Обереги и амулеты есть в любой культуре, и появились они еще тогда, когда человек только начал осознавать себя в этом огромном мире, полном чудес, странностей, горестей и радостей, а иногда даже мистики. Сегодня мы хотим поговорить именно про буддийские обереги, которые стали в последнее время так популярны даже среди людей, далеких от восточного мира.
Вложение | Размер |
---|---|
seseg1.doc | 97 КБ |
seseg_prezentatsiya_npk.pptx | 2.16 МБ |
МКУ «Управление образования» Джидинского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Оерская средняя общеобразовательная школа»
Четки – семейная реликвия
Секция: культурология
Выполнила: Бадмаева Сэсэг
ученица 10 класса
Руководитель: Сансуева Ханда Цырендашиевна
учитель математики
2022 г
Оглавление
Введение ……………………………………………………………… ………………….……3
Заключение ……………………………………………………………………...……….……..14
Список использованной литературы …………………………………………………………15
Приложения
Введение
Обереги и амулеты есть в любой культуре, и появились они еще тогда, когда человек только начал осознавать себя в этом огромном мире, полном чудес, странностей, горестей и радостей, а иногда даже мистики. Сегодня мы хотим поговорить именно про буддийские обереги, которые стали в последнее время так популярны даже среди людей, далеких от восточного мира.
Буддисты верят в защитные свойства оберегов, многие из них имеют собственные талисманы. Для одного это — нашейный медальон, освященный ламой в монастыре, для другого – четки, которые помогают ему при медитативных практиках. Амулеты могут иметь разное предназначение: Известны специальные обереги, например, дугар гаржама, которые защищали бурятских бойцов на войне, в бою, защите Родины. Обереги могут иметь абсолютно разную форму и содержание – как решит сам хозяин. Они обычно изготавливаются из дерева, глины, камней, металлов, бумаги, а в последнее время встречаются изделия из пластика. Однако самыми сильными по действию, а значит, драгоценными, считаются амулеты из золота, серебра, платины и других благородных металлов. Для большего эффекта над оберегами монахи должны провести особый обряд.
Обереги можно встретить везде, где человек проводит время: в храме, дома, на рабочем месте, в машине и даже на собственном теле. Для дома распространены статуэтки, маленькие фигурки для домашнего алтаря. Специальные изображения на стену, флаги перед домом тоже могут считаться оберегами, которые отпугивают злых духов и недобрые мысли прохожих. К машинам и мотобайкам буддисты относятся очень трепетно, поэтому стараются пригласить ламу, чтобы тот провел особый обряд, который оградит от аварий и несчастных случаев на дорогах. На приборной панели и стеклах могут рисоваться мощные мантры и символы. К нательным оберегам можно отнести многое: от скромных веревочек на руку и неприметных кулонов до татуировок, которые в последнее время стали невероятно популярны, особенно среди представителей западного мира. В тату-моде прослеживается тенденция «набивать» изображения с буддийскими мотивами: знак «ом», бутон лотоса, лик бодхисаттвы, мандалы. Такая мода стала доказательством того, что обереги – это не какие-то предрассудки или пережитки прошлого, это — по-прежнему действенно, а также красиво, стильно и современно.
Актуальность исследовательской работы заключается в том, что в настоящее время, необходимо, чтобы духовность нашего народа начала повышаться, необходимо найти такую опору при воспитании будущих членов общества, когда прививается именно высоконравственные черты характера. Одним из направлений, несомненно, можно выбрать и веру, религиозность. Последние годы человечество стало более внимательно относится к тому, что мы называем духовным учением.
Цель работы: Изучить сакральное значение буддийских четок.
Задачи:
Объект исследования: буддийская культура.
Предмет исследования: буддийские четки.
Методы исследования:
Четки - это специальный инструмент, известный в различных религиозных и духовных практиках, который используется для концентрации духовной энергии своего владельца. При таком глубоком мистическом значении выглядит этот предмет скромно: нанизанные на шелковую нить или шнурок бусины. Число бусин и их размеры зависят именно от того, к какой религиозной традиции относится владелец данного предмета. По другому четки так же называют «Мала», это санскритский термин, что дословно значит «гирлянда».
К нам этот предмет пришел с Востока. Считается, что чётки пришли к нам из Индии; именно там были найдены самые древние, возраст которых насчитывает четыре тысячи лет. Христианские чётки появились примерно в IV веке нашей эры, в обиход их ввел, согласно летописям, святой Пахомий. Поначалу чётками пользовались неграмотные монахи, которые не могли молиться по книгам, чётки им были нужны для подсчета количества произнесенных молитв.
Еще древние врачеватели замечали, что перебирание чёток способствует излечению от многих недомоганий. Это происходит благодаря тому, что нервные окончания, расположенные в кончиках пальцев, непосредственно связаны с мозговыми центрами, которые как раз и регулируют наше самочувствие. Простое перебирание чёток не только успокаивает, но и снимает утомление, способствует улучшению общего тонуса организма. На этом эффекте был основан обычай, принятый в Древнем Китае задолго до появления чёток: здесь перебирали в руках грецкие орехи. Знали об этом и в Японии. В знаменитом труде ученого Такухиро Намикоши «Шиацу – японская терапия надавливания пальцами» указывается, что даже простое потирание рук помогает успокоиться. Ученые вывели схему взаимосвязи пальцев и отдельных внутренних органов.
Первые упоминания о четках встречаются еще в индийских сказаниях второго тысячелетия до нашей эры. Уже тогда они использовались с целью помочь сосредоточиться на чтении священных стихов или иных сакральных текстов. Первые четки делались из кожаного шнура, на котором завязывались узелки на равном расстоянии друг от друга, чаще всего оно составляло ширину пальца, чтобы удобно было перебирать такой шнурок одной рукой. Чуть позже стали нанизывать на шнур косточки ягод, деревянные брусочки, зерна. Наконец основным материалом для создания стали бусины, а форма была выбрана сферическая, так как именно такие четки удобнее всего крутить. Делались бусины из различных пород дерева или вытачивались из камня, полудрагоценных минералов. Само это название в русском языке происходит от корня «чет», как и в словах «читать» и «считать». Традиция пользоваться этим предметом пришла на Русь в конце средневековья через монашескую православную традицию.
В индуистских четках - 108 бусин. Но их состав неоднороден. Так, после 36 бусин на ряду может быть завязан узел, играющий роль разделителя, либо 36-я бусина будет отличаться от других по размеру. Так же отделяются «зерна» четок в ряду после 72-й бусины. Отлична от других и последняя бусина. Она замыкает круг, и из нее выпускаются небольшие кисти нитей шнурка.
В духовной практики в Индии четки являются атрибутом нескольких божеств, и прежде всего Брахмы и Шивы. Основной материал для изготовления бусин – разные породы дерева. Носят эти длинные четки на шее, соединив их в кольцо, по возможности стараются обернуть шнурок с бусинами вокруг шеи трижды. Буддийские четки В классическом варианте в этих четках - опять же 108 бусин, по количеству мантр, необходимых для прочтения. Главное отличие от индуистских: последняя бусина золотая, олицетворяет Будду; не выпускаются кисти из ниток шнура; сам шнур состоит из пяти видов нити, которые символизируют 5 стихий, как принято в восточном мистицизме. Также в буддизме позволено носить четки и с меньшим количеством «зерен». В них может быть 54, 27 или 21 бусина. Крайне редко – 18 бусин. Также в буддизме принято носить длинные украшения в специальном мешочке, а короткие – на запястье. Они так и называются – пястные. В буддизме четки могут быть деревянными, костяными или выточенными из полудрагоценных камней.
