Цель проекта:
Подробно изучить причины возникновения межличностных конфликтов в школе и возможные методы их разрешения. Разработка памятки для разрешения школьных конфликтов.
Вложение | Размер |
---|---|
проект полезен для разрешения конфликтов между школьниками | 254.58 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Танзыбейская средняя школа»
Индивидуальный итоговый проект на тему:
Школьные конфликты
между учениками и пути их разрешения
Выполнила: Сытина Альбина Сергеевна,
ученица 9 класса
Руководитель проекта: Кайнова О.А.,
учитель истории и обществознания
п.Танзыбей, 2023 г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………….…..…3
Глава 1 Теоретическая часть
1.1.Общие сведения о понятии «конфликт»………………………..…….....5
1.2.Причины конфликтов……………………………………………………...7
1.3. Основные этапы конфликтов………………………………………..…..8
1.4. Способы (стили) разрешения конфликта……………………………….9
1.5. Как избежать конфликтных ситуаций …………………………………11
Глава 2 Практическая часть………………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………...15
Список литературы…………………….………………………………..….16
Приложение…………………………………………………………………..17
Введение.
Актуальность.
Опросив своих одноклассников, я выяснила, что почти каждый ученик, хотя бы раз за время обучения попадал в конфликтную ситуацию с одноклассником и как следствие, возникали драки, обзывания друг друга. Для того, чтобы правильно выйти из конфликтной ситуации, необходимо разобраться как правильно это сделать.
В связи с этим передо мной возникла проблема: мы знаем, что в школе возникают конфликтные ситуации, при которых ученики могут потерять свое самообладание, однако не умеем правильно их разрешать.
Гипотеза: я предполагаю, что большинство конфликтов происходит из-за недопонимания, нежеланиями принять и понять друг друга.
Цель проекта:
Подробно изучить причины возникновения межличностных конфликтов в школе и возможные методы их разрешения. Разработка памятки для разрешения школьных конфликтов.
Задачи проекта:
1)изучить понятие «конфликт»;
2)выявить причины возникновения конфликтов;
3) рассмотреть основные этапы конфликтов;
4) выбрать эффективные способы разрешения конфликтов;
5) разработать памятку для разрешения школьных конфликтов и ознакомить с нею одноклассников на классном часе.
Объект проекта - межличностный конфликт.
Предмет проекта - школьные конфликты между учениками и способы их разрешения
Для выполнения проекта мною были применены следующие методы: социологический – в ходе исследования было проведено анкетирование учащихся о причинах конфликтов в моем классе (методы анализа и обобщения);
статистический – обработка результатов в диаграмме;
теоретический – изучение и анализ материалов средств массовой информации, научной и справочной литературы, интернет источников.
Работая над проектом, были выделены следующие этапы:
1.Подготовительный этап.
-выбор темы, определение проблемы, цели и задач исследования.
2. Основной этап
-планирование работы;
-поисково-информационная деятельность;
-подбор необходимой информации;
-изучение понятия «конфликт», «межличностный конфликт» и разработка рекомендаций как правильно разрешить конфликтную ситуацию;
-оформление результатов
3. Заключительный этап.
-презентация и защита проекта;
-рефлексия после защиты проекта, внесение коррективов.
Практическая значимость проекта: практическая значимость моего проекта заключается в том, что использование рекомендаций разрешения конфликтов между учениками можно использовать на классных часах, уроках обществознания, родительских собраниях.
Глава I. Теоретическая часть
1.1Общие сведения о понятии «конфликт».
Понятие «конфликт» в научной литературе, как и в публицистике, неоднозначно. Существует множество определений термина «конфликт». В учебнике 6 класса обществознание под редакцией Л.Н.Боголюбова: конфликт – это столкновение противоположных интересов. Межличностный конфликт – столкновение интересов нескольких участников.
