Работа исследовательского проекта «Влияние вредных привычек на здоровье человека» посвящена актуальной теме, так как проблема вредных привычек среди молодежи – становится одной из самых важных для того, чтобы иметь здоровое поколение в будущем. Главную цель работы – проанализировать причины возникновения вредных привычек в подростковом возрасте, выделить основные методы борьбы с вредными привычками.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.vrednye_privychki.doc | 461.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №12 ГОРОДА ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
Итоговый индивидуальный проект на тему:
«ВЛИЯНИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»
Работа ученицы 9А класса
Рак Камиллы Александровны
Руководитель проекта :
Вдовиченко Елена Александровна
Работа допущена к защите «_____» _______________ 2023 г.
Подпись руководителя проекта ____________________(__________________)
г. Феодосия
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Особенности вредных привычек и их влияние на здоровье человека. 5
1.2 Вредная привычка: курение. 8
1.4. Действие курения на организм человека 12
1.5 Способы борьбы с вредными привычками. 15
2.1 Социологический опрос учащихся 18
Список используемой литературы. 21
Приложение 1………………………………………………………………...22
Приложение 2………………………………………………………………...24
Введение.
В жизни современного общества особо острыми стали проблемы, связанные с курением, наркоманией и употреблением алкоголя. Особенно большое распространение эти вредные привычки получили в среде подростков.
Кроме нанесения непоправимого вреда здоровью курящих и их окружению, эта привычка препятствует формированию у детей и подростков, адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет личностный и нравственный рост. По статистическим данным, в крупных городах России среди учащихся 9-11-х классов курят приблизительно 45% мальчиков и 28% девочек. Состояния здоровья у 112 старшеклассников со стажем курения 3-5 лет обнаружено, что 75% из них имеют по два хронических заболевания (органы дыхания и пищеварения), а остальные - по одному заболеванию.
Данная проблема носит актуальный характер в современных условиях жизни каждого человека. Я хочу обратить ваше внимание на проблему, которая существует большое количество времени, но с ней не могут справиться до сих пор. Я имею ввиду проблему формирования вредных привычек у молодого поколения, к коему я и принадлежу. От того, какие уроки будут усвоены молодыми людьми и какие цели они будут преследовать, от того, насколько грамотными будут они – напрямую зависит, какой будет наша страна в ближайшее время. И поэтому я решила провести данное исследование, чтобы наглядно увидеть распространение вредных привычек среди обучающихся 9-11 классов нашей школы.
Актуальность моего проекта заключается в том, что проблема “вредных привычек” является наиболее значимой в наше время, и борьба с ними - это задача не только государства в целом, но и каждого отдельного гражданина. Необходимая профилактика “вредных привычек” - это, в первую очередь, информация об их губительном воздействии на человеческий организм, особенно на организм подрастающего человека. И чем раньше начнется профилактика “вредных привычек” среди молодого поколения, тем быстрее удастся избежать печальных последствий.
Цель работы:
- Дать представление о вредных привычках и их влияния на здоровье, развитие личности и поведения человека;
- Наметить пути решения проблемы вредных привычек у подростков и формирования здорового образа жизни;
Для достижения данной цели я поставила следующие задачи:
1) изучить литературу по данной теме;
2) выписать из источников самые опасные виды вредных привычек;
3) проанализировать влияние исследуемой вредной привычки;
4) определить роль и место изучаемой проблемы в жизни человека;
5) указать пути решения данной проблемы;
6) провести соцопрос среди обучающихся с последующим анализом;
Предмет исследования: вредные привычки в подростковой среде, их влияние на здоровье школьников; способы борьбы с вредными привычками.
Объект исследования: обучающиеся 9 - 11 классов МБОУ «Школа №12 г.Феодосии Республики Крым»
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы;
- анкетирование;
- проведение исследований;
- обработка полученных данных;
- систематизация и обобщение собранного материала.
Продукт исследовательской работы:
- составление и проведение классного часа с включением социального опроса;
- анализ проведенного анкетирования.
- буклет с рекомендациями;
Гипотеза: если люди будут знать больше о вреде курения, они будут меньше курить.
1.1. Особенности вредных привычек и их влияние на здоровье человека.
Каждый человек имеет вредные привычки, что практически для всех является проблемой, которая играет далеко не последнюю роль в его жизни.
Эволюция человека обеспечила его организм неисчерпаемыми резервами прочности и надежности, которые обусловлены избыточностью элементов всех его систем, их взаимозаменяемостью, взаимодействием, способностью к адаптации и компенсации. Академик Н.М. Амосов утверждает, что запас прочности «конструкции» человека имеет коэффициент около 10, т.е. его органы и системы могут выполнять нагрузки и выдерживать напряжения примерно в 10 раз большие, чем те, с которыми человеку приходится сталкиваться в обыденной жизни.
Реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от его образа жизни, поведения, тех привычек, которые он приобретает, умения разумно распорядиться потенциальными возможностями организма на благо себе, своей семье и государству, в котором он живет. Однако необходимо отметить, что ряд привычек, которые человек начинает приобретать еще в школьные годы и от которых не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредят его здоровью. Они способствуют быстрому расходованию всего потенциала возможностей человека, преждевременному его старению и приобретению устойчивых заболеваний.
Вредные привычки обладают рядом особенностей, среди которых особенно следует отметить:
Наиболее распространенными среди вредных привычек являются курение. Обычные сигареты у молодёжи не слишком популярны. Их заменили вейпы, айкосы и прочие электронные приборы для курения. На них подсаживают с помощью грамотного маркетинга, умалчивая о вреде, который они наносят здоровью. Производители уверяют, что если никотина в составе нет – дымить совсем не вредно. Но на самом деле это не так. Помимо никотина, в составе курительных смесей содержится много других ядовитых элементов. И, как правило, в составе многое не указывается. Смеси для вейпа – прибора для "парения" – содержат "коктейль" из токсинов: глицерин (его нельзя вдыхать), пропиленгликоль (используется в бытовой химии), ментол (усиливает зависимость), капсаицин (экстракт, который может обжечь лёгкие) и диацетил (усилитель вкуса, способен вызвать приступы удушья). При нагревании эти вещества становятся ядами, которые, накапливаясь в организме, вызывают поражение лёгких, сердечно-сосудистой системы и ЦНС, объясняют врачи. Почти такой же "убийственный" состав присутствует в стиках для айкосов и в электронных сигаретах. Ничуть не безопаснее и популярные у молодёжи кальяны: дым содержит никотин, угарный газ, мышьяк, хром, свинец и другие тяжёлые отравляющие вещества. Во время длительного использования кальяна человек вдыхает в несколько раз больше ядов, чем при курении сигарет.
Начало приобщения к вредным привычкам, как правило, относится к подростковому возрасту. Можно выделить следующие группы основных причин приобщения молодежи к вредным привычкам:
Отсутствие внутренней дисциплины и чувства ответственности. Из-за этого молодые люди часто вступают в конфликт с теми, от кого они находятся в определенной зависимости. Но при этом они имеют достаточно высокие запросы, хотя сами не в состоянии их удовлетворить, потому что не обладают для этого ни соответствующей подготовкой, ни социальными, ни материальными возможностями. В этом случае вредные привычка становятся своеобразным бунтарством, протестом против исповедуемых взрослыми или обществом ценностей.
Отсутствие мотивации, четко определенной жизненной цели. Поэтому такие люди живут сегодняшним днем, сиюминутными удовольствиями и не заботятся о своем будущем, не задумываются о последствиях своего нездорового поведения.
Ощущение неудовлетворенности, несчастья, тревога и скука. Эта причина особенно сказывается у людей неуверенных, с низкой самооценкой, которым жизнь кажется беспросветной, а окружающие их не понимают.
Трудности общения, свойственные людям, которые не имеют прочных дружеских связей, трудно вступают в тесные отношения с родителями, учителями, окружающими, не легко подпадают под дурное влияние. Поэтому если среди ровесников есть употребляющие вредные вещества, они легче поддаются их нажиму («попробуй, и не обращай внимания на то, что это плохо»). Почувствовав под влиянием этих веществ раскрепощенность и легкость, они пытаются расширить круг знакомств и повысить свою популярность.
Экспериментирование. Когда человек слышит от окружающих о приятных ощущениях от употребление вредных веществ, он, хотя и знает об их пагубных влияниях на организм, хочет сам испытать эти ощущения. К счастью, большинство экспериментирующих этим этапом знакомства с вредными веществами и ограничивается. Но если человеку свойственны и еще какие-либо из указанных провоцирующих причин, то этот этап становится первым шагом к формированию вредных привычек.
Желание уйти от проблем, видимо, основная причина употребления вредных веществ подростками. Дело в том, что все вредные вещества вызывают торможение в ЦНС, в результате которого человек «отключается» и как бы уходит от имеющихся у него проблем. Но это не выход из создавшегося положения — проблемы не разрешаются, а усугубляются, а время уходит.
Необходимо еще раз отметить особую опасность действия вредных веществ на подростков. Это связано не только с происходящими у них процессами роста и развития, а прежде всего с очень высоким содержанием в их организме половых гормонов. Как раз взаимодействие этих гормонов с вредными веществами и делает подростка чрезвычайно чувствительным к их действию. Например, взрослому, чтобы пройти путь от начинающего пить алкоголь до алкоголика, требуется от двух до пяти лет, а подростку — всего лишь от трех до шести месяцев! Конечно же, для 14-15-летнего школьника, который готовится вступить в юношеский возраст, такое следствие употребления вредных веществ особенно опасно.
Все сказанное делает понятным важнейшее значение работы по профилактике вредных привычек у детей и подростков. Она оказывается эффективной при соблюдении следующих условий:
1.2. Вредная привычка: курение.
Одной из наиболее распространенных вредных привычек является табакокурение.
Табачные изделия готовятся из высушенных листьев табака, которые содержат белки, углеводы, минеральные соли, клетчатку, ферменты, жирные кислоты и др.
Табак - травянистое растение. В табачном дыме содержится более 4200 различных веществ, из которых свыше 200 опасны для организма человека. Среди них особенно вредны никотин, табачный деготь, окись углерода (угарный газ) и др. Сильными отравляющими и разрушающими организм человека свойствами обладают содержащиеся в табачном дыму радиоактивные вещества и тяжелые металлы. У курильщиков они накапливаются в бронхах, легких, печени и почках. Продукты сухой перегонки табака содержат деготь, смолы и вещества, обладающие канцерогенным действием (бензпирен). У курящих людей в 20 раз чаще развиваются злокачественные опухоли легких, пищевода, желудка, гортани, ночек, нижней губы и др. Чем дольше человек курит, тем больше у него шансов умереть от этого тяжелого заболевания.
Курение — вредная привычка, заключающаяся во вдыхании дыма тлеющего табака, — это одна из форм токсикомании. Оно оказывает отрицательное влияние на здоровье курильщиков и окружающих лиц. Содержащийся в табачном дыме никотин практически мгновенно попадает в кровоток через альвеолы легких. Кроме никотина, в табачном дыме содержится большое количество продуктов сгорания табачных листьев и веществ, используемых при технологической обработке.
По данным фармакологов, табачный дым, кроме никотина, содержит угарный газ, синильную кислоту, сероводород, углекислоту, аммиак, эфирные масла и концентрат из жидких и твердых продуктов горения и сухой перегонки табака, называемый табачным дегтем. В последнем содержится около сотни химических соединений веществ, в том числе радиоактивный изотоп калия, мышьяк и ряд ароматических полициклических углеводородов — канцерогенов, химических веществ, воздействие которых на организм может вызвать рак (рис. 1).
Никотин. До трети общей токсичности табачного дыма приходится на никотин. Это маслянистая прозрачная жидкость с неприятным запахом и горьким вкусом.
Никотин является наркотиком — именно он вызывает пристрастие к табаку и является одним из самых опасных растительных ядов. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2 — 3 капли, — именно такая доза и поступает в кровь после выкуривания 20 — 25 сигарет. Курильщик не погибает потому, что такая доза вводится постепенно, не в один прием, но в течение 30 лет он выкуривает примерно 20 000 сигарет, поглощая в среднем 800 г никотина, каждая частичка которого наносит непоправимый вред здоровью.
Никотин проникает в организм вместе с табачным дымом. Обезвреживание его происходит в основном в печени, в почках и в легких, но продукты распада выделяются из организма на протяжении 10 — 15 часов после курения.
Никотин относится к нервным ядам. В экспериментах на животных и наблюдения над курящими позволили установить, что никотин в малых дозах возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения, нарушению ритма сердечных сокращений, тошноте и рвоте. В больших дозах он тормозит, а затем парализует деятельность клеток ЦНС. Расстройства нервной системы проявляются понижением трудоспособности, дрожанием рук, ослаблением памяти. Никотин воздействует и на железы внутренней секреции, вызывая спазм сосудов, повышение артериального давления и учащение сердечных сокращений. Пагубно влияя на половые железы, он ведет к развитию у мужчин половой слабости — импотенции.
Окись углерода (угарный газ, СО) при поступлении и организм вызывает кислородное голодание, так как нарушает способность красных кровяных клеток крови (эритроцитов) переносить кислород от легких ко всем органам и тканям, из-за чего у человека наступает удушье. При курении регулярное поступление СО в организм ведет к снижению возможностей дыхательной системы и к ограничению физической активности. По этой причине при курении мозговые клетки получают меньше кислорода, и умственная работоспособность снижается. Понятно, что курение также несовместимо с занятиями физической культурой и спортом.
Табачный деготь является исключительно сильным канцерогеном, т.е. веществом, вызывающим раковые заболевания. После выкуривания сигареты он хорошо виден на фильтре в виде коричневого налета. Но, выкуривая в день по пачке даже так называемых «легких» сигарет (в которых содержание табачного дегтя понижено), за год человек вводит в свой организм до 700 -800 г табачного дегтя. Поэтому неудивительно, что рак губы у курящих встречается в 80 раз, легких в 67 раз, а рак желудка — в 12 раз чаще, чем у некурящих. Именно табачный деготь оказывает сильное разрушающее влияние на небные миндалины, разрушая их клетки и вызывая развитие тонзиллита и более частые ангины.
Причины привыкания к курению различны. На первых порах это, как правило, подражание, затем в процессе курения вырабатывается стойкий условный рефлекс, и, наконец, главная причина развитие, при длительном хроническом табакокурении, пристрастия к никотину, как одной из разновидностей наркомании.
Подавляющая часть курящих не получает удовольствия от курения и готова бросить эту пагубную привычку, но ссылается лишь на «отсутствие воли». На самом же деле основной причиной является отсутствие мотивации, цели. Именно поэтому до 99% курящих, попадая к врачам с тяжелыми последствиями курения (инфаркт миокарда, инсульт мозга, признаки рака), моментально забывают о курении. Установлено, что более 70% курящих могут легко бросить курить, так как у них нет истинной потребности в табаке. Поэтому курящему следует, не дожидаясь опасных последствий, осознать, что сама эта привычка может стать серьезной предпосылкой опасного для жизни заболевания.
Курение — это один из ведущих факторов саморазрушительного поведения, растянувшееся по времени самоубийство. Курить не модно, курить не престижно! В цивилизованных государствах это давно поняли. У нас же количество потребляемых сигарет за последние 17 лет возросло со 170 миллиардов до 700 миллиардов.
1.3. Причины курения.
Основной причиной возникновения желания начать курить, по мнению психологов, является коммуникативные обстоятельства, т.е. общение со сверстниками. На их взгляд это является главной причиной, из которой вытекают все остальные – желание казаться взрослым, протест родительским запретам, или просто скучный образ жизни. И хотя большинство подростков знают о вреде курения достаточно, давление сверстников и примеры курящих родителей и кумиров сводят на нет все предупреждения и запреты. А также очень важную роль играет и повсеместное нарушение закона о возрастном ограничении на приобретение табачной продукции.
Все эти проблемы очень важны, но эффективные способы их решения так и не найдены. В первую очередь все зависит от подростка, а именно от его окружения. Родители не всегда могут доступно и понятно объяснить вред курения, от этого у детей возникает удвоенное желание взять сигарету, особенно если запрет происходит в жесткой форме.
В эти годы у подростка укрепляется характер и чувство самостоятельности, поэтому желание протеста довольно сильно проявляются. Недостаточно создать негативный образ курения и рассказать о вредном влиянии никотина на организм. Важной частью профилактики курения должны стать психологические приемы, которые помогут вам наладить дружеские доверительные отношения с ребенком и оградить его от негативного влияния сверстников.
Советы опытных психологов и периодические консультации могут помочь в этом. Важно заинтересовать подростка, стараясь выдать информацию о вреде курения более интересным неординарным способом, при этом нужно найти правильный подход, учитывая сферы увлечения и индивидуальные особенности. Также очень важно начинать готовить ребенка к неким волевым усилиям. И нужно помнить, что отказ от курения – это, прежде всего, стресс для психики, и только после для организма человека. После отказа от курения образуется некая пустота, которую очень трудно заполнить, и об этом тоже очень важно помнить. Поэтому необходимо найти другое увлечение или занятие, которое поможет справиться с привычкой. Здесь может выступать практически любое занятие – от перекусывания, до занятия спортом. И самое важное родители должны помнить, что навязанные идеи приживаются намного хуже, нежели идеи, возникающие по собственной инициативе. Позволить сделать решение самому и поддержать при любом случае – это главная задача.
1.4. Действие курения на организм человека.
Вред никотина на органы дыхания. Из более четырех тысяч различных веществ, которые попадают в организм курильщика вместе с сигаретным дымом, около тридцати оказывают раздражающее и токсическое действие на слизистую оболочку органов дыхания.
