Конкурс заочных экскурсий по храма Люберецкого Благочиния. Проект занял 1 место.
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_ekskursii_hram_uspeniya_presvyatoy_bogoroditsy.doc | 69.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия №20 имени Героя Советского Союза Н. Д. Дугина
муниципального образования Люберецкий муниципальный район
Московской области
Экскурсия в Храм
Успения Пресвятой Богородицы
села Жилино
Люберецкого района
Экскурсоводы:
Данилова Анастасия
Холова Лола
2014 г.
Велика земля русская…. За время существования христианства на Руси каждый уголок нашей Родины украсился своей святыней. История храмов тесно связана с историей России.
Эти сохранившиеся очаги православия, стали светильниками России, не давая ей погрузиться во тьму безверия.
Наш маршрут проложен к одному из таких светильников – Храму Успения Пресвятой Богородицы в село Жилино Люберецкого района Московской области.
Мы движемся в юго- восточном направлении, по Рязанскому шоссе.
Село Жилино в XIV веке принадлежало святителю Алексию Митрополиту Московскому.
Митрополит Алексий был выдающейся личностью, в нём прекрасно сочетались мудрость, святость и талант. Однажды татарский хан Джаныбек написал московскому князю: «Мы слышали, что Бог не отказывает молитвам главного попа вашего; отпустите его к нам, да исцелеет его молитвами царица моя; а то пойду опустошать землю вашу». Ради спасения русской земли митрополит отправился в Орду и исцелил ханскую жену Тайдулы от слепоты.
В награду Алексию был пожалован татарский двор в московском Кремле.
На месте этого двора в память о чуде исцеления митрополит основал Чудов монастырь.
Он завещал село основанному им кремлевскому монастырю, став его вотчиной, Жилино обрело свою историю.
Молитвами монахов и самого святителя Алексия оно сохранилось в самые трудные для России времена. Многие окрестные сёла и деревни уже исчезли с лица земли, Жилино существует и ныне.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Жилино входит в число храмов Люберецкого благочиния Московской епархии.
Возможно, уже при святителе Алексии в селе существовала небольшая церковь.
Но первое упоминание о существовании в деревне деревянной церкви мы находим в писцовых книгах XVII века.
В записи 1624 года говорится, что в «Жилкино» стояла церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом святителя Николая Чудотворца.
Нередко случалось, что деревянные храмы сильно обветшали или сгорали…, в 1659 году здесь была построена новая церковь и простояла почти 70 лет. Но и она потихоньку дряхла и приходила в негодность.
В 1728 году была построена третья, деревянная церковь, которая простояла недолго, сгорев в 1752 году во время большого пожара.
Это печальное событие заставило задуматься о строительстве более прочного храма.
Собравшись всем миром, жилинские прихожане выстроили Белокаменный храм, который стоит на взгорье с 1754 года.
Камень для его стен добывали по близости в соседнем селе, из этого камня, были построены многие российские храмы, а также стены Белого города в Москве.
Основным благотворителем стал крепостной крестьянин графа Шереметева, Никифор Артемьевич Сеземов – «села Выхино поселянин», который нажил большое состояние на поставке товаров в казну и продовольствия в армию.
Трудно сказать, что побудило его возвести храм на свои деньги.
В челобитном прошении к императрице он указал, что строит церковь «по обещанию». Видимо, такой обет он дал в благодарность, за какую- то явленную ему Божью милость.
Новая церковь была построена в стиле барокко. Основу храма составил квадрат, к нему примкнула прямоугольная пристройка – алтарь.
Над крышей возвысилась глава с крестом, которая придаёт изящество строгим чертам храма.
На кресте, который венчает главу Успенского храма, есть павершие в виде императорской короны.
Такой «коронованный» храм не единственный в России. Обычно так отмечались церкви, находящиеся в имениях дворян царского рода.
Но народное предание объясняет это явление просто: будто появляются короны на тех церквях, которые своими незримыми посещениями почтила Сама Царица Небесная.
В наш рациональный век такое объяснение устроит немногих, хотя факты говорят о том, что храм Успения Пресвятой Богородицы действительно незримо охраняется Ею – нередко шли сражения, горели соседние сёла и разрушались церкви, а жилинский храм стоит.
В 1853 году к храму пристроили новый притвор с двумя приделами, была переложена в кирпиче колокольня.
Столетний юбилей Успенский храм встретил обновлённым и помолодевшим.
С тех пор много он ещё повидал на своём веку: в 1920-х годах чудом избежал разорения и разрушения, в нашем районе оставалось тогда два действующих храма в Жилине и Наташине;
в середине июня 1941 года атеисты хотели взорвать церковь, а 22 июня 1941 года она еле вместила толпу людей, потрясённых словом «война».
К 250-летию храма бесценным даром стал набор из семи колоколов, отлитых по старинной технологии, преподнесённые храму семьями профессора, доктора экономических наук А.В. Молчанова и Г.П. Митяева.
Подходим к дверям храма.
Молиться Богу можно везде, потому что Бог везде нас видит и слышит. Но особенно Он любит, чтобы люди для молитвы собирались вместе, в особые дома.
Это храм – дом Божий. Там хозяин – Господь.
Когда идём в церковь, мы должны быть красивыми и аккуратными, а самое главное необходимо привести в порядок мысли и чувства, потому что Бог видит нас и снаружи, и внутри.
Вот мы в храме.
Перед нами арка, ведущая в четверик с алтарём. На ней расположены страстные иконы: Поцелуй Иуды (взятие Христа под стражу), Бичевание Христа, Шествие на Голгофу (несение Креста), Воскресение Христа (центральная), Христос в Претории, Издевательство солдат над Христом: «Радуйся, Царь Иудейский!», Суд Пилата.
Справа, мы видим придел, освящённый во имя Святой Троицы,
слева – придел, освящённый в честь святителя Николая Чудотворца.
Стены храма покрыты иконами, на особых столиках, аналоях, тоже лежат иконы, перед иконами ставят подсвечники.
На иконах изображены святые или праздники.
Стенное писание, картины под сводами церкви представлены библейскими сюжетами.
Здесь всё выполнено в едином стиле, и многое сохранилось от старого храма.
Но в храме находится не только то, что мы видим.
Есть там и невидимый мир: ангелы и святые. Они с нами молятся Богу. Поэтому здесь все ведут себя тихо и с благоговением.
Надо стараться, чтобы в храме ничего не слышалось, кроме службы – богослужения.
Перед нами Алтарь.
То, что находится нутрии алтаря, мы не видим, его закрывает перегородка, называемая иконостас
Иконостас – самая значимая часть русской православной церкви. Его главная мысль изобразить Вселенскую Церковь, которая вселяет в себе Ветхий и Новый Завет, мир видимый и невидимый. Передавая друг другу то, что Господь нам открыл, люди могли что-нибудь забыть, или прибавить от себя. Чтобы этого не случилось, Господь внушил некоторым людям мысль написать книги, и, Сам невидимо помогал им, чтобы всё, что в этих книгах говорится, было правильно и истинно. Этих книг много, все вместе они называются – Библией или Священным Писанием, которые включают в себя Ветхий Завет – книги о сотворении мира и жизни до рождения Спасителя, и Новый Завет – о смерти и воскресение Спасителя, о Его жизни среди людей.
Главной жемчужиной церкви является центральный пятиярусный иконостас, богато украшенный золотой резьбой.
Верх иконостаса венчает одинокий Крест, воздвигнутый на «горке», олицетворяющей место распятия Спасителя – Голгофу.
5. Самый нижний ярус (местный), заключает местночтимые иконы.
В нём устроены алтарные врата.
Средние называются – Царские Врата, потому что, когда священник выносит чашу с Причастием, Сам Христос, Царь Небесный, невидимо проходит их в Святых Дарах.
В сиянии Золотых Лучей врата венчает икона «Моление о чаше», свидетельствуя о предельном смирении Богочеловека, идущего на смерть ради спасения нашего.
Выше в золоченом картуше, изображение Тайной Вечери.
Две другие двери тоже ведут в алтарь.
На южной (справа) изображён Святой Апостол Стефан, держащий в левой руке камень в напоминание о том, что он был до смерти забит камнями за свою веру.
На северной, священномученик Лаврентий Римский, который был предан жесточайшим мукам за своё стойкое нежелание отречься от Иисуса Христа.
Это ряд в каждом храме свой, но всегда выдержан в определённых традициях.
Справа от Царских Врат всегда находится икона Спасителя «Спас на престоле» или «Спас Вседержитель», а слева всегда находится икона Богоматери. Здесь - храмовая икона «Успения Пресвятой Богородицы», так как главный престол освящен в честь этого события, празднуемого церковью 28 августа.
Вот что рассказывает о торжественном дне Успения Богородицы церковное предание.
… Когда архангел Гавриил явился Богоматери с благодатной вестью о часе Её переселения на небо, Она радостно начала готовиться к Своему исходу. Народ, узнав о скорой кончине Богородицы, в рыданиях стекался к Её дому. Она же обещала, как и прежде, не оставлять людей и быть заступницей для всех, кто будет призывать Её на помощь.
Возлегая на одре, в окружении апостолов, Богородица молилась в ожидании Своей кончины. Внезапно явился Сам Господь, принял в Свои руки душу Матери и вознёс Её в небесные обители в сопровождении ангелов.
Апостолы с трепетом и благоговением смотрели в след вознесению. Придя в себя, приступили к погребению пречистого тела Богоматери. Множество народа сопровождало одр с Её телом, шествуя через Иерусалим.
Иудейские начальники выслали воинов, чтобы разогнать погребальное шествие и сжечь тело Богородицы.
Но преследователи были поражены временной слепотой и не смогли помешать церемонии. Но одному из них удалось достичь священного одра, протянутые руки Фомы-неверующего, намеревавшегося сбросить на землю пречистое тело, тотчас были отсечены невидимым мечом ангела . Со страшным воплем упал Фома на землю. Ужасное наказание вразумило его, раскаявшись в содеянном, Фома тут же уверовал в Христа и обратился к Богоматери с просьбой об исцелении. Его покаяние было принято, рассеченные руки срослись, а сам Афоний стал убеждённым христианином…
Начинается нижний ярус семейной иконой Никифора Сеземова, на чьи средства был построен нынешний храм. Композиция иконы включает изображение святых, чьи имена, вероятно, носили члены семьи Сеземовых: Иоанн Креститель, Екатерина, Дария, Татиана, Никифор, Варвара, Вера, Надежда, Любовь и Софья.
Эта икона уникальна, выполнена в середине XVIII века, полученная в дар – является ровесницей храма.
Про иконостасы двух боковых пределов можно с уверенностью сказать, что они изготовлены в 1852-1853 годах. Подтверждением этому служат строки из отчёта архитектора Г. Завьялова: «жертвователями … устроены и освящены два иконостаса с местными живописными образами и оные работы по освидетельствованию моему найдены произведением хорошего мастерства…»
К произведениям хорошего мастерства относятся и многие другие святыни храма.
В приделе, освященном во имя Святой Троицы, находится икона «Гостеприимство Авраамово».
Господь много раз являлся Аврааму, как к человеку, помнящему истинного Бога и поклоняющемуся Ему.
Однажды Он явился ему в виде трёх Ангелов, впервые открыв людям, что Он есть Троица – Отец, Сын и Святой Дух. Тайна эта не постижима.
В приделе, освященном во имя святителя Николая Чудотворца, почитается образ, изображающий этого святого. Всегда множество свечей горит перед старинной иконой «Минея всех святых» с «Неопалимой Купиной» в центре.
