Доклад на школьном этапе XXXII Международных Рождественских образовательных чтений.
Вложение | Размер |
---|---|
rozhdestvenskie_chteniya.docx | 23.61 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лосненская средняя школа
Починковского района Смоленской области
Доклад
на школьном этапе
XXXII Международных Рождественских образовательных чтений
на тему:
«Православие и отечественная культура:
потери и приобретения минувшего, образ будущего»
Выполнила: Новикова Ксения Алексеевна,
10 класс
Руководитель: Конюхова Елена Игоревна,
заместитель директора по ВР
д. Лосня, 2023 г.
Русское искусство и православная вера на протяжении многих веках шли рука об руку. Почти семь столетий (а это две трети исторического пути Русского государства!) искусство развивалось в рамках, устанавливаемых религией. Тесно связаны с религиозным каноном были первые светские романы и повести, возникшие в XVII в. Одним из таких произведений можно назвать «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».
Это автобиография Аввакума Петрова, главной фигуры русского старообрядчества, диссидента и вдохновителя церковного раскола XVII века. Протопоп необычайно живо и подробно по меркам своего времени рассказывает о своей жизни, о гонениях за веру, перенесённых им самим и его сподвижниками, о чудесах, которые совершал сам и которым был свидетелем, бранит патриарха Никона, его церковную реформу и исправленные им по греческому образцу церковные книги, отстаивает двуперстное крестное знамение и другие важные догматы старого обряда. Аввакум пишет свою книгу в продолжение религиозно-политической полемики — и попутно открывает для русской литературы жанр автобиографии, прокладывая дорогу психологизму, юмору и бытописательству.
Почти два столетия после смерти Аввакума его «Житие» распространялось только среди старообрядцев как священный текст. Однако в области светской культуры творчество Аввакума долго оставалась неизвестным, о нём не упоминают ни Тредиаковский, ни Сумароков, ни Ломоносов, ни Пушкин.
Первая публикация «Жития» в середине XIX века была встречена с огромным интересом. Достоевский в «Дневнике писателя» приводит язык Аввакума в пример того «многоразличного, богатого, всестороннего и всеобъемлющего» русского материала, который напрасно презирают, считая «грубым подкопытным языком, на котором неприлично выразить великосветское чувство или великосветскую мысль». Лесков вдохновлялся образом Аввакума, работая над «Соборянами», в черновиках протопоп является его герою в видениях, но в окончательном варианте романа Аввакум уже не упоминается, потому что Лесков разочаровался в старообрядчестве. Тургенев не расставался с «Житием» в заграничных поездках, восхищался: «Вот она, живая речь московская!» При этом он, как и многие образованные люди того времени, воспринимал Аввакума как человека невежественного: «Груб и глуп был Аввакум, порол дичь, воображая себя великим богословом, будучи невеждой, а между тем писал таким языком, что каждому писателю следует изучать его». Это не соответствовало действительности: Аввакум был с юности очень начитан, и этим, в частности, объяснялось его необычно раннее рукоположение — уже в 23 года. Справедливее к нему отнёсся позднее Лев Толстой, назвавший Аввакума «превосходным стилистом».
Влияние православия также можно наблюдать и на искусство живописи. Ранний жанр портрета в русском искусстве XVII века – парсуна – в своих живописных средствах находился в зависимости от иконописи. Первоначально парсуна была синонимом понятия «портрет» вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания. Само название «парсуна» является искажением слова «персона», которым в XVII веке назывались светские портреты. В парсунах можно увидеть идеализацию героев, каноничность образов, статичность поз, плоскостное письмо, часто их писали на дереве темперными красками – все эти черты присущи иконописи. «Парсунная» традиция сохраняла жизнеспособность примерно на протяжении столетия. Интересно, что отношение к изображённому на парсуне оставалось священным. Во-первых, цари представлялись не просто в образе правителей, а скорее как избранники Царя Небесного. Изображения государей помещаются в особое пространство, которое обозначено золотым фоном, их взгляд отрешён, а лица-лики кажутся реальными и нереальными одновременно.
Например, на парсунах, где изображается Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович, явно прослеживаются идеи божественности и значимости личности царя. Помимо золотого фона, на котором показаны фигуры, цари одеты в античные латы, которые невольно обращают зрителя к теме римских императоров, а сам образ всадника со времен конной статуи Марка Аврелия ассоциируется с императором. Используя все эти детали, художники демонстрируют богоизбранность русских царей и их связь с римскими кесарями.
Разделение искусства и религии, происшедшее в начале XVIII в. вследствие проведенных Петром I реформ, стало крупнейшей трагедией русской культуры. Оно имело печальные последствия как для Православной Церкви (они отдалилась от значительной части русской интеллигенции), так и для искусства — литературы, живописи и музыки (которые утратили часть позитивных ценностей, выраженных в религиозных идеалах).
В XIX в. в русской культуре достаточно четко обозначились два идейных течения. Одно было связано с традиционными духовными ценностями, воплощенными в православной вере; другое — с либеральными ценностями западной культуры. Первое течение ориентировало общество на медленное, постепенное развитие, основанное на соблюдении национальных традиций; второе — на быструю модернизацию, реформы, которые должны были сблизить Россию с Западной Европой.
В нормальных условиях обе тенденции должны были бы дополнять друг друга, однако в России они вызвали противостояние в обществе, привели к трагическим конфликтам, основанным на взаимном непонимании. В жизни В.Г. Белинского, например, были периоды веры и воинствующего безверия. В обществе предпринимались попытки религиозного синтеза, принципов православия с католицизмом или протестантизмом (религиозные поиски В.С. Соловьева). Трагичность этого конфликта хорошо выразил П.Я. Чаадаев в своих «Философических письмах».
Религиозные формы прочно вошли в русский быт и русскую культуру. Даже в те периоды, когда в качестве государственной идеологии выступал атеизм, религия воздействовала на сознание людей. Содержание, привнесенное новой идеологией, неизбежно воплощалось в старых формах. Иногда новые явления носили пародийно-гротескный характер, как, например, празднования «комсомольской Пасхи» или «комсомольского Рождества», в которых православные обряды были кощунственно вывернуты наизнанку (что подтверждало христианские представления о дьяволе как об обезьяне Бога). Чаще можно говорить об официальном, серьезном, возможно вполне осознанном использовании старых культовых форм для утверждения новой идеологии, претендовавшей на то, чтобы стать, по сути, религией.
Галереи портретов В. Ульянова (Ленина) и членов Политбюро ЦК КПСС в парткомах и райкомах воспроизводили иконостас; съезды партии напоминали церковную литургию, во время которой генеральный секретарь, подобно патриарху в храме, произносил ритуальную проповедь. Быстрота проникновения коммунистической идеологии в сознание народа во многом объясняется ее религиоподобностью: изменив объект преклонения, она использовала многие прежние обряды. Религиозный характер носило почитание И.В. Джугашвили (Сталина). Вера в коммунизм заместила в сознании ряда людей веру в Бога.
Конец 80-х—90-е г. XX в. ознаменовался бурным ростом интереса к религии в русском обществе. Увеличение числа верующих, возвращение Церкви разрушенных храмов и монастырей, их восстановление и строительство новых — все это характерные приметы российской жизни в конце второго тысячелетия. Большими тиражами стала выходить различная религиозная литература. Были переизданы работы русских религиозных философов (НА. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, Д.С. Мережковского, В.С. Соловьева, ПА. Флоренского, Г.В. Флоровского и др.), произведения русских религиозных писателей (Б.К. Зайцева, И.С. Шмелева), сочинения писателей-классиков (Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого), поднимающие вопросы религии. Усилилось воздействие религии и на творчество современных писателей, в произведениях которых затрагиваются библейские притри (Ч. Айтматов) и библейская символика.
Сегодня тема духовного развития актуальна среди прогрессивной молодежи как никогда. Модно медитировать, ходить на йогу и «быть в потоке». В целях перезагрузки принято уезжать в Азию на буддийский ретрит или в индийский ашрам, но отнюдь не в православный монастырь на Селигере или Валааме. Другими словами, православие сегодня не популярно. Прогрессивные молодые люди смотрят на православную церковь с недоверием, отстраненно, можно сказать «из-за угла». В то время как именно здесь можно найти решения острым проблемам современности, которые так их волнуют.
В связи со стремительным развитием медиа-индустрии, её доступности появляются новые способы приобщения к православию людей разных категорий по возрасту или материальному достатку. Как показывает опрос ВЦИОМ, современная молодежь знает о православии очень мало, в своих убеждениях придерживается различных стереотипов о том, что к церкви обращаются в основном те, у кого всё очень плохо, зажатые люди с различными проблемами, ведущих отрешенный образ жизни. Ярким примером просвещения молодежи в вопросах православия можно считать медиапроект «Дух», который был создан силами псковской молодежи и настоятеля Свято-Троицкого Псково-Печерского мужского монастыря отца Анастасия (Байкова). Данный проект знакомит с историями молодых людей, которые обрели для себя веру в Бога, не становясь при этом воплощением стереотипов.
Другой проект, также направленный на популяризацию духовных ценностей православия, называется «12 храмов». «12 Храмов» — это современный взгляд на Православие, созданный для молодых людей, интересующихся духовным развитием, но не знающих, с чего начать. Проект представляет собой 12 короткометражных фильмов о значимых монастырях России, как о памятниках архитектурного и исторического наследия, а также собрание из интервью с архиереями, наместниками и игуменами монастырей, монахами, трудниками и другими. Основателем проекта и ведущим в фильмах является Андрей Рублёв – популярный предприниматель и блоггер, руководитель проекта и по совместительству режиссер фильмов – Константин Добролюбов. Цикл фильмов приоткрывает завесу церковной жизни для тех, кто только начинает свой духовный путь и имеет неподдельный интерес разобраться и прочувствовать истинную силу и дух Русского Православия. Помимо просмотра фильмов проект реализует программу православных ретритов – это уникальные программы с проживанием на территории монастырей, знакомством с наместниками, питанием в монастырских трапезных, и продолжительными беседами с монахами в неформальной обстановке, а также при проекте существует благотворительный фонд, средства которого идут на восстановление разрушенных или сильно обветшавших храмов нашей страны.
Без Бога нация — толпа,
Объединённая пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что ещё страшней, — жестока.
И пусть на трон взойдёт любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
Рисуем пшеничное поле гуашью
Юрий Визбор. Милая моя
Медведь и солнце
Сила слова
Сторож