Тема: «История Великой Отечественной войны 1941-1945гг. в истории моей семьи».
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_po_istorii.doc | 201.5 КБ |
II Всероссийский конкурс исследовательских работ школьников
«История семьи-история Отечества»
Тема работы:
«ДОРОГАМИ ВОЙНЫ К ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ
(В ИСТОРИИ МОЕЙ СЕМЬИ)».
Автор исследовательской работы: Байрамгулова Эльвина Дамировна, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ Югра, г. Нижневартовск, МБОУ «СШ №25», учащаяся 8 класса
| ||
Москва - 2022
Тема: «ДОРОГАМИ ВОЙНЫ К ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ (В ИСТОРИИ МОЕЙ СЕМЬИ)».
Содержание
Введение | 2 |
Научно-исследовательская работа | 4 |
1. Первый день войны | 4 |
2. Начало фронтового пути | 4 |
3. Дорогой войны | 6 |
4. На пути к победе | 8 |
5. Война с Японией | 9 |
Заключение | 10 |
Список используемых источников | 11 |
Приложения | I-VIII |
Тема: «ДОРОГАМИ ВОЙНЫ К ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ (В ИСТОРИИ МОЕЙ СЕМЬИ)».
Введение
Я память верную буду хранить
В этом году страна отмечает всенародный праздник – 67 лет со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Много героических страниц вписано в летопись ВОВ. Много интересных фактов, событий вспоминают герои той войны, их дети, внуки. «Уходят в легенды, воспоминания, песни, под гранитные плиты мемориалов» говорилось в одной из телепередач. Все меньше в живых остается тех, кто сражался за нашу Родину. Надо сделать так, чтобы не угасала память о прошлом, о людях, которые сражались. Ведь каждый солдат «…сделал все, что мог: себя в бою не пожалел, а Родину сберег» (М.Исаковский). Я подумала, а ведь в моей семье тоже есть участник той войны, и я могла бы рассказать о его фронтовом пути.
Каждое лето я провожу у своего прадедушки Шафикова Завдата Латыповича, в этом году ему исполнилось 87 лет. Он много рассказывает об этой одной из самых разрушительных воин, о людях, которые воевали с ним.
Цель моей работы – проследить фронтовой путь моего прадедушки в годы Великой отечественной войны.
Для достижения поставленной цели я выбрала следующие задачи:
Гипотеза: если бы не подвиг моего дедушки и его однополчан, то, возможно, это повлияло бы на исход войны.
Объектом изучения является Великая Отечественная война 1941 – 1945 года.
Методы, применяемые в исследовании: сбор и изучение исторической информации, ее систематизация, на ее основе выводы и умозаключения, интервьюирование опроса, обработка его данных, выводы, метод сравнительного исторического анализа, историческое расследование, наложение на историческую карту, обобщение, интервьюирование, анализ.
Предмет изучения – фронтовой путь моего деда во время войны.
План исследовательской работы
Лето 2019г: беседа с дедушкой о войне, изучение его документов.
Октябрь – ноябрь: изучение литературы, интернет ресурсов по теме исследовательской работы, уточнение данных у учителя, родственников, накопление материалов.
Декабрь – январь: сопоставление рассказов и научной литературы, составление отчета о проделанной работе.
Февраль: подготовка выступления, создание буклета, презентации.
Тема: «ДОРОГАМИ ВОЙНЫ К ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ (В ИСТОРИИ МОЕЙ СЕМЬИ)».
Основная часть
1.Первый день войны.
Утро 22 июня 1941 года не предвещало никакой беды. Дедушка со своим отцом как обычно отправился на работу. Они плели забор из прутьев для загона колхозных лошадей. После работы они еще долго искали заблудившуюся лошадь. Подъезжая к деревне, дедушка с отцом услышали дикие крики, плач женщин. «Случилось что – то страшное» - подумали они. От селян они узнали, что утром Фашистская Германия, нарушив пак о ненападении, вторглась на территорию Советского Союза.
В этот же день была сформирована группа добровольцев. В нее записался и дедушка. Ни одна семья не осталась безучастной. На следующий день по приезду в военкомат у всех запросили документы. Дедушку в этот день не взяли на фронт т.к. ему было только 17 лет. «Все, кто ушел на фронт 23 июня, не вернулись. В течение месяца их семьи получили похоронки» - вспоминает дедушка.
«Все для фронта! Все для победы!» - этот призыв звучал в те годы. Судьба страны решалась не только на полях сражения. Люди трудились без устали на полях, у станков, чтобы фронт получил новейшее оружие, одежду, продукты питания. Прадедушка работал в поле, ежедневно возил хлеб для фронта за 120 км от деревни на лошадях. За работу в тылу он получил медаль «За доблестный труд во время войны»
В сентябре 1942 года моего дедушку мобилизовали в армию (Приложение 1). Он попал в Суслангерь (так называли бойцы этот лагерь), который находился в Марийской республике. Здесь готовили будущих солдат в танковые войска, учили стрелять. Солдаты постоянно испытывали голод, но продолжали работать и помогать фронту. А ночью дед плел лапти себе и друзьям, т.к. одежды совсем не было.
2. Начало фронтового пути.
7 ноября 1942 года дедушка и другие солдаты приняли присягу и отправились на фронт. Солдат привезли в Москву, где их отбирали командиры. Мой дедушка попал во Вторую Минометную бригаду под командованием Юсупова. Это была секретная часть, поэтому проводился жесткий отбор, все личные данные тщательно проверялись. Ему предстояло воевать в составе знаменитых дивизионов «Катюш».
Во время войны дедушка прошел 4 фронта: Брянский, Первый Прибалтийский, Первый Белорусский, Дальневосточный. О чем свидетельствуют записи в военном билете:
- сентябрь 1942г – декабрь 1942г – 84 Западный стрелковый полк,
- декабрь 42г – март 43г – 2 минометная бригада;
- март 43г – 46г – 26 Гвардейская Минометная бригада.
«Катюша» - легендарное оружие Великой Отечественной войны, сокрушающие залпы которого часто демонстрируют как в документальных, так и в художественных фильмах (см. Приложение 2).
В 1942-1943 г.г. пусковые станки «Андрюша» (родственник «Катюши») широко применялись Красной Армией для прорыва линий обороны немецко-фашистских войск посредством разрушения укреплений и уничтожения живой силы врага в прифронтовой полосе.
Рис.1 Залп пусковых установок «Андрюша» Рис.2 Подготовка орудия к бою
Всю войну мой дедушка управлял пусковым станком «Андрюша». Он рассказывал, что за 7 – 10 сек. выпускались все снаряды в тыл врага, после чего орудие быстро собиралось и перевозилось на другое место. Бой подхватывали танковые войска и пехота. А они продолжали бой уже с других позиций. Также могли сопровождать пехоту и танки в прорыве, при необходимости подавляя очаги сопротивления.
События 5 июля – 23 августа 1943г. в истории войны получили название – Курская битва. Стремясь изменить ход войны в свою пользу и взять реванш за поражение под Сталинградом, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска. Здесь они хотели окружить и уничтожить наши войска. Но советское командование раскрыло планы врага и подготовилось к боям. Фашисты двинули в бой новые тяжелые танки.
В июне 1943г. 26 гвардейская минометная бригада, где служил дедушка, дислоцировалась в районе деревни Прохоровка. Здесь солдаты рыли окопы, готовили орудия. А 5 июля за несколько минут до начала немецкого наступления «…19тыс. советских орудий нанесли сокрушительный удар по местам сосредоточения изготовившихся германских войск. В результате враг понес большие потери и смог начать наступление лишь спустя несколько часов… Продвинуться же немцы смогли лишь на 30 – 35 км…»[1]
«Более 4 мил. человек было вовлечено в это сражение с обеих сторон. В боях на Курской дуге принимало участие свыше 69 тысяч орудий и минометов, боле 13 тысяч танков и самоходных орудий, до 12 тысяч боевых самолетов. Здесь развернулись невиданные до тех пор танковые и воздушные сражения.»[2] Итогом этих боев стало освобождение Белгорода и Харькова.
12 июля советские войска перешли в контрнаступление. В этот же день в районе деревни Прохоровка состоялась крупнейшее в мировой истории встречное танковое сражение. Но все, же наступление началось с залпового огня артиллерийских систем «Катюша» и «Андрюша». Как рассказывает дедушка, за 7 сек. эти орудия выпустили 1724 снаряда. Только после этого в бой вступили танки. Минометные части поддерживали стрелковые соединения, как в обороне, так и наступательных боях своими мощными огневыми ударами.
В ходе всей Курской битвы в этот день наступил перелом, началось массовое изгнание оккупантов. Немцы были вынуждены перейти к обороне.
Рис.3 Битва на Курской дуге ( место дислокации дивизии дедушки)
3. Дорогой войны.
