История храма Михаила Архангела в с.Холстовка
Вложение | Размер |
---|---|
История храма Михаила Архангела в с.Холстовка | 35.93 КБ |
Ульяновская область, Павловский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение Холстовская средняя школа
Исследовательская работа
Тема: Церковь Архангела Михаила
Автор:
Кондратьева Серафима Андреевна, ученица 3 класса
Адрес проживания автора : 443842, Ульяновская обл, Павловский р-н,
с.Найман, д
Тел:8-929-792-85-00
Руководитель: Святова Татьяна Павловна- учитель начальных классов
E-mail: svyatova.tanya@br.ru.
Тел: 8-927-820-45-72
С.Холстовка
2019
Содержание
1. Введение.
1.1. Актуальность темы исследования
1.2.Цель и задачи работы, гипотеза
2. История церкви Архангела Михаила.
2.1. Архитектура церкви Архангела Михаила.
2.2. Немного истории.
2.3. Первые упоминания о церкви Архангела Михаила в с.Холстовка.
2.4. Упадок и возрождение церкви.
2.5. Секреты радуги
2.6. Необычные радуги в природе
3. Социологическое исследование.
4. Заключение.
Список литературы.
Введение
Для исследовательской работы я выбрала тему «Церковь Архангела Михаила», так как этот материал представляет информационную ценность для лично для меня ,моих одноклассников, учителей, родителей, и других людей, проживающих и не проживающих на территории села Холстовка, интересующихся краеведением. В моей работе собраны и описаны сведения о церкви в селе Холстовка Ульяновской области.
Актуальность темы связана с тем, что в настоящее время в нашей стране придается большое значение духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения. Произошло это после того, как над духовными ценностями стали преобладать материальные, а духовные оказались утерянными.Кроме того, данный материал пригодится мне и моим одноклассникам на уроках предмета «Основы православной культуры» в 4 классе.
Любить свое прошлое -значит наследовать всю красоту жизни, ее славу и свет разума предков .Я хочу обратить ваш взгляд на старинную сельскую церковь ,имеющую большую историческую ценность ,ведь именно церкви были когда-то центром духовной и культурной жизни сел.
Проблема исследовании:
Провести исследование и передать материал в школьный краеведческий музей.
Объект исследования : церковь Архангела Михаила.
Предмет исследования : история церкви.
Цель исследования: познакомиться с историческими сведениями о строительстве церкви, периодах работы, закрытии церкви,ее восстановлении.
Задачи исследования:
Гипотеза:
Если изучить исторические и архивные документы, касающиеся церкви, а затем передать соответствующий материал в школьный музей, то у молодого поколения появится возможность соприкоснуться с еще одной страницей малой родины.
Методы исследования:
Сроки исследования: декабрь 2018 г.- февраль 2019г.
Глава 1. Архитектурные особенности церкви Архангела Михаила.
Село Холстовка раскинулось вдоль извилистых берегов речки Ломовки. На северной окраине села на возвышенном холме над берегом реки стоит церковь,хорошо видная на значительном расстоянии.
Прообразом всех храмов послужил Ноев ковчег .Поэтому ,чаще всего ,храм строится в виде корабля ,как повелевали апостолы, «продолговато устроенным ,на восток обращенным ,от обеих стран к востоку притворы имеющим».Храм воздвигается на самом высоком месте и своей алтарной часть обращен к востоку , символизирующему Рай. Внешний облик храма и его внутреннее устройство выражают устремление к Богу и служат спасению души.
Ранее храмы строились на могилах святых, то есть, на могилах мучеников . Могила была под престолом. Сейчас есть такие храмы в Грузии, или вот Базилика Св.Николая в Бари, где святитель Николай под престолом. Сейчас это не главное. Праздник храма называется Престольным праздником .В нашем храме он 21 ноября,в день Архангела Михаила.
Архангел Михаил в Писании именуется « князем», «вождем воинства Господня» и изображается как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей». Отсюда его церковное именование «архистратиг», т.е старший среди воинов.
Наша церковь поставлена согласно всем церковным канонам. Здание ориентировано с востока на запад. Церковь деревянная, рублена из круглых бревен , снаружи обшита тесом. Храм имеет пирамидальную композицию в виде кубического четверика над которым поставлены в два яруса низкие меньшие четверики . Многоярусная колокольня очень высока и стройна, сильно утончается кверху. Верхний ярус колокольни – стройный и легкий восьмерик, завершается шатром с декоративными кокошниками в основании граней шатра. На острие шатра – главка, аналогичная храмовой. Здание представляет собой пример деревянной архитектуры второй половины 19 в., распространённый в это время в псевдо-русском стиле . Общие габариты здания храма: 34Х13.
Высота церкви с крестом около 30 метров. Построена она в 1886 году .Об этом сообщает закладный камень в Алтаре церкви.
Глава 2. Первые упоминания о церкви Архангела Михаила
Первое упоминание о церкви Михаила Архангела в селе Холстовка встречается в документе «Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» № 8–11, 17–24 за 1895 г .В нем сообщается ,что Михаило-Архангельская церковь в селе Холстовке построена в 1886 г. на средства прихожан; зданием церковь деревянная. Престолов в ней два: в настоящей холодной – во имя Архистратига Михаила и в приделе теплом – во имя Пресвятой Троицы.
Земли при церкви усадебной 2370 кв. саж. и пахотной 49 ½ дес. В сем приходе есть церковно-приходская школа, переданная земством в 1887 г. Церковно-приходское попечительство открыто в 1875 г.
Дома у причта общественные, на церковной земле. Казенного жалованья получают: священник 108 руб., псаломщики один 36 руб., другой 24 руб.
Первым священником здесь, как утверждают местные жители, был Петр Фролович Фролов, мордвин по происхождению, был из села Бегуча Петровского уезда Саратовской губернии, к которой в то время относилась и Холстовка. Когда юноше исполнилось 18 лет, отец отвез его в Петровское уездное училище, по окончании которого он занял место сельского учителя в селе Зиновьевка Петровского уезда и тем самым освободился от призыва в армию. Здесь Петр женился на дочери священника Гавриила Красноярского из села Лопатино Кузнецкого уезда — Аполлинарии. Она и уговорила его встать на путь священнического служения. С 1887 по 1892 год отец Петр служил диаконом Михаило-Архангельской церкви села Старый Пичеур Хвалынского уезда. Наконец в 1892 году он прошел обряд рукоположения в священники, после чего и был назначен настоятелем Михаило-Архангельской церкви в мордовское село Холстовка — как знающий мордовский язык. Скончался отец Петр в 1905 году. Похоронили его в ограде холстовского храма, где он покоится и сейчас. В некрологе сообщалось о педантичности священника: в течении 32 лет, с момента поступления в должность учителя и до смерти в сане священника ,он вел дневник, «куда вносил все, что делал, читал, писал, где был ,кого видел и в завершении ежедневно описывал погоду. Даже перед смертию не забыл свой дневник ,просил сына наутро написать со слов его ,но утром была его смерть.»
Согласно архивным данным, в период с 1905 по 1911 гг. в Холстовке священником был Владимир Покровский, псаломщик Василий Казанский.
Глава 3. Упадок и возрождение церкви Архангела Михаила.
С приходом Советской власти, после выхода в свет декрета СНК РСФСР от 23.01.1918 г, Михаило- Архангельский храм продолжал действовать в соответствии с договором , составленным в 1920 году и в 1933г.Церковь закрыли и отдали под зернохранилище и склад вещей МТС колхоза «Знамя коммунизма» Павловского района Ульяновской области.
Ей очень повезло в том , что она не повторила судьбы многих храмов , хотя кресты и колокола ее были безвозвратно утрачены.
Вновь свои двери для прихожан она открыла лишь в 1991 году. Старых икон в ней к тому времени сохранилось очень мало. Большинство икон, что сейчас находятся здесь, в разное время были переданы в дар из других церквей. Стараниями односельчан в те годы был сделан внутренний и наружний косметический ремонт церкви ,отремонтирована кровля. Интерьер храма заново расписал местный художник Николай Чеколаев. Служить стал священник Меньшов Петр. Затем ,с 2001 г. ,молодой священник Щербаков Андрей Константинович. После его трагической смерти в 2007 г., за храмом присматривала матушка Екатерина и немногочисленные прихожане. Службы велись священниками соседних приходов.
Определением исторической и культурной ценности церкви профессионально стали заниматься в 1975году.Ее планировалось включить в Список выявленных памятников истории и культуры Распоряжением Главы администрации Ульяновской области в 1999 году. Однако ,по каким то причинам ,это случилось только лишь в 2016 г.
Настоятель храма с 2011 года ,протоиерей Михаил Евтихов ,проводил работы по улучшению положения на приходе, начиная с оформлением регистрационных и других документов, параллельно проводя ремонтные работы, которые из-за нехватки средств не были значительными. Но приход не унывал, постоянно молились, уповая на Промысел Божий.
И по Проведению Божиему появились спонсоры – уроженцы нашего села- Мантуровы :Тамара Фёдоровна, Валентин Иванович и их сына Денис Валентинович, министр промышленности Российской Федерации. Благодаря жертвенности этих людей происходит преображение села, уже отремонтирована школа, детский сад, дом культуры, устроены детские площадки, асфальтируются дороги. Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, администрация района решают вопрос о передаче в собственность бывшего дом священника ,в котором на данный момент находится ФАП ,в пользу церкви, и, таким образом, историческая справедливость восторжествует.
Что же касается реставрации церкви, то 22 ноября 2016 года рабочие приступили к ремонту кровли, замене окон, грунтовке и покраске стен. В течении последующего времени велись работы по усилению фундамента ,ремонт отопления ,внутренние реставрационные работы.
7 февраля 2018 г. доставили колокола, которые к празднику Святой пасхи подняты на колокольню.
В течении всего 2018 г. велись работы по внешнему благоустройству церкви ее территории .К празднику Рождества Христова в 2019 г. церковь предстала перед нами в новом облике .
Особо хочется отметить внутреннее убранство нашей церкви .Сохранилось несколько старинных икон. Это икона Господь Вседержитель ,две иконы Святителя Николая, Усекновение Главы Иоанна Предтечи, Христос Вседержитель, Воскресение Христово. Заслуживает внимания икона Великомученника Целителя Пантелеймона. К обратной стороне ее прикреплена табличка ,на которой есть надпись ,что « она писана на святой горе Афонской в монастыре Великомученика и Целителя Пантелеймона, от коего послана в дар церкви села Холстовки в 1901 году».
К сожалению ,в нашем храме очень мало прихожан. Для выяснения причин мы с руководителем моего проекта провели опрос среди школьников и односельчан. Опрошено было 30 человек.
Поставлены были вопросы,получены следующие ответы.
1.Верители вы в Бога ?
-да -22 %,
-нет-14,8 % ,
-затрудняюсь ответить-62,2%
.2.Посещаете ли вы храм Михаила Архангела в с.Холстовка?
- да -19,2 %,
-нет-44,7 % ,
- затрудняюсь ответить-36,1%
3.В чем ,по-вашему мнению, причина малого количества прихожан в нашем храме?
-атеизм-16,3%,
-нехватка времени-48,5%,
-стеснение, как проявление церковной безграмотности-45,8%.
4.Нужна ли воскресная школа?
-да-51,4%,
-нет-22,6%,
-затрудняюсь ответить-23,3%.
5.Хотели бы вы посещать воскресную школу?-
-да – 52,5%,
-нет - 23,2%,
-не знаю – 24,3%.
Как выяснилось из бесед, проведенных с учениками школы и односельчанами, многие и хотели бы посещать храм, но не знают обычаев, обрядов, попросту не знают, как себя вести, и потому, боясь выглядеть смешными, избегают этих посещений.
На основании бесед с жителями села, школьниками, а также опросов, мы сделали вывод, что судьба церкви нашего села не оставляет их равнодушными.
Заключение
В начале исследовательской работы я поставила проблему: провести исследование и передать материал в школьный краеведческий музей. В ходе изучения соответствующей литературы, исторических и архивных документов, я ,с помощью своего преподавателя, узнала историю нашей Михаило- Архангельской церкви.
Из устных источников я узнала, как удалось зданию сохраниться до наших дней.
Практическая направленность работы заключается в том, что собранный материал может быть использован на уроках краеведения и занятиях краеведческого кружка, а также на классных часах в школе и уроках ОПК.
Таким образом, задачи исследовательской работы решены, поставленная цель достигнута, выдвинутая проблема достигнута.
Восстановление церквей,сохранение архитектурных памятников , сохранение Веры- это то немногое ,что мы можем сделать для своих предков и потомков. Ведь христианство-это по сути , нить , которая связывает поколения.
В заключении я хочу сказать спасибо всем добрым людям ,стараниями которых наша церковь получила второе рождение .Наша большая дружная семья с радостью посещает праздничные богослужения и причащается в нашей церкви .Я поздравляю всех с прошедшими православными праздниками и предлагаю вашему вниманию песенку, которой я, вместе со своими братьями и сестрами, славила Рождество Христово.
Список литературы.
1. Большая Российская энциклопедия, М.: ТЕРРА-Книжный клуб,1999.
2. Ульянов О.Г.Архангел Михаил хранитель святой Троицы.М.:Даръ,2008.
3.Знаменский П.Ф. История Русской Церкви. М.: Просвещение, 2002.
4.Морок А. Ангелы-хранители. М.: РИПОЛ классик, 2008.
5. Блог председателя Комитета Ульяновской области по культурному наследию Шарпудина Хаутиева.
6 . Материалы архива школьного музея .
7. Материалы архива музея Холстовского СДК .
8. Материалы архива Саратовской епархии.
9. Морок А. Ангелы-хранители. М.: РИПОЛ классик, 2008.
10. Платонов С.Ф. «Внешнее устройство церкви в древней Руси». М.: Белый город, 1991.
11. Традиго А. Иконы православной церкви. Образы, сюжеты, символы. М.: Триада, 2008.
Хризантема и Луковица
Денис-изобретатель (отрывок)
Заколдованная буква
Лавовая лампа
Горка