В храме особо почитаются иконы Божией Матери: Казанская, Нечаянная радость и Владимирская.
Казанская икона Пресвятой Богородицы.
Во времена гонения, икона Казанской Божьей матери была принесена сюда из закрытого храма в Котельниках и долгое время хранилась здесь. Когда храм во имя Казанской иконы Божьей матери был вновь восстановлен и освящён, летом 1992 года, образ вернулся в родной посёлок. Всю дорогу икону несли на руках, усыпая её путь полевыми цветами. Эта икона, написанная Ириной Голубкиной, заняла опустевшее место.
В июне 1579 года Казань пострадала от страшного пожара, обратившего в пепелище часть города и половину Казанского кремля.
Мусульмане злорадствовали, думая, что Творец прогневался на христиан. Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного утверждения Православия на всей златоордынской земле – будущем Востоке Российского государства. Во время пожара сгорел и дом стрельца Даниила Онучина. Через несколько дней после пожара стрелец решил начать на прежнем месте постройку нового дома. Тогда его десятилетней дочери Матроне явилась во сне Богородица с повелением объявить всем, что Её чудотворная икона находится в земле, под сгоревшим домом. Словам девочки не придали значения, но после третьего явления Матрона слёзно упросила свою мать исполнить повеление Богородицы. И вот, начав разгребать пепелище в указанном месте, они увидели сияющую чудным светом икону Божией Матери.
Многочисленные чудотворения от новоявленной иконы начались с прозрения двух слепцов, Иосифа и Никиты. Чудотворная икона, которую прозвали по месту её обретения Казанской, стала на Руси одной из самых почитаемых икон Пресвятой Богородицы.
Икона Божией Матери Казанская вдохновляла русских ратников в период Смутного времени при освобождении Москвы от поляков. Перед Казанской иконой в 1709 году, накануне Полтавской победы, император Пётр I молился о даровании победы русскому войску. В 1812 году началась война с огромной армией Наполеона. Накануне отъезда в действующую армию перед чудотворной иконой молился князь Михаил Кутузов. Отступавшая от Москвы русская армия двигалась на восток по Рязанской дороге. На отдых войска расположились в окрестных деревнях. Сам фельдмаршал Кутузов останавливался в селе Жилино, в двухэтажном каменном доме, стоявшем вблизи церкви. Будучи глубоко религиозным человеком, Кутузов со своим окружением, молился в это храме о даровании победы русскому оружию. Не случайно именно в Жилино 2 сентября 1812 года был окончательно разработан блестящий план флангового марш- манёвра с Рязанской на Калужскую дорогу, в защиту города Тулы, где находился важнейший оружейный завод, и в дальнейшем положительно повлиявший на исход войны.
На защиту Отечества вставали и женщины. Знаменитая кавалерист-девица Надежда Дурова (прототип Шурочки из кинофильма «Гусарская баллада»), обрезав косы, облачившись в мужской костюм, бежала из дома. Поступила солдатом в казачий полк под фамилией Александров, отличалась безумной храбростью. После ранения обратилась к Кутузову с просьбой стать его ординарцем. Во время стоянки в селе Жилино состоялась их встреча.
Икона «Нечаянная радость»
Долгое время славились разбоем наши края. Поэт М.Ю. Лермонтов, будучи совсем юным, был ограблен местными мужиками, когда проезжал с родственниками через Жилино на Кавказ. Наверно недаром в этом храме до сих пор почитаема и любима старинная икона «Нечаянная радость». На ней изображен раскаявшийся коленоприкланённый разбойник, прощённый по молитвам Пресвятой Богородицы.
Икона названа так в память об исцелении одного грешника. Некий беззаконник проводил жизнь в грехах, однако имел обыкновение преклоняться перед образом Божией Матери и приносить ей архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою». Как-то, собравшись идти на греховное дело, он, даже не задумываясь о кощунственном своем деянии, снова обратился к Богородице с молитвой. Неожиданно страх и трепет объял его: Божия Матерь явилась на иконе живой, а у Божественного Младенца открылись язвы на руках, ногах и в боку, и оттуда потекла кровь.
Пав на землю, грешник вскричал: «О, Госпожа, кто это сделал?» – «Ты и прочие грешники, – отвечала ему Божия Матерь, – вновь распинаете Моего Сына. Вы называете Меня милосердной, зачем же вы оскорбляете Меня своими беззаконными делами?» Потрясённый до глубины души, с сокрушенным сердцем раскаявшийся грешник молил Бога о прощении его грехов и просил Божию Матерь умолить Сына Своего, чтобы Он простил его.
С тех пор бывший грешник стал жить чистой и богоугодной жизнью. Так Божия Матерь даровала грешнику уже нечаянную им радость прощения и оставления грехов, а события эти послужили поводом к написанию образа «Нечаянная Радость». Под образом обыкновенно помещаются первые слова повести «Человек некий беззаконный...»
Эта икона, как и ещё две, иконы Божьей Матери, «Владимировская» и «Всех скорбящих радость» имеют редко встречающийся оклад, шитый из ткани, предположительно, местными рукодельницами.
Владимирская икона Божией Матери, главная чудотворная икона России, величайшая национальная русская святыня. Согласно преданию, икона написана святым апостолом и евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы на доске стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство.
Церковное празднование Владимирской иконы совершается трижды в год:
26 августа (в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году),
23 июня (в память окончательного перенесения иконы в Москву и бескровной победы над татарами на реке Угре в 1480 году),
21 мая (в память избавления Москвы от набега крымского хана Махмет-Гирея в 1521году).
В древности празднования сопровождались крестными ходами с чудотворным образом или одним из его списков.
Сын Юрия Долгорукого Андрей, впоследствии прозванный Боголюбским, отправляясь с юга России на север для создания независимого от Киева владения, взял с собою икону Божией Матери. После краткого отдыха в городе Владимире князь Андрей продолжил своё путешествие, но, отъехав на несколько верст от города, лошади, везшие икону, неожиданно встали, и все попытки заставить их стронуться с места были безуспешны. Смена лошадей также ни к чему не привела.
Во время усердной молитвы князю явилась Сама Царица Небесная и повелела оставить чудотворную икону во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества. Ко всеобщей радости жителей Владимира князь Андрей возвратился в город вместе с чудотворной иконой. С тех пор икона стала называться Владимирской.
«Всех Скорбящих Радость» - одна из самых популярных и широко почитаемых в императорской России чудотворных икон Богоматери.
Согласно преданию, первое чудо от иконы с названием «Всех скорбящих Радость» произошло в 1688: благодаря молебну у образа Богоматери в храме Преображения на Большой Ордынке в Москве излечилась от тяжелой болезни родная сестра патриарха Иоакима. В память об этом было установлено празднование иконы, а храм получил наименование чудотворного образа.
В 18-19 веках иконы Богоматери с названием «Всех скорбящих Радость» почитались чудотворными во многих городских и сельских храмах по всей России. Икона из одноименного храма при Доме милосердия в Харбине на Дальнем Востоке была вывезена в США и стала святыней Русской Православной Зарубежной Церкви.
Празднование — 24 октября.
Храм не закрывался в советское время. В настоящее время здесь действует воскресная школа. Приход активно занимается благотворительностью.
В атмосферу духовной благодати попадает каждый, кто заходит сюда. Чувство невидимого присутствия Царицы Небесной не покидает душу, и в глубине сердца звучат благодарные слова акафиста: «…во Успении Твоём нас не оставляющая»
Настоятель Успенского храма протоиерей отец Владимир Ганин. Продолжает династию церковнослужителей его сын иерей отец Серий Ганин.
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Как нарисовать черёмуху
Подарок
На берегу Байкала
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018