Преступления среди подростков
Вложение | Размер |
---|---|
prestupnost_sredi_podrostkov_.docx | 277.03 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НЯГАНЬ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14»
_____________________________________________________________________________
Проект
Тема: «Преступность среди подростков»
Автор работы: Попова Дарья Андреевна
ученица 10 А класса МАОУ МО г.Нягань «СОШ№14»
Руководитель: Ипатов Виктор Андреевич
г. Нягань
2022 год
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..1
Глава 1. Подростковая преступность как проблема современного общества…..5
1.1 Понятие подростковой преступности………………………………………….5
1.2 Причины подростковой преступности…………………………………………8
1.3Факторы, влияющие на становление личности несовершеннолетнего преступника………………………………………………………………………….10
1.4 Особенности подростковой преступности…………………………………….12
1.5 Профилактика подростковой преступности…………………………………..13
Глава 2. Практическая часть
2.1 Статистика преступлений, совершенных несовершеннолетними на территории ХМАО – Югры………………………………………………………………………16
2.2 Опрос по теме «Подростковые правонарушения» …………………………...16
Заключение…………………………………………………………………………..19
Приложение 1………………………………………………………………………..20
Приложение 2………………………………………………………………………..21
Приложение 3………………………………………………………………………..22
Приложение 4………………………………………………………………………..23
Приложение 5………………………………………………………………………..24
Список литературы………………………………………………………………….25
Введение.
Актуальность проекта: Проблема преступности среди несовершеннолетних остается, пожалуй, одной из основных проблем всего цивилизованного сообщества, России, в том числе. В настоящее время актуальна проблема агрессии, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в учебных заведениях, в транспорте. Резко возросла преступность среди молодёжи. В последние годы особую остроту и актуальность приобретает проблема преступности несовершеннолетних. Специалисты из разных областей высказывают тревогу по поводу деградации молодого поколения, которое, еще не начав жить, уже лишило себя перспективы найти достойное место в обществе. Рост различных форм преступности, аморальных проявлений тревожит родителей и учителей, ученых и политиков, работников милиции, судов, колоний и т.д. Я выбрала тему для исследования связанную с преступностью несовершеннолетних в нашей стране, так как считаю её важной и интересной для рассмотрения. В настоящее время данной проблемой занимается множество российских социологов, но, на мой взгляд, никого не касается данная проблема больше, чем нас - молодёжь. Потому что мы - будущее нашей страны, и то, каким будет это будущее, зависит только от нас самих.
Цель проекта: изучить подростковую преступность.
Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи.
Задачи проекта:
Объект исследования: подростки от 14 до 18 лет.
Предмет исследования: правонарушения среди несовершеннолетних
Методы исследования:
1. Изучение литературы
2. Изучение статистики правонарушений
3. Работа с интернет ресурсами.
4. Анализ и синтез полученных знаний.
Основная гипотеза исследования: Главной причиной роста преступности является политическая и экономическая нестабильность в российском обществе. Социальная среда влияет на рост преступности.
Практическая значимость работы в том,что исследование может быть полезно педагогам и учащимся общеобразовательных школ на уроках обществознания, а также классным руководителям при проведении часов общения и родительских собраний.
Глава 1.Подростковая преступность как проблема современного общества.
1.1. Понятие подростковой преступности.
Преступление - это совершенное виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания (Ст. 11 УК РФ)
Это значит, что преступлением признается такое деяние, которое причиняет вред или создает угрозу причинения существенного вреда правоохранительным интересам, то есть объекту преступления. Поэтому общественная опасность определяется, прежде всего, объектом преступления: его важностью, социальной ценностью. Чем важнее объект посягательства, тем значительнее причиняемый ему вред, тем большая степень общественной опасности деяния.
Преступление совершается с прямым или косвенным умыслом.
Прямой умысел - это ситуация, когда лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело и желало наступления преступных последствий своего деяния. Так бывает, например, когда человек в пылу ссоры готов убить своего врага и сознательно наносит удары ножом в самые уязвимые места: живот, грудную клетку, понимая, что это может причинить смерть.
Косвенный умысел - это ситуация, когда лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит последствия и сознательно допускает их наступление, т. е. ему их наступление безразлично. Другими словами, преступные последствия не есть цель преступления, а побочный результат — та цена, которую лицо готово заплатить за достижение других целей. Так бывает, когда в процессе нападения на инкассатора преступник, отстреливаясь, убивает случайных прохожих.
Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.
Легкомыслие - это ситуация, когда лицо предвидело возможность наступления последствий, но легкомысленно, без достаточных к тому оснований рассчитывало на их предотвращение. Так бывает, например, когда водитель, понимая, что это опасно, превышает скорость в условиях гололедицы и это приводит к дорожно-транспортному происшествию с человеческими жертвами.
Небрежность - это ситуация, когда лицо не предвидело, но при необходимой внимательности и предусмотрительности могло и должно было предвидеть наступление преступных последствий. Так, Р. небрежно отнесся к выполнению своих служебных обязанностей, в результате чего на территорию завода проникли посторонние лица, похитившие там метанол. В результате 19 человек скончались. Р. был осужден за халатность.
Случаются ситуации, когда лицо не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий, не должно было и не могло предвидеть наступление последствий. Так бывает, например, когда человек, купив телевизор и включив его, вдруг видит, что произошло самовозгорание, в результате чего выгорел дом, погибли люди. Какими бы тяжкими ни были последствия, если лицо не должно было и не могло их предвидеть, оно считается невиновным и его деяние не считается преступлением.
Преступностью же считается исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое негативное явление, представляющее собой систему преступлений, совершённых на определённой территории в тот или иной период времени.
Преступность несовершеннолетних - это совокупность преступлений в обществе, совершаемых лицами в возрасте от 14 до 18 лет.
Преступность несовершеннолетних, является составной частью преступности вообще, но и имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения. Необходимость такого выделения обусловливается особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием.
Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, с одной стороны, достигают уже достаточно высокого уровня социализации (у них появляется самостоятельность, настойчивость, умение контролировать свое поведение, владеть собой), с другой - происходит дальнейшая социализация личности (продолжается или завершается обучение в школе или в техникуме, происходит уяснение своего места в обществе, накапливается опыт межличностных отношений).
Минимальный возраст несовершеннолетнего определяется ст. 20 УК, которая предусматривает, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет. За некоторые преступления, перечень которых установлен в ч. 2 ст. 20 УК РФ, установлен пониженный возраст уголовной ответственности - четырнадцать лет.
К таким преступлениям относятся: убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), похищение человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131), насильственные действия сексуального характера (ст. 132), кража (ст. 158), грабеж (ст. 161), разбой (ст. 162), вымогательство (ст. 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166), умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 167), терроризм (ст. 205), захват заложника (ст. 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 и 3 ст. 213), вандализм (ст. 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267).
1.2.Причины подростковой преступности
В возрасте отрочества людям присуще стремление освободиться от опеки и контроля со стороны взрослых и ощутить свою взрослость. Подростки демонстрируют ее, подражая внешним проявлениям – курению, употребления алкоголя, следуя моде и выбирая недетские способы досуга.
Причины к совершению преступлений лежат в психологических особенностях подростка, который желает чувствовать свою значимость и ценность. И если он не успешен в спорте, учебе или общественной жизни, или растет в неблагоприятной семье, подросток знакомится с уличной жизнью, где находит общение с такими же «отверженными». Там властвует своя, особенная психология, которая и толкает к подростковой преступности. Среди них существуют свои законы, согласно которым выживает сильнейший, а противостояние враждебному обществу является стилем жизни
Многие несовершеннолетние правонарушители совершили преступление из любопытства и озорства, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, чтобы утвердиться в глазах сверстников, показать свою силу и превосходство. Кого-то подтолкнул к проступку авторитет и пример старшего из преступного мира. А ведь подростки очень впечатлительны и легко попадают под дурное влияние.
Со временем выдвигаются корыстные мотивы, зависть и выгода, и преступление становится спланированным. Подростки чувствуют свою безнаказанность, и это толкает их на новые проступки. К сожалению, со временем ситуация только ухудшается. И причинами роста подростковой преступности являются ухудшение экономической ситуации, насаждение отрицательного героизма в СМИ, жестокость в компьютерных играх и желание «легкой» наживы.
Все сильнее из года в год растет число преступлений совершенных в группе. Существующее ныне множество неформальных молодежных групп подвергается постоянной критике, но при этом не предлагается никаких других вариантов. Подрастающие люди изначально социальны. Они стремятся к объединению. И каждый в группе чувствует свою силу. Он формируется как личность.
К сожалению, общество не смогло предложить молодежи новых ориентиров. Прежние и новые молодежные организации не сумели ни завоевать широкое признание молодежи, ни стали заметными помощниками общества в решении молодежных проблем и воспитании молодого поколения. Одним из психологических факторов формирования преступного поведения является эмоциональная отчужденность подрастающего человека.
Нужно отметить, что важную роль в семейном воспитании играет вся обстановка семейной жизни, и в частности эмоциональный характер взаимоотношений между родителями и детьми. Взрослые для растущего человека являются неким «психологическим центром». Известно, что в тех случаях, когда «психологический центр» в лице матери, отца иди другого заменяющего их лица не выполняет возложенные на него природой и обществом функции, у ребенка появляется чувство беспокойства, неопределенности и своей незащищенности.
Это формирует у него личную позицию неприятия окружающей среды, непонимание ее. Ребенок даже начинает ожидать угрозу от общества. С другой стороны, возрастает негативное влияние со стороны сверстников на формирование правосознание подростка. Неформальные группы также способствуют распространению алкоголизма, наркомании и токсикомании в подростковой среде. Таким образом, не следует забывать, что основы характера, жизненные установки, ценности изначально закладываются в семье.
Именно в раннем возрасте, в семье детям прививаются основные моральные требования, правила поведения и приличия. И в связи с этим весь дальнейший процесс воспитания (в школе, на работе, в общественных организациях и т. п.) уже имеет определенные основы нравственных устоев, заложенных в характере человека семьей. Поэтому дефекты семейного воспитания одна из главных причин преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних. В результате влияния социально-экономических и политических факторов в последние годы в некоторых семьях сложилась криминогенная обстановка.
Она привела к увеличению числа асоциальных семей различных типов. В настоящее время в наиболее сложном положении в обществе находятся дети и подростки, не защищенные от негативного влияния неблагополучной родительской семьи, в результате чего значительная часть детей и подростков получает пример аморального образа жизни, деформируются в своем развитии, приобретая негативные личностные качества.
Среди несовершеннолетних с девиантным поведением значительным остается число лиц, проживающих в неблагополучных семьях. У многих воспитанников воспитательной колонии в семье существовали разногласия между старшими членами семьи, а также между ними и детьми, выливающиеся в открытые конфликты
Многие подростки совершали преступление не по причине неблагоприятного стечения обстоятельств, а в силу того, что они постепенно приближались к правонарушению в процессе деградации личности.
1.3. Факторы, влияющие на становление личности несовершеннолетнего преступника
На становление личности несовершеннолетнего преступника влияют семьи, в которых существуют следующие факторы:
В таких семьях, как способ общения, утвердились аморальность, культ насилия. Взаимное неуважение, грубость, жестокость, откровенный цинизм в межличностных отношениях, становясь привычными для детей, с одной стороны, вызывают у них стойкую ненависть к непосредственным виновникам создания подобной обстановки в семье, а с другой – одновременно формируют аналогичные качества и отношения у самих подростков.
Одним из негативных обстоятельств в неблагополучных семьях является неуважение по отношению друг к другу. В бытовом общении используются нецензурные слова, различные оскорбительные выражения, грубый тон и т.п. Обстановка в таких семьях характеризуется периодическими или протекающими с нарастающей интенсивностью конфликтами, драками, кратковременными или длительными разрывами семейных связей, супружеской неверностью
Таким образом, причинами подростковой преступности являются психологические особенности подростка, который желает чувствовать свою значимость и ценность. И если он не успешен в спорте, учебе или общественной жизни, или растет в неблагоприятной семье, подросток знакомится с уличной жизнью, где находит общение с такими же «отверженными». Там властвует своя, особенная психология, которая и толкает к подростковой преступности.
1.4. Особенности подростковой преступности:
1.5.Профилактика подростковой преступности:
Профилактические меры должны проводиться на государственном уровне. Необходимо ограждать подрастающее поколение от пагубного влияния СМИ и компьютерных игр, которое пропагандирует насилие, жестокость, безнаказанность, а также употребления наркотических веществ. Поэтому важно создать как можно больше спортивных секций и клубов по интересам, чтобы подростки были заняты полезным делом, а не предоставлены сами себе.
Кроме того, необходимо создавать рабочие места для несовершеннолетних. Для вернувшихся с мест лишения свободы следует проводить реабилитацию в обществе для профилактики рецидивов. Для предупреждения преступности среди подростков необходимо расширение сети социозащитных учреждений, предлагающих психологическую помощь. И конечно, важно эффективными способами пропагандировать общечеловеческие ценности, авторитет семьи и социальной справедливости.
Таким образом, осуществление указанных мер обеспечивается конкретными органами и учреждениями, составляющими систему. В число субъектов системы профилактики преступности несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы и учреждения социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, опеки и попечительства, службы занятости.
Исключительное значение имеет предупреждение отрицательного влияния на подростков со стороны родителей. Это, прежде всего, семьи, где родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для воспитания детей, допускают жестокое обращение с ними, вовлекают детей в преступную и антиобщественную деятельность, пьянствуют, ведут аморальный образ жизни.
Очевидно, что подростки из таких семей нуждаются в мерах социально-правовой охраны. В таких случаях обоснованным будет решение о лишении родителей родительских прав и передаче подростков в детское учреждение или другим лицам при условии, что такие лица смогут обеспечить их надлежащее воспитание.
Разумеется, такие меры должны применяться лишь тогда, когда окажутся безрезультатными беседы с родителями; оказанная помощь (педагогическая, материальная или иная); воздействие общественных организаций, трудовых коллективов или администраций по месту работы; применение административных мер; мер, направленных на лечение родителей от алкоголизма, наркомании; ограничение дееспособности и т.д.
Однако необходимо учесть, что оторванность от родителей делает некоторых несовершеннолетних еще более беспомощными. Может в такой ситуации более целесообразно будет применение ограничения родительских прав, предусмотренного ст. 73 Семейного кодекса РФ [8, ст. 73].
Такая мера предоставляет широкие возможности для осуществления профилактического воздействия на родителей, а так же дает им шанс изменить свое поведение.
Таким образом, профилактика подростковой преступности заключается в занятости подростков в различных кружках и секциях, в летних трудовых лагерях, в повседневной помощи своим близким и одиноким людям. В образовательных организациях, где обучается подросток, необходимо вести с семьями профилактическую работу по поводу занятости ребенка в свободное время, организовывать совместные семейные мероприятия с целью укрепления семейных отношений. Во время профилактических бесед необходимо делать упор на то, что главной ценностью в жизни являются семейные отношения, а не материальные блага.
Глава 2. Практическая часть.
Первая задача практической работы: проанализировать уровень подростковой преступности в Ханты-Мансийском Автономном Округе – Югре.
Решение задачи: узнать информацию на официальном сайте Департамента образования и молодёжной политике.
2.1. Статистика преступлений, совершенных несовершеннолетними на территории ХМАО – Югре.
Согласно официальной статистике, количество зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними на территории ХМАО – Югре в 2020-2021 гг., имеет тенденцию к снижению. Так, в 2020 году было зарегистрировано 336 правонарушения, в 2021 – 328.
Преступления несовершеннолетних в структуре всех преступлений также уменьшается в течение последнего десятилетия при колебании в последние годы.
О характере подростковых преступлений говорят следующие цифры:
Основную массу деяний (86%) составляют преступления небольшой и средней тяжести. Чаще всего несовершеннолетними лицами совершались преступления против собственности (200), против жизни и здоровья (18), в сфере незаконного оборота наркотиков, а также связанные с неправомерным завладением автомобилем без цели хищения (по 11).
Чаще всего воруют деньги, алкоголь, продукты питания, мобильные телефоны.
2.2.Опрос по теме «Подростковые правонарушения»
Вторая задача практической работы: провести опрос в школе по теме «Подростковые правонарушения», для изучения информированности школьников о проблеме подростковых преступлений. (Вопросы анкеты в приложении 2, 3)
Решение задачи: Проведение анкетирования учеников МАОУ МО г. Нягань СОШ№14 на тему: "Подростковые правонарушения".
Социологический опрос в МАОУ МО г.Нягань СОШ№14 на тему: "Подростковые правонарушения" (Результаты в приложении 3,4)
В марте 2022 года в в МАОУ МО г. Нягань СОШ№14 проводился социологический опрос с целью выявления и изучения информированности подростковых правонарушений в опросе приняло участие 40 человек, из них 15 девочек и 25 мальчиков.
Все школьники (100%) ответили отрицательно на первый вопрос «Мое отношение к правонарушениям среди несовершеннолетних».
