В Музее истории путешествий ДЮЦ ПЕТЕРГОФ, в военно-историческом зале, макете госпиталя есть коллекция медицинских вещей прошлого века – полевые брезентовые медицинские сумки с красным крестом, полевые носилки, костыли, индивидуальные медицинские пакеты, многоразовые шприцы, стерилизаторы для них, бюветы, резиновые жгуты, аппарат для искусственного дыхания, пузырьки разного назначения и т.д., подаренные посетителями музея. Посещение макета госпиталя входит в обзорную экскурсию по военному залу и отдельную тематическую экскурсию с практическими занятиями по изучению сумки санитарки, переноске раненых разными способами, перевязыванию раны.
В год 80-летия снятия блокады, когда нам предложили выбрать тему исследования в музее, я выбрала медицинскую тему, посвященную работе медиков в годы блокады.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mediki_v_blokadu_2.docx | 35.96 КБ |
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детско-юношеский центра
Петродворцового района «ПЕТЕРГОФ»
Музейный проект
«Медики в блокаду»
Разработчик: Галямина Кира Сергеевна, 5 класс, ГБОУ лицей № 419 им. К.М. Калманова Учащаяся ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» Петродворцовый район (8-9818195917) Руководитель: Ефимова А.В., педагог-организатор ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» (8-9052888802), Адрес электронной почты: рomawka-niva@list.ru |
Санкт-Петербург
2023 год
Музейный проект «Медики в блокаду»
В Музее истории путешествий ДЮЦ ПЕТЕРГОФ, в военно-историческом зале, макете госпиталя есть коллекция медицинских вещей прошлого века – полевые брезентовые медицинские сумки с красным крестом, полевые носилки, костыли, индивидуальные медицинские пакеты, многоразовые шприцы, стерилизаторы для них, бюветы, резиновые жгуты, аппарат для искусственного дыхания, пузырьки разного назначения и т.д., подаренные посетителями музея. Посещение макета госпиталя входит в обзорную экскурсию по военному залу и отдельную тематическую экскурсию с практическими занятиями по изучению сумки санитарки, переноске раненых разными способами, перевязыванию раны.
В год 80-летия снятия блокады, когда нам предложили выбрать тему исследования в музее, я выбрала медицинскую тему, посвященную работе медиков в годы блокады.
Цель проекта – составление экскурсии в макете госпиталя Музея истории путешествий, посвященной работе медиков в блокадном городе.
В результате работы над проектом предполагается:
Готовый текст экскурсии останется в фонде музея и им может воспользоваться любой желающий. Я же научусь проводить экскурсию.
Когда экскурсия «Медики в блокаду» будет составлена я ее выучу и буду рассказывать желающим.
Текст экскурсии будет храниться в Музее истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» и ею можно будет воспользоваться всем.
Экскурсия будет представлена на районных и городских конкурсах, конференциях и выставках! Экскурсия расскажет о героическом подвиге врачей, медицинских сестер и санитаров во время блокады Ленинграда.
В Музее истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ», в военно-историческом зале собраны экспонаты, связанные с оказанием помощи раненым и оформлены в макет госпиталя. Это небольшая комнатка, примерно 3 метра в длину и 1,5 метра в ширину. Стены покрыты белой тканью, слева от узкого входа стоит кушетка (или лежак), покрытый белой простынью, на нем лежат санитарные сумки с содержимым. В левом углу, напротив входа стоит медицинский шкафчик с прозрачными стеклянными стенками и дверцами, в нем много стеклянных бутылочек разного размера и разного цвета, индивитуальные перевязочные пакеты для солдат. Рядом со шкафом, у стенки напротив сидит санитарка (это манекен девушки в гимнастерке и косынке с красным крестом). Дальше по стенке стоит металлический столик со стерилизаторами и шприцами, бинтами, жгутами, ватой и пинцетом. В правом углу, напротив входа стоят высокие медицинские носилки с крепкими ручками и брезентовым полотнищем. Еще в госпитале есть настоящий ростомер и таблица для проверки зрения. Макет госпиталя может вместить группу в 10 человек. 5 человек садятся на кушетку, а 5 справа на стульчики. Экскурсовод встает рядом с манекеном, с этого места удобно вести экскурсию. (Приложение 1. Список экспонатов)
Этот этап проекта был самый длинный и самый сложный. Для экскурсии нужно выбирать факты и интересные примеры, чтобы экскурсия получилась интересной. Почти все названия для меня были новые. Большую часть информации я, конечно, получила из интернета. Сначала я ее копировала, читала, чтобы понять. Так собралась целая электронная папка из интернета. Текст складывался очень трудно, так как много было научной информации, но мне помогала Анна Викторовна. Вот примеры моей работы:
Текст из интернета: | Текст для экскурсии |
Ленинградская блокада стала страшным экспериментом. Врачи были его участниками. Они вместе с пациентами голодали и гибли. Но находясь между жизнью и смертью, продолжали заниматься наукой... | Ленинградская блокада стала страшным испытанием для всех жителей города. В том числе для врачей. Они вместе с пациентами голодали и гибли. Но находясь между жизнью и смертью, продолжали спасать людей и заниматься наукой. |
Белый халат медиков. Белый халат стал униформой медицинских работников не так давно, в 19-м в. Спецодежда меняется, но халат остаётся одним из символов медицины. История внедрения белых халатов в обиход больниц — это не просто история одного предмета, пусть и ставшего «знаковым». Можно сказать, что это красивый итог многолетней борьбы за асептику и антисептику в медицине. Казалось бы, само собой разумеется, что в больнице должно быть чисто. На самом деле к этому пониманию пришли далеко не сразу. А что же халат? Инициатором его внедрения в практику также был Джозеф Листер. Он считал, что на белой одежде будут хорошо видны загрязнения, поэтому врачи и сёстры будут вовремя менять одежду и кипятить её до белоснежного состояния. Правда, по другой версии, в практику его внедрил педиатр Карл Андреевич Раухфаус. И хотя сегодня медики носят одежду разных цветов, и халат давно перестал быть обязательным атрибутом, он всё равно остаётся символом медицины. | Во время блокады, когда на город навалился холод врачи надевали белые халаты поверх шуб и ватников, а истории болезни писали карандашами при свете коптилок. Электричества не было. Белый халат – это символ медицины. |
Перевязочный пакет, или индивидуальный перевязочный пакет - это стерильный комплект для перевязки ран при оказании первой медицинской помощи, состоящий из марлевого бинта и двух ватно-марлевых подушечек. Перевязочный пакет может использоваться при ожогах или ранах, помогая остановить кровотечение и защищая пораженное место от попадания инфекции. | Посмотрите, у меня в руках ИПП - индивидуальный перевязочный пакет. Он был у каждого солдата в его вещмешке. Если снять упаковку, то там окажется марлевый бинт и 2 ватно-марлевые подушечки. Этот набор поможет остановить кровь и защитить рану от попадания микробов. Он стерильный. Это значит на нем сейчас нет микробов. |
Рaритетный аппарат ИBЛ ДП-2. Прeдназнaчeн для провeдeния иcкуccтвeннoй вeнтиляции лeгких с активным вдохом и выдохoм и для oтсacывания жидкocти из дыxательныx путeй пациентa. Koнстpуктивно aппарaт соcтoит из дыxательнoго автомaта c увлaжнителeм, кислoроднoгo peдуктоpа с маномeтpом и регулятором, кислородного баллона объемом 2 литра, отсасывателя, масок 2-х типоразмеров, соединительных клапанов. Аппарат с принадлежностями расположен в особом укладочном ящике. Используется для оказания неотложной помощи как при транспортировке больных и раненых, так и в условиях стационара для длительного проведения искусственного дыхания. Помимо основной функции искусственного дыхания, аппарат дает возможность выполнить аспирацию жидкостей из дыхательных путей нездорового. Аппарат работает от сжатого кислорода, находящегося в баллоне емкостью 2 л либо от баллона емкостью 40 л, а также может работать от воздушного компрессора, приводимого в действие электромотором. Для работы можно использовать компрессоры от аппаратов ДП-1 либо аэрозольного ингалятора АИ-1. | Перед вами часть от очень раритетного (значит редкого) аппарата искусственной вентиляции легких. Это баллон из толстого металла голубого цвета с надписью «кислород». Кислород подавался больному или раненому в том случае, если он не мог дышать самостоятельно. |
Многоразовые шприцы. До конца 90-ых годов в больницах использовал многоразовые шприцы из металла и стекла. Одноразовыми были только иглы…… После использования шприцы кипятили при высоких температурах и стерилизовали в БИКСАХ в течении , необходимым для их обеззараживания…. Еще Гиппократ использовал мочевой пузырь свиней в которую вставлял тростниковую или деревянную трубку, посредством чего путём венесекции вводил в вену через трубочку препараты…... Отсюда берёт начало современное название шприца в части европейских языков (англ. Syringe, фр. Seringue, исп. Jeringa, итал. Siringa и т. д.), так созвучное (др.-греч. σύριγξ — «syrinx») означает тростник. Русское название заимствовано из немецкого названия (нем. Spritze), возникшего от нем. spritzen означающего брызгать…. | Во время ВОВ врачи пользовались многоразовыми шприцами из стекла и металла. Для обеззараживания после того, как делали укол их кипятили при высоких температурах и стерилизовали в БИКСАХ. |
Затем мы много читали о подвиге врачей, которые работали в блокадном Ленинграде.