В христианскую религиозную традицию четки попали намного позже, чем в восточные религии. Они появились в четвертом веке нашей эры. Число «зерен» и смысл использования разнятся в зависимости от того, к какой церковной традиции относится владелец четок. В православных четках бывает разное число бусин. Классический вариант – 33 штуки, это число лет, прожитых Христом на Земле. Но может быть и иное количество зерен, кратное 12. Так, есть четки в 24 или 36 деталей. Каждые 12 зерен отделяются рубежом в виде узла. Однако в начальном варианте четок, которые назывались вервицей и состояли лишь из узлов, должно было быть 103 элемента. Позже в традицию вошло украшать место соединения крестом или небольшой иконкой святого, который покровительствует человеку. Такие четки нужны для счета прочтенных молитв.
У католиков четки называются «розарий», в нем 50 бусин, разделенных по десять штук. Их монахи носили на поясе. Предмет также украшался крестом или кисточкой. Есть и иные варианты количества бусин в католической традиции. Главное, что оно должно быть кратно десяти. Самые маленькие – перстные четки. Это всего 10 бусинок, соединенных в кольцо, которое можно надевать на палец.
В исламской традиции количество зерен должно быть кратно 11, так как именно из такого количества частей состоит мусульманская молитва. Четки замкнуты в кольцо, на месте соединения есть продолговатая бусина, часто с кисточкой. Если в них 33 или 99 бусин, а это максимально дозволенное количество, так как у Аллаха столько же имен, то каждые 11 бусин отделяются, например, более мелкими зернами.
Греческие четки используются исключительно для перекидывания в руках и называются «комболои». Это 20 бусин, которые соединены в круг, но на них могут быть любые украшения. Иногда комболои соединяются цепочкой или же их шнурок намного длиннее ряда бусин. Как крутить греческие четки, объяснить нелегко, потому что существует множество различных практик перекидывания комболои. Важно перекидывать бусины по свободной части шнурка разными замысловатыми способами. Камболои придают своему хозяину статус, а потому их стремятся делать из дорогих материалов, чаще всего из полудрагоценных камней, жемчуга или янтаря.
Любые четки отличны от обычных бус именно тем, что «зерна» располагаются по шнуру свободно, чтобы их удобнее было перебирать.
В миру четки обычно перебирают одной рукой. Для этого надевают шнурок с бусинами на ребро ладони, а большим пальцем перекидывают «зерна», чуть упирая каждое из них в боковую часть указательного пальца. А при чтении молитв четки крутят двумя руками, надолго сосредотачивая внимание на каждой бусине, пока проговаривается священный текст. В средневековье священнику, только прошедшему обряд пострига, вручали четки как символическое оружие веры. И в общей христианской традиции у монаха-расстриги, то есть у отказавшегося от служения священнослужителя, четки отбирали вместе с крестом.
Разновидностей сакрального аксессуара для отсчитывания мантр безчисленное множество. Заглянув в лавку, можно растеряться от обилия цветов и материалов, из которых изготовлены чётки. Однако ошибочно полагать, что внешние различия – единственное, чем отличаются эти типы. При выборе малы имеет значение даже узелок, которым скреплены концы нити. Продетые через нулевую бусину хвосты могут означать статус обладателя чёток – начиная с тех, кто только знакомится с практикой, и заканчивая посвящёнными монахами и наставниками.
Для изготовления малы могут использоваться только природные материалы, которые способны накапливать энергию. Выступая в роли аккумуляторов жизненных сил, бусины могут быть выполнены практически из чего угодно:
Чётки, созданные из натурального янтаря обладают ещё одним замечательным свойством — при перебирании бусин выделяется мельчайшая янтарная пыльца, которая проникая через кожу в организм оказывает широкий спектр действия — от помощи в лечении заболеваний щитовидной железы, до борьбы с мигренями и депрессивными состояниями.
С давних времен традиционные четки изготавливали из драгоценных и полудрагоценных камней в зависимости от их лечебных свойств:
Чаще всего можно встретить четки, изготовленные из разных пород древесины. На Востоке наибольшим спросом пользуются четки с бусинами из сандалового дерева, в северных странах — из кедра. Особую ценность представляют бусинки, сделанные из «звенящего» кедра, то есть из древесины многовековых кедров. Такие четки могут помочь в случае радиоактивного поражения, болезнях нервной системы и позвоночника.
Выбирая деревянные четки, важно учесть характер человека.
Например, бусины, сделанные из осины, тополя, черемухи, рябины, ели подойдут человеку со взрывным темпераментом.
В принципе, при изготовлении малы может использоваться что угодно из того, что подарила Природа. Правда, далеко не все натуральные материалы в одинаковой степени аккумулируют энергетические потоки. Деревянные бусины хоть и обладают теплом и спокойствием, все же не отличаются высокими накапливающими способностями, поэтому при выборе чёток стоит в первую очередь обратить внимание на каменные и минеральные виды. Наиболее оптимальным вариантом служат чётки из горного хрусталя, поскольку этот материал лучше других накапливает позитивную энергию, способствует исцелению и умиротворению.
Простое перебирание малы никоим образом не поспособствует концентрации и погружению во время медитации. Держа чётки между указательным и большим пальцем, можно столкнуться с дополнительными неудобствами, которые будут отвлекать во время практики — как только начнётся процесс погружения в свой внутренний мир и концентрация на собственном сознании, руки могут немного расслабиться, а значит, чётки просто выпадут на пол и разрушат это состояние. Чтобы этого не происходило, держать их нужно тремя пальцами: указательным придерживать, а средним постепенно передвигать.
Держать чётки во время медитации лучше всего в области Анахаты – сердечной чакры. Правда, удержать их в таком положении долгое время не получится – руки вскоре затекут, и физический дискомфорт будет отвлекать. Поэтому можно выбрать наиболее удобную позицию – главное, чтобы внешние обстоятельства способствовали погружению в медитативное состояние.
Читать можно абсолютно любую мантру, которая кажется медитирующему наиболее близкой на конкретном жизненном этапе. При этом произносить священные слова желательно вслух или полушёпотом, поскольку внутреннее чтение не столь эффективно и требует значительной подготовки от медитирующего. При повторении мантры «про себя» легко сбиться и отвлечься от истинной цели, поэтому такая практика доступна только тем, кто обладает значительным опытом. К тому же, беззвучное чтение лишено звуковой энергии и вибрационных колебаний, а значит, эффект будет не полным.
Каждая бусина соответствует одному повторению мантры. Пройдя по кругу, нельзя просто перешагнуть через скрепляющую 109 бусину – такое действие может полностью перечеркнуть эффект джапы. Считается, что круг служит символом колеса Сансары, и, чтобы разорвать его, достаточно перебрать все 108 бусин и начать сначала в обратном порядке.
Наставникам и опытным практикам достаточно взглянуть на то, как человек перебирает чётки, чтобы понять, какие эмоции преобладают в его душе. Если малы при медитации тянут на себя, внутренний мир ещё не очистился от демонического начала, а перебирание «от себя» говорит о силе альтруизма и света. Поэтому, осваивая джапу, лучше сразу учиться перебирать чётки правильно, отделяя бусину от бусины.
Поскольку чётки имеют свойство накапливать энергию, передавать свой аксессуар другим крайне не рекомендуется. Исключением из правил служат опытные практики, которые гораздо более развиты энергетически. Такой индивидуализм позволяет сберечь энергетику мал.
Магическая сила числа 108 стала основой для многих религиозных церемоний и древнейших обрядов. Согласно легенде, сам Будда нарек это число священным, и означает оно многогранность вселенной. Сакральная суть 108 имеет множество объяснений как в буддизме, так и в других философиях:
К тому же, 108 получается при перемножении 9 и 12 – чисел, которые имеют особое духовное значение:
Основание имеет также идея о том, что человек наделен 108 чувствами, 36 из которых относятся к прошлому и по столько же – к настоящему и будущему. Санскритский алфавит насчитывает 54 буквы в двух интерпретациях – Шива и Шакти (мужской и женской). Продолжать это толкование можно до бесконечности, ведь в природе существуют тысячи примеров, которые являются олицетворением значимости цифры 108 и её составляющих.
Именно поэтому чётки на 108 бусин являются наиболее распространенным вариантом. Формально в них есть ещё и 109 объединяющая бусина, но ее называют «нулевой» или бусиной Бога. Встречаются и другие модели – например, на 9, 27, 36 или 54 бусины, но 108 в любом случае должно быть кратно их количеству.
Мой прадед Доржиев Самбу Доржиевич из великого рода табангутов, родоначальником которого являлся Татан. Род берёт свое начало со знаменитого Хубсугула. У Татана было двое сыновей: Галжаа и Патай. У Галжаа- сыновья Ууша и Гэндэн.У Уушы –сыновья Гачан и Доржо. Мой прадед родился 12 января 1912 года в селе Цагатуй Джидинского района в семье Гачаны Чоёна.
В то время бурятские семьи старались отдать сыновей в хувараки (послушники). И в 14 лет родители отправили своего одаренного сына учиться в Сартуул- Гэгэтуйский дацан . В то время буддийские дацаны являлись не только центрами для проведения религиозных обрядов, но и буддийскими школами различных направлений и домом культуры, и библиотекой. В Сартуул-Гэгэтуйском дацане можно было получить первые два этапа духовного образования на звание «Гэбшэ» и «Гаарамба» (ученая степень). Учился 4 года со старанием, постигал азы монгольской и тибетской письменности, математики, астрологии, философии. Первым премудростям вертикального монгольского письма обучал старый лама, учившийся в Тибете. Вертикальное письмо развивает точность рук, силу пальцев, наверное, поэтому, по словам моей бабушки, у него был очень красивый почерк. Затем получил звание гэбши - ламы.
Но в середине 30-х г. в условиях массовой коллективизации, усиления административных функций партийных и государственных органов власть переходит к прямым репрессиям против церкви и дацанов. И дацан прекращает свою деятельность и закрывается. Не миновали бы эти события и нашу семью, если бы его вовремя не отправил домой его мудрый учитель, чтобы тот начал свою трудовую деятельность в родном селе на коллективных работах. Со словами наставления учитель подарил свои янтарные чётки, как лучшему ученику. Он с особым почтением рассказывал о своем учителе, в божнице хранил его фотографию. Самбу Доржиевич вынужден был скрывать свои истинные чувства, боясь быть преследованным, ведь повсеместно шла охота за «вредителями», «врагами народа» и «шпионами». Даже в мирное время он долго бредил во сне.
Приехав к себе, домой, 18-летний Самбу начал работать в колхозе.
В то же время прадедушка был ламой и, не переставая, совершал свой ритуал по ранним утрам. В книге Г.Ж.Раднаевой «Хатан эжы Зэдэмни» говорится: «Дома у него в специальной комнате, куда дети не имели доступа, были божница с бурханами. Дети не только зайти, заглянуть не имели права. Ночами читал священные тексты, молитвы, утром запирал комнату и уходил на работу. Когда Самбу Доржиевич работал председателем, колхоз был передовым, и работа спорилась, в клубе выступали с концертами и взрослые колхозники и дети. Бывалые люди говорили, что ночами председатель молится, чтобы колхозникам сопутствовала удача» (стр.133.)
Моя мама Доржиева Ц-Х.С. вспоминает, что в его комнате каждое утро пахло благовонием санзая и каждое утро я просыпалась под чтение великих мантр. И в эту комнату, с большой божницей, множеством книг с буддийскими мантрами, никто не смел, заходить без разрешения. Он читал свои молитвы за мирную и хорошую жизнь всех людей. Ежедневно отправлял её за водой для божницы со специальной маленькой чашечкой, строго предупреждая, чтобы она соблюдала осторожность, чтобы хоть краешек подола платья не попал в воду. Дедушка всегда чтил веру, старался делать людям добро, был начитанным человеком, к нему всегда приходили люди за советом или просто поговорить по душам на разные темы. И самым заветным и драгоценным предметом были его янтарные четки, которые подарил его учитель - Багша. Перед смертью дедушка передал их старшему сыну, как оберег всей семьи от зла, неудач и несчастий, являются хранителем семейства и семейных традиций. В 2001 году мой двоюродный брат Тумэн, сотрудник МВД, в служебную командировку в Чеченской Республике в городе Гудермес, взял с собой как оберег дедушкины чётки. Во время окружения чеченскими и арабскими боевиками, многие получили серьёзные ранения и трое погибли. Ему тогда показалось, что какая- то неведомая сила отвела от него беду, ведь он тоже мог погибнуть. Он получил небольшую контузию и считает, что помогли чётки дедушки».
Теперь они передались моей бабушке Марии Самбуевне, как самой старшей в семье. И мы считаем, что они оберегают ещё от болезни. Она, не снимая, постоянно носит на шее, и во время болезни они изменяются по цвету, могут стать грязно- зелёного цвета, спустя некоторое время они поменялись на белый цвет. 36-я и 72-я большие бусины стали то делиться на две половинки, вновь соединяться в одно целое. По наблюдениям бабушки, они притягивают болезнь и неприятности, а после выздоровления приобретают прежний цвет и вид.
Из памятных вещей прадеда сохранились удивительные четки, подаренные его учителем как благословление. Эти четки являются нашей семейной реликвией
Заключение
В ходе исследования были достигнуты поставленные цель и задачи. Исследовав историю возникновения четок, их виды и узнав о семейной реликвией нашей семьи мы пришли к выводу, что сила священных мантр безгранична. Их повторяют множество раз в надежде защититься от всего дурного, восстановить здоровье, постичь глубинный смысл мироздания, погрузившись в самого себя. Это универсальный инструмент, который позволяет раскрыть духовный потенциал и направить собственную энергию в правильное русло. Каждое слово, каждый звук в мантрах несёт глубочайшее сакральное значение, ведь с их помощью человек взывает к Богам. Регулярная джапа может стать благословением для тех, кто находится на перепутье, ищет верную дорогу к собственной личности, стремится познать свой внутренний мир и очиститься от накопленного там хлама.
«Вкладывай сердце, ум и душу даже в самые незначительные свои действия. Это и есть секрет успеха» — говорил Свами Шивананда. И действительно, какие бы чётки вы ни выбрали, главное – то, что находится у вас в душе. Перебирая бусины, вы сможете приблизиться к заветной цели, постичь азы медитации, стать духовно богаче и светлее. Если подходить к практике осознанно и усердно, она непременно принесёт плоды, а малы помогут достичь их в несколько раз быстрее.
Список использованной литературы
Слайд 1
Выполнила : Бадмаева Сэсэг Ученица 10 класса МБОУ «Оерская» СОШ Руководитель: Сансуева Х.Ц. Учитель математики ТЕМА: Четки – семейная реликвияСлайд 2
Цель работы: Изучить сакральное значение буддийских четок. Задачи: 1. Изучить и проанализировать литературные источники по данной теме. 2. Изучить семейную реликвию семьи Доржиевых. 3. Выявить основные особенности буддийских четок. Объект исследования: буддийская культура. Предмет исследования: буддийские четки. Методы исследования: Работа с научной и художественной литературой Беседа Работа в сети Интернет Анализ архивных материалов.
Слайд 3
История возникновения четок. Четки - это специальный инструмент, известный в различных религиозных и духовных практиках, который используется для концентрации духовной энергии своего владельца.
Слайд 4
Считается, что чётки пришли к нам из Индии; именно там были найдены самые древние, возраст которых насчитывает четыре тысячи лет. Еще древние врачеватели замечали, что перебирание чёток способствует излечению от многих недомоганий. Это происходит благодаря тому, что нервные окончания, расположенные в кончиках пальцев, непосредственно связаны с мозговыми центрами, которые как раз и регулируют наше самочувствие. Простое перебирание чёток не только успокаивает, но и снимает утомление, способствует улучшению общего тонуса организма.
Слайд 5
Виды четок Кварц (горный хрусталь) - способствует просветлению и очищению сознания. Нефритовые чётки умиротворяют и поселяют в душе любовь. Агат способствует гармонии и балансу телесного, интеллектуального и духовного. Красный сандал служит символом активности. Белый сандал олицетворяет спокойствие и непредвзятость ума. Можжевеловые бусины отгоняют злых духов. Чётки, изготовленные из дерева ним, способны исцелять страждущего. Семена лотоса используются по большей части при восхвалении Лакшми – богини удачи, процветания и счастья. Бусины, выполненные и бивней слона, олицетворяют заботу и любовь. Жёлтые малы - повышают энергию и помогают приумножить успех во всех начинаниях. Железные чётки чаще всего принадлежат монахам-воинам. Дуб защищает душу от негативных вибраций и притягивает позитивную энергию. Чёткам, созданным из натурального балтийского янтаря, приписывается способность нейтрализовывать отрицательную энергию, успокаивать человека.
Слайд 6
Четки из янтаря
Слайд 7
Сердолик
Слайд 8
БУДДИЙСКИЕ ЧЕТКИ 27 БУСИН ИЗ ЛАЗУРИТА
Слайд 9
Буддийские вишневые четки из натурального балтийского янтаря с красной вставкой
Слайд 10
Христианские четки
Слайд 11
Как пользоваться чётками Держать чётки во время медитации лучше всего в области Анахаты – сердечной чакры. Правда, удержать их в таком положении долгое время не получится – руки вскоре затекут, и физический дискомфорт будет отвлекать. Поэтому можно выбрать наиболее удобную позицию – главное, чтобы внешние обстоятельства способствовали погружению в медитативное состояние.
Слайд 12
108 бусин: глубинный смысл сакрального числа количество томов в сборнике высказываний Будды – 108; известно 108 греховных желаний – танха – которые отягощают карму; хатха-йога насчитывает 108 ключевых лечебных асан ; колокольный звон буддийских храмов исчисляется 108 ударами, так же как и японского храма Зэн в преддверии Нового года; ступа Бодхнатх в Катманду окружена 108 цилиндрами; в Индии расположено 108 самых чтимых храмов; сердечную чакру формируют 108 энергетических каналов.
Слайд 13
Судьба прадеда Доржиева Самбу Доржиевича Самбу Доржиевич родился 12 января 1912 года в селе Цагатуй Джидинского района в семье Гачаны Чоёна. в 14 лет родители отправили своего одаренного сына учиться в Сартуул- Гэгэтуйский дацан. Со словами наставления учитель подарил свои янтарные чётки, как лучшему ученику. Перед смертью дедушка передал их старшему сыну, как оберег всей семьи от зла, неудач и несчастий, являются хранителем семейства и семейных традиций
Слайд 15
«Дома у него в специальной комнате, куда дети не имели доступа, были божница с бурханами. Дети не только зайти, заглянуть не имели права. Ночами читал священные тексты, молитвы, утром запирал комнату и уходил на работу».
Слайд 16
Когда Самбу Доржиевич работал председателем, колхоз был передовым, и работа спорилась, в клубе выступали с концертами и взрослые колхозники и дети. Бывалые люди говорили, что ночами председатель молится, чтобы колхозникам сопутствовала удача»
Слайд 17
Моя мама Доржиева Цырен-Ханда Самбуевна вспоминает, что в его комнате каждое утро пахло благовонием санзая и каждое утро она просыпалась под чтение великих мантр.
Слайд 18
Наша бабушка
Слайд 19
Заключение «Вкладывай сердце, ум и душу даже в самые незначительные свои действия. Это и есть секрет успеха» — говорил Свами Шивананда . И действительно, какие бы чётки вы ни выбрали, главное – то, что находится у вас в душе. Перебирая бусины, вы сможете приблизиться к заветной цели, постичь азы медитации, стать духовно богаче и светлее. Если подходить к практике осознанно и усердно, она непременно принесёт плоды, а малы помогут достичь их в несколько раз быстрее.
Слайд 20
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Убунту: я существую, потому что мы существуем
У меня в портфеле
Упрямый зяблик
Две лягушки
Рисуем весеннюю вербу гуашью