На второй вопрос «В чем причина роста правонарушений» половина учащихся (50%) предпочли указать причину роста правонарушений в виде влияния окружающей среды, другая половина учащихся (50%) видят причину в недостаточном контроле родителей.
На третий вопрос «Кто чаще совершает правонарушения?» большинство учащихся (60%) посчитали, что чаще совершают правонарушения дети «группы риска», другие учащиеся (40%) посчитали, что дети из неблагополучных семей.
На четвертый вопрос «Бывают ли ситуации, что вы хотите совершить правонарушение?» большинство опрошенных (80%) ответили, что у них не бывает ситуаций, когда они хотели бы совершить правонарушение, и малая часть учащихся (20%) иногда задумывались над совершением правонарушения.
На пятый вопрос «Как решить проблему подросткового правонарушения?» половина учащихся (50%) предложили родителям больше контролировать действия и поведение подростков, другие ученики предложили организовывать досуг подростка (30%), пропаганда ЗОЖ (10%), пропаганда правовых знаний (10%)
Опрос школьников показал: подростки считают, что уровень преступности в последние годы возрос и ведет к негативным последствиям для нашего общества. Снизить преступность, по их мнению, можно с помощью деятельности семьи, организации досуга подростков, пропаганды среди них правовых знаний. (Результаты в приложении 3,4)
Заключение
Таким образом, причинами подростковой преступности являются психологические особенности подростка, который желает чувствовать свою значимость и ценность. И если он не успешен в спорте, учебе или общественной жизни, или растет в неблагоприятной семье, имеет перед собой дурной пример поведения, то он может легко попасть в зону риска. Подростковая преступность имеет свои особенности, которые также обуславливаются психологическими особенностями подростка.
Профилактические меры должны проводиться на государственном уровне. Осуществление профилактических мер обеспечивается конкретными органами и учреждениями, составляющими систему. В число субъектов системы профилактики преступности несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы и учреждения социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, опеки и попечительства, службы занятости.
Согласно официальной статистике, количество зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними на территории ХМАО – Югры в 2020-2021 гг., имеет общую тенденцию к снижению, хотя по-прежнему происходят колебания. Причем необходимо помнить о латентной преступности (многие правонарушители остаются не пойманы).
Опрос школьников показал: подростки считают, что уровень преступности в последние годы идет на спад, но все же ведет к негативным последствиям для нашего общества. Снизить преступность, по их мнению, можно с помощью деятельности семьи, организации досуга подростков, пропаганды среди них правовых знаний.
Приложение 1
Статистика преступлений, совершенных несовершеннолетними на территории ХМАО – Югре
2020 | 336 |
2021 | 328 |
Данные взяты с официального сайта департамента образования и молодежной политики ХМАО-ЮГРЫ
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
1. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: ст. 73 от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017)
2. Антонян, Ю.М. Причины преступного поведения [Текст] / Ю.М Антонян. – М.: Логос, 1992. – 715 с.
3. Бакаев, А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних [Текст] / А.А. Бакаев. – М.: Логос, 2004. – 218 с.
4. Башкатов И.Л. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. М.: Норма, 2013. 54 с.
5. Гилинский Я.И. Преступность несовершеннолетних: криминологический анализ // КриминалистЪ. 2010. №2. С. 84 – 90.
6. Гилинский Я. И. Преступность несовершеннолетних в России //Альманах «Неволя». Приложение к журналу «Индекс»/ Досье на цензуру – 2005 №3
7. Кравченко, А.И. Социология [Текст] / А.И. Кравченко. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.– 640 с.
8. https://depobr-molod.admhmao.ru/upload/iblock/8bb/Postanovlenie-7.pdf
10. Ryzhova O. A., Martynova. S. S. Electronic scientific journal «Science. Society. State» 2017, vol. 5, no. 4, http://esj.pnzgu.ru. Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство»2017. Т. 5, № 4 (20) http://esj.pnzgu.ru ISSN 2307-9525 (Online)
11. http://dic.academic.ru
12. http://www.kakprosto.ru/kak-883770-podrostkovaya-prestupnost-prichiny-
13. https://yandex.ru
15.http://kdn.pnzreg.ru/open-government/property-support/statisticheskie-dannye-po-penzenskoy-oblasti.php
16. https://otherreferats.allbest.ru/law/00133112_0.html
Просто так
Две лягушки
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Два морехода
Муравьиная кухня