После Курской битвы создались условия для перехода наших войск в общее летнее - осеннее наступление. Как я узнала из литературы о Великой Отечественной войне, советские войска освободили 2/3 советской территории, враг перешел к стратегической обороне. Огромную помощь для достижения этого оказала работа советского тыла - партизан. В это время партизанские отряды объединились в бригады и дивизии для рейдовых операций. В период с 3 августа по 15 сентября 1943г. они развернули «рельсовую войну», парализовав железнодорожное сообщение в тылу врага в разгар наступления Красной Армии.
Дивизия дедушки в составе Брянского фронта направилась в сторону Витебска, они двигались первыми. Ими была пройдена Орловская, Брянская, Смоленская области (Приложение III). «На протяжении всего пути, вдоль дорог повсюду стояли виселицы. На них висели погибшие люди с табличками, на которых было написано «партизан» - вспоминает дедушка со слезами на глазах.
Однажды ночью около Витебска от постоянных бомбежек загорелись установки, в которых находились снаряды. Большинство однополчан дедушки уснули после тяжелого боя. Дедушке одному удалось потушить 3 установки «Андрюша», за что ему была объявлена благодарность командованием. Как выяснилось позже, немецкие войска целенаправленно обстреливали эту местность, зная о нахождении установок. Накануне, под видом местного жителя по близости ходил предатель.
В июне - августе 1944 г. солдаты дивизии дедушки участвовали в уничтожении немецких группировок у Витебска и Могилева. Освобожденной от врага
Рис.4 Второй период Великой Отечественной войны (1942—1945 гг.) оказалась не только вся Белоруссия, но и значительная часть Литвы. Далее в составе 2-й Гвардейской, Краснознаменной, ордена Александра Невского минометной дивизии проводились сражения на территории Литвы и Латвии.
Именно здесь, сражаясь в составе отдельных дивизионов «Катюш» в кровопролитных боях за Невель, Городок, дивизия дедушки сыграла свою выдающуюся роль в разгроме противника, за что ей было присвоено название «Городокская».
«Война в Прибалтике велась на изматывание противника. Мы организовывали бесконечные «наступления», однако сил и средств для этого было недостаточно, немцы успешно оборонялись. Потери с нашей стороны были огромные. Так продолжалось все лето и всю зиму» - вспоминает дедушка.
Часто дедушка вспоминает еще один случай, который произошел около деревни Гороховка. Ни в самой деревне, ни поблизости от нее не осталось местного населения, почти все погибли или были убиты немцами. Случайно дедушка наткнулся на закрытую яму, увиденное его сильно поразило. Там сидели старик и двое маленьких детей, они испуганными глазами смотрели на дедушку. Выглядели они ужасно: истощенные («остались одни глаза»), замученные, уставшие. В этой яме они сидели несколько дней, не выходя из нее. Дедушка помог им выбраться, т.к. самостоятельно передвигаться они уже не могли. Дедушка развел костер, чтобы накормить и согреть их. Но вскоре была дана команда о продолжении движения. Дедушка плача уходил от спасенных людей, он оставил им все, что у него было: паек, котелок, ложку, спички. До сих пор он думает: что произошло с теми детьми и надеется, что они выжили в той войне.
4. На пути к победе.
Особая честь войнам дивизии выпала участвовать в Висло – Одерской операции. 12 – 14 января 1945г в Восточной Пруссии и Польше началось наступление советских войск. Они окружили прусскую группировку, преодолели в центре фронта Вислу, освободили Варшаву, захватили плацдармы на Одере. До Берлина оставалось 60 км. Затем 9 апреля пал Кенигсберг (Калининград).
На подступах к Берлину к дедушке прибилась собака. Дед подружился с ней, подкармливал ее, играл. Однажды ночью дедушка совершал обход, собаки рядом не было. Вдруг она выбежала, и начала дико лаять в сторону кустов, дедушка еле успел увернуться от пули. В кустах прятался немецкий офицер, но дедушка сумел взять его в плен. Таким образом, собака спасла деда от смерти, за несколько дней до Победы.
В апреле 1945 года началась Берлинская операция. Ей руководил выдающийся полководец маршал Георгий Константинович Жуков, Командующий Первым Белорусским фронтом. Все помнят его слова: «…Берлин перед вами…Взять его – наша задача…». 25 апреля Берлин был окружен, а 2 мая дедушка (1-й Белорусский фронт в составе трех дивизионных батарей) был уже в самом городе и одним из первых стрелял по Рейхстагу.
