У каждого человека есть родина. Это место, где он родился и вырос. Но родина — это слово многозначное. Под ним мы понимаем родную страну и государство, гражданами которого мы являемся мы. Это прежде всего мой родной край, моя деревня.
Вложение | Размер |
---|---|
местность Самахай | 22.28 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение «Улюнханская средняя общеобразовательная школа»
671632, Республика Бурятия, Курумканский район, с.Улюнхан, ул.Новая,1, тел/факс 8(30149) 91524
Номинация
«История моего села»
Тема:
«Из истории местности Самахай»
Подготовила: Ринчинова Кристина,
учащаяся 6 класса
Руководитель: Ринчинова Н.В.
Улюнхан, 2022 г.
Оглавление
1.Введение.
2.Основная часть
2.1.О местности Самахай
2.2. Самахай в прошлом
3.Заключение
4.Список литературы
5.Приложение.
Введение
Данная исследовательская работа актуальна тем, что имеет сопричастность к истории (изучение своей малой родины). Проблема изучения своего края в современной ситуации является одной из значимых.
Цель исследования: показать прошлое маленькой, но величественной своей историей эвенкийской местности под названием «Самахай».
Предмет исследования: эвенкийское урочище с социально – экономическим и экономико – географическим описанием территории.
Объект исследования: местность «Самахай».
Задачи исследования:
1)Указать месторасположение (географический ландшафт).
2)Определить топонимическую историю местности
Методы исследования: сбор материалов, статистических данных, источников, периодической печати, интервьюирование, фотографирование.
Предполагаемая новизна: научная новизна работы определяется тем, что история данной местности недостаточно изучена, и материал данной работы может быть использован при изучении курса краеведения и стать материалом музейного дела.
2.Основная часть.
2.1. О местности «Самахай»
У каждого человека есть родина. Это место, где он родился и вырос. Но родина — это слово многозначное. Под ним мы понимаем родную страну и государство, гражданами которого мы являемся мы. Это прежде всего мой родной край, моя деревня.
Самахай – местность (заимка), расположенная у подножья Икатского хребта, с правой стороны протекающей рядом рекой Баргузин, которая даёт 25 % пресной воды озеру Байкал. Это место, где возвышаются священные горы высотой 2000 метров, напоминающие «грудь женщины», ледяными глыбами тянущиеся на сотни километров. Это безбрежное море синей тайги с богатой флорой и фауной; это кристально – серебристые горные реки, полные рыбы; это водопады и озёра с своеобразным климатом побережья стремительной быстротечной реки Баргузин, который имеет на протяжении многих веков громадное значение для жизнеобеспечения эвенков. Это и необозримая ширь, где пасутся великолепные стада. Никого не оставляет равнодушным красоты этой местности. Природа красива и удивительна, но сурова зима – зимой морозы доходят до 50 градусов. Здесь природа прекрасна во все времена, и она же безобидна. Эта местность богата не только природой, но и талантливыми людьми. Приезжающие сюда гости наслаждаются и умиляются великолепным пейзажем, который завораживает в любое время года, преклоняются местным духам.
Самахай является местом и культом поклонения духам всех родов эвенков. Место характеризуется сложными природными условиями, и в то же время разнообразием и богатством ресурсов. Традиционными видами тут испокон веков были животноводство, коневодство, земледелие, собирательство, охота и рыболовство. Ранее здесь проживали не только эвенки, позже появились буряты, затем русские и евреи.
Смешение между нациями происходило очень редко, однако в настоящее время в основном выявляются смешанные браки.
«Самаки» обозначает место преклонения духам, тотемное место, в переводе означает «Шаманка». Бытует легенда о трех сестрах – шаманках. Ярик осталась в местности Ягдык, средняя осталась в Самахае – её прозвали Бабушкой, а младшая – Наябтар находится в местности Ямагана.
Местность состоит из летника и зимника. При этом кочевой уклад жизни эвенков еще не ушел в прошлое. На территории летника находится сакральное место, куда летом съезжаются эвенки, выходцы из этой местности. Так что с этой местностью связан почти каждый эвенк.
«Эвенки всегда трепетно относились к местам своего проживания», - пишется в книге В.Ц.Баторова «Эвенки Дырена. И это действительно так. Эвенки вели кочевой образ жизни. Это и ныне и так. Все заимки с проживанием эвенков, бытующие с прошлых веков, функционируют по сей день.
2.2. Самахай в прошлом.
В начале 19 века Самахай заселяли русские, и даже евреи. Но они являлись переселенцами. Во второй половине 19 века данная местность была заселена эвенками. Здесь искони живут эвенки рода Тэпкэгир, чуть позже пришли эвенки рода Гальдёгир. Но сейчас расскажу об эвенках из рода тэпкэгир. Сегодня он одно из самых больших по численности групп среди баргузинских эвенков, включающих в себя троих братьев, сыновей Бэрилту: Полкона, Майора и Степана. Жили они в родовой местности своего отца, занимаясь охотой и животноводством. До 1943 года в Самахае (на зимнике) и Кынкысере (летнике) вели индивидуальное хозяйство. Разводили крупный рогатый скот. Этим занимались и мужчины, и женщины. Мужчины с октября месяца по февраль уходили на охоту в верховья. С 17 века основной хозяйственной деятельностью эвенков была охота, но с развитием товарно – денежных отношений главным становится пушной промысел.
Следует заметить, что все дети и внуки Бэрилту были очень маститыми и высокими для северян людьми. Физически сильные и здоровые от природы, они не боялись тяжелой работы. По воспоминаниям Александра Шубина, их в шутку называли «тэпкэли – тэпкэмэл», что в переводе означает «широкие, квадратные».
В годы репрессии сыновья его имели мужество помогать тогда считающимся «врагам народа» - священнослужителям, которые подвергались гонениям. Они прятали лам в тайге, затем переплавляли в Читу или дальше. Из этой семьи в Великую Отечественную войну ушли пятеро мужчин. Двое из них не вернулись. Светлая память о них увековечена на обелиске в центре села.
Безмолвными свидетелями тех времен и событий являются и сейчас стоящие два амбара, в которых хранились старинная утварь семьи и даже предметы буддийской атрибутики. И называется эта местность «Полхони бууса», что находится в центре Самахая, являясь атрибутом прошлого.
До революции эвенки свободно кочевали по бескрайним просторам суровой северной тайги, жили и развивались самостоятельно, без всякой материальной и моральной поддержки царской России, находясь в полном согласии и гармонии с суровой природой севера и при этом чисто соблюдая законы, обычаи и ритуалы древних лесных предков.
Заключение.
Придерживаясь всех мудростей жизни, эвенк строил свою жизнь. Все судьбы людей, проживавших ранее в местности Самахай, переплетаются с событиями произошедшими в истории страны. Здесь прошло у многих босоногое детство, пролетела юность и зрелость…
Это место тотемное. Его нужно беречь. Не прислушиваясь к словам людей старых, умудренных жизненным опытом, мы теряем всё ценное и главное.
Таким образом, через названия мест и преданий о них, через родословную, мы, может быть, наиболее крепко связаны с родной природой.
Список литературы
1. Баторов В.Ц. «Эвенки Дырена», Улан –Удэ, 2007 г.
2. Берелтуева Д.М. «Я из рода Тэпкогир», Улан – Удэ, 2011г.
3. Интигринова Т.П., Протопопова И.В., Зайцева И.В. «Экологические традиции народов севера «Баргузинской долины», Улан – Удэ, «Бэлиг», 1999г.
Разлука
Рисуем ананас акварелью
Подарок
Для чего нужна астрономия?
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский