В данной работе предмтавлен материал исследования и составления потребительской корзины школьников – старшеклассников.
Вложение | Размер |
---|---|
na_konkurs_trend_potrebit_korzina_shkolnika.docx | 670.33 КБ |
Всероссийский школьный конкурс по статистике «Тренд»
Конкурс «Учимся анализировать статистические данные»
Тема исследования: «Потребительская корзина школьника».
Авторы:
Ильницкая Диана, 11 класс
Коваль Анна, 11 класс
Милаев Иван, 11 класс
Учитель: Брянцева Ольга Ивановна
МБОУ Красноармейская СОШ
Орловского района
Ростовской области
п.Красноармейский
2020-2021 учебный год
Содержание:
Аннотация ............................................................................................................................ 2
Что такое потребительская корзина .................................................................................. 3
Состав потребительской корзины ..................................................................................... 4
Особенности формировании состава потребительской корзины в России ................. 4
Потребительская корзина в Ростовской области на 2020 год …………………………. 5
Сравнение потребительских корзин школьников............................................................ 6
Заключение и выводы …………………………………………………………………… 14
Использованные источники информации ……………………………………………… 15
Аннотация
Каждый день мы потребляем продукты, пользуемся различными услугами и товарами. У каждого человека есть определённая норма потребления. То есть, норма тех экономических благ, которыми он пользуется ежедневно.
В данной работе мы остановились на исследовании и составлении потребительской корзины школьников – старшеклассников. Статистические данные мы брали за ноябрь 2020 года из базы данных Росстата, в сервисе ЕМИСС, где отображены средние потребительские цены на товары и услуги, и других источников. Наши сопоставления являются пространственными: мы сравнивали цены Ростовской области, той области, где мы живём, и цены города Москвы.
Цель работы: анализ статистических данных потребительской корзины школьника Ростовской области.
Задачи:
1.Собрать, изучить статистические данные по выбранной теме.
2.Провести отбор данных, осуществить их графическое отображение.
3.Сравнить данные, проанализировать, обобщить и сделать выводы.
Объект исследования: мы (старшеклассники) и наши родители.
Предмет исследования: состав и стоимость потребительской корзины школьника.
Единица исследования: штука, килограмм, рубль.
Время исследования: ноябрь – декабрь 2020г.
Методы исследования:
Аналитический – краткий анализ ситуации в стране, связанной с потребительской корзиной.
Прогностический – прогноз изменения потребительской корзины школьника в перспективе.
Социологический – беседы со своими мамами и их опрос.
Сравнительный – сравнение стоимости потребительской корзины школьников Ростовской области и города Москвы.
Статистический – работа со статистическими данными, их обработка, обобщение и анализ.
Анализируя структуру корзины школьников Ростовской области, а также проводя сравнения с тем, каково ее содержание в Москве, мы увидели, что ценовая характеристика потребительской корзины различается. В столице нашей Родины уровень доходов населения и прожиточный минимум выше той местности, в которой мы проживаем, поэтому цены на товары и услуги в Москве выше.
По итогам работы мы решили поставленные задачи и достигли цели, а также сделали вывод, что такая тема, как потребительская корзина школьника, является важной стороной жизни российских семей с детьми, и всего российского общества.
Что такое потребительская корзина.
Изо дня в день мы отдаём деньги за продукты, покупаем одежду, платим за ЖКХ и другие услуги. Объём затрат непосредственно зависит от толщины кошелька каждого потребителя. Но в России предусмотрены стандарты, определяющие минимум, которые называются потребительской корзиной. Разберемся, что это такое, и из чего она складывается.
Потребительская корзина – это условный продуктовый набор, перечень непродовольственных товаров и услуг первостепенной важности, которые необходимы для человека, его здоровья и удовлетворения потребностей.
Нормы товаров и услуг прописываются на законодательном уровне согласно научным рекомендациям, которые указывают, какие именно объёмы тех или иных продуктов, изделий и услуг требуются одному человеку для обеспечения здоровья и поддержания его жизнедеятельности.
Перечень товаров и услуг устанавливается для каждой из основных социально-демографических групп. Население в связи с этим разделяется на три группы:
1.трудоспособные граждане;
2.лица, достигшие пенсионного возраста;
3.дети.
Состав потребительской корзины.
Потребительская корзина представляет собой товары и услуги, условно разделенные на три группы: 1.продукты питания, которые составляют около 50% ее стоимости; 2.непродовольственные товары; 3.услуги (в том числе ЖКХ, транспорт и т.д.). Здесь учитываются все базовые категории, необходимые для удовлетворения потребностей населения.
