Появление и широкое распространение Интернета изменило жизнь современного человека до неузнаваемости. Интернет открыл перед пользователями широчайший диапазон возможностей (общение вне территориальных границ и временных рамок, оперативность получения и передачи информации, различного рода развлечения, возможность совершать покупки, проводить платежи, не выходя из дома) и скрытых угроз (кража личных данных, интернет-зависимость). В связи с этим возросло внимание к поведению человека в виртуальном пространстве.
В Интернете, как и в обычной жизни, приняты определенные правила общения, причем весьма специфические. Объясняется это тем, что при общении с кем-либо во Всемирной Паутине мы не видим своего собеседника, поэтому гораздо труднее порой бывает передать ему свои чувства и эмоции. Для этого и был создан так называемый Сетевой этикет, который должен знать каждый человек, использующий Интернет в целях общения.
Вложение | Размер |
---|---|
sila_mysli_bilokopytaya_liza.docx | 741.19 КБ |
Краевое государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре
(Межрегиональный центр компетенций)»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
в области социологии и юриспруденции 03
ТЕМА: ЭТИКЕТ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Студент | Билокопытая Елизавета Игоревна Специальность 09.02.07 Информационные системы и программирование |
Руководитель | Шиверская Евгения Андреевна, преподаватель общеобразовательных дисциплин |
2023 г.
Содержание
2.1 Понятие сетевого этикета 5
2.4 Сетевой этикет. Правила и нормы сетевого этикета. 8
2.5 Наказания за несоблюдение правил в сетевом этикете. 11
Актуальность: Появление и широкое распространение Интернета изменило жизнь современного человека до неузнаваемости. Интернет открыл перед пользователями широчайший диапазон возможностей (общение вне территориальных границ и временных рамок, оперативность получения и передачи информации, различного рода развлечения, возможность совершать покупки, проводить платежи, не выходя из дома) и скрытых угроз (кража личных данных, интернет-зависимость). В связи с этим возросло внимание к поведению человека в виртуальном пространстве.
В Интернете, как и в обычной жизни, приняты определенные правила общения, причем весьма специфические. Объясняется это тем, что при общении с кем-либо во Всемирной Паутине мы не видим своего собеседника, поэтому гораздо труднее порой бывает передать ему свои чувства и эмоции. Для этого и был создан так называемый Сетевой этикет, который должен знать каждый человек, использующий Интернет в целях общения.
Проблема: можно ли сделать общение в социальных сетях эффективным и приятным.
Объект исследования: социальные сети.
Предмет исследования: правила общения, правила поведения.
Цель: Выяснить, какие правила нужно соблюдать, общаясь в социальных сетях, чтобы соблюдать сетевую культуру.
Задачи:
Гипотеза: Я считаю, что в современном обществе не сформирована культура общения в сети Интернет.
Методы исследования:
Практическая значимость: Мой буклет можно использовать пользователям сети Интернет, для приятного, комфортного общения.
План исследования:
Сетевой этикет – это несложные правила, которые придумали люди, много общающиеся друг с другом через интернет. Он нужен для того, чтобы всем и опытным пользователям, и новичкам было в равной мере комфортно общаться между собой. Большинство правил не носит никакого специального характера, а просто представляет собой повторение правил хорошего тона, принятых в обществе в целом. Эти правила - всего лишь пожелания. Но поскольку мы все - сообщество, соблюдение этих правил поднимет Ваш авторитет, и Вы привлечете к себе внимание как приятный и интересный собеседник. Как соблюдать сетевой этикет?
Вы должны научиться вести себя так, словно оказались в незнакомом мире, очень похожем на Ваш реальный мир, и не желаете задеть кого-либо своим бестактным поведением. На самом деле, все очень просто. Сетевой этикет – такой же, как и обычный. Большинство стычек в Сети происходит от неумения и нежелания участников слышать друг друга. Прежде всего – старайтесь руководствоваться здравым смыслом. Уважайте ваших собеседников, кем бы они ни представились, и тогда ваша жизнь в сообществе станет легкой и приятной. Обезличенность общения в Интернете позволяет пользователям забывать о том, что они общаются с живыми людьми. Довольно сложно установить контакт с человеком, которого мы не слышим и не видим. Для решения этой проблемы и был создан сетикет. Еще сетевым этикетом называют раздел общественной этики. Это общие принципы поведения, которых должны придерживаться пользователи. Создателем норм этики стало сообщество техников, а всемирная сеть изначально предназначалась для научной элиты. Сейчас формируются сообщества со своими нормами, правилами. Чтобы произвести на собеседника хорошее впечатление, нужно придерживаться сетевого этикета. Люди должны уважать друг друга, продумывать каждое сообщение, правильно оформлять текст.
Сетике́т, нетике́т (неологизм, является слиянием слов «сеть» (англ. net) и «этикет») - правила поведения, общения в Сети, традиции и культура интернет-сообщества, которых придерживаются большинство. Это понятие появилось в середине 80-х годов XX века в эхоконференциях сети FIDO. Некоторые из правил сетевого этикета присутствуют в RFC 1855, а в русском варианте сделал попытку создать сборник правил сетевого поведения Роман Шторм, в серии параграфов "Нетикет: Современная этика" Чаще всего под явным нарушением нетикета понимают оскорбления и переход на личности, злонамеренный отход от темы, рекламу и саморекламу в не предназначенных для этого местах. Также вполне вероятно нарушением нетикета могут оказаться клевета и иная злонамеренная дезинформация или плагиат. Правила нетикета не являются всеобщими и жестко установленными - каждое сетевое сообщество формирует свои правила. Обычно правила записаны, и даже оформляются в виде формального устава. Чаще всего под явным нарушением этикета понимают оскорбления и переход на личности, злонамеренный отход от темы, рекламу и саморекламу в не предназначенных для этого местах. Также вполне вероятно нарушением этикета могут оказаться клевета и иная злонамеренная дезинформация или плагиат. Люди, привыкшие к правилам одного сетевого сообщества, могут невольно нарушить правила другого. Поэтому практически во всех интернет-сообществах требуют ознакомиться с правилами и выразить своё формальное согласие их соблюдения. Несмотря на то, что общение в интернете подразумевает некоторые вольности, самое правильное решение - это оставаться верным канонам классического этикета: проявлять учтивость и вежливость, не переступать рамки приличия, следить за грамотностью и чистотой речи.
В целом положения нетикета можно разделить на три категории:
Психологические, эмоциональные — обращаться на «ты» или на «вы», использовать ли смайлики и в каком количестве, указывать ли код города в телефонах, поддерживать новичков или игнорировать их вопросы, или посылать их сразу в FAQ и Поиск…
Технические, оформительские - использование строк определенной длины, использование транслита, ограничения на размер сообщения или подписи, допустимость расширенного форматирования (выделение жирным, курсивом, цветом, фоном, рамками и т. п.)
Административные – правила именования тем, правила цитирования, допустимость рекламы, допустимость флейма, собственно необходимость придерживаться тематики сообщества. Люди, привыкшие к правилам одного сетевого сообщества, могут невольно нарушить правила другого. Поэтому практически во всех интернет-сообществах требуют ознакомиться с правилами и выразить своё формальное согласие на их соблюдение. Также есть общие правила, соблюдение которых является хорошим тоном в большинстве дискуссий:
Перед тем, как становиться активным участником сетевого сообщества, желательно в течение определенного времени посещать его, оставляя минимум собственных комментариев, чтобы привыкнуть к правилам сообщества, а также узнать о некоторых его традициях.
Прежде чем задать вопрос, не поленитесь воспользоваться поиском –может быть, этот вопрос уже задавали, быть может, уже на него дан ответ. На поднятие старой темы реакция обычно благосклонная, в то время как возобновление темы сначала обычно не приветствуется.
Старайтесь делать свои записи удобочитаемыми. Например, не стоит писать на транслите или заменять буквы похожими символами. Естественно, если запись трудно прочитать, её, скорее всего либо проигнорируют, либо отнесутся к ней отрицательно. Несоблюдение языковых норм также нередко приводит к предвзятому отношению. Интернет развивается, появляется всё больше пользователей. И, начиная общение в Интернете, люди допускают ошибки, на первый взгляд незаметные. Ошибки появляются из-за незнания сетевого этикета. Так можно доставить неприятности не только собеседникам, но и себе лично.
Сетевой этикет (Сетикет) – это система правил общения, поведения во всемирной сети. Придуман сетикет для того, чтобы пользователям было комфортно и легко общаться между собой. Правила не носят специального характера, но они делают сетевые коммуникации более удобными для пользователей.
Как соблюдать сетевой этикет? Вы должны научиться вести себя так, словно оказались в незнакомом мире, очень похожем на Ваш реальный мир, и не желаете задеть кого-либо своим бестактным поведением. На самом деле, все очень просто. Сетевой этикет – такой же, как и обычный. Большинство стычек в Сети происходит от неумения и нежелания участников слышать друг друга. Прежде всего – старайтесь руководствоваться здравым смыслом.
Обезличенность общения в Интернете позволяет пользователям забывать о том, что они общаются с живыми людьми. Довольно сложно установить контакт с человеком, которого мы не слышим и не видим. Для решения этой проблемы и был создан сетикет.
Еще сетевым этикетом называют раздел общественной этики. Это общие принципы поведения, которых должны придерживаться пользователи. Создателем норм этики стало сообщество техников, а всемирная сеть изначально предназначалась для научной элиты. Сейчас формируются сообщества со своими нормами и правилами.
Чтобы произвести на собеседника хорошее впечатление, нужно придерживаться сетевого этикета. Люди должны уважать друг друга, продумывать каждое сообщение, правильно оформлять текст. Культуры общения придерживаются участники форумов, чатов, социальных сетей, пользователи электронной почты.
Пользуйтесь преимуществами анонимности в общении с незнакомцами. Пусть вас вначале воспримут за умение вести беседу, чувство юмора и прочие качества, а не будут оценивать по одежде, внешности, массе тела и т.д.
Используйте смайлики, анимацию и графические изображения только там, где это уместно. Например, на форуме, посвященному рассмотрению какой-то научной темы в строгой обстановке, подобные вставки будут смотреться нелепо.
А вот в личном общении или при обсуждениях в неформальной обстановке такие символы даже помогают точно передавать настроение. Но, не перенасыщайте текст сообщения обильным количеством смайликов, так как он будет тяжелым для восприятия.
Перед отправкой сообщения прочитайте текст, чтобы не отправить адресату бессвязную бессмыслицу. Не забывайте об обязательных словах приветствия, обращения, выражения благодарности, прощания и пр.
Уважайте время свое и других людей. Прежде чем отправить сообщение, к примеру, в сообщество, подумайте: а нуждаются ли его участники в нем? Не отнимаете ли вы время других людей зря? Пустословие и множество одинаковых сообщений отвлекает.
Аудитории социальных сетей насчитывают много миллионов человек. В популярных соцсетях тоже действуют правила общения. В своем профиле нельзя размещать чужие фото, видеоролики без разрешения. Нельзя пересылать другим людям информацию из закрытых профилей друзей, к которым имеете доступ. Ваши друзья имеют право решать, кто будет видеть эти материалы.
Нельзя регистрироваться под чужими именами. Если хотите сохранить инкогнито – прибегните к псевдониму. Лучше оставьте поле для фотографии пустым, не используйте чужие изображения, особенно это касается реальных людей.
Спамом считается добавление друзей в группу без их разрешения, а также отправленные в «личку» рекламные сообщения. Нет смысла рассылать безликие праздничные открытки своим друзьям. Не нужно отправлять малознакомым людям предложения поиграть в онлайн-игры.
Не стоит засорять чужую «стену» сообщениями, поздравлениями. Исключением считается поздравление с днем рождения.
В социальных сетях не следует увлекаться смайликами, хэштегами, большим количеством селфи-снимков и «чекинами» (отметками о местоположении). Не очень нравятся виртуальным друзьям просьбы о репостах и «лайках». Не нужно забывать о грамотности, ведь часто информацию в соцсетях просматривают работодатели.
К запретам относятся обнаженные фотографии, массовый фолловинг, огромное количество кошечек, собачек. Также в социальных сетях нельзя регистрироваться под чужим именем, заниматься троллингом, ежедневно публиковать философские статусы.
Нельзя публиковать длинные публичные сообщения другим людям. Лучше воспользоваться функцией личной переписки.
Относитесь тактично к людям, которые не хотят добавлять вас в друзья. Дважды отвергнутого предложения дружбы достаточно, чтобы убедиться в том, что пользователь не хочет открывать вам свою личную информацию.
При использовании вымышленного имени не сообщайте своим друзьям заведомо ложную информацию. Вымышленные данные допустимы только с точки зрения защиты личной информации, но не предназначены для обмана собеседников.
В социальных сетях не рекомендуется сообщать о себе информацию сугубо личного характера – телефон, адрес, паспортные данные и т.п., чтобы не было риска обмана мошенниками. Не следует продолжать общение с пользователем, показавшимся вам подозрительным или неадекватным. Его можно включить в черный список или пожаловаться на него администраторам.
При общении в сети помните о правилах этикета, которых вы придерживаетесь в реальной жизни. Воздержитесь от оскорблений, провокаций, угроз и клеветы, уважайте мнение других участников диалога, высказывайте исключительно конструктивную критику. Помните, что за оскорбления в интернете могут привлечь к ответственности.
Так, размещение на общедоступных сайтах в сети Интернет информации, содержащей унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, является административным правонарушением, предусмотренным ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ – оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, и влечет наказания в виде административного штрафа для граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц – от 100 до 500 тысяч рублей.
Владельцев интернет-ресурсов, если в результате их бездействия стало возможным публичное оскорбление, пусть и исходящее от другого лица, ждет административная ответственность по ч. 3 ст. 5.61 КоАП РФ. Указанное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц - от 30 до 50 тысяч рублей.
Распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, в сети Интернет, где указанная информация доступна для неограниченного круга лиц, образует состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 128.1. УК РФ (клевета). За данное преступление предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 1 млн рублей или в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до 1 года либо в виде обязательных работ на срок до 240 часов.
Для выявления проблемы я предложила одногруппникам на классном часе пообщаться в форуме. Ответы студентов показали, что некоторые были некорректны в своих высказываниях и употребили нецензурную лексику; некоторые писали сообщения с ошибками, употреблением заглавных букв и восклицательных знаков, и некоторые постеснялись и не стали участвовать в переписке.
А также, чтобы выявить, является ли, существенна проблема сетевого этикета для студентов колледжа, я разработала опросник, состоящий из шести вопросов.
1. Какими социальными сетями вы чаще всего пользуетесь?
а) Вконтакте
б) Telegram
в) Instagram
г) Facebook
д) Другое
2. Сколько времени вы проводите в социальных сетях?
а) Менее часа
б) От 1 до 2 часов
в) От 2 до 4 часов
г) Более 4 часов
3. Знаете ли вы правила сетевого этикета?
а) Да
б) Нет
4. Пользуетесь ли вы этими правилами?
а) Да
б) Нет
5. С какой целью вы пользуетесь социальными сетями?
а) Слежу за жизнью известных личностей
б) Общение с людьми на расстоянии
в) Провожу свободное время листая новости
г) Другое
6. Встречались ли вы или ваши друзья с буллингом в социальных сетях?
а) Нет, никогда
б) Да, со мной
в) Да, с моими друзьями
После этого я провела опрос среди 120 человек (студенты первого курса обучения, 9 групп), и получила следующие результаты:
1. Какими социальными сетями вы чаще всего пользуетесь?
2. Сколько времени вы проводите в социальных сетях?
3. Знаете ли вы правила сетевого этикета?
4. Пользуетесь ли вы этими правилами?
5. С какой целью вы пользуетесь социальными сетями?
6. Встречались ли вы или ваши друзья с буллингом в социальных сетях?
Вывод: Анализ результатов тест - опроса показал следующие результаты. Большинство опрошенных чаще всего пользуются такими социальными сетями как Вконтакте и Telegram. Люди чаще всего используют социальные сети для общения с людьми на расстоянии, следить за жизнью известных личностей, проводить там свободное время, слушать музыку и т.д. Проводят время в сети большинство опрашиваемых более 4 часов. Анализ также показал, что большинство ребят знают правила этикета, но следуют им не так много человек. Большинство ребят с буллингом не сталкивалось, но они знают, что их друзья сталкивались с ним.
Проанализировав результаты анкеты, я пришла к выводу, что полезно разработать буклет с правилами сетикета. Мой буклет рассказывает о правилах сетевого этикета в социальных сетях. Для создания моего буклета я выбрала программу Microsoft Office Publisher 2010. В этой программе доступно множество шаблонов и цветовых решений, по которым можно сделать буклет.
Заготовки публикаций в МS Publisher
В буклете я взяла за основу информацию из моей теоретической части. А также картинки, находящиеся в свободном доступе в интернете. После этого, я добавила памятку правил сетевого этикета. По итогу, я создала готовую памятку для пользователей сети Интернет.
Проанализировав данные литературных источников и изучив правила поведения в сети Интернет, можно сделать следующие выводы.
В Интернете, как и в обычной жизни, приняты определенные правила общения. Законы вежливости в кибернетическом пространстве практически не отличаются от действующих правил в социуме. Но все же есть некоторые отличия. Поэтому был создан так называемый Сетевой этикет, который должен знать каждый человек, использующий Интернет в целях общения. Придерживаться норм сетикета должны все пользователи для того, чтобы не допустить ошибок при общении в Интернете.
У разных форумов, чатов, социальных сетей и т.д. правила сетевого этикета могут отличаться, но есть несколько общих и простых принципов: нельзя грубить, ругаться, нужно быть вежливым и внимательным по отношению к собеседнику, постараться не делать грамматических ошибок и т.д.
Для повышения уровня знаний о сетевом этикете необходимо совершенствовать устную и письменную речь, в частности при сетевом общении, учиться излагать свои мысли последовательно, убеждать, отстаивать свою точку зрения
Сетевой этикет – такой же, как и обычный. Большинство стычек в Сети происходит от неумения и нежелания участников слышать друг друга. Нужно уважать своих собеседников, кем бы они не представились, и тогда жизнь в сообществе станет легкой и приятной.
Цель моей работы достигнуты: выяснить, какие правила нужно соблюдать, общаясь в социальных сетях, чтобы соблюдать сетевую культуру. Так же достигнуты все задачи, которые я ставила перед собой. Гипотеза о том, что для грамотного и культурного общения между пользователями интернета, необходимо знать правила этикета и уметь их применять в общении, подтверждена.
1. Лукинова О.В. Цифровой этикет. /Этикет без границ. Новые правила./О.В. Лукинова. - Москва: ОДРИ, 2020.- 240 с.
2. 19 правил этикета в сети Интернет [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://b-trainika.com
3. Информационная деятельность человека [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sites.google.com
4. Компьютерная этика. Этикет в Интернете [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bestreferat.ru
5. Сетевой этикет [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org
6. Сетевой этикет основные правила и нормы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://oficianty.com.
7. Соблюдение этических норм и юридических законов при работе в сети интернет [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://spravochnick.ru
8. Этика [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org
9. Этические нормы и правила поведения в обществе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wlooks.ru
Пчёлки на разведках
Любили тебя без особых причин...
Позвольте, я вам помогу
Для чего нужна астрономия?
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")