Данная работа о великих педагогах России и зарубежья.
Вложение | Размер |
---|---|
vydayushchiesya_pedagogi._rybakova_tv_1.docx | 199.97 КБ |
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И СПОРТА
АДМИНИСТРАЦИИ БУТУРЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
МАОУ БУТУРЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ В.И. КАЗАКОВА
НАУЧНО – ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "СТАРТ В НАУКУ"
СЕКЦИЯ: "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК"
ВЫДАЮЩИЕСЯ ПЕДАГОГИ РОССИИ И ЗАРУБЕЖЬЯ
Выполнила: ученица 5 «А» класса,
Напылова Софья Александровна
Научный руководитель:
Рыбакова Татьяна Викторовна,
учитель английского языка,
высшей квалификационной категории
Бутурлино,2023 г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
Глава I. Известные педагоги, прославившие Россию…..……………….5
1.1 Константин Дмитриевич Ушинский ………………………..5
1.2. Лев Николаевич Толстой …………………………..…....... .5
1.3 Лев Семенович Выготский ……………………………..….. 6
1.4 Антон Семенович Макаренко ……………………………... 7
1.5 Василий Александрович Сухомлинский …………………. .8
1.6 Симон Львович Соловейчик ………………………………. .8
Глава II. Классики зарубежной педагогики …………………………….. 10
2.1. Ян Амос Коменский ..…………………………………...….10
2.2. Иоганн Генрих Песталоцци ………………………………. .10
2.3 Жан Жак Руссо …………………………………………….. ..11
2.4 Фридрих Фребель………………………………………........11
2.5 Мария Монтессори ………………………………………….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….....14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………....15
ПРИЛОЖЕНИЕ ..………………………………………………………...…...16
ВВЕДЕНИЕ
Отечественные педагоги признаны одними из лучших в мировой практике. Их разработки, методы и теории воспитания и образования до настоящего момента остаются в числе используемых и уважаемых. Педагогические системы Выготского, Макаренко, Ушинского и других нельзя считать частями «педагогического пантеона», в них можно найти идеи для решения проблем, стоящих перед современностью.
Необходимо вспомнить лучших советских и зарубежных педагогов, которые внесли огромный вклад в развитие образования.
Актуальность темы заключается в том, что современное образование невозможно без знания педагогических систем, трудов, методов, разработок известных педагогов мира. Каждый педагог использует те или иные методы и подходы в обучении и воспитании детей. Учащиеся мало знают о выдающихся педагогах России и зарубежья и их трудах, вкладе в образование и воспитание. Я с детства мечтаю стать педагогом. Все, что связано с педагогикой, мне интересно, тем более 2023 год является годом педагога и наставника. Поэтому мимо этой темы я не смогла пройти мимо.
Поэтому, изучив много источников информации, преимущественно в электронном виде, я решила работать по данной теме и познакомить всех желающих с результатами моего исследования, ведь труд педагогов бесценен.
Цель – изучить основные теории, методы и направления обучения и воспитания великих педагогов мира, их вклад в педагогику.
Задачи:
- познакомиться с выдающимися педагогами России
- рассмотреть классиков зарубежной педагогики
-изучить их основные методы, направления, вклад в обучение и воспитание детей
- провести анкетирование среди одноклассников.
Объект исследования: выдающиеся педагоги мира.
Предмет исследования: методы, направления, работы и вклад педагогов мира.
Методы исследования: анализ, обобщение, анкетирование.
Гипотеза: Без знания трудов и методов великих педагогов мира невозможен процесс обучения и воспитания детей в современности.
ГЛАВА I. ИЗВЕСТНЫЕ ПЕДАГОГИ, ПРОСЛАВИВШИЕ РОССИЮ
1.1. Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1870)
Константина Ушинского называют основоположником русской научной педагогики. И этот выдающийся ученый достоин такого определения, как никто иной. Ушинский один из первых решил уделять первостепенное внимание именно задачам нравственного просвещения и воспитания обучающихся. Представление о нравственном обучении как о чем-то «естественно» и «само собой разумеющемся» было им решительно отвергнуто. Еще одной идеей Ушинского, за которую стоит горячо поблагодарить педагога, является идея важности сохранения национальной культуры и самобытности. Для XIX века языком преподавания оставался французский, в семьях и в свете говорили на нем. Да что уж там, сама Татьяна Ларина очень плохо изъяснялась по-русски! Статья Константина Дмитриевича «О необходимости сделать русские школы русскими» до сих пор остается образцом педагогических воззваний. Будучи преподавателем как для детей, так и для учителей, Ушинский остался в истории как педагог-публицист. Отличительная особенность его работа – это не только обращение к вопросам воспитания и образования, но и горячая любовь к детям и родному народу, которая в значительной степени способствовала возрождению или даже пробуждению интереса к педагогике в России.
1.2. Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910)
Писателя Льва Толстого всегда волновали проблемы воспитания и образования детей. В 1859 он открыл в Ясной поляне собственную школу для крестьянских детей.
В школе велось обучение по 12 разным предметам – арифметике, чтению, географии, рисованию, пению и другим. Сам писатель вел, в основном, математику, физику и историю.
Уроки начинались в 8-9 утра и длились до 15-16 часов с перерывом на обед. Порядки в учебном заведении были довольно лояльными: за прогулы никто не наказывал, за неуспеваемость не ругали, домашних заданий и вовсе не было, а в классе каждый мог сесть на любое место.
«Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся», – объяснял это Толстой. – Вернейший признак действительности и верности пути образования есть удовольствие, с которым оно воспринимается».
1.3. Лев Семенович Выготский (1896 – 1934)
Имя Льва Выготского знакомо всем педагогам, психологам, культурологам и лингвистам вне зависимости от уровня образования и места рождения. Этот известный русский психолог связал две отрасли науки – психологию и педагогику, на десятилетия опередив свое время. В процессе исследований, которые привели к появлению двух новых направлений: педологии и коррекционной педагогики, ученый пришел к необходимости научного подхода к вопросам процессов развития ребенка и воспитания. По мнению ученого, педагог должен строить свою работу с опорой на научные достижения и обязательно – на психологическую науку. Лев Семенович сам не является автором конкретных методик развития или воспитания, в его книгах по культурно-исторической теории, которая легла в основу большинства современных дошкольных практик, вы не найдете конкретных рекомендаций. Но его концепции организации обучения и акцент на самовоспитании и саморазвитии стали знаковыми. Ведь ученый пришел к выводу, что воспитание – это не приспособление ребенка к среде, а процесс формирования личности, смотрящей вперед – за границы этой среды. Ведь только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания, но никак не навязанная извне.
1.4. Антон Семенович Макаренко (1888 - 1939)
В чем было новаторство Макаренко? В яркой и четкой идее интегративности образования. Личность не является таковой от рождения, это качество – «опыт быть личностью», как утверждал Макаренко, надо воспитывать, и воспитывать в коллективе. Каждый человек – каждый элемент образовательной системы – должен иметь свои права и стоять на активной позиции. Говорил о продуманных целях воспитания. В обращении с детьми не нужно сентиментального заласкивания, поцелуев, объятий и т. п., но необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». В отношении к детям нужна «требовательная любовь»: чем больше уважения к человеку, тем больше требований к нему. Ученика надо в первую очередь уважать как Человека.
Педагогика – это не наука, где существуют догмы. По мнению многих исследователей, именно Антон Семенович стал самой яркой звездой педагогического небосклона прошлого века, предвосхитив основы современного гуманистического образования.
Личность не является таковой от рождения, это качество – «опыт быть личностью», как утверждал Макаренко, надо воспитывать, и воспитывать в коллективе. Каждый человек – каждый элемент образовательной системы – должен иметь свои права и стоять на активной позиции.
Именно Антон Семенович стал самой яркой звездой гуманистического образования.
1.5. Василий Александрович Сухомлинский (1918 – 1970)
Василий Сухомлинский запомнится педагогам и психологам как создатель оригинальной педагогической системы, где ребенок был, есть и остается высшей ценностью. И именно личность ребенка должна быть тем ориентиром, на который направлены все процессы образования и воспитания. Сухомлинский описывал процесс обучения как «радостный труд», а потому делал акцент на слово учителя, художественный стиль изложения и акцент на формирование мировоззрения учащихся, предлагал сочинять сказки вместе с детьми. В одном из писем Сухомлинский писал: «Я показываю, как воспитать Счастливого Человека, как достичь того, чтобы в нашем обществе не было ни одной человеческой личности с пустой душой... не может быть счастливым человек, если у него нет ничего святого за душой, если он ни во что не верит. Первая святыня, которую, по моему мнению, нужно утверждать в душе ребенка, – это вера в человека, можно сказать, благоговение, удивление перед человеком, перед его стойкостью, богатством. Отсюда – сердечная чуткость, деликатность, чуткость к человеку. Отсюда – уважение к самому себе».
1.6. Симон Львович Соловейчик (1930 – 1996)
«Педагогика для всех» – это не только название книги-бестселлера, автором которой является советский журналист, публицист и теоретик педагогики Симон Соловейчик, но и главная его идея. Педагогика – это не то, что происходит в школе и к чему причастны только учителя. Педагогика – это нечто большее, выходящее за пределы стен, семьи и класса. Ведь вам знакома фраза «педагоги-новаторы»? Именно вокруг, или даже лучше сказать, вместе с ним, сформировалось сообщество педагогов нового времени, которые позже выпустят знаменитый Манифест новой демократической школы. Суть манифеста – в сотрудничестве ученика и учителя. Педагогика в понимании Соловейчика означает науку об искусстве воспитания или просто воспитание. Автору принадлежит афоризм: «Детей не надо воспитывать – с детьми нужно дружить». Дело в том, что Симон Львович был убежден: воспитание и образование – это процесс двусторонний и дети могут очень многому нас научить.
ГЛАВА II. КЛАССИКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКИ
2.1. Ян Амос Коменский (1592 – 1670)
Чешский педагог, гуманист, основоположник дидактики (теории обучения). Говорил о всеобщем обучении на родном языке. Предложил организовать единую школу. Его труд «Великая дидактика». Определил и разработал возрастную периодизацию. Создал классно-урочную систему, где урок – основная форма обучения (длительность урока, организация). Говорил о создании условий, чтобы не было недостатка в развлечениях ребенка. Выделял физическое воспитание как приоритетное направление.Выделил «золотое правило» дидактики – принцип наглядности обучения. Посвятил целую главу в своём труде семейному воспитанию «О материнской школе», где мать – основной воспитатель(здоровье) Его принципы легли в основу классического воспитания и обучения:
* природосообразность ребенка (психологическое познание)
* принцип научности, энциклопедичности (знания научно обоснованные и указанные в литературе)
* доступности (знания адаптированные ребенку)
* систематичности и последовательности (от простого к сложному)
* сезонности (подбор материала в зависимости от сезона)
2.2. Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827)
Разработал принцип природосообразности. Природа ребенка требует и стремится к развитию. «Глаз хочет смотреть, ухо слышать, нога – ходить, а рука – хватать». Предложил теорию элементарного образования знакомство с окружающим миром, развитие речи, обучение счету, письму и чтению в дошкольном возрасте. Знаменитый швейцарский педагог, потративший все свои сбережения на создание детских приютов. Он посвятил жизнь сиротам, пытаясь сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: "Всё - для других, ничего - для себя". Объединил обучение и труд т.к. это развивает мысль и дух ребенка.
2.3. Жан Жак Руссо (1712 – 1788)
Французский педагог – теоретик. Его труд - «Эмиль или о воспитании» отражает путь решения проблемы воспитания. Пропаганда учета индивидуальности, желаний и потребностей ребенка. Выступал против насилия. Идеи воспитания:
•физическое
•умственное развитие
•развитие внешних чувств
Преимущество отдаёт социальному воспитанию, ребенка забирают от родителей, он воспитывается под руководством педагога Источниками воспитания являются природа, люди, предметный мир. Активное использование косвенных методов воспитания. Ребенок должен быть воспитан на благо обществу.
