Проект выполнен совместно учениками 5-6 класса с помощью учителя-дефектолога.
Дети с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не могут самостоятельно осуществлять свою проектную деятельность, но проявляют интерес к изучению культуры и истории родного края. Поэтому я, как их учитель, стараюсь всячески поощрять их творческие стремления и старания.
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация проекта | 2.94 МБ |
Проект исследовательский на тему "Храм усыпения Пресвятой Богородицы в Вышнем Волочке | 39.9 КБ |
Слайд 1
Исследовательский проект на тему: «Храм Успения Пресвятой Богородицы как наследие истории и культуры Вышневолоцкого края» Проектная группа: Обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью ( приказ 1599, вариант 1 ): 6 класса – Баранова Варвара, Иванова Мария, Константинова Антонина , Леонов Игнат, Константинов Тахир , Поникарова Валерия, 5 класса – Кудряшов Михаил, Мясумов Макс им Руководитель проекта: учитель-дефектолог , классный руководитель – Егорова Наталья СергеевнаСлайд 2
АКТУАЛЬНОСТЬ: В преддверии великого праздника Пасхи тема церкви, веры и православных традиций нашего родного края особенно актуальна. В нашем классе не оказалось ни одного человека, который бы не соблюдал эти традиции . Все мы вместе с родителями посещаем храм, чтим традиции, отмечаем церковные праздники. Мы вспомнили об одном храме нашего города, который показался нам очень интересным и необычным. Нам захотелось узнать о нем побольше. Учитель рассказала нам, что этот храм носит название Успения Пресвятой Богородицы. Это еще больше заинтересовало нас, появилась масса вопросов, на которые мы непременно решили найти ответы.
Слайд 3
ГИПОТЕЗА: Если изучать историю Храма Успения Пресвятой Богородицы, то это будет способствовать формированию у обучающихся духовно-нравственных ценностей семьи и впоследствии поможет им соблюдать исторические традиции родного края.
Слайд 4
ЦЕЛЬ: показать , какую важную роль играет изучение истории Храма Успения Пресвятой Богородицы в формировании духовно-нравственных ценностей семьи и сохранения не только православных, но и исторических традиций родного края.
Слайд 5
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Слайд 6
Общеобразовательные: - развивать познавательную и исследовательскую активность; - формировать духовно - нравственные ценности; - развивать коммуникативные навыки, толерантность в процессе совместной работы в проекте; - обобщать и распространять опыт взаимодействия друг с другом и с другими людьми; - уметь вести диалог, отстаивать свою точку зрения, формулировать свои мысли.
Слайд 7
Коррекционно-развивающие: - формировать зрительное и слуховое восприятие на основе речевого материала; - развивать мелкую моторику на основе упражнений в прорисовке мелких деталей орнамента; - коррекция мыслительных операций на основе упражнений в сборе, анализе, обработке, сохранении информации и обмене полученными знаниями.
Слайд 8
Воспитательные: воспитывать навыки общения с учителем и с одноклассниками, с членами семьи; повышать мотивацию в изучении истории родного края и усиливать самоконтроль за собственной речью; - прививать любовь к родному краю, к его истории, культуре, архитектуре, к русским и православным традициям.
Слайд 9
Духовно-нравственные: - прививать любовь к своей семье, уважение ко всем членам семьи, заботу о родителях; - формировать уважение к истории, культуре, традициям своей малой родины.
Слайд 10
Описание храма Храм Успения Пресвятой Богородицы в Вышнем Волочке представляет памятник архитектуры, сочетающий в себе элементы русского стиля и петербургской архитектуры первой четверти XVIII века. Кирпичный трёхпрестольный храм, построен в русском эклектичном стиле. Представляет собой массивный четверик на высоком подклете с одной главой на световом восьмигранном барабане. Церковь расположена в бывшей Солдатской слободе по улице Коммунаров , дом 1/2 в городе Вышний Волочек .
Слайд 11
История Храма Успения Пресвятой Богородицы Церковь Успения Пресвятой Богородицы возведена по проекту местного архитектора А. Александрова на средства купца Я. Ермакова. Строительство продолжалось с 1864 по 1868 гг. 5 июля 1869 г. – день открытия богадельни на 70 человек. Постепенно количество увеличилось до 150 человек. Богадельня и храм содержались на проценты в Общественном банке Ермаковых. В 1926 г. закрыли богадельню, её здание заняли под школу. 18 мая 1929 г. пришло постановление о закрытии Ермаковской церкви. В августе 1931 г. с колокольни сбросили колокола. В годы Великой Отечественной Войны здесь располагался военный госпиталь. Затем храм использовали под склад, а в помещении бывшей богадельни – вновь открыли школу. Летом 1993 г. началось возрождение приходской жизни. 1 мая 1994 г. Успенской церкви прошла первая служба. 1 сентября 1997 г. открылась первая в Вышнем Волочке Православная общеобразовательная средняя школа имени преподобного Сергия Радонежского. В настоящее время церковь Успения Пресвятой Богородицы является достопримечательностью и одним из самых монументальных дореволюционных архитектурных сооружений города. В церкви ведутся реставрационные работы.
