Шаламов Андрей самостоятельно выбрал для исследования тему функционирования в художественных текстах слов, грамматически и синтаксически не связанных с членами предложения, то есть вводных слов, вставных конструкций, обращений. Но в процессе работы ученик конкретизировал тему, поставив перед собой цель выяснить особенности употребления именно обращений в художественных текстах русской литературы. Такой выбор не случаен, так как Андрей справедливо считает, что сейчас особенно актуальны вопросы культуры коммуникации современного человека, неотъемлемой частью которой является обращение.
Результатом проекта стало реферативное исследование заявленной темы.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23
ВЫПУСНАЯ ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
СЕМАНТИКО - СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ОБРАЩЕНИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
ВЫПОЛНИЛ:
Ученик 9 «Б» класса
Шаламов Андрей Сергеевич
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: учитель Черкасская Наталья Александровна
2018-2019 учебный год
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО учителей русского языка и литературы
МБОУ- СОШ № 23
от ____ октября 201_ года № 2
_________ /________________/
ПЛАН - ЗАДАНИЕ
на выпускную проектную работу
ученика 9 «Б» класса ___Шаламова Андрея Сергеевича____________
1.Тема выпускной проектной работы:
___СЕМАНТИКО – СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ОБРАЩЕНИЙ В____
________ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_______________
2. Исходные данные к выпускной проектной работе:
Предмет/предметная область ___русский язык____________________________
Объект исследования обращение как стилистико-грамматическая категория.
Предмет исследования обращение в произведениях А.П.Чехова,____________ ____________________М.А.Шолохова, Б.Окуджавы.______________________
Цель ____выяснить особенности употребления обращений в художественных_ _________текстах русской литературы __________________________________
Задачи: 1) раскрыть суть понятия «обращение», выявить особенности его____
функционирования; 2) классифицировать обращения в лексико-семантические группы; 3) выявить индивидуальные авторские особенности в употреблении__ форм обращения в художественных произведениях русской литературы._____
Сроки | Содержание работы | Отметка о выполнении |
СЕНТЯБРЬ | выбор предмета; выбор темы; согласование ее с руководителем | |
ОКТЯБРЬ | Обоснование актуальности темы; Оформление титульного листа, содержания | |
НОЯБРЬ | Написание введения | |
ДЕКАБРЬ | Сбор, анализ и обобщение материала по выбранной теме, оформление списка литературы. Создание проекта основной теоретической части. | |
ЯНВАРЬ | Написание теоретической части. Формулирование основных теоретических положений. Оформление заключения и приложений. | |
ФЕВРАЛЬ | Резюмирование основных положений работы; оформление практических выводов для стендовой предзащиты (3-5 мин). Предоставление готовой работы руководителю | |
МАРТ | Проверка работы руководителем, корректировка оформления и содержания. Составление отзыва на работу. | |
АПРЕЛЬ | Представление завершенного текста работы с отзывом руководителя в методическое объединение. Техническая экспертиза работы и получение допуска к защите. Подготовка презентации, тезисов доклада для защиты. |
СОДЕРЖАНЕИЕ:
I. ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 5
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ
Глава 1. Модальность обращений в произведениях А.П.Чехова……… 7
Глава 2. Фольклорные истоки обращений в произведениях
М.А.Шолохова……………………………………………………………. 12
Глава 3. Номинативно – характеризующая функция обращений
в творчестве Б. Окуджавы……………………………………………….. 14
Глава 4. Классификация обращений по семантико – стилистическому
признаку…………………………………………………………………… 20
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 22
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………… 24
ВВЕДЕНИЕ
.Актуальность выбранной темы исследования определяется семантической функцией обращения. Обращение - это один из компонентов предложения, характеризующийся своеобразием семантико-синтаксических связей с предложением в целом или с отдельными его членами. Согласно лингвистическому энциклопедическому словарю «обращение - обособленный интонационно и грамматически самостоятельный компонент предложения или сложного синтаксического целого, служащий для обозначения лица или предмета, являющегося адресатом речи». Таким образом, основные функции обращения – это называние того, кому направлена речь, и функция привлечения внимания собеседника к высказыванию, призыва к участию в речи. Эта функция обращения очень часто сочетается с экспрессивной оценкой, с выражением субъективного отношения говорящего. Очевидно, в связи с этим, в лингвистической литературе все большее отражение находит изучение обращений в произведениях. Лингвистическая наука начала изучать язык «как инструмент социального взаимодействия» людей. И это неслучайно, ведь манера общения того или иного человека, характер его обращений к окружающим помогают нам составить представление о языковой личности. Таким образом, именно обращение – это одна из важнейших составляющих характеристики языковой личности любого человека.
Актуальность данной работы и обусловлена функцией обращения как контактоустанавливающей коммуникативной единицы.
Кроме того, коммуникативная функция обращения делает его незаменимым в системе изобразительных средств любого художественного произведения, так как при их помощи можно выразить отношение к герою, отобразить его статус, показать взаимоотношения между персонажами.
Семантическое функционирование обращений в художественной литературе все чаще привлекает внимание нередко ученых и требует дальнейшего исследования. Поэтому и наше исследование посвящено вопросу функционирования такой языковой категории, как обращение, его текстообразующей роли в художественных произведениях. Тем более, что изучение функций обращения в произведениях литературы требует системного анализа. Семантику обращений в художественной литературе следует рассматривать во взаимодействии с их контекстуальным значением. Кроме этого необходимо учитывать экстралингвистические факторов.
Цель работы: выяснить особенности употребления обращений в художественных текстах русской литературы.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- раскрыть суть понятия «обращение», выявить особенности его
функционирования;
- классифицировать обращения в лексико-семантические группы;
- выявить индивидуальные авторские особенности в употреблении форм обращения в художественных произведениях русской литературы.
Объект исследования: обращение как стилистико-грамматическая категория.
Предмет исследования: обращение в произведениях А.П.Чехова, М.А.Шолохова, Б.Окуджавы.
Методы и приемы исследования:
- лексико-семантический;
- описательный;
- сопоставительный.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, состоящая из трех глав, посвященных исследованию художественных текстов А.П.Чехова, М.А.Шолохова и Б.Окуджавы, а также выводов, сделанных в ходе исследования, заключения, списка использованной литературы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. МОДАЛЬНОСТЬ ОБРАЩЕНИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.П.ЧЕХОВА.
Обращение представляет собой один из компонентов предложения, который характеризует своеобразие семантико-синтаксических связей с предложением в целом или с отдельными его членами. По стилистическому признаку различные виды обращений могут быть признаны в качестве одного из наиболее сильных грамматических средств языка. Использование обращений в художественных произведениях оживляет повествование, придает речи выразительность, эмоциональность.
К основным функциям обращения следует отнести следующие:
- называние того, кому направлена речь;
- привлечение внимания собеседника к высказыванию;
- призыв к принятию участия в речи.
Нередко данная функция взаимодействует с экспрессивной оценкой, с выражением субъективного отношения говорящего.
Экспрессия может выражаться с помощью различных способов:
- интонация,
- повторение обращения, с сопровождением междометий или частиц,
- лексическое значение слова, выступающее в качестве обращения.
Задача обращения заключается в выражении каких-либо логико-смысловых или экспрессивно-стилистических оттенков. В результате этого обращение, принимая любую словесную форму, выступает как определенное выразительное средство.
Одновременно с побудительной функцией обращение как одно из средств речевого воздействия выполняет эмотивную функцию. Но в семантике обращения не всегда возможно совмещение эмоциональности и оценочности. Так, например, обозначая эмоциональное обращение, оценочность может отсутствовать. Однако, для оценочных обращений всегда характерно содержание эмоционального компонента. Экспрессивность в обращении, выступая в роли различных оттенков выразительной силы слова, направлена на
актуализацию значения эмоциональных и оценочных форм обращение.
Эмоциональные и оценочные значения могут быть наделены наибольшей или наименьшей экспрессивностью, в зависимости от методов использования субъективной модальности.
В результате того, что обращение используется для выражения непосредственной направленности речи к собеседнику, его следует охарактеризовать в качестве яркого выразительного средства речевого общения, которое относится к области разговорно-диалогической речи.