Само слово "конфликт" - явление из области психологии. Все знают, что конфликт - это отсутствие общего мнения на тот или иной вопрос или ситуацию. На самом деле это слово можно определить и другими фразами, но суть - одна - отсутствие общего мнения, согласия, договоренности. В конфликте имеет место противоречие участвующих в нем сторон.
Конфликт (лат. conflictus) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.
С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется
Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать.
1.2.Причины конфликтов.
Объективные причины. К ним относят столкновение интересов разных людей, слабое использование процедур разрешения противоречий, недостаточная разработанность этих процедур.
Социально-психологические причины. Они порождают конфликты в ситуациях, когда нет сбалансированности в исполнении своих ролей, неправильная оценка результатов своей деятельности и т.д.
Личностные причины конфликтов. Это такие факторы, как особенности темперамента и характера человека (холерики, конфликтные люди чаще являются инициаторами конфликтных ситуаций), неадекватная оценка своих возможностей, недостаточная социальная адаптированность и прочее. Эта группа чаще всего является причиной бытовых конфликтов.
1.3. Основные этапы конфликтов.
Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т. д.
заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.
1.4. Способы (стили) разрешения конфликта.
В учебнике Л.Н. Боголюбова выделено 4 стиля (или пути) разрешения конфликта:
Кроме этого, проводя исследование других источников, мною были более подробно изучены способы (стили) разрешения конфликта
Стиль сотрудничества. Обозначает, что субъект старается разрешить конфликт в свою пользу, но при этом должен учитывать интересы оппонента. Поэтому разрешение конфликта предполагает поиск выгодного обеим сторонам исхода. Наиболее типичными обстоятельствами, когда используется этот стиль, можно считать следующие:
если обе стороны конфликта имеют одинаковые ресурсы и возможности;
если разрешение этого конфликта выгодно, и ни одна из сторон не устраняется от него;
если между оппонентами давние и взаимовыгодные отношения;
если у каждой из сторон вполне объяснимые цели, которые они могут объяснить; если у каждой из сторон есть иные пути выхода из кризиса.
Стиль компромисса. Компромисс означает, что противники стараются найти такое решение, при котором будут какие-то взаимные уступки. Использование этого стиля возможно, если стороны обладают одинаковыми ресурсами, но их интересы взаимоисключающие. Тогда стороны придут к какому-то временному решению, а выгода, которую они получат, будет кратковременной.
Самое интересное, что именно компромисс становится порой единственным возможным выходом из конфликта. Когда противники уверены, что стремятся к одинаковому результату, но понимают, что одновременно достичь этого невозможно.
Стиль избегания (уклонения). Обычно используется в том случае, когда потенциальный проигрыш в каком-то определённом конфликте намного выше, чем те моральные издержки, которые вызовет уклонение.
Стиль приспособления. Проявляется в том, что личность совершает какие-либо действия, ориентируясь на поведение других людей, однако при этом не стремится отстаивать свои интересы. Он как бы заранее признаёт доминирующую роль оппонента и уступает ему в их противостоянии. Подобная модель поведения может быть оправдана лишь тогда, когда, уступая кому-то, вы слишком много теряете.
Подобный стиль для разрешения конфликта рекомендуется выбирать в следующих случаях:
когда необходимо сохранить мирные отношения с другим человеком или даже целой группой;
когда недостаточно власти, чтобы одержать победу;
когда победа для оппонента важнее, чем для вас;
когда необходимо найти решение, устраивающее обе стороны;
когда невозможно избежать конфликта, а сопротивление может навредить.
1.5 Как избежать конфликтных ситуаций.
После анализа литературы я постаралась, на мой взгляд, отобрать самые эффективные методы избегания конфликтной ситуации и поместить их в памятку «Правила поведения по недопущению возникновения конфликтной ситуации»:
Глава 2. Практическая часть
Изучив и проанализировав нужную литературу о конфликтах, мне нужно было узнать, из-за чего происходят конфликты между учениками в моем классе. Для этого, мною в классе было проведено анкетирование «Причины конфликтов между учениками».
Результаты анкет следующие: чаще всего конфликты происходят вследствие оскорблений одного человека по отношению к другому -50%, недопонимание между учителем и учеником - 35%, из-за нарушения дисциплины в классе - 15%. Таким образом, выделена главная причина конфликтов в нашем классе – это оскорбления.
После полученных результатов я решила получить очную консультацию о причинах конфликта и способах выхода из него у учителей-медиаторов своей школы: Марины Павловны Дьяченко и Анастасии Павловны Белевской. На консультации я узнала, каким образом можно выйти из конфликтной ситуации. Учителя мне показали несколько способов разрешения конфликтов.
После консультации я разработала памятку «9 правил, которые помогут при конфликте». Эту информацию я рассказала на классном часе своим одноклассникам, где представила эту информацию в виде информационного буклета.
Памятка по предотвращению межличностных конфликтов.
При возникновении напряжения в общении попробуйте следующее:
Для профилактики конфликтов между учениками можно организовать игры и упражнения, такие как:
1.ПОДНИМИ МОНЕТУ. Эта игра учит договариваться. Для того чтобы ее провести, понадобится книга большого формата или что-то подобное, на чем одновременно смогут стоять двое учащихся. Также нужны две монеты или два камешка. Каждый из учащихся ищет партнера, с которым они часто конфликтуют. Участники встают на книгу и кладут на свободные края книги две монеты. Каждый из них должен поднять одну монету.
При этом запрещается наступать на пол или держаться за что-нибудь. Ребята могут поддерживать друг друга, им разрешается разговаривать. У каждой пары есть 1 минута на подготовку. При желании можно потренироваться, естественно, без книги. Пары приступают к выполнению задания по очереди. Остальные наблюдают и готовятся. Нельзя громко разговаривать, давать советы или критиковать. В конце все аплодируют.
2.ОБМЕН РОЛЯМИ. Предложить ученику разыграть его недавнюю ссору с ровесником. В этой ролевой игре пусть он выступает в качестве своего «противника».
Заключение.
Подводя итоги, своего проекта:
Список литературы
Интернет - источники:
Приложение 1.
Анкетирование «Причины конфликтов среди учащихся»
Учащиеся 9 класса ответили на открытый вопрос анкеты: из-за чего в нашем классе появляются конфликты.
Ребята выделили 3 главных причины: из-за оскорблений, из-за недопонимания между ребятами, из-за нарушения дисциплины в классе.
Приложение 2.
Памятка по предотвращению межличностных конфликтов.
При возникновении напряжения в общении попробуйте следующее:
Приложение 3.
Игры и упражнения для профилактики конфликтов
1.ПОДНИМИ МОНЕТУ. Эта игра учит договариваться. Для того чтобы ее провести, понадобится книга большого формата или что-то подобное, на чем одновременно смогут стоять двое учащихся. Также нужны две монеты или два камешка. Каждый из учащихся ищет партнера, с которым они часто конфликтуют. Участники встают на книгу и кладут на свободные края книги две монеты. Каждый из них должен поднять одну монету.
При этом запрещается наступать на пол или держаться за что-нибудь. Ребята могут поддерживать друг друга, им разрешается разговаривать. У каждой пары есть 1 минута на подготовку. При желании можно потренироваться, естественно, без книги. Пары приступают к выполнению задания по очереди. Остальные наблюдают и готовятся. Нельзя громко разговаривать, давать советы или критиковать. В конце все аплодируют.
2.ОБМЕН РОЛЯМИ. Предложить ученику разыграть его недавнюю ссору с ровесником. В этой ролевой игре пусть он выступает в качестве своего «противника».
Приложение 4
Буклет (фото и фото, где проходила медиацию, где раздавала буклеты)
Хитрость Дидоны
Сторож
Ночная стрельба
Три коробки с орехами
Петушок из русских сказок