дуга, извилина.
Слайд 6. Хутор Больше-Лычацкий в последней четверти XIX в. и в первое десятилетие XX в. динамично развивался. В 1897 г. в хуторе насчитывалось 260 дворов. В этих дворах проживало 1587 лиц мужского и женского пола, в том числе 1248 войскового сословия, из них 38 потомственных дворян. Кроме того, в хуторе проживали 2 представителя духовенства, 22 мещанина, 314 крестьян. По сведениям Алфавитного списка населённых мест Области войска Донского 1915 года, в хуторе уже было 280 дворов, в которых проживало 1 065 лиц мужского пола и 1 100 женского пола.
Слайд 7. Большинство жителей хутора занимались земледелием, 63 – ремеслом, 13 – торговлей, 30 находилось на общественной и частной службе. В хуторе ежегодно в период с 26 по 29 сентября проводилась ярмарка, на которой торговали скотом и разными товарами. Имелись в хуторе один небольшой овчинный завод, мануфактура и торговые лавки. Велась торговля бакалейными товарами.
Слайд 8. В хуторе имелось правление, которое возглавлял выборный атаман.
Слайд 9. Обучение детей осуществляло одноклассное приходское училище. В этом училище вели Закон Божий, проводили занятия по гимнастике и преподавали основы других наук.
Слайд 10. Жизнь каждого народа характеризуется особенностями, отражающимися в устройстве жилищ, нравах, обычаях, верованиях и т.д. Это целый мир нашей народной культуры – многогранный и яркий. Казаки крепко держались православного исповедания, были очень набожны. Боялись греха казаки пуще смерти, ибо знали, что в любую минуту могут предстать на суд Божий и тогда за каждый нечестный поступок придётся платить сторицею. Почти у всех казаков на гайтане (шнурке для креста) хранились молитвенник и щепотка родной земли.
Слайд 11. В домашнем быту казаки были просты и умеренны. В середине 19 века для казаков была характерна большая неразделённая семья, насчитывавшая до 20 человек (представители двух-трёх поколений). Главой семьи, как правило, был самый старший из мужчин: отец или дед. Он считался владельцем всего семейного имущества, главным распорядителем в хозяйстве. Слад 12. Одна из характерных особенностей казачьей семьи – то, что женщины всегда могли заменить в работе мужчин. Это было связано с обязанностью казаков нести воинскую службу и частыми отлучками из дома. Дети с малых лет приобщались к домашней работе. Обращались в семье по-простому. К старикам относились с почтением, были вежливы.
Слайд 13. На сегодняшний день сохранились немногие казачьи традиции. Но мы стараемся сохранить и пропагандируем фольклорный и историко-этнографический материал о традициях казачества, его материальной и духовной культуре, прошлом и настоящем. В хуторе в 1990 году был открыт храм Казанской иконы Божией Матери.
Слайд 14-15. Православные традиции наших предков - казаков постепенно возрождаются.
Слайд 16. Сейчас ведётся большая и плодотворная работа по сохранению истории хутора. Жители Ветютнев Юрий Петрович и Степанова Надежда Степановна при поддержке хуторян открыли местный музей. В нём собран богатейший материал из истории хутора:
Слайд 17. здесь экспонаты материальной и духовной культуры: старинные предметы мебели, одежда,
Слайд 18. Орудия труда, посуда,
Слайд 19. утварь, фотографии, книги и многое другое.
Слайд 20. Сохранением фольклорных традиций занимается народный ансамбль «Казачьи напевы»,
Слайд 21. фольклорная группа «Казачата», творческий коллектив художественной самодеятельности «Хуторяне».
Слайд 22. Хорошей традицией стало проведение «Дня хутора» и других праздников.
Слайд 23. Такие мероприятия объединяют людей, делают их ближе друг к другу, осуществляется связь поколений на деле, а не на бумаге.
Слайд 24. Очень радостно, что к казачьей культуре приобщается подрастающее поколение.
Слайд 25. Большой Лычак – наш хуторок
Нам только здесь легко на сердце,
Тут мама ждут с отцом домой,
И наше здесь осталось детство,
Забыть его едва ли сможем мы
В свой отчий дом вернемся вновь
Он лучше заграничной дали,
Большой Лычак – наш хуторок!
Ах эта снежная зима
Сочини стихи, Машина
Спасибо тебе, дедушка!
Дерево в снегу
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?