Исследование лексики обращения имеет тесную связь с его семантическими функциями, которые выступают в качестве сущностных свойств обращения. В связи с этим изучение лексики обращения следует рассматривать в качестве одного из принципов семантической характеристики обращения.
Обращения в произведениях русской литературы принимают разнообразные модальные оттенки, выражающиеся, с одной стороны, в словообразовательных элементах самих обращений, особенно в суффиксах, с другой стороны, в пояснительных словах к обращениям, а при произношении и в интонации.
В своем произведении «Наука» А.П. Чехов с помощью обращения выразил ласку героини, подчеркнул её уважение: «Сюда, матушка-барышня, пожалуйте, - сказал певучий женский голос, - тут у нас чисто, красавица...» .
В таком произведении, как «Толстый и тонкий», Антон Павлович использовал обращение, чтобы одновременно описать радость, восторг, приветствие: «Батюшки! - изумился тонкий. - Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?».
В произведении «Враги» Антон Павлович придал обращению эмоциональный оттенок с употребления усилительной частицы «о»: «О Боже, лучше бы она умерла! Я не вынесу! Не вынесу я!».
Нередко писателями с этой же целью используется в обращении междометие «ой».
Следует отметить, что для однородных обращений характерно более выразительное и эмоциональное значение, нежели для одиночных обращений. Повторение одного и того же слова или словосочетания является наиболее простым видом однородных обращений.
Так, например, Чехов использовал однородные обращения в произведении «На пути»: «Господи! Господи! Какая я несчастная! Несчастней всех!».
Кроме этого, авторы используют обращения для выражения оттенков мольбы, просьбы, сожаления, отказа, упрека, иронии, благодарности, призыва, побуждения к действию или действенному состоянию. Ярким примером этого является обращение в произведении И.А. Бунин «Жизнь Арсеньева»: «Лика, милая, что же дальше?».
В соответствии с вышеуказанными смысловыми и стилистическими функциями обращения в большинстве случаев можно встретить в прямой устной или письменной диалогической речи. В качестве примера можно привести произведение А.П. Чехова «Толстый и тонкий»: - Порфирий! - воскликнул толстый, увидев тонкого. - Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!».
Или в произведении А.П. Чехова «Унтер Пришибеев» в ораторском выступлении: «Он вытягивает руки по швам и кричит хриплым, сердитым голосом: - Наррод, расходись! Не толпись! По домам!».
А.С. Пушкин в произведении «Руслан и Людмила» использовал следующее обращение в качестве лирического отступления:
«Читатель, расскажу ль тебе,
Куда красавица девалась?
Всю ночь она своей судьбе
В слезах дивилась и – смеялась».
Указывая на многообразие стилистических функций, которые выполняют обращения, следует обратить внимание на то, что эмоционально-волевые и оценочно-характеристические оттенки выступают в качестве важных и характерных для многих обращений особенностей. С помощью них возможно образовать своеобразные добавочные значения в словах, которые были употреблены в качестве обращений. Благодаря эмоционально-волевым и оценочно-характеристическим оттенкам в обращении возникает экспрессия. В результате чего обращения становятся более выразительными.
При исследовании стилистического функционирования в обращениях отдельных слов, которые были употреблены метафорически, следует обратить внимание на изучение стилистического функционирования отдельных элементов интонационного, морфологического, лексического и синтаксического состава обращений. Как правило, такие обращения выступают в комплексе и выступают в качестве носителей экспрессивного значения.
Стилистически значимыми элементами лексического состава обращений будут являться, к примеру, словообразовательные элементы слова и переносное употребление слов. В качестве примера можно привести произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: «Позвольте, сударь: вы мне мешаете, - сказал тот, нахмурившись. - Экой ты, братец!».
Следует отметить, что обращение представляет собой эмоционально-волевой язык. По этому признаку обращение имеет тесную связь с императивом и в произведениях русской литературы появляется чаще всего совместно с ним. Например, в произведении А.П, Чехова «Ведьма»: «А, сатана длиннополая! - прошипела дьячиха, поморщившись от досады. - Погоди же!».
При помощи обращений в коммуникативно-прагматическом значении появляется возможность выражать эмоциональное или ценностное отношение говорящего к объекту речи. Эта способность выступает в качестве специфики коннотации. Основной функцией коннотации является функция воздействия, которая тесно связана с прагматикой речи. Коннотация, выступая в качестве компонента значения синтаксических единиц, в том числе и обращение, включает в себя такие элементы как эмоциональность, экспрессивность, оценочность. Указанные элементы коннотации выступают в роли средств, которые дополняют объективное содержание обращения. Коннотативные компоненты значения следует рассматривать как внутреннюю форму высказывания, осложненного в результате выражения субъективного отношения к объекту речи.
Изучение этой проблемы имеет большое значение, так как лексический состав любой самостоятельной синтаксической конструкции выступает не только в качестве единственного средства передачи её понятийного содержания, но и одного из основных средств, которое выражает оценочные и характеристические оттенки. Экспрессивные свойства могут быть присущи словам, т.е. могут входить в основное значение слова. С помощью таких слов, которые А.П. Чехов использовал в произведении «Ведьма» в качестве названия адресата речи, была передана отрицательная оценка адресата со стороны говорящего: «Дьячок для большей убедительности приложил палец ко лбу, закрыл левый глаз и проговорил певучим голосом: - О, безумие! О, иудино окаянство!».
Позиция обращения в непринужденной, фамильярной речи может быть заменена словоформой, с помощью которой определяется лицо по внешнему, ситуативному признаку, обычно случайному, окказиональному. Наглядным примером является обращение в произведении А.П. Чехова «Хамелеон»: «Так ты кусаться, окаянная?».
Глава 2. ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИСТОКИ ОБРАЩЕНИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М.А.ШОЛОХОВА.
С целью исследования семантических функций обращений в произведениях русской литературы были проанализированы язык и стиль романов М.А. Шолохова. В результате были изучены донские рассказы, которые были написаны с 1924 по 1927 годы.
Как показал анализ языкового материала, в своих произведениях М.А. Шолохова использовал специфические обращения в качестве грамматически независимых и интонационно обособленных компонентов предложения. Такие компоненты использовались для обозначения лица или предмета, которому адресована речь. Для того, чтобы показать читателю донское казачество, своеобразный характера казаков, их культуру и самобытные традиции, Шолохов использует особенные языковые единицы.
Нераспространенные обращения представлены словами, принадлежащими к разным частям речи. В большинстве случаев были использованы имена существительные такие, как «дед», «касатик», «кормилец», «Николушка», «старик», «сынок», «чудак» и др. Кроме этого Шолоховым нередко были использованы относительные имена прилагательные такие, как «болезный», «дорогая», «дурная», «милая», «неугомонный», «проклятая», «родной», «родимый», «чудная» и другие.
В произведении «Родинка» Шолохов использовал стилевую дифференциацию лексики в функции обращения. Так разговорные слова, использовались в сниженном стиле, с помощью просторечного обращения с суффиксом уменьшительно-ласкательного значения: «За гриву держись, сынок! - кричал он (отец)».
К характерной особенности произведений М.А. Шолохова следует отнести преимущественное употребление в качестве обращений нарицательных единиц.
В своих рассказах М.А. Шолохова использовал в вокативной функции:
- личные имена (Николушка, Дуняшка, Гришуха, Илюха, Алешка, Арсюиш, Митяй, Микишара и др.),
- отчества (Анисимовна, Прокофич, Тимофеевна, и др.),
- имена и отчества (Анисим Петрович, Гаврила Василин, Михайло Фомич и др.),
- фамилии (Богачев, Птицын, Рвачев и др.),
- прозвища (Колчак),
- клички животных (Серко, Чалушка).
В качестве примера следует привести произведение «Нахалёнок»: «- А ну, иди сюда, Михайло Фомич, я тебе полохану по тем местам, откелъ ноги растут!». В данном обращении дед зовет внука, желая наказать его за проделки, по имени и отчеству, подчеркивая его взрослость.
