Вложение | Размер |
---|---|
obraz_zerkala_v_literature._issledovatelskaya_rabota.docx | 45.67 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 47
Тема: Образ зеркала в литературе.
Секция литературы
Исследовательская работа
Выполнила:
Никитина Лина Геннадьевна,
ученица 10.1 класса.
Руководитель:
Баранова Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы
г. Хабаровск, 2019
Содержание:
1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
2.1. История происхождения зеркала 5
2.2. Загадки зеркал 6
2.3. Символический образ зеркал в литературе. 8
2.3.1. Зеркало как магический помощник, собеседник. 8
2.3.2. Зеркало как способ искажения действительности. 10
2.3.3. Зеркало как предмет гадания в произведениях русской литературы 12
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
5. ПРИМЕЧАНИЕ 18
1. ВВЕДЕНИЕ
Каждый день нашей жизни мы начинаем, глядя в зеркало. Кажется, нет более привычного предмета. В словаре С.И.Ожегова читаем: «Предмет со стеклянной или металлической отполированной поверхностью, предназначенный для отображения того, что находится перед ним». Ничего интересного, но именно с зеркалами связано большое количество примет, суеверий.
В мировой литературе авторы такжечасто используют образ зеркала. Увидеть себя как другого, познакомиться с самим собой в лицо, открыть природу двойничества помогает человеку именно зеркало. Может быть, как раз поэтому так любят его образ писатели и поэты?
Проведя небольшое исследование среди старшеклассников, я обратила внимание, что на данный символ не обращают внимание. Из 53-х опрошенных только 39% учащихся смогли назвать произведения, где авторы используют образ зеркала. Это такие произведения, как «Белоснежка и семь гномов» - 31%, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» - 4%, «Гарри Поттер» - 4%. 47% опрошенных не понимают суть данного образа и считают, что зеркало - символ правды.
Актуальность моей работы в том, что исследование образов зеркала позволит мне понять художественные особенности данного символа и познакомить всех с их значениями.
Основная цель работы состоит в исследовании художественного своеобразия образа зеркала в литературных сказках, в русской литературе ХIX.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Предметом исследования будут служить образы и сюжет, связанные с зеркалами.
Проблема: почему образ зеркала так широко используется в мировой и отечественной литературе?
Гипотеза:я предполагаю, что такое частое использование «зеркальных» образов связано с физическими свойствами этого предмета.
Практическая значимость работы заключается в том, что материал, изложенный в ней, может быть использован на уроках литературы.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. История происхождения зеркала
В третьем тысячелетии до нашей эры появились первые упоминания о зеркалах. Это были отполированные металлические пластины округлой формы, их изготавливалииз бронзы или серебра.
Впервые стеклянные зеркала создаются римлянами в I веке нашей эры. На свинцовую или оловянную пластинку крепилась стеклянная пластинка, что делало отражение значительно лучше.
Точность зеркального отображения породила множество суеверий. В средние века стеклянные зеркала перестали использовать, так как представители духовенства утверждали, что через них в наш мир смотрит вселенское зло.
Легенда о происхождении зеркала гласит «В давние времена, когда еще род людской не знал и не видывал о зеркале, скитался старый монах по пустыне, и вспомнились ему слова из священных писаний: «Просите, и дастся вам». Усомнился он и решил проверить их. Пошел к царю просить руки его дочери, обомлел царь от такой просьбы и решил спросить у дочери. Царевна в свою очередь тоже удивилась, но, подумав, решила просить взамен, что-то невозможное и невиданное. Молвила царица: «Если хочешь руки моей, тогда принеси мне в подарок волшебную вещь, в которой я увижу себя». Услышав пожелание, старец отправился на поиски, долго бродил он по лесам, по полям и, уже потеряв надежду найти чудную вещь, дошел до пустыни. Присев отдохнуть, заметил он вдали бочку. Удивившись, подошел он к ней, оглядел со всех сторон. А из бочки вдруг послышался стон. Замученный голос произнес: «Выпусти меня отсюда, старец, я уже долгие годы тут сижу, томлюсь, а взамен я тебе дам все что пожелаешь». Обрадовался монах и рассказал про свою историю незнакомцу в бочке, мол, ищет он волшебную вещь по просьбе царевны, в которой она сможет себя увидать. Незнакомец пообещал, что поможет старцу с его проблемой, и выпустил монах на свет самого дьявола. И он сдержал свое обещание, и подарил старцу зеркало. Пошел монах к царю вручать приданое. Но владыка был нечестен и, увидев подарок, приказал казнить старца. Так и появилось на свет дьявольское зеркало, которое с первых дней своего существования несло зло и обман.
