Актуальность темы работы «Психосоматические расстройства в структуре различных заболеваний» заключается в том, что каждый человек уникален, поэтому реакция организма и психики на одно событие может быть совершенно различной у каждого индивида. Наиболее мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию - стресс. Стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, ибо в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия или даже развиваться заболевания.
Вложение | Размер |
---|---|
psihosomaticheskie_rasstroystva_v_strukture_razlichnyh_zabolevaniy.docx | 30.07 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОПЬЕВСКАЯ СЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
ПО ТЕМЕ
«ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА В СТРУКТУРЕ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ»
Выполнила:
ученица 10 класса Торгашина Дарья,
Руководитель:
учитель биологии
Хрипакова Марина Леонидовна
с. Копьево 2021г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Теоретическая часть
ГЛАВА 1. Истоки и содержание понятия «психосоматика»
ГЛАВА 2. Эмоции как причина возникновения психосоматических расстройств
ГЛАВА 3. Эмоциональный стресс как причина возникновения психосоматических нарушений
ГЛАВА 4. Основные формы психосоматических заболеваний
ГЛАВА 5. Предупреждение психосоматических расстройств
Практическая часть
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В жизни современного человека психосоматические расстройства случаются все чаще. Так как, сейчас огромное количество факторов, ведущих организм к стрессовому состоянию. Это может быть болезнь, развод, смерть близкого человека, увольнение с работы, катастрофы, неприятные новости и многое другое.
Актуальность темы работы «Психосоматические расстройства в структуре различных заболеваний» заключается в том, что каждый человек уникален, поэтому реакция организма и психики на одно событие может быть совершенно различной у каждого индивида. Наиболее мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию - стресс. Стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, ибо в этих случаях могут возникнуть ухудшение самочувствия или даже развиваться заболевания.
Цель работы - рассмотреть, что такое психосоматические расстройства и их последствие для организма человека.
Задачи:
-рассмотреть истоки и содержание понятия «психосоматика»;
-рассмотреть эмоции как причину возникновения психосоматических расстройств и причину возникновения психосоматических нарушений;
-изучить основные формы психосоматических заболеваний и предупреждение их развития.
-провести теоретический анализ психологической безопасности школьников;
-провести тестирование среди школьниковМОБУ «КССОШ», для определения уровня психологической безопасности.
Гипотеза: если создать нормальные психологические условиядля современных школьников, то уровень психологической безопасности возрастет.
Объект исследования: психологическое здоровье учащихся МОБУ «КССОШ». В исследовании приняли участие 98 человек.
Предмет исследования:Психологическое здоровье современных школьников в учебном процессе.
Методы исследования: наблюдения, анкетирование.
Методики исследования:«Какое у тебя настроение в школе?». «Конфликтность». «Симптомы, указывающие на возможность заболеть неврозом»
Практический выход исследования: практические советы родителям, учителям, школьникам.
Достижение поставленной цели и задач, возможно, осуществить на основе изученной литературы, посвященной исследуемой теме. Большой вклад в изучение психосоматики внесли психологи и физиологи: Абрамова Г.С., Маклаков А.Г., Милнер П. Изард К.Е и многие другие.
Теоретико-методологической основой исследования являются: совокупность всеобщих, общенаучных и конкретно - специальных подходов
Чувства, эмоции, особенно, если они сильны и продолжительны, оказывают влияние на функционирование организма в целом и отдельных его органов. Роль нервной системы в целом выдвигается на первый план, соматические симптомы (озноб, дрожание, тревога, сердцебиение) возникают через путь: внешний мир - нервная система - больной орган.
Теоретическая часть
ГЛАВА 1. Истоки и содержание понятия «психосоматика»
Термин психосоматика впервые был употреблен в начале XIX в. J. Heinroth (1818 г.). В определении Оксфордского словаря понятие «psychosomatic» относится к:
телесным (соматические) заболеваниям, вызываемым или усугубляемым психологическими факторами и реже, психические заболевания связанные с физическими (телесными) факторами;
ветвь медицины связанная с взаимоотношениями между душевным и телесным.
Психосоматические расстройства - группа болезненных состояний, возникающих на основе взаимодействия психических и соматических факторов и проявляющихся соматизацией психических нарушений, психическими расстройствами, отражающими реакцию на соматическое заболевание, или развитием соматической патологии под влиянием психогенных факторов.
Боль - это главный симптом, к излечению которого стремится больной в первую очередь. Боль - защитная реакция организма, что дает сигнал для действия. Ощущение боли дают практически все органы и ткани человека. Боль может быть вызвана как объективными причинами нарушения целостности органа или ткани, так и быть «сделанной» головным мозгом и реально ощущаться. Многим людям трудно говорить о возникших проблемах или даже признаваться в их существовании самому себе. Но это не означает, что расстройств в организме не происходя. Поэтому лучше предупредить или во время остановить течение и развитие болезненного состояния.
Природа любых ощущений, в том числе и боли, вне зависимости от причины, заключается в определенном сигнале нервного окончания, который передается в головной мозг, где обрабатывается и передается в сознание человека. Боль указывает на те или иные нарушения в деятельности организма, который «подает сигнал». Ощущение боли возникает в головном мозге, который воспринимает импульсы, сигналы, от всех органов и тканей, и перерабатывает в ощущения, которые мы физически ощущаем. Качество, правильность обработки сигналов, зависит от состояния головного мозга и целостности всей нервной системы.
Различные патологические процессы, которые происходят в головном мозге, могут «путать» сигналы, трансформируя их в сознании в «образ» боли в том или ином месте или органе и будет восприниматься человеком в виде болевых ощущений абсолютно реально. При этом объективно - изменений и болезненных процессов в этом месте не происходит.
История проникновения человеческого сознания и тайны взаимоотношения мозга и тела исчисляется тысячелетиями. Первобытная медицина использовала заговоры и заклинания, приемы задабривания, отпугивания и изгнания духов в качестве примитивных способов лечения. Прекрасно иллюстрируют понимание человека как целого взгляды знаменитого древнегреческого врача Гиппократа: «Важнее знать, какой человек болен, чем знать, какой болезнью болен человек».
Сложность психосоматических взаимоотношений разделила научные дисциплины, изучающие психику и соматику. Деятельность мозга, психику начинают исследовать психологи, к которым позднее присоединяются их коллеги - патопсихологи и нейрофизиологи.
В ХIХ столетии психологические методы и приемы исследования психической деятельности широко проникают в медицину, особенно в психиатрию. Исследования психической деятельности значительно продвинулись вперед после введения И. Павловым метода условных рефлексов, который позволил на основании изменения деятельности тех или иных органов судить о процессах и основных закономерностях работы головного мозга.
Первоначально усилия психосоматиков были направлены на выяснение роли психологического конфликта и развивающегося на этой основе эмоционального стресса и возникновения патологических изменений деятельности головного мозга и тела. Исследователи задались вопросом: почему, например, при условии социальных воздействий, вызывающих психологический конфликт, у одних людей возникает язва желудка или двенадцатиперстной кишки, у других - инфаркт сердца, у третьих - артриты.
В ходе такого исследования выяснены интересные, хотя и не бесспорные в некотором роде, закономерности психосоматических взаимоотношений. Дунбар в 1943 г. выделили «профили личности» - особенности психологии человека, при которых имеется склонность к развитию определенных форм соматических заболеваний.
В основу деления личности были положены два фактора:
а) восприятие человеком собственного положения в той или иной ситуации; б) активность или пассивность человека к данной ситуации.
Таким образом, перечисленные факторы создают предрасположение к развитию того или иного проявления болезни, своеобразный «медицинский портрет» личности. Вместе с тем, перечисленные факторы не раскрыли обещанной названием «психосоматическая» сущности взаимоотношения мозга и внутренних органов.
ГЛАВА 2. Эмоции как причина возникновения психосоматических расстройств
Эмоции - это физиологические состояния, охватывающие самые разнообразные чувствования и переживания человека. Эмоции имеют ярко выраженную субъективную окраску; это индивидуальное отношение человека к повседневным событиям, явлениям, ощущениям, к разнообразным сигналам из внешнего мира и внутренней среды самого организма, падающим на кору больших полушарий головного мозга.
Эмоции - постоянный спутник жизни человека. Многочисленные сигналы из внутренней среды организма, такие, как боль, сердцебиение, урчание в животе, мышечное напряжение, шум в ушах, воспринимаются с беспокойством, как ощущения неприятные.
Вкусное блюдо, съеденное с аппетитом, хороший сон, наоборот, воспринимаются с удовлетворением, сопровождаются чувством удовольствия, успокоения.
С такими же субъективными оценками воспринимаются сигналы из внешнего мира: звуки, речь, зрительные образы и краски, явления природной и социальной среды. Похвала, радостное известие, удача, награждение, подарки в праздники всегда в радость.
Характер и степень чувствований, эмоциональное восприятие явлений, событий зависят как от типа высшей нервной деятельности, так и от образования и воспитания, влияния семьи, общества и традиций. Эмоции - не только повседневный спутник обычных житейских, служебных, культурных восприятий; без них не обходятся сложные процессы, научный поиск и творческая деятельность. Эмоции оказывают значительное влияние на здоровье человека, как отрицательное, так и положительное.
Положительные эмоции не ведут к срыву высшей нервной деятельности, а, наоборот, способствуют укреплению здоровья, преодолению заболеваний.
Отрицательные эмоции связны с психопатологическими состояниями организма. Сильные эмоциональные разряды, аффекты могут непосредственно вызывать невротические состояния. Вероятно, связь невротического состояния непосредственно с бурной эмоцией, с аффектом является последним звеном в цепи предшествовавших, менее сильных, менее заметных, подавляемых отрицательных эмоций, не прошедших бесследно. Следы отрицательных эмоций, повторных и длительных, накапливаясь и суммируясь в клетках головного мозга, достигают таких степеней, когда количественные изменения переходят в качественные, возникает срыв, невротическое состояние.
В результате, бесспорным является факт, что любые эмоциональные состояния, особенно длительные, затяжные отрицательные эмоции сопровождаются изменениями функциональных систем организма, в первую очередь сердечно-сосудистой системы. Физиологические системы организма включаются автоматически, помимо воли человека. Это включение осуществляется как безусловный рефлекс, выработавшийся еще в доисторический период жизни человека.
ГЛАВА 3. Эмоциональный стресс как причина возникновения психосоматических нарушений
Стресс, как острый, так и хронический, может быть причиной возникновения вегетозов (ВСД), с одной стороны, либо значимым фактором поддержания этого патологического процесса - с другой. Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.
Под требованием понимается всякое раздражение, превышающее порог восприятия сенсорных систем организма. Эти раздражения могут исходить как из внешней среды, так и из внутренних органов человека и иметь различную физическую природу. Роль раздражителя может играть и слово.
Под эмоциями, или эмоциональными переживаниями подразумеваются самые разнообразные реакции человека - от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения.
Психоэмоциональная напряженность - это пограничное состояние, формирующееся в результате чрезмерного возрастания психоэмоционального напряжения и характеризующееся временным понижением устойчивости и психических и психомоторных функций, выраженным соматовегетативными реакциями и снижением профессиональной работоспособности. Причиной психоэмоциональной напряженности является многодневные напряженные действия, зачастую в опасных для жизни и здоровья условиях, при невозможности полноценной эмоциональной разрядки и отключения от тревожно-депрессивных переживаний.
Состояние хронической психоэмоциональной напряженности развивается постепенно. Оно характеризуется длительной (более четырех недель) стойкой активацией основных жизненных функций с нарушением их координации и ритмичности на фоне снижения уровня физиологических резервов, что приводит к истощению организма.
Поведение обычно становится беспокойным, с избыточной двигательной активностью, неусидчивостью, нетерпеливостью, потребностью двигаться и мыслить вслух. В сознании преобладает чувство повышенной тревоги в виде внутренней напряженности, общего дискомфорта, нередко без конкретного психологического содержания.
Отмечается повышенная вспыльчивость, раздражительность, обидчивость, повышенная конфликтность, резкие и неоправданные обстоятельствами эмоциональные реакции (слезы, смех).
С прекращением воздействия на человека стрессоров экстремальных ситуаций в течение последующих нескольких дней возможно восстановление нормального функционального состояния. Однако в ряде случаев, нормализация психофизиологического состояния организма не происходит, так как следовые переживания психоэмоционального стресса быстро вытесняются в область неосознаваемых процессов и трансформируются в посттравматические стрессовые расстройства.
Для посттравматических стрессовых расстройств характерно в наличие в анамнезе психотравмирующего события, выходящего за рамки обычного человеческого опыта. Постоянное возвращение человека к переживаниям, связанным с психотравмирующим событием, выражающееся в навязчивых неприятных воспоминаний о пережитом. После психотравмирующей ситуации появляются устойчивые симптомы повышенного уровня возбудимости (раздражительность, вспышки гнева по пустякам, конфликтность, невозможность концентрации внимания, нарушение сна и т.д.) и соматовегетативного дисбаланса.
При отсутствии своевременной и полноценной медико-психологической коррекции хроническая психоэмоциональная напряженность может легко переходить в нозологические формы невротических, психосоматических и психотических расстройств.
Таким образом, отличительной особенностью психосоматической дисгармонии является ее многоликость, неопределенность, неустойчивость. Это состояние человека является пограничным во многих отношениях: размытость, неопределенность («здоровый-больной»), особенности проявления - преимущественно расстройства психики или соматики.
Кардиологи отмечают, что стенокардии или инфаркту миокарда в 80% случаев предшествуют нервно-психические перегрузки. Иногда незначительные эмоциональные переживания могут вызвать тяжелые клинические проявления, вплоть до летального исхода. О связи системы кровеносных сосудов с различными эмоциями свидетельствуют и такие весьма известные выражения: «кровь бросилась в лицо», «кровь стынет в жилах», «покраснел», «побледнел», «залился краской» и т.д.
Одним из сложнейших заболеваний органов дыхания является бронхиальная астма. Бронхиальная астма - собирательное понятие и включает целую группу страданий, объединяемых единым синдромом удушья, но разной этиологии. Большое значение в возникновении болезни принадлежит аллергии и заболеваниям верхних дыхательных путей. Среди многих вариантов бронхиальной астмы клиницисты выделяют как отдельное страдание нервно-психическую форму. В основном к этой группе больных относятся лица, переносящие нервно-психические стрессовые воздействия, как-то: трудные ситуации дома, на работе или утраты близких людей. При этом должны учитываться личные особенности людей (мнительность, боязливость, склонность к ипохондрии).
Роль эмоционального стресса в возникновении язвенной болезни 12-ти перстной кишки врачами не оспаривается, но, как и в предыдущем случае, не является единственной и решающей причиной заболевания.
Нет необходимости подчеркивать то, какое важное влияние на психику оказывает питание и пищеварение. На почве отрицательных психических воздействий могут сформироваться тяжелые хронические расстройства глотания, более того, может возникнуть даже расширение пищевода, которое будут стремиться устранить хирургическим путем. Психогенная тошнота и рвота - явление довольно обыденное. У эмоционально нестабильных лиц эти физиологические реакции развиваются довольно легко. Этот своеобразный способ выражения эмоционального состояния, может впоследствии закрепиться по типу патологического рефлекса. Психогенная тошнота в клинике тревожной депрессии - это, прежде всего страх.
Следовательно возникают трудности объективизации патологического процесса при многих формах психовегетативных расстройств, приводят к тому, что эти больные, не получая своевременной помощи «блуждают по медицинским учреждениям, скитаются от врача к врачу в поисках действенной помощи». Это определяет важнейшую задачу, стоящую перед консультантом - своевременную и правильную диагностику заболевания.
ГЛАВА 4. Основные формы психосоматических заболеваний
Кардиологи отмечают, что стенокардии или инфаркту миокарда в 80% случаев предшествуют нервно-психические перегрузки. Иногда незначительные эмоциональные переживания могут вызвать тяжелые клинические проявления вплоть до летального исхода.
По схожему сценарию разыгрываются эпизоды гипертонических кризов. У молодого человека подъем артериального давления ограничивается обычно появлением головной боли, в то время как в пожилом возрасте подобный эпизод может привести к тяжелым нарушениям мозгового кровообращения со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Особую форму клинического выражения имеет эмоциональный стресс у лиц, легко поддающихся внушению. Внешнее стрессорное воздействие преломляется через сознание пациента в форму тех или иных страданий, где ведущим становится симптом или синдром соматической болезни. В то же время установлено, что под влиянием эмоционального стресса концентрация катехоламинов в крови значительно возрастает; положительные эмоции при этом вызывают такие же сдвига, что и отрицательные. Под воздействием катехоламинов могут развиваться спазмы коронарных сосудов с клинической картиной, напоминающей стенокардию. Обычно появление болевого синдрома в прекардиальной области сочетается с ощущением беспричинной усталости, одышки и более или менее выраженной тревогой. При внимательном опросе больных удается установить связь ангинозных приступов с эмоциональным стрессом или постоянной аффективной напряженностью. Многолетнее наблюдение и благоприятный прогноз делают наиболее вероятным заключение о психосоматическом генезе так называемой болезни сердца с нормальными коронарными сосудами. Отсутствие четких дифференциально-диагностических, критериев функциональных и органических сердечно-сосудистых нарушений и должной психосоматической направленности клинического мышления приводит к тому, что одна и та же боль в области сердца у одного и того же пациента классифицируется одним врачом как признак органического страдания, а другим - как проявление функционального.
Для перехода стрессовых нарушений в структурную патологию требуется готовность коронарных сосудов и самой сердечной мышцы, наличие хотя бы незначительной органической основы. В свою очередь, любая экстремальная или хроническая психотравма играет роль активного катализатора в формировании и дальнейшем течении органического страдания. В свете высказанных суждений становится понятным появление типичных или чаще атипичных проявлений стенокардии.
Следует сказать несколько слов и о мышечной системе. Совсем не много органов, настолько подверженных эмоциональным воздействиям, как наши мускулы. Именно по лицу, положению тела, темпу движений можно судить об эмоциональном состоянии человека, о его настроении. Патологические движения мышц, изменение их тонуса, даже мышечные контуры могут возникать не только вследствие органических поражений, но и вследствие психических воздействий. Тик лицевых мускулов, подергивание рта, неожиданное мигание - повседневно наблюдаемые явления. Психогенными могут быть даже параличи верхних и нижних конечностей, которые удивительно похожи на параличи.
Роль эмоционального стресса в возникновении язвенной болезни 12-перстной кишки врачами не оспаривается, но, как и в предыдущем случае, не является единственной или решающей причиной заболеваний. Конституциональные, т.е. генетические предпосылки этого заболевания признаются большинством ученых, занимающихся изучением этой проблемы. Необходимо заметить также, что острые стрессорные язвы желудка не являются прямым началом заболевания. Развитие язвенной болезни происходит на фоне повышения тонуса парасимпатической нервной системы под влиянием многократных стрессорных воздействий.
В результате, некоторые больные годами «лечатся» у гастроэнтерологов, кардиологов, терапевтов не получая существенного облегчения. Только при учете психоэмоциональных расстройств появляется надежда на благополучный исход. Полная нормализация самочувствия и настроения больного в процессе строго индивидуального подхода к психофармакотерапии и психотерапии позволяет окончательно решить проблему лечения.
ГЛАВА 5. Предупреждение психосоматических расстройств
психосоматический расстройство стресс
Чаще психотравмирующие ситуации возникают в межличностных отношениях. В этом случае, когда объектом системы противострессовых мероприятий является отдельный индивид, содержание их должно включать работу с теми лицами, которые в той или иной мере причастны к ситуации. В обыденной жизни этими людьми чаще всего бывают члены семьи и сотрудники по работе.
Другой путь устранения эмоционального стресса представляет собой уход из травмирующей ситуации, если ее избегание является малоэффективным. Индивид нередко не может уйти из нее. Это происходит, например, при гибели близких людей. Иногда трудности ухода сопряжены с преодолением моральных установок, чувства долга, ответственности. Даже если пациенту удается это сделать, то ему в этом случае грозит внутренний конфликт, что подчас не снимает проблему эмоционального стресса, а усугубляет ее. Поэтому наиболее эффективным способом разрешения возникшей ситуации может быть коррекция внутреннего конфликта с позиции отношений. По своей сути, таким подходом может быть патогенетическая психотерапия, которая учитывает связь между особенностями личности больного и спецификой психотравмирующей ситуации. Патогенетическая психотерапия весьма многогранна и сложна. Она может быть успешной при учете всей глубины и своеобразия личности больного, понимание которого возможно при полном контакте врача, психолога и пациента.
Важнейшей задачей психотерапевта становится выявление больных с различными соматическими жалобами на фоне незначительных эмоциональных расстройств.
Задачами патогенетической психотерапии являются:
) всестороннее изучение личности больного;
) выявление этиопатогенетических механизмов, способствующих возникновению эмоциональных расстройств;
) достижение у больного сознания и понимания связей между особенностями личности и заболевания;
) изменение отношения больного, коррекция неадекватных реакций и форм поведения, достижение указанных целей осуществляется методами индивидуальной и групповой патогенетической психотерапии[10].
Следовательно, наиболее существенная помощь в этих случаях заключается в простой человеческой поддержке, успокоении и подбадривании. К этим же больным следует отнести и тех пациентов, которые нуждаются скорее в соответствующем воспитании, чем в лекарствах и должны искать исцеление в надлежащей власти над собой.
Даже при полной уверенности в чисто психогенной природе соматических расстройств необходимо успокоить больного, преодолеть ощущение безысходности. Малейший намек на недоверие, неуважение врача к жалобам и субъективным ощущениям больного, скептическое отношение к ним приводят к утрате доверия к врачу.
Практическая часть (исседование)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проделанной работы можно сделать следующие выводы:
-Психосоматические расстройства - это группа болезненных состояний, возникающих на основе взаимодействия психических и соматических факторов и проявляющихся соматизацией психических нарушений, психическими расстройствами, отражающими реакцию на соматическое заболевание, под влиянием психогенных факторов.
- Эмоции играют в жизни человека очень значительную роль. Под ними мы подразумеваем самые разнообразные реакции человека - от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения.
-Наиболее мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию - стресс. Стресс - комплексный процесс и включает и физиологические и психологические компоненты. Стрессовые воздействия не должны превышать приспособительные возможности человека, т.к. могут возникнуть заболевания.
- Физиологические перестройки при стрессовых ситуациях и психологические установки, и личностные позиции, а так же генетическая предрасположенность могут существенно влиять на возникновение соматических заболеваний.
- Наиболее существенная помощь при психосоматических расстройствах заключается в простой человеческой поддержке, успокоении и подбадривании. Такие пациенты, нуждаются скорее в соответствующем воспитании, чем в лекарствах и должны искать исцеление в надлежащей власти над собой.
Выполнение поставленных задач в полном объеме свидетельствует достижении поставленной цели - в ходе проделанной работы были изучены причины формирования психосоматических расстройств и их последствий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
. Абрамова Г.С. Введение в практическую психодиагностику. - Брест, 1993.
. Ананьев Б.Г. О проблемах современногочеловекознания.- М.: Наука, 1977.
. Вицлак Г. Психодиагностика: теория и практика - под ред. Н.Ф.Талызиной - М., 1986.
. Гамезо М.В. Курс психологии. - М.: Просвещение, 1987.
. ГодфруаЖ. Что такое психология. T.I. M.: Мир, 1999.
. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности.- М.: МГУ, 1989.
. Изард К.Е. Эмоции человека.- М., 1980.
. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2000.
. Милнер П. Физиологическая психология.- М.: Мир, 1973.
. Общая психодиагностика - под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина - М.: Мир, 1987.
. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, в 2-х томах.- М.: Педагогика, 1989.
. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М.: Наука, 1981.
. #"justify">. #"justify">. Психология: Учебник. - М.: Проспект, 1998.
. Бочанова Е.В. Психосоматические заболевания: полный справочник - М., 1997.
. http://cpp-vozpogdenye.ru/content/view/68/79/
Вода может клеить?
Новогодние гирлянды
Иван Васильевич меняет профессию
Рисуем белые грибы пастелью
Как зима кончилась