Во время курения страдают гортань, носоглотка, бронхи, трахея. Табачный дым провоцирует повышенную выработку слюны и слизи, что приводит к скоплению секрета в бронхах. Замечали, как курильщики со стажем, даже будучи здоровыми (хотя их такими можно назвать условно), постоянно кашляют (особенно, по утрам). Кашлевой рефлекс как раз и провоцируется наличием слизи в бронхах. Более того, вредные вещества табачного дыма, в том числе и никотин, могут послужить причиной спазма бронхов.
Вред никотина на нервную систему. Сперва никотин воздействует на нервную систему возбуждающе. Человек становится нервным, вспыльчивым, раздражительным, плохо спит. Нередко у него пропадает аппетит, мучают головные боли. Далее это состояние сменяется на иное: курильщик становится безразличным ко многим вещам, которые раньше вызывали у него интерес. Постоянное поступление в организм никотина вызывает атеросклероз сосудов головного мозга, в результате чего ухудшается кровоснабжение мозга. Это, в свою очередь, повышает риск развития внутримозгового кровоизлияния.
Вред никотина на органы пищеварения. Никотиновая интоксикация дает о себе знать и со стороны желудочно-кишечного тракта. Под воздействием никотина увеличивается выработка слюны, возникает раздражение слизистой оболочки рта, проявляется рыхлость и кровоточивость десен. Отдельно стоит сказать о зубах. К сожалению, никотин действует на них не самым лучшим образом. Например, под воздействием этого вещества повреждается зубная эмаль, а сами зубы приобретают желтый налет и, местами, чернеют. Некоторые никотинозависимые люди сталкиваются с проблемой, когда зубы начинают шататься и даже выпадать.
Люди, привыкшие свой день начинать с чашки кофе и сигареты, отличаются сниженным аппетитом. И это вполне объяснимо, ведь никотин замедляет секреторную и сократительную работу желудка.
Нередко любители сигарет сталкиваются с такими заболеваниями желудочно-кишечного тракта как гастрит, язва желудка или двенадцатиперстной кишки. Дело в том, что курение способствует повышению кислотности желудочного сока, провоцирует спазм сосудов.
Онкологические заболевания
Рак легкого. В настоящее время связано с курением 90 % случаев рака легкого — злокачественной опухоли, которая в 60 % случаев приводит к гибели заболевшего. Курение в подростковом возрасте вызывает необратимые генетические изменения в легких и навсегда увеличивает риск развития рака легкого, даже если человек впоследствии бросает курить. Среди курящих мужчин, пожизненный риск развития рака лёгких составляет 17,2 %, среди курящих женщин — 11,6 %. Этот риск значительно ниже у некурящих: 1,3 % у мужчин и 1,4 % у женщин.
Рак гортани. Курение в подавляющем большинстве случаев является причиной возникновения рака гортани — злокачественной опухоли, выживаемость при которой на III стадии составляет не более 63-67 %, а также рака органов пищеварения, рака мочевыделительного тракта, рака репродуктивных органов, лейкемия (рак крови), рака эндокринных органов.
Поражения нервной системы. Атрофия и демиелинизация (разрушение белого вещества головного и спинного мозга) при рассеянном склерозе более выражена у пациентов, которые курили хотя бы 6 месяцев в течение жизни по сравнению с никогда не курившими больными.
Ухудшение зрения. Курение может оказать токсическое действие на сетчатку и явиться одним из факторов развития макулодистрофии.
Глаза постоянно курящего человека часто слезятся, краснеют, края век распухают. Появляется быстрая утомляемость при чтении, мелькание «мушек», двоение в глазах. Никотин, действуя на зрительный нерв, может вызвать его хроническое воспаление, вследствие чего снижается острота зрения. Особенно остро реагирует на действие табачного дыма сетчатка глаза: резко сужаются кровеносные сосуды, что приводит к их деформации и изменениям функции. А это в свою очередь вызывает дегенерацию в ее центральной части, снижению чувствительности к световым раздражителям. У курильщиков постепенно меняется цветоощущение: сначала они с трудом отличают зеленый цвет, потом красный и желтый, и в последнюю очередь синий. Как это повлияет на выбор профессии догадаться нетрудно.
Вред никотина на репродуктивную систему женщин.Стать матерью мечтает каждая женщина, но не ко всем это осознание приходит своевременно. Молодые девушки зачастую не задумываются, что вести здоровый образ жизни важно не только во время вынашивания ребенка.
