Здоровье - одно из основополагающих понятий медицины и экологии человека и синтетический индикатор качества. жизни. Помимо воздействия различных вредных веществ из окружающей среды, человек в течение жизни по собственной воле подвергает себя воздействию ряда химических веществ, среди которых особая роль принадлежит лекарственным препаратам (ЛП), применяемым для лечения заболеваний и коррекции состояния организма. Последствия активного применения лекарств (в том числе в ходе самолечения) проявляются в накоплении ожидаемых и непредсказуемых побочных эффектов, часть из которых связана с взаимодействием лекарств между собой.
Вложение | Размер |
---|---|
gorbunova_polina.docx | 18.96 КБ |
Оценка распространенности процесса
самолечения у педагогов МБОУ СОШ № 2 г. Алейск
Горбунова Полина ученица 9 класса, МБОУ СОШ №2
Сохранение здоровья нации сегодня становится всеобщей социальной необходимостью. Эту многоаспектную проблему невозможно решить средствами только здравоохранения, она охватывает комплекс социально-экономических, правовых, психолого-педагогических и медико-биологических проблем. Очевидно, что в интересах сохранения здоровья нации государство должно двигаться в направлении развития культуры здоровья населения через социальные институты, в том числе через образование.
Здоровье - одно из основополагающих понятий медицины и экологии человека и синтетический индикатор качества. жизни. Помимо воздействия различных вредных веществ из окружающей среды, человек в течение жизни по собственной воле подвергает себя воздействию ряда химических веществ, среди которых особая роль принадлежит лекарственным препаратам (ЛП), применяемым для лечения заболеваний и коррекции состояния организма. Последствия активного применения лекарств (в том числе в ходе самолечения) проявляются в накоплении ожидаемых и непредсказуемых побочных эффектов, часть из которых связана с взаимодействием лекарств между собой.
По данным ВОЗ, 68% россиян в большинстве случаев предпочитают лечиться самостоятельно и все чаще приобретают безрецептурные препараты и БАДы без консультации с врачом. Самолечение - это очень трудная задача, при выполнении которой пациент может ошибиться в выборе доз и продолжительности курса лечения.
Целью нашей работы является оценка роли и распространения такого явления, как самолечение среди педагогов.
Для достижения поставленной цели решали следующие задачи:
1) выяснить степень распространенности самолечения среди учителей;
2) выявить взаимосвязь между половыми, социальными и демографическими показателями и распространением явления самолечения;
3) определить факторы, влияющие на самолечение у учителей;
4) разработать рекомендации по охране здоровья учителей в свете проблемы самолечения.
Материалы и методы исследования
Исследования проводились путем анкетирования педагогов школы. В исследовании приняли участие 52 учителя нашей школы. Результаты обрабатывались нами с помощью Microsoft Office Excel.
Результаты и их обсуждение
Самолечение. Ну кто им не занимался?! Думается, всем знакома ситуация, когда человек в вопросах собственного здоровья игнорирует мнение врачей и полагается на советы друзей, родственников, коллег по работе. Всех тех, кто готов (из благих побуждений, конечно!) дать рекомендацию по приему «проверенного» препарата. В России, по различным данным, к самолечению прибегает примерно треть населения
Исходя из полученных данных в ходе анкетирования, можем отметить следующие половозрастные, социально- демографические характеристики :
1) среди опрошенных - практическое распределение по половому признаку: 87 % женщин и 13 % мужчин ;
2) средний возраст 50 -55 лет;
3) 23 ( 44 % ) опрошенных считают себя «здоровыми»;
4) 35 человек (67 %) указали на наличие в семье медицинских и фармацевтических работников ;
5) педагоги имеют низкий уровень здоровья, об этом свидетельствует наличие соматических заболеваний: остеохондроза (в 59% случаев), сердечно-сосудистых заболеваний (у 39,1% педагогов), заболеваний желудочно кишечного тракта (у 18,8% учителей); болезней органов дыхания, эндокринологической патологии, из хронических заболеваний - наибольшая доля (70 %) педагогов - отметили у себя хронические заболевания лор- органов 43 % тонзиллиты и 27 % фарингиты.
Оказалось, что из 52 человек посещают врача более 2-3 раз в год 7 % и 76% покупает лекарственные препараты самостоятельно (без назначения врача).
При этом на уточняющий вопрос о покупке без рекомендаций и предписаний врача ответили утвердительно 48 учителей (92 %).
30% учителей имеют признаки вегетососудистой дистонии; склонность к невротическим нарушениям отмечается у 53%; до 79% работников образования имеют хронические заболевания различной степени тяжести, в основном психосоматической природы. Для учителей со стажем работы 15–20 лет характерны «педагогические кризисы», «истощение», «эмоциональное выгорание», профессиональные деформации и деструкции.
Дальнейший анализ показал, что при плохом самочувствии подавляющее большинство пойдет в аптеку за таблетками.
Лидерами среди препаратов, приобретаемых педагогами самостоятельно, по результатам опроса стали препараты от боли в горле, препараты от насморка, антибиотики и седативные средства. Основными причинами самолечения педагоги называют некомпетентность врачей, нежелание стоять в очередях и назначение, в случае обращения за медицинской помощью, слишком дорогих медикаментов или дорогостоящих методов обследования.
Сегодня практически каждый человек может написать в поисковике нужный запрос, состоящий из перечня обнаруженных у себя симптомов, самостоятельно поставить диагноз, исходя из прочитанного, и назначить себе лечение. При некоторых расстройствах оно не принесет особого вреда здоровью и возможно даже поможет облегчить состояние (на самом деле только глубже скроет симптомы). Однако плюсов у самолечения нет, а значит и говорить о них нет никакого смысла!
Многие забывают, что ряд болезней имеют схожую картину, но требуют принципиально разного подхода. Также предпочитающие самостоятельно подбирать лечение, не думают о том, что врач при постановке диагноза не ограничивается лишь симптомами и жалобами пациента. Чаще всего для подтверждения наличия недуга требуется не только провести осмотр, но и воспользоваться лабораторной или функциональной диагностикой. Только при комплексном подходе можно верно определить причину развития болезни.
Любое лекарственное средство обладает двойным эффектом: при правильном назначении оно полезно, при неоправданном – может оказаться вредным и опасным. Поэтому врач, назначая тот или иной препарат, учитывает соотношение его лечебного и возможного отрицательного воздействия. Но и в этом случае, к сожалению, не всегда удаётся избежать нежелательных последствий. При самолечении же – одни опасности. Судите сами…
Опасность № 1: неэффективность. Лекарства, принятые без назначения врача, могут не оказывать при данном заболевании никакого лечебного действия. Человек принимает бесполезное лекарство, а болезнь прогрессирует. Ухудшается самочувствие, развиваются осложнения, что в любом случае вынуждает больного обратиться к врачу. Дальнейшее лечение становится трудной и далеко не всегда выполнимой задачей.
Опасность № 2: развитие микроорганизмов, устойчивых к препаратам. Врач, при назначении лекарства, смотрит на физиологические особенности пациента, его возраст, пол, массу тела, состояние организма, индивидуально подходит к выбору средства, установлению дозы и длительности курса лечения. Он стремится также воздействовать на болезнь не только лекарственным веществом, но и назначением диетического питания, щадящего режима, физиотерапевтических процедур. При самолечении больной выбирает препарат и дозу, руководствуясь только инструкцией либо советами посторонних людей. Неправильное применение, скажем, антибиотика приводит к тому, что возбудитель вырабатывает устойчивость к лекарству. В дальнейшем, если по медицинским показаниям человеку снова потребуется лечение, оно уже не поможет…
Опасность № 3: несовместимость. Некоторые средства не сочетаются друг с другом. Они могут ослаблять или усиливать действие другого препарата на организм, вызывать побочные эффекты при совместном применении.
Опасность № 4: побочные эффекты. Наиболее тяжелое последствие самолечения – развитие побочных эффектов. Чаще всего нежелательные проявления возникают со стороны желудочно-кишечного тракта: тошнота, боль в животе, рвота, жидкий стул. Бесконтрольное применение тех же антибиотиков приводит к гибели нормальной микрофлоры кишечника, в результате развивается дисбактериоз. Ещё один из возможных побочных эффектов – аллергическая реакция. В легких случаях она проявляется в виде сыпи на коже, в тяжелых – анафилактическим шоком.
Вывод прост и очевиден: самолечение опасно для жизни и чревато необратимыми последствиями. Зачастую в больницу поступают люди с уже запущенной стадией болезни, когда вмешательство докторов уже не помогает. Поэтому важно помнить, что безопасного лекарства не существует. Прежде, чем начать что-то принимать, обязательно сходите к врачу!
Выводы
1. Большинство (около 90%) отметили, что приобретали ЛП без рекомендаций и предписаний врача.
2. Взаимосвязи между половыми, социальными и демографическими показателями и распространением явления самолечения у педагогов не выявлено.
3. Наиболее распространенной причиной самолечения была меньшая стоимость , экономия времени для посещения врача.
Список использованной литературы
1. Annual report Social Impact Through Discovery,
Scholarship & Innovation 2013-2014
http://www.hecol.ualberta.ca
2. Григулевич Н.И. Этнос как среда обитания / Н.И. Григулевич, Н.А. Дубова, Л.Т. Соловьева, М.Н. Ямсков // C6. статей по этноэкологии. Вып.3. М.: ИЭА РАН, 2012. С. 13-15.
3. Машковский М.Д. О "концепции самолечения" и безрецептурной продаже лекарств / М.Д. Машковский // Клиническая медицина. 1996. N 2. С. 73-74.
Акварель + трафарет = ?
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Кто самый сильный?
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Кактусы из сада камней