Проектная работа, позволяет понять , как просмотр новостных программ помогает учащимся в усвоении предмета и развитии коммуникативных методов.
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pedagogicheskogo_issledovaniya.doc | 83.5 КБ |
yamalova1.pptx | 216.69 КБ |
МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ШКОЛЬНИКОВ МР АБЗЕЛИЛОВСКИЙ РАЙОН РБ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ Т. КУСИМОВА» с. АСКАРОВО МР АБЗЕЛИЛОВСКИЙ РАЙОН РБ
Исследовательская работа по обществознанию на тему:
«Развитие компетенций старшеклассников на уроках обществознания
через тесную взаимосвязь
с современными событиями»
Выполнила:Фаттахова Диана,
ученица 11 а класса МБОУ
«Гимназия им. Т.Кусимова»
с. Аскарово МР Абзелиловский район РБ
Руководитель: Ямалова Ольга Борисовна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Гимназия им. Т.Кусимова»
с. Аскарово МР Абзелиловский район РБ
2023г.
Оглавление
1.Введение 3
Тема
Обоснование актуальности
Цель и задачи
Объект и предмет исследования
Гипотеза
Методы исследования
Обзор литературы
2. Исследование 5
3. Заключение 7
Список литературы
Приложения
Актуальность
Предмет «обществознание» занимает ведущие позиции при выборе ЕГЭ у современных выпускников. От форм и методов преподавания зависит качество обучения. Предмет «обществознание» способствует усвоению системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, формированию социальных компетенций и гражданского правосознания.
Сегодня качество образования все чаще связывают с конечным результатом – компетенцией выпускника. Компетенция включает в себя мобилизацию знаний, умений, поведенческих отношений, ориентированных на условия конкретной деятельности. Социальные компетенции подразумевают освоение и принятие школьниками общественных ценностей и идеалов, получение опыта эффективного межличностного взаимодействия, повышение мотивации к саморазвитию.
При этом в настоящее время дефицит социальной компетенции проявляется на самых разных уровнях общественной жизни. При изучении политологических вопросов на уроках обществознания была выявлена связь между скептическим отношением старшеклассников, возможностью повлиять на действия властей и спадом интереса к политическим событиям.
Возникает противоречие: одним из приоритетов современного образования является развитие готовности выпускников нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества. Достижение этого результата предполагает, с одной стороны, освоение учащимися социальных навыков и практических умений, обеспечивающих их социальную адаптацию к условиям меняющегося общества, а с другой – социальную мобильность молодых людей, возможность их активного и творческого участия в общественном прогрессе. В связи с этим становится актуальным изучение обществознания в тесной взаимосвязи с современными событиями в мире. В любом современном обществе средства массовой коммуникации выполняют ряд общих политических функций, важнейшей из которых является информационная. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях.
Данное утверждение стало исследуемой проблемой. Исходя из проблемы, была поставлена цель исследования: выявление эффективности просмотра и анализа новостных, общественно-политических программ для развития компетенции старшеклассников. Для реализации цели определены задачи:
Объект исследования: развитие компетенции обучающихся старших классов через тесную взаимосвязь с современными событиями.
Предмет исследования: общественно-политические программы в СМИ и участие в современных событиях гимназии и района, способствующие социализации и формированию гражданского правосознания.
Гипотеза исследования: если сформировать у обучающихся 10-х классов интерес к изучению обществознания во взаимосвязи с современными событиям в стране через просмотр и анализ общественно-политических программ и участие в них на уровне гимназии и района, то это будет способствовать развитию их компетентности.
Методы исследования: социологический опрос, анализ, сравнение.
Обзор литературы. Теоретико-методологической основой исследования являются труды А.В. Хуторского, Н.В Калининой, Н.Н. Ногайченко, В.Ш. Масленниковой, Л.Н. Боголюбова, А.И. Кравченко, где рассматриваются основополагающие трактовки понятия «современная компетентность», представлена структура социальной компетентности.
Нормативную базу составили Конвенция ООН о правах ребенка и законе Российской Федерации «Об образовании».
