Исследовательская работа по развитию мышления на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Вложение | Размер |
---|---|
tangram_soboleva_alisa.docx | 33.45 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОЛЕНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Танграм – игра для успешного развития мышления
Работу выполнила: Алиса Соболева
Ученица 2 «А» класса
Руководитель: А.А. Колосова
2023г
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Увлекательная головоломка – Танграм
Глава II. Волшебство создания головоломки.
Заключение...……………………………………………………………………..11
Список литературы………………………………………………………………12
Приложения
Введение
На одном из уроков математики учительница познакомила нас с головоломкой Танграм. Мы знаем, что есть много игр – головоломок, а вот о Танграме я услышала впервые. Эта игра развивает логическое мышление и воображение.
Актуальность темы заключается в том, что учиться математике интереснее, если в её основе лежит игра. И именно для формирования познавательного интереса и применяется игра-головоломка Танграм.
Тема исследования: Танграм – игра для успешного развития мышления.
Цель исследования: изучить влияние игры Танграм на развитие мышления.
Гипотеза: если я увлекаюсь головоломкой Танграм, она помогает расширять кругозор, развивать мышление, зрительную память, а это мне необходимо для успешного обучения.
Передо мной стояли следующие задачи:
Предмет исследования - игра-головоломка Танграм.
Объект исследования - геометрическая основа игры-головоломки Танграм.
Методы исследования:
Глава I. Увлекательная головоломка – Танграм
История Танграм
Существует мнение, что история Танграм насчитывает около 4000 лет. Местом, где была изобретена игра, несомненно, является Китай. Дата создания определяется приблизительно 18 веком. Первой известной древней книгой по танграм является «Собрание фигур из семи частей» (Китай 1803 г). Издана она была на рисовой бумаге. В Китае же название «Танграм» неизвестно, а игра имеет название «Ши-Чао-Тю», что переводится «Семь хитроумных фигур».[1]
Танграм — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура.
Головоломка пользовалась большой популярностью во всех социальных слоях населения, в том числе и у императорской семьи. Танграм начали производить и для продажи иностранным купцам. Иная теория происхождения «Танграм» встречается в книге «Китайский философский и математический танграм» (1817 г.), где он трактуется как старинное английское слово, обозначающие «игрушка-головоломка» (Приложение 1).
Также в его книге «Модная китайская головоломка» приводятся сведения о том, что Танграм был любимой игрой Наполеона, который, лишившись трона, в изгнании проводил долгие часы за этой забавой, «упражняя своё терпение и находчивость». Упоминание о любимой игре Наполеона, скорее всего не соответствует действительности, однако, и нет обратных доказательств, что, в свою очередь, позволяет существовать такой красивой версии.[1]
Танграм образуется путем разрезания квадрата на семь частей, называемых танами. Эти части складываются таким образом, что из них получается множество различных изображений людей в движении, животных, геометрических фигур. Задача головоломки состоит в том, чтобы получилась определенная фигура (Приложение 2).
Возможные варианты головоломки:
При решении головоломки требуется соблюдать три условия:
В инструкциях к игре «Танграм» часто выделяют пять основных этапов:
На первый взгляд, игра очень проста. Всё, что требуется – это сложить из разбросанных деталек (они получаются разрезанием квадрата на семь частей) какую-либо фигуру. Однако задача только кажется лёгкой. Не всякий взрослый сможет решить самые простые комбинации фигурок Танграма.
Обладая воображением, пространственным мышлением и усидчивостью, всего из 7 элементов можно собрать тысячи различных фигур. Неподготовленному человеку решение таких задач дается с трудом. Однако уже через пару месяцев регулярных занятий ребенок легко определяет, из каких фигур состоит силуэт на схеме, и понимает, как его лучше собрать.
Танграм полезен детям любого возраста: от дошкольников до старшеклассников. Эта, казалось бы, незамысловатая игрушка, оказывает мощное воздействие на развитие психики. «Магия» объясняется тем, что для решения задачи используется одновременно оба полушария мозга, одно из которых отвечает за воображение, а другое — за логическое мышление. Перебирая элементы, дети тренируют мелкую моторику, а значит, координацию движений, речь, внимание, память, восприятие и усидчивость. Все эти навыки помогут им лучше учиться в школе и меньше при этом уставать.
В процессе игры малыши быстро усваивают названия цвета и начинают распознавать геометрические фигуры. Приходит понимание, что любая форма может раскладываться на мелкие составные части, разные по размеру и конфигурации. Дети дошкольного возраста, размышляя, как сложить фигуру, незаметно для себя усваивают понятия «больше-меньше», «верх-низ», «право-лево» и т.д.
Благодаря простоте игры, ею можно начинать заниматься достаточно рано. Уже в 4 года малыши смогут собирать элементарные фигурки (дом, рыбку, кота), поэтапно переходя к более сложным заданиям и удивляя окружающих своими комбинаторными способностями.
Танграм может применяться на уроках математики для получения начальных сведений о геометрии. Знакомство с простейшими геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, ромб, знакомство с углами. Сравнение фигур по форме, размеру, площади.
Составление из нескольких фигур новой геометрической фигуры: из двух треугольников – ромб, большой треугольник, квадрат, из трёх–треугольников, трапецию, параллелограмм и т.д.
Играя, мы запоминаем названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуем формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещаем их с целью получения новой фигуры. У нас развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.
Танграм во всех его проявлениях можно встретить, начиная от дизайна одежды, заканчивая архитектурой и ландшафтным дизайном (Приложение 3).
Глава II. Волшебство создания головоломки.
На полках магазинов сегодня можно отыскать множество игр, но можно сделать игру самостоятельно. Процесс ее создания очень занимательный. Поэтому мы решили самостоятельно сделать головоломку «Танграм». Танграм – головоломка, состоящая из семи танов (плоских геометрических фигур), полученных путем деления квадрата на семь частей – два больших, два маленьких и один средний треугольник, один квадрат и один параллелограмм, которые складывают определённым образом для получения изображения (Приложение 4).
Варианты изготовления
Танграм можно сделать из картона или бумаги, распечатав шаблон и разрезав по линиям, а можно начертить самостоятельно. Я решила попробовать все доступные мне варианты изготовления и оценила плюсы и минусы каждого вида (Приложение 5).
вид материала | время изготовления | интенсивность изнашивания | |
печатная модель | самостоятельное построение | ||
Бумага 100 г/м² | 10 мин | 30 мин | Быстро потеряла свой внешний вид (2 дня использования), стала мятая. Работать неудобно. |
Картон 200 г/м2 | 10 мин | 28 мин | Через 2 недели использования внешний вид стал теряться, края обтрепались. |
Ламинированная бумага (плотность плёнки 100мкр) | 15 мин | 37 мин | Достаточно прочная конструкция, удобно работать, края не закручиваются внешний вид не теряется (2 месяца в использовании) |
Вывод: лучше всего себя показала модель, напечатанная на бумаге и заламинированная пленкой. Времени на изготовление ушло 15 минут, а в использование внешний вид не теряется. |
Мне так понравилось работать с головоломкой «Танграм», что я решила познакомить с ней ребят 1 «Б» класса. Ребята очень заинтересовались. Надеюсь, что головоломка из семи танов поможет им в развитии мышления, воображения и просто будет игрой для приятного времяпровождения. (Приложение 6).
По итогам проведенного исследования мной была разработана брошюра по изготовлению игры – головоломки «Танграм» (Приложение7).
Заключение
В процессе моей работы я узнала, что история возникновения игры «Танграм» полна загадок. Я убедилась, что правила игры удивительно просты, а возможности этой геометрической головоломки безграничны.
Складывание фигурок-танов прекрасно развивает моторику рук.
Знакомство с танами, их сопоставление и складывание знакомит с начальным курсом геометрии, соотношением целого и части.
Раскрашенные в разные цвета фигурки помогают лучше узнать окружающий мир.
Комбинация геометрических фигурок, выкладывание силуэтов людей и животных не только развивает воображение, мышление, усидчивость, но и расширяет кругозор, способствует формированию целостного восприятия мира.
Древнее предание гласит: три мудреца изобрели Танграм для ребёнка, который не любил и не хотел учиться, если он помог ему стать императором Китая, он поможет и мне, в учебе.
Таким образом, при правильном подходе «Танграм» может стать очень действенным образовательным и воспитательным.
Цель моей работы достигнута, гипотеза доказана.
Моя работа может быть использована на уроках математики, технологии, во внеурочной деятельности. Головоломка «Танграм» поможет провести время с пользой не только на уроках, но и дома в кругу семьи.
Для участников конференции я подготовила памятки по созданию игры «Танграм».
Использованная литература
А теперь — мультфильм
Любимое яичко
Одна беседа. Лев Кассиль
Ласточка
"Портрет". Н.В. Гоголь