Из расчета на месяц среднестатистическому человеку в России для нормального существования понадобиться продуктов:
К непродовольственным товарам, в которых имеется потребность, относят медикаменты, одежду, обувь, средства гигиены, культурно-бытовые товары.
В состав услуг включают все обязательные платежи за жилищно-коммунальные услуги, налоги, расходы, связанные с транспортом, посещение культурных мероприятий, иные расходы на необходимые нужды. Для разных слоев населения, отличаются лишь транспортные услуги, измеряемые количеством поездок в год: трудоспособное население - 619; пенсионеры - 150; дети - 396.
Особенности формировании состава потребительской корзины в России.
Определяется объем корзины для каждой группы населения (пенсионеры уже не такие активные – у них потребление калорий должно быть меньше, дети наоборот – растут, поэтому у них калорийность больше; кости формируются в детском возрасте, поэтому для детей больше молочных продуктов) в масштабах страны и по каждому региону (например, у тех, кто живет в северных регионах, в пище должно быть больше калорий) отдельно.
При этом учитываются следующие факторы:
1. местные особенности в потреблении определенных видов продуктов, а также товаров непродовольственного характера и услуг;
2. климатические особенности региона (количество месяцев сезона отопления);
3. иные национальные традиции, влияющие на потребительские запросы населения.
Для отдельно взятых субъектов страны отклонения от значений общеустановленных показателей могут существенно отличаться. Например, в городе Москве уровень потребления непродовольственных товаров превышает на 45 % от значений по стране в целом, а на услуги – на 127 %.
Стоимость набора товаров и услуг рассчитывается статистическим методом Росстатом исходя из минимальных цен на группы товаров. Это не соответствует действительному положению вещей. Если цену продуктовой корзины можно определить относительно точно, то непродовольственную и услуги невозможно утвердить из-за того, что они не выделены конкретно. Поэтому принято, что они составляют примерно столько же, сколько необходимые продукты. Соответственно, потребительская корзина является итогом перемножения стоимости заложенных средств на питание на два.
Потребительская корзина в Ростовской области на 2020 год.
Потребительская корзина действует до 31.12.2020г. Установлена Постановлением от 23 апреля 2013г. N 2480 О Потребительской корзине для основных социально-демографических групп населения Ростовской области (трудоспособное население, пенсионеры, дети) (в ред. постановления Законодательного Собрания РО от 29.03.2018 N 2998).
Продукты питания, включаемые в потребительскую корзину
для основных социально-демографических групп населения Ростовской области
Наименование | Единица | Объемы потребления | ||
трудоспособное | пенсионеры | дети | ||
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) | кг | 152,8 | 116,5 | 98,0 |
Картофель | кг | 102,6 | 90,0 | 118,7 |
Овощи | кг | 122,2 | 107,0 | 124,5 |
Фрукты свежие | кг | 60,0 | 45,0 | 118,1 |
Сахар и кондитерские изделия (в пересчете на сахар) | кг | 23,8 | 21,2 | 25,8 |
Мясопродукты | кг | 58,6 | 54,0 | 46,3 |
Рыбопродукты | кг | 20,0 | 17,0 | 18,5 |
Молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко) | кг | 257,6 | 224,4 | 360,2 |
Яйца | штук | 210,0 | 200,0 | 201,0 |
Масло растительное, маргарин и другие жиры | кг | 14,0 | 11,5 | 10,1 |
Прочие продукты (соль, чай, специи) | кг | 4,9 | 4,1 | 3,5 |
Cоотношения стоимости непродовольственных товаров и услуг
со стоимостью продуктов питания (в процентах):
| Трудоспособное население | Пенсионеры | Дети |
Непродовольственные товары | 50,0 | 50,0 | 50,0 |
Услуги | 60,0 | 60,0 | 60,0 |
Сравнение потребительских корзин школьников.
Ниже представлены таблицы и диаграммы сравнения продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, которые по нашему мнению, являются типичными для потребления школьников.
Продовольственные товары | Цены в Москве, руб. | Цены в Ростовской области, руб. |
Куры охлажденные и мороженые, кг | 136 | 131 |
Масло сливочное, кг | 758 | 534 |
Масло подсолнечное, кг | 122 | 123 |
Яйца куриные, 10 шт. | 66 | 66 |
Сахар-песок, кг | 51 | 53 |
Мука пшеничная, кг | 44 | 38 |
Рис шлифованный, кг | 90 | 64 |
Картофель, кг | 24 | 26 |
Апельсины, кг | 132 | 129 |
Бананы, кг | 59 | 71 |
Булочные изделия сдобные из муки высшего сорта штучные, кг | 216 | 185 |
Вермишель, кг | 93 | 79 |
Вода минеральная и питьевая, л | 43 | 34 |
Говядина бескостная, кг | 534 | 414 |
Груши, кг | 156 | 140 |
Колбаса вареная, кг | 482 | 362 |
Консервы рыбные в томатном соусе, 350 г | 97 | 75 |
Конфеты шоколадные натуральные и с добавками, кг | 795 | 607 |
Кофе натуральный растворимый, кг | 2519 | 2527 |
Крупа гречневая-ядрица, кг | 100 | 79 |
Лимоны, кг | 113 | 123 |
Лук репчатый, кг | 24 | 22 |
Макаронные изделия из пшеничной муки высш. сорта, кг | 109 | 87 |
Мёд пчелиный натуральный, кг | 459 | 411 |
Молоко сгущенное с сахаром, 400 г | 111 | 89 |
Овсяные хлопья "Геркулес", кг | 117 | 79 |
Огурцы свежие, кг | 119 | 104 |
Окорочка куриные, кг | 171 | 152 |
Помидоры свежие, кг | 123 | 101 |
Рыба живая и охлажденная, кг | 259 | 189 |
Свёкла столовая, кг | 26 | 29 |
Свинина бескостная, кг | 367 | 322 |
Сметана, кг | 256 | 230 |
Соки фруктовые, л | 98 | 90 |
Соль поваренная пищевая, кг | 16 | 13 |
Сосиски, сардельки, кг | 455 | 356 |
Сыры плавленые, кг | 485 | 376 |
Творог жирный, кг | 377 | 318 |
Торты, кг | 568 | 417 |
Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов, кг | 59 | 45 |
Чай зеленый, кг | 1112 | 945 |
Чай черный байховый, кг | 1032 | 850 |
Шоколад, кг | 902 | 819 |
Яблоки, кг | 100 | 76 |
Непродовольственные товары | Цены в Москве, руб. | Цены в Ростовской области, руб. |
Авторучка шариковая, шт. | 28 | 13,94 |
Блузка женская, шт. | 2 417,62 | 2 258,58 |
Брюки женские из джинсовой ткани (джинсы), шт. | 2 822,41 | 2 243,57 |
Бумага туалетная, рулон | 15,85 | 11,94 |
Бюстгальтер, шт. | 1 066,81 | 899,92 |
Карандаш чернографитный, шт. | 24,18 | 12,78 |
Колготки женские эластичные, шт. | 260,11 | 216,14 |
Компьютер персональный переносной (ноутбук), шт. | 41 156,00 | 29 753,91 |
Куртка женская без утеплителя (ветровка), шт. | 4 957,73 | 2 818,8 |
Лампа энергосберегающая, шт. | 180,63 | 163,77 |
Майка, футболка женская бельевая, шт. | 542,86 | 335,38 |
Мыло хозяйственное, 200 г | 38,69 | 31,17 |
Носки, гольфы женские, пара | 130,35 | 93,89 |
Панталоны, трусы женские, шт. | 394,82 | 239,04 |
Паста зубная, 100 г (100 мл) | 113,59 | 103,45 |
Пиджак, жакет женский из шерстяных, полушерстяных или смесовых тканей, шт. | 4 465,50 | 3 610,43 |
Платье (платье-костюм) женское из хлопчатобумажных или смесовых тканей, шт. | 2 422,32 | 1 603,49 |
Полотенце личное, шт. | 443,2 | 321,69 |
Сапоги женские зимние с верхом из натуральной кожи, пара | 7 654,97 | 7 034,92 |
Смартфон, шт. | 10 786,32 | 8 126,85 |
Сумка женская с верхом из искусственной кожи, шт. | 2 452,60 | 2 551,9 |
Тетрадь школьная, шт. | 10,64 | 7,57 |
Туфли женские закрытые с верхом из искусственной кожи, пара | 2 086,17 | 1 830,32 |
Учебник, учебное пособие, дидактический материал для общеобразовательной школы, шт. | 471,05 | 447,73 |
Флеш-накопитель USB, шт. | 815,2 | 662,49 |
Шампунь, 250 мл | 171,96 | 164,03 |
Щетка зубная, шт. | 103,19 | 84,99 |
Юбка женская из полушерстяных или смесовых тканей, шт. | 2 957,64 | 2 339,91 |
Услуги | Цены в Москве, руб. | Цены в Ростовской области, руб. |
Абонентская плата за пакет услуг сотовой связи, месяц | 414,57 | 348,45 |
Абонентская плата за доступ к сети Интернет, месяц | 738,34 | 518,6 |
Абонентская плата за телевизионную антенну, месяц | 245 | 240,34 |
Водоснабжение горячее, м3 | 202,94 | 194,29 |
Водоснабжение холодное и водоотведение, м3 | 72,32 | 74,7 |
Дополнительные занятия в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях очной формы обучения, академический час | 433,29 | 92,29 |
Занятия в группах общей физической подготовки, месяц | 2 935,57 | 1 328,98 |
Занятия в плавательных бассейнах, месяц | 2 822,59 | 1 482,70 |
Проезд в городском автобусе, поездка | 42,15 | 21,70 |
Проезд в маршрутном такси, поездка | 42,15 | 20,09 |
Проезд в междугородном автобусе, в расч. на 50 км пути | 130,7 | 95,5 |
Проезд в плацкартном вагоне скорого фирменного поезда дальнего следования, в расчете на 100 км пути | 246,56 | 191,61 |
Проезд в пригородном поезде, поездка | 115 | 52,5 |
Проезд в такси, в расчете на 1 км пути | 28,22 | 20,94 |
Проезд в трамвае, поездка | 42,15 | 18 |
Проезд в троллейбусе, поездка | 42,15 | 18,11,2020 |
Удаление зуба под местным обезболиванием, удаление | 3 161,05 | 836,49 |
Услуги по снабжению электроэнергией | 537,18 | 421,01 |
Заключение и выводы.
Подводя итоги работы, хотелось бы сказать о том, что такая тема, как потребительская корзина, является важной стороной жизни российских семей с детьми, и всего российского общества.
Анализируя структуру корзины Ростовской области, а также проводя сравнения с тем, каково ее содержание в Москве, мы можем сделать вывод о том, что ценовая характеристика потребительской корзины различается.
В столице нашей Родины уровень доходов населения и прожиточный минимум выше той местности, в которой мы проживаем, поэтому цены на товары и услуги в Москве выше.
1.На основе проведенного исследования состава потребительской корзины нам удалось выяснить, что в ее состав входят товары и услуги, необходимые для удовлетворения минимальных потребностей школьника.
2.Потребительская корзина не равна прожиточному минимуму, но непосредственно влияет на его размер. Люди смотрят доход своей семьи и если он ниже данной величины, то они имеют право получить социальную помощь от государства, чем и пользуются две семьи из трех участников этого исследования.
3.Потребительская корзина в России зависит от территории расположения региона. Корзина рассчитывается в среднем на одного человека для каждой из основных социально-демографических групп населения.
4.Расширение состава потребительской корзины не приведет к увеличению уровня жизни населения; для этого необходимо увеличивать реальные доходы населения.
В соответствии с правилом, когда пересмотр корзины должен происходить не реже одного раза в пять лет, в 2018 году правительство должно было откорректировать нормы потребления. Но этот срок был перенесен на 31 декабря 2020 года, хотя медицинское сообщество уже бьет тревогу и говорит о том, что количество продуктов питания, заложенных в потребительскую корзину, является неправильным. Сегодня говорится о том, что существует явный перекос в сторону мучных продуктов и исправлять его нужно увеличением в рационе населения овощей, фруктов и мяса. Так можно будет утверждать, что он будет приближен к здоровому питанию, в том числе, школьников.
Использованные источники информации
1.Статистика в 2 т. Том 1: Учебник / Елисеева И.И. - Отв. ред. — 4-е изд., пер. и доп .— М. : Издательство Юрайт, 2016 .— 332 .
2.Статистика в 2 т. Том 2: Учебник / Елисеева И.И. - Отв. ред. — 4-е изд., пер. и доп .— М. : Издательство Юрайт, 2016 .— 346
3.Москалева Н.А., Саранчина Т.А. Потребительская корзина как показатель уровня жизни населения страны: сравнительная оценка // Инновационная наука. – 2015. –№5-1.
4. https://www.fedstat.ru/indicator/31448
5. http://ростов-на-дону.рф/?pageid=81351
6.https://rostov.gks.ru/storage/mediabank/ENId1MEU/Средние%20потребительские%20цены%20на%20товары.htm
7. https://rg.ru/2020/11/20/rostov-post214-reg-dok.html
8. http://bs-life.ru/makroekonomika/potrebitelskaya-korzina2013.html
Невидимое письмо
Весенние чудеса
Юрий Алексеевич Гагарин
Бабочка
Нарисуем попугая цветными карандашами