Как правило, обращение реализует такие функции, как призывная (апеллятивная) и оценочно-харакгеризующая (экспрессивная). Что типично и для произведений М.А. Шолохова. В рассказах писателя обращения в большинстве случаев используются для того, чтобы охарактеризовать адресата с точки зрения степени родства. Например, для обращения к отцу используются имена существительные: батя, батянька, батянюшка, папаня, папанька. К матери обращаются с помощью таких слов, как мамка, маманя, маманька, маменька. Кроме этого, Шолохов использовал обращения для указания на возраст и пол собеседника: девка, деточка, малец, малыш, молодка, паря, парнишка, парнище, старик, старуха, старая. Особую группу составляют специальные формулы типа товарищ, гражданин (гражданка), характерные для послереволюционного времени и использующиеся в текстах. В качестве примера можно привести обращение из произведения «Нахалёнок»: «Я вас уверяю, господа, что подпола у нас нет!».
Глава 3. НОМИНАТИВНО – ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ОБРАЩЕНИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ Б. ОКУДЖАВЫ.
С целью исследования семантических функций обращений в произведениях русской литературы интерес представляет поэзия Булата Окуджавы.
Следует отметить, что принято выделять обращения к лицам и не к лицам. Обращения к лицам, помимо именования самого адресата, включают в себя некоторые наиболее типичные для поэзии следующие типы обращений:
- обращения метафорические,
- обращения - характеристики, описательные обращения, иногда включающие высказывания или фрагменты высказываний.
Наиболее распространенным в русской литературе типом обращения является обращение к лицам, которые отдаленны в пространстве и во времени. Такие обращения могут быть направлены к героям, политическим деятелям, историческим лицам.
Нередко в произведениях можно встретить обращения к лицам и живым существам — обращения к образам, которые были созданы при помощи воображения и фантазией.
Среди обращений не к лицам в произведениях русской литературы распространены следующие обращения:
- к странам и континентам,
- к этапам жизни человека,
- к историческим эпохам,
- к городам,
- к явлениям природы и стихиям,
- к явлениям космической жизни,
- к пространству и времени,
- к явлениям эмоционального и интеллектуального мира человека,
- к явлениям человеческой культуры.
Кроме этого следует отметить обращения к явлениям духа, абстрактным понятиям, чувствам. Такие слова, как судьба, воля, любовь нередко становятся обращениями.
У Булата Окуджавы функции личных обращений, используемых в поэтических посланиях и посвящениях, отличаются от обращений других типов. Они наиболее интегрированы в реальные отношения автора с адресатом.
Номинативно-характеризующая функция при использовании таких обращений связна с предполагаемыми репликами адресата в структуре диалога художественного типа. Этот поэтический прием часто встречается в произведениях Булата Окуджавы.
Такие персональные обращения к друзьям и близким автору людям, а также приглашённым к беседе историческим персонажам, занимают в структуре стихотворного текста определяющее место и выступают в большинстве случаев в качестве лейтмотива стихотворения. Как правило, такие обращения повторяются или выступают в качестве рефрена, анафоры или эпифоры.
Например, в стихотворении «Нянька» Булат Окуджава использует распространенное обращение «Акулина Ивановна, нянька моя дорогая». Данное обращение выполняет в тексте сразу несколько функций, а именно адресации, репрезентативную (номинативную и характеризующую), эмотивно-регулятивную и текстообразующую. Такая ярко выраженная полифункциональность придает обращению особую значимость.
При обращении к уже ушедшему из жизни человеку, Булат Окуджава ведет с ним беседу как с живым. В результате образуется продолжение диалога с покинувшим этот мир человеком. Такая псевдоапеллятивность носит характер художественного приёма и помогает автору воссоздать образ человека, к которому он обращается. Подобный приём реализуется с помощью репрезентативной функцией обращения. Данная функция может быть представлена номинативной функцией (называния по имени, званию), характеризующей функции обращения.
В качестве примера следует привести стихотворение «Нянька»:
«Акулина Ивановна, нянька моя дорогая,
В закуточке у кухни сидела, чаек попивая,
Напевая молитвы без слов золотым голоском,
Словно жаворонок над зеленым еще колоском.
Акулина Ивановна, около храма Спасителя
Ты меня наставляла, на тоненьких ножках просителя,
А уже после я душу сжигал, и дороги месил…
Не на то, знать, надеялся, и не о том, знать, просил.
Акулина Ивановна, все мне из бед наших помнится.
Оттого-то и совесть моя трепетанием полнится.
Оттого - то и сердце мое перебои дает,
И не только когда соловей за окошком поет.
Акулина Ивановна, нянька моя дорогая,
Все, что мы потеряли, пусть вспыхнет ещё, догорая,
все, что мы натворим, и все, что ещё сотворим,
словно утренний дым над тамбовским надгробьем твоим».
Обращения, представленные в качестве антропонимов, это имена людей, наименования людей по степени родства, близости, личностным и прочим характеристикам.
Многочисленные посвящения друзьям у Булата Окуджавы включают личные обращения:
- «Агнешка» - Осецкая,
- «Белла» - Ахмадулина,
- «Павел Григорьевич» - Антокольский,
- «Володя» - Владимир Максимов,
- «Володя» - Владимир Высоцкий,
- «Дезик» - Давид Самойлов,
- «Зяма» - Зиновий Гердт,
- «Инна» - Инна Лисянская.
Поэтическому собрату Ю. Левитанскому Булат Окуджава посвятил следующие строки:
«Мой брат по перьям и бумаге,
Мы связаны одной судьбой».
В одном из стихотворений, которое было посвящено Б. Ахмадулиной, Булат Окуджава писал:
«Я люблю вас, мои товарищи, – боль и нежность в моей крови».
Близкие дружеские отношения позволяют использовать поэту короткие формы имен (Юра, Володя). Например, в стихотворении «Памяти Давида Самойлова»:
«Дезик, мне дороги наши традиции:
Верность, виктория, вобла, война,
Воля, восторг, вероятность везения,
Все, что угасло, как детские сны…».
Обращения-регуляторы используются для выражения отношения к адресату, в результате чего создается определенная тональность общения. В художественных произведениях регулятивы выражают отношение автора к адресату и служат средствами регулятивной функции. В поэтической речи Булата Окуджавы обращения-регулятивы можно охарактеризовать высокой частотностью.
Обращения-индексы представляют адресата по социальным характеристикам, называя их по роду занятий (музыкант, скрипач, трубач, маэстро, поэты, барабанщик, солдат, художник, маляр, живописцы), по званию, титулу (старшина, лейтенант, генерал, генералиссимус, граф, господа юнкера,
кавалергарды, вельможи, кавалеры, царь, княжна). В отличие от разговорно-бытовой и официальной речи, социальная индексация адресата в художественной литературе используется не столько для обозначения его социального статус, сколько для создания поэтического образа, лирического настроения. В результате этого такие обращения в произведениях носят не конкретный, а условный характер.
Например, для следующих обращений в произведении Булата Окуджавы характерен обобщенный адресат:
«Живописцы, окуните свои кисти
В суету дворов арбатских и в зарю,
чтобы были ваши кисти словно листья,
Словно листья, словно листья к ноябрю».
Профессиональный индекс в данном случае имеет условный характер и семантически размыт. В результате этого поэту удалось обобщить поэтический образ художников, творцов, которые видят то, что скрыто от обывательского глаза. Это можно проиллюстрировать и следующим примером из произведения «Старый флейтист»:
«Ах, флейтист, флейтист, в старом пиджаке,
С флейтою в послушной руке,
Вот уж день прошел, так и жизнь пройдет,
Словно лист осенний опадет».
Основная функция индексных обращений в произведениях Булата Окуджавы заключается в художественной функции: создание обобщенного образа, что обусловлено символическим характером семантики номинаций в поэтическом тексте, формированием поэтического настроения.
В лингвистике выделяются разные типы концептов: общечеловеческие, национальные, индивидуальные, авторские. В поэзии Булата Окуджавы можно встретить концепты всех типов. Обращения-концепты, которые встречаются в поэзии Булата Окуджавы, подчеркивают философскую направленность его творчества.