2. Исследование
Работа в данном направлении была начата в сентябре 2021 года. Среди обучающихся 10-х классов было проведено анкетирование «Шкала совестливости» (приложение 1), предназначенное для измерения степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Для лиц с высокими значениями фактора «совестливости» характерны такие особенности личности, влияющие на мотивацию поведения, как чувство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов. В своем поведении они руководствуются чувством долга, строго соблюдают этические стандарты, всегда стремятся к выполнению социальных требований; высокая добросовестность обычно сочетается с хорошим самоконтролем.
Результаты анкетирования, представленные в таблице 1 (приложение 2), свидетельствуют о среднем уровне развития компетенций у учащихся 10 а класса. Лишь 3 ученика показали высокий уровень развития компетенций. Таким образом, из анализа исследования следует, что с обучающимися необходимо проводить целенаправленную работу по развитию компетенции через тесную взаимосвязь с современными событиями.
В результате опроса среди обучающихся 10-11-х классов (всего 58 учеников) были выявлены предпочтения в просмотре общественно политических программ в СМИ:
Кроме того, большинство респондентом утверждают, что просмотр новостных и общественно-политических программ помогает их лучшему усвоению изучаемого материала на уроках обществознания.
Теоретические основы формирования основных компетенций рассматриваются в учебниках по обществознанию под редакцией Кравченко А.И. и Боголюбова Л.Н., где социализация ребенка рассматривается как процесс и как результат адекватного включения школьника в систему социальных отношений. Однако они не в полной мере затрагивают проблему развития компетенции старшеклассников через тесную взаимосвязь с современными событиями на практике.
Н.В. Калинина связывает с социальной компетентностью успешность выполнения образовательным учреждением социального заказа общества, государства, конкретного социума и предлагает считать ее основным индикатором результативности его деятельности. Приобретение компетенции напрямую зависит от самих обучающихся. А формирование компетенции связано с педагогическими новациями содержания, формы и технологии воспитания.
В Конвенции ООН о правах ребенка в ст. 17 говорится: «Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким видам информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка».
Поэтому мы предлагаем вести преподавание обществознания в тесной взаимосвязи с современными событиями в стране, становясь участниками конкретных процессов, чтобы урок не ограничивался стенами школы.
3. Заключение
Изучили научно-методическую литературу по проблеме преподавания предмета в тесной взаимосвязи с современными реалиями, которые являются предпосылкой формирования социальных компетенций, активной жизненной позиции. Был изучен опыт учителей-практиков, которые каким-то образом исследовали данную проблему. В декабре в гимназии им. Т. Кусимова был проведен диагностический контрольный срез по обществознанию среди 10-х классов, абсолютная успеваемость составила 87%, качественная-33%.
Выводы.1. Необходимо сформировать условия развития компетенции старшеклассников на уроках обществознания через изучение и анализ современных событий.
2.Получение информации в СМИ и сети Интернет о событиях в стране и мире будет способствовать развитию компетенции старшеклассников.
3.Новые приемы и методы позволят улучшить качество работы и повысить уровень знаний обучающихся.
4. Ученики сами могут стать участниками какого-либо процесса, события, например, агитаторской деятельности, выборов Президента ДОО, присутствовать на судебном заседании в здании Суда МР Абзелиловский район РБ.
Список литературы
7.Тришина С. В., Хуторской А. В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Человек и его изменение в телекоммуникационных системах. Междисциплинарные аспекты исследований: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 21-23 июня 2004 г., г. Москва.— М.: ИСМО РАО, 2004. – С.74-79.
8. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.
Интернет ресурсы
9.Информационный сайт «Учительская газета» Политическая культура от «а» до «я».
http://www.ug.ru/old/02.04/pg7.htm
http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ob/ob1_1.html
http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2494
Приложение 1
Анкетирование «Шкала совестливости»
(разработана В.М. Мельниковым и Л.Т. Ямпольским на основании зарубежных методик (ММРI и 1б-факторный опросник Р. Кеттелла)
«Шкала совестливости» предназначена для измерения степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Для лиц с высокими значениями фактора «совестливости» характерны такие особенности личности, влияющие на мотивацию поведения, как чувство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов. В своем поведении они руководствуются чувством долга, строго соблюдают этические стандарты, всегда стремятся к выполнению социальных требований; высокая добросовестность обычно сочетается с хорошим самоконтролем.
Инструкция. На бланке для ответа предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением рядом с ним поставьте знак «+» («да»), при несогласии - знак «-» («нет»).
Текст опросника:
1. Я строго соблюдаю принципы нравственности и морали.
2. Я всегда следую чувству долга и ответственности.
3. Я верю, что любые, даже скрытые поступки не окажутся безнаказанными.
4. Меня возмущает, что преступника могут освободить благодаря ловкой защите адвоката.
5. Я считаю, что соблюдение законов является обязательным.
6. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.
7. Если бы я должен был намеренно солгать человеку, мне пришлось бы смотреть в сторону, так как стыдно было бы смотреть ему в глаза.
8. Я люблю читать книги, статьи на темы морали и нравственности.
9. Меня раздражает, когда женщины курят.
10. Думаю, что существует одно-единственное правильное понимание жизни.
11. Когда кто-нибудь проявляет глупость или невежество, я стараюсь его поправить.
12. Я человек твердых убеждений.
13. Я люблю лекции на серьезные темы.
14. Я считаю, что всякую работу следует доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет необходимости.
Обработка результатов и выводы.
За каждый положительный ответ начисляется по 1 баллу и подсчитывается их сумма. Чем больше баллов набрал опрашиваемый, тем больше у него выражены совестливость, чувство ответственности:
1-6 – низкий уровень
7-10 – средний уровень
11-14 – высокий уровень.
Приложение 2
Результаты анкетирования «Шкала совестливости»
среди обучающихся 10 а класса МБОУ «Гимназия им. Т. Кусимова»
с. Аскарово МР Абзелиловский район РБ
Таблица 1
1-6 баллов низкий уровень | 7-10 баллов средний уровень | 11-14 баллов высокий уровень | |
Количество обучающихся | 3 | 9 | 3 |
Слайд 1
ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ «Развитие компетенций старшеклассников на уроках обществознания через тесную взаимосвязь с современными событиями»Слайд 2
Цель педагогического исследования : выявление эффективности просмотра и анализа новостных , общественно-политических программ для развития компетенции старшеклассников.
Слайд 3
Задачи: изучить научно-методическую литературу по проблеме преподавания предмета в тесной взаимосвязи с современными реалиями; изучить опыт учителей-практиков, которые каким-то образом исследовали данную проблему ;
Слайд 4
определить уровень знаний по предмету у учащихся 10-х классов гимназии им. Т. Кусимова с. Аскарово МР Абзелиловский район РБ; сформировать у старшеклассников интерес к изучению современных событий в стране, системность просмотра общественно-политических программ ; просмотр и анализ новостных и общественно-политических программ, проведение диспутов, круглых столов
Слайд 5
провести диагностическое исследование с целью определения эффективности используемого метода; подготовить для учителей обществознания методические рекомендации по применению комплекса приемов и методов по развитию компетентности выпускников , способствующих повышению качества преподавания предмета в старших классах; представить материалы исследовательского проекта на мини-сайте на портале учителей http :// nsportal . ru / olgaborisovna -0
Слайд 6
Объект исследования : развитие компетенции обучающихся старших классов через тесную взаимосвязь с современными событиями. Предмет исследования: общественно-политические программы в СМИ и участие в современных событиях гимназии и района, способствующие социализации и формированию гражданского правосознания.
Слайд 7
Гипотеза исследования: если сформировать у обучающихся 10-х классов интерес к изучению обществознания во взаимосвязи с современными событиям в стране через просмотр и анализ общественно-политических программ и участие в них на уровне гимназии и района, то это будет способствовать развитию их компетенций .
Слайд 8
Методология и методы исследования: организационные методы: сравнительный, комплексный; эмпирические методы: наблюдение (внешнее, выборочное); психодиагностический (беседы, тестирование, анкетирование); по способу обработки данных: методы качественного описания, методы математико-статистического анализа данных и графического представления информации.
Слайд 9
Теоретико-методологическая основа А.В. Хуторской Л.Н. Боголюбов А.И. Кравченко
Слайд 10
Нормативно-правовая база Закон Российской Федерации « Об образовании» ст.14 п.1, ст. 32.3 Конвенция ООН о правах ребенка ст. 17
Слайд 11
Теоретическая и практическая значимость исследования: Обоснованы условия развития компетенции старшеклассников на уроках обществознания через изучение и анализ современных событий.
Слайд 12
Психологическими условиями являются: -обеспечение взаимопонимания, доверительного отношения; -учитывать интерес и вовлеченность в современные события старшеклассников. Подобраны приемы и методы, способствующие развитию компетенции старшеклассников. Данные методы могут быть использованы учителями истории и обществознания.
Слайд 13
Этапы исследования 1 этап ( сентябрь-декабрь 2021г .) 60 % 25 % 15 % 63 % 27 % 10 %
Слайд 14
2 этап (январь 2022г . – апрель 2023г .) 3 этап (май-август 2024г .)
Слайд 15
Критерии оценки ожидаемых результатов : -развитие компетенции старшеклассников; -повышение интереса к предмету обществознания и современным событиям в стране; -повышение качества обучения.
Слайд 16
Анкета «Оценка уровня сформированности г ражданского самосознания у учащегося» Да % Скорее да, чем нет % Затрудняюсь ответить % Скорее нет, чем да % Нет % Нет ответа % Знаю флаг, герб и гимн РФ Имею гражданскую позицию Выражаю и отстаиваю свою гражданскую позицию Готов к сотрудничеству с людьми иной расы, национальности, религии и т. п. Готов взять на себя ответственность в трудной ситуации Активно участвую в жизни класса школы Часто выполняю общественные поручения Готов заботиться о своих родителях (старшем поколении) и детях Готов отвечать за свои поступки Веду себя в обществе в соответствии с принятыми нормами поведения Соблюдаю порядок в общественных местах Соблюдаю правила дорожного движения Итого:
Слайд 17
Анкетирование «Шкала совестливости» (разработана В.М. Мельниковым и Л.Т. Ямпольским на основании зарубежных методик) 1. Я строго соблюдаю принципы нравственности и морали. 2. Я всегда следую чувству долга и ответственности. 3. Я верю, что любые, даже скрытые поступки не окажутся безнаказанными. 4. Меня возмущает, что преступника могут освободить благодаря ловкой защите адвоката. 5. Я считаю, что соблюдение законов является обязательным. 6. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков. 7. Если бы я должен был намеренно солгать человеку, мне пришлось бы смотреть в сторону, так как стыдно было бы смотреть ему в глаза. 8. Я люблю читать книги, статьи на темы морали и нравственности. 9. Меня раздражает, когда женщины курят. 10. Думаю, что существует одно-единственное правильное понимание жизни. 11. Когда кто-нибудь проявляет глупость или невежество, я стараюсь его поправить. 12. Я человек твердых убеждений. 13. Я люблю лекции на серьезные темы. 14. Я считаю, что всякую работу следует доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет необходимости.
Слайд 18
Прогнозируемые результаты Для обучающихся: -развитие компетенции старшеклассников; - участие в политических событиях гимназии, района; - повышение качества обученности . Для родителей: -активное участие в жизни старшеклассников, получение результатов деятельности учащихся, ощущение успешности своих детей.
Слайд 19
Для педагогов: рост интереса к предмету обществознание, развитие компетенции обучающихся, формирование активной гражданской позиции выпускников, улучшение качества работы, достижение взаимного доверия между участниками образовательного процесса.
Слайд 20
Сводная таблица развития компетентностей каждого обучающегося Ориентировочные критерии компетентности Готовность к актуализации Знания (когнитивная основа компетенции) Опыт использования знаний (умения) Отношение к процессу, содержанию и результату компетентностей Критерии оценки Здоровьесбережения Гражданственная Эмоционально- волевая саморегуляция Общекультурные Ценностно- смысловые Учебно- познавательные Информационные Коммуникативные Социально- трудовые Личностного самосовершенст-вования Интеграции знаний Социального взаимодействия
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Рисуем зимние домики
Акварельные гвоздики
Два петушка