Основа репродуктивной системы закладывается в подростковом возрасте. Поэтому курение в юности создает угрозу развития бесплодия или рождения больного малыша. Токсины, содержащиеся во вдыхаемом сигаретном дыме, отравляют плод, негативно влияют на формирование его внутренних органов. Это чревато патологиями сердца, почек, печени, пищеварительного тракта.
Под воздействием оксида углерода и никотина замедляет внутриутробное развитие будущего малыша. Он появляется на свет со сниженной массой тела, иногда с недоразвитыми легкими и мышцами. Дети курильщиц обладают сниженной иммунной защитой, чаще подвержены частым простудам, вирусным инфекциям, пневмонии.
Никотин нарушает кровообращение в матке и пуповине. Кровь поступает в сердечно-сосудистую систему плода в недостаточном количестве, что чревато рождением детей с врожденными патологиями.
Формирующийся мозг испытывает кислородное голодание. Это создает риск рождения ребенка с отклонениями психики. Такие дети импульсивны, не способны концентрировать внимание, часто отстают от сверстников в умственном и эмоциональном развитии. Курение повышает вероятность появления малыша с аутизмом.
По данным медицинской статистики у любительниц табака в полтора раза чаще случаются выкидыши, в два раза чаще — преждевременные роды, в сравнении с некурящими женщинами. На 30% возрастает риск мертворождения.
1.5. Способы борьбы с вредными привычками.
Психологи считают, что вредная привычка – это склонность, которая превратилась у ребенка в потребность. И происходит это не одномоментно, а постепенно и в течение довольно продолжительного времени. Если вредная привычка уже сформировалась и приняла устойчивый характер, то необходимо знать, что бороться надо не с подростком, а именно преодолевать ту или иную вредную привычку. И победа над ней возможна только в том случае, если в усилиях принимают участие две стороны – родители (педагоги, психологи, близкие взрослые люди) и сам подросток, который должен захотеть избавиться от этого недостатка.
Чтобы бороться и победить, надо знать вредные привычки конкретного подростка и попытаться выяснить причину их появления. Но знать-это не достаточно. Надо уметь противостоять. И тогда, если подростку комфортно в семье, если он наполнен любовью, заботой, то ему никакие вредные привычки не страшны. Любовь близких, забота, занятие спортом, здоровый образ жизни – это те помощники в жизни подростка, которые не позволят ему увлечься чем-то вредным и опасным.
Борьба с опасными вредными привычками – комплекс общественно-бытовых, административных, культурных, правовых мер, направленный на снижение уровня потребления алкогольных, наркотических, табачных изделий, а также предупреждение их дальнейшего употребления.
Среди основных способов борьбы с курением можно выделить следующие:
Одним из общих способов борьбы с опасными вредными привычками можно назвать метод замены. Суть метода заключается в том, чтобы заменить плохую привычку на хорошую. В освободившееся время можно заняться любимым делом, делать то, что больше всего нравиться делать, то что принесёт пользу здоровью. Вместо сигареты - физические упражнения, вместо многочасового просмотра телевизора - прогулка на свежем воздухе.
Агитация здорового образа жизни – еще один общий метод борьбы с вредными привычками. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Проводя анонимный опрос среди обучающихся 9-11 классов, я была удивлена, сколько учащихся подвержены этой вредной привычке, в связи с чем я решила мотивировать учащихся избавиться от этой пагубной привычки и помочь им своими советами и рекомендациями по отказу от курения.
Что происходит с организмом после отказа от курения.
- через год риск коронарной болезни снизится на половину;
- через 5 лет снизится вероятность умереть от рака легких;
- нормализуется содержание кислорода в крови;
- через 2 дня усилится способность ощущать вкус и запах;
- через неделю улучшится цвет лица;
- исчезнет неприятный запах от кожи волос;
- исчезнет неприятный запах при выдохе;
- через месяц вас покинет утомляемость;
- исчезнет головная боль по утрам;
- перестанет беспокоить кашель.
Способы отказа от курения:
Бросить курить может каждый — нужно лишь пожелать. Это важно для тех, кто очень хочет продолжать жить, причем полноценной здоровой жизнью. Важно не дать какой-то привычке взять верх над собой, взять себя в руки и беречь свое здоровье. Бросать курить нужно сразу, не откладывая решения на ближайший понедельник. Просто нужно перестать курить. Чем дольше вы ждете, тем сильнее будет зависимость, а значит и сложнее будет бросить курить!
- Немедикаментозные. Самостоятельное прекращение курения. Работа психолога совместно с терапевтом, с учетом курительного поведения.
- Медикаментозные (связано с лечением абстинентного синдрома препаратами, содержащими никотин). Использование препаратов, содержащих никотин, менее опасно для здоровья, чем курение.
Жевательная резинка. Лечение начинается с назначения 2-4 мг активного вещества и в течение 3 месяцев обычно расходуется 8-12 жевательных пластинок. Лечение можно прекратить при употреблении 1-2 жевательных резинок в день.
Пластырь. Содержит 15 мг никотина, фиксируется на коже туловища, плеча или бедра утром и удаляется на время сна. Курс лечения - около 3 месяцев, затем применяется пластырь, содержащий 10 мг вещества, а через 3 месяца - 5 мг вещества.
Практика показывает, что искоренение или борьба с вредными привычками – это длительный процесс, который требует терпения, последовательности, системы и выдержки. Любую из вредных привычек трудно искоренить, если бороться с ней от случая к случаю. Привычка — это не навсегда. Это всего лишь временное явление. И сколько оно продлиться зависит только от самого молодого человека.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Социологический опрос учащихся.
Для разработки рекомендаций по борьбе с вредными привычками я изучала исходное состояние изучаемого вопроса. Базой исследования стало МБОУ «Школа №12». В целях изучения состояния исследуемой проблемы я использовала метод анкетирования и тест Фагерстрема « Оценка степени никотиновой зависимости». Анкета содержала вопросы о наличии вредных привычек у ребят, о курение в помещение школы, об информированности о способах борьбы с вредными привычками. Анкета была предложена учащимся 9- 11 классов. В анкетировании принял участие 45 респондентов (Приложение №1)
2.2. Анкетирование.
Обработка результатов анкетирования выявила следующие результаты:
Всего приняло участие 46% от всех обучающихся 9-11 классов.
92% опрошенных считают, что у них нет вредных привычек; из тех, кто признает наличие у себя различных вредных привычек: 8% , хотя 34% опрошенных пробовали курить хотя бы 1 раз.
Высокий процент опрошенных не курящие 92%, т.к. они много знают о вреде курения на организм человека.
Учащиеся узнают о табаке и его воздействии на организм человека из различных источников: из разговорах с родителями 51%; в школе на классных часах, тематических мероприятиях 12%; из книг, журналов и газет 1%; из средств массовой информации 9%; от друзей 1%.,но есть 9,8% опрошенных, которые не владеют информацией о вреде курения .
На некоторые вопросы, а именно, где они приобретают сигареты 33% обучающихся не дали ответ, тем самым скрыли информацию.
Как показывает опрос, подростки хотели бы узнать о вредных привычках больше, а именно: о влиянии алкоголя и курения на организм человека; об опасности употребления наркотических веществ; как отказаться, когда предлагают делать то, что не хочется; как стать «душой» компании в обход вредным привычкам. (Приложение 2).
Большинство опрошенных (92%) согласны с тем, что курение опасно для здоровья, но не смотря на это 8% из них курят в настоящее время. Основным местом курения является улица и школа, однако некоторые – делают это дома. Таким образом, проведенное анкетирование позволяет сделать вывод о том, что у большинства учащихся 9-11 классов есть вредные привычки, и чаще всего это из-за большого количества свободного времени, 43% обучающихся не посещают ни внеурочную деятельность и факультативы, ни спортивные секции. При этом наблюдается необходимость в оказании информационной и психологической помощи учащимся в борьбе с вредными привычками.
Заключение.
Решение задач данного проекта позволило сделать выводы:
1. Среди учащихся школы есть группы школьников, которые имеют вредные привычки и желают избавиться от них, но есть среди них те, кто не может сделать это самостоятельно;
2. Необходимо вести профилактические беседы среди школьников об опасностях вредных привычек;
3. Необходимо больше внимания уделять воспитательной работе в школе, а именно: школьные вечера, походы, туристические поездки, классные часы.
В ходе работы было проведено анкетирование по выявлению вредных привычек, были разработаны рекомендации по возможным способам борьбы с вредными привычками среди школьников. Исследование показало, что среди учащихся 9-11 классов многие пробовали курить, но, к счастью, сейчас не курят и в целом отрицательно относятся к курению. Чаще всего пробуют курить не те, у кого перед глазами пример родителей, а те, у кого слабый характер. Из данных социологического опроса, мы установили, что курение оказывает отрицательное воздействие на жизненные процессы организма человека, и ,как выяснилось, многие это осознают.
В заключение отмечу, что каждый человек волен сделать свой выбор - по какому пути ему идти. Идти по пути получения удовольствий от каждодневной упорной работы по совершенствованию своих духовных и физических качеств, по пути укрепления своего здоровья и создания условий для благополучной взрослой жизни. Или идти по ложному пути получения удовольствий от курения сигарет, вейпов, айкасов а значит, по пути быстрого уничтожения своего здоровья и своего будущего благополучия.
В современном мире альтернативой вредным привычкам может служить спорт. Занимайтесь спортом, отказывайтесь от вредных привычек и ведите здоровый образ жизни!
Список используемой литературы.
1. Гемкова Л.Л., Славков Н.Б. Почему это опасно / Л.Л. Гемкова, Н.Б. Славков. – М.: «Просвещение», 2008. – 96с.
2. Данилин А., Как спасти детей от наркотиков. – «Врачи предупреждают». – М.: «Центрополиграф», 2000. – 384с.
3. Ерёменко Н.И. Профилактика вредных привычек. – Волгоград: Панорама; Москва: Глобус, 2007, стр. 64, 68.
4. Комиссаров Б.Г. Подросток и наркотики. Выбери жизнь! / Б.Г. Комиссаров. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 128с.
5. Макеева А.Г. Не допустить беды: 15 ответов на трудные вопросы: Пособие для работы с учащимися 10-11 классов. – Москва: «Просвещение», 2003, стр. 43.
6. Не болей! Аллергия от «А» до «Я». Приложение к журналу «Здоровье» №4. – М.: Изд. Дом «Здоровье», 2006. – 64с.
7.Петренко Л.Ф. Коварный враг / Л.Ф. Петренко. – М.: «Знание», 2007. – 35 с.
8.Энтин Г.М. Когда человек себе враг / Г.М. Энтин. – М.: «Знание», 2008. – 124 с.
9. Воспитание детей в семье
.http://ymbaby.ru/vred-privych/item/842-computer-dependent.html
10.Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. http://www.grandars.ru/college/medicina/vrednye-privychki.html
11. Интернет-журнал о здоровье, развитии, психологии, воспитании и обучении детей.https://childage.ru/psihologiya-i-razvitie/vospitanie-rebenka/vrednyie-privyichki-i-ih-vliyanie-na-zdorove.html#6
12.Сам себе психолог.http://www.psychology-faq.com/vrednye-privychki-razrushayushhie-cheloveka-i-ego-sudbu/
Приложение 1
Анкетирование школьников «Курение»
Школа _____________ Класс____________ Пол: муж жен (нужное подчеркнуть) Возраст_______лет Нас очень интересует ваше мнение по некоторым вопросам, касающимся молодежных проблем. Заполните, пожалуйста, анкету. 1. Как вы думаете, сколько среди ваших одноклассников тех, кто уже курит? а) никто; б) 1-2 человека; в) около трети; г) около половины; д) большинство. 2. Предлагали ли Вам друзья или знакомые покурить? а) нет; б) да; 3. Пробовали ли Вы хотя бы раз покурить? а) нет; б) да; 4. В настоящее время Вы курите? а) нет; б) да; 5. Считаете ли вы курение вредным для здоровья? а) да; б) нет. 6. Откуда вы получаете информацию о вреде курения? а) не получал; б) от родителей; в) из школы; г) из телевидения; д) из газеты, журналов; е) от друзей; ж) от сотрудников милиции; з) от наркологов; и) другое (указать). 7. Какую информацию о вреде курения вы считаете наиболее интересной и достоверной? а) от родителей; б) из школы; в) из телевидения; г) из газет и журналов; д) от друзей; е) от сотрудников милиции; ж) от наркологов; з) другое (указать).______________________________________________________ ______________________________________________________________________ 8. Если Вы курите, то где приобретаете сигареты? а) покупаю в магазине; б) тайком беру у родителей; в) собираю недокуренные сигареты на улице; г) прошу у друзей; д) другое (указать)._____________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 9.Сколько часов ежедневно Вы вынуждены находиться в накуренном помещении а) не нахожусь; 10. Что из перечисленного достаточно часто имеет место в вашей школе: а) оскорбление личности; 11. После уроков ты посещаешь: а) факультативы в школе; е) не занимаюсь ничем 12. Для отдыха и развлечения учеников в вашей школе проводят: а) дискотеки; Спасибо за сотрудничество! |
Приложение 2
Мороз и заяц
Весёлая кукушка
Сказка про Серого Зайку
Лист Мёбиуса
Музыка космоса