Наиболее активной текстообразующей функцией обращений в стихах Булата Окуджавы является функция тематической детерминации. Это реализуется с помощью различной стилистической окраски обращений – от торжественной до фамильярной. Что позволяет настраивать читателя на соответствующую тональность общения. (Надежда, я вернусь тогда…; Женщина, ваше величество, как вы решились сюда?; О чем, красотка современная, ты вдруг вздохнула тяжело; Ах, флейтист, флейтист, в старом пиджаке…; Пора, пора, усталая пехота!; Красный клён, моё почтение!; Ах, война, что ж ты сделала, подлая; Ваше величество женщина, как вы решились сюда; Капли Датского короля, пейте, кавалеры!; Живописцы, окуните ваши кисти…; Отчего ты печален, художник; Возьмёмся за руки, друзья!; Шестидесятники Варшавы, что вас заботило тогда; Надежда, ты крылатое такое существо).
Определяя фундамент семантического поля поэзии Окуджавы, можно сделать следующие выводы: Основной темой поэзии Окуджавы является тема любви. Это любовь к друзьям, товарищам, коллегам-поэтам, художникам, любовь к женщине, любовь к Арбату в том концептуальном понимании, которое вбирает в себя это понятие, любовь к «родине вечной», любовь к поэзии. Это стало причиной использования комплекса художественно-выразительных средств, в первую очередь лексических: выражение этого чувства в лексемах любимый, хороший, драгоценный, милые, дорогой.
В результате анализа произведений русской литературы можно сделать выводы, что обращения в текстах выступаю в качестве как внутритекстовых связей, так и межтекстовых.
Глава 4. КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАЩЕНИЙ ПО СЕМАНТИКО – СТИЛИСТИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ.
В результате проделанной исследовательской работы можно сделать выводы, что личные обращения оправданны и значимы в текстовой структуре произведений русской литературе. Так как такие произведения являются диалогическими по своей основе.
Настоящее исследование доказывает, что обращения следует рассматривать в качестве одной из важнейших характерных черт произведений художественной литературы. В рамках работы были не только изучены художественные произведения, в которые входят обращения, но и структурное и семантическое разнообразие этих обращений. Обращения в исследуемых произведениях следует характеризовать как полифункциональные. Главные функции обращений следующие:
1. Изобразительная функция. Реализуется в результате номинации героев произведений. Использование номинации позволяет формировать художественный образ лирических героев.
2. Выразительная функция. Реализуется в результате создания индивидуальных эстетических образов.
3. Этическая функция. Реализуется в результате выражения нравствственной позиции автора и его героев.
4. Стилистическая функция. Реализуется в результате использования
обращения в качестве средства диалогизации общения героев произведений. А также функция стилизация, реализуемая в результате обращения к историческим лицам и образам давно ушедших эпох.
5. Текстообразующая функция. Реализуется в результате использования различных форм обращений в структуре текста.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование тех или иных обращений в художественных произведениях обусловлено стилистическими особенностями текстов. В связи с этим можно выделить следующие группы обращений по семантико – стилистическому признаку:
1) Книжные:пресвятая Владычица, господа, прелестное дитя (к женщине).
2) Официальные: товарищ председатель, подсудимый, свидетель и т.д.
3) Сниженные: Охальница, охламон, нахалка.
4) Бранные: пьянь несчастная, глупая голова, дураки пужливые, окаянные, оглашенные.
5) Ласкательные: Дочка, доченька, нянька, нянюшка, Гринюшка,матушка, Матренушка, милок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проделанной работе, можно сказать следующее: в процессе коммуникации обращение - одна из основных единиц общения. Обращение исполняет одну из самых важных функций - адресует сообщение, устанавливает контакт.
Основная функция обращения - побудить собеседника слушать, привлечь внимание к сообщению, вследствие этого в качестве обращения часто употребляются имена и фамилии. В художественных произведениях в функции обращений могут выступать не только номинации людей, но и названия животных, птиц, неодушевленных предметов, богов. В современном русском языке обращения проявляются формой именительного падежа существительного или субстантивированной частью речи. Обращение не только называет лицо, но и изображает различные сопровождающие это название оттенки: испуг, упрек, радость, то есть передает субъективную модальность. Предложения-обращения в особенности богаты интонационными оттенками.
Таким образом, в процессе исследования все поставленные цели и задачи исследовательской работы были выполнены в полном объёме. А именно:
1) раскрыта суть понятия «обращение», выявлены особенности его функционирования в художественных произведениях в соответствии со стилистическими особенностями текстов и семантическими особенностями самих обращений; 2) классифицированы обращения в лексико-семантические группы; 3) выявлены индивидуальные авторские особенности в употреблении форм обращения в художественных произведениях русской литературы; 4) определена и изучена реализация функций обращений и их специфика; 5) изучена роль обращений в системе средств, которые регулируют правила коммуникации героев.
Анализ произведений русской литературы показал, что обращения выступают в качестве неотъемлемой части художественного пространства и проявляются в художественных текстах в четырех своих функциях:
1) собственно звательной;
2) фиктивно-звательной;
3) условно-звательной (устанавливает контакт с образами, созданными самим писателем);
4) координационно-звательной (устанавливает контакт с читателем).
Кроме этого обращения являются важнейшим средством интерпретации текстов, носителем национально-культурной информации, и, прежде всего, яркой чертой индивидуально-авторского стиля.
Изучение произведений русской литературы позволило сделать выводы, что обращения в текстах представляют собой внутритекстовые и межтекстовые связи.
В результате использования обращений и прозаический, и поэтический жанр способен во многом сохранить основу коммуникативного акта, которая была переосмыслена художественным образом. По этой причине обращения в произведениях художественной литературы выполняют особо важные функции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бурвикова, Н.Д. Закономерности линейной структур монологического текста / Н.Д. Бурвикова -- М.: Наука, 1981.
2. Барсукова, Е.В. Языковая личность как категория исторической культурологии (на материале «Архива князя Воронцова») / Е.В. Барсукова. - М.: Наука, 2007.
3. Маслова И.Б. Функциональная семантика обращений [Электронный ресурс] / Журнал «Полилингвиальность и транскультурные практики». — 2017.
4. Окуджава Б. Ш. Стихотворения / Б.Ш. Окуджава. — М.: Эксмо, 2016.
5. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений / А.С. Пушкин. — М.: Альфа-книга, 2018.
6. Чехов А. П. Полное собрание сочинений: сочинения / А. П. Чехов. —М.: «Наука», 1984.
7. Шолохов М.А. Донские рассказы / М.А. Шолохов. — М.: Азбука-Аттикус, 2015.
8. Федулова У.М. Стилистические функции обращения [Электронный ресурс] / Журнал «Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23
ВЫПУСНАЯ ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
АКТУАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ Н. В. ГОГОЛЯ
ВЫПОЛНИЛА:
Ученица 9 «Б» класса
Паламаренко Татьяна Николаевна
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: учитель Черкасская Наталья Александровна
2018 - 2019 учебный год
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО учителей русского языка и литературы
МБОУ- СОШ № 23
от ____ октября 201_ года № 2
_________ /________________/
ПЛАН - ЗАДАНИЕ
на выпускную проектную работу
ученика(цы) 9 «Б» класса ___Паламаренко Татьяны Николаевны_______
1.Тема выпускной проектной работы:
___________АКТУАЛЬНОСТЬ ФАНТАСТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ__________
___________________________Н.В. ГОГОЛЯ___________________________
2. Исходные данные к выпускной проектной работе:
Предмет/предметная область ___литература______________________________
Объект исследования ______повести Н.В.Гоглля «Вечера на хуторе_________
____близ Диканьки», «Вий», а также сборник «Петербургские повести»_____
Предмет исследования ____фантастика как метод отображения_____________ ____действительности в произведениях Н.В.Гоголя_______________________
Цель ____Оценить степень актуальности произведений Н.В.Гоголя__________
Задачи: __1.Рассмотреть явление «Фантастика» как метод отображения______ _________действительности. 2.Выделить основные фантастические элементы и _________персонажи из произведений Н.В.Гоголя. 3.Выявить смысл и посыл__ _________фантастического в произведениях Гоголя________________________
Сроки | Содержание работы | Отметка о выполнении |
СЕНТЯБРЬ | выбор предмета; выбор темы; согласование ее с руководителем | |
ОКТЯБРЬ | Обоснование актуальности темы; Оформление титульного листа, содержания | |
НОЯБРЬ | Написание введения | |
ДЕКАБРЬ | Сбор, анализ и обобщение материала по выбранной теме, оформление списка литературы. Создание проекта основной теоретической части. | |
ЯНВАРЬ | Написание теоретической части. Формулирование основных теоретических положений. Оформление заключения и приложений. | |
ФЕВРАЛЬ | Резюмирование основных положений работы; оформление практических выводов для стендовой предзащиты (3-5 мин). Предоставление готовой работы руководителю | |
МАРТ | Проверка работы руководителем, корректировка оформления и содержания. Составление отзыва на работу. | |
АПРЕЛЬ | Представление завершенного текста работы с отзывом руководителя в методическое объединение. Техническая экспертиза работы и получение допуска к защите. Подготовка презентации, тезисов доклада для защиты. |
СОДЕРЖАНЕИЕ:
IV. Фантастические элементы в сборнике Н.В.Гоголя «Петербургские повести».
2.1. «Нос»
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Данная проектная работа представляет собой литературоведческий анализ произведений Николая Васильевича Гоголя. В исследовании использованы такие произведения, как: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий», а также сборник «Петербургские повести».
Актуальность данной работы в первую очередь связана с философской смысловой нагрузкой творчества Гоголя в целом и значением его произведений в современной России. Мы считаем, что поднимаемые Гоголем в XIX веке темы и проблемы полезны для размышления в XXI веке.
Цели работы:
Содержание работы:
1. В первой главе «Определение фантастики как метода отображения действительности», будет рассмотрено само значение слова «фантастика», ее влияние на смысловое содержание произведений литературы. Аналогично будет изучено применение фантастических и мистических мотивов как в произведениях классиков вообще, так и в творчестве Н.В.Гоголя в частности.
2. Во второй главе «Вечера на хуторе близ Диканьки» будет проведен анализ произведения, анализ фантастического составляющего этого произведения и его значение в современной России. рассмотрено краткое содержание «Вечеров...»
3. В третьей главе «Вий» после интерпретации краткого содержания повести будет исследована история возникновения названия произведения, с обращением к более древним источникам. Краткий литературоведческий анализ повести позволит сделать выводы о философском значении произведения для России как гоголевских времен, так и современной.
4. В четвертой главе «Петербургские повести» будут проанализированы произведения из одноименного цикла, такие как «Шинель», «Нос», «Портрет» и «Записки сумасшедшего». Для каждой из них будет дана оценка степени актуальности фантастических элементов в современной России.
5.В заключении будут подведены итоги исследования, его перспективы, приведен список литературы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ
ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАНТАСТИКИ КАК МЕТОДА ОТОБРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
Из «Большого толкового словаря» мы можем узнать, что в нашем случае фантастика – это представления, художественные образы, созданные воображением автора; изображение явлений действительности в преувеличенном и сверхъестественном виде.
Фантастика в литературе существует уже много лет, но до сих пор её суть не до конца раскрыта с исторической и литературоведческой точки зрения. Также стоит заметить, что задача любого писателям - действенное отражение реальности. Причем реальность надо понимать широко – это не просто окружающий нас быт с его конфликтами и проблемами, это также и мир социальных, научных, утопических, моральных представлений человечества. Зачастую раскрыть эту самую реальность помогает ее противоположность – фантастика, с помощью которой, как, например, в произведениях Н.В.Гоголя, в необычной, мистической, но в то же время запоминающейся форме акцентируется внимание на злободневных проблемах. Таким образом, именно прием введения необычайного в, кажется, совсем обыденную и скучную ситуацию, обостряет ее, призывает к решению тех или иных вопросов реальной жизни.
Поэтому писатели, принадлежащие к разным литературы направлениям, прибегают к использованию фантастики, как части своего собственного литературного стиля. Так творчество Кафки, Гоголя, Брехта, А. Толстого - идейное, необычное. Именно в их произведениях нередко встречаются фантастические элементы, образы, сюжетные линии.
Фантастические образы отличны друг от друга. Они могут отдаляться в народный фольклор и мифы, как, например, к творчеству Г. Ф. Лавкрафта – создателя небезызвестного «Некрономикона». Именно к этой книге отсылаются многие современные писатели-фантасты.
Стоит отметить, что природа фантастического совершенно разная в сказке и в фантастической литературе. В первом случае зачастую используются добрые, безобидные образы. Во втором же случае кардинально меняется характер и образ героя. Не всегда фантастические персонажи являются антагонистами. Так, например, во многих произведениях главный герой и является представителем мистики. Возьмем для примера «Гарри Поттера» Дж. Роулинг, где ее главный персонаж – волшебник.
Как же можно охарактеризовать именно гоголевскую фантастику? Мы считаем, что Н. В. Гоголь использует мистические образы как зеркало человеческой души, чтобы максимально утрировать черты людей из разных чинов и классов, показать их глупость, жестокость, либо пустоту и жалкость.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СБОРНИКА Н.В.ГОГЛЯ « ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ
БЛИЗ ДИКАНЬКИ».
«Вечера на хуторе близ Диканьки» - первая книга Н. В. Гоголя. Произведение состоит из восьми частей, каждая из которых повествует о событиях определенного периода, при этом все части объединены между собой. Вместе с тем сборник наполнен фантастикой и как никакое другое произведение будут полезен в исследовательской работе, посвященной фантастическим образам Гоголя.
Колорит «Вечеров» заключается в юмористичности и светлости общей картины. Полного анализа произведения как такового не было, отчего не было понятно, что все счастье «Вечеров…» - лишь оболочка. Сложны также и мысли, которые отражались в книге. А между тем Гоголь показывает в книге сосуществование двух миров: реального и ирреального, которые, переплетаясь между собой, выносят на поверхность самые сокровенные черты реального мира.
Таким образом, элементы сверхъестественного являются важной составляющей произведения. Так, например, образ черта можно анализировать в трех плоскостях. Первая – как бесовская сила, мешающая мирским делам. Вторая – как нечто гадкое в натуре человека. Как правило «все мы не без греха». Третья - как показатель пошлости и безнравственности, которые мешают нормальной жизни. Также, помимо прямого значения «черт» - негативное отношение к чему-либо.
Нечистая сила в «Вечерах…» проявляется в более известных фольклорных формах бесовщины. Ведьмы, черти, русалки, свиньи – все они описываются в разных частях «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Как известно, Гоголь много времени провел за изучением народных поверий как раз для написания «Вечеров», дабы лучше передать черты мифических существ, которые населяют ирреальный мир.
Часто потустороннее связывается именно с ведьмами, женщинами, так, например, Солоха в произведении не ведьма, а хитрая дева. В повести «Сорочинская ярмарка» нечистая сила выступает в образе мачехи Хиври. В «Пропавшей грамоте» же мужчина противостоит чертовщине. Так можно провести параллель мужчина - женщина, либо бесовщина - христианская душа.
Основываясь на описанных выше свойствах и характеристиках чертей, можно понять какие человеческие качества проявляются в «фантастических» ситуациях, происходящих с персонажами.
В первой части сборника образ черта приближен к человеку, обиженному на жизнь. Будучи изгнанником, бес стал пьянствовать и заложил свою красную свитку, которую позже продали. Узнав об этом, дьявол отправился на ярмарку искать ее. Злого в этом черте мало, он помог и добру – воссоединению влюбленных друг в друга Грицко и Параски. Но хотя Гоголь оканчивает «Сорочинскую ярмарку» описанием шумного свадебного пира, в самом конце он примешивает к этой весёлой картине и нотку щемящей грусти, коротко замечая, что всё на свете преходяще, что радости, молодости и самой жизни неизбежно суждено окончиться. Этот краткий финальный аккорд светлой, солнечной «Сорочинской ярмарки» будет слышаться во всём дальнейшем творчестве Гоголя, с годами всё усиливаясь.
В «Майской ночи» злая сила представлена русалкой, которая отплатила добром на добро, подарив Левко и Ганне право пожениться, устранив единственное препятствие в виде сельского головы – отца Левко. Так, повесть «Майская ночь, или Утопленница», написанная в 1829–1830 годах, можно считать самым светлым произведением сборника.
Еще одного беса можно найти в образе Басаврюка, который предлагал Петрусю из «Вечера накануне Ивана Купала» несметные богатства, чтобы тот мог жениться на любимой девушке. Желая достичь счастья, Петрусь выполнил все условия сделки, и даже убил младшего брата любимой девушки. Да, Петрусь получил деньги и достиг своего, но раз и навсегда потерял счастье, а остаток жизни его мучила совесть о содеянном, хотя он и жил в любви и богатстве.
Полной противоположностью можно считать кузнеца Вакулу – главного героя повести «Ночь перед Рождеством» - «силача и детину хоть куда». Возлюбленная его, Оксана, часто подшучивала над ним. Так она однажды сказала, что если Вакула принесет ей черевички царицы, то она выйдет за него замуж. Вакуала честен и добивается всего сам для своего счастья. Но и здесь не обошлось без потусторонних сил, которые Вакула заставляет служить себе.
В сборнике есть и рассказы, которые выделяются особой жестокостью к людям. Так в «Страшной мести» есть самый страшный колдун. Здесь фантастика не имеет человеческого облика, как выше. Колдун не умеет любить и дорожить. Его сущность стала частью отца Катерины, который мучил душу своей дочери. Муж Катерины запер колдуна, но тот, просив дочь отпустить его, воспользовался добротой Катерины и убил Данило, а после и свою дочь. Так в «Вечерах…» проявляется такое преступление, как предательство.
Как отмечалось ранее, значение «Вечеров…» до конца еще не осознано. Я Понятно лишь, что фантастика здесь, как и в цикле «Петербургских повестей» послужила приемом, благодаря которому писатель на тонкой грани реального и потустороннего показал и пороки, и хорошие качества своих героев. Кажется, именно поэтому можно сравнить тех же чертей с определенным типом людей. Таким образом, бесовщина выступает как часть идеи о трех душах – чистой, загнивающей и мертвой.
Отталкиваясь от значения «Вечеров на хуторе близ Диканьки», можно увидеть черты многих персонажей в современном мире, в России. Жестокость либо доброта существовали, существуют и будут существовать одновременно в каждом человеке. А благодаря произведениям классиков, чья литература актуальна всегда и затрагивает зачастую темы человеческой сущности, можно попытаться разобраться в самом себе, проанализировать собственную сущность и попытаться исправить худшее в себе.
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ПОВЕСТИ Н.В.ГОГОЛЯ «ВИЙ»
«Вий» - фантастическая повесть Николая Васильевича Гоголя. Она была написана в 1833 году. Само название произведения отсылает нас к мифическому герою Вию.
Кто же такой Вий? Следуя бестиарию, Вий – существо из Преисподней, чей взгляд убивает, но он не может открыть своих очей без посторонней помощи. Веки его поднимают слуги железными вилами. Как писал сам Гоголь: «Вий — есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем назывался у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал». В гоголевском «Вие» сей персонаж описывается, как приземестый, косолапый, с крепкими руками и ногами. Он весь покрыт землей; с железными пальцами и лицом, а веки его касаются земли. Появление Вия сопровождается волчьим воем. Однако гоголевский Вий не убивает взглядом. Герой его повести погиб от страха.
«Вий» повествует о философе Хоме Бруте, который во время вакансий вместе со своими товарищами заблудился и нашел приют в отдаленном селении. Готовясь ко сну, Хома был испуган визитом хозяйки, которая, вскочив на него, потащила по полям. По дороге Хома молился, а чары спадали. С утра же колдовство развеялось, и старуха оказалась панночкой без сил.
Позже Хому посылают к богатому пану, который запирает его на несколько ночей в церкви со своей покойной дочерью – той самой заколдованной старухой. Три ночи герой читал молитвы. В первую покойница выбралась из гроба и стала охотиться за Хомой, который спасся кругом, что очертил вокруг себя. Во вторую ведьма пыталась прорваться через круг, а в третью случилось страшное. Вся церковь набилась нечистью, и все охотились за Хомой. Привели даже Вия, который, взглянув в глаза герою, указывает на него пальцем, и вся нечисть бросается на Хому.
В повести «Вий» Хома Брут погибает от мести ведьмы, которая перед своей смертью пожелала, чтобы последний молился три ночи. Гоголь рассуждает о красоте в своем произведении. Какая она? Божественная, но в нашей жизни извращенная «адским духом».
Фантастическое в «Вие» найти просто. Здесь есть и представители народных мифов – черти, ведьмы, сам Вий. И в некоторой абсурдности действий, происходящих с Хомой Брутом. Гоголь мастерски нагнетает обстановку вокруг всего происходящего с его героем.
Фантастика прослеживается и в описании привидений в церкви, и в ведьме. Гоголь превращает своих монстров в уродов, прописывая все до мелочей. Это не на шутку пугает читателя. Все же фантастика не должна быть страшной, как здесь. Но в то же время ее элементы позволяют прописать персонажа так, как он мог бы выглядеть в реальности.
Смертью своей Хома Брут смог помочь другим: он очистил церковь от нечести, ведь бесы, вырываясь наружу, застряли в окнах. Но, рассуждая о причине его гибели, стоит задуматься: а каков страх? Можно условно выделить два вида страха: страх перед сильным и страх перед неизведанным (в нашем случае мистическим). Но для Гоголя гибель Хомы – это искупление его грехов. Ведь философ грешил с вдовами, выпивал. В какой-то мере происшедшее с Хомой Брутом может рассматриваться как наказание за то, что после того, как освободился святыми молитвами от оседлавшей его ведьмы, согрешил в Киеве с молодой вдовой.
Герой Гоголя живет в двух мирах. Хома Брут живет в реальности, но история с Панночкой становится тем, что впускает в его мир ирреальное, неизвестное. Ведьма же, как представитель фантастического, кажется, является истинным злом. В то же время Панночка открывает для Хомы совсем новый мир, где он мог видеть русалок. Но герой же и уходил от реальности, навсегда пропадая за чертой миров.
Почему же зло одерживает победу над Хомой? Бесы победили в его душе, пробрались глубоко внутрь, устроили хаос. Думается, именно так Гоголь представлял разлад и хаос в его современности, когда происходили мрачные вещи. Будучи человеком, глубоко верующим, Гоголь считает, что победу над злом можно одержать лишь прямой его противоположностью, заручиться поддержкой Бога и жить правильно, невзирая на беды и проблемы.
Параллели просматриваются и с современной Россией. В настоящий момент в нашем государстве происходит подобный разлад и хаос, как политический, так и нравственный. Люди падают до низших проявлений их негативной сущности, забывают о том, что значит быть людьми. Воровство на уровне государства, наплевательское отношение представителей власти к гражданам своей страны, враждебность в отношениях между людьми, текущие проблемы экономического порядка и радиальные различия во взглядах населения России - все это и создает благоприятную основу для проявления того бесовского, что обрушивается на нас со страниц гоголевских произведений.
Бороться с хаосом пытаются, но веры в это все не слишком много, как не было веры у Хомы Брута в молитвы, которые он начитывал. Именно от смирения страдают люди, но не могут ничего менять, теряя надежду на светлое будущее, как и в гоголевское время.
ГЛАВА 4. ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ
«Петербу́ргские по́вести» — общее название ряда повестей, написанных Николаем Васильевичем Гоголем и объединенных общим местом действия — Петербургом 1830-40х годов. Во всех повестях рассматривается проблема «маленького» человека. Остановимся подробнее на некоторых из них.
2.1. «НОС»
«Нос» Н. В. Гоголя – сатирическая повесть абсурдов, написанная в 1832-1833 годах. Повесть вызвала обилие критики в адрес Гоголя из-за ее нелепости и фантастичности, однако замысел произведения значительно глубже, чем кажется на первый взгляд.
Итак, повесть начинается словами: « Марта 25 числа случилось в Петербурге необыкновенно странное происшествие», сразу ставя загадку перед читателем. Что же такого может произойти?
Разрезавши свежеиспеченный женою хлеб, цирюльник Иван Яковлевич обнаруживает нечто твердое внутри. Поковырявшись в булке пальцами, он находит нос, который почему-то был ему знаком. Позже цирюльник вспоминает, что этот нос принадлежит коллежскому асессору Ковалеву. Газетный экспедитор тоже крайне удивлен. Даются и свидетели этого происшествия. Но тут же возникает вопрос: верить или нет?
В чем смысл столь невероятного сюжета? Главная тема повести Гоголя "Нос" - это потеря персонажем частички своего "я". Мы можем предполагать, что это происходит под воздействием нечистой силы, хотя конкретного воплощения сверхъестественной силы Гоголь не рисует.
Тем не менее, тайна захватывает читателей буквально с первой фразы произведения, о ней все время напоминается, она достигает своей кульминации, но разгадки нет даже в финале. Покрыто мраком неизвестности не только загадочное отделение носа от тела, но и то, как он мог существовать независимо, да еще в статусе высокопоставленного чиновника. Таким образом, реальное и фантастическое в повести Гоголя "Нос" переплетается самым немыслимым образом.
Однако все персонажи Гоголя реалистичны, но мистическое и фантастическое оказывает воздействие на персонажа Ковалева. Что интересно: Гоголь никак не комментирует пропажу носа, а создает впечатление реальности, описывая эмоции других, но в то же время его герои по ходу повествования не меняют свой характер, оставаясь «живыми». Возвращение носа Ковалеву проливает свет на всю эту историю, но не объясняет произошедшего события. Гоголь же соглашается с персонажами своими о существовании ирреального мира, ведь тот вмешивается в их судьбы.
Автор убеждает нас в существовании двух миров: реального и ирреального, которые никак не перекликаются друг с другом, как и сюжетные линии в повести «Нос». Нос, как часть тела существует в одной плоскости, переходя по неизвестным причинам к иному человеку. В другой же плоскости нос существует сам по себе. Увидев «важного господина», то есть свой собственный нос, в мундире статского советника, Ковалев не знает, что и подумать. Нос, который еще вчера был на лице у него, мелкого чиновника – коллежского асессора, теперь разъезжает в коляске генерала – статского советника. Но остается и загадка: как нос мог исчезнуть?
Но каково же значение гоголевского «Носа»? Благодаря абсурдности сюжета автор привлекает внимание к важной теме – положение человека в обществе, его статусе, личностных качествах. Ковалев, называя себя «майором», всю жизнь посвятил своему статусу, но не имел никаких духовных ценностей и высоких стремлений.
Потеряв нос, Ковалев уже не может появиться в публичных местах. С носом ему договориться не удается, ведь тот игнорирует его. Этим сюжетом Гоголь подчеркивает изъяны общества, его недостатки и алчность, взяв в качестве примера Ковалева.
Естественно, все пороки, высвеченные Гоголем в этой повести, мы находим в современном обществе, ибо это вечные пороки, касающиеся, как общества в целом, так и отдельных личностей. Главная проблема повести – филистерство. Ковалёв гордится своим чином, мечтает о блестящей карьере. Его беспокоит, что дефект лица помешает ему в свершении дальнейших планов. Он дорожит общественным мнением, а какая молва может пойти о человеке без носа?
Поднимается в повести и проблема безнравственности. Цирюльник не стремится вернуть нос владельцу, признаться в своей, может быть, вине в том, что испортил лицо. Нет, он спешит избавиться от странного предмета, надеясь остаться безнаказанным. Да и аморальность поведения Ковалёва говорит сама за себя.
Еще один разоблаченный Гоголем порок – лицемерие. Надменный Нос не желает общаться с тем, кто ниже его рангом, как и его малодушный хозяин.
К сожалению, все пороки, высвеченные Гоголем, имеют место и в современном мире. На этом фоне творчество Н.В.Гоголя становится своевременным лекарством от нравственных болезней современности.
2.2. «ШИНЕЛЬ»
«Шинель» - одна из Петербургских повестей Н. В. Гоголя, увидевшая свет в 1841 году. Вошла она в историю русской литературы как «манифест социального равенства и неотъемлемых прав личности в любом её состоянии и звании».
Башмачкин Акакий Акакиевич – мелкий чиновник, имеющий самую заурядную внешность. Он смиренно переписывал бумаги, но вырисовывал буквы с наслаждением. Одевался Башмачкин бедно, а зимой ходил в старой шинели, получившей кличку «капот». Позже, когда одежда совсем износилась, было решено шить новую шинель. Не имея денег, Акакий Акакиевич стал экономить и копить деньги. Так чиновник получил новый смысл жизни – шинель, о которой уже мечтал и представлял, как будет ходить в ней.
В департаменте все поздравляли Башмачкина с обновкой и даже предлагали обмыть ее. В гостях он немного выпил, но обнаружил свою шинель на полу в прихожей. На улице же Акакия Акакиевича ограбили: украли шинель. Пристав, к которому он обратился, не стал искать одежды, а стал сам расспрашивать чиновника о том, откуда же так поздно возвращался бедный титулярный советник.
Позже Бешмачкин обращается к «большому» человеку, но в ответ получает лишь ругань, потеряв свою шинель, кажется, навсегда. На улице Акакий Акакиевич погибает. Призрак же его защищает обиженных и бедных людей на петербуржских улицах, срывая шинели с богатых людей. Так воля простого мелкого чиновника исполнилась только после его смерти.
Как и в повести «Нос» фантастические черты выступают в качестве приема для описания всей ситуации с более абсурдной стороны, для более точного указания на видимые проблемы. Гоголь, как известно, часто пользуется именно этим способом, но в особенности в «Петербуржских повестях».
В «Шинели» образ «маленького» человека четко прописывался в начале. Акакий Акакиевич становится фантастическим лишь к концу повести. Ведь, как не раз показывал Гоголь, только вмешательство ирреального мира меняет ход событий.
Немаловажен и смысл «Шинели». Гоголь указывает в ней на социальные проблемы в России того времени. Его «маленький» человек слаб перед остальным миром. Автор ищет справедливость, коей достойны все его «маленькие» люди – рабочий класс, бедные люди из самых низов.
Актуальной остается повесть даже в наших реалиях, когда вновь появляются жесткие разграничения между классами, теряются возможности, возрастает бедность. Для богатых людей все радужно и легко, остальные же обязаны довольствоваться тем, что могут себе позволить. Гоголевская «Шинель» может заставить задуматься как школьника, так и вполне взрослого человека о том, что внутри него. Есть ли сострадание к другим? Есть ли то самое чувство воли и человечности? Есть ли смелость быть не «маленьким» человеком?
2.3.«ПОРТРЕТ»
«Портрет» - одна из петербуржских повестей Гоголя. Написана она в 1833-1834 году и выпускалась в двух изданиях: в 1833-34 г в сборнике повестей «Арабески» и в книге «Современника» 1841-42г.
История «Портрета» рассказывает нам о бедном художнике Чарткове. В лавочке на Щукином дворе герой покупает портрет неизвестного человека – старика с глазами, которые были будто бы живыми. Придя домой, Чартков не может не думать о том, что старик смотрит на него. Ночами художнику снятся кошмары. В одном из снов герой видит, как старик выбирается из рамы портрета с мешком денег, а художнику удается выхватить сверток с деньгами. С утра такой же сверток обнаруживается в раме портрета.
Чартков переезжает в роскошные апартаменты, получает большое количество заказов. Став популярным, художник стал терять свой собственный стиль, а позже и вовсе превратился в скрягу. Убедившись на одной из выставок в отдаленности своих работ от идеала, Чартков запирается в своей мастерской, но, не добившись никаких успехов, начинает скупать картины и сжигать их. Вскоре художник погибает.
Вскоре на аукционе появляется тот самый портрет старика, который желает купить художник Б, представившись сыном автора. Однако, стоило лишь ему обернуться к стене, как полотно исчезло.
Образ старика на портрете явно ассоциируется у Гоголя с дьявольскими силами. В этом образе много необычного: живые глаза, легенда о смерти тех, кто связывался с портретом. Невольно «Портрет» хочется причислить к фантастике. Фантастика служит частью мира, в котором на персонажей Гоголя воздействует необыкновенное. При этом автор предупреждает нас об опасности, показывая эту же самую фантастику: бесы, дьявол.
В «Портрете» Гоголь затрагивает такие темы, как бедность, с одной стороны, и тщеславие – с другой. В голове его героя возникает диссонанс: писать портреты за деньги без толики удовольствия, либо развиваться, хотя на материалы нужны деньги. Но богатство в то же время и дурманит голову Чарткова, делая его еще жаднее, заставляя в упор не узнавать своих учителей, терять уважение к другим.
Так о чем же говорит повесть?
Гоголь, обращаясь к читателю, просит его подумать о значимости денег. Стоит ли гнаться за ними, если можно стать счастливым, не имея золота и щедрот? В человеке уже есть все нужное для счастья: душа, доброта, внутренняя сила. А иногда – талант.
В обеих частях автор показывает дьявольское влияние денег, но не стоит сразу их приписывать к фантастике. Все-таки человек, ставящий в приоритет деньги, уязвим и склонен к зависти. Именно поэтому в его героях пробудились не лучшие качества, но личность, способная отбросить их, не подвластна им.
Проблема денег и желания быть выше других была актуальна всегда. Как и в повести «Нос» можно провести видимую параллель – люди всегда пытались, и будут пытаться идти за тем, что сделает их лучше в глазах других, а данном случае за деньгами. Нередко в погоне за богатством личность теряет то, что выделяет ее на фоне других, делает персону такой, какой она должна быть.
2.4. «ЗАПИСКИ СУМАСШЕДШЕГО»
«Записки сумасшедшего» - повесть Н.В. Гоголя, которая была написана в 1834 году и являлась частью сборника «Петербургские повести».
Сюжет «Записок сумасшедшего» разворачивается в дневнике главного героя – титулярного советника Поприщина Аксентия Ивановича, куда он записывает свои мысли. Сначала он описывает свою жизнь, семью, работу, окружающих людей, размышляя о происходящем. Далее он пишет о дочери директора – его возлюбленной Софи, юной, красивой девушке. Как становится известно позже, девица сравнивала Аксентия с черепахой, а Гоголь ясно дает понять, что высокие особы не обратят внимания на простого титулярного советника.
После описания Софи начинают прослеживаться первые нотки безумия в произведении. Поприщин разговаривает с собачкой своей возлюбленной, от которой после получает письма, адресованные другой собаке. Через некоторое время герой отрывается от действительности и начинает считать себя королем Испании, а свое попадание в сумасшедший дом сравнивает с возвращением в Испанию, где его давно уже ждет народ. Далее все записи – набор фраз, никак не связанные друг с другом, лишь отдаленно напоминающие что-то.
Тема и образ безумца давно используются в русской литературе в качестве образа гения, либо провидца. Но в «Записках» образ искажен. Гоголь показывает настоящего сумасшедшего с его тяготами в жизни. Это гротеск. Как писал Белинский:«Возьмите “Записки сумасшедшего”, этот уродливый гротеск, эту странную, прихотливую грезу художника, эту добродушную насмешку над жизнию и человеком, жалкою жизнию, жалким человеком, эту карикатуру, в которой такая бездна поэзии, такая бездна философии, эту психическую историю болезни, изложенную в поэтической форме, удивительную по своей истине и глубокости, достойную кисти Шекспира: выеще смеетесь над простаком, но уже ваш смех растворен горечью; это смех над сумасшедшим, которого бред и смешит и возбуждает сострадание».
Именно несправедливый мир, неразделенная любовь делают героя безумцем и толкают к потере рассудка. Безумие у Гоголя показывается не как прорыв к свободе, герой не бредит такими мыслями. Дневник Поприщина – подобие истории его болезни. Здесь проявляется облик безумного мира.
Вследствие того, что герой «Записок» потерял рассудок, в его видении нередко проскальзывают фантастические элементы. Примером тому может служить разговор собачек. Автор прописывает повесть, как гротескный коллаж из разносортной литературы, газетных склеек, что и позволяет выявить в нем подтекст.
Фантастическое в записках раскрывается и в событийном повествовании – канве произведения. Записки помогали раскрыть персонажа с разных сторон, но и открыть сознание своего героя. Гоголь создает подобие фантастической мозаики, на которой и строится все произведение.
Каков же смысл и актуальность «Зписок сумасшедшего»?
Главная тема произведения – неравенство и отношение к отдельным личностям в негативном ключе. Гоголь критикует иерархию, жизнь затерявшегося в системе маленького человека. Он не имеет цели в жизни, ничего не хочет и ничего не делает, он не признан общественностью и, по факту, лишь существует.
Чтобы выделиться в современной России, нужно быть, либо богатым, либо очень талантливым. Так из грязи выбираются лишь те, кто сам этого хочет. Люди, давно потерявшие интерес к своей жизни же остаются в серой массе, не имеют своего мнения и следуют пропаганде лишь одного человека, навсегда забыв о здравом смысле. Неравенство иерархии в современной России и мире также проявляется. Так чиновники и их семьи имеют абсолютную власть над рабочим классом. Человеческие качества «крестьян» сводятся на нет, ведь люди будут частью одной большой системы, какими бы взглядами они не обладали. Негласная классовая система давно поглотила нас и наши семьи. Большая половина населения Великой и могучей сейчас – те маленькие люди, которых описывал Гоголь.
Таким образом, фантастика в «Петербургских повестях» несет в себе психологический характер. Она не проявляется излишне, а лишь подчеркивает общую абсурдность той или иной черты человека. Конечно, к моменту выхода в свет сборника «Петербургские повести» Гоголь уже прославился своим сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки», где он обращается к теме мистики. Но если «Вечера…» по большей части опираются на народные суеверия, то в «Петербургских повестях» Николай Васильевич умело переплетает мотивы сверхъестественного с изображением острых социальных проблем. Так в творчестве Гоголя формируется новое для русской литературы направление — фантастический реализм.
Почему автор приходит именно к такому писательскому методу? Он на протяжении всего его литературного пути слышал общественные диссонансы, но, как писатель, он мог лишь обозначить их в своих произведениях, призвать читателя обратить на них внимание. Он не видел выхода, а обращение к фантастическому позволяло ещё более драматично изобразить картину современности. Этим же приёмом позднее будут пользоваться Салтыков-Щедрин, Андрей Белый, М. Булгаков и другие авторы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подводя итог вышесказанному, заметим, что Николай Васильевич Гоголь, как и любой классик, был и будет актуален всегда. Все же писатели Золотого века обращались именно к волнующим их разум темам. Таким, как любовь, дружба, семья, равенство, человеческая сущность и ее развитие.
Как уже замечено ранее, фантастика Гоголя уникальна. Ни один писатель, будучи реалистом, не мог так качественно и гармонично добавить в свои работы именно элементы фантастики. У Гоголя же персонажи живые в любой момент. Они ведут себя максимально естественно, будто бы и не являются частью истории о, по сути, абсурдных событиях.
Каковы же итоги исследования?
Ценность данной работы определяется недостатком знаний о литературе Гоголя. До сих пор ведутся споры по поводу значения тех или иных произведений писателя, причин авторской интерпретации тех или иных явлений, выбора автором тех или иных путей решения проблем.
Перспективы данной работы заключаются в следующем:
Актуальность проекта определяется недостатком знаний исследовательской литературы о Гоголе. До сих пор ведутся литературоведческие и философские исследования его произведений. Наша работа может быть полезна в развитии литературоведения и культурологии.
В заключение к данной работе стоит сказать, что в современной России все меньше и меньше внимания уделяется классике. Наше исследование, в первую очередь, направлено на распространение высоконравственной литературы, к которой относится и творчество Николая Васильевича Гоголя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
3. Гуляев Р.В. «Философ перед лицом бессловесного ужаса» - 2016
4. Ковтун Е. Н. «Художественный вымысел в литературе ХХ века» - 2008
5. Кузнецов С. А. – «Большой толковый словарь русского языка» (источник gramota.ru)
6. Манн Ю. В. «История всемирной литературы» - 1989
7. Райсян А. Д. «Роль художественно-изобразительных средств в концепции авторского двоемирия в повести Н.В. Гоголя «вечера на хуторе близ Диканьки» - 2015
8. Стругацкий А. Н., Стругацкий Б. Н. - «Фантастика – литература» - 1965
9. Южо У «Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя и «Дневник сумасшедшего» Лу синя: безумие как тема и художественный прием» - 2017
10. Цзюнь М. «Фантастический мир в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя» - 2012
11. Б. М. Эйхенбаум. «Как сделана «Шинель» Гоголя» - 1918
Городецкая роспись
Самый главный и трудный вопрос
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
На берегу Байкала
Марши для детей в классической музыке