Призер Всероссийской НПК , посвященной 60-летию БРХК "Хореографическое образование диалог времен"
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к работе | 2.75 МБ |
Слайд 1
ГАПОУ РБ «Бурятский республиканский хореографический колледж им. Л.П. Сахьяновой и П.Т. Абашеева » Реферат «Геометрия бурятского орнамента в сценическом костюме» Выполнил: Дамдинов Александр - ученик 2\6 класса Руководитель: Очиртарова М.А. - преподаватель математики 2021г.Слайд 2
Введение Что такое орнамент? Виды орнамента. Геометрическая его составляющая. Бурятский орнамент в сценическом костюме Узоры и орнаменты в творчестве А.И. Тимина. Заключение Оглавление
Слайд 3
введение Когда мы готовились к празднику Белого месяца : участвовали в викторине, рисовали, меня заинтересовала тема бурятских узоров и орнаментов- что они обозначают? И так как я второй год учусь в БРХК, мне больше всего захотелось узнать о бурятских узорах и орнаментах в сценических костюмах артистов. Я нашел много интересного в книгах нашей библиотеки, расспросил своих тетю и бабушку, сходил в костюмерную нашего колледжа, изучил фотографии. Мне было очень интересно, когда я занимался изучением этой темы. Я решил написать эту работу, чтобы поделиться полученной информацией с другими.
Слайд 4
что такое орнамент ? Орнамент – одно из проявлений народного творчества. В переводе с латинского языка означает «узор, украшение». Каждая национальная культура разработала свою систему орнамента – мотивы, формы, расположения на украшаемой поверхности. По орнаменту можно сразу определить к какой национальной культуре относится произведение искусства. Орнамент как явление культуры нашел свое наибольшее воплощение в народном творчестве. Постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения узора, во многом определившие национальные художественные особенности традиций разных народов. Главной особенностью орнамента считается то, что он не является самостоятельным видом творчества, а служит оформлением и украшением произведений декоративно-прикладного искусства. Помимо зрительного, эмоционального воздействия, орнамент имеет глубокое символическое значение. Бурятский народный орнамент имеет много общих черт с орнаментом кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Южной Сибири. Бурятский орнамент по виду изобразительного элемента или мотива разделяется на виды: Геометрический: точки, линии (ломанные, прямые, зигзагообразные), круги, ромбы, многогранники, звезды, кресты и пр. Анималистический, зооморфный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных (бараний рог, орел и т.д.) Растительный, стилизующий листья, плоды, цветы, деревья и т.д. Природный , темы которого огонь, вода, облака, горы Культовый, темы которого связаны с религией
Слайд 5
Виды орнамента. Геометрическая его составляющая. Геометрический орнамент « Дугуй хээ » -(круг) очень популярный геометрический орнамент, символизирует вечность, бесконечность, цикличность. « Алхан хээ » (молоточный орнамент), т.к. по-бурятски « алха » - молоток. « Улзы »( плетенка)-древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие.
Слайд 6
Анималистический или зооморфный орнамент «Роговидный узор» ( хусын эбэр ) – символизирует процветание и пожелание умножения скота, а также узор, отпугивающий плохое. « Кускар » - символ завитых бараньих рогов и символ трав.
Слайд 7
Растительный орнамент Растительный тип узора широко применяется в декоре элементов костюма, предметов быта, в архитектуре, живописи, скульптуре. Растительные орнаменты включают в себя изображения листьев, цветов, стеблей: лиственный узор ( набшаhан угалза ), цветочный узор ( сэсэг угалза ). Отдельно среди цветочных узоров выделяется лотосовый узор.
Слайд 8
Культовые орнаменты Культовые орнаменты связаны, естественно, с религией. Традиционная религия и Монголии, и Бурятии − тибетский буддизм, поэтому самыми распространенными культовыми орнаментами являются 8 священных символов буддизма: Драгоценный зонт, две золотые рыбки, Драгоценный, сосуд, Цветок лотоса, Белая раковина, Мистический узел, Стяг победы, Колесо Дхармы.
Слайд 9
Бурятский орнамент в сценическом костюме Посетив костюмерную нашего колледжа, рассмотрел подробнее костюмы, в которых учащиеся выступают на сцене. В костюмах бурятских кукол мы уже в прошлом году танцевали. Из балетных могу выделить костюмы к спектаклю «Небесная Дева-Лебедь» из репертуара колледжа, постановщиком которого был Генрих Майоров.. Очень впечатлили костюмы к номеру « Тэбэг » -постановщик Чернова Э.А. Конечно ,много костюмов для номеров «народного отделения».
Слайд 10
Узоры и орнаменты в творчестве Александра Тимина Я хочу рассказать про художника Александра Ивановича Тимина. Родился он в 11.09.1910 г. в городе Каменск Алтайского края. С 1940-1990 работал в Государственном Бурятском академическом театре оперы и балета художником-постановщиком. Эскизы А.И. Тимина - новое слово в сценическом искусстве. За годы работы в театре А.И. Тимин оформил более ста оперных и балетных спектакля. Эти работы показали Тимина как мастера широкого диапазона. 2. В 1972 году за новую редакцию балетного спектакля «Красавица Ангара» Л.К.Книппера и Б.Б.Ямпилова , поставленного на сцене Бурятского государственного академического театра оперы и балета А.И. Тимин был удостоен Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки. 3. Заслуженный деятель искусств Бурят-Монгольской АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР. Имеет награды: орден,,Трудового Красного Знамени’’. орден,,Знак Почёта’’, орден,,Дружбы народов’’. С 1933 года-член союза художников СССР.
Слайд 12
Я теперь вижу не просто красоту сценического костюма, а узнаю, какие на нем узоры и орнаменты, понимаю их значение и их смысл. Еще я обнаружил, что в центре нашего города , недалеко от БГАТО и Б на доме по адресу Коммунистическая 46, есть памятная доска в честь знаменитого художника. Надпись на ней: «В этом доме с 1960 по 1993г.жил народный художник РФ и РБ лауреат Государственной премии имени М.И. Глинки Тимин Александр Иванович 1910-1993г.»
Слайд 13
Заключение Познакомившись с творчеством художника А.И.Тимина , я с еще большим интересом стал изучать историю бурятского балета, историю нашего колледжа. Когда я узнал значение орнаментов, понимаю их смысл, я с еще большим уважением отношусь к искусству своего народа .
Слайд 14
Использованная литература: Базазьянц С.Б.Художник , пространство ,среда. М.: советский художник,1983. Куницын О.И. Музыкальный театр Бурятии.Улан-Удэ:Бурят.кн.изд-во,1988.-256 c . Очирова Т.Н. А.И.Тимин.-Л.:Художник РСФСР,1986.-72 с.,ил . Ходорковская Л.С. Бурят-монгольский театр.Очерк истории.М.: Гос.изд . «Искусство», 1958 5. Фото – из открытых источников https://nadval.livejournal.com/39056.html
Слайд 15
Спасибо за внимание!
Огонь фламенко
Весенние чудеса
Сказка "Колосок"
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
3 загадки Солнечной системы