Работа + презентация.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_holodilova_11_a.docx | 358.81 КБ |
Проект
на тему:
« Менталитет - миф или реалия?»
Выполнила Холодилова Анастасия
Ученица 11 «А»
Апрель 2021
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………..1
Основная часть:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………...
Список литературы …………………………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
После своего становления население земли никогда не было однородным. Расселяясь по планете, люди образовывали родовые общины и племена. Позже, в период разложения родоплеменной организации возникали народности. В наше время насчитывается более 2000 этнических групп, которые отличаются культурой, бытом, историческими аспектами становления, а порой и восприятием окружающей среды. Так люди ещё с давних времен начали замечать значительные различия между представителями разных этносов. На данной почве на протяжении всей мировой истории в разные ее периоды возникала масса этнических конфликтов. И, несмотря на то, что на сегодняшний день человечество проживает век глобализации, все мировое общество интегрируется, мы все равно довольно часто наблюдаем присутствие этнического конфликта в нашей жизни. И очень часто, в повседневной жизни, мы так же встречаемся с набором представлений, об отличительных чертах того или иного народа. Их называют стереотипами, и зачастую понятие «стереотип» в общественном понятии сталкивается с понятием менталитет. В связи с этим существует мнение, что менталитет - псевдонаучное понятие, а стереотипы все чаще препятствуют нормальному межличностному общению.
Именно на основе факта наличия в современном обществе бытовых столкновений интересов представителей разных этносов, причиной которых чаще всего служат наличие межнациональных стереотипов и разность менталитетов, можно выявить и актуальность выбранной темы.
Проблема проекта: многие люди судят других людей по принадлежности к той или иной социальной группе, чаще всего этнической, сводя все свои суждения к понятию менталитет, что затрудняет коммуникацию в обществе.
Цель проекта: дать ответ на вопрос « Менталитет - миф или реалия?» и на основе этого создать информационную брошюру для повышения уровня толерантности в школе и поселке.
Достижение цели осуществляется через данные задачи:
Объект исследования: межличностные отношения людей
Предмет исследования: явление ментальности в обществе
Менталитет.
С точки зрения социологии, менталитет — это психология масс, набор определённых шаблонов поведения и особенностей мышления, простыми словами — это социально-психологические особенности, характерные для людей одной национальности или же определённой социальной группе.
Менталитет обнаруживается в виде культурных особенностей, определенных характеристик человеческого мировосприятия, присущего определенной категории людей. Последнее в свою очередь способствует пониманию, почему в аналогичных обстоятельствах различные этнические группы ведут себя неодинаково. Природа описываемого понятия консервативна. Модифицировать ее быстро невозможно, равно как чувства, образ мыслей, поведенческие паттерны многих индивидов. Мировоззрение воздействует на образовательный процесс, который, в свой черед, способствует воссозданию, переустройству и коррекции менталитета. Часто под данным термином подразумевают совокупность и индивидуальную форму организации человеческой психики, а также ее проявлений.
Мировосприятие способствует изучению общественного сознания. Оно содействует пониманию уникального духовного мира субъекта, помогает осознать специфичность восприятия среды и истолковывает поведенческое реагирование и деятельность индивида.
В основе индивидуального мировосприятия лежит генотип, формирование которого обусловлено социальным окружением и природной средой, а также личным духовным творчеством индивида. Миропонимание предрешает то, какими чертами характера будет одарен субъект, какие будут у него поведенческие паттерны, деятельность, речь.
Традиционно выделяют 6 типов менталитета:
Также существует понятие менталитета общества:
Мировосприятие общества представляется в качестве уровня сознания социума, устойчивой системы жизненных ориентиров. При этом такие ориентиры являются определенным «фоном» восприятия реалий. Поскольку значение менталитета подразумевает комплекс наиболее общих характеристик, то существуют некоторые частные случаи выработки признаков, которые, естественно, будут лишь подмножеством бесчисленных составляющих менталитета.
Менталитет нельзя считать полностью идентичным сознанию, поскольку он не сходится с образами поступков и высказываемыми индивидом мыслями.
Посредством рассмотрения данного понятия можно охарактеризовать огромный спектр культурных явлений, начиная традициями, заканчивая взглядами различных общностей.
Менталитет общества выступает в качестве показателя состояния направленности и уровня сознания как коллективного, так и индивидуального, особенности его ценностей и норм, уровни адаптации к социальной среде, воспроизведение опыта прошлых поколений.
Этимология термина. Анализ научных концепций.
Первые работы с упоминанием национального характера были написаны таким античным авторам, как Геродот и Тацит. Так же всплеск интереса к данному вопросу возник вначале XVIII века. Вероятнее всего, эта активность была связана с распространением национального самоопределения народов Европы.
Считается, что первым использовал этот термин этнолог Леви-Брюль. Он применял его в отношении первобытных племен (начальная ячейка становления этноса), противопоставляя мышление первобытного человека мышлению современного, поэтому он обозначил особое мышление племён термином менталитет.
По-новому вопрос был поднят и рассмотрен в начале ХХ века, когда в США зародилось новое, теоретико-методологическое направление "Культура и личность. Данная методика, основанная на идеях фрейдизма, включала в себя изучение особенностей социализации и обучения детей.
Согласно концепции «основной структуры личности» разработанной Р. Линтоном в процессе взросления и адаптации в культуре каждый новый член общества (ребёнок), приобретает, некие шаблоны поведения являющиеся едиными для всех представителей данной культуры. Таким образом, объектом исследования является, именно, ребенок в среде взросления.
Следующей концепцией, дополняющей предыдущую, является концепция «модальной личности». В её основе лежит предположение, что существуют «модальные личности» то есть личностные типы, по статистике наиболее часто встречающиеся среди носителей определенной культуры. Для подтверждения данной концепции было проведено статистическое исследование, а именно психологический тест выявивший, что национальный характер зависит и определяется модальной личностью наиболее часто встречающейся у представителей определенной нации.
Данные концепции нередко подвергаются критике.
Например, политолог, доцент Института общественных наук РАНХиГС Екатерина Шульман выразила мнение, что термин менталитет антинаучен. А именно, критике подверглось обыденное представление о менталитете как о неизменном образе мышления.
Гуманитарные науки в действительности прослеживают трансформации, изменения менталитетов с течением времени, а так же в отдельных индивидах.
Факторы формирования менталитета.
Традиционно выделяют четыре фактора становления менталитета, а именно:
При этом перечисленные факторы детерминации мировоззрения неизменно перекрещиваются между собой, влияющими на исторические трансформации.
Итак, среди основных детерминантов, определяющих формирование определенного типа менталитета, выделяют:
– индивидуальную эволюцию;
– мировоззрение родителей;
– биологические причины;
– влияние отдельных личностей: учителей, тренеров, друзей;
– социальные учреждения;
– литературные произведения, кинокартины, иные разновидности искусства, с которыми индивид знакомиться с детства.
Особенности менталитета человеческих особей наиболее выражены при воздействии стрессоров.
Специфическое мировоззрение нации формируется на протяжении истории его становления, оно не приобретается единовременно и навсегда, и не является судьбой для каждого ее представителя. Но национальное мировоззрение формируется столетиями и характеризуется сравнительно константным и непрогрессивным содержанием .
Национальный менталитет не может обладать либо положительным содержанием, либо отрицательным. Иначе говоря, по характеру он не однотипный, поскольку включает позитивные аспекты и негативные стороны. Сам народ, замечая консервативность и нелепость некоторых элементов собственного мировосприятия, может освобождаться от них. Однако данный процесс охватывает большой период времени.
Менталитет и стереотип.
Очень часто в повседневной жизни, менталитет служит оправданием свойственного носителю той или иной культуры поведения или образа мысли. А так же понятие менталитет сливается со стереотипами об определенных этнических группах. Такое явление нередко является причиной бытовых столкновений среди представителей разных общностей.
Во избежание конфликтов стоит помнить, что стереотип— сложившиеся внешние или собственные представления, не всегда верные, о складе ума, менталитете и стандартном поведении представителей того или иного этноса.
Несмотря на схожесть понятий, следует помнить, что
Социологический опрос
Проведя исследование, я реши обратиться к социологическому опросу, для того чтобы проверить осведомленность населения поселка в теме ментальности и стереотипизации и подтвердить актуальность моего исследования.
По данным опроса:
Данные социологического опроса подтверждают актуальность исследования, так как большая часть опрошенных мало осведомлена в теме ментальности и большая часть встречалась со стереотипным отношение в связи с принадлежностью к той или иной группе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Даже вставшее на путь глобализации население Земли не становится однородным. Так де разнородна культура населения, ареалы обитания и прочие различия в условиях социализации и дальнейшего развития личности. Поэтому наличие определенного менталитета является фактом, основанным на исторических, психологических и социологических исследованиях.
Многообразие этнических и социальных групп должен лишь улучшать прогнозы на дальнейшее развитие человечества, ведь разнородность и является двигателем прогресса. В социальном, коммуникативно-мобильном обществе человек имеет абсолютно равные возможности для налаживания неформальных и деловых контактов, а так же для совместного решения проблем. Не смотря на все различия мировоззрения и историческую самобытность, люди обязаны воспользоваться этими возможностями. Одним из барьеров для осуществления совместных целей в 21 веке служат именно стереотипы. Ведь именно в процессе научных изысканий когда-то были допущены попытки стереотипизации национальных черт, что при неправильной интерпретации оказалось отличной средой для возникновения националистических и расистских теорий.
Общество уже далеко от эпох фашизма и расизма, следовательно, в сознаниях людей должны были произойти некие перемены, отбросившие преграды для интернационального общения
Список литературы:
Приложение
Снежная сказка
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Стеклянный Человечек
Рисуем зимние домики
Неньютоновская жидкость