На Руси вплоть до 17-го века зеркало считали «заморским грехом». Сравнивали его с губкой, которая впитывает в себя все, что «видит», - образы, события, явления, их же и отражает.
Интересна история происхождения слова зеркало. Это древнее, общеславянское слово образовано с помощью суффикса -dl(o) >л(о) от глагола зьркати (в диалектах встречаются в значении «смотреть, видеть»). Слову зеркало родственно прилагательное зоркий, глагол зреть и существительное зрачок.Можно подумать, что старославянское слово “зерцало” употребляется для нравственной характеристики человека.Существительное зеркало в современном звуковом виде отмечается в словарях с 18 века. Древняя форма zьrkadlo упростилась в результате фонетических изменений.
2.2. Загадки зеркал
В чем же состоит мистика зеркала? Испокон веков люди считали, что в зеркалах заключены души всех, кто в них когда-либо смотрелся.
«Самое древнее объяснение мистических свойств зеркал принадлежит Парацельсу, который считал зеркала тоннелем, соединяющим материальный и тонкий миры. Это и галлюцинации, и видения, и голоса, и странные звуки, и внезапный холод, и ощущение чьего-то присутствия - в общем, все, что имеет мощное влияние на психику человека. Основываясь на теории Парацельса, медики прошлого использовали подобные свойства зеркал для воздействия на подсознание человека, для гипноза и разного рода внушений», - пишет Бахтин в книге «Эстетика словесного творчества».
Интересный исторический момент: Иван Грозный, очень страшившийся дурных сил и сглазов, распорядился, чтобы его жене зеркала делали лишь слепые умельцы. Тут нет ничего странного, поскольку на Руси бытовало мнение, что зеркало способно подхватить порчу и «подарить» ее любому, заглянувшему в него.
В Европе в мистические свойства зеркал верили ничуть не меньше — здесь часто монтировали зеркала в окна, чтобы отбить «вредную» энергию злого соседа, либо расположенных рядом «негативных» построек: промышленных объектов, темниц... В Испании на одеяние ребенка цепляли кучу небольших зеркал, чтобы оградить его от влияния взоров завистников. Даже королевские особы верили в магические зеркала и пользовались ими. Екатерина Медичи, страстно верившая в оккультные искусства, владела зеркалом, которое приоткрывало ей будущее Франции. Генрих IV также полагался на волшебное зеркало, чтобы раскрыть политические заговоры против себя.
В древнекитайской мифологии: «Зеркало было знаменательной эмблемой всевидящего ока их главного божества…». В индийской традиции зеркало считается символом истины.
И сейчас, в век технического прогресса, люди не забывают о мистике зеркал. Мы пугаемся, когда зеркало падает на пол, и заботливо проверяем — не откололся ли кусочек. Или, возвратившись за чем-то домой, перед уходом непременно посмотрим в зеркало. После визита неприятных людей обязательно моем зеркало, очищая от них его память. Если в доме находится покойник, зеркала занавешивают, боясь, как бы дух усопшего не ушел в зеркало, где он останется навечно...
2.3. Символический образ зеркал в литературе.
Зеркало играет роль магического предмета во многих произведениях. Обратимся к самым известным и определим, какие же способности зеркала отображались в них.
2.3.1. Зеркало как магический помощник, собеседник.
Зеркальце как магический помощник, собеседник в волшебной сказке – вещь распространенная. Это зеркальце было сравнительно небольших размеров, таким, чтобы королева или царица могли везде носить его с собой. Внешне оно выглядело, как обычное зеркало с узорной ручкой и не проявляло своих волшебных свойств, пока с ним не заговаривали.
Зеркальце по просьбе своей владелицы могло определять самую красивую девушку на свете. Оно никогда не обманывало, и в ответ на поставленный ему вопрос выдавало свой вердикт. Считается, что когда обычный человек смотрит в зеркало, он видит там лишь свое отражение, но когда в зеркало смотрит маг, колдун или пророк - он видит там иной мир. Еще любопытнее, что зеркало, основным вопросом к которому всегда был вопрос о красоте его обладательницы (красота тут символ власти), вдруг отрешается от старой своей владелицы и нарекает самой прекрасной новую девушку.
Рассмотрим сказку братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» и произведение А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». У них схожий сюжет. И хотя произведение А.С.Пушкина создано позже сказки братьев Гримм, это самостоятельные авторское литературное произведение, так как автор привнес в неё неповторимый народный колорит.
Обе обладательницы волшебного прибора имеют такие качеств как самовлюбленность, гордыня и ненависть к падчерицам. Кроме того, хотели быть единственными красавицами в мире.
В сказке братьев Гримм рассказывается о Белоснежке, которая рано лишилась матери. Её мачеха владела волшебным зеркалом, умеющим разговаривать, и часто выпытывала у него: «Кто здесь всех краше, кто всех милей?», - и всегда получала нужный ей ответ. Но однажды зеркальце ответило, что Белоснежка, несомненно, прекраснее. Королева вздумала избавиться от девочки. Белоснежке удалось убежать, и она поселилась у добрых гномов в лесу. Зеркало все еще считало Белоснежку «всех милей и краше». Королева-ведьма решила сама отравить девочку. Но коварный план не сработал – прекрасный принц пробудил Белоснежку от заколдованного сна и женился на ней. А ведьма была жестоко наказана и умерла в мучениях.
Подобное произошло и с царицей в пушкинской сказке. Говорящее зеркальце было отдано царице в качестве приданого, и только с этим предметом царица была весела, мила и улыбчива. Здесь злая мачеха противопоставляется царевне. Царевна – «белолица, черноброва» и «нрава кроткого такого», а царица хоть и «высока, стройна, бела», «но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива».
Сведенная Чернавкой в лес, царевна попадает в дом к семи богатырям, которые приняли ее, как сестру. Зеркало продолжает говорить правду о красоте царевны, пока царица не решает избавиться от падчерицы с помощью отравленного яблока.
Но и тут нашелся спаситель, королевич Елисей, который обыскав полсвета, все же спас царевну от заклятия. А царица наказала сама себя, от злости разбила правдивое зеркало и с тоски умерла.
А.С. Пушкин создал образ такого обаятельного и справедливого зеркала, которое не встречалось раньше. Стремление возвысить свою красоту, эгоизм царицы проявляются именно в разговорах с зеркальцем. Пока еще не было рядом красавицы-царевны, она обращалась с ним ласково: Свет мой, зеркальце! скажи... Но с появлением соперницы обращение другое: Ах ты, мерзкое стекло! Оно отражает, прежде всего, внутренние качества, душу; именно в разговорах с зеркальцем, в разглядывании себя самой мы узнаем нрав царицы.
Зеркало в этих сказках является полноправным персонажем. Оно не хочет льстить, говорит правду и только правду, не собирается идти ни на какие компромиссы со своей хозяйкой. Основное его достоинство заключается в том, что оно было честным и неподкупным и имело смелость всегда говорить правду. Зеркало отражает то, что есть на самом деле. Поэтому мы верим мнению зеркала о том, что царевна «все ж милее».
2.3.2. Зеркало как способ искажения действительности.
Способность зеркал искажать действительность использована в сказках: «Снежная королева» Г.Х. Андерсена, «Королевство Кривых Зеркал» Виталия Губарева и «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла. Вот как писатели создают этот образ.
«Снежная королева» Ганса Христиана Андерсена начинается прологом «Зеркало и его осколки». Злой тролль сделал себе на потеху зеркало. Кто смотрел в это зеркало, видел только негодное и безобразное. Ученики тролля разбили зеркало, и Снежная королева размела осколки по всему свету. Если осколок попадал в глаз, люди видели все хорошее плохим, а если в сердце, то люди становились бесчувственными, злыми.
Зеркало в произведении «Снежная королева» — достаточно активный персонаж: оно изменяет предметы, выступает орудием лжи.
Зеркало ассоциируется у Андерсена с замерзшим озером, на котором лед треснул «на тысячи кусков, ровных и правильных на диво». «Посреди озера стоял трон Снежной королевы; на нем она восседала, когда бывала дома, говоря, что сидит на зеркале разума; по ее мнению, это было единственное и лучшее зеркало в мире».
Каю попал один осколок в глаз, а другой в сердце. Кай стал равнодушен ко всему, злым и гордым. Но Герда, благодаря своему чистому сердцу, с помощью новых друзей отыскала его, и силой своей любви и преданности помогла избавиться от осколков.