В конце концов, экскурсия начала получаться! Вот текст моей экскурсии: Здравствуйте! Меня зовут Галямина Кира.
Я начинающий экскурсовод Музея истории путешествий Детско-юношеского центра «ПЕТЕРГОФ».
Нашему музею в этом году исполнится 14 лет! Музей располагается на двух площадках – в Новом Петергофе, на Санкт-Петербургском проспекте и в Ломоносове, на Александровской.
В Петергофе расположено 4 зала: военно-исторический зал, Русская изба, Старая квартира и Зал Сменных экспозиций.
В Ломоносове оформлена постоянная экспозиция Блокадная комната.
Сегодня я вам представлю фрагмент своей экскурсии «Подвиг медиков в блокадном Ленинграде». Эту тему я выбрала потому, что мне нравится медицина и хочу стать медиком.
В нашем музее, в военно- историческом зале ЕСТЬ ОТДЕЛ, посвящённый военной медицине. Мы называем его ГОСПИТАЛЬ, потому что госпиталь- это военная больница.
Здесь проводятся экскурсии, рассказывающие о подвиге военных медиков, в том числе врачей и медсестер блокадного Ленинграда. Военные медики считали, что наилучшие прогнозы дает помощь, оказанная раненому в течение 8-9 часов после ранения в мед-сан-бате (медицинский санитарный батальон). Более 200 тысяч врачей, 500 тысяч фельдшеров, медсестер, санитаров и санитарных инструкторов находились в составе флота и армии. Благодаря самоотверженности военных медиков в строй вернулось 90% больных и 70% раненных. Более 116 тысяч врачей получили ордена и медали, 47 награждены званием Героя Советского Союза. Образ военного медика навсегда останется олицетворением гуманизма и мужества.
Военные врачи стояли плечом к плечу с войскАми на поле боя, проявляя доблесть:
В нашем городе, во время блокады медикам приходилось выполнять еще много других дополнительных задач:
Вопрос залу: может вы знаете какой витамин содержался в концентрате хвои?
Ответ: витамин С
Может быть вы знаете и как называется болезнь, связанная с недостатком витамина С? Цинга.
В нашем музее, в госпитале много медицинских экспонатов, с помощью которых мы проводим экскурсии: санитарная сумка с красным крестом и содержимым, многоразовые шприцы, которые нужно было кипятить после каждого применения, стерилизаторы, в которых эти самые шприцы кипятили, индивидуальные перевязочные пакеты, медицинские носилки и костыли, и т.д.
Продукт моего проекта – экскурсия! Свою экскурсию я буду рассказывать ветеранам 2-го микрорайона, они всегда приходят в Музей послушать экскурсии ребят, для ребят - активистов музея из ДЮЦ , для сотрудников ДЮЦ. К сожалению, я не смогла представить свою экскурсию на районном конкурсе юных экскурсоводов в 2023 году, так как я заболела и не смогла ее выучить, но я поддержала ребят на выступлении. (Приложение 5. Фото на конкурсе юных экскурсоводов). Изучение работы медиков в блокадном Ленинграде продолжается. Я буду узнавать новую информацию и меня это радует!
Список приложений.
Примечание: (фотоприложения 2.3,4 на отдельных листах)
Приложение 1. Список экспонатов в макете госпиталя
Приложение 2. Фото макета госпиталя.
Приложение 3. Фото экспонатов.
Приложение 4. Фото из интернета о работе медиков .
Приложения.
Приложение 1.
Список экспонатов в макете госпиталя:
1. Кушетка медицинская
2. Шкаф стеклянный
3. Столик металлический
4. Сумка медицинская с красным крестом
5. Белые халаты – символ медицины
6. Керосиновая лампа
7. Носилки санитарные продольного сложения
8. Стерилизатор малый
9. Стерилизатор большой
10. Шприцы многоразовые
11. Индивидуальные перевязочные пакеты разных лет и стран
12. Жгуты резиновые
13. Утка медицинская
14. Таблица для проверки зрения
15. Таблица «Искусственное дыхание»
16. Ростомер
17. Аппарат искусственной вентиляции легких
Два плуга
Почему Уран и Нептун разного цвета
Филимоновская игрушка
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Рождественские подарки от Метелицы