2.4. Фридрих Фребель (1782 – 1852)
Немецкий педагог. Первый создал учреждение для дошкольников «Детский сад», взрослых назвал садовницами. Ф. Фребель является основоположником дошкольной педагогики, т.к. занимался подготовкой педагогических кадров, излагал систему воспитания дошкольников в книгах «Материнские и ласкательные песни», «Сто песен к играм в мяч», «Детский сад». Цель воспитания: развитие у ребенка природных способностей (инстинктов); инстинкты (деятельность, познание, художественный и религиозный инстинкт) Занятия: подвижные игры на воздухе, физкультура, плетение, лепка, вышивание, выкладывание орнамента из гороха и бусинок, рисование. Идеи воспитания: игра, развитие внешних органов чувств. Система сенсорного развития: Дары Фребеля: игрушка – мяч, шар и куб, деление кубиков на части по величине, на направления, плоскостные, линейные и угловые, разделенный кубик на 27 кирпичиков вдоль и поперек для развития навыков строительства.
2.5. Мария Монтессори (1870 – 1952)
Итальянский врач – педагог. Монтессори ввела в педагогику принцип, согласно которому педагог воздействует не на ребенка, а формирует окружающую ребенка среду, создает условия для самостоятельного развития личности, предлагая ребенку помощь только тогда, когда ситуацию можно трактовать как обращение ребенка к педагогу: «Помоги мне это сделать самому». Этот принцип впоследствии вошел в основу многих педагогических концепций. Мария Монтессори как врач понимала, что для духовного развития ребенка важно научить его чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике, а также в развитии у них навыков письма, чтения и счета. Её идеи: система самовоспитания, самообучения детей. Впервые ввела антропометрические измерения (вес, рост ребенка). Принципы воспитания и развития: ничего не делать за ребенка, если он способен сделать это сам, развитие всех органов чувств, создание условий для развития детей на основе их психологических возрастных особенностей, ручной труд (вырезание ножницами)
Работая над исследованием, я провела анкетирование «Выдающиеся педагоги» среди моих одноклассников, в котором ребята показали свои знания об великих педагогов. Данное исследование показало, что учащимся малоизвестно о них и их вкладе в педагогику. Поэтому, я считаю, что моя работа может быть полезна и информативна для расширения кругозора учащихся на внеклассных мероприятиях и для самостоятельного изучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проработав достаточно большой объём литературы по вопросам педагогики, великих педагогов и их вкладе в обучение и воспитание, я пришла к выводу, что современное обучение и воспитание детей невозможно без знания методов и направлений, разработанных великими педагогами России и зарубежья.
Современный педагог использует труды знаменитых педагогов в своей работе. Обладания только определенными знаниями, педагог может выстроить свою траекторию обучения и воспитания своих учащихся. А разработки и методики известных деятелей педагогики помогают ему в этом. Проанализировав работу, мне хотелось бы отметить, что труды великих педагогов всегда будут иметь значимость и ценность в обучении и воспитании.
Я считаю, что труд великих деятелей педагогики вечен.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. http://sogp.ru/sha-amonashvili/84/
2. http://www.epwr.ru/quotauthor/txt_470.php
3. http://alenamalaya.narod.ru/P3.html
4. http://pomnipro.ru/memorypage54303/biography
5.http://www.psychologos.ru/articles/view/pedagogicheskaya_sistema_a.s.makarenko
6. http://detskiysad.ru/ped/ped139.html
7. http://hrono.ru/biograf/bio_u/ushinski_kd.php
ПРИЛОЖЕНИЕ
Выберите правильный ответ:
1.Что вам известно об выдающихся педагогов России?
1 многое 2. немного 3. совсем ничего
2.Что вам известно об классиках зарубежной педагогики?
1.многое 2. немного 3. совсем ничего
3. Что вам известно о вкладе великих педагогов в обучение и воспитание?
1.многое 2. немного 3. совсем ничего
4. Известны ли вам труды выдающихся педагогов?
1.да 2. нет 3. затрудняюсь ответить
5. Мечтали ли вы стать педагогом?
1.да 2. нет 3. затрудняюсь ответить
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Солдатская шинель
Кто самый сильный?
Госпожа Метелица
Сочные помидорки