Главной героине Оле, в повести-сказке В.Губарева «Королевство кривых зеркал», волшебное говорящее зеркало предлагает «побывать по ту сторону зеркала». «С этого времени Оля принадлежит двум пространствам – миру Предзеркалья и миру Зазеркалья», - пишет Урванцева Н.Г в книге «Мифологема зеркала в повести-сказке В.Г. Губарева «Королевство кривых зеркал». - Социально-бытовой план обрамляет сказку с двух сторон. Принцип зеркальности организует внутреннее пространство произведения. Мифологема зеркала в нем становится ключевым символом».
В Зазеркалье Оля встречается с Яло, своим двойником, таким образом, в сказку входит мотив двойничества.
Все имена в сказке перевернуты. Автор использует данный прием для оценочной функции персонажей. Отражение в зеркале связывается с самопознанием.
В Королевстве кривых зеркал кривое зеркало является ложным. Оно искажает уродливую наружность короля и выполняет разоблачительную роль – показывает его глупость. Кривое зеркало обличает отрицательных персонажей повести-сказки. Прямое зеркало отражает истинную жизнь вещей.
Зеркало позволило Оле посмотреть на себя со стороны. Главная героиня c помощью зеркала избавляется от своих недостатков. Таким образом, зеркало оказывается хорошим педагогом.
У сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» есть подзаголовок – «Сквозь зеркало и что там увидела Алиса». Девочка Алиса всегда мечтала попасть в Зазеркалье, и вот однажды ей это удается. Алиса замечает, что зазеркальная комната «на деле совсем не такая обыкновенная и скучная». Всё, что происходит в Зазеркалье, Алисе кажется странным и непонятным. Например, чтобы приблизиться к королеве, нужно идти в обратную сторону, а чтобы утолить жажду, надо пожевать сухарь, пироги сначала раздают гостям, а потом режут.
В сказке все построено по принципу зеркала: правое там становится левым, правильное – неправильным, логичное – нелогичным. Например, Алисе в одном из эпизодов, чтобы оставаться на месте, пришлось быстро бежать. Чем быстрее бежала Алиса во времени, тем более она оставалась на том же месте в пространстве». А еще можно путешествовать в своем воображении, оставаясь все время на одном месте. Так иногда бывает во сне.
2.3.3. Зеркало как предмет гадания
в произведениях русской литературы
В ночь под Рождество, на святки, молодежь, собравшись группами, гадала. «Святки больше других праздников сохранили на себе печать старины и все старинные образы язычества», - говорит о Святках А.А. Бестужев-Марлинский в своей повести "Испытание". Как же отразилась эта традиция русского народа в произведениях русских писателей. Для чего авторы используют эпизоды гадания в произведениях?
Вместе с гаданиями в произведения входит целый мир русской национальной жизни, обычаев, традиций, нравов.
Гадали по-разному. Мы рассмотрит эпизоды гадания у зеркала.
Действие баллады В.А.Жуковского «Светлана» начинается с гадания, которое, как известно, считается грехом. Девушка засыпает перед зеркалом и видит страшный сон, который, как ей кажется, предвещает горькую судьбу. Поэт мастерски изображает трепет и тревожное ожидание чуда главной героини. Светлана не наблюдает некое видение в зеркалах, всё происходящее ей только снится. Гадающая должна снять крест, иначе в полной мере ей не откроется темный потусторонний мир, а наша героиня – «с крестом своим в руке». Девушка не может гадать в полной мере: даже во время этого мистического таинства она молится.
Вера и искренняя молитва помогают Светлане освободиться от уз кошмара. Баллада имеет счастливую концовку в виде свадьбы и полного отрицания суеверных страхов. Так Жуковский выразил основную мысль произведения – истинная любовь и непоколебимая вера способны устранить любые страхи и сомнения. С их помощью можно преодолеть все жизненные проблемы и невзгоды, именно вера и любовь придают силы, наполняют уверенностью и внутренней гармонией душу человека.
Жуковскому удалось передать необыкновенный колорит русской национальной, народной жизни. Ведь этот особый, святочный мир, мир гаданий и различных святочных забав был близок и понятен не только в простонародье, крестьянству, но и дворянству. Это действительно был мир общенациональный.
А что же гадание у зеркала? Образ зеркала – своеобразный проводник из «того» мира в этот. Всё это придаёт отрывку таинственное, загадочное и напряженное настроение. В.А. Жуковский говорит о том, что сны большей частью бывают лживые, как и гаданья, которые не могут предсказать правды, а верить надо в Бога, который и есть создатель, и несчастье покажется лишь страшным сном.
Таким образом, в балладе В.А. Жуковский использует образ зеркала, создающий общее настроение отрывка.
Александр Сергеевич Пушкин в романе «Евгений Онегин» устраивает несколько зеркальных перекличек. Зеркальная симметрия понимается романтиками как закон устройства мира. Поэтому в художественных произведениях и в эстетической теории романтизма огромное место отводится проблеме зеркально-симметричной структуры произведения.
Зеркальных отражений у Пушкина много.
Татьяна пред окном стояла,
На стекла хладные дыша.
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель "О" да "Е".
Татьяна дышит на стекло, но даже сквозь туман прозревает того, кто и незримый был ей мил.
«Евгений Онегин» - это и зеркало исторической эпохи, и в этом его и своеобразие, и особая прелесть.
Мир героев романа в значительной степени организован образом зеркала.Композиционно произведение можно разделить на 2 части, одна часть зеркально отражается в другой. В первой части Татьяна пишет Онегину письмо, признаваясь ему в любви, и получает суровую отповедь. Во второй - Онегин пишет письмо Татьяне, признаваясь ей в любви, в ответ также слышит отповедь.
Рассмотрим эпизод гадания. Главная героиня Татьяна, воспитанная на «преданьях простонародной старины», тоже идёт гадать с помощью зеркала на своего суженого.
Татьяна на широкий двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна…
Татьяна, гадая, пытается увидеть то, чего она так жаждет увидеть, любовь Онегина... Эпизод гадания нужен был Пушкину для того, чтобы ярче высветить характер главной героини, показать его народную основу.
В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» также присутствует эпизод гадания у зеркала. Ростовы - большая дружная семья, в которой в основу взаимоотношений положено добро. Это русские люди, которые любят свою Родину, почитают и уважают ее традиции, русский язык.
И вот настали Святки. Ростовы живут в деревне. Жизнь их течет мирно и размеренно. Только любимица семьи, подвижная и всегда веселая Наташа, грустна, потому что волею судьбы она разлучена со своим возлюбленным.
Всеобщее веселье, охватившее людей во время Святок, даже Наташу заставило забыть о своем горе.Наташа и Соня гадали, используя зеркало. Они ничего не смогли увидеть.
Толстому, как и Пушкину, эпизод гадания нужен был для того, чтобы лучше показать характер героинь, их стремление к любви и счастью, а самое главное – народность главной героини.
Святки — это русский народный праздник, это замечательная традиция русского народа, которая говорит о духовном богатстве русского человека, о широте его натуры, таланте.
Эпизод гадания с помощью зеркала встречается во многих произведениях русской литературы, но он лишён мистической подоплёки. В балладе «Светлана»Жуковский отходит от канонов романтизма и вместо ожидаемой трагической развязки преподносит читателю светлый и оптимистический финал. В романах «Война и мир» Л.Н. Толстого и «Евгений Онегин» А.С. Пушкина эпизод гадания помогает лучше высветить характер главных героинь, показать их народность.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, исследовав произведения, в которых встречается образ зеркала, я пришла к нескольким выводам.
Во-первых, в произведениях зеркало выполняет сюжетообразующую роль. Оно встречается в сказках и как предмет, приносящий героям пользу, и как атрибут зла. Приём проникновения героев в Зазеркалье также используется во многих произведениях, выполняя сюжетообразующую роль.
Во-вторых, зеркало как атрибут гадания встречается во многих произведениях русской литературы (баллада В.А. Жуковского «Светлана», роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», роман Л.Н. Толстого «Война и мир»). Эпизод гадания в данных произведениях лишён мистической подоплёки. Он нужен авторам, чтобы лучше высветить характер главных героинь, показать их народность.
Столь широкое использование «зеркальных» мотивов и приёмов в мифологии и литературе вызвано, прежде всего, следующими свойствами зеркал:
-с помощью зеркал можно украсить, расширить и изменить пространство;
-зеркало отображает окружающий мир наоборот;
-поверхность зеркала обладает мощной отражательной способностью, так что даже может отражать лучи, невидимые глазу;
-неровная поверхность зеркала искажает изображение, что породило миф о «кривом» зеркале.
Гипотеза подтвердилась.
4. Список литературы
Произведения:
Литература:
Интернет- ресурсы:
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Медведь и солнце
Три коробки с орехами
Ласточка. Корейская народная сказка
Астрономический календарь. Март, 2019