После хорошо проведенной операции дивизию дедушки отправили на канал Шпрей, где они находились целый месяц и строили лагерь. Там они узнали о том, Рис.7 Битва за Берлин
что 8 мая в Карлхорсте представителями стран – победительниц и гитлеровским военным руководством был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. 9 мая в нашей стране стал Днем Победы, хотя отдельные бои в Германии продолжались весь май.
5. Война с Японией.
Разгром Германии не означал окончания Второй мировой войны. Она продолжалась на Дальнем Востоке, где США, Англия и Китай вели войну с Японией. Выполняя союзнические обязательства, наша армия 8 августа объявила войну Японии.
В течение месяца солдаты из Берлина добирались до Дальнего востока. Здесь дивизия дедушки вошла в состав Дальневосточного фронта. Остановились у Верблюжий Сопки, «здесь японцы уже успели поставить 12 кратную колючую проволоку и сделать1,5 км тоннель». Особенно запомнилось сражение в Маньчжурии, где встретились с миллионной Квантуйской армией. «…Самурайцы сражались храбро, стреляли до последнего патрона, а потом убивали себя кинжалом в сердце». Когда Советская армия подошла к Харбину, японское командование приказало своим войскам прекратить боевые действия, самураи сдались. Следом был взят Порт – Артур.
«2 сентября 1945 года японская делегация на борту американского линкора «Миссури» в Токийском заливе подписала акт о безоговорочной капитуляции. Таким образом, Вторая Рис.8 Война с Японией мировая война завершилась полным поражением и капитуляцией тех, кто ее развязал»[3]
Через 5 – 6 месяцев 26 гвардейскую минометную бригаду расформировали часть из них находилась около Владивостока, а другая часть в Порт – Артуре. Еще долгое время с октября 1946 по май 1947 г дедушка служил около «Черной речки», охранял склад № 27/15, возил почту из Владивостока. Закончилась служба дедушки 15 мая 1947года.
За доблестный труд во время ВОВ мой прадедушка был награжден: «Орденом Великой Отечественной войны», медалями: «За Отвагу», "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.", "За победу над Японией", медалью Жукова, «Ветеран Гвардейских минометных частей», медаль Гвардии СССР и много юбилейных медалей (Приложение III).
Заключение
В ходе исследовательской работы мною была изучена литература по теме «Великая Отечественная война», я узнала об основных военных действиях: Курская битва, освобождение Белоруссии, Латвии, Литвы, взятие Берлина, война с Японией. На меня огромное впечатление произвела самоотверженность, мужество солдат, партизан, они не жалели свои жизни ради будущего своего народа, детей, матерей. Никто не остался безучастным в этой войне.
Мне интересно было узнать о фронтовом пути прадедушки. Трижды во время войны он столкнулся со смертью, был контужен, много хороших друзей находилось рядом с ним на его фронтовом пути, но встречались и предатели, трусы.
Во время работы я соотнесла данные изученной литературы с рассказами дедушки, я составила географическое наложение его фронтового пути, оформила буклет «Я память верную буду хранить» для школьного музея.
Отвечая на главный вопрос своей работы, я сделала вывод: во-первых, дедушка и его однополчане не могли поступить иначе, они считали своим долгом отстоять границы нашей родины, никто из них даже мысли не допускал чтобы не пойти на фронт; во-вторых, каждый участник войны от ребенка до старика внес свой неоценимый вклад к общей победе. Даже хотя бы один из них повел бы себя по - другому война могла затянуться на годы или быть проигранной; в-третьих, мой прадедушка ценой своей жизни не раз спасал жизни людей, минометные установки (каждая такая установка была «на вес золота» в военное время). Для меня он настоящий Герой, я горжусь своим прадедушкой и рада, что могу с ним общаться!
Список использованных источников
Литература
В. Б. Перхавко. – М.: Педагогика – Пресс, 1997г. – 584с.
Интернет – ресурсы
[1] Данилов А.А. История России, ХХ – начало ХХl века: Учебник для 9 класса. Общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, А.В. Пыжиков. – М.: Просвещение, 2003.
[2] Энциклопедический словарь юного историка: (Отечественная история) /Сост. В.Б.Перхавко. – М.: Педагогика – Пресс, 1997г. – 584с.
[3] Данилов А.А. История России, ХХ – начало ХХl века: Учебник для 9 класса. Общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, А.В. Пыжиков. – М.: Просвещение, 2003 – 400с.
Заколдованная буква
Привередница
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Снеговик