Изучение ростовой реакции растений в светонепроницаемом контейнере
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область)
город Нижневартовск
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа №5»
7 Г класс
Аннотация
Перемещение растений в пространстве имеет ограниченный характер. Для растительных организмов свойственно прежде всего активное перемещение отдельных частей вегетативного тела, что связано с особенностями роста, развития и обмена веществ.
Одним из примеров движения служит фототропизм- направленная реакция искривления, вызываемая односторонним освещением: при росте побега, как правило, искривляется в сторону света. Это происходит вследствие того, что обращенная к свету сторона растет медленнее противоположной. Данное явление получило название положительного фототропизма.
Фототропизм имеет большое значение, так как способствует выносу стебля и листьев к свету, необходимому для жизни зелёного растения.
Цель данной работы: проследить за реакцией растений на одностороннее действие света и определить место восприятия светового раздражения молодыми проростками фасоли.
Данная цель реализуется посредством решения следующих задач:
Предмет исследования:
В качестве объекта исследования нами было взято два сорта растений семейства бобовых: фасоль вьющаяся «Победитель» и горох овощной «Аэлита»
Гипотеза: 1. Если изменить интенсивность солнечного света, попадающего на растение, то это окажет существенное влияние на развитие вегетативных органов и жизнедеятельность растения в целом. Растения реагирует на одностороннее действие света, изгибаясь в его сторону.
2. Местом восприятия светового раздражения является зародышевый стебелек.
Основные методы исследовательской работы
-проведение экспериментальной работы;
- фенологические наблюдения за условиями роста и развития;
- методика учета роста растения – измерение.
Изучение ростовой реакции растений в светонепроницаемом контейнере
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 41.12 КБ |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ …………………….…………………………………………………………….....2
I.ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ……………….……………………………………3
Основная часть Методика и объект исследования.……………………………………………………………………………5
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………………………
Заключение и перспективы работы …………………………………………..10
Выращивание семян растений в светонепроницаемом контейнере
Введение
На Земле благодаря зеленому растению накапливается энергия, которая поступила из космоса от Солнца. Причем накапливается она в такой форме, которая доступна для других организмов. Прошли миллионы лет, а солнечный луч, законсервированный зеленым растением в органическом веществе, сохраняется на Земле. Сжигая эти вещества, человек высвобождает энергию, и она приводит в движение машины, фабрики.
Для образования хлорофилла тоже необходим свет. Выросшие без света побеги бывают белыми или бледно-желтыми. Так ли это мы решили проверить, поставив опыт на культурных растениях семейства бобовых фасоли вьющейся «Победитель» и гороха овощного «Аэлита». Также мы заинтересовались явлением фототропизма.
Фототропизм — движения, вызванные неравномерным освещением разных сторон органа растения.
Цель настоящей работы изучение влияния интенсивности солнечного излучения на рост и развитие растений семян фасоли сорта вьющейся «Победитель» и гороха овощного «Аэлита»
Задачи:
Исследования, связанные с изучением фототропизма растений в нашей школьной программе не охватывается, но представляет собой большой научный интерес. Все эти обстоятельства обуславливают актуальность темы.
ДВИЖЕНИЯ, ХАРАКТЕРНЫЕ ТОЛЬКО ДЛЯ РАСТЕНИЙ
К движениям, характерным только для представителей царства растений, относятся ростовые и тургорные движения. В их основе лежит ответная реакция растения на раздражители: тепло, свет, химические вещества и т.д.
1.1 Ростовые движения или тропизмы
Тропизмы - это ростовые движения, вызванные раздражителем, который направлен с одной стороны. Движение растений в сторону раздражителя называют положительным, а в противоположную - отрицательным.
1.2. Фототропизм
Среди всех факторов, способных привести к тропизмам, свет был первым, на действие которого человечество обратило внимание. Свет оказывает влияние на направление движений побегов и корней. По мере развития растения могут изменять фототропизм с положительного на отрицательный и наоборот. Фототропизм может меняться при изменении освещённости: при слабом свете побеги растений повернутся к нему, а при сильном от него. Благодаря этому побеги растений могут занимать более выгодное положение и появляется листовая мозаика, которая помогает оптимально использовать свет при фотосинтезе.
Первым учёным, который пытался объяснить явление фототропизма, был Чарлз Дарвин. Дарвин удалил кончик главного корня, и тот утратил способность изгибаться и продолжал расти в том направлении, в котором находился. Дарвин также выяснил, что свет воспринимает верхушка побега, а изгиб возникает ниже и сделал вывод, что клетки, которые воспринимают свет, и клетки, реагирующие на него, находятся на расстоянии. Дарвин предположил наличие веществ, которые образуются в одном месте, а затем передвигаются в другое.
1.3. Внешнее строение семени фасоли.
Типичный боб – это сухой плод, вскрывающийся по брюшному шву и спинной складке двумя створками [7, С.197]. Семя фасоли почковидное, уплощенное, снаружи покрыто толстой семенной кожурой. Окраска кожуры может быть различной — белой, коричневатой или пятнистой («мраморной»). Семенная кожура предохраняет от высыхания и механических повреждений остальные части семени.
На вогнутой стороне семени фасоли видно небольшое овальное пятнышко — рубец от семяножки, которая соединяла незрелое семя со стенкой плода. Это пятнышко называют рубчиком. Рядом с рубчиком в семенной кожуре находится крохотное отверстие — семявход. При намачивании через семявход внутрь семени легко проникает вода. Если слегка сжать намоченное семя, то из семявхода выступает капелька воды.
Внутреннее строение семени фасоли. Снимем семенную кожуру. С намоченного семени она снимается легко, а с сухого удалить ее очень трудно. После удаления кожуры в руках остается зародыш — маленькое растеньице. Его-то и защищает семенная кожура. Внимательно рассмотрим зародыш. Хорошо видны два толстых зародышевых листа. Эти зародышевые листья называют семядолями. Семядоли у фасоли крупные, мясистые, имения на их долю приходится большая часть массы зародыша.
С вогнутой стороны семядолей, там, где был семявход, виден небольшой цилиндрический зародышевый стебелек, который постепенно переходит в очень короткий зародышевый корешок. Стебелек и корешок плотно прижаты к щели между семядолями.
Осторожно раздвинем семядоли. Между ними видна почечка зародыша. Удалим одну семядолю и рассмотрим почечку. Она находится на верхушке зародышевого стебелька, который у фасоли изогнут. В почечке хорошо различимы зачаточные листья. Ниже почечки на стебле располагаются семядоли.
Таким образом, зародыш обладает теми же вегетативными органами, что и взрослое растение. У зародыша есть корень и побег. Зародышевый побег состоит из стебелька, двух зародышевых листьев (семядолей) и почечки.
Растения, зародыш которых имеет две семядоли, относят к двудольным.
Фасоль обыкновенная (Phaseolus vulgaris) – растение из семейства бобовых.
В Европу фасоль попала из Нового Света в XVI веке, где ее называли «итальянскими бобами», а в Россию – спустя два столетия, вероятно, из Польши.
Наиболее распространена фасоль обыкновенная, центром происхождения которой является Южная и Центральная Америка. Выращивается почти во всех земледельческих странах мира. Высевают фасоль, когда температура почвы на глубине заделки семян пригреется до +10-12 С и минует опасность возврата весенних заморозков, так как всходы очень чувствительны к ним. Фасоль сеют на глубину 4-6 см, в рядке — через 10 см. Фасоль — одна из наиболее ценных продовольственных культур. Молодые недозрелые бобы содержат много белка (75-90% которого легко усваивается организмом человека), сахаров, витаминов, минеральных солей. Фасоль является хорошим средством при различных заболеваниях.
Горох овощной – (Pisum sativum)
Однолетнее травянистое растение семейства бобовых. Известен в культуре с древнейших времен — был обнаружен археологами в свайных постройках, относящихся к каменному и бронзовому векам. В Европе первоначально получил распространение в Голландии. В России горох выращивают с конца 17 века.
Имеет поверхностную корневую систему, полый стебель, в зависимости от сорта и агротехники прямостоящий или полегающий. Листья перистосложные, с 1-4 парами листочков, заканчиваются усиками. По высоте стебля сорта подразделяются на четыре основные группы: карликовые (ниже 45 см), полукарликовые (45-70 см), среднерослые (70-115 см), высокие (115-250 см). Корневая система стержневая, хорошо разветвленная, на ней развиваются клубеньковые бактерии. Цветки белые или фиолетовые различных оттенков, мотылькового типа. Плоды — бобы лущильного или сахарного типа с гладкими или морщинистыми (мозговыми) зернами (горошинами).
Горох играет существенную роль в севооборотах. Благодаря клубеньковым бактериям, развивающимся на его корнях, за вегетацию он накапливает, по некоторым данным, в почве до 100 кг/га азота. Корневая система гороха способна растворять труднорастворимые соединения фосфора и калия, обогащая почву доступными элементами питания.
Основная часть. Методика и объект исследования
Оборудование:
• светонепроницаемые контейнеры для проращивания семян в темноте
• кусочки ткани или хлопковая вата, марля
• пипетка
В качестве объекта исследования нами было взято два сорта растений семейства бобовых: фасоль вьющаяся «Победитель» и горох овощной «Аэлита»
Наблюдения мы проводили, в условиях классной комнаты.
Определили в следующие условия прорастания экспериментируемых растений:
1) На свету, с поливом 1 раз в неделю.
2) На свету, с поливом 3 раза в неделю.
3) В темноте, с поливом 1 раз в неделю.
4) В темноте, с поливом 3 раза в неделю.
Перед посадкой в землю, мы замочили семя фасоли в марлевую салфетку, смоченную водой. На 2-ой день после замачивания, начал прорастать корешок. На 3-ий день эксперимента мы посадили семя в землю и стали наблюдать за их ростом и развитием. Перед посадкой в землю, мы замочили семя фасоли в марлевую салфетку, смоченную водой. На 2-ой день после замачивания, начал прорастать корешок. На 3-ий день эксперимента мы посадили семя в землю и стали наблюдать за их ростом и развитием.
Проращивание семян ограничения доступа света. Сняв крышку, светонепроницаемого контейнера для проращивания и мы положили тампоны из хлопковой ваты в его дальний (от отверстия в боковой стенке, расположенного за разделительной стенкой) угол. При помощи пипетки увлажнили вату и вдавили в неё сухие бобы фасоли вьющейся «Победитель» и гороха овощного «Аэлита». Закрыв, контейнер крышкой и поставили его в тёплое место (на подоконник). При этом солнечные лучи или просто яркий дневной свет должны проникать внутрь контейнера через отверстие в боковой стенке. Контейнеры установили вертикально горизонтально.
В течение одной недели ежедневно снимали крышку контейнера и увлажняйте вату водой.
Данные о динамике развития семян фиксировал в журнал наблюдений в период: 8.02.23 - 20.02.23. Отмечали следующие фенологические даты: появление зародышевого стебелька и зародышевого корешка, развитие побега и листовой пластинки.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Фенологические наблюдения осуществлялись в период: 8.02.23 - 20.02.23.
Влияние света на рост фасоли вьющейся «Победитель» представлены в таблице1:
Таблица 1.
Где находилось растение | Дата посева | Дата всхода | Что наблюдаю | |
На подоконнике | 8.02. 2023 г. | 15.02. 2023 г. | Температура почвы +22С. Полив умеренный. Всходы появились на 8 день. Росток крепкий, темно-зеленого цвета. При дальнейшем наблюдении – развитие нормальное, листья крупные. | |
В светонепроницаемом контейнере | 8.02.23 2023 г. | 11.02 2023г. | Температура почвы +22С. Полив умеренный. Всходы появились на 6 день. Росток стал быстро тянуться вверх. Растение бледное, слабое, длинное, листья хилые. |
При выращивании фасоли на свету и поливе 1 раз в неделю: 4-7 день - изменений не происходило; 4-7 день - изменений не происходило; 8 день - показался проросток с одной семядолей, размером около 2 см.; 8 день - показался проросток с одной семядолей, размером около 2 см.; 9 день - образование листочков; 9 день - образование листочков; 10 день - увеличение размера листьев; 10 день - увеличение размера листьев; 11 день - начинает засыхать семядоля, растение продолжает развиваться дальше. 11 день - начинает засыхать семядоля, растение продолжает развиваться дальше. К концу нашей работы растение достигло высоты – 8 см. К концу нашей работы растение достигло высоты – 8 см.
При выращивании фасоли на свету и поливе 3 раза в неделю: На 6 день после посадки появился росток с двумя семядолями ( 5,5 см.) На 6 день после посадки появился росток с двумя семядолями ( 5,5 см.) На следующий день после этого образовались и распустились листочки. После выросли огромные листы, засыхают семядоли. На следующий день после этого образовались и распустились листочки. После выросли огромные листы, засыхают семядоли. Через 2 дня семядоли отпадают, листы продолжают свой рост. Итог 14 дней роста: растение крупного размера, зеленое. Через 2 дня семядоли отпадают, листы продолжают свой рост. Итог 14 дней роста: растение крупного размера, зеленое.
При выращивании фасоли в темноте и поливе 1 раз в неделю: В ходе наших наблюдений не произошло никаких изменений. В ходе наших наблюдений не произошло никаких изменений.
При выращивании фасоли в темноте и поливе 3 раза в неделю: На 6 день после посадки вырос хилый росток с одной гнилой семядолей (9,2 см.) У фасоли выросли желтые листочки так как нет фотосинтеза. На 6 день после посадки вырос хилый росток с одной гнилой семядолей (9,2 см.) У фасоли выросли желтые листочки так как нет фотосинтеза. На следующий день распустились листочки маленького размера. На следующий день распустились листочки маленького размера. Далее засыхают семядоли. Далее засыхают семядоли. Последующие 3 дня растут новые листочки. Последующие 3 дня растут новые листочки. Итог 14 дней роста: Хилое растение, желтого цвета. Итог 14 дней роста: Хилое растение, желтого цвета.
Влияние света на рост гороха овощного «Аэлита» представлены в таблице №2:
Таблица 2
Где находилось растение | Дата посева | Дата всхода | Что наблюдаю | |
На подоконнике | 8.02. 2023 г. | 12.02. 2023 г. | Температура почвы +22С. Полив умеренный. Всходы появились на 5 день. Росток крепкий, темно-зеленого цвета. При дальнейшем наблюдении – развитие нормальное, листья крупные. | |
В светонепроницаемом контейнере | 8.02.23 2023 г. | 11.02 2023г. | Температура почвы +22С. Полив умеренный. Всходы появились на третий день. Росток стал быстро тянуться вверх. Обнаружили появление зародышевого корешка. Зародышевый стебелек появился на 6 день исследования 15.03.13. Вегетативные органы растения слабо пигментированы. |
Вывод: Как видно, из таблицы появление зародышевого корешка у гороха овощного «Аэлита» происходило уже на 3 день наблюдения (рисунок 2), а у фасоли вьющейся «Победитель» корешок так не появился даже на 8 день исследования. Зародышевый стебелек появился на 6 день исследования гороха овощного «Аэлита».
В период выращивания бобовых растений в четырёх разных условиях, мы выяснили, что наиболее активный рост и развитие растения происходило на свету при трёхкратном поливе. В темноте растение развивается плохо, наблюдается удлинение вегетативных органов: стебля и листовой пластинки. Жёлтый цвет растения, свидетельствует о недостатке света. В результате чего не происходит фотосинтеза.
Таким образом, свет имеет большое значение для растений, т.к. только на свету растения могут хорошо расти, развиваться и образовывать органического вещества из неорганического при участии хлорофилла. Хлорофилл улавливает и направляет световую энергию на осуществление фотосинтеза.
Заключение и перспективы
В соответствии с выдвинутой гипотезой, мы убедились, что семена, исследуемых растений, выращенные в условиях светонепроницаемого контейнера значительно отличаются от растений, выращенных при нормальном освещении. А это значит, что солнечный свет оказывает существенное влияние на жизнедеятельность растений.
Список литературы
Галка в чужих перьях
Где спят снеговики?
Мальчик и колокольчики ландышей
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)