Слайд 12
Фото из книги Орлов Н.В. "Жизнь и благотворительная деятельность действительного статского советника Флора Яковлевича Ермакова"
Слайд 13
Современная жизнь храма Помимо реставрационной деятельности, община храма ведет активную миссионерскую и просветительскую работу. Уже 10 лет приход помогает Вышневолоцкой школе-интернату №2 для детей-сирот и Вышневолоцкому Дому ребенка «Солнышко» Настоятель храма протоирей Владимир является духовником Православной общеобразовательной средней школы, находящейся в смежном с храмом строении, а так же помогает Вышневолоцкой вечерней школе №1. При Успенском храме проводятся еженедельные Воскресные встречи. Существует несколько групп: две молодежных – юноши и девушки; две для школьников – мальчики и девочки; две группы женского клуба; семейная группа. Также при храме работает Социальная служба. Ее работники принимают и распределяют материальную помощь, вещи, продукты, помогают малоимущим и людям в сложной жизненной ситуации.
Слайд 14
Наш визит в Храм Успения Пресвятой Богородицы Наш визит совпал с великой пятницей накануне Воскресения Господня. Об истории праздника Пасхи мы знали из чтения библии и от своих родителей. В храме было очень торжественно и уютно. Было много прихожан, которые молились. Батюшка пригласил нас пройти в центральную часть храма, где была вынесена плащаница, символизирующая гроб Господень. Некоторые из нас приложились к святыне и помолились. Кто-то пока стеснялся, их не заставляли, они просто постояли и посмотрели на красивое убранство храма. В любом случае нам всем очень понравилось в церкви, было интересно и красиво.
Слайд 15
Наше творчество В своих семьях к празднику Пасхи мы красим вареные яички, и на уроке дефектологии учитель предложила нам раскрасить бумажные шаблоны яиц для украшения нашего класса цветами по собственному выбору. А затем обсуждали значения выбранных цветов. Это научило нас творчески мыслить и обосновывать свой ответ. Мы в своих рассуждениях объясняли, почему выбрали именно такие цвета и узоры, какие чувства они у нас вызывают, какое праздничное настроение придают нам наши яркие яички.
Слайд 16
Памятные моменты работы над проектом
Слайд 17
Заключение Изучение истории храма Успения Пресвятой Богородицы, показало нам, как важно знать историю своего родного края, как много у нас интересных старинных зданий со своей богатой удивительной историей и архитектурой. Мы поняли, как важно уважать семейные и православные традиции; научились лучше понимать родной язык, высказывать свои мысли и общаться друг с другом и с родителями. Таким образом, цель проекта нами достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена. Этот проект объединил учеников всех классов, помог нам ближе подружиться, научил нас общению с помощью диалога. И мы очень надеемся, что наш проект «Храм Успения Пресвятой Богородицы как наследие истории и культуры Вышневолоцкого края» поможет всем ученикам нашей школы любить и ценить историю нашего родного края, его историю, культуру, архитектуру и традиции.
Слайд 18
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
МБОУ «Школа №4»
Тверская область, Вышневолоцкий городской округ
Исследовательский проект
на тему:
«Храм Успения Пресвятой Богородицы как наследие истории и культуры Вышневолоцкого края»
Муниципальный конкурс проектных работ
для детей с ОВЗ «Мир без границ»
Тема конкурса: «Мой отчий край ни в чем не повторим»
Проектная группа:
Обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью
(приказ 1599, вариант 1):
6 класса – Баранова Варвара, Константинов Тахир,
Леонов Игнат, Константинова Антонина, Поникарова Валерия, Ефтина Дарья, Иванова Мария
5 класса – Кудряшов Михаил, Мясумов Максим
Руководители проекта:
учитель-дефектолог,
классный руководитель
– Егорова Наталья Сергеевна
2023 год
Содержание:
1. Введение_______________________________________________ 3
2. Основная часть__________________________________________ 5
3. Заключение _____________________________________________ 8
4. Список используемой литературы __________________________ 9
5. Приложения ____________________________________________ 10
Введение
Актуальность:
На классном часе мы разговаривали о нашей малой родине – Вышневолоцком крае, обсуждали его историю, архитектуру, культуру и традиции. Мы говорили об исторических зданиях нашего города и все согласились, что самые красивые здания это церкви.
В преддверии великого праздника Пасхи тема церкви, веры и православных традиций нашего родного края особенно актуальна. В нашем классе не оказалось ни одного человека, который бы не соблюдал эти традиции.
Все мы вместе с родителями посещаем храм, чтим традиции, отмечаем церковные праздники. Мы вспомнили об одном храме нашего города, который показался нам очень интересным и необычным. Нам захотелось узнать о нем побольше.
Учитель рассказала нам, что этот храм носит название Успения Пресвятой Богородицы. Это еще больше заинтересовало нас, появилась масса вопросов, на которые мы непременно решили найти ответы.
Гипотеза
Если изучать историю Храма Успения Пресвятой Богородицы, то это будет способствовать формированию у обучающихся духовно-нравственных ценностей семьи и впоследствии поможет им соблюдать исторические традиции родного края.
Цель
Целью нашего проекта является показать, какую важную роль играет изучение истории церкви в формировании духовно-нравственных ценностей семьи и сохранении не только православных, но и исторических традиций родного края.
Задачи:
Общеобразовательные:
- развивать познавательную и исследовательскую активность;
- формировать духовно - нравственные ценности;
- развивать коммуникативные навыки, толерантность в процессе совместной работы в проекте;
- обобщать и распространять опыт взаимодействия друг с другом и с другими людьми;
- уметь вести диалог, отстаивать свою точку зрения, формулировать свои мысли.
Коррекционно-развивающие:
- формировать зрительное и слуховое восприятие на основе речевого материала;
- развивать мелкую моторику на основе упражнений в прорисовке мелких деталей орнамента;
- коррекция мыслительных операций на основе упражнений в сборе, анализе, обработке, сохранении информации и обмене полученными знаниями.
Воспитательные:
- воспитывать навыки общения с учителем и с одноклассниками, с членами семьи; - повышать мотивацию в изучении истории родного края и усиливать самоконтроль за собственной речью;
- прививать любовь к родному краю, к его истории, культуре, архитектуре, к русским и православным традициям.
Духовно-нравственные:
- прививать любовь к своей семье, уважение ко всем членам семьи, заботу о родителях;
- формировать уважение к истории, культуре, традициям своей малой родины.
Участники проекта – обучающиеся 5-6 класса, родители, классный руководитель.
Сроки реализации проекта – апрель 2023г.
Ожидаемый результат:
- обогащение и систематизация знаний обучающихся о родном крае, его истории, культуре, архитектуре, о русских и православных традициях;
- формирование устойчивого интереса к изучению родного края;
- приобщение родителей обучающихся к исследовательской деятельности через проявление познавательной активности по изучению семейных и православных традиций;
- активизация познавательного интереса к родному краю и формирование заботливого отношения к семье и семейным ценностям.
Воспитательная ценность проекта:
У обучающихся повысился уровень развития коммуникативных навыков через взаимодействие друг с другом, с учителями и родителями, а также уровень мотивации к изучению истории родного края.
Познавательная ценность проекта:
Расширился и систематизировался объем знаний детей о родном крае, его истории, культуре, архитектуре, русских и православных традициях, семейных ценностях; повысился интерес к изучению родного края.
Основная часть
Всем нам известно, что наш город Вышний Волочек богат своей историей, традициями, памятниками и достопримечательностями и считается одним из носителей культурного наследия малых городов Тверской области.
На одном из классных часов мы обсуждали тему веры и православия. Оказалось, что в нашем классе крещеные почти все дети, и некоторые как раз готовятся принять крещение в этом году. Все наши семьи посещают храм и отмечают православные праздники, чтут церковные традиции.
Мы говорили о том, как важна семья для каждого человека, о том, как должны строиться взаимоотношения в семье между детьми и родителями, между братьями и сестрами, между бабушками-дедушками и внуками. Церковь так же учит людей, как строить взаимоотношения в семье, с друзьями и просто с другими людьми, которые встречаются нам в жизни.
Учитель рассказала нам, что любая церковь это не только место для проведения православных ритуалов, но и исторический памятник, своего рода музей истории родного края. У любого здания, в том числе и у храма, как и у человека, есть своя история жизни: у человека дата рождения, а у храма год создания; у человека родители, а у храма – его создатели, архитекторы и строители; у человека бывают важные события в жизни – учеба, свадьба, потеря близких…, и у храма – его закрывали, разрушали, снова восстанавливали и открывали…
Мы вспомнили об одном храме нашего города, который показался нам очень необычным. Выбирая храм Успения Пресвятой Богородицы, как исторический и культурный памятник нашего родного края, мы понимали, что это будет очень интересное и познавательное исследование.
Мы нашли в интернете много фотографий храма, сделанных в разные годы. Внешний вид храма на них немного отличается от настоящего облика.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Вышнем Волочке представляет памятник архитектуры, сочетающий в себе элементы русского стиля и петербургской архитектуры первой четверти XVIII века.
Кирпичный трёхпрестольный храм, построен в русском эклектичном стиле. Представляет собой массивный четверик на высоком подклете с одной главой на световом восьмигранном барабане.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы расположена в бывшей Солдатской слободе по улице Коммунаров, дом 1/2 в городе Вышний Волочек.
Нам стало интересно узнать историю храма Успения Пресвятой Богородицы, и мы решили начать свои поиски в интернете. Используя интернет-ресурсы, мы нашли много интересной и полезной информации и подготовили краткий доклад об истории храма.
Оказалось, что у храма Успения Пресвятой Богородицы есть свой сайт, где мы нашли много интересного как из истории, так и из современной жизни храма.
Это помогло нам не только научиться добывать полезную информацию, но и составлять связные рассказы.
История храма началась 7 июня 1860 года, когда Вышневолоцким городским обществом было принято решение, утверждённое Губернским правлением, о строительстве купцом 1-й гильдии Я.Я. Ермаковым (с сыновьями) новой церкви при богадельном доме. Строительство продолжалось с 1864-го по 1868 год, и 21 декабря 1868 года в присутствии Высокопреосвященнейшего Филофея, архиепископа Тверского и Кашинского, было совершено освящение церкви в честь Успения Божией Матери, с двумя престолами: во имя Всех Святых и Воздвижения Креста Господня. 5 июля 1869 года – день открытия богадельни на 70 человек. Постепенно количество призреваемых увеличилось до 150 человек. Богадельня и храм содержались на проценты, получаемые с 50 тысяч рублей, которые были специально для этой цели размещены в Общественном банке Ермаковых.
Храмосоздатель и благодетель Яков Яковлевич Ермаков упокоился на 75-м году жизни 14 августа 1869 г. Его дело продолжил сын Флор Яковлевич. В 1881 году на приход были определены Старицкий священник Владимир Осиповский и диакон Алексей Тяжелов. С 1905 года в храме служили священник-настоятель Иоанн Виноградов и диакон Алексей Сперанский. Была открыта церковно-приходская школа и организовано Общество трезвости. В 1915 году количество прихожан составляло 148 мужчин и 149 женщин.
В 1926 г. закрыли богадельню, а её здание заняли под школу. 18 мая 1929 г. пришло постановление СНК о закрытии Ермаковской церкви. В августе 1931 г. с колокольни сбросили колокола. Долгие годы в храме находился склад. С 1941-го по 1945 годы здесь располагался военный госпиталь, с 1944-го по 1946 – 357-й запасной стрелковый полк и фильтрационный пункт для русских раненых военнопленных. Затем храм использовали под склад, а в помещении бывшей богадельни – вновь открыли школу.
Летом 1993 года началось возрождение приходской жизни. 1 мая 1994 года, на Пасху, после долгих лет безбожья, в цокольном этаже Успенской церкви прошла первая служба, а с 23 апреля 1995 года службы стали проходить в притворе храма.
1 сентября 1997 года открылась первая в Вышнем Волочке Православная общеобразовательная средняя школа имени преподобного Сергия Радонежского.
С Рождества 2004 года богослужения проводятся в Центральном алтаре храма. В церкви ведутся реставрационные работы.
Вот такая богатая интересная история у этого храма. Но она не закончена. Храм продолжает жить благодаря вере и помощи неравнодушных людей.
Мы попросили учителя, сходит в этот храм всем вместе. Учитель рассказала нам ка нужно себя вести в храме, что можно делать, а что нельзя.
Наш визит совпал с великой пятницей накануне Воскресения Господня. Об истории праздника Пасхи мы знали из чтения библии и от своих родителей. В храме было очень торжественно и уютно. Было много прихожан, которые молились. Батюшка пригласил нас пройти в центральную часть храма, где была вынесена плащаница, символизирующая гробь Господень. Некоторые из нас приложились и помолились. Кто-то пока стеснялся, их не заставляли, они просто постояли и посмотрели на красивое убранство храма. В любом случае нам всем очень понравилось в церкви, было интересно и красиво.
Мы узнали, что сейчас в храме Успения Пресвятой Богородицы ведутся реставрационные работы, но это не мешает ей работать и проводить ежедневные службы.
Оказалось, что современная жизнь храма так же очень интересна и разнообразна.
Помимо реставрационной деятельности, община храма ведет активную миссионерскую и просветительскую работу. Уже 10 лет приход помогает Вышневолоцкой школе-интернату №2 для детей-сирот и Вышневолоцкому Дому ребенка «Солнышко»
Настоятель храма протоирей Владимир является духовником Православной общеобразовательной средней школы, находящейся в смежном с храмом строении, а так же помогает Вышневолоцкой вечерней школе №1.
При Успенском храме проводятся еженедельные Воскресные встречи. Существует несколько групп: две молодежных – юноши и девушки; две для школьников – мальчики и девочки; две группы женского клуба; семейная группа.
Также при храме работает Социальная служба. Ее работники принимают и распределяют материальную помощь, вещи, продукты, помогают малоимущим и людям в сложной жизненной ситуации.
А еще мы узнали, что при церкви есть православная школа, в которой обычные дети учатся всем школьным предметам, так же как и мы, но помимо того они изучают Закон Божий и Библию.
Это было очень интересно и познавательно. Оказалось, что наши девочки уже читали детскую Библию и рассказали нам самые запомнившиеся им истории. Всем остальным тоже захотелось прочитать Библию и обсудить ее с одноклассниками и с учителем.
На занятиях дефектологии мы обсудили наш визит в храм, поделились своими впечатлениями, а так же вспомнили об истории праздника Пасхи и о традициях, связанных с ним.
В своих семьях к этому празднику мы красим вареные яички, и на уроке дефектологии учитель предложила нам раскрасить бумажные шаблоны яиц для украшения нашего класса цветами по собственному выбору. А затем обсуждали значения выбранных цветов. Это научило нас творчески мыслить и обосновывать свой ответ. Мы в своих рассуждениях объясняли, почему выбрали именно такие цвета и узоры, какие чувства они у нас вызывают, какое праздничное настроение придают нам наши яркие яички.
Это имеет большое значение в развитии речевых навыков, потому что, проговаривая свои действия, мы используем полную конструкцию предложений. Таким образом, мы не только получали определенные знания, но и учились сопровождать свои действия речью.
В преддверии праздника Пасхи мы решили устроить выставку пасхальных яичек и сделать поделки.
В ходе работы над нашим проектом мы узнали много нового и интересного.
Заключение
Нам очень хотелось поделиться своими впечатлениями от работы над проектом и обобщить полученные знания.
Мы оформили Пасхальное дерево в учебном классе и пригласили других ребят познакомиться с ним.
Мы создали презентацию проекта, которую представили ребятам в 4 школе на отборочном этапе Конкурса.
Наши яркие расписные яички учитель дефектолог показал младшим ребятам как образцы для их творчества. Им тоже захотелось раскрасить свои бумажные яички. Это помогло нашим младшим товарищам выучить цвета, научиться аккуратно раскрашивать по шаблону, не заходя за границы.
А на Пасху мы обязательно пойдем со своими мамами в Храм Успения Пресвятой Богородицы и расскажем им об его удивительной истории.
Но самое главное изучение истории храма, показало нам, как важно знать историю своего родного края, как много у нас интересных старинных зданий со своей богатой удивительной историей и архитектурой.
В процессе совместной работы в проекте мы научились развивать коммуникативные навыки, с уважением относиться и взаимодействовать друг с другом и с другими людьми, с учителями и с родителями; научились обобщать и распространять опыт, полученный во время создания этого проекта; научились вести диалог, отстаивать свою точку зрения, формулировать свои мысли. Мы смогли приобщить членов своих семей к исследовательской деятельности через проявление познавательной активности по изучению семейных и православных традиций.
Таким образом, цель проекта нами достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Этот проект объединил учеников всех классов, помог им ближе подружиться, научил их общению с помощью диалога.
Материалы данного проекта могут заинтересовать не только детей, но и педагогов других ОУ.
И мы очень надеемся, что наш проект «Храм Успения Пресвятой Богородицы как наследие истории и культуры Вышневолоцкого края» поможет всем ученикам нашей школы любить и ценить историю нашего родного края, его историю, культуру, архитектуру и традиции.
Список используемой литературы
Сладость для сердца
Ласточка
Бородино. М.Ю. Лермонтов
За еду птицы готовы собирать мусор
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись