Проектная работа обучающегося 9-го класса
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 651.97 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Мамоновская средняя общеобразовательная школа»
«Создание мелодии в программе FL STUDIO»
Автор: Мазутов Анатолий, учащийся 9 класса МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ» Иркутского района
Руководитель: Калошина Надежда Павловна, учитель русского языка и литературы МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ» Иркутского района
2021-2022 учебный год
Оглавление
I. | Введение | 3-4 |
II. | Основная часть | 5-11 |
1. Теоретическая часть | 5-9 | |
2. Практическая часть | 9-11 | |
3. Выводы | 11 | |
III. | Заключение | 12 |
IV. | Литература | 12 |
Музыка воодушевляет весь мир,
снабжает душу крыльями, способствует полету
воображения; музыка придает жизнь
и веселье всему существующему…
Ее можно назвать воплощением
всего прекрасного и всего возвышенного.
Платон.
1 октября все меломаны отмечают международный день музыки. Что лучше мелодии может выразить состояние человеческой души? Для музыки не существует никаких границ. Поэтому этот праздник призван объединить почитателей разных жанров, направлений и течений, привести к гармонии непримиримое.
Многие ли задумывались над вопросом: какое из искусств важнее – литература или музыка? Что точнее передает душевные терзания героя – литературные или музыкальные формы? Однозначного ответа, пожалуй, быть не может. Но вряд ли кто-то поспорит с тем, что интерес к книгам и музыкальным шедеврам для человека любой эпохи являлся частью культурного минимума.
Очень часто источником вдохновенья для композиторов становились литературные произведения. Такой музыкальный жанр, как романс, вообще не мыслим без поэзии.
Иногда книга так увлекала композитора, что по мановению его взмаха страницы романа или повести превращались в страницы оперной партитуры. Многие из них не только вдохновлялись литературой, но и очень любили просто почитать на досуге.
Актуальность данного исследования заключается в том, что литература и музыка- это взаимодополняющие области искусства, которые могут гармонично соединяться в одном произведении и не только помогать лучше воспринимать текст, но и раскрывать все тонкости души читающего или слушающего. Исходя из этого, я решил создать свою мелодию на лирическое стихотворение.
Цель: Создание мелодии в программе FL STUDIO
Задачи:
Объект моего исследования: изучение техники работы с программой FL Studio — цифровая звуковая рабочая станция (DAW) и секвенсора для написания музыки
Предмет исследования: процесс создания мелодии.
Гипотеза: если получится создать композицию (мелодия+текст) в программе FL Studio, то можно будет сделать вывод о том, что теоретический материал усвоен и что навыки овладения технологией создания мелодии в программе FL Studio тоже усвоены.
Методы исследования, использованные в исследовательской работе:
-- теоретические – изучение литературы по теме исследования; анализ, сравнение, описательный метод,
- наблюдение.
Методы обработки материалов исследования:
- словесное описание,
- подготовка мелодии,
- работа с различными компьютерными приложениями, позволяющими создать музыкальную композицию.
Сроки разработки и реализации проекта
Этап | Время подготовки | Мероприятия этапа |
I | 10-30 сентября | Изучение теоретического материала по теме |
II | 1 октября-25 ноября | Подготовка материалов для создания мелодии (подборка стихотворения, программы для создания мелодии) |
III | 26 ноября-30 ноября | Подготовка материалов для создания мелодии (озвучивание, сведение звуков) |
IV | 1-10 декабря | Подведение итогов, подготовка презентации для выступления |
Ресурсы проекта:
- методические: изучение источников;
- технические: компьютер с программами FL Studio — цифровая звуковая рабочая станция (DAW) и секвенсора для написания музыки.
Оборудование:
-компьютер,
-наушники,
-микрофон.
Практическая значимость проекта заключается в том, что данный материал можно будет использовать как на уроках информатики, как наглядное пособие, так и во внеурочной деятельности при демонстрации уровня освоения технологиями создания мелодии или на занятиях по литературе для демонстрации материала.
Данная мелодия может быть представлена на конкурсах разного уровня, как по музыке, так и по литературе.
II. Основная часть
#1058;еоретическая часть
Без литературы не могли бы появиться на свет ни песня, ни опера, ни балет, ни мюзикл, так как в основе их сюжета лежит литературное произведение (стихотворение, сказка, повесть, роман и др.). В основе музыкальных и литературных сочинений лежат сюжеты, темы и образы которых отражают окружающую реальную жизнь. Единым стержнем этих двух искусств является интонация—ласковая, спокойная, печальная, взволнованная, торжественная, величественная. Эти интонации мы слышим, как в разговорной, литературной речи, так и в музыкальной. Благодаря выразительности музыкальных интонаций мы отличаем народную музыку, от музыки, сочинѐнной композиторами, русскую музыку от зарубежной, старинную музыку от современной. По каким же направлениям можно рассматривать связь музыки и литературы?
Литература, и прежде всего поэзия, становится основой многих вокальных произведений (песня, романс). Мелодии народных песен, церковные напевы, интонации колокольных звонов побуждают композиторов к созданию больших и сложных произведений, таких как симфония, концерт, сюита.
основу—программу—имеют многие инструментальные произведения. Создавая их, композиторы опираются на то содержание, которое изложено в литературном источнике. Музыка становится одним из главных действующих лиц сказки, рассказа, повести, романа. В древних мифах, народных сказках, легендах и преданиях часто говорится о чудотворной силе музыки, о народных музыкантах. Незабываемые образы различных музыкальных сочинений, жизнь и творчество композиторов, исполнителей вдохновляют писателей и поэтов на создание литературных произведений. И музыку, и литературу объединяет общность жанров. Нередко поэтические произведения получают названия песня, романс, а музыкальные—сказка, поэма, баллада и др.
Воплощением единства двух величайших гениев русской культуры стали романсы М. Глинки на стихи А. Пушкина, которые стали совершенным претворением в музыке жизненных впечатлений поэта и композитора. На протяжении всей творческой жизни М. Глинка написал десять романсов на стихи А. Пушкина. Среди них: «Признание», «Я здесь, Инезилья», «Адель», «Не пой, красавица, при мне», «Ночной зефир» и др.
Очень много мелодий написано на стихотворения С.А.Есенина, М.А.Блока, М.И.Цветаевой. В своей работе я решил написать мелодию на стихотворение
Сергея Александровича Обрадовича.
Серге́й Алекса́ндрович Обрадо́вич (1892—1956) — русский советский поэт, переводчик и редактор. Родился в Москве в семье ремесленника (обрусевшего серба). В 1907 Обрадович закончил городскую начальную школу и пошел работать в типографию. «Слабый физически,— писал Валериан Полянский,— он с трудом овладевал профессией, но все же к восемнадцати годам стал мастером. В эти годы он вошел в рабочее движение...» С 1912 Обрадович посещает лекции в Народном университете им. Шанявского, в том же году в рабочем журнале «Эхо» (№9) было опубликовано его ученическое стихотворение «К свету», затем перепечатанное в газете «Правда». Тогда же он начинает сотрудничать в журнале «Огни», вскоре закрытом властями. Участник Первой мировой войны, Обрадович воевал на Карпатских перевалах (май 1915), был ранен и контужен. Настроенный пробольшевистски, Обрадович вел антивоенную пропаганду, организовал братание с австрийцами, после чего ему пришлось скрываться от суда Временного правительства.
Октябрьская революция позволила Обрадовичу заниматься литературной работой вплотную.
В 1918 году он вступает в студию московского Пролеткульта, участвует в редактировании журнала «Гудки». Теоретики Пролеткульта понимали искусство в первую очередь как некую прикладную идеологию, отсюда качество литературы, в основном поэзии, виделось им чем-то вторичным.
В начале 1920 года Обрадович с В.Александровским, Г.Санниковым, В.Козиным и другими выходят из Пролеткульта и образуют литературную группу «Кузница», просуществовавшую до 1931года.
С 1920 по 1927 годы брадович работает заведующим литературным отделом «Правды».
С 1926 года — консультант Литературного института им. А.М.Горького.
В 1927году Обрадович вместе с другими писателями, главным образом участниками «Кузницы», организовал литературно-художественный альманах «Земля и фабрика» (ЗИФ), также просуществовавший до 1931. 1-й номер альманаха вышел в сент. 1927 и был посвящен 10-летию Октябрьской революции.
Первый сборник стихов Обрадовича «Взмах» вышел в 1921. После этого Обрадовичем издано 24 сборника стихотворения, напечатано несколько рассказов и повестей. Стихи Обрадовича входили в учебники, хрестоматии и поэтические антологии. В известном издании И.С.Ежова и Е.И.Шамурина «Русская поэзия XX века: Антология русской лирики первой четверти XX века» (М., 1925) творчество Обрадовича было отнесено в разряд «пролетарские поэты», но в отличие от М.Герасимова, В.Кириллова, В.Александровского, тем более А.Гастева, стихи Обрадовича более элегичны.
Одним из излюбленных поэтических приемов Обрадовича является как звукопись, так и вообще своеобразное «звуковидение»: «И день пройдет; прошелестят, как мыши, / Часы вечерние в сентябре; / Сойдутся сумерки толпой неслышной / И робко встанут у дверей». (1920). Поэт показывает стремительное движение пешеходов и машин не с помощью долгой описательности, но при посредстве емкого звукового штриха: «Шурша лощеною панелью, / Все так же Невский суетлив, / Цилиндр и смокинг заменив / Рабочей кепкой и шинелью...» («Ленинград», 1938). Другой характерной для Обрадовича творческой особенностью стало стремление к перебою ритма в строфе, к нарушению классической традиции: «А на припеке шепотом старух / День зашуршал капелью ранней. / Запел гудок, и подтянул петух. / Чудак петух: до вечера горланил...» («Оттепель. И в комнате теплей...»,1922).
Обрадович прежде всего — лирический поэт, отсюда темы любви, природы, творчества с той или иной степенью успеха совмещались с главными для тех лет политическими темами — революционной историей, индустриализации, нового, социалистического города, противопоставляемого деревне. Так, в духе именно пролетарской поэзии начинается стих. «Изба» (1921): «Сон беспросветный, / Беспробудный, древний, / С метелями, под свист сверчка. / Тоска над смутною судьбой деревни, / Проселочная тоска...» — и через несколько строф такие: «И так по-вешнему пахуч бензин. / На шумный клуб / Дед променял полати / Ушел, ушел от воркотни лучин, / С глазастым солнцем сел в соседней хате...» Словно полемизируя с есенинским «Сорокоустом» (1920), Обрадович видит в поезде, автомобиле или тракторе весеннего вестника «на стальном коне». Город («Славлю Тебя, из гранита и стали, / Город великих начал и дорог...») у Обрадовича имеет две истории, из которых одна, видимо, не без влияния Маяковского, изображалась в «оскалах этажей», «обезумевших трамваях», «язвах и лохмотьях», «сытых ртах витрин», а другая — «октябрьскою страницей двадцать пятой» открывает книгу бытия («Город» 1921). Тема любви у Обрадовича словно стремится преодолеть свою вторичность в иерархии пролетарской поэзии. И хотя любовь у поэта — это прежде всего материнство и детство, тем не менее в некоторых стихах ощутимо присутствие некоторого эротизма, искренне и впечатляюще соединенного с апологетикой действительности:«— Да здравствует... / И пить мы будем, /Ив битве смертной победим... / Дремучей кровью крепнут груди / Под свитером твоим тугим / Ты мир готова, как ребенка, / Привлечь на грудь свою, / И он, / Насытясь, засмеется звонко / В порозовевший небосклон...» («Бег на лыжах», 1930).
В то время когда слово «Россия» было изгнанным из печатной лексики и заменено словом «республика», Обрадович смело начинает с него стихотворение «1924», посвященное смерти Ленина («Россия... Как в тысячелетье ином...», 1927), что опять же для пролетарских поэтов было нетипично. На поэзию Обрадовича обратил внимание М.Горький. 3 апр. 1928 года он писал ему из Сорренто: «Ваши стихи, Сергей Александрович, я знаю; давно слежу за ростом Вашего дарования. С искренней радостью вижу, что в книге "Поход" Ваше "мироощущение" расширилось и углубилось, что процесс "осознавания" Вами явлений жизни развивается хорошо и непрерывно, о чем говорят мне, читателю, новые темы, обогащение "лексикона", простота и четкость образов...» (М.Горький. Соч.: Т.30. М., 1955. С.89).
1920-е оказались в судьбе поэта наиболее яркими с точки зрения художественных поисков по сравнению с последующими десятилетиями. Оттенок творческой горечи звучит в стихотворении «Замысел» (1935): «...Я одинок. / И, как аптекарь строгий, / Я мысль кладу и слово на весы <...> Мир распадается, приобретая форму / Жилплощади обычной... / Мгла. / Мир распадается, теряет слово. / Уж полночь. Ты изнемогла...». Публицистические стихи середины 1930-х («Баллада о неизвестном солдате, зарытом в могиле на площади Парижа в 1918 году», 1918; «Бригадир», 1932; «Москва», 1936 и др.) в сущности все более и более становились стихотворными (несмотря на разнообразие ритмического рисунка) иллюстрациями к «Правде» и «Известиям»: «Шагает хозяйкою по борозде, / По стропилам лучистым всходит,— / И всюду люди поют о труде, / Поют о партии, о вожде, / О строителе и садоводе...» («Баллада о весне 1933 года»).
В статье «Как не надо писать» (Литературная учеба. 1939. Нояб. (11). С.75-86), предостерегая молодых поэтов от неточностей, умозрительности, декларативной жизнерадостности, говоря об опасности для поэта зарифмовывать прозаические фразы, Обрадович словно обращается к себе самому. Так, в двух строфах, посвященных 60-летию Сталина, Обрадович сливается с гулом поздравительных стихотворных штампов: «Как рукопожатье друга в бою, (выделено.— В.П.) / Немеркнущей в бурную ночь маяк, / Как знамя мира — в каждом краю / Слово Сталин на всех языках. / И шепчет сыну над зыбкою мать: / — Ты слышишь?.. Освобождая народ, / Красная Армия — грозная рать / — С именем Сталина в бой идет» (Новый мир. 1939. №12. С.139).
Стихи военных лет также не стали поэтическим открытием в творчестве Обрадовича: здесь и «отеческий взгляд» на воинов, идущих в бой, и «в серой шинели Сталин», ведущий на рассвете в атаку гвардейцев, героическая работа в тылу, интернациональная дружба — все это было стихотворным, гражданским, но не поэтическим обращением к читателю. На этом фоне выиграло стих. «Сожженные отстроят города...» (1945), посвященное Победе. Выдержанные в классической форме, четыре строфы посвящены надежде на счастье, радости открытия истины, которую народ увидел «Еще яснее в мире затемненном...», неповторимости торжества тех майских дней.
После войны Обрадович занимался переводческой работой. С белорусского им были переведены Янка Купала, Петрусь Бровка, Катусь Киреенко; с украинского — Андрей Малышко; с чувашского — Яков Ухсай, Петр Хузангай; с киргизского — Калык Акыев, Алыкул Осмонов, Аалы Токомбаев; с татарского — Фатых Карим, Муса Джалиль. Неоценимым остается его участие в переводе кабардинского эпоса «Нарты». В позднем творчестве поэт снова обращается к теме любви, которая, как и в произведениях 1920-х, раскрывается через лирическое «Я», а не газетно-отстраненное «мы», тем самым возвращая дух проникновенности и доверительности, с которым Обрадович начинал свой поэтический путь: «Краткое, как вздох, одно лишь слово / Ты мне прошептала в этот вечер... / Помнишь: сорок лет тому назад / Уходил на фронт во тьму солдат...» («Что со мною было в этот вечер...», 1953).
2. Практическая часть
Для создания мелодии было выбрано стихотворение «Осенний звон»
Над рощей, над глухой слободкой,
Над проседью предзимних дней —
Осенний звон, сухой и четкий,
Все торопливей и шумней.
Где у проселка куст рябины
Горит покинутым костром,
Звенит червонный лист осины
Дорожным долгим бубенцом.
Где опаленной головою
Поникли низко тростники,
Звенит кочующей листвою
Серебряная рябь реки.
Под перекличкой журавлиной,
Под свист синиц, со всех сторон
Звенит осенний переливный,
Хрустальный, стройный перезвон…
Когда неярко и убого
Туманы озарит заря,
Оледенелою дорогой
Проскачут кони Ноября.
На облучке — старуха Осень,
Широкий путь — во все концы,
В дуге — сияющая просинь,
А под дугою — бубенцы…
И мнится мне: в машинном звоне
И в снежном шелесте ремней —
Все те же кованые кони,
Все тот же звон осенних дней.
Для озвучки стихотворения была приглашена одноклассница, которая смогла красиво и выразительно в микрофон прочитать произведение.
Для создания мелодии была использована программа FL Studio — цифровая звуковая рабочая станция (DAW) и секвенсор для написания музыки FL Studio — цифровая звуковая рабочая станция (DAW) и секвенсор для написания музыки. Музыка создаётся путём записи и сведения аудио- или MIDI-материала. FL Studio является дорожечным (паттерн) секвенсором, где создание музыки происходит в Piano Roll, Step Sequencer и затем осуществляется составление всей композиции из отдельных частей в окне Playlist. Имеется большой набор уже готовых инструментов и множество эффектов, которые могут быть задействованы в режиме реального времени. Главная составляющая проекта композиции — генератор (канал). Генератор синтезирует или воспроизводит звук. Генераторов в проекте композиции может быть неограниченное количество. Каждый генератор обладает своими настройками, уникальным звуком, имитирующим любой инструмент. Для генераторов программируются нотные партитуры, записываемые в Piano Roll. Партитуры в FL Studio имеют бесконечную длину. Кусочки партитур (паттерны) складываются в последовательности (располагаются в нужном порядке в списке воспроизведения) в окне Playlist. Звук каждого генератора может быть обработан при помощи множества подключаемых эффектов.
После изучения инструкции и освоения программы были подобраны инструменты и звуки. А именно: пианино, скрипка, Sawer-синтезатор, имитирующий ретро звучание советского синтезатора «Поливоск» и также звук колокольчика.
В результате работы над созданием мелодии и наложением стихотворения получилась композиция с лирическим характером, ярким звучанием и необычным представлением материала.
III. Заключение |
«Там, где кончается слово, начинается музыка…» Литература и музыка – очень близкие виды искусства. Влияние каждого из них на формирование духовного облика молодого человека огромно. И оно неизмеримо возрастает при их взаимодействии. Так при создании мелодии на основе стихотворения позволяет прикоснуться одновременно как к миру литературы, так и к миру музыки. Современные технологии помогают создавать музыкальные композиции не выходя из дома, что дает большой толчок для реализации возможностей начинающих композиторов.
IV. Литература
1.
2.
Без сердца что поймём?
Три коробки с орехами
Кактусы из сада камней
Зимняя сказка
